Научная статья на тему 'Университетская карьера Н. В. Гоголя'

Университетская карьера Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1036
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. В. ГОГОЛЬ / УНИВЕРСИТЕТ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССОР / СТУДЕНЧЕСТВО / ВОСПОМИНАНИЯ / N. V. GOGOL / UNIVERSITY / SAINT PETERSBURG UNIVERSITY / KIEV UNIVERSITY / MOSCOW UNIVERSITY / PROFESSOR / STUDENTS / MEMOIRS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шмелев Андрей Александрович

В статье исследуются возможные варианты замещения Н. В. Гоголем должности преподавателя кафедры всеобщей истории в российских университетах. Основное внимание уделено переписке писателя с М. П. Погодиным, М. А. Максимовичем, А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским. В результате автор выделяет три возможных университета, где мог преподавать Н. В. Гоголь, а именно: Московский, Санкт-Петербургский и университет Св. Владимира в Киеве. Особый акцент сделан на отзывах об адъюнктстве Н. В. Гоголя со стороны профессорско-преподавательского состава и студенчества Санкт-Петербургского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. V. GOGOL’S UNIVERSITY CAREER

The article studies possible options for N. V. Gogol’s filling the position of a teacher at the Department of General History at the Russian universities. The focus is on the writer’s correspondence with M. P. Pogodin, M. A. Maksimovich, A. S. Pushkin, and V. A. Zhukovsky. As a result, the author identifies three possible universities where N. V. Gogol could teach, namely Moscow University, Saint Petersburg University and University of St. Vladimir in Kiev. Particular emphasis is placed on the feedback on N. V. Gogol’s being an adjunct by the faculty and students of Saint Petersburg University.

Текст научной работы на тему «Университетская карьера Н. В. Гоголя»

https://doi.org/10.30853/manuscnpt.2019A14

Шмелев Андрей Александрович УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАРЬЕРА Н. В. ГОГОЛЯ

В статье исследуются возможные варианты замещения Н. В. Гоголем должности преподавателя кафедры всеобщей истории в российских университетах. Основное внимание уделено переписке писателя с М. П. Погодиным, М. А. Максимовичем, А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским. В результате автор выделяет три возможных университета, где мог преподавать Н. В. Гоголь, а именно: Московский, Санкт-Петербургский и университет Св. Владимира в Киеве. Особый акцент сделан на отзывах об адъюнктстве Н. В. Гоголя со стороны профессорско-преподавательского состава и студенчества Санкт-Петербургского университета. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/4/14.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 4. C. 74-77. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 93 Дата поступления рукописи: 22.01.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.4.14

В статье исследуются возможные варианты замещения Н. В. Гоголем должности преподавателя кафедры всеобщей истории в российских университетах. Основное внимание уделено переписке писателя с М. П. Погодиным, М. А. Максимовичем, А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским. В результате автор выделяет три возможных университета, где мог преподавать Н. В. Гоголь, а именно: Московский, Санкт-Петербургский и университет Св. Владимира в Киеве. Особый акцент сделан на отзывах об адъюнктстве Н. В. Гоголя со стороны профессорско-преподавательского состава и студенчества Санкт-Петербургского университета.

Ключевые слова и фразы: Н. В. Гоголь; университет; Санкт-Петербургский университет; Киевский университет; Московский университет; профессор; студенчество; воспоминания.

Шмелев Андрей Александрович

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых [email protected]

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАРЬЕРА Н. В. ГОГОЛЯ

В 2019 году исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В канун знаменательной даты следует обратиться к такой малоисследованной странице жизни великого писателя, как преподавательская деятельность. Университетская карьера Н. В. Гоголя получила широкое освещение в отечественной историографии: в этой связи необходимо выделить труды дореволюционного биографа П. А. Кулиша [6], В. И. Шенрока, ценность работы которого состоит, прежде всего, в объеме собранных материалов [10]. В советский период преподавательская деятельность Н. В. Гоголя в Санкт-Петербургском университете затрагивалась литературоведом И. Я. Айзенштоком [1]. В настоящее время исследованием жизни и творчества Н. В. Гоголя занимается В. А. Воропаев [3]. Однако следует отметить отсутствие специальных работ, в которых бы исследовались все возможные варианты замещения Н. В. Гоголем должности профессора всеобщей истории в российских университетах.

