УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ
Т.П.Петухова, И.В.Минина
Аннотация — В статье рассмотрены функциональные возможности университетской компьютерной школы (УКШ) по формированию информационной образованности школьников. Приведена краткая характеристика данного результата обучения. УКШ является распределенной и представлена сетью базовых площадок, которые функционируют в общеобразовательных учреждениях, имеющих с университетом договор о сотрудничестве. Обучение реализуется на основе дополнительной образовательной программы «Основы современных компьютерных технологий», которая построена на использовании свободного программного
обеспечения. В статье дана достаточно подробная характеристика ее структуры и содержания. Обучающие получают навыки работы в нескольких операционных системах (Linux, Windows), изучают возможности обработки различных видов информации с помощью офисных приложений пакета OpenOffice.org (графический редактор Draw, программа для создания презентаций Impress, текстовый редактор Writer, табличный процессор Calc), учатся осуществлять верстку газетных публикаций с помощью программы Scribus, строить векторные изображения в программе Inkscape, осваивают различные программы для Интернет, а также получают базовые навыки программирования в системе программирования Кумир. Задания для обучающихся имеют уровневый характер (репродуктивные и реконструктивные задания с элементами эвристики, творческие проекты). В статье приведены и рассмотрены задания каждого уровня сложности.
Ключевые слова—Университетская компьютерная школа, свободное программное обеспечение, неформальное IT-образование, информационная образованность.
Современный мир переживает информационную революцию, крупные капиталы перетекают из материальных активов в неосязаемые: разработки программного обеспечения, социальные сети, интернет-
Статья получена 6 мая 2017.
Т. П. Петухова. - Оренбургский государственный университет (e-mail: [email protected]).
И.В.Минина - Оренбургский государственный университет (e-mail: [email protected]).
платформы хранения данных и т.п. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития государств является переход к цифровой экономике [1]. В стратегии научно-технологического развития Российской Федерации отмечается исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов. В ближайшие 10 - 15 лет одним из приоритетов научно-технологического развития нашей страны следует считать переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам их конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта [2]. В связи с этим необходима непрерывная 1Т-подготовка креативных специалистов для цифровой экономики, которую следует начинать в рамках довузовского образования.
Заметим, что использование только потенциала школьного предмета «Информатика и ИКТ» не дает требуемого уровня информационной подготовки выпускника общеобразовательной школы. Так ежегодно проводимый мониторинг освоенности данного предмета абитуриентами, поступившими на первый курс Оренбургского государственного университета, показывает, что знание типовых алгоритмов использования информационных технологий и понимание их сути наблюдается лишь у 60% опрашиваемых. При этом доля правильных ответов по содержательным линиям «Информация и
информационные процессы», «Представление
информации, системы счисления и основы логики» составляет, как правило, 40-50%. Все это позволяет констатировать, что у 50-60% абитуриентов, поступивших на первый курс университета, не имеется системы знаний в области информатики и информационных технологий. Примерно 40% абитуриентов не имеют опыта самостоятельной информационной деятельности (за исключением обязательных занятий по информатике), около 50% первокурсников не обладает сформированным ценностным отношением к информации, информационным технологиям и процессу познания в целом. Это говорит о том, что примерно у 40% абитуриентов не сформировано на должном уровне представление об окружающем мире как информационном пространстве, не развиты аналитико-синтетические, проектировочные умения, а также не
заложено ценностное отношение к объектам информационного пространства.
Кроме этого информационная подготовка школьников в рамках только обязательного предмета не всегда позволяет учитывать личностные приоритеты, интерес и выбор учащихся в изучении той или иной информационной технологии и не дает возможности в полной мере реализовать проектную деятельность обучающихся в области информационных технологий.
Таким образом, очевидно, что без услуг, предоставляемым неформальным 1Т-образованием, обойтись невозможно.
