таты улучшились на 69,8% и 75,6% соответственно, что значительно превосходит результаты КГ, в которой улучшения в результатах были 45,5% и 40,9%, соответственно.
ВЫВОДЫ
Основываясь на результатах проведенных исследований, следует признать целесообразной практику трехразовой тренировки каждой мышечной группы в неделю начинающим бодибилдерам при раздельном тренинге по методике Джо Вейдера, где при периодических тестированиях в ЭГ физические показатели в двух контрольных упражнениях улучшились на 24,3% и 34,7% по сравнению с КГ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вейдер, Джо. Система строительства тела : фундаментальный курс / Джо Вейдер. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 71 с.
2. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / под ред. Дж.Д. Мак-Дугалла, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина. - Киев : Олимпийская литература, 1998. - 432 с.
3. Хорошилов, С. А. Особенности выбора методики тренировок для начинающих бодибилдеров / С.А. Хорошилов, С.Ф. Сокунова // Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Физическое воспитание и студенческий спорт: проблемы реализации стратегии развития» / Казанский нац. исследоват. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. - Казань, 2012. - С. 269-272.
4. McDonald, Lyle. Training Frequency for Mass Gains // URL : http://www.bodyrecomposition.com/muscle-gain/training-frequency-for-mass-gains.html. -Дата обращения 28.06.2012.
REFERENCES
1. Weider, J. (1991) System construction of the body. Fundamental course, Physical Education and Sport, Moscow.
2. 2. McDougall, J.D. (Ed.), Uengera, G.E. (Ed.) and Green, G.J. (Ed.) (1998), "Physiological testing of high-class athlete", Olympic Books, Kiev, pp. 206-209.
3. Khoroshilov, SA. and Sokunova, S.F. (2012) "Features choice of training methods for novice bodybuilders", All-Russian (with int. Distr.) Scientific-Practical. conference. "Physical Education and Sport Students: Problems implementing the strategy of development", Kazan National Research tech. Univ them. Tupolev A.N., Kazan, pp. 269-272.
4. McDonald, Lyle. (2009), "Training Frequency for Mass Gains", available at: http://bodyrecomposition.com/muscle-gain/training-frequency-for-mass-gains.html (accessed 28 June 2012).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.06.2012.
УДК 378
УНИВЕРСИТЕТ ПОСТМОДЕРНА: РАСПАД ИЛИ РАЗВИТИЕ?
Наталья Николаевна Кармаева, кандидат социологических наук, старший преподаватель, Николай Александрович Кармаев, доктор социологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Динамику трансформации современных университетов определяют разнообразные факторы. Университет эпохи постмодерна характеризуется разнообразием и различиями в процессах
реализации его основных функций преподавания и проведения исследований, что приводит к проблемам координации университетов. В статье рассмотрена проблема трансформации структур высшего образования в европейских университетах (на примере университетов России и Германии) в контексте ряда особенностей современного университета - университета постмодерна. Проанализирован потенциал концепции качества образования как нового ориентира политики в сфере высшего образования и развития университетов. Данная концепция поставлена под сомнение в связи с ее неоднозначностью и наличием разнообразия интересов различных авторов, вовлеченных в преподавание и исследования. Указана необходимость достижения консенсуса по вопросу качества.
Ключевые слова: университет постмодерна, профессиональное развитие, социальная справедливость.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p56-62
THE POSTMODERN UNIVERSITY: DECAY OR DEVELOPMENT?
Natalia Nikolaevna Karmayeva, the candidate of sociological sciences, senior teacher,
Nikolay Aleksandrovich Karmayev, the doctor of sociological sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article is discussed the transformation dynamics of the university, determined by different factors. The postmodern university may be characterized by the growing diversity, disagreement and differences in process of realization of its basic functions, such as teaching and research, which imposes new challenges to its coordination. The main factors, affecting the postmodern university formation are identified in the article, with the problem of transformation of higher education structures in European universities (on the example of universities of Russia and Germany). In Russia, the specific factors of the university transformation are the negative demographic dynamics and low international competitiveness of the Russian higher education on the international market in rendering the educational services. The problem of quality assurance as the basis for sustainable development has been analyzed. The perspective of the education quality concept has been scrutinized as a new landmark of policy in sphere of higher education and universities development. This concept has been placed in doubt in connection with its ambiguousness and existence of difference in interests of various authors, involved in teaching and research. The need in achievement of the agreement on quality issue has been indicated, in some cases it can support the process of internationalization of higher education.
