Экономика предпринимательства
МЕТЕЛЕВ С.Е. , МЕТЕЛЕВ А.Е.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМУЛА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны процесса перехода от трехлетнего на однолетнее планирование бюджета в условиях отсутствия надежных прогнозов, на основе чего разрабатывается методология поступательного и плавного нивелирования указанного процесса, превращение его в поступательный положительный процесс. В основу разрабатываемой методологии кладется одна из концепций синергетики, что позволило сформулировать универсальную формулу развития государства, региона, муниципального образования, предприятия.
Ключевые слова: бюджет, рынок, конъюнктура, спрос, предложение, цена, баланс, золотое сечение, статистическое равновесие, синергетика, гармония.
МЕТЕЬЕУ S.E. ,МЕТЕЬЕУ А.Е.
A UNIVERSAL FORMULA OF DEVELOPMENT OF MARKET ECONOMY SUBJECTS
Abstract. The manuscript discusses positive and negative aspects of the process of transitioning from a three year to a one year budget planning in the conditions of absence of reliable forecasts. This lays the foundation of the methodology being developed of progressive and smooth levelling of the stated process, making it into a progressive positive process. The basis of the methodology being developed is one of the concepts of synergetics which permitted to formulate a universal formula of development of the state, region, municipal education, an enterprise. Keywords: budget, market, market conditions, demand, supply, price, balance, the golden ratio, statistical balance, synergetics, harmony.
4 сентября 2015 г. на полях Восточного экономического форума президент РФ Владимир Владимирович Путин поддержал идею перехода от трехлетнего на однолетнее планирование бюджета. Это повысит, по мнению президента, оперативность принятия решений в условиях высокой волатильности на сырьевых рынках, непредсказуемости валютных курсов и стабильно напряженной геополитической обстановки.
В этом году правительству очень трудно определиться с бюджетом — для этого необходимы надежные прогнозы хотя бы на будущий год, а их нет, поскольку неопределённость внешних параметров сейчас существенно выше, чем была в предыдущие годы. И поэтому сложно делать относительно точный прогноз на три года. Однолетний бюджет должен позволить правительству активнее реагировать на экономическую ситуацию.
Напомним, Россия перешла на долгосрочное планирование бюджета в 2007 г., когда был впервые одобрен финансовый план на 2008-2010 гг. как стратегическое видение экономической ситуации. По словам тогдашнего руководителя Минфина А. Кудрина трехлетний бюджет должен помочь снизить зависимость экономики от нефти и газа, то есть от сырьевой конъюнктуры.
С начала перехода на трехлетнее планирование бюджета прошло 8 лет, которые в настоящее время расцениваются как время имитации долговременной политической стратегии, имитации продуманности поступательного развития. Экономика по-прежнему остаётся сырьевой, проблема не решается, качественных изменений нет [1].
Бюджет определяет баланс между доходами и расходами государства. У нас нет сомнений, что с конца октября 2015 г. горизонты мышления российского правительства окончательно
будут ограничены 365 календарными днями, по итогам которых у Минфина России должны сойтись дебет с кредитом. Остальные показатели хозяйственной деятельности будут отданы на откуп рынку, дабы по итогам года можно было во всем обвинить сложившуюся неблагоприятную экономическую ситуацию, характеризуемую уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. По всей видимости, Минфину неприятен афоризм Екатерины II Великой: «Управлять — значит, предвидеть».
Сегодня Минфин России настаивает на балансе и экономии. Поскольку крен будет сделан в эту сторону (но не в сторону инфраструктурных проектов), то в самое ближайшее время следует ожидать торжество бухгалтерской отчетности над прогрессом, что в конечном итоге может обернуться для страны стратегическим поражением в развитии. В связи с этим возникает задача поступательного и плавного нивелирования указанного процесса, превращение его в поступательный положительный процесс, что возможно только посредством использования принципа отрицательной обратной связи, позволяющего последовательно корректировать соотношение состояния экономической системы и степени достижения поставленной цели. Для этого необходима универсальная формула развития субъектов рыночной экономики, включающая в себя те базовые аспекты экономических систем, которые являются общими для всех.
Цель настоящего исследования — разработка методологии нивелирования процесса перехода от трехлетнего на однолетнее планирование бюджета и на её основе универсальной формулы развития субъектов рыночной экономики.
В процессе проведенного исследования получены следующие результаты.