В качестве образовательного результата, характеризующего способность школьника
использовать современные информационные технологии в учебной и внеучебной деятельности, мы предлагаем рассматривать уровень сформированности такого его личностного качества как информационная образованность. При этом информационную образованность школьника мы трактуем как способность свободно ориентироваться в информационном пространстве, адаптироваться к его изменениям, осознанно выбирать, активно и результативно использовать современные
информационные технологии в учебной и внеучебной деятельности, осознавать ценность накопленной информации, значимость информационных технологий в жизни при наличии четко выраженного стремления к самосовершенствованию в сфере информационных технологий. Структурно мы считаем, что она включает в себя когнитивный, технологический, коммуникативный и ценностный компоненты [3].
С другой стороны, рассматривая информационное развитие личности в целом, мы позиционируем информационную образованность как этап формирования информационной культуры, следующий за информационной грамотностью [4] и предшествующий информационной компетентности [5].
В плане решения данной проблемы особую важность приобретает активное использование сетевого взаимодействия учреждений образования различного уровня с привлечением ресурсов иных организаций на основе кластерного подхода в образовании [6].
На сетевой форме реализации базируется образовательный проект Оренбургского
государственного университета «Университетская компьютерная школа» (УКШ) [7], функционирующий с 2005 года. Основными целями УКШ является реализация качественного дополнительного 1Т-образования и обеспечение его доступности для детей. Деятельность УКШ регламентируется уставом университета и Положением об Университетской компьютерной школе.
Университетская компьютерная школа является распределенной и представлена сетью базовых площадок, которые функционируют в
общеобразовательных учреждениях, имеющих с университетом договор о сотрудничестве. За 11 лет функционирования УКШ базовые площадки были реализованы в 17 школах города Оренбурга и Оренбургской области. Такая форма получения школьниками дополнительного 1Т-образования
позволяет реализовывать принцип доступности качественного образования даже для самых отдаленных от областного центра районов, а также принцип «образование на месте обитания», т.е. ученики имеют возможность получить дополнительное IT-образование, находясь в своей школе или посещая рядом расположенную школу. Обучение в УКШ способствует развитию логического и творческого мышления обучающихся, позволяет им получить опыт активной и разносторонней информационной деятельности согласно их возрасту и индивидуальным потребностям.
Занятия на базовой площадке УКШ проводят, как правило, учителя данного образовательного учреждения, которые принимаются на работу в Университетскую компьютерную школу по совместительству. Для учителей, работающих в УКШ, проводятся методические семинары, а также реализуется постоянное консультационное сопровождение преподавателями Оренбургского государственного университета.
В первый период своего существования (2005 -2011гг.) УКШ была ориентирована на формирование компьютерной грамотности обучающихся. Был разработан учебный комплекс для дополнительного трехлетнего IT-обучения учащихся 5-9 классов, включающий в себя комплект рабочих тетрадей для учащихся, методическое пособие для учителя и электронный сборник практических заданий. Учащиеся знакомились с основными устройствами компьютера, изучали принципы работы в операционной системе семейства Windows, возможности пакета MS Office, основы сети Интернет и Web-технологий, а также основные инструменты компьютерной графики. Учебный комплекс включал материалы, имеющие краеведческий, практико-ориентированный и познавательный характер.
В последние годы актуальным становится применение свободного программного обеспечения в образовании, использование которого в школьной практике активно поддерживается на государственном уровне программами внедрения [8]. Такой интерес к свободному программному обеспечению был обусловлен, в первую очередь, необходимостью решения проблемы использования лицензионного программного обеспечения, а также снижения зависимости от зарубежных производителей. В декабре 2010 года было опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации о плане перехода всех государственных учреждений на использование свободного программного обеспечения [9]. Легальное распространение свободного программного обеспечения на домашние компьютеры учителей и школьников предоставляет широкие возможности для организации дополнительного образования и позволяет учащимся осуществлять выбор компьютерных технологий в соответствии со своими интересами и возможностями.
