Научная статья на тему 'Университет - предприятие: подготовка современного радиоинженера требует совместных усилий'

Университет - предприятие: подготовка современного радиоинженера требует совместных усилий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет - предприятие: подготовка современного радиоинженера требует совместных усилий»

ЮБИЛЕИ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ

ДАТЫ

университет - предприятие: подготовка современного радиоинженера требует совместных усилий

К СОРОКАЛЕТИЮ РАДИОТ1ХНИЧ1СКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ОМГТУ

Как отмечают юбилеи? Торжественностью возвышенных речей и солидностью подарков, звоном наград и радугой почетных грамот и дипломов, щедростью праздничного стола и радостным гомоном друзей. Как правило, именно так. Все эти неизменные атрибуты присутствовали и на сорокалетии радиотехнического факультета в Омском государственном техническом университете. Однако именинники расслабиться гостям - представителям отраслевой науки и производства - не позволили, в завершение праздничных мероприятий провели «круглый стол» и заложили основу для будущих контактов.

Основной отправной момент: в Омске создана Ассоциация предприятий радиотехнической промышленности под председательством ректора ОмГТУ д.т.н., профессора Н.С. Жилина, а радиотехнический факультет выступает в роли цеха коллективного пользования предприятий. Цель «круглого стола» - обсудить проблемы и наметить перспективу целевой подготовки специалистов, словом, найти способы повышения качества «продукции» факультета и ее востребованности.

Открывая заседание, заместитель декана, к.т.н., доцент Владимир Владимирович Хаустов кратко остановился на проблемах подготовки инженеров-радиотехников. Причины трудностей всем известны: недостаток бюджетного финансирования, физическое и моральное старение учебного лабораторного оборудования, следовательно, и отставание в освоении современных методов построения аппаратуры. Однако сидеть сложа руки преподаватели РТФ не собираются. Перспектива создания холдинга предприятий и организаций радиотехнической отрасли в Омске дала толчок инициативе. Хаустов предлагает вернуться к опыту целевой интенсивной подготовки, которую в 80-е годы вел университет. Учебный план подготовки отличался от общего и учитывал региональный компонент. Выделялось около 600-800 часов на изучение курсов по заказу предприятий, план обучения согласовывался со специалистами предприятий - участников подготовки и утверждался в министерстве. Каждую группу студентов можно было ориентировать под запросы конкретного предприятия.

И теперь преподаватели факультета мечтают приблизить студентов к производству, создавая студенческие лаборатории, филиалы кафедр на заводской территории. Целевая интенсивная подготовка способствует целенаправленному отбору кадров по способностям, характеру, под выполнение конкретных задач. С другой стороны, польза от нее обоюдная, так как у студентов значительно повышается чувство ответственности. Активизируется и участие работников предприятий в подготовке молодых специалистов.

Пути финансирования предполагаются различные. Изначально факультет рассчитывает получить поддержку отраслевого министерства, а также небольшие средства, выделяемые в рамках программы «Наукоемкие технологии в образовании».

Гость из Тобольска, бывший декан радиотехнического факультета, к.т.н., доцент Владимир Васильевич Токарев, поделился своими мыслями о путях развития факультета и рассказал об опыте управления вузами в Тюменской области. По его мнению, управлять

качеством образования сложно в условиях такого крупного вуза, каким является технический университет. Возможно создание на его базе ряда институтов, в частности, радиотехнического института во главе с директором, управляющим хозяйственной деятельностью. Целесообразно провести территориальное разделение.

Токарев заметил, что у факультета отсутствует партнерство с газовиками и нефтяниками, занятыми на юге Тюменской области и севере Омской области разработкой природных месторождений. Поле совместной деятельности велико, поскольку диагностика трубопроводного транспорта является актуальнейшей задачей. Диагностическое обслуживание водопроводного транспорта, мощного машинного и электротехнического оборудования - вот где точки приложения знаний радиотехников. Но в этих отраслях уже создана железная вертикаль. Чтобы в нее попасть, необходимо заявлять о себе открытием новой специальности, к примеру, «Автоматика, телемеханика и связь на трубопроводном транспорте».

При создании холдинга В. В. Токарев считает необходимым предусмотреть в договоре специальную строку: РТФ является базовым в кадровой подготовке для этого холдинга, необходимо за счет выделяемых предприятиями средств сформировать фонд развития факультета или университета в целом. Не помешают льготы в налогообложении для предприятий, отчисляющих средства на развитие образования.

Противоречие между вузом и предприятиями в уровне оснащения оборудованием должно быть устранено совместными усилиями.

