Система е-Ьеагпігщ стала объектом стандартизации во всем мире. На основании стандартов КО, используя разработки Европейского фонда гарантий качества е-Ьеагпіп§ (EFQUEL), в России возможно начать процедуры, которые можно назвать внешним аудитом вузов, работающих в сфере электронного обучения.
Первая программа EFQUEL - иК^ие направлена на страны Западной Европы. России необходимо войти в этот процесс. Пока только один наш вуз - Московская финансово-промышленная академия - экспериментально участвует в данной программе, но в дальнейшем мы постараемся распространить этот опыт на все российские вузы.
Система электронного обучения в России должна быть качественной. Это может быть обеспечено разработкой и правильным применением моделей и показателей независимого внешнего аудита и созданием механизмов гарантии качества электронного образования.
Существуют четыре элемента, необхо-димыхдля формирования системы стандартов е-Ьеагп^ и системы обеспечения гарантий качества е-Ьеагп1п§. Это учет интересов заинтересованных сторон, обеспечение внутривузовских моделей системы е-Ьеагп1п§, соблюдение международных стандартов в сфере е-Ьеагш^ и обеспечение государственного контроля в сфере электронного обучения.
В. САМОЙЛОВ, генеральный UNIQUe -
директор
Агентство «АККОРК» Евр°пейсКИй ЗНЗК
Т. СЕМКИНА, проректор Качества
Московская финансовопромышленная академия в e-Learning
В статье описывается проект по общественной аккредитации систем e-Learning «Качество e-Learning в Европейских университетах (UNIQUe) », который реализуется Европейским фондом гарантии качества e-Learning (EFQUEL). Обсуждение основных положений проекта UNIQUe является особенно значимым в связи с тем, что методология, критерии качества, процедуры и структура данного проекта полностью соответствуют требованиям, изложенным в «Европейских стандартах и руководствах по гарантии качества», опубликованных Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и положенных в основу создания общеевропейского знака качества e-Learning. Данная проблематика является чрезвычайно актуальной в силу того, что уже сейчас вузы РФ, демонстрирующие высокий уровень работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, могут включиться в общеевропейский интеграционный процесс и стать полноправными участниками престижной системы международного признания.
Качество предлагаемых образователь- ряд подходов к созданию системы гаран-
ных программ в среде e-Learning се- тии качества в e-Learning.
рьезно разнится. На сегодняшний день еще Некоторые из них обращают внимание
не выработано единой теоретически обосно- главным образом на то, как построена ванной концепции повышения качества, нет online-программа. Такие аспекты, как ис-и ни одной эффективно действующей ком- пользуемые технологии, удобство для плексной системы оценки и обеспечения ка- пользователя и доступность программы в e-
чества e-Learning. В то же время имеется Learning, нельзя, конечно, переоценить.
Однако даже продвинутые подходы к построению проектов в области е-Ьеагп1п§ не могут гарантировать их качество.
В другой группе подходов основное внимание уделяется вопросу проверки соответствия программы установленным критериям - высоким стандартам качества в том, что касается целей программы, ее структуры, содержания, используемых ресурсов и построения учебного процесса. Однако высокое качество учебного процесса может быть гарантировано, только если само учебное заведение, предлагающее программу е-Ьеагп1п§, является учреждением с высокими стандартами образовательной деятельности.
Одной из важнейших задач на пути построения единого образовательного пространства в Европе является унификация требований к качеству образования. Поэтому усилия академического сообщества направлены сегодня на создание общеевропейской системы гарантии качества высшего образования. Появились инициативы и в области становления системы гарантии качества е-Ьеагп1п§. В качестве успешного примера может служить проект «Качество е-Ьеагп1п§ в европейских университетах (ИК^Ие)», который был реализован Европейским фондом гарантии качества е-
Learning (EFQUEL). Проект получил одобрение экспертного сообщества Европы и был поддержан Европейской комиссией по линии программы Socrates.
Целью проекта UNIQUe является содействие реформам в европейской зоне высшего образования посредством создания системы гарантии качества университетов, использующих технологии e-Learning, а основной задачей - создание общеевропейской системы аккредитации высших учебных заведений, использующих в своей образовательной деятельности инструменты электронного обучения. Целевые группы - органы управления образованием стран-участ-ниц Болонского процесса, менеджмент европейских университетов, студенты и слушатели программ высшего профессионального образования европейских университетов, другие заинтересованные стороны. В пилотной фазе проекта принимали участие 13 ведущих европейских вузов (в том числе один российский - Московская финансовопромышленная академия).
Основой проекта UNIQUe стали, в свою очередь, результаты выполнения двух других проектов по оценке качества программ, базирующихся на e-Learning, - MASSIVE и CEL.