Keywords: postmodern university, professional development, social justice.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в европейских странах происходит интенсивная трансформация институтов высшего образования и, в частности, университета. Университеты вынуждены реагировать на многочисленные разноуровневые факторы внешней и внутренней среды, приобретая оптимальные формы. К наиболее значимым на сегодня внешним факторам относятся:
- новая политика общественного управления, основанная на принципах эффективности и аудита;
- снижение государственного финансирования высшего образования (особенно отдельных дисциплин и областей исследования);
- формирование европейского образовательного пространства (Болонский процесс);
- рост конкуренции между вузами, в том числе на международном уровне.
Эти процессы будут рассмотрены как контекст поиска новых ориентиров в высшем образовании и региональной интеграции. Предпринимаются попытки сформировать новые представления о качестве в системе высшего образования как основы развития университетов. Однако, насколько этот новый ориентир отвечает современным требованиям?
На перечисленные выше процессы накладывает отпечаток особенности национальной системы образования и общества в целом. Например, российскую специфику во многом определяет демографический фактор: на фоне сокращения численности населения растет конкуренция между вузами за абитуриентов. Как следствие - студентами, нередко, становятся выпускники школ с весьма низким уровнем подготовки.
Демографические проблемы проявляют себя и в европейских странах. Так, по результатам исследования «культур качества», проведенного Европейской ассоциацией университетов, было сделано замечание, что усугубляющаяся демографическая ситуация требует от университетов, чтобы они поддерживали уровень зачислений, в том числе через интернационализацию. Интервью с представителями вузов показали, что привлекательность образовательного учреждения стараются поддерживать в разных странах по-разному. Например, в Литве и Венгрии это делается за счет повышения репутации вуза, а показатели и программы качества видятся как важные для выживания в конкурентной борьбе за абитуриентов с другими вузами [4, с. 2].
Ситуация неоднозначная, но одно ясно, что процессы интернационализации требуют повышения значимости обеспечения качества. Российские вузы также вынуждены вступать в конкурентную борьбу на таком уровне, но в настоящее время доля России на международном рынке составляет 3,8% (доходы составляют около 100 млн. долларов или 0,5% от объема доходов от мирового экспорта образовательных услуг). Это в 100 раз меньше по сравнению с показателями США [1, с. 86].
При этом Россия предоставляет образовательные услуги по демпинговым ценам: в США год обучения стоит 10-35 тыс. долларов, в России - около 2 тыс. Кроме того, около 2 тыс. иностранцев обучаются бесплатно [там же, с. 86]. Другие страны, помимо России, также пытаются привлечь иностранных студентов в вузы посредством бесплатных программ обучения. Например, в Германии в большинстве вузов обучение на программах бакалавриата и магистратуры бесплатное как для немецких, так и для иностранных студентов, однако эти программы зачастую на немецком языке и требования к владению немецким языком очень высокие. Что касается судьбы «своих студентов», то их судьба в каждой стране может складываться по-разному. Так, несмотря на то, что возможности мобильности у немецких студентов значительно выше, чем у российских (в плане выбора вуза и страны обучения), тем не менее, многие немецкие абитуриенты получают высшее образование в Германии. Подобный выбор получения высшего образования обусловлен благодаря его бесплатности и небольшой удаленности от дома.
Во многих западных странах, в связи с интернационализацией, на первый план выходит проблема дифференциации студенчества и профессорско-преподавательского состава (по возрасту, этнической принадлежности, стране происхождения, классовой принадлежности и пр.) и координации на этом основании образовательных и исследовательских функций.
Внутренние факторы, влияющие на процессы оптимизации, связаны, прежде всего, с усложнением университета, как структурного, так и функционального. Усложнение связано с применением многообразных форм и способов получения знаний и их апробации.