Заведующий кафедрой радиотехнических устройств и систем диагностики д.т.н., профессор Юрий Михайлович Вешкурцев согласился с мнением о том, что необходимо готовить специалистов-диагностов для нефтегазовой отрасли. В 2001 г к подготовке таких специалистов уже приступили вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а в Омске - университет путей сообщения. На радиотехническом факультете пока слаба материально-техническая оснащенность, недостаточен и кадровый потенциал, поэтому целесообразно было бы объединить учебно-лабораторную базу вузов. Например, в университете путей сообщения очень хорошее оборудование для диагностики подвижного состава железных дорог, зато в техническом университете имеется возможность готовить специалистов по вибродиагностике.

Вешкурцев с тревогой высказался о падении авторитета преподавательского труда, о том, что выпускники не идут в аспирантуру, и эффективность ее низка. Предложил активнее привлекать для обучения в аспирантуре специалистов производства.

Гпавный инженер Центрального конструкторского бюро автоматики Александр Иванович Дворник остановился на проблеме разрыва поколений, возраст работников составляет либо от 50 лет и выше, либо 22-25 лет Волнует руководителя и утрата традиций совместного обучения студентов. Раньше в ЦКБА была создана лаборатория для студентов радиотехнического факультета, правда, трудности возникали из-за отсутствия педагогического опыта. Теперь же ее нет, но и оборудование передать в университет не представляется возможным. Возможности для возрождения лаборатории есть. ЦКБА в последние два года находится на подъеме.

Целевую подготовку студентов главный инженер полностью поддерживает, так как благодаря ей молодые специалисты легче адаптируются в условиях производства. Руководство уделяет внимание работе с молодежью. Приходящие на производство выпускники грамотны, знают современное программное обеспечение, активно участвуют в общественной жизни, выезжают на туристические слеты, занимаются спортом. Недавно введена форма

обязательной стажировки новичков под руководством опытных работников, рассчитанная на 6 месяцев, завершающаяся аттестацией. Возобновил работу совет молодых специалистов.

Главный инженер отметил, что целевая интенсивная подготовка позволит радиотехническому факультету успешно конкурировать среди соответствующих учебных заведений Сибири. В качестве пожелания предложил улучшить обучение дизайну аппаратуры, который остается слабым местом отечественной радиопромышленности.

Директор фирмы «Алекто» Андрей Юрьевич Сурков внес несколько предложений:

1. Обратить внимание на то, чтобы собственные разработки внедрялись на омских предприятиях.

2. Используя географическое положение Омска, активнее вести подготовку кадров для сопредельных государств на платной основе.

3. Фирма может предоставить небольшим группам студентов, примерно по 5 чел., участок, на котором можно выполнять лабораторные работы по терроидальным трансформаторам, по электрическому приводу асинхронного двигателя, а также оборудование для поверхностного монтажа.

Заместитель заведующего кафедрой технологии электронной аппаратуры доцент Владимир Андреевич Захаренко, как и предыдущие выступающие, остановился на проблемах подготовки инженеров. На радиотехническом факультете четыре выпускающие кафедры ведут обучение по таким специальностям, как радиотехнические устройства и системы диагностики; радиотехника; приборы и методы контроля качества и диагностики; проектирование и Технология радиоэлектрических изделий; технология электронной аппаратуры. Особенно подробно он остановился на специализации контроль, сервис и наладка электронных средств.

Кафедра технологии электронной аппаратуры выпускает в среднем 30 технологов в год. Но пока еще не уяснен вопрос, насколько широка должна быть подготовка или же предприятиям необходимы сугубо узкие специалисты. Учитывать это обстоятельство немаловажно, так как Министерство образования производит сокращение аудиторных часов, и центр тяжести подготовки специалистов необходимо переносить на самостоятельную работу студентов на базе предприятий г. Омска.

Тесное сотрудничество с заводами факультету поможет организовать курсовое и дипломное проектирование с выходом на создание конкретного изделия, что напрямую будет способствовать повышению качества образования и воспитания. Захаренко назвал идеализмом расчет на то, что вчерашний выпускник, едва оторвавшись от студенческой скамьи, будет способен решать любые задачи. Готовый, грамотный специалист - это плод прежде всего совместной работы преподавателей и предприятия. Деловое партнерство заключается и в финансовой помощи факультету, к примеру, необходимы средства на участие аспирантов в научных конференциях, в подписке на журналы, так как факультет испытывает информационный голод, не имея сведений о новейших разработках, о патентах.

