УДК 621.43.001.24:539.4 (075.8)
Энергетика
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОГО
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Э.Л. Топалов
В статье рассматривается термодинамический цикл аксиально-поршневого двигателя внутреннего сгорания, оснащенного турбо-наддувом, обладающего высокими показателями мощности и коэффициента полезного действия при отрицательно стабильном показателе расхода топлива
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, термодинамический цикл
В двигателе внутреннего сгорания (ДВС) использован ряд образцовых термодинамических циклов. Эти образцовые циклы называют идеальными. Но образцовые термодинамические циклы двигателей внутреннего сгорания, а также и цикл Карно являются частными случаями некоторого общего для них цикла, который назван универсальным термодинамическим циклом тепловых двигателей.
Такой цикл изображен на рис. 1 и образован адиабатой сжатия ас, политропой сг с показателем пг, по которой теплота подводится к рабочему телу; адиабатой расширения гЬ и политропой Ьа с показателем п2, по которой теплота ц2 отводится от рабочего тела.
Термический кпд этого цикла равен:
Чг „ с2(Ть-Та)
^ = 1-^=1
41
^(Тг - Тс) '
(1)
где с1 и с2 - соответственно теплоемкости по-литропных процессов сг и Ьа.
Обозначим:
£ = — - степень адиабатного сжатия;
"с
1 Рг
А = — - степень изменения давления в
Рс
процессе подвода теплоты;
р = — - степень изменения объема в про-
цессе подвода теплоты. Для адиабаты ас:
Т /.,, ч к-1
тп \рг/
(2)
Уравнение состояния применительно к точкам с и г имеет вид:
рсус = ЯТС ' = ЯТ2 .
После почленного деления получим:
Топалов Эдуард Львович -цент, тел. 8(473) 252-34-52
ВГТУ, канд. техн. наук, до-
тс Рс '
(3)
Рис. 1. Схема протекания цикла
В соответствии с рис. 1, б изменение энтропии в политропных процессах сг и Ьа одинаково, поэтому
Д5 = с± 1п Ту = сг 1п^ ,
'с ¡а
откуда следует, что
(Тлъ
ИГ—«*)
(4)
Подставив (2), (3), (4) в (1), после соответствующих преобразований получают:
£1
1 (Ар)с2 - 1 ^ —1- —~-" , (5)
С2
при этом
с1 — Су + И
^ р
(6)
Из (5) следует, что во всех случаях с увеличением £ значение ^ растет.
Некоторые частные случаи:
1. Если с1 — с2, то в соответствии с (5):
Ъ = ^^Т , (7)
И так как при этом с1 и с2 могут иметь любые абсолютные значения, включая и случай, когда с1 — с2 — ±«>, то циклов, удовлетворяющих указанному условию, бесконечно много. Нетрудно выдать, что при с1 — с2 — ±от имеет место цикл Карно. При с1 — с2 — су получим цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания с изохорным подводом и отводом теплоты, а при с1 — с2 — ср - цикл газотурбинной установки с изобарным подводом
теплоты. При с1 — с2 —
политропы сг и
Ьа будут изображаться прямыми диниями, проходящими на диаграмме РУ через начало координат.
2. Если с1 — ср и с2 — Су, то А — 1 и (5) примет вид:
Ш — 1--
• к-1
к(р - 1)'
(8)
что соответствует циклу поршневого двигателя внутреннего сгорания с изобарным подводом и изохорным отводом теплоты.
3. При с1 — Су и с2 — Су имеет место
р — 1 и поэтому уравнение (5) примет вид:
1
1 Ак
Ль — 1-
(9)
£к~г А-1' что соответствует циклу газотурбинной установки с изохорным подводом теплоты.
Рассмотренные частные случаи универсального термодинамического цикла являются
наиболее типичными и далеко не исчерпывают всех его возможностей.