Многообразие проявляется во многих аспектах жизнедеятельности университета. Неизменно усложняется его организационная структура. Так, университет эпохи постмодерна изначально в своей основе предполагает несогласованность и различия. Во-первых, студенты разного возраста, социального и этнического происхождения, с разными целями, учатся на разнообразных программах обучения. Во-вторых, преподаватели (они же зачастую и исследователи) вовлечены в преподавание на различных факультетах, включены в разнообразные исследовательские институты и рабочие группы, в администрирование, деятельность вне университета. В-третьих, организационная структура включает в себя целый комплекс подразделений. Кроме того, исследователи отмечают,
что ценности и институты уже не зафиксированы, а напротив освобождены от традиций. Поэтому они находятся в процессе постоянного становления; новые принципы упорядочивания конструируются социально [6]. Возникает ситуация «разнообразия различий», университет превращается в «мультиверситет» ("multiversity") [3].
Многообразие, кроме позитивных результатов, приводит к проблеме координации деятельности университетов. Усложнение повышает адаптивность, но с другой стороны, новая конфигурация университетов, новые стратегии адаптации требуют ответить на принципиально важные вопросы. Сохранит ли университет функцию проведения исследований, или же эта значимая для общества и экономики функция перейдет к исследовательским подразделениям крупных корпораций? Сохранится ли традиционная для университета основанная на длительном процессе социализации система передачи знаний? Фрагментация образовательных программ и потребность в гибких способных адаптироваться к динамике рынка труда работниках может сделать более востребованными краткосрочные специализированные программы переподготовки вне стен университетов.
В условиях изменения характера взаимосвязи высшего образования и общества возникает необходимость в формировании новых принципов функционирования университета, которые бы соответствовали современным реалиям и обеспечили его воспроизводство как института и организации в динамично меняющейся среде. Эту задачу призвано обеспечить обращение к проблеме формирования и обеспечения качества в университете.
КАЧЕСТВО И ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Понятие качества в академической среде не ново - оно является неотъемлемой частью академической традиции. Именно внешняя среда диктовала и диктует необходимость уделять больше внимания качеству [см. 9] и каждый раз оно представало в конкретизированных очертаниях.
Можно выделить два процесса, которые определяют современные представления о качестве в европейских университетах. Это взаимосвязанные процессы интернационализации и маркетизации.
Европеизация
Европеизацию можно рассматривать как форму интернационализации или глобализации, которая развертывается на региональном уровне.
В России, интеграция в мировую систему высшего образования обозначена в разработанных государственных законах. Указывается, например, что система высшего профессионального образования РФ при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы является одним из принципов государственной образовательной политики (ст. 2, п. 1, п/п. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ). При этом, цель Болонско-го процесса, как главной технологии глобализации, заключается в «создании общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования» [2].
Процесс интернационализации (различные формы мобильности и кооперации в академической среде) и конкуренция на международном уровне (как результат глобализации) делают ключевыми следующие аспекты функционирования университетов:
- открытие границ академической среды (университета): передача знаний в сферу экономики, физические перемещения студентов и преподавателей, совместные программы обучения с иностранными вузами-партнерами;
- рост внутренней связанности системы высшего образования (конвергенция, международная конкуренция и пр.).
Понятия качества и эффективности переносятся на систему образования и все ча-
ще рассматриваются как предпосылки интернационализации университетов [7]. Болон-ский процесс также особое значение отводит обеспечению качества преподавания и исследований.
Внешние и внутренние механизмы оценки качества сосуществуют на уровне университета. В Берлинском Коммюнике (2003) подчеркнуто, что «в соответствии с принципом автономии институтов, основная ответственность за обеспечение качества в высшем образовании лежит на самих институтах» [4, с. 12]. Позже получили развитие и внешние механизмы оценивания (ENQA, ESU, EUA and EURASHE). (The European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA), the European Students' Union (ESU), the European University Association (EUA) and the European Association of Institutions in Higher Education (EURASHE)).
Понимание необходимости реформирования университета в европейских странах нередко находит выражение в дискуссиях о его качественных характеристиках, которые необходимо привести в соответствие с потребностями общества и экономики.