Источниковую базу, позволяющую исследовать преподавательскую деятельность Н. В. Гоголя, составляет переписка писателя с М. П. Погодиным, М. А. Максимовичем, А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским. Важность изучения эпистолярных источников обусловлена, с одной стороны, ее «личным» происхождением, где нивелируются официальные отношения, с другой - тем, что открывается возможность заглянуть в повседневную жизнь великого человека.

Научная новизна статьи проявляется в комплексном исследовании возможных вариантов замещения Н. В. Гоголем должности профессора всеобщей истории в трех российских университетах: Московском, Санкт-Петербургском и Киевском.

Возникновение у Н. В. Гоголя идеи об университетском преподавании и замещении должности профессора относят к 1833 г. Однако еще в 1831 г. в письме своей матери он пишет, что лекции в Патриотическом институте приносят все большую известность и заставляют общество о нем говорить [2, с. 446]. По нашему мнению, уже в то время у Н. В. Гоголя возникла мысль о замещении им должности профессора в университете, о чем косвенно свидетельствует его декабрьское письмо 1833 г. к М. А. Максимовичу, где он пишет, что ему поступало предложение «назад тому три года, когда мог бы занять место в московском университете» [Цит. по: Там же, с. 484-485]. Мы затрудняемся ответить на вопрос, кто инициатор данного предложения и было ли оно в действительности. На наш взгляд, Н. В. Гоголь использовал один из своих методов, призванных сконцентрировать внимание на своей личности. Примером этому может служить случай, когда в своем письме от 1834 г. он обращается со следующей просьбой к А. С. Пушкину: «Если зайдет обо мне речь с Уваровым, скажите, что вы были у меня и застали меня еле жива...», на что А. С. Пушкин отвечает: «Пойду сегодня же назидать Уварова и поговорю о вашей смерти. От сего незаметным и искусным образом перейду к бессмертию, его ожидающему» [Цит. по: Там же, с. 490].

П. В. Анненков отмечает по этому поводу, что Гоголь, «по характеру своему, старался действовать на толпу и внешним своим существованием; он любил показать себя в некоторой таинственной перспективе и скрыть от нее некоторые мелочи.» [Цит. по: Там же, с. 454].

В 1834 г. Н. В. Гоголю предлагают занять место адъюнкт-профессора в Московском университете, от которого он отказывается по причине погодных условий и желания занять должность профессора в Киеве [Там же, с. 491]. Подробнее о московском периоде жизни писателя можно прочитать в работе В. А. Воропаева «Гоголь и Московский университет» (2004) [3].

Работая с апреля 1830 г. в Департаменте уделов, Н. В. Гоголь в декабре этого же года печатает главу из «исторического романа», немного позже - главу из повести «Учитель» и статью «Несколько мыслей о преподавании детям географии». Уже в феврале 1831 г. он назначен младшим учителем истории в Патриотическом институте. Вполне вероятно, что преподавание в гимназии рассматривалось им как этап на пути к университетской кафедре и должности профессора.

В результате «страсть к преподаванию» [2, с. 445] у Н. В. Гоголя произвела свое действие. В апреле 1831 г. он назначен старшим преподавателем в Патриотическом институте, а уже в декабре 1833 г. под влиянием М. А. Максимовича решил поступить на кафедру всеобщей истории Киевского университета Св. Владимира. Невозможно не упомянуть тех людей, которые покровительствовали Н. В. Гоголю в его «страсти к преподаванию». В их числе А. С. Пушкин, М. А. Максимович, В. А. Жуковский, В. Д. Дашков, М. П. Погодин, Д. Н. Блудов и др. Однако планы о преподавании в Киевском университете оставались только планами. Уже в 1834 г. кафедра всеобщей истории Киевского университета досталась 28-летнему В. Ф. Цыху, который в 1833 г. окончил Харьковский университет со степенью магистра.

В целом, по отзывам современников, выбор в пользу В. Ф. Цыха вполне оправдан с точки зрения пользы для науки и университета в целом. Однако открытым оставался вопрос о том, кто сделал тот самый выбор в пользу В. Ф. Цыха? По мнению Н. В. Гоголя (а впоследствии это мнение подхватили многие исследователи), решение о назначении в Киевском университете принимал исключительно Е. Ф. Брадке (попечитель. - А. Ш). «Что мне было делать с вашим Брадке, - восклицает писатель в письме к М. А. Максимовичу, - обещать и не исполнить обещанного - разве так можно!.. министр, наконец, согласился мне дать экстраординарного профессора и что от него зависит» [Цит. по: Там же, с. 493].