Путем комбинирования двух или более универсальных циклов, осуществляемых каждый при различных условиях подвода и отвода теплоты, можно получить более сложные циклы, например, известный цикл Тринклера (рис. 2). Последний можно представить, как совокупность цикла асггЬга, осуществляемого при с1 — с2 — Су, и цикла Ь1г1гЬЬ1, осуществляемого при с1 — Су и с2 — Су. Термический кпд сложного (комбинированного) цикла, состоящего, например, из двух элементарных циклов, можно определить на основании следующего. Если полезная работа первого из соответствующих циклов:
¿1 — ч'гПп ,
а второго:
12 — Ч1Ш2 ,
то для комбинированного цикла в целом можно написать:
+ 12 1г + 12 + 2
Ль
41 + Ч"'
41
ч{
41
Если обозначить — — то получим:
Ъ — + ЪгПп . В общем случае, когда комбинированный цикл состоит из ш элементарных циклов, его кпд можно определить по формуле:
Ль
— ^ ЬЛя .
г=1
(10)
В частности, для цикла на рисунок 2, в соответствии с (10) имеет место:
1 Арк - 1
т — 1-
?к-1
(А- 1) + кА(р - 1)
Рис. 2. Схема цикла Тринклера
Эффективность универсального термодинамического цикла и других производных от него, существенно зависит не только от условий подвода и отвода теплоты, но и от количества теплоты подводимой к единице количества рабочего тела.
Если выразить:
41 = с1(Тг - Тс) = с1Та£к~1А(р - 1) '
С1
42 = с2(Ть - Та) = с2Та
(Ар)с* - 1
Решая эти уравнения совместно и исключая при этом Ар, получим:
£1
41 у2
42 = с2Та
(11)
Сохраняя в (1) и заменив ц2 по (11), найдем:
£1
с2Та Л , 41
ъ = 1-
-к-1
[1 + 77^-
(12)
СгТа£к-
Очевидно, что ^ универсального термодинамического цикла зависит от степени адиабатного сжатия (г), условий подвода и отвода
теплоты ( с-1' — ) , тепловой нагрузки (д-^ и от
с2
начальной температуры рабочего тела Та.
В реальных двигателях внутреннего сгорания тепловая нагрузка цикла зависит от коэффициента избытка воздуха а, при котором осуществляется реакция сгорания топлива. Если обозначить теплотворность топлива через Ни кДж/кг и теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива через Ь0 кг/кг, то
41
Яи аЬа
Н,
а
кДж
кг
где Нд = — - теплотворность топливовоздуш-ной смеси.
Таким образом, формула (12) представ ля-ется в следующем виде:
£1
Пг = 1 -
с2аТа
Нп
1 +
Нп
с1аТааек 1
с2
- 1
(13)
В таком виде формула для ^ позволяет проследить универсальный термодинамический цикл, как прототип реального процесса, протекающего в различных двигателях внутреннего сгорания.
На рис. 3 показана зависимость ^ от а
С1
при различных значениях — для случая, когда
К = 1,4; £ = 10; с2=0,72 кДж/кг °С; Та = 300К и Нд = 3000 кДж/кг.
Автором исследования [1] по уравнению (13) показано, что изменение Та влияет на ^ в том же направлении, что и изменение а, и что ^ практически не зависит от Нд, если иметь в виду обычное топливо и окислитель - воздух.
ш
0,7
0.6
0,5
ол
(,/[? 0,8
1/1 г №
(,/г? V
1.1 л? и
а
ш и ш 1.8
Рис. 3. Зависимость термодинамического кпд от условий подвода и отвода тепла и тепловой нагрузки цикла
На современной стадии развития двигате-лестроения большое внимание уделяется конструированию турбопоршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому исследования в области теории их рабочего процесса приобретают большую значимость.
Определенный интерес представляют в этом отношении, в частности, также термодинамические исследования цикла турбопоршне-вых ДВС, так как они позволяют наметить главные, определяющие пути совершенствования рабочего процесса, которые при определенных условиях могут быть успешно реализованы.
Известные в этом направлении работы имеют определенные достоинства. В то же время им свойственна некоторая незавершенность и абстрактность. Имеется в виду, в частности, отсутствие в этих работах удачных попыток установить возможно более тесную связь термодинамических циклов турбопорш-невых ДВС с реально протекающими в них процессами.
