Социология образования
97
Р. МИНЗАРИПОВ, доцент Казанский государственный университет
Рассмотрим социализацию молодых специалистов как совокупность социальных процессов кооперации, общения, конкуренции, адаптации и выделим их особенности в рамках гуманитарной среды классических университетов.
Университет как социальный институт является целесообразно организованным и управляемым учреждением - формой совместной (кооперативной) деятельности совокупности людей (преподавателей, административных руководителей, вспомогательного персонала), обеспечивающих процесс социокультурного воспроизводства, т.е. обучения и воспитания молодых специалистов, трансляции общественно значимых ценностей науки, культуры, морали. Университет реализует задачу формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей именно через взаимодействие преподавателей и студентов в рамках организации. При этом стороны взаимодействия, имея общую цель, реализуют собственные интересы, ожидания, выполняют свойственные им ролевые функции.
Университет функционирует в определенном конкретно-историческом социальном окружении; помимо данного контекста, образовательный процесс детерминирован и культурными факторами - уровнем общественного сознания, состоянием общественной нравственности, науки и научных знаний, других социальных институтов (от политики до религии). Кроме того, нужно учитывать и другие составляющие университетской жизни, такие как материально-техническая база вуза, учебная литература, технические средства и т.д.
Университет строит свою учебно-воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, коорди-
Университет - среда
социализации
молодежи
нации и субординации, дифференциации и интеграции, комплексности, преемственности и выполняет следующие функции: культурно-образовательную, регулятивно-вос-питательную, организационно-управленческую, коммуникативную, социально-ин-тегративную, социально-трансляционную, а также функции саморазвития личности и социального наследования.
Процесс социализации личности молодого специалиста реализуется через различные формы общения преподавателей со студентами (групповые - индивидуальные, формальные - неформальные, аудиторные - внеаудиторные), организованного в рамках учебной и внеучебной деятельности студентов и преподавателей.
Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение и какой характер оно носит (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т.д.).
В классическом университете взаимоотношения «преподаватель - студент», каковы бы они ни были (в последнее время общение постепенно сводится к минимуму), неизбежно будут транслироваться на профессиональную деятельность и поэтому сами по себе служат обучающим и воспитывающим фактором.
Студенчество - особый социальный слой, наиболее полно отражающий общие изменения в характере и установках молодежи в целом. В процессе трансформации современного российского общества наблюдается смена и существенная эволюция многих стереотипов молодежного сознания и поведения. В частности, по оценкам социологов, глубокие изменения претерпевают ценностные ориентации, жизненные планы
98
Высшее образование в России • № 10, 2006
и цели молодежи. Меняющиеся социальные условия объективно детерминируют специфику социализационных процессов: конкуренция и соперничество пронизывают сегодня все сферы общественной жизни. Происходит становление новых культурных образцов поведения, соответствующих требованиям, которые предъявляет к человеку данный уровень развития цивилизации. Конкуренция означает борьбу между индивидами, группами, общностями за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между ними. Это характер и содержание труда, материальное вознаграждение, образование, социальные льготы, содержание свободного времени и виды досуга, в определенной мере политическое участие и права человека.
Основной проблемой и серьезной трудностью в организации воспитательной работы в современных условиях выступает многообразие конкурирующих ценностей и идей, отсутствие интегрирующей общенациональной идеологии, нарастание социальной апатии и безразличия, пессимистических и нигилистических настроений в молодежной среде. Это создает предпосылки для распространения «ноувистских» ориентаций («сегодня, сейчас»), девиант-ных (отклоняющихся) форм поведения (алкоголизм, наркомания, деформация половой морали), эгоистических устремлений.
Итак, если кооперация в ходе социализации служит для достижения общих целей, то в ходе конкуренции оспариваются ценности и возникают недружелюбные установки и стереотипы. Поэтому стержнем воспитательной работы должна стать «идеология конкретных дел», а основным ее ориентиром - социальная защита студенчества. Ее просветительско-развлекатель-ная, досуговая функция перестает быть определяющей (хотя с учетом возрастной специфики и остается важной), а на первый план выходит социально-защитная функция - в ее «собесовской» (как соблюдаются права и льготы студенчества, его
отдельных категорий) и инновационной форме (насколько созданы условия для реализации социальной инициативы и предприимчивости студентов).