Однако отметим, что, согласно параграфу 18 Устава Киевского университета 1833 г., министру народного просвещения предоставлялось право «назначать в профессора и адъюнкты по собственному усмотрению на вакантные кафедры» [9, стб. 486]. Более того, согласно параграфу 17, звание профессора присваивалось в исключительных случаях магистрам [Там же, стб. 485]. Таким образом, С. С. Уваров мог назначить Н. В. Гоголя только на должность адъюнкта, так как тот не имел даже степени магистра и, следовательно, не мог претендовать на должность экстраординарного профессора. Это подтверждают и собственные слова писателя: «Брад-ке согласен мне дать адъюнкта (как будто об адъюнкте его просили) и что это место для меня очень выгодное (как будто я нищий и мне оно дается из милости!)» [Цит. по: 2, с. 493]. Напомним, что Н. В. Гоголь с мая 1821 г. в возрасте 12 лет начал обучение в Нежинской гимназии высших наук, по окончании которого получил права на чин студента четырнадцатого класса. Подробнее об этом периоде жизни писателя можно прочитать в работе М. Н. Сперанского «Гимназия высших наук и Нежинский период в жизни Н. В. Гоголя» (1902).

Вместе с тем необходимо выделить причины, по которым Н. В. Гоголь стремился занять должность профессора кафедры всеобщей истории именно в Киевском университете:

1. Открытие 15 июля 1834 г. в Киеве нового университетского центра. Профессорско-преподавательский состав был пополнен молодыми профессорами из других российских университетов.

2. Отношение писателя к Малороссии и непосредственно к Киеву: «...туда, туда! В Киев, в древний, прекрасный Киев. Там или вокруг него деялись дела старины нашей.» [Цит. по: Там же, с. 484].

3. Здоровье требовало мягкого малороссийского климата, а не петербургского «чухонского», как выражался писатель.

4. Желание Н. В. Гоголя написать историю Украины и юга России. Безусловно, место, лучше Киева, найти не представлялось возможным.

5. Размер оклада профессорско-преподавательского состава. В Киевском университете сумма оклада ординарного профессора достигала 4000 руб., экстраординарного - 3000 руб., а адъюнктам полагалось 2000 рублей [8, с. 226]. Эти суммы были значительно выше по сравнению с другими российскими университетами.

После долгих размышлений Н. В. Гоголь дает согласие на место адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. В письме к М. П. Погодину от 23 июля 1834 г. он пишет о решении «занять здесь (Санкт-Петербург. - А. Ш.) кафедру истории, и именно средних веков» [Цит. по: 2, с. 493]. 24 июля 1834 г. писатель определен адъюнктом по кафедре всеобщей истории при Императорском Санкт-Петербургском университете [7, с. 52].

Итак, можно выделить причины, по которым Н. В. Гоголь согласился занять вышеуказанную должность. Во-первых, предполагалось, что нахождение в Санкт-Петербургском университете будет временным - один год, во-вторых, писатель рассчитывал преподаванием приобрести себе имя и не выглядеть просителем в чужих глазах, и, наконец, это позволяло поправить материальное положение.

Еще до начала карьеры в университете Н. В. Гоголь в феврале 1834 г. печатает статью «План преподавания всеобщей истории», в которой попытался переосмыслить подходы к преподаванию истории, в частности он призывал «отказаться от схоластических мертвых правил» и «всякой школьной методы» [4, с. 193].

По вступлении на кафедру Н. В. Гоголь произвел неоднозначное впечатление как на студенчество, так и на преподавательское сообщество. Мы не будем перечислять множество характеристик, которые видим из воспоминаний студенчества. Выделим только общие отзывы о его адъюнктстве:

1. Первая лекция стала блестящим дебютом писателя. Как позже вспоминал Н. И. Иваницкий, «невозможно было следить за его мыслью, которая летала и преломлялась, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной.» [Цит. по: 2, с. 495-496].

2. Последующие лекции, за исключением, пожалуй, истории об аравитянах, вызвали разочарование у студентов.