Вместе с тем заметим, что учебники по информатике пока еще в большинстве своем основываются на использовании среды Windows. В связи с этим в 2012 году для обучения в УКШ была разработана новая дополнительная образовательная программа «Основы современных компьютерных технологий» и ее
методическое обеспечение, основанные на использовании в обучении рекомендованных видов свободного программного обеспечения.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на обучение учащихся 5-7 классов. Выбор этой возрастной категории обусловлен несколькими причинами. В первую очередь, это связано с тем, что на сегодняшний день именно в средней возрастной группе (11-14 лет) наиболее высок интерес, как со стороны учеников, так и со стороны родителей к получению дополнительного образования. Это подтверждают многочисленные опросы и исследования. Согласно данным мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ [10] в возрастной структуре контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования набольшую долю составляют школьники младшего и среднего звена (65% от общей численности). Другой, не менее значимой причиной, является недостаточное количество часов, отводимое на освоение информатики и ИКТ в 5-7 классах (1 час в неделю).
Разработанная для обучения в УКШ дополнительная образовательная программа «Основы современных образовательных технологий» рассчитана на трехлетнее обучение. Ее основной целью является развитие информационной грамотности и формирование основ информационной образованности школьников. Данная дополнительная образовательная программа ориентирована на решение следующих задач:
• формирование у учащихся глубоких и прочных знаний в области информационных технологий;
• формирование представлений о способах и алгоритмах информационной деятельности в типовых и нестандартных ситуациях;
• формирование представлений об общих принципах использования информационных технологий в процессе информационной деятельности;
• формирование ценностного отношения к информационным технологиям как эффективному средству решения поставленных задач;
• создание условий для развития стремлений учащихся к получению новых знаний в сфере информационных технологий;
• содействие процессам самопознания и саморазвития личности;
• создание условий для самоопределения учащихся в будущем профессиональном выборе;
• развитие творческих способностей, познавательного интереса, логического мышления;
• развитие эмоционально-волевой сферы.
Вместе с тем данная программа позволяет выявить среди учащихся наиболее заинтересованных и одарённых детей, готовых к реализации исследовательских проектов в области информационных технологий или междисциплинарных проектов с активным применением компьютерных технологий.
Согласно дополнительной образовательной программе «Основы современных компьютерных технологии» в первые два года обучающие получают навыки работы в нескольких операционных системах (Linux, Windows), изучают возможности обработки различных видов информации с помощью офисных приложений пакета
OpenOffice.org (графический редактор Draw, программа для создания презентаций Impress, текстовый редактор Writer, табличный процессор Calc), учатся осуществлять верстку газетных публикаций с помощью программы Scribus, строить векторные изображения в программе Inkscape, осваивают различные программы для Интернет, а также получают базовые навыки программирования в системе программирования Кумир. Освоение данных разделов программы формирует у учащихся представления о способах и методах обработки информации различного типа, о принципах организации и хранения информации на компьютере, а также простейшие навыки организации информационной деятельности с использованием изученных ими программ общего назначения.
На третьем году обучения учащиеся учатся структурировать и обрабатывать большие объемы информации средствами системы управления OpenOffice.org Base, осваивают основы Web-технологий с помощью программы Quanta Plus, изучают возможности создания и обработки растровых изображений средствами графического редактора GIMP, познают основы 3D-моделирования в программе Blender, средствами программы Geogebra моделируют решение геометрических и алгебраических задач, продолжают осваивать основы программирования в среде Кумир. Выполнение в процессе обучения большого количества упражнений, заданий и задач с помощью самого широкого спектра свободного программного обеспечения позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о возможностях и общих принципах использования информационных технологий, ценностное отношение к информационным технологиям как эффективному средству решения учебных и повседневных задач, а также развить познавательный интерес к освоению новых информационных технологий.
В качестве методической поддержки данной дополнительной образовательной программы преподавателями Оренбургского государственного университета, Оренбургского педагогического университета, а также ведущими учителями школ и лицеев г. Оренбурга было разработано учебное пособие «Основы современных компьютерных технологий», представленное в пяти частях ([11], [12], [13], [14]) и рабочие тетради для каждого года обучения ([15], [16]).
