Braytkrayts Sergey Garrievich, doctor of technical sciences, leading researcher, hraitkrait eamail. ru, Russia, Moscow, Federal State-Funded Institution «46 CRI» Russian Ministry of Defence,
Il 'yin Evgene Mikhailovich, doctor of physico-mathematical sciences, leading analyst, evgil45amail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Poluhekhin Aleksandr Ivanovich, candidate of technical sciences, head of Innovation Technology Center, poluh 1980 a mail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Prischep Dmitry Vasilievich, master's, engineer of the innovative technological center, pdvdevayandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Yurin Aleksandr Dmitrievich, candidate of technical sciences, leading analyst of the innovation technology center, yurin. mailayandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Khomiakov Kirill Aleksandrovich, leading engineer, [email protected], Russia, Tula, JSC CDBAE
УДК 621.396.67
УНИФИЦИРОВАННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С ПОДСИСТЕМОЙ МИКРОНАВИГАЦИИ МАЛОГАБАРИТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАТОР ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ СРЕДНЕЙ
И МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ
С.Г. Брайткрайц, Е.М. Ильин, А.В. Мартышин, А.И. Полубехин,
В.Ю. Савостьянов, О.Ф. Самарин, А. Д. Юрин, К. А. Хомяков
Рассматривается задача формирования облика унифицированного интегрированного с подсистемой микронавигации малогабаритного многофункционального радиолокатора (МБРЛК) для беспилотных летательных аппаратов средней и малой дальности, с обеспечением высокоточного позиционирования фазового центра антенны. Подобная задача возникает при реализации так называемого режима картографирования, предназначенного для формирования радиолокационных изображений с высоким разрешением. В рамках данной статьи понятие «облик» включает архитектуру системы и алгоритм высокоточного позиционирования фазового центра, основанный на улучшении оценок, формируемых инерциальной спутниковой системой за счет использования ПМН и измерений скорости носителя, генерируемых МБРЛК одновременно с формированием изображений. Приведены результаты технической реализации и испытаний МБРЛК с ПМН, подтверждающие перспективность данного технического решения.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, радиолокационное вооружение, радиолокационная система, интегрированный бортовой комплекс, научно-методический аппарат, микронавигация, фазовый центр антенны.
Введение. Комплексы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) нашли самое широкое применение как при ведении боевых действий, так и в народном хозяйстве [1, 2].
Такие комплексы рассматриваются военным руководством развитых зарубежных стран в качестве важнейшего средства повышения боевых возможностей своих вооруженных сил. Около 50 стран мира разрабатывают или закупают комплексы с БЛА для своих вооружённых сил. В народном хозяйстве БЛА находят широкое применение при разведке полезных ископаемых в труднодоступных районах, в чрезвычайных ситуациях при ликвидации последствий стихийных катаклизмов. Всё большее применение они находят и при борьбе с терроризмом [3].
В последнее время особенно широкое распространение при решении вышеназванных задач получили БЛА средней и малой дальности (БЛА СД и МД) [4].
Широкий спектр применения БЛА требует от их создателей разработки большого многообразия целевых нагрузок-датчиков: видеокамер, многоспектральных приёмников ИК диапазонов, многодиапазонных средств радиотехнической и радиолокационной разведок и др.
Учитывая, что грузоподъёмность БЛА СД и МД различного назначения невелика (до 50.. .100 кг), возникает актуальная задача разработок целевых нагрузок в весьма ограниченных массогабаритных показателях.
Одним из примеров такой нагрузки служит интегрированный двух-диапазонный малогабаритный многофункциональный бортовой РЛК (МБРЛК), массой не превышающий 35 кг и конформно вписанный в фюзеляж БЛА МД (рис. 1, 2) [5, 6].
Рис. 1. Двухдиапазонный МБРЛК Ku (2см) + UHF (70 см) диапазонов
Рис. 2. Внешний вид БЛА МД с МБРЛК с выносной антенной
под обтекателем
Волноводно-щелевая антенная решетка (ВЩАР) Ku (2 см) диапазона и излучатели-вибраторы UHF (70 см) диапазона (на полотне антенны) размещены на приводе антенны (ПА) вне фюзеляжа БЛА под радиопрозрачным обтекателем (рис. 2).
