Научная статья на тему 'Универсалии культуры (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)'

Универсалии культуры (из авторского словаря «Космос русского самосознания») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
340
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исупов Константин Глебович

Статья «Универсалии культуры» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсалии культуры (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)»

Terra Humana

Исследования: Арсеньев Н. Стихия возбужденного хаоса и жажда благообразия у Достоевского // Возрождение. Париж, 1971. № 233. С. 51-65; Ахутин А.В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия) // Человек и культура. М., 1990. С. 5-42; Батай Ж. 1) Внутренний опыт, 1954. СПб., 1997; 2) Литература и Зло. М., 1994; Белоусов А.Ф. Последние времена // Aequinox. Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 9-53; Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. М., 1911; Бердяев Н.А. 1) Трагедия и обыденность, 1908 // Н.А. Бердяев. Собр. соч. Париж, 1989. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. С. 363-397; 2) О жестокости и боли // Судьба России. М., 1990. С. 173-178; 2) Смысл истории, 1919-1920. М., 1990; 3) О назначении человека, 1931. М., 1993; 4) Царство Духа и Царство кесаря, 1948 (гл. XI. - Трагедия человеческого существования и утопия. Сфера мистики) // Там же. С. 327-334); Гегель Г.В.Ф Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 572-616; Вышеславцев Б. 1) Трагическая теодицея // Путь, 1928. № 9; 2) Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение // Путь, 1932, № 36; 3) Этика преображенного Эроса, 1931 (гл. III. Трагедия Закона). М., 1994. С. 38-41; 4) Вечное в русской философии, 1955 (гл. VI. Трагизм возвышенного) // Там же. С. 213-227; Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры, 1946 // Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 242-255; Гальцева Р. А. Трагическое // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981. С. 578-579; Гессен С. И. 1) Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» // Современные записки. Париж, 1928. Т. 35. С. 306-338; 2) Трагедия зла (Философский смысл образа Ставроги-на) // Путь. Париж, 1932. № 36. С 44-74; Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990; Жук И.В. Онтология ужаса // Кьеркегор и современность. Минск, 1996. С. 120-124; Зелинский Ф.Ф. 1) Трагедия правды // Русская мысль, 1911. Кн. 11. С. 1-47; 2) Трагедия жизни и комедия быта // Новая жизнь, 1912. № 1. Январь. С. 112-128; Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Логос. М., 1911-1192. Кн. 2/3 (Зиммель Г. Избранное: В 2-х т. М., 1996. Т. 1. Философия культуры. С. 445-474); Иванов Вяч. И.

1) О существе трагедии // Вяч. Иванов. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., 1916;

2) Достоевский и роман-трагедия, 1914 // Там же; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925 (М., 1993); Ильин В.Н. 1) Трагедия безответной молитвы // Вестник РХД. 1933. № 3; 2) Профанация трагедии (Утопия перед лицом любви и смерти) // Путь. Париж, 1933. № 40 (Ильин В. Эссе о русской культуре. СПб., 1997. С. 116-128); 3) Трагедия дружбы и судьба Сальери // Вестник РХД. 1949. № 3; 4) Бунин и злая жизнь // Возрождение, 1969. № 215; 5) Трагедия и Достоевский // Возрождение. Париж, 1963. № 136. С. 51-68; 6) Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987 (М., 1994); 7) Литургия последнего свершения <две главы из книги> // Человек. М., 1994. № 3. С. 48-62; Исупов К. Г Антихрист и мировое зло // Ступени. СПб. , 1997. № 10. С. 133-142; Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. М., 1983; Липавский Л. Исследование ужаса // Логос. М., 1993. № 4. 76-88; Лосев А. Ф. Греческая трагедия. М., 1958; Любимова Т. Б Трагическое как эстетическая категория. М., 1985; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995; Мосиенко Л. И. Трагическое // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск, 1997; Мунье Э Надежда отчаявшихся, 1948-1950. М., 1995; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру, 1872 // Ф.Ницше. Соч.: В 2-х т. М., 1990. Т. 1. С. 157-157; Пинский Л. Шекспир. М., 1971; Сакетти. Л. А. Трагическое // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 4. С. 219-234; № 5. С. 311-332; № 6. С. 411-427; Се-кацкий А.К. Инфернальная тема в философии // Ступени. Филос. журнал. СПб. , 1997. № 10. С. 129-132; Степун Ф. А. 1) Трагедия творчества // Логос, 1910, кн. 1; 2) Трагедия мистического сознания (Опыт феноменологической характеристики) // Логос, 1911-1912. № 11-12. С. 115-140; 3) Религиозная трагедия Льва Толстого // Ф. Степун. Встречи и размышления. Избранные статьи. Лондон, 1992. С. 121-151; Сумм Л.Б. Учение о трагедии и трагическом в творчестве А.Ф.Лосева // А.Ф. Лосев и культура ХХ века. Лосевские чтения. М., 1991. С. 139-142; Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Искусство слова. Сб. ст. М., 1973. С. 306-314; Топоров В. Н. Эней - герой судьбы. М., 1965; Федотов Г. П. 1) Трагедия интеллигенции // Версты. Париж, 1926. № 2. 145-184 (под псевдонимом Е. Богданов); 2) Трагедия древнерусской святости // Путь. Париж , 1931. № 27. С. 43-70; 3) Христианская трагедия // Новый журнал. Нью-Йорк, 1950. № 1-12. С. 126-141; Федоров Н. Ф. 1) Мировая трагедия // Н.Ф. Федоров. Соч.: 4 т. М., 1995. Т. 2. С. 162-164; 2) Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше // Там же. С. 159-160; Флоренский П. А. <Письмо семье от 10-14 марта 1936 г. с Соловков> // П.А. Флоренский. Детям моим... М., 1992. С. 423-424; Шаховской Иоанн. Смысл трагизма // Иоанн Шаховской. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 471-472; Шиллер Ф. О трагическом в искусстве, 1792; Шестов Лев. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне), 1939 (М., 1992); Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни // А. Шопенгауэр. Избранные произведения. М., 1992. С. 63-80. С. 50-52; Щенников Г. К. Трагическое // Ф. М. Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск, 1997. С. 52; Dietrich B.C. Death, fate and Dods. L., 1966.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ

Общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отраженные в эйдетической памяти, образно-мировоззренческих конструкциях, этимологических ценностях языка, «имажах» искусства и словесности. Их об-

щий генезис связан с центральными оппозициями основного мифа (золотое яйцо, мировое древо): «жизнь/смерть», «верх/низ», и др. этого ряда, с первоначальным опытом структурирования Космоса и его вещей, с установлением систем терминов родства,

семантикой имени, с ритуально-магической практикой, с первыми запретами (на инцест, на сыроядение) и первыми трофеями культуры (дары Прометея: одежда, огонь, число). Совокупность универсалий образует словарь^утЬо1агшт с правилами сочетания элементов (парадигматика и синтагматика), дает меру валентности смысловых скрещений (в режимах национального варьирования основного мифа) и определяет работу механизмов образных и обрядово-жестовых репрезентаций (прагматика). Пути поиска универсальных черт культуры определяются с рождением науки философии истории (Вольтер, Гер-дер), мифологическими штудиями немецких романтиков, успехами антропологии и этнографии, а в ХХ в. — психоанализом, лингвистикой универсалий, структурно-типологическими и семиотическими методами, социальной психологии, математической теорией игр (напр., теорией конфликта), зоопсихологии, попытками моделирования коллективного поведения и ментальных процессов, с панорамным интересом к проблеме в постклассических исследованиях. С рождением понятия «человечество» конечной целью большинства гуманитарных дисциплин стало уяснение структурно-эстетического единства мировой культуры. Специфическое интонирование эта задача получила на фоне дискуссий о природе внеземных цивилизаций и нового прочтения наследия русских космистов. Качественно новые аспекты общей теории культуры предложила философия диалога, модерные трактовки моделей ноосферы и экологической проблематики. В рамках отечественной традиции серьезные достижения принадлежат московско-тартуской школе. Мифопоэтический ряд утверждает универсалии архаического порядка: мифологемы хтонических сил (огонь/вода/земля/воздух; ср. пятирицы Востока) и свя-

занные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях); ближний мир предметов (камень, дерево, хлеб, зерно, масло; утварь быта); природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной определенности и хроматической окрашенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие «метафоры» артефактов (типа: «дом», «зеркало»), экзистен-тных ситуаций (типа: «обмен», «встреча», «путь»), границы состояний (типа: «сон», «смех», «слезы», «тайна», «экстаз») или их «следов» (типа: «тень», «двойник», «го-

лос»). Завершается пирамида универсалий списком видов деятельности; их культурно-исторической импликацией является, вероятно, игра. В отличие от универсалий цивилизации, которые живут факультативно-атрибутивной семантикой, универсалии культуры являются вечными онтологическими и экзистентными константами человеческого бывания, фундаментальными категориями картины мира, суммарной аксиоматикой внутреннего опыта. Универсалии культуры есть априорное наследие культурной памяти, проективно определяющей работу механизмов духовного преемства, новаторства и палингенеза. Когда этот «механизм» начинает работать в режиме катастрофы, то мы имеем дело либо с мифологией культуры (осложненные «историософской» мимикрией и подражанием неактуальному прошлому; см. работы Г. Тарда на фоне современных представлений об «иронии истории»), либо с патологией культуры (см. эксплуатацию и ревизию архаической семантики «крови» и «почвы» в идеологии расизма и фашизма). Прояснение списка УК и меры их исторической валентности помогли бы с большей полнотой установить иерархии эстетических и аксиологических категорий.

Исследования: Артемьева Т.В. Идея истории в России XVIII века. СПб., 1998. (Философский век. Альманах. Вып. 4); Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999; Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977; Вольтер Ф. М. А. Философия истории. СПб., 1868; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М., 1995. Изд. 6-е; Драмалиев Л. Существуют ли культурные универсалии? / пер с франц. Э. Гроссман // Ежегодник Философского общества в СССР. 1989-1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы. М., 1990. С. 110-113; Идея истории в Российском Просвещении / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998 (Философский век. Альманах. Вып. 5); Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: В 2 т. СПб., 1885-1886; Махлин В. Л. Я и Другой <Истоки философии «диалога» ХХ в.>. СПб., 1995; Ойзерман Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. М., 1989. № 2; Проблема поиска жизни во Вселенной. Труды Таллинского симпозиума. М., 1986; Розанов В. В. Эстетическое понимание истории // Русский вестник, 1892. № 1; Теория исторического прогресса и упадка // Там же. 1892. № 2, 3; Тард Г. Социальная логика. М., 1996; Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 1; Хомяков А. С. Семирамида. <И>сследование <и>стины <и>сторических <и>дей // А.С. Хомяков. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 1. Работы по историософии.

Лексикон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.