Каждая часть учебного пособия представляет собой совокупность уроков (учебных занятий). Материал учебного занятия состоит из трех взаимосвязанных частей: теоретических сведений по теме занятия, упражнений репродуктивного уровня и заданий реконструктивного и творческого уровней. В первой части урока учащийся знакомится с кратким теоретическим материалом о возможностях и основах работы с тем или иным программным средством. Далее во второй части каждого урока на основе полученных знаний учащемуся предлагается выполнить серию разноуровневых постепенно усложняющихся заданий по теме урока. В разработанных пособиях представлены задания трех уровней.
Первый уровень - репродуктивный, который представляет собой типовые задачи исполнительского
характера, направленные на использование ранее изученной технологии. Уровень предполагает использование конкретной информационной технологии по ранее освоенному алгоритму и включает в себя задачи на распознавание и воспроизведение известных фактов, правил, относящихся к теоретическим основам информатики и информационных технологий, объяснение их сути, а также задачи, использующие известные типовые алгоритмы (решение по образцу). Задания репродуктивного уровня позволяют оценивать знание фактического материала обучающимся, сформированность у него умений правильно использовать специальные термины, узнать ранее изученные объекты при освоении нового программного обеспечения. В разработанных пособиях задания репродуктивного уровня начинаются со следующих формулировок: «Отметьте/выберите правильный вариант ответа...», «Ответьте на следующие вопросы...», «Соедините слово и его значение», «Впишите на месте пропусков верные по смыслу слова в представленной фразе», «Выберите из списка верное определение», «Заполните кроссворд», «Запишите определение».
Так, например, при изучении раздела «Обработка информации средствами табличного процессора OpenOifice.org Calc» в пособии представлены следующие задачи репродуктивного уровня:
Задание 1. Укажите программы, которые не относятся табличным процессорам: 1) Super Calc; 2) OpenOifice.org Calc;
3) OpenOffice.org Writer; 4) Lotus; 5) Microsoft Excel; 6) Corel Draw.
Задание 2. Соедините стрелками название файла с программой, в которой он может быть создан: Цирк.Ьтр Отчет.odt Расписание.ods Решение^ 3адача_3.pas
Задание 3. Укажите основные элементы электронной таблицы:
1) поле, запись, связи;
2) ячейка, строка, столбец, лист;
3) данные, процедуры, функции;
4) таблица, форма, запрос, отчёт.
Второй уровень - реконструктивный с элементами эвристики. Он представляет собой комплексные задания, которые интегрируют знания, умения и опыт деятельности по использованию информационных технологий, полученные при изучении нескольких тем осваиваемого раздела. Уровень характеризуется поисковой активностью, готовит школьников к принятию тактических решений, предполагает способность школьника выбрать необходимые для решения данной задачи алгоритмы и способы информационной деятельности. При помощи заданий реконструктивного уровня можно диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал
с формулированием конкретных выводов,
установлением причинно-следственных связей. В разработанных пособиях задания данного уровня
начинаются со следующих формулировок: «Расположите представленные ниже шаги алгоритма в верной логической последовательности», «Используя инструментарий изученной программы, составьте кроссворд», «Задайте вопросы к выделенным курсивом словам», «Объясните, в чем состоит преимущество одной технологии перед другой», «Последовательно выполните шаги алгоритма, представленные ниже», «Выберите из списка правильный набор команд».
Задание 4. Пронумеруйте шаги алгоритма приготовления яичницы № шага
_ Включить плиту
_ Посолить яйцо
_ Поставить на плиту сковороду
_ Выключить плиту
_ Разбить в сковороду яйцо
_ Смазать сковороду маслом
Задание 5. Запишите свой алгоритм приготовления любого блюда, пронумеровав верно шаги
Исполнитель_
Способ описания_
Число шагов_
Задание 6. Выполните программу для Робота, не набирая ее в системе Кумир, и закрасьте клетки поля Робота по командам данной программы: Использовать Робот алг пример нач вниз вниз вниз вправо вправо закрасить вправо вверх закрасить вправо вверх закрасить вправо вниз
закрасить вниз вправо закрасить
кон
Третий уровень включает в себя творческие проекты, которые интегрируют знания, умения и опыт использования информационных технологий общего назначения, полученные при изучении других школьных предметов. Он предполагает нахождение школьником новых идей и способов использования информационных технологий, характеризуется креативностью, самостоятельностью в принятии решений по выбору и использованию информационных технологий. На данном уровне оцениваются умения интегрировать знания из различных предметных областей, аргументировать собственную точку зрения.