3. Н. В. Гоголя нельзя рассматривать как исследователя истории средних веков. В. П. Гаевский отмечал, что «как преподаватель, Гоголь не имел больших достоинств. лекции. не отличались особенным знанием дела или новостью взгляда» [Цит. по: Там же, с. 498]. Скорее всего, студенчество снисходительно относилось к нему за его писательский талант и умение владеть вниманием аудитории.

4. В целом, как отмечает Н. М. Колмаков, «профессура Гоголя потерпела фиаско» [Цит. по: Там же, с. 497]. Последующие лекции носили сбивчивый и отрывочный характер и продолжались по двадцать минут, после чего Н. В. Гоголь раскланивался и уезжал [Там же, с. 496].

5. В результате, по воспоминанию И. С. Тургенева, «мы все были убеждены. что он (Гоголь. - А. Ш.) ничего не смыслит в истории.» [Цит. по: Там же, с. 506].

Однако не только студенческое сообщество холодно относилось к Н. В. Гоголю. Например, молодые профессора Ф. В. Чижов и А. В. Никитенко также не питали к нему симпатий. Причинами этому служило, во-первых, то, что Н. В. Гоголь не соответствовал требованиям, предъявляемым к преподавателю университета. Он окончил гимназию в 1828 г. и поступил на службу в Патриотический институт, где в апреле 1831 г. стал старшим учителем истории, тогда как его коллеги по университету защитили диссертацию и имели степень магистра. Во-вторых, путь, который избрал он для замещения должности адъюнкта университета, не говоря уже о месте ординарного профессора, вызывал исключительно негативную реакцию. Ф. В. Чижов вспоминает: «Вступление его в университет путем окольным отдаляло нас от него, как от человека» [Цит. по: Там же, с. 497]. Еще более решительно по этому поводу писал А. В. Никитенко, заявляя, что «это может делаться только в России, где протекция дает право на все» [Цит. по: 5, с. 11].

Существует мнение, что, поскольку протекция исходила от лучших людей того времени, то такие великие люди, как А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, не могли ошибиться в Н. В. Гоголе. Следовательно, если бы он более тщательно готовился к своим лекциям, то он мог бы дать «студентам то общее историческое развитие, которое было нужно будущим педагогам и администраторам» [Там же, с. 6]. Но разве студентам того времени требовалось «общее историческое развитие»? Они могли это почерпнуть из учебного материала, которого было достаточно в то время. Сам Н. В. Гоголь требовал от профессора не утомлять слушателей второстепенными частностями и нагромождением фактов, а заинтересовать студентов, чего, кстати, у него не вышло.

И, наконец, отношение писателя к преподавателям университета носило открыто заносчивый характер: он называл их «толпою вялых профессоров» [2, с. 485], хотя, по воспоминаниям студентов и некоторых молодых его коллег, сам Н. В. Гоголь не соответствовал высоким требованиям, которые он предъявлял к профессорам в своем «Плане преподавания всеобщей истории».

Одновременно и мысль о том, что «поражение Гоголя явилось следствием чересчур требовательного его отношения к себе и высоких требований, предъявлявшихся им к преподаванию истории, с одной стороны, а с другой - организованной оппозиции, встреченной им со стороны реакционной профессуры» [1, с. 38], не вызывает ничего, кроме удивления. Во-первых, каким образом выражалась эта требовательность Н. В. Гоголя к самому себе? Разве писатель не считал себя достойным места ординарного профессора Киевского университета, не имея при этом даже магистерской степени? Безусловно, требования, которые писатель предъявил к должности профессора в «Плане преподавания всеобщей истории», были высокими, но Н. В. Гоголь сам предложил такие требования к образу преподавания. Приведем только несколько примеров, покажем, в чем они заключались [4, с. 193-194]:

1. Профессор должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей. И если только один студент будет предаваться посторонним мыслям, то вина лежит на профессоре.

2. Лекция должна дышать энтузиазмом.

3. Убеждения профессора должны быть так сильны и естественны, что студент должен увидеть истину еще прежде, нежели лектор сам укажет на нее, и др.

Следовательно, решающее значение Н. В. Гоголь придает не знаниям, а возможности «завлечь» слушателя. Подробнее об этом можно прочитать в работе П. Пользинского «Мысли Гоголя о воспитании» в журнале «Гимназия» (1888).