Директор ОАО «Релеро» Андрей Павлович Игнат-ченко справедливо заметил, что проблемы с подготовкой кадров и привлечением молодежи на производство отражают общую ситуацию в радиопромышленности. На предприятиях сложился вакуум в кадрах. Остались старые испытанные работники с богатейшим опытом и молодые специалисты с начальными знаниями.

Сегодня выпускники радиотехнического факультета с удовольствием работают в системах, предоставляющих услуги связи, - мобильных системах связи, и целевая ин-

тенсивная подготовка для этой специфической области радиотехники будет играть большую роль.

А. П. Игнатченко припомнил тоже, что ранее на заводе существовал филиал кафедры, и считает необходимым его восстановить. На серийном производстве требуется, по большому счету, специалист, не только теоретически подкованный, но и организатор производства. Он также подчеркнул, что для предприятия вопросы надежности и качества находятся на первом месте, дизайн - на втором.

Директор выразил надежду, что создание ассоциации поможет выявить проблемные участки и поддержать факультет.

Директор завода «Эталон» Владимир Афанасьевич Никоненко также указал на отсутствие специалистов-управленцев, организаторов производства и на необходимость «штучной» подготовки специалистов. Раньше благодаря участию в общественной работе у молодежи были прекрасные возможности для формирования организаторских навыков. И теперь нужны общественные организации для обучения искусству управления людьми.

Завод приобрел уникальное оборудование, имеет прекрасную базу для исследований и обучения. Выпускаемая продукция ориентирована на потребности различных предприятий, в том числе и нефтяной отрасли. Совершенствование продукции заставляет завод удовлетворять возрастающие потребности в метрологическом обеспечении.

По мнению В. А. Никоненко, беды исходят и от информационной войны, которая ведется против отечественного производителя. В СМИ речь идет, в основном, о наживе, легком заработке, но не о труде. Надо говорить больше о нравственности, в том числе и в рамках вуза.

Доцент кафедры «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры» Галина Николаевна Лобова обратила внимание собравшихся на сокращение учебных часов по физико-математической подготовке в школах за счет увеличения часов на гуманитарную составляющую: всего 2 часа в неделю физики в обычных, 12 часов - в специализированных классах. Допускается большой разброс разноуровневых программ обучения, не соответствующих требованиям вуза, что не

обеспечивает преемственность в образовании. Школа, лицей, гимназия, как правило, не имеют большой разницы в программах и материалах обучения, а учителя имеют смутное представление о целях обучения.

Лобова внесла предложение предприятиям сформировать банк данных о потребностях в целевиках, а вуз отберет достойных.

Доцент кафедры «Технология электронной аппаратуры» Анатолий Михайлович Хадыкин тепло отозвался о внуках первых студентов радиотехнического факультета. По сравнению с однокурсниками, они учатся более целеустремленно.

Династии инженеров-радиотехников. Что может нагляднее показать значимость факультета для Омска и омичей в год сорокалетия?

А. М. Хадыкин предложил директорам предприятий принять участие в создании на факультете экспозиции, в которой бы была отражена информация об истории, выпускаемой продукции, традициях предприятий радиотехнической отрасли.

Весьма конкретным стало и принятое участниками решение, в которое вошли предложения о возрождении формы целевой интенсивной подготовки специалистов и формировании банка данных о рабочих местах и выпускниках факультета; о включении радиотехнического факультета в холдинг предприятий и организаций и оказании помощи факультету в финансировании и оборудовании учебных лабораторий; о назначении предприятиями именных стипендий и усилении общественной работы, направленной на нравственное воспитание студентов; о координации факультета с предприятиями нефтегазовой отрасли и повышении квалификации производственников на базе факультета. Надеемся, что эти планы уже претворяются в жизнь. И пусть каждый последующий день рождения факультета радует нас новыми успехами. Поздравляем вас, дорогие коллеги, со знаменательной датой. Так держать!

Записала Г. И. Евсеева

Н. А. ТОМИЛОВ

Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН

омский Филиал

ОБЪЕДИНЕННОГО ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, филологии и философии СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН

(К 10-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ)

Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии (ОИИФФ) СО РАН был создан постановлением № 217 Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 12 апреля 1991 г В его образовании и становлении на первом этапе (это примерно первые три года) значительную роль сыграли председатель Президиума СО РАН академик В.А. Коптюг, первый замес-

титель председателя Президиума СО РАН академик Н.Л. Доб-рецов, член Президиума СО РАН и директор ОИИФФ СО РАН академик А.П. Деревянко, глава Администрации Омской области Л.К. Полежаев, ректор Омского государственного университета профессор В.В. Тихомиров. Директором филиала был назначен профессор Н А Томилов, заместителем директора стал Д. Г. Коровушкин, а после

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.