При рассмотрении схемы термодинамического цикла аксиально-поршневого ДВС в общем виде предполагается, что по началу адиабатного процесса сжатия (рис. 4, точка 3) и концу адиабатного расширения (точка 7) в
поршневой части ДВС соответствует одно и то же положение поршня.
Рис. 4. Схема протекания термодинамического цикла аксиально-поршневого ДВС
Рабочий процесс протекает следующим образом. Рабочее тело адиабатно сжимается в нагнетателе (линия 1-2), после чего поступает в холодильник, где от него изобарно отводится некоторое количество тепла ц'2 (линия 2-3). Охлажденное до температуры Г3 рабочее тело затем поступает в цилиндр поршневой части ДВС и адиабатно сжимается до состояния 4 (линия 3-4), после чего к нему подводится с некоторым опережением по политропе 4-5 первая часть тепла в количестве д" подводится изобарно (линия 5-6). После адиабатного расширения в поршневой части ДВС (линия 6-7) от рабочего тела изохорно отводится тепло д" так, что д"' — ц2 (линия 8-9). В сопловом аппарате и на лопатках турбины происходит адиабатное расширение рабочего тела (линия 9-10).
Цикл замыкается условным изобарным процессом 10-1 с отводом тепла ц2'.
В установках с импульсной газовой турбиной рабочее тело после адиабатного расширения в поршневой части ДВС (линия 6-7) продолжает непосредственно расширяться в газовой турбине (линия 7-11), а условному изобарному процессу, замыкающему цикл, соответствует линия 11-1:
Р2
а — — - степень повышение давления в нагнетателе;
т рз
А — — - степень повышение давления в
поршневом ДВС;
р9 „
п —--перепад давлений в газовой тур-
Рю
бине постоянного давления;
£а—^- степень адиабатного сжатия в
поршневом ДВС;
£ — ^ - полная (геометрическая)степень
сжатия в поршневом ДВС;
^ — — - степень уменьшения объема в
поршневом ДВС при политропном подводе тепла;
Р — ф - степень увеличения объема в
поршневом ДВС при изобарном подводе тепла;
т
т — — - степень промежуточного охлаждения в холодильнике;
т
Р — — - соотношение температур в конце
ти
адиабатного расширения в турбине постоянного давления и в импульсной турбине.
Согласно принятым обозначениям:
£а — ф£. (14)
Используя известные термодинамические соотношения, получают следующие формулы для определения параметров рабочего тела в характерных точках цикла.
1. Давление:
Р1 - заданное значение;
Р2 — оРг ; Рз — Р2; Ра — £аРз — ЫаРг — о((Р£)кР1 ; р5 — ХРА — Ао£1^Р1 — Хо((р£)кР1 ; Рв — Рь ; Р7 — оА(<рр)кР1; Рв — пР1; Р9 — Рв ; Р10 — Р± .
2. Температура:
Т1 - задано ;
к-1
т2 — о к тг ; к-1 О к
Ъ —-;
т
к-1 к-1 О к а к
Т4 —-—-(<р£)к~1Т1;
т т
к-1 к-1
О к о к
Т5 — А-ф£а Т! — А-(рк£к~1т1 ;
т т
к-1 к-1 о к о к
Т6 — А-— А-(ркр£к~1т1 ;
т т
к-1
Т7 — А^рУ — Ъ ;
т
п
Те — ;
так
_(к-1)п + А((рр)кагг 1 11 ; ктак
_(к- 1)п + Л(<рр)ко _
Т10 — 1 Т1 — ртг1;
ктакп к 1
Лк<рр Тц — .
т
Здесь к — — - отношение изобарной теп-
сь
лоемкости к изохорной. Теплоемкость полит-ропного процесса 4-5 может быть определена по формуле:
с — с.*^ . (15)
Термический кпд цикла равен:
, 42 , 42 + 42
Ль — 1--— 1--;-тт .
41 41 + 41
Так как при этом
41 — 41 + 41 — с(Т5 - Т4) + ср(Т6 - Т5) ; 42 — 42 + 42' — ср(т2 - Т3) + ср(Т10 - Т11) , то можно написать:
— 1 ср(Т2 - Т3) + ср(Т10 - Т11) с(Т5-Т4) + ср(Т6-Т5) . После подстановки значений температур и соответствующих преобразований окончательно получим:
ъ — 1-
или
т| 1 -
к-1 а к
, (к-1)п + Х(<рр)кд . +-к=1--1
_кал к_
(4>£)к
(А<р - 1) + к!<р(р - 1)
т|1-
к-1 а к
к-1 1
а к_
(<-р£)к~1 ^(Хд>к)
(16)
(17)
(А<р - 1) + к!<р(р - 1)
При изотермическом сжатии рабочего тела в нагнетателе надобность в промежуточном охлаждении последнего отпадает, то есть в этом случае ц2 — 0, а, следовательно, имеет место
1
к-1 О к /
—0
Таким образом, расчетные формулы для ^ аксиально-поршневых ДВС с газовой турбиной постоянного давления и импульсной газовой турбиной соответственно будут иметь вид:
(к - 1)п + Х(д>р)ка
к-1 как к
-1
((ре)«-1 ^(Хд>к)
(А<р - 1) + к!<р(р - 1)
(18)
Частные случаи протекания термодинамического цикла аксиально-поршневого ДВС представлены на рис. 5.
1р=1; Т-1
(р=\ТТ-5; Т-1
V
Рис. 5. Частные случаи протекания термодинамического цикла аксиально-поршневого ДВС
Рис. 5. Частные случаи протекания термодинамического цикла аксиально-поршневого ДВС (продолжение)
Рис. 5. Частные случаи протекания термодинамического цикла аксиально-поршневого ДВС (окончание)
ъ = 1-
\кфр к-1 а к
- 1
(<р£)к~1 ^(Хд>к)
(19)
(А<р - 1) + кЛу(р - 1)
Важнейшие частные случаи: 1. При с = су, следовательно, при ^ = 1 и £а = £ в соответствии с формулой (16) будем иметь (рис. 5, а):
Ъ = 1--г:т
к-1 а к
, . 1 \ , (к-1)п + Х(р)кд . м 1--Г^Т I +--—--1
к-1 к&К к
(20)
(Я - 1) + кХ(р - 1)
что соответствует циклу турбопоршневого ДВС с изохорным подводом тепла по линии 45.
2. Когда дополнительно к вышеуказанному условию отсутствует промежуточное охлаждение рабочего тела и, следовательно, т = 1, получим (рис. 5, б):
(к - 1)тг + 1(р)ка__1_
ь fc-l к-1
_ , К как к с к
Ъ = 1 - -¡тгг"
(21)
ек~1 (Я - 1) + кХ(р - 1) '
3. При ^ = 1 и п = а в соответствии с формулой (16) будем иметь (рис. 5, в):
I \ к~г
1 кт[а к - 1) - <г к + Арк ---
(Я - 1) + кА(р - 1)
(22)
4. При ^ = 1, т = 1 и п = а (рис. 5, г) формула (16) примет вид:
1 Яр' -1
^ = 1 -Тк^1'~к=1 '
' ст~[(Я - 1) + кА(р - 1)]
(23)
5. Когда т = 1 и ^ = ст = 1 (рис. 5, д) исследуемый цикл превратится в цикл поршневого ДВС с опережающем подводом тепла и согласно формуле (16) будем иметь:
__1__*(д>р)к - 1_
^ (рЕ)к~1']о£(л£к) ' (24)
6. Если, кроме того, ^ = 1 (рис. 5, е), то исследуемый цикл превратится в классический цикл поршневого ДВС со смешанным подводом тепла (цикл Тринклера), причем:
Арк - 1
£к~г (Я - 1) + кА(р - 1)'
(25)
7. Если р = 1, то есть, когда адиабатное расширение рабочего тела после поршневого ДВС непосредственно продолжается в импульсной газовой турбине (рис. 5, ж), то согласно формуле (17) будем иметь:
ъ = 1-
О к ' & к_
(26)
8. Если, кроме того, ^ = 1 (рис. 5, з), то
(27)
т|1--1т1+4&-1
к-1 / к-1 д к ' с к
£к~г (Я - 1) + кА(р - 1) '
9. Если в турбопоршневом ДВС с импульсной турбиной отсутствует промежуточное охлаждение рабочего тела, т.е. т = 1 (рис. 5, и) и, кроме того, ^ = 1, то согласно формуле (4) будем иметь:
к Акр - 1
^ = 1 '
' ст~[(Я - 1) + кА(р - 1)]
(28)
При изотермическом сжатии в нагнетателе для этого случая:
1 к-1
к Акр - а к
^ = 1 '
' ст~[(Я - 1) + кА(р - 1)]
(29)
При осуществлении рабочего процесса в реальных ДВС соотношение между параметрами А и р зависит от количества тепла ц-^, подводимого к рабочему телу.