Маркетизация
Процесс маркетизации высшего образования связан с понятием менеджериализма и нового государственного управления. Его истоки кроются в стремлении оптимизировать расходы на образование за счет снижения доли базового финансирования в бюджетах образовательных институтов и увеличение доли финансирования, которое распределяется на основе оценки производительности и успешности деятельности вузов.
Высшие учебные заведения стали конкурировать за ограниченные ресурсы, как на рынке, так и в государстве. Государство отстранилось от непосредственного контроля университетов, предоставив им большую автономию. Однако, оно полностью не устранилось от социально значимой функции регулирования системы высшего образования и, в частности, деятельности университетов. Появились квази-рынки - искусственно созданные механизмы рыночной координации, которые обеспечивают перераспределение государственных ресурсов, а так же ресурсов частных фондов, между исследовательскими и образовательными организациями. Контроль этого механизма призвано обеспечивать государству через создание регулирующих институтов - аккредитации, аудита, оценки, внешней проверки.
ВЫВОДЫ
Параллельный процесс усложнения институтов системы высшего образования привел к проблемам координации и снижения доверия и в еще большей степени обострил вопрос о формировании общих стандартов качества на рынке. Именно снижение доверия к институтам высшего образования в условиях их маркетизации запускает процесс менеджериализма - в первую очередь основанный на формальных процедурах оценки показателей качества.
В условиях «академического капитализма» [5] университет превращается в «ква-зи-фирму». При этом он остается важным социальным институтом. Задача государства и других регулирующих агентств (например, организаций, составляющих рейтинги, ассоциаций вузов и пр.) заключается в том, чтобы предотвратить превращение университета в подлинно капиталистическое предприятие, которое нацелено в первую очередь на получение прибыли. Как показывает практика, это не так просто: во-первых, перспективы принятия решений о качестве разнообразны и могут заключать в себе различные интересы потребителей и стейкхолдеров. Такая ситуация приводит к тому, что практики по улучшению качества становятся полем борьбы за влияние. Во-вторых, часто бывает трудно однозначно определить качество по отношению к специфическим услугам образования и исследования, в-третьих, имеет место сопротивление со стороны профессионального сообщества, приверженного традиционным нормам и ценностям, несоответствие местным традициям высшего образования, нормам и ценностям дисциплин и пр.
Можно утверждать, что качество не является единым для всех субъектов высшего
образования (стейкхолдеров). Для студентов и преподавателей - это процесс получения высшего образования, для работодателей - результаты этого процесса. Неоднозначность суждений о качестве при реализации процедур ее оценки делает необходимым достижение компромисса посредством учета всех наиболее значимых представлений о качестве, общего и различного между подходами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костюченко, В.Ф. Реалии и проблемы международной интеграции российского высшего профессионального образования отрасли физической культуры в контексте Болонского соглашения / В.Ф. Костюченко // Традиции и инновации российского высшего образования в сфере физической культуры: опыт транскультурного ориентирования. -СПб. : Издательство «Стратегия будущего», 2011. - С. 83-119.
2. Пруель, H.A. Институциональные проблемы интеграции отечественных вузов в Европейское образовательное пространство / H.A. Пруель // Социальные проблемы. -2008. - № 1. - С. 95-110.
3. Krücken, G. Towards a Multiversity? Universities between Global Trends and National Traditions / G. Krücken, A. Kosmützky, M. Torka (Eds.) // URL : http://www.utwente.nl/mb/cheps/publications/Publications%202008/festschrift.pdf. - Дата обращения 30.06.2012.
4. Loukkola, T. Examining Quality Culture Part I. / T. Loukkola, T. Zhang. - Brussels: European University Association, 2011 // URL : http://www.eua.be/pubs/Examining_Quality_Culture_Part_1.pdf. - Дата обращения 30.06.2012.
5. Slaughter, S. 1997. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore, MD. / S. Slaughter, L.L. Leslie // URL : http://www.edrev.info/reviews/rev453.htm pdf. - Дата обращения 30.06.2012.
6. Smith, A. The Postmodern University? Contested Visions of Higher Education in Society / A. Smith, F. Webster (eds). - Buckingham : Society for Research into Higher Education and Open University Press, 1997. - 26 р.