Цель проекта MASSIVE - создание модели взаимной поддержки европейских традиционных университетов для успешного использования виртуального компонента образования. В рамках данного проекта был исследован потенциал процедур экспертной проверки как инструмента, с помощью которого университеты могут оценить эффективность применения у себя e-Learning, - а также изучены механизмы решения возникающих в связи с этим проблем. При этом учитывались требо-
вания студентов в отношении сопоставимости и прозрачности образовательных стандартов.
Проект CEL базируется на большом опыте, приобретенном Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) в области разработки механизмов гарантии качества. Его особенность состоит в том, что e-Learning рассматривается в широком контексте - в рамках общей стратегии формирования учебного плана, проектирования программы, преподавания и разработки механизмов помощи персоналу вуза. Суть проекта состоит в том, чтобы уделять основное внимание не информационно-технологическим аспектам e-Learning, а самому учащемуся и условиям его обучения в ходе процедуры аккредитации.
Критерии CEL (характеристики программы, педагогический подход, экономические аспекты, используемые технологии, организация программы и учет культурного многообразия) выработаны на основе годичных исследований e-Learning и бесед со специалистами в этой области. Процедура прошла предварительное тестирование в Открытом университете (Великобритания) и в компании Volkswagen AG (Г ер-мания). На основе тестов список субкритериев внутри шести имеющихся критериев дополнен такими субкритериями, как рабочие показатели, методика сбора данных, формат данных и аудиторские стандарты качества, позволяющие рассмотреть каждый из критериев с нескольких сторон.Раз-деление критериев на субкритерии и добавление критерия рассмотрения рабочих характеристик органично трансформировалось в проекте UNIQUe в процедуру по присвоению вузам знака качества.
Проект UNIQUe завершился разработкой модели аккредитации в e-Learning -Европейского знака качества, который на практике начинает действовать с ноября 2QQ8 г. Для российского академического сообщества появляется уникальная возможность участия в процессах становления европейской системы гарантии качества.
Для этого существует ряд предпосылок. Сегодня в сфере профессионального образования происходит системная трансформация, которая определяется все более тесным взаимодействием с бизнесом, повышением требований к качеству образования со стороны населения и развитием институтов общественной экспертизы. Все участники образовательного рынка - государство и академическое сообщество, работодатели и учащиеся - заинтересованы в создании системы независимой оценки качества образования, которая могла бы удовлетворять их ожиданиям и запросам. Сегодня появляются реальные инструменты управления качеством образования: ассоциации работодателей создают профессиональные стандарты, представители отраслевых объединений формируют квалификационные требования к выпускникам, рейтинговые агентства осуществляют мониторинг образовательных программ, а экспертные сообщества проводят общественную аккредитацию.
Среди различных инструментов управления качеством особое место занимает образовательный аудит, позволяющий совместить внешнюю и внутреннюю оценки и создать индивидуальный портрет конкретного учебного заведения. В отличие от госак-кредитации стандарты общественных аккредитационных агентств нацелены на то, чтобы показать вузу, каким образом следует развивать те или иные направления работы, чтобы обеспечить высокое качество образования. Это дает возможность каждому высшему учебному заведению оценить свои конкурентные возможности и выработать стратегию дальнейшего развития.
Интересы Европейского фонда гарантии качества e-Learning на территории РФ в рамках проекта «Качество e-Learning в европейских университетах (UNIQUe)» представляет Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры («АККОРК »).
В основу системы независимой оценки агентство «АККОРК » закладывает принцип
социального партнерства, призванный поддержать высокие стандарты качества образования и объединить федеральные органы по управлению образованием, вузы и институты общественной экспертизы. Чтобы достичь этой цели, при разработке как методологии, так и оценочных процедур необходимо перенести акцент с затратных показателей образовательного процесса на критерии, характеризующие его итоговые результаты. Таким образом, в качестве базовой концепции выбран компетентност-ный подход, при котором оцениваются профессиональные знания и карьерные шансы выпускников.
Процедура образовательного аудита выявляет, каким образом содержание, структура, применяемые технологии и система управления образовательной деятельностью в конкретном вузе (вне зависимости от его организационно-правовой формы) влияют на формирование общих и специальных компетенций выпускника. К процедурам оценки привлекаются комиссии экспертов, в состав которых входят работодатели.
Деятельность «АККОРК» не является альтернативой государственному лицензированию и аккредитации (комплексной оценке) вузов, а призвана дополнить эти процедуры. Агентство содействует распространению передового отечественного и международного опыта, создавая эталонные образцы и схемы развития вузов на основе лучших показателей наиболее конкурентоспособных учебных заведений.