OpenOffice.org Calc
Блокнот_
Paint_
Pascal ABC_
OpenOffice.org Writer
Предлагаются следующие формулировки творческих заданий: «Объясните, какой из выполненных вами алгоритмов эффективнее. Обоснуйте свой выбор», «Составьте презентацию о своем родном крае», «Используя инструментарий тестового редактора, оформите шаблон своего портфолио и заполните его», «Запишите свой собственный алгоритм решения поставленной задачи».
При изучении темы «Работа с программой для создания презентаций OpenOffice.org Impress» учащимся на практическом уроке предлагается выполнить следующее задание.
Задание 7. Создайте презентацию, моделирующую одноименную телевизионную передачу «Своя игра».
Далее учащимся объясняются следующие правила игры:
1. Игра должна состоять из двух раундов: синего и красного.
2. Каждый раунд содержит 25 вопросов, разделенных на 5 тем (5 вопросов по каждой теме). Вопрос темы имеет свою «стоимость» от 100 до 500 очков. Чем выше «цена» вопроса, тем он, как правило, сложнее. В качестве тем для синего и красного раунда можно использовать следующие темы:
Синий раунд:_
Информатика
Литература
Окружающий мир
География
Русский язык
100 200 300 400 500
100
100
100
200
200
200
100 200
300
300
300
300
400
400
400
400
500
500
500
500
Красный раунд:
Все о животных 100 200 300 400 500
В мире птиц 100 200 300 400 500
Чудеса природы 100 200 300 400 500
Головоломки 100 200 300 400 500
Русские пословицы и поговорки 100 200 300 400 500
3. Кроме этого в игре должны встречаться следующие сектора:
• «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;
• «Вопрос-аукцион»: команды назначают «цену» вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую «цену»за вопрос;
• «Счастливый случай»: команда получает указанную сумму баллов и продолжает игру;
• «Несчастный случай»: команда штрафуется на указанную сумму баллов и право хода переходит к соперникам;
Алгоритм работы презентации. При выборе вопроса из любой категории, должен открываться слайд с вопросом, на котором предусмотрены возможность посмотреть подсказки и правильный вариант ответа.
Дизайн оформления слайдов игры учащиеся выбирают самостоятельно. Пример оформления титульного слайда данной игры одного из учащихся представлен на рисунке 1.
Математика
География
100 200 300 400 500 400 500 100 200 300 400 500
Рис.1. Пример оформления титульного слайда игры «Своя игра» обучающимся УКШ (7 класс)
С помощью созданной презентации учащиеся проводят игру среди своих одноклассников.
Заметим, что в пособии имеются задачи краеведческого характера, которые позволяют обучающемуся получить дополнительные знания о своем крае. Например, при изучении раздела «Работа с табличным процессором OpenOfficeCalc» учащемуся предлагается следующее задание.
Задание 8. Используя возможности сети Интернет, получите дополнительные сведения о реках Оренбуржья. На основании полученных сведений составьте таблицу длин рек Оренбургской области и определите общую длину всех рек, самую длинную реку, самую короткую реку, среднюю длину рек.
При изучении раздела «Верстка публикаций в программе 8спЪш» учащиеся выполняют практические задания для освоения навыков верстки газеты или буклета. Конечным результатом таких заданий являются созданные средствами программы 8спЪш газеты класса, буклеты о своей школе, о своем городе. Пример тематического буклета об истории некоторых известных улиц города Оренбурга, оформленного учащимися УКШ средствами программы 8спЪш, представлен на рисунке 2.
В заключительной части урока для получения учеником практических навыков решения задач средствами информационных технологий и закрепления полученных умений в пособии представлены практические задания для выполнения их за компьютером. Следует отметить, что поскольку формирование информационной образованности рассматривается в контексте компетентностного образования, которое подразумевает практико-преобразовательный характер деятельности субъекта, а требования новых образовательных стандартов говорят о необходимости достижения практико-ориентированных результатов образования, то в связи с этим задачи пособия в большинстве своем имеют практико-ориентированный и межпредметный характер.