Бывший генсек ООН Кофи Аннан предложил количественные показатели бюджетов строить по «золотой пропорции» [12] целого и его частей, то есть их гармонизации [9], объединяющей развитие предприятий и территориальных образований [13]. Как показывает опыт мирохозяйственного развития, регулирование совокупности отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, между предложением, спросом и ценой, является одним из основных элементов управления рыночной экономикой [2, 3, с. 48]. Спрос, предложение, цена — это триада основных параметров рынка. Спрос и предложение — это процесс взаимодействия, в ходе которых определяются относительные цены. Это процесс взаимного приспособления, координации и обеспечения такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получить то, что требуется [3, а 122].
Состояние рынка, при котором объём предложения равен объёму спроса, рассматривается как рыночное равновесие. Рынок всегда стремится к равновесию [4]. Равновесие всей экономической системы в целом проявляется в виде известных четырех пропорциональностей, согласованность которых приводит к сбалансированному развитию названной системы [5]. Однако каждое предприятие, как один из основных субъектов рыночной экономики, обладает определенной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию, предполагая отклонения от равновесия в следующих пропорциональностях: между производством продукции и его потреблением; между вовлеченными в оборот ресурсами и их использованием; между предложением товара и их спросом; между материально-вещественными и финансовыми потоками.
Система показателей предприятия, объективно отражающих результаты его хозяйственной деятельности за конкретный период, определяется как бухгалтерская отчетность. Такая отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для планирования.
Основная форма бухгалтерской отчетности — бухгалтерский баланс. В балансе отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, кредиторами, другими предприятиями и организациями, покупателями и продавцами, взаимоотношения с персоналом [6].
Баланс означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений
Метелев С.Е, Метелев А.Е.
универсальная формула развития субъектов рыночной экономики
между сторонами какой-либо деятельности. Два аспекта балансового обобщения означают, что две совокупности показателей баланса должны быть равны. Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов организации, межотраслевой баланс, баланс основных фондов, материальные балансы, баланс платежный, баланс трудовых ресурсов и т.д. [7].
В настоящее время имеется достаточно много моделей макроэкономического равновесия между спросом и предложением, кристаллизующих главные экономические интересы субъектов экономической деятельности. В частности, известны модели экономического равновесия следующих авторов: К. Маркса, В. Ленина, Л. Вальраса, В. Леонтьева, Дж. М. Кейнса, Дж. Неймана [8].
Анализ вышеприведенных материалов исследования показывает, что ни в одном виде баланса и ни в одной модели макроэкономического равновесия нет триады параметров рынка. Как показал М. Алле, равновесие сложных систем следует описывать только с позиции их стремления к гармонии, выполняющей функцию системообразования [11]. Равновесная экономика является наиболее эффективной и устойчивой [там же], что характеризуется правилом «золотой пропорции» для её конкурирующих частей [9]. Этот факт известен человечеству с 1202 г., когда открытием ряда Фибоначчи было обнаружено фундаментальное свойство среднепропорционального отношения — единство аддитивности и мультипликативности [10]. Сегодня он описывается математическим методом Фибоначчи в форме причинно-следственной связи между тремя компонентами системы [9]. Правило золотой пропорции для трех частей задается в процентном выражении следующим образом: 50% + 30,9% + 19,1% = 100% [там же]. Необходимо заметить, что «целое, пропорции и золотое сечение» является пятой из 38 известных концепций синергетики, главная идея которой заключается в принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации [10]. Гармония характеризует соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Вышесказанное позволяют сформулировать следующее уравнение триады параметров рынка как статистическое равновесие указанных параметров:
Предложение - Спрос - Цена = 0 (1)
В соответствии с формами 1 и 2 бухгалтерской отчетности предприятия уравнение статистического равновесия (1) запишем следующим образом:
[ССебестоиость + Коммерческие расходы + Управленческие расходы] -- Баланс бухгалтеской отчетности - Капитал и резервы
В соответствии с бухгалтерским балансом предприятия (форма 1 бухгалтерской отчетности) уравнение статистического равновесия (1) будет выглядеть так:
[ВВнеобороные активы + Резервный капитал + Фонд потребления] - 0 (3)
- [ЗЗапас + Дебиторская задолженность] - Кредиторская задолженность
Гармоничность уравнений (2) и (3) обеспечивается эталонной нормой прибыли (^ ) , размером, определяемым на основе правила золотой пропорции для трех частей в процентном выражении, то есть
, Кредиторск ая задолженно сть 19,1% 0 236
[Внеоборотные актиы + Резервный капитал + Фонд потребления] + 50% + 30,9% + [Запасы + Дебиторская задолженно сть] (4)
Следовательно, цена производства товаров определится следующим образом:
Цена производства товаров = к + к ■ р = 1,236 к, (5) где к — издержки производства = Себестоимость реализации товаров, продукции, работ,
услуг + Коммерческие расходы + Управленческие расходы.