Далее приводится краткое описание процедур присвоения знака качества ИШОИе.
За процедуру прохождения аккредитации и присвоения знака качества ИК^Ие отвечают три руководящихоргана: Наблюдательный совет, Консультативный совет и Аккредитационный совет.
Наблюдательный совет следит за ходом выполнения работы и стратегического планирования в системе, принимает реше-
ния относительно отбора кандидатов на присвоение знака качества, привлекает внешних аудиторов, ведет контроль за качеством проведения экспертизы.
Консультативный совет занимается вопросами обеспечения гарантии качества. В него входят признанные эксперты в области е-Ьеагп1п§, привлекаемые в основном из вузов, уже имеющих знак качества ИШОИе.
Аккредитационный совет выносит решение о присуждении или об отказе в присуждении знака качества, выдает сертификаты внешним аудиторам. Решение принимается советом по результатам анализа отчета и рекомендаций комиссии, отчета о самооценке вуза и исходя из своего опыта работы в области е-Ьеагп1п§.
Таким образом, налицо четкое разделение полномочий: одни определяют соответствие вуза установленным критериям, другие принимают решение об аккредитации. Это позволяет обеспечить объективность оценки и избежать конфликта интересов.
Процедура прохождения аккредитации ИМЩИе подразделяется на шесть четко структурированных этапов: 1) подача заявки, 2) определение соответствия аккреди-туемого вуза или программы критериям ИК^Ие, 3) процедура самообследования,
4) посещение вуза комиссией экспертов,
5) вынесение решения Аккредитационным советом и 6) дальнейшая работа над повышением качества образования на основе рекомендаций комиссии.
Для подачи заявки необходимо заполнить бланк, который размещен на официальном сайте ИК^Ие. Заявка - это своего рода анкета, с помощью которой вуз представляет фактическую информацию о своей деятельности.
После этого следует стадия признания соответствия вуза критериям ИК^Ие, в ходе которой Наблюдательный совет ИК^Ие решает, что учебное заведение отвечает всем требованиям для начала процедуры аккредитации, а именно: подходит под формат ИК^Ие; имеет разработанные программы е-Ьеагп1п§; ближайшие три года будет соответствовать критериям качества ИК^Ие.
Так, учебная программа считается использующей инструменты е-Ьеагп1п§, если как минимум 20% от общего времени, затрачиваемого на ее освоение, занимает обучение, проводимое с помощью технологий е-Ьеагп1п§. Другими словами, должно быть выполнено по крайней мере одно из двух требований:
• в программе используется один или более видов носителей информации, отличных от печатного текста или лекционных материалов на аудионосителях;
• программа поддерживается сетью, которая обеспечивает согласованность действий или соединяет группу обучающихся с электронным преподавателем/модератором или между собой.
На следующей стадии, позволяющей оценить степень открытости и критичности, руководство вуза проводит комплексные процедуры самообследования и составляет отчет в соответствии с «Руководством по проведению процедуры самообследова-ния». Целью отчета должна быть скорее разумная самокритика с элементами анализа, нежели рекламная пропаганда.
Эта стадия занимает от трех до шести месяцев. Результаты самообследования используются группой экспертов для подго-
товки к последующему посещению учебного заведения. Можно утверждать, что чем большую степень открытости и критичности продемонстрирует вуз в процессе са-мообследования, тем более ценным и результативным будет весь процесс аккредитации для самого вуза.
Данная процедура разработана для того, чтобы добиться со стороны руководства конкретного вуза более четкого осознания стратегических позиций путем анализа сильных и слабых сторон учебного заведения и трезвой оценки соответствия своих амбиций собственным ресурсам.
После рассмотрения отчета о самооб-следовании и признания его соответствующим всем требованиям и до начала работы комиссии европейские эксперты опрашивают представителей студентов (по телефону или электронной почте). Проведение интервью до посещения вуза - это необходимая часть процедуры аккредитации.
Работа группы экспертов в вузе, как правило, продолжается в течение двухтрех дней в зависимости от типа вуза. За это время аудиторы проводят серию интервью с представителями администрации и профессорско-преподавательского состава, со студентами и разработчиками учебных программ.
Позиция всех структур ИК^Ие заключается в том, что настоящее качество е-Ьеагп1п§ может быть гарантировано только в том случае, если предлагающий программу е-Ьеагп1п§ вуз сам является учебным заведением с высокими стандартами работы. Процесс обучения рассматривается как единство трех составляющих: собственно учебного процесса, учебных ресурсов и образовательного контекста. Эксперты, работающие в рамках проекта ИК^Ие, изучают каждую из этих составляющих.