Рис.2. Тематический буклет «Из истории названий современных улиц Оренбурга», оформленный учащимися УКШ
Например, при изучении раздела «Работа с текстовым редактором OpenOffice.org Writer» учащиеся в течение нескольких практических занятий учатся оформлять собственное портфолио. По окончании изучения всех материалов данного раздела для учащихся УКШ организуется конкурс на лучшее портфолио.
Учитывая, что одной из активных форм получения новых знаний в области информационных технологий и приобретения опыта самостоятельного их применения является учебно-исследовательская деятельность, в рамках реализуемой дополнительной образовательной В учебном пособии постановка задачи для выполнения исследовательского проекта представлена достаточно подробно.
Рассмотрим задание на выполнение проекта «Многонациональное Оренбуржье» ([12],[16]).
Постановка задачи.
«В рамках данного проекта проанализируйте национальный состав населения Оренбургской области. В табличном виде представьте информацию о десяти самых многочисленных национальностях Оренбуржья, данные по численности каждой национальности, процент от общего числа населения Оренбургской области. Необходимую информацию можно найти на сайте
http://ru.wikipedia.org/wiki/Население Оренбургской обл асти.
По результатам анализа постройте диаграммы, отображающие:
- долю каждой национальности в общем числе проживающих в Оренбуржье;
- прирост русскоязычного населения Оренбуржья, начиная с 1959 года.
программы предусмотрены разделы по организации проектной деятельности. В учебном пособии представлены задания, ориентированные на подготовку обучающихся к будущей исследовательской деятельности, а также предложены примерные темы исследовательских работ. Например, после изучения тем по обработке информации средствами табличных процессоров учащиеся выполняют следующие проекты:
«Расчет мировых запасов пресной воды»;
«Сколько стоит путешествие по Золотому кольцу России?»;
«Многонациональное Оренбуржье»;
«Подсчёт количества белков, жиров, углеводов и энергетической ценности в суточном питании школьника».
По результатам своего исследования создайте презентацию, в которой в теоретической части расскажите о десяти самых многочисленных национальностях Оренбургской области, их традициях, обычаях, в практической части представьте результаты своих табличных расчетов.
В текстовом редакторе создайте документ и напишите в нем ответы на следующие вопросы:
1. Как называлась тема вашего исследовательского проекта?
2. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях?
3. Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
4. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
5. Ваши ощущения от выполненной работы?
6. Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителям).
7. Какую оценку вы бы поставили себе за работу над данным проектом?
Сохраните документ. В названии файла укажите свою фамилию и год обучения в УКШ. Отправьте этот документ на электронную почту своему учителю».
Дополнительной образовательной программой предусмотрено выполнение итоговой выпускной работы в виде творческого (исследовательского) проекта. Исследовательские проекты, выполненные в рамках УКШ, учащиеся представляют на конференциях различного уровня. За последние три года они представляли свои проекты на таких конкурсах и конференциях как городская конференция «Интеллектуалы XXI века», областной дистанционный конкурс «Компьютер и Ко», областной этап ежегодной всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие», научно-практическая конференция студентов Оренбургского государственного университета.
Обучающиеся УКШ имеют зачетные книжки, в которые в конце каждого учебного полугодия учитель выставляется зачеты или оценки по результатам изучения разделов дополнительной образовательной программы. По итогам успешного окончания Университетской компьютерной школы обучающемуся выдается документ образца, установленного Оренбургским государственным университетом.
Заметим, что сетевая форма реализации УКШ позволяет повысить качество информационного образования школьников за счет использования кадрового, информационного, научно- и учебно-методических ресурсов университета. Для учителей, работающих по программам УКШ, консультационное сопровождение, осуществляемое опытным
преподавателем университета, а также работа методических семинаров представляют собой непрерывное повышение педагогической квалификации. Администрация школы, являющейся базовой площадкой УКШ, получает регулярную методическую помощь со стороны университета, а также возможность позиционировать свое образовательное учреждение как школу-партнера университета.
Отметим также, что развитая сеть базовых площадок УКШ дает университету возможность формировать собственный контингент абитуриентов для соответствующих направлений подготовки.
Библиография
[1] Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика -различные пути к эффективному применению технологий (BIM,
PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. - 2016, - T. 4. - №1. -С.4-11.
[2] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
[3] Минина И.В., Петухова Т.П. Теоретические основы формирования информационной образованности старшеклассника // Инновационные технологии в образовании: теория и практика: [коллективная монография] / Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - гл.7. - С.145-176.
[4] Петухова Т. П., И.Н. Ващук. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности : [монография] - Нижний Новгород : ВГИПУ, 2007. - C. 163-190.
[5] Петухова Т. П., Глотова М.И. Педагогические условия развития информационной компетентности будущих инженеров средствами самостоятельной работы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006, - N° 6-1 (56). - С. 4-14.
[6] Петухова Т.П. Университет и школы: образовательный кластер // Высшее образование в России. - 2010, - № 7. - С. 113-121.
[7] I. Minina, T. Petukhova. About the experience of the functioning of the university school // CEUR Workshop Proceedings (CEUR-WS.org): Selected Papers of the XI International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT-Education (SITITO 2016), Moscow, Russia, November 25-26, 2016. Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-1761/paper03.pdf
[8] О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2299-р. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3165/
[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1447-р // Российская газета. 2007. №4500 (0)
[10] Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Семенова Т.В. Учреждения дополнительного образования детей. Данные статистики и мониторинга экономики образования// Вопросы образования. - 2013. - №2. - С..209 - 232.
[11] Минина И.В., Баканова О.В., Спивак Т.Ю., Перщина Е.Д. Основы современных компьютерных технологий : учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. Ч.1. -Оренбург: ООО ИПК «Университет».- 2013, - 290 с.
[12] Минина И.В., Спивак Т.Ю., Шамсутдинова Д.Р. Основы современных компьютерных технологий: учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. Ч.2. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», - 2013, - 227 с.
[13] Минина И.В. , Прилепина А.В., Спивак Т.Ю. Основы современных компьютерных технологий : учебное пособие для поступающих в высшие учебные. Ч.3 - Оренбург : ОГУ, 2014.
[14] Минина, И.В. Основы современных компьютерных технологий : учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. Ч.4. - Оренбург : ОГУ, 2014.
[15] Минина И.В., Баканова О.В., Спивак Т.Ю., Перщина Е.Д Основы современных компьютерных технологий : рабочая тетрадь 1: методические указания для поступающих в высшие учебные. - Оренбург : ОГУ, 2014.
[16] Минина И.В., Спивак Т.Ю., Шамсутдинова Д.Р. Основы современных компьютерных технологий : рабочая тетрадь 2: методические указания для поступающих в высшие учебные. - Оренбург: ОГУ, 2014.
UNIVERSITY COMPUTER SCHOOL AS MEANS OF FORMATION OF BASES OF INFORMATION EDUCATION
Tatyana Petukhova, Irina Minina
Abstract — The article describes the functional capabilities of the university computer school (UCS) in the formation of information education of students, a brief description of this learning outcome is given. The university computer school is distributed and represented by a network of base sites that function in general education institutions that have a cooperation agreement with the university. Training is realized on the basis of the additional educational program "Fundamentals of modern computer technologies", which is built on the use of free software. The article gives a rather detailed description of its structure and content. Students learn skills in several operating systems (Linux, Windows), study the possibilities of processing various types of information using office applications of the OpenOffice.org package (Draw graphic editor, Impress presentation program, Writer text editor, Calc calculator), learn to implement Making newspaper publications using the Scribus program, building vector images in the Inkscape program, mastering various programs for the Internet, and also getting basic programming skills in the programming system Kumir. Tasks for students have a level character (reproductive and reconstructive tasks with elements of heuristics, creative projects). The article lists and discusses the tasks of each level of complexity.
Keywords—University computer school, free software, informal IT-education, information education