Можно показать, что между этими величинами в самом общем случае существует следующая связь:
41 =
к-1 ^ — М""1 Р^Г ? • - 1) + кА<р(р - 1)1 с„Т1' (30)
[ ^(ЭД
Найдя из этого выражения значение р и исключив его таким образом из формул (16) и (17), после соответствующих преобразований получим:
41
т -1 к-1 лк Аук
т кт 1 кт
ак
а к ( 1 I ^ т
Х^\1 + Шс„Т1(<ре)к-1'^-10^(Л(р-1)
-1
(31)
или
ч{ = 1--
41
СуТ! 41
т - 1 к-1 ЯЯ^т
1о^А<рк)
кА^с„Т1(рЕ)к~1 1о^А<р)
(А<р - 1) IV - 1
(32)
Для реальных ДВС имеет место: Ни нд
41 = —г = —'
аь0 а
где Ни - теплотворность топлива, кДж/кг;
10 - теоретически необходимое количество воздуха, кг/кг;
а - коэффициент избытка воздуха, при котором осуществляется сгорание топлива;
Нд - теплотворность рабочей смеси. Если учесть, кроме того, что _ 8'315
где 8,315 - универсальная газовая постоянная, кДж/кг- град, то формулы (31) и (32) можно привести к следующему виду:
к аТ,
щ = 1 -8'315
к-1 а к
к-1 На 1
1 +ТТ-
кт
(к - 1)Яа
(Ау - 1)
Пк. кфк
'~Г + Ок кт
Т
к-1 а к
- 1
(33)
или
к аТ,
щ = 1-8'315---
п ' к-1 На
11 (к- 1)Яа
т - 1 к~1 ВАкю ( т т I
1о^А<рк)
(А<р - 1) IV - 1
(34)
кА^8'315аТ1(р£)к~1 1о^А<р)
Введение в формулы для ^ величин а, Тг, Нд, а равно и ^ позволяет установить более непосредственную связь между термодинамическими циклами ДВС и реально протекающими в них процессами.
Формулами (31) и (33) следует пользоваться при исследовании цикла турбопоршне-вых ДВС с газовой турбиной постоянного дав-
X
ления, а формулами (32) и (34) - при исследовании цикла аксиально-поршневых ДВС с импульсной газовой турбиной, пологая при этом 0 = 1.
В соответствии с изложенным ниже приводятся некоторые выводы, позволяющие определить основные направления в части повышения аксиально-поршневых ДВС:
1. Из формул (16) и (17) видно, что термический кпд обобщенного термодинамического цикла турбопоршневого ДВС будет тем больше, при прочих равных условиях, чем больше полная (геометрическая) степень сжатия в поршневом ДВС - £ и чем меньше степень промежуточного охлаждения - т.
2. Чтобы сравнить циклы газотурбинного ДВС с импульсной газовой турбиной, с одной стороны, и с газовой турбиной постоянного давления рассмотрим изображение хвостовой части цикла в координатах ТБ (рис. 6).