В ряду кооперации и конкуренции стоит адаптация, в ходе которой индивидом осваиваются культурные нормы, образцы поведения и действий в новой среде. С позиции общества и государства («социальный заказ»)воспитание студенчества призвано обеспечивать интеграцию данной социальной группы в социальную жизнь, заранее исключив возможность провоцирования студентами и будущими специалистами различного рода социальных конфликтов. С позиции самого студента воспитание необходимо для оптимизации процесса адаптации к социальной среде и эффективной его самореализации в будущем за счет овладения не только знаниями, но и ценностями, определяющими воспроизводство тех социальных слоев общества, в которые стремится попасть студент в настоящем и будущем.
Этот процесс непрерывен, так как условия постоянно меняются. Перманентные изменения статуса «Я» - закономерность процесса социализации в условиях трансформации. Современное общество отличается от традиционного большей социальной мобильностью, частой сменой интегрального статуса личности.
Согласно данным авторских исследований процесса социализации (1998-2004гг.), в Казанском государственном университете выявлены следующие типы учащейся молодежи.
♦ Студент достаточно начитанный, с хорошей речью, ориентированный на расширение культурно-мировоззренческого кругозора, с потребностью мировоззренческого самоопределения, самопознания. Задает умные вопросы. Это опора преподавателя, воспитателя.
♦ Студент в меру начитанный, но чаще всего - поверхностно, фрагментарно, без потребности глубокого понимания. Любит «блеснуть» или поставить преподавателя в
Социология образования
99
затруднительное положение репликой или вопросом. Без глубоких мировоззренческий потребностей, часто циник или прагматик. Иногда - хамоват. Этот тип требует особого внимания. Его присутствие, его реакция позволяют выявить в студенческой группе другое отношение к жизни, к знаниям, к самому себе.
♦ Студент малообразованный, но поддающийся культурному воздействию. Следует постоянно стимулировать его движение, рост, отмечать успехи.
♦ Студент малообразованный, малокультурный, лишенный потребности к образованию и самообразованию. Отвергает любые попытки культурного воздействия. Любит задавать вопрос: «Зачем это надо?»
♦ Студент неуверенный (комплексующий), «молчун», в котором может скрываться как предыдущий тип, так и обнаружиться, раскрыться интерес.
♦ Студент-прагматик, конформист. Как правило, в меру образованный, тратит на свое культурное развитие ровно столько времени, сил, чтобы хорошо или средне «выглядеть» перед окружающими.
Полученные данные демонстрируют необходимость уделить особое внимание переориентации внеучебной работы в соответствии с происходящими сложными и противоречивыми процессами в профессиональном самоопределении студентов, создать в вузе адекватную этим задачам гуманитарную среду. С одной стороны, об-
разование становится более функциональным, адекватно и своевременно реагирующим на социокультурные сдвиги, с другой стороны, узкая специализация и прагматичная деловитость накладывают отпечаток на весь стиль жизни студенчества, определяя его поведение и во внеучебное время. Произошло коренное изменение социальной роли и престижа многих инженерно-технических специальностей, отсюда - изменение мотивации выбора профессии и отношения к учебе, удовлетворенности ею, растущее социальное расслоение студенчества. К тому же учтем, что в обществе цивилизованного рынка человек 3-4 раза меняет карьеру, 5-6 раз - виды профессиональной деятельности. Поэтому его нужно готовить (используя и потенциал внеучебного времени) к самообразованию.
Акцент на самовоспитании, самореализации человека отражает общую смену парадигм в общественном сознании - от со-циоцентристских ориентаций (от общества к человеку) с их приоритетами общественного долга и исполнительства - к антропо-центристским ориентациям (от человека к обществу) с приоритетами самостоятельности и личной ответственности человека. Особенно это важно для студенческой молодежи, отвергающей любые попытки регламентировать ее поведение, навязать ей какие-то (даже верные) нормы и установки поведения.