7. Sursock, A. Examining Quality Culture Part II: Processes and Tools - Participation, Ownership and Bureaucracy. European University Association, 2011 // URL : http://www.eua.be/pubs/Examining_Quality_Culture_Part_II.pdf. - Дата обращения 30.06.2012.
REFERENCES
1. Kostyuchenko V. F. (2011), "Realities and problems of the international integration of the Russian higher education of branch of physical culture in a context of Bologna agreement", Traditions and innovations of the Russian higher education in the sphere of physical culture: honey agarics of transcultural orientation, publishing house «Future strategy», St.-Petersburg, Russian Federation, pp. 83-119.
2. Pruyel, H.A. (2008), "Institutional problems of integration of domestic higher education institutions in the European educational space", Social problems, No. 1, pp. 95-110.
3. Krücken, G., Kosmützky, A and Torka, M. (Eds.), (2007), "Towards a Multiversity? Universities between Global Trends and National Traditions", available at: http://www.utwente.nl/mb/cheps/publications/Publications%202008/festschrift.pdf (accessed 30 June 2012).
4. Loukkola, T. and Zhang, T. (2011), "Examining Quality Culture Part I", European University Association. Brussels, available at: http://www.eua.be/pubs/Examining_Quality_Culture_Part_1.pdf (accessed 30 June 2012).
5. Slaughter, S., and Leslie, L.L. (1997), Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore, MD. available at:
http://www.edrev.info/reviews/rev453.htm pdf pdf (accessed 30 June 2012).
6. Smith, A. and Webster, F. (eds) (1997), "The Postmodern University? Contested Visions of Higher Education in Society", Buckingham, Society for Research into Higher Education and Open University Press, pp. 17-26.
7. Sursock, A, (2011), "Examining Quality Culture Part II: Processes and Tools - Participation, Ownership and Bureaucracy". European University Association. Brussels, available at: http://www.eua.be/pubs/Examining_Quality_Culture_Part_II.pdf (accessed 30 June 2012).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.05.2012.
УДК 577.1
ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННО-ИММУННЫХ ПАРАМЕТРОВ У СПОРТСМЕНОВ С КОЖНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Наталья Петровна Кириллова, кандидат медицинских наук, доцент, Валерий Евгеньевич Могилёв, кандидат медицинских наук, профессор, Виктор Владимирович Мезенцев, старший преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Святослав Васильевич Кириллов, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),
Хабаровск
Аннотация
Изучение причин развития иммунодефицитных состояний, составляющих основу нарушений адаптационных механизмов организма спортсмена, является весьма актуальным. Наряду с этим, выявление нарушений иммунной системы представляет пусковой момент для возникновения целого ряда инфекционных заболеваний, в том числе и развитие грибковой патологии кожных покровов у спортсменов. Проанализирована заболеваемость грибковой инфекцией у спортсменов Дальневосточной государственной академии физической культуры. Следует отметить нарушения санитарно-гигиенического режима проведения тренировочных занятий (общие душевые и сауны, общественные раздевалки, шкафчики для хранения одежды и обуви, высокий эксплуатационный показатель использования спортивных залов и т.д.), а также недостаточный уровень профилактических и лечебно-диагностических мероприятий для предотвращения грибковой заболеваемости. Установлено снижение иммунитета, что расширяет возможности диагностики, патогенеза и профилактики грибковых инфекций. Определена роль иммунной системы при действии физических нагрузок, что способствует изучению адаптационных механизмов организма спортсмена.
Ключевые слова: грибковая инфекция, иммунитет, диагностика, профилактика грибковых заболеваний, адаптация, физические нагрузки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p62-66
STUDYING OF ADAPTABLE AND IMMUNE PARAMETERS OF ATHLETES WITH
SKIN PATHOLOGY
Natalia Petrovna Kirillova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Valery Evgenyevich Mogilev, the candidate of medical sciences, professor, Viktor Vladimirovich Mezentsev, the senior teacher, The Far Eastern State Academy of Physical Education,
Svyatoslav Vasilyevich Kirillov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, The Far East State Medical University, Khabarovsk
Annotation
Studying of the reasons of development immune deficiency conditions, making a basis of infringements of adaptable mechanisms of the athlete organism, is rather actual. Along with it, revealing of