Еще одно обстоятельство: указывая на оппозицию со стороны профессуры, Н. В. Гоголь оставляет неясным, в чем заключалась их организованность. Истинные же причины негативного отношения молодых профессоров мы уже выяснили.

Постепенно «страсть к преподаванию» у Н. В. Гоголя начинает угасать. В своем письме в декабре 1834 г. к М. П. Погодину он пишет, что страдает от непонимания со стороны студенчества, называя их «народом бесцветным, как Петербург» [Цит. по: 2, с. 500].

Уже в письме от 6 декабря 1835 г. Н. В. Гоголь пишет, что «расплевался с университетом.» [Цит. по: Там же, с. 521]. Хотя и до этого времени он отмечает, что жизнь на 600 рублей университетского жалованья не представляется возможной [Цит. по: Там же, с. 517]. 31 декабря 1835 г. его преподавательская деятельность в 1834/35 учебном году закончилась увольнением от должности адъюнкта кафедры всеобщей истории Санкт-Петербургского университета.

Примечательно, что вместе с Н. В. Гоголем уволили еще тридцать профессоров и адъюнктов. Это связано было с введением нового университетского устава 1835 г. с целью максимально «освежить преподавательский персонал» [8, с. 8]. Формально ему предоставляли шанс остаться в университете, «ежели последний (Гоголь. - А. Ш.) выдержит испытания на степень доктора философии для занятия профессорской должности» [Там же, с. 9]. Сам писатель так охарактеризовал полтора года своей преподавательской работы: «Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее . Общее мнение говорит, что я не за свое дело взялся.» [Цит. по: 2, с. 521].

На основании вышесказанного мы можем говорить о трех университетах, в которых мог преподавать

H. В. Гоголь:

1. Киевский университет Св. Владимира. Как мы выяснили, вакантное место экстраординарного профессора кафедры всеобщей истории было отдано магистру В. Ф. Цыху.

2. Московский университет. М. П. Погодин предлагал писателю место адъюнкта, однако тот отказался от этой должности.

3. Санкт-Петербургский университет. Должность адъюнкта Н. В. Гоголь рассматривал как этап на пути получения профессорского звания в Киевском университете Св. Владимира.

Список источников

I. Айзеншток И. Я. Н. В. Гоголь и Петербургский университет // Вестник Ленинградского университета. 1952. № 3. С. 17-38.

2. Вересаев В. В. Сочинения: в 4-х т. М.: Правда, 1990. Т. 3. Пушкин в жизни. Гоголь в жизни. 560 с.

3. Воропаев В. А. Гоголь и Московский университет [Электронный ресурс]. URL: https://portal-slovo.ru/philology/37147.php (дата обращения: 30.01.2019).

4. Гоголь Н. В. План Преподавания Всеобщей истории // Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Вып. 1. С. 189-209.

5. Кирпичников А. И. Сомнения и противоречия в биографии Гоголя: комментарии к биографической канве: в 2-х ч. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1901. Ч. II. 50 с.

6. Кулиш П. А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем / вступ. ст. и коммент. И. А. Виноградова. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 704 с.

7. Окунь С. Б., Сладкевич Н. Г., Овсянкин В. А. и др. История Ленинградского университета, 1819-1969: очерки. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969. 663 с.

8. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России: в 4-х т. М.: Изд-во Московского ун-та, 2003. Т. 3. Университетская профессура и подготовка Устава 1835 года. 480 с.

9. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: в 381-м т. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1864. Т. 2. Царствование императора Николая I. 1825-1855. Отд. 1. 1825-1839. 1224 стб.

10. Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя: в 4-х т. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895. Т. III. 549 с.

N. V. GOGOL'S UNIVERSITY CAREER

Shmelev Andrei Aleksandrovich

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs [email protected]

The article studies possible options for N. V. Gogol's filling the position of a teacher at the Department of General History at the Russian universities. The focus is on the writer's correspondence with M. P. Pogodin, M. A. Maksimovich, A. S. Pushkin, and V. A. Zhukovsky. As a result, the author identifies three possible universities where N. V. Gogol could teach, namely Moscow University, Saint Petersburg University and University of St. Vladimir in Kiev. Particular emphasis is placed on the feedback on N. V. Gogol's being an adjunct by the faculty and students of Saint Petersburg University.

Key words and phrases: N. V. Gogol; university; Saint Petersburg University; Kiev University; Moscow University; professor; students; memoirs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.