В работе [7] приведены результаты летных испытаний данного МБРЛК, показана перспективность применения средств радиолокации в малой авионике при решении народнохозяйственных и специальных задач в любое время года, в ночных условиях, в условиях дождя и снегопада, при наличии пылевых и дымовых завес.
Испытания показали, что ключевым вопросом получения детальных радиолокационных изображений (РЛИ) высокого качества является необходимость компенсации приводящих к расфокусировке изображений фазовых искажений в радиосигнале, связанных с траекторными неста-бильностями полета и вибрациями корпуса БЛА, и, как следствие, отклонением фазового центра антенны (ФЦА) от заданной траектории движения.
Современные методы наземной цифровой обработки радиолокационных данных позволяют достаточно эффективно решать не только задачи получения РЛИ, но также осуществлять «привязку» к местности и определение координат объектов даже при отсутствии на борту летательного аппарата (ЛА) какой-либо навигационной системы (НС).
При оперативной работе и при необходимости повышения точности определения координат получать детальные РЛИ необходимо непосредственно на борту ЛА в реальном масштабе времени без какого-либо вмешательства оператора в процесс обработки радиолокационной информации. В этом случае задача получения РЛИ резко усложняется, поскольку отсутствие точных навигационных данных приводит к:
- расфокусировке изображения;
- появлению в изображении паразитной амплитудной модуляции;
- снижению контрастности изображения;
- нестыковке фрагментов изображения;
- появлению в изображении геометрических искажений;
- отсутствию «привязки» изображения к местности.
В качестве иллюстрации на рис. 3 показано РЛИ, в котором отчётливо просматриваются фрагменты первых четыре из перечисленных выше искажений РЛИ. Понятно, что в результате становится невозможным не только точно определять координаты объектов, но и вообще визуально дешифрировать изображение. На рис. 3 показаны следующие фрагменты:
1 - Расфокусировка изображения;
2 - Появление в изображении паразитной амплитудной модуляции;
3 - Снижение контрастности изображения;
4 - Нестыковка фрагментов изображения.
1 2 3 4
Рис. 3. Фрагмент РЛИ с искажениями, вызванными недостаточной точностью навигационных данных
Траекторные и вибрационные нестабильности на интервале наблюдения могут быть скомпенсированы путем интегрирования МБРЛК с подсистемой микронавигации (ПМН) и совместной обработкой информации малогабаритного бесплатформенного инерциального блока, размещённого вблизи ФЦА в режиме синтезирования (РСА), бортовой бесплатформенной инерциально-спутниковой навигационной системы, штатных баро- и/или радиовысотомеров. При этом навигационное решение ПМН достигается путём интеграции данных бортовой бесплатформенной инерциально-навигационной системы (БИНС), спутниковой навигационной системы (СНС), баро- и/или радиовысотомеров, а также малогабаритного блока
чувствительных элементов (БЧЭ), размещённого вблизи ФЦА, и канала измерения радиальной скорости ФЦА РСА, основанного на методах до-плеровского обужения и моноимпульсной пеленгации [8].
Многофункциональный бортовой радиолокационный комплекс с интегрированной подсистемой микронавигации.
Структурная схема. На рис. 4 приведена структурная схема интегрированного МБРЛК с подсистемой микронавигации, реализующего задачу получения высокодетальных РЛИ в реальном масштабе времени на борту БЛА при наличии траекторных и вибрационных нестабильностей полета БЛА.
Рис. 4. Структурная схема интегрированного МБРЛК с ПМН
На (рис. 4) приняты следующие обозначения БРЭО - бортовое радиоэлектронное оборудование, БРСД - бортовой регистратор-сервер данных; ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система; БИНС -бесплатформенная инерциальная навигационная система; ВЩАР - волно-водно-щелевая антенная решетка; БЦВМ - бортовая цифровая вычислительная машина; ПