© Горбань О.А., Терентьева Е.В., Шептухина Е.М., 2012
УДК 81-119 ББК 72.6
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТРУДЫ ПРОФЕССОРА С.П. ЛОПУШАНСКОЙ
О.А. Горбань, Е.В. Терентьева, Е.М. Шептухина
Статья посвящена профессору С.П. Лопушанской (1926-2008), одному из первых преподавателей Волгоградского государственного университета, ученому, сумевшему заложить в ВолГУ основы подлинно университетского образования, создать научную лингвистическую школу, сформировать прочный научный фундамент, обеспечивающий дальнейшее развитие лингвистических исследований в ВолГУ.
Просто ты -
Мой Университет, Молодой, полный сил, Горделивый.
С.П. Лопушанская, 24 мая 2000 г.
Ключевые слова:университетское образование, инновационная деятельность, научная школа, лингвистическая концепция, русский язык, славянские языки, синхрония, диахрония
В 1943 г., в самый разгар Великой Отечественной войны, в Навтлугский детский дом, находившийся тогда в Тбилиси, приехал с проверкой чиновник из министерства. Давая в своем отчете характеристику одной из воспитанниц детдома Софии Топоровской, он написал о ней словами поэта Н.А. Некрасова: Будешь в университете -Сон свершится наяву!
Две странички этого министерского отчета как будто определили судьбу будущего известного ученого Софии Петровны Лопушанской (Топоровской). Потом в ее жизни появится много университетов - Московский, Казанский, Ленинградский. Но самым главным для нее станет Волгоградский государственный университет.
В 1950 г. С.П. Лопушанская окончила МГУ, в 1961 г. - аспирантуру ЛГУ, более двадцати пяти лет (1950-1977 гг.) преподавала в Казани. С мая 1980 г. и до последних дней ее жизнь была отдана служению Волгоградскому государственному университету. К этому важному этапу своей биографии София Петровна подошла сложившимся ученым и опытным педагогом, сумевшим за долгие годы работы в высшей школе вывести идеальную формулу университетского образования1.
Сегодня трудно переоценить все то, что сделала София Петровна Лопушанская для формирования молодого университета, признания ВолГУ как ведущего научного, образовательного и культурного центра региона. Будучи оригинальным исследователем, она по-научному четко сумела сформулировать, в чем состоит суть университета, и этому способствовало то обстоятельство, что более тридцати лет С.П. Лопушанская сотрудничала с коллегами из вузов, имеющих признанные научные школы (Московская лингвистическая школа, Ленинградская лингвистическая школа, Казанская лингвистическая школа).
Основа классического университета, считала С.П. Лопушанская, это его научный фундамент, который определяет различные векторы развития интеллектуальной деятельности человека в самых разных сферах жизни. Оценивая значимость разработанного С.П. Лопушанской научного направления, можно говорить о создании и развитии Волгоградской научной школы «Русский глагол: история и современное состояние», рамках которой существуют такие направления, как «Развитие и функционирование русского (славянского) глагола», «Концептуальные основы разграничения старославянского, русского церковнославянского и древнерусского языков», «Формирование функционально-семантических категорий в русском и других славянских языках».
Оригинальные научные идеи профессора С.П. Лопушанской позволяют по-новому подойти к решению ряда проблем истории русского языка, в частности его морфологической системы, исторического и современного словообразования, лексикологии и лексикографии, взаимодействия литературного языка и диалектов. Предложенный С.П. Лопушан-ской комплексный подход к анализу языковых фактов дает возможность рассматривать закономерности развития языковых систем в единстве формальных, семантических, функциональных факторов, с учетом изменяющихся представлений человека о мире и его месте в нем; разграничить два типа модификаций глагольной лексики, способствующих обогащению и развитию русского языка XI-XX вв.: модуляционные и деривационные семантические изменения при сохранении либо переосмыслении стереотипности, являющейся доминантой концептуального ядра в слове.
Научная концепция профессора С.П. Ло-пушанской формировалась на основе фундаментальных трудов представителей ведущих лингвистических школ России, а учебные курсы строились на принципе включения результатов научных исследований в преподавание вузовских дисциплин. Выдающиеся открытия П.С. Кузнецова, Г.А. Хабургаева, К.В. Горшковой, А.И. Горшкова, В.В. Колесова,
В.М. Маркова в области истории языка нашли отражение в лекционных курсах, читаемых в ВолГУ, а сформулированные С.П. Лопушанс-кой принципы классификации глагольных ос-
нов, предложенное ученым непротиворечивое объяснение процесса эволюции времен и наклонений в истории русского языка, решение ряда проблем исторического и современного словообразования и лексикологии стали основой базовых курсов, преподавание которых существенно отличается от традиционного, принятого в большинстве университетов России. Значительную часть своей научной жизни С.П. Лопушанская посвятила изучению истории русского глагола. Своим многочисленным ученикам такую увлеченность София Петровна объясняла словами писателя Алексея Толстого: «В глаголе бьется пульс языка». Как исследователь, она всегда чутко прислушивалась к этому «пульсу», отслеживая «тоны и ритмы» развития глагольной системы не только русского, но и других славянских языков. Сегодня студенты-филологи ВолГУ осваивают раздел «История глагола» в курсе «Историческая морфология русского языка» в том оригинальном виде, в каком он сложился в лекциях, монографиях и учебных пособиях С.П. Лопушанской. Студенты слушают спецкурсы: «Проблемы исторического и современного словообразования», «Компенсаторные процессы в истории русского (славянского) глагола», «Основные направления семантических исследований в отечественном языкознании», идеи которых были сформулированы в работах ученого.
Важнейшие положения концепции С.П. Лопушанской, апробированные в монографиях, учебных изданиях, статьях, выступлениях на международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, нашедшие отражение в коллективных исследованиях, в полученных грантах РГНФ и РФФИ, Федеральной целевой программе «Русский язык», научных проектах, развиваются, на их основе появляются новые направления филологических исследований в ВолГУ. Ученики профессора С.П. Лопушанской продолжают изучать глагол в синхронно-диахроническом плане, исследуют русский язык в разных сферах его функционирования, рассматривают документный текст в его истории и современном состоянии, устанавливают дискурсивные условия и лингвокогнитивные способы концептуализации и категоризации в языковом сознании и тексте. И сегодня, в начале XXI в., русисты Вол-
гоградского государственного университета ощущают неразрывную связь с идеями С.П. Лопушанской и научным наследием ведущих лингвистических школ России.
Работы профессора С.П. Лопушанской имеют универсальный характер. Блестящий ученый, она видела общие свойства и законы языка, возможные перспективы его развития, умела выявлять научные универсалии и устанавливать межнаучные связи. Эта широта научных взглядов С.П. Лопушанской, перспективность мышления, открытость всему новому, что поднимает лингвистические исследования на качественно иной уровень, обусловили интерес ученого к возможностям современных методик и технологий, в том числе тех, которые объединяются общим направлением «компьютерная лингвистика».
София Петровна Лопушанская не только сама активно использовала новые методы и технологии, но и работала над их внедрением в исследовательскую работу коллег, аспирантов, студентов. Так, по инициативе С.П. Лопушанской в подготовку студентов на филологическом факультете Волгоградского госуниверситета был включен спецкурс по математической лингвистике, который читался доктором физико-математических наук, профессором М.П. Харламовым. Под ее руководством в научно-учебной лаборатории «Глагол» Волгоградского государственного университета была создана картотека древнерусских глаголов движения, которая представляет собой срез с Картотеки Словаря древнерусского языка, составленной и хранящейся в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН, и которая была введена в электронные базы данных, создаваемые в лаборатории с использованием сначала программ, предназначенных для работы на ПК «АГАТ», затем - системы управления базами данных Paradox for Windows (на машинах IBM и совместимых). Эти данные легли в основу исследований древнерусских парных бесприставочных глаголов движения и их приставочных производных, в том числе с помощью статистического метода. Результаты этих исследований отражены в работах С.П. Лопушанской и ее учеников.
Научные труды профессора С.П. Лопу-шанской многогранны, в центре внимания ис-
следователя всегда была история русского и славянского языков, поскольку, по глубокому убеждению Софии Петровны, без знания истории, находясь лишь «на пятачке современности», нельзя познать богатство языка во всей его полноте. Свою любовь к истории русского языка и русской культуре София Петровна умела передать всем - специалистам и неспециалистам, студентам и школьникам. Об этом свидетельствуют ее книги «О вратах учености» и «Страницы истории русского языка». Любовь С.П. Лопушанской к глаголу и сегодня вдохновляет ее учеников. Совсем недавно учителя школ, которые когда-то слушали лекции С.П. Лопушанской, предложили организовать конкурс школьных исследовательских работ «В глаголе бьется пульс языка». Первый конкурс состоится в мае 2012 г. в канун празднования Дня славянской письменности и Дня рождения Волгоградского государственного университета.
В разные годы София Петровна возглавляла кафедру русского языка, была директором НИИ истории русского языка, главным научным сотрудником Института социальноэкономических и гуманитарных исследований ВолГУ и всегда старалась воспитывать студентов на лучших образцах отечественной науки. С.П. Лопушанская приглашала читать лекции ведущих специалистов, потому что была убеждена в том, что студенты должны видеть классиков. Многие поколения студен-тов-филологов ВолГУ вспоминают блестящие лекции, прочитанные Г.А. Хабургаевым, А.И. Горшковым, Л.П. Жуковской, Л.И. Баранниковой, О.Б. Сиротининой, Э.В. Кузнецовой, И.С. Улухановым, А.Н. Тихоновым, М.Б. Борисовой, Л.Л. Касаткиным, Н.Н. За-польской, Э.А. Балалыкиной.
София Петровна, как никто другой, знала, что значит для классического университета научная библиотека и научная традиция. В ВолГУ ею был создан кабинет-музей академика В.И. Борковского, где хранится личная библиотека выдающегося ученого. Позже стараниями С.П. Лопушанской университет приобрел часть научных библиотек Н.Н. и Е.Н. Прокоповичей и З.А. По-тихи. В последние годы своей жизни С.П. Лопушанская много сделала, чтобы большая часть личной библиотеки академи-
ка О.Н. Трубачева тоже была передана ВолГУ. Уже после ее ухода в университете был организован кабинет «Славянский мир академика О.Н. Трубачева», в создании которого активное участие приняла профессор Г.А. Богатова, вдова О.Н. Трубачева, много лет являвшаяся главным редактором «Словаря русского языка Х1-ХУ11 вв.». Научную библиотеку С.П. Лопушанская рассматривала как необходимую среду воспитания личности будущего филолога. Важной для классического университета считала научную преемственность, уважительное отношение к предшественникам, старалась сделать все для того, чтобы студенты могли погрузиться в атмосферу творческой научной лаборатории ученого, почувствовать энергетику, исходящую от книг, которые когда-то держал в руках выдающийся исследователь.
В 2008 г. в университете по инициативе ректора О.В. Иншакова создан кабинет истории русского языка имени профессора С.П. Лопушанской, где как целостная коллекция и хранится ее научная библиотека, рукописи книг и статей, часть научной картотеки, составленной по древнерусским памятникам. В кабинете проходят занятия, с книгами работают студенты, аспиранты, преподаватели. Ученики Софии Петровны и ученики ее учеников имеют возможность перелистать страницы книг, на которых остались пометы, замечания: научный диалог учителя с учениками продолжается, вопросы, заданные летящим почерком учителя, еще ждут своих ответов.
В начале 80-х гг. С.П. Лопушанская сформулировала принцип университетского преподавания «от абитуриента до профессора», университет она рассматривала как возможность развития, всегда видела перспективу: абитуриент - студент - аспирант - докторант - профессор. В восьмидесятые годы этот принцип казался утопическим, но сегодня, спустя тридцать лет, как и мечтала София Петровна, шаг от абитуриента до профессора сделали многие ее ученики, а принцип остается ведущим в университете, обеспечивая научную преемственность между разными поколениями филологов.
Имея широкий лингвистический кругозор, С.П. Лопушанская не замыкалась на сво-
их научных интересах, щедро делилась идеями с коллегами и учениками, она считала, что одно лингвистическое направление не может полноценно развиваться, если не развиваются другие, и активно способствовала развитию исследований не только в области русской филологии, но и в области германских языков, сопоставительного языкознания. Она руководила докторскими диссертациями на материале русского, славянских, германских, романских языков. Всего под руководством С.П. Лопушанской было защищено 10 докторских и 20 кандидатских диссертаций (в том числе гражданами Чехии и Словакии). Ее ученики обеспечивают подготовку русистов в вузах России и Западной Европы, они составляют две трети специалистов высшей квалификации, работающих на филологических кафедрах ВолГУ.
Такие впечатляющие результаты стали возможными и потому, что усилиями руководства университета в 1994 г. был открыт диссертационный совет по филологическим наукам, бессменным председателем которого до последних дней жизни была С.П. Лопу-шанская. София Петровна предложила, чтобы совет получил право принимать к защите диссертации по специальностям 10.02.01 Русский язык и 10.02.04 Германские языки. Это решение способствовало изменению качественного состава лингвистических кафедр ВолГУ. За прошедшие годы произошло значительное увеличение количества преподавателей, имеющих степень кандидата филологических наук. Многие из них защитили диссертации в Волгоградском государственном университете, а процент остепеннености на этих кафедрах уже давно превысил требуемый аккредитационный показатель в 75 %. Всего же со дня основания диссертационного совета по филологическим наукам в нем защищены 153 диссертации (148 кандидатских и 5 докторских), 106 из них выполнены преподавателями и сотрудниками ВолГУ.
Важнейшим условием университетского «жития» С.П. Лопушанская считала возможность вести научную дискуссию на страницах периодической печати. Первым таким опытом стало издание межвузовского сборника «Русский глагол (в сопоставительном освещении)», в котором публиковались аспиран-
ты, кандидаты и доктора наук не только волгоградских, но и других вузов России. С 1984 по 1988 г. вышло 3 выпуска этого сборника, а с 1996 г. стал издаваться «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия “Языкознание (Филология)”». С.П. Ло-пушанская, будучи членом научно-редакционного совета и главным редактором серии, считала честью для себя публиковать свои статьи в университетском журнале, статьи, в которых находили отражение концептуальные идеи, формулировались основные положения ее лингвистической концепции.
Рассказывая о формуле университетского образования профессора С.П. Лопушанс-кой, необходимо упомянуть еще об одной составляющей университетской жизни, которой София Петровна уделяла особое внимание. Всей своей судьбой, собственным примером профессор С.П. Лопушанская доказывала, что ученый должен иметь активную жизненную позицию, участвовать в общественных организациях, быть членом профсоюза. София Петровна была чрезвычайно деятельным человеком, успевала вести не только большую научно-педагогическую, просветительскую работу, но и принимать живое участие в жизни коллег, помогать им словом и делом, поэтому не случайно, что она стала первым председателем профкома ВолГУ.
Коллеги и ученики помнят Софию Петровну Лопушанскую как выдающегося Ученого и удивительно светлого Человека, не изменявшего своему правилу: «Чистые помыслы, доброе слово, благое дело».
За годы работы в ВолГУ С.П. Лопушан-ская заложила основы подлинного университетского образования, сформулировала принципы университетской жизни, создала прочный научный фундамент, обеспечивающий дальнейшее развитие научных исследований. Университетские труды профессора С.П. Ло-пушанской высоко и по достоинству оценены руководством. Но главной наградой в жизни Софии Петровны все же стал Волгоградский университет, университет, который она создавала, которому служила и который любила.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 При подготовке статьи были использованы материалы публикаций: Горбань О. А., Косова М. В., Шептухина Е. М. Принципы комплексного подхода к анализу языковых явлений в трудах профессора С.П. Лопушанской // Семантика древнерусского глагола: синхронно-диахронический аспект. Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 5-26 ; Иншаков О. В. Предисловие // Слово в языке и тексте : сб. ст. к 85-летию со дня рождения Софии Петровны Лопушанской. Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2011. С. 3-4 ; Система времен профессора С.П. Лопушанской // Вестник Волгоградского государственного университета. Юбилейный выпуск: Воспоминания. Мечты сбываются...Волгоград, 2010. С. 103-111 ; Горбань О. А., Шептухина Е. М. Использование компьютерных технологий в исследованиях по истории русского языка // Слово в языке и тексте.
С. 174-180 ; Терентьева Е. В. Компенсаторность как свойство глагольной системы русского языка // Слово в языке и тексте. С. 143-147.