Так, в учебном процессе вуза оцениваются: качество образовательных услуг, степень защиты интеллектуальной собственности, наличие и качество программ обучения и повышения квалификации ППС и административного персонала.
Комиссия делает также вывод о достаточности учебных ресурсов, которыми располагает вуз. Для этого оцениваются: уровень подготовки студентов, квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава, материально-техническая база.
И наконец, дается оценка тому, что называется экспертами ИК^Ие образовательным контекстом, который включает: стратегию развития е-Ьеагп1п§, открытость вуза для широкой общественности, инновационную политику вуза.
По окончании работы экспертов председатель комиссии представляет администрации вуза предварительные выводы и дает в устной форме рекомендации по повышению качества обучения. Далее в течение 40 дней он готовит отчет для Аккредитационного совета, где содержится оценка работы учебного заведения и даются рекомендации, необходимые для его дальнейшего развития. Среди рекомендаций, содержащихся в отчете, можно выделить:
■ согласованные с администрацией меры по повышению качества в-Ьваттщ-обучения. Предполагается, что руководство вуза реализует данные меры и отчитается о результатах в течение полутора лет после прохождения аккредитации;
■ рекомендации комиссии. Сюда вхо-
дят предложения экспертов, основанные на их профессиональном опыте, которые, возможно, помогут руководству вуза в достижении стратегических целей. Руководство вуза не обязано следовать данным рекомендациям.
Оценка работы вуза завершается определением места данного вуза в рейтинге в соответствии с критериями ИК^Ие: «выше требований стандарта», «в соответствии со стандартом», «ниже стандарта», «неприемлемый». Вынесенная комиссией оценка оказывает весьма существенное влияние на решение по аккредитации, принимаемое Аккредитационным советом, но не означает автоматического положительного решения с его стороны.
Одновременно с представлением отчета Аккредитационному совету доступ к нему получает и администрация учебного заведения. После ознакомления с отчетом комиссии руководство вуза имеет возможность как исправить фактические неточности, так и принять решение о продолжении процедуры аккредитации.(На этом этапе вуз может отказаться от дальнейшего участия в проекте.)
В распоряжении членов Аккредитационного совета имеется две недели, чтобы ознакомиться с отчетом и выявить спорные моменты. Если слишком много вопросов остается открытыми, председатель может
принять решение о возврате отчета экспертам на доработку, установив для этого разумные временные рамки.
В обязанности председателя Аккредитационного совета входит своевременное выявление любых возможных конфликтов интересов между членами совета. Голосование происходит в соответствии с принципом простого большинства.
Решение совета может быть одним из трех: аккредитация пройдена; аккредитация не пройдена; вузу присваивается статус кандидата на прохождение аккредитации.
Если учебное заведение не проходит аккредитацию (например, выявлены существенные недостатки), ему дается 1 год на их исправление. Если в течение этого времени не были приняты необходимые меры, то вузу придется ждать как минимум два года, прежде чем подать повторную заявку на получение знака качества ШІОИе.
Начав процедуру аккредитации, вуз может открыто заявить, что находится в процессе получения знака качества ІЖ^Ие (например, является кандидатом на аккредитацию). Секретариат публикует список
только тех вузов, которые прошли процедуру аккредитации полностью.
Аккредитация ИК^Ие действует три года. В течение этого срока вуз может позиционировать себя и реализовывать на рынке свои программы под маркой ИК^Ие. Через полтора года вуз должен представить в Секретариат отчет о проделанной работе, в котором указаны принятые меры по выполнению рекомендаций комиссии. При повторной аккредитации сведения, содержащиеся в отчете, будут обязательно учтены.
Знак качества ИМЩИе - это высокая планка, соответствовать которой престижно, почетно, выгодно. Но не менее важен тот путь, который проходит вуз в процессе его достижения. Это прекрасная возможность на основе предложенных объективных критериев исследовать собственный образовательный процесс и наметить стратегию его дальнейшего развития.
Получить знак качества ИК^Ие - значит сопоставить свое учебное заведение с мировыми эталонами, повысить его конкурентоспособность, гарантировать студентам предоставление современных и высококачественных образовательных услуг.
С. БУНТОВ, профессор,ректор Удмуртский государственный университет
Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » (ст. 2). При этом Конституция объявляет, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). В
О некоторых вопросах правового обеспечения доступности ВПО
соответствии с п. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование ». К сожалению, наша действительность показывает, что об этих конституционных положениях исполнительная власть нередко забывает.
Государственная политика и государственные гарантии прав граждан РФ в области высшего профессионального образования закреплены в ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В ней предусмотрено, что приоритетность развития высше-