Рис. 6. К сравнению циклов газотурбинных ДВС с импульсной газовой турбиной и газовой турбиной постоянного давления
Во втором случае она изображается ломаной линией 7-8-9-10 и тепло q2, изохорно отводимое от рабочего тела, будет эквивалентно площади 7-8-8'-7'-7, а тепло qизобарно подводимое к рабочему телу перед турбиной, будет эквивалентно площади 8-9-9'-8'-8. И так как по условию q"' = q2, то пл. 7-8-8'-7'-7 = пл. 8-9-9'-8'-8. Это значит, что точка 9 лежит правее адиабаты расширения 7-11 для ДВС с импульсной турбиной. Таким образом, точка 11 на изобаре Pw = Р1 = const оказывается ниже точки 10. Отсюда следует, что для ДВС с импульсной газовой турбиной имеет место:
о
1и
Имея это в виду и обращаясь к формуле (17), можем сделать вывод о том, что при равных условиях термический КПД турбопорш-
невого ДВС и с импульсной газовой турбиной будет больше такового для ДВС с газовой турбиной постоянного давления.
3. По графику на рис. 7, построенному
"К
для случая, когда т = 1, а = 2, — = 1, а = 1,4 , Т = 300К, Н0 = 90000 кДж/кг, /с = 1,4, видно, что ^ растет как с увеличением £, так и с увеличением А.
Ш/% а- Н. т=1; ff=Z „=l
-fkX
у}
It
70
65 60 55
10 12 % 16 Рис. 7. Зависимость = (еД)
4. Весьма существенное влияние на ^ оказывают степень повышения давления в нагнетателе - о и соотношение перепадов давлений в газовой турбине и нагнетателе - ^ (рис. 8). Как видно, с термодинамических позиций выгодно добиваться такого течения рабочего процесса, чтобы отношение ^ было возможно
больше. Однако при этом возникнут определенные трудности с осуществлением продувки цилиндров поршневого ДВС от остаточных газов.
^=300% a U, т=Ь с12, Л=18 7/ 80
75 70 65
h
\Н Ж
к Щв? -б [у
i 1
1
2 4
Рис. 8. Зависимость =
Совершенно очевидно, что для увеличе-
п
ния отношения —, а, следовательно, и увеличе-
ния ^ необходимо газообменный тракт аксиально-поршневого ДВС проектировать и изготовлять с точки зрения его динамических качеств на самом высоком уровне.
5. Ранее уже отмечалось, что применение промежуточного охлаждения снижает Как видно по рис. 9, влияние промежуточного охлаждения на ^ тем больше, чем больше степень повышения давления а в нагнетателе и чем больше степень промежуточного охлаждения т.
^=300% а=Ц, т=1, €=12, Л =1,8
75 70 65
Пг Ь,т1
/
/ ¡¡г" 0.
2^68 - без промежуточного охложденоя
Рис. 9. Зависимость = (а, т)
Совокупное влияйте на термический КПД величин т и ^ показано рис. 10, и что подтверждает необходимость улучшения аэродинамических качеств газообменного тракта аксиально-поршневых ДВС.
/; а I',. V I £=12,- а=2
>7/
68
66 64 62
>7/ Ф 1
/
' X / /
/ / / /
0,8 10 12 Ы
Рис. 10. Зависимость = 6. При высоких степенях наддува, т. е. при больших значениях а и отсутствии промежуточного охлаждения рабочего тела, положительный эффект за счет повышения удельной мощности существенно снижается, в
то время как тепловая напряженность ДВС значительно возрастает. Вместе с этим применение промежуточного охлаждения приводит к уменьшению ^. Это противоречие можно изменить, применяя изотермическое сжатие рабочего тела в нагнетателе. Но изотермическое сжатие рабочего тела в нагнетателе можно осуществить далеко не всегда. Поэтому определенный интерес представляет охлаждение рабочего тела до нагнетателя.
Рис. 11. Влияние способа охлаждения на термический кпд турбопоршневого двс с газовой турбиной постоянного давления
На рис. 11 показано изменение ^ для трех случаев (аксиально-поршневого ДВС с турбиной постоянного давления): когда охлаждение отсутствует; когда осуществляется полное промежуточное охлаждение Т3 = Тг и когда рабочее тело охлаждается до нагнетателя, так, чтобы его температура после адиабатного сжатия в нагнетателе равнялось Тг. Это имеет место в случае, когда температура рабочего тела
к-1
перед вводом в нагнетатель снижается в а к раз.
Как видим, охлаждение рабочего тела до его ввода в нагнетатель ДВС с турбиной постоянного давления не только желательно, но и тем эффективнее, чем больше а.
Практически охлаждение рабочего тела до нагнетателя можно осуществить, например, посредством включения в схему установки холодильной машины, а также за счет применения испарительного охлаждения посредством впрыска в приемный патрубок нагнетателя воды или части цикловой воды топлива в сильно распыленном состоянии. Что касается турбопоршневого ДВС с импульсной газовой турбиной, то, как видно по рис. 12, охлаждение рабочего тела перед вводом в нагнетатель приводит во всем диапазоне значений а к существенному уменьшению ^.
U=U; k=18; £=12;
75
70
65
60
1r fiir.n
гф-
3"
S У
/ / f
2 4
1 - дез промежуточного охлаждения 2-е полным промежуточным охлаждением 3-е охлаждением до нагнетателя
Рис. 12. Влияние способа охлаждения воздуха на термический кпд турбопоршневого двс с импульсной газовой турбиной
7. По рис. 13 видно, что влияние коэффициента избытка воздуха а на в пределах обычных значений а несущественно и тем менее заметно, чем больше о.
rf=300% a U. >: Р À 18. * 1
75 70
65
a=1,b t=u
r=U J?'— - 18—
a ^ w 'V' r
f
2 4 6 8 - без промежуточного охлаждения
------с полным промежуточным охлаждением
Рис. 13. Зависимость = (а, а)
8. Исследование формул (33) и (34) показывает, что ^ растет с увеличением начальной температуры цикла Тг и уменьшением теплотворности рабочей смеси Нд. Но так как влияние Тг и Нд на ^ весьма незначительно, тогда как среднее теоретическое давление цикла с увеличением Тг и уменьшением Нд заметно снижается, то, очевидно, воздействие на ^ за счет Тг и Нд практически нецелесообразно.
9. Выше было показано, что при равных условиях термический КПД турбопоршневых ДВС с импульсной газовой турбиной больше такового для установок с газовой турбиной постоянного давления. Из рис. 14 видно, что разница в значении ^ при этом составляет 49%, причем в области умеренных значений а она более ощутима.
1r Пал)
/
2 _
/ /Ê / / / s*
2 4
1- ТПД с импульсной mypBuHDÜ 2 - ТПД с турбиной постоянного давления
Рис. 14. Зависимость = (а, т) для газотурбинных двс с импульсной газовой турбиной и газовой турбиной постоянного давления
10. Исследование обобщенного термодинамического цикла турбопоршневых ДВС показывает, что функция = f(o) не имеет максимума. Однако этот максимум может иметь место в действительности, если при выводе аналитических зависимостей для КПД установки учитывать значение собственных КПД нагнетателя и газовой турбины.
Литература
1. Орлин, А.С. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей [Текст]/ А.С. Орлин; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. -М.: Машиностроение, 1984.-384 с.
2. Пат. 2313675 Российская Федерация, МКП7 G01R 21/66. Аксиально-поршневой двигатель [Текст] / Топалов Э.Л., Куриленко Н.И.; заявитель и патентообладатель Тюменский архитектурно-строительный университет. - №2006102349/31; заявл. 25.06.2004; опубл. 27.12.2007, Бюл.№36. -7с.
3. Володин А.И. Локомотивные двигатели внутреннего сгорания [Текст]/ А.И. Володин. -М.: Транспорт, 1990. - 256 с.
Воронежский государственный технический университет
UNIVERSAL THERMODYNAMICS CYCLE AXIAL-PISTON MOTOR
E.L. Topalov
The article discusses the thermodynamic cycle of the axial-piston combustion engine, equipped with turbo-supercharged engines with high power and efficiency stable with a negative fuel consumption Key words: axial-piston motor, thermodynamics cycle