Вернемся к формулам (1), (3) и, преобразуя последнюю зависимость, получим:
Совокупное предложение - Совокупный спрос - Инвестиции = 0. (6)
Из формулы (6) следует, что, зная размер Совокупного спроса, можно легко, на основе правила золотой пропорции для трех частей, определить размеры Инвестиций и Совокупное предложение = [Внеоборотные активы + Резервный капитал + Фонд потребления]. Следовательно, посредством зависимости (6) можно обеспечить разумную самодостаточность государства (или региона, или муниципального образования, или предприятия) как реализованную способность экономически оправданного и социально приемлемого функционирования политической и хозяйственной систем при минимальной зависимости от поведения других государств (регионов, муниципальных образований, предприятий), в том числе в форс-мажорных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Зависимость (6) — это универсальная формула развития государства, региона, муниципального образования, предприятия.
Великая депрессия 30-х годов ХХ-го века дала убедительное свидетельство того, что Совокупный спрос может быть источником серьезных экономических проблем [3, с. 530]; является началом эпохи теории Совокупного спроса, который следует рассматривать в контексте валового национального продукта (ВНП), представляющего собой ценность всех конечных благ, произведенных в течение года. (Для региона — валовой региональный продукт (ВРП); для муниципального образования — валовой муниципальный продукт (ВМП).) ВНП (ВРП, ВМП) может рассматриваться как сумма добавленных стоимостей, присоединяемых всеми производителями, или как совокупный доход, полученный собственниками произведенных ресурсов, или как сумма расходов на приобретение вновь созданных благ потребителями, фирмами, государством, регионом, муниципалитетом, иностранцами [там же]. Такое измерение ВНП (ВРП, ВМП) легко обнаруживается в зависимости (5): величина kх р0 равна размеру Совокупного спроса, то есть в зависимости (6)
Совокупный спрос = k х р0 = 0,236 k (7)
Следовательно,
Инвестиции = 0,618 Спрос = 0,618 х 0,236 k = 0,1458 k (8)
Совокупные предложения = [Внеоборотные активы + Резервный капитал + Фонд потребления] = 0,3818 k, (9)
здесь k — совокупные издержки государства или региона, или муниципального образования, или предприятия.
Для предприятия, согласно формуле (5), издержки k = Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг + Коммерческие расходы + Управленческие расходы, где, согласно
Коммерческие расходы / <
-= V\0,61о ^ 0,89
Управленческие расходы , „ г Л _
эмпирическому исследованию, (здесь 0,618 — золотое
сечение). Следовательно, величина суммы «Коммерческие расходы + Управленческие расходы» равна «0,89 Управленческие расходы + Управленческие расходы = 1,89 Управленческие расходы». Таким образом, для предприятия величина издержек k = Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг + 1,89 Управленческие расходы. Эмпирическое исследова-
1,89Управленче ские расходы
Себестоимость реализации товаров, работ, продукции, услуг
- 0,21.
ние показало, что
Отсюда для предприятия величина издержек k в зависимости от суммы управленческих
k = 1^°9Упр.расходы + 1,89Упр. расходы = 10,89Управленческие расходы.
расходов составит ,
Итак, для предприятия издержки
Метелев С.Е, Метелев А.Е.
универсальная формула развития субъектов рыночной экономики
k = 10,89Управленческие расходы (10)
В формулах (7), (8), (9) речь идет о Совокупных издержках, которые в соответствии с формулой (10) могут определяться следующим образом:
Совокупные издержки к = 10,89 Совокупные управленческие расходы. (11)
Если в формулах (7), (8), (9) заменить издержки к величиной «10,89 Совокупные управленческие расходы», то получим формулы, отражающие зависимость триады основных параметров рынка от Управленческих расходов. То есть
Совокупный спрос = 2,57 Совокупные управленческие расходы. (12) Инвестиции = 1,59 Совокупные управленческие расходы. (13)
Совокупные предложения = 4,15 Совокупные управленческие расходы. (14)
Управленческие расходы — это необходимые для управления организацией средства, которые составляют часть текущих расходов предприятия и влияют на формирование себестоимости продукции.
Нас интересует как абсолютный уровень показателей основных параметров рынка, так и темпы их изменений. Это позволяет, помимо организации планирования, устанавливать взаимосвязи инфляции и спада, получать наилучшие сочетания уровня занятости и темпов роста цен.
Зависимость (6) — это гармония фрактального ритма развития субъектов рыночной экономики, это одновременно и их стратегический план, и рабочий инструмент его достижения.
Выводы
1. Законы развития субъектов рыночной экономики существенно отличаются друг от друга.
Гармоничность — это та характеристика, которая их связывает, это одновременно и стратегический план, и рабочий инструмент его достижения.
2. Гармоничное развитие экономических систем — доминанта направления развития субъектов рыночной экономики.
3. Показана целесообразность использования условия статистического равновесия финансовых показателей субъектов рыночной экономики по правилу «золотой пропорции».
4. Предложена универсальная формула развития государств, региона, муниципального образования, предприятия.
5. Нивелирование процесса перехода от трехлетнего на однолетнее планирование бюджета — это процесс формирования количественных показателей бюджета по правилу гармонического деления согласно универсальной формуле развития экономических систем.
6. Управление сохранением гармонии и соответствующий контроль над всеми процессами бытия экономических систем и их цивилизационным развитием формирует бюджетообразующие закономерности и соответствующую развивающуюся программную гармонию для каждого уровня управления гармонией развития.
7. «Бюджетные» закономерности — это заранее вложенная программная суть, в рамках которой происходит процесс бюджетирования бытия экономических систем, совершенствование гармонии их взаимного сопровождения и обеспечения всех её возможных состояний в их целесообразном уложении, ликвидация случайных и неприемлемых образований, воспринимаемых как естественное развитие, и отлучение отработанных атавизмов.
Литература
1. Россия отказалась от экономического развития. [Электронный ресурс]. — URL : //http://noteru.com/ post/view/13003.
2. Рынок : спрос, предложение и цена. [Электронный ресурс]. — URL : // http://5fan.ru/wievjob.php.
3. Хейне, П. Экономический образ мышления ; пер. с англ. — 2-е изд., стер. / Пол Хейне. — М. : Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.
4. Как рынок соглашает спрос и предложение. [Электронный ресурс]. — URL : //https://otvet. mail. ru/question/76539700.
5. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишки и дефицит. [Электронныйресурс]. URL : //http://refoteka.ru.
6. Бухгалтерская отчетность. [Электронный ресурс]. — URL : //http://be5. biz/ekonomika/bmi/10. htm.
7. Бухгалтерский баланс и его строение. [Электронный ресурс]. — URL : //http://www. refi. su/buhgalterskii_ychet_lekcii3. html.
8. Рыночное равновесие. [Электронный ресурс]. — URL : //http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynochnoe-ravnovesie.html.
9. Харитонов, А. С. Минимальное число параметров, характеризующих социально-экономическое развитие регионов. [Электронный ресурс]. — URL :
//http://www.auditfin.eom/fin/2002/1/rharitonov/rharitonov.asp.
10. Рыжков, В. Концепции синергетики. [Электронный ресурс]. — URL : //http://vladimir. socio. msu. ru.
11. Алле, М. Условия эффективности в экономике. — М.,1998. (Наука для общества).
12. Кофи, Аннан. Обновление Организации Объединенных Наций : программа реформы. — М. : МАИ, 1997.
13. Муратов, А. С. Проблемы гармоничного развития экономических систем. [Электронный ресурс] . — URL : // http://www.rusnauka.com/.
References:
1. Russia refused from economic development. [Electronic resource]. Available at: http: / / http://noteru.com/ post/view/13003.
2. The market: demand, supply and price. [Electronic resource]. — URL : // http://5fan.ru/wievjob.php.
3. Heyne, P. Economic way of thinking ; per. s angl. — 2-e Izd., erased. / Paul Heyne. — M. : Publishing house "Delo", with the participation of publishing houses "Catallaxy", 1993.
4. As soglashat market demand and supply. [Electronic resource]. — URL : //https://otvet.mail.ru/question/76539700.
5. The balance of supply and demand. And the equilibrium price. Surpluses and deficits. [Electronic resource]. URL : //http://refoteka.ru.
6. Accounting statements. [Electronic resource]. — URL : //http://be5.biz/ekonomika/bmi/10. htm.
7. Balance sheet and its structure. [Electronic resource]. — URL : //http://www. refi. su/buhgalterskii_ychet_lekcii3. html.
8. Market equilibrium. [Electronic resource]. — URL :
//http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynochnoe-ravnovesie.html.
9. Kharitonov, S. A. the Minimum number of parameters characterizing the socio-economic development of regions. [Electronic resource]. — URL :
//http://www.auditfin.com/fin/2002/1/rharitonov/rharitonov.asp.
10. Ryzhkov, V. the Concept of synergetics. [Electronic resource]. — URL : //http://vladimir. socio. msu. ru.
11. Alle M. Conditions of efficiency in the economy. — M.,1998. (Science for society).
12. Kofi, Annan. The renewing the United Nations : a programme for reform. — Moscow : MAI, 1997.
13. Muratov, A. S. the Problems of harmonious development of economic systems. [Electronic resource] . Available at: http: //http://www.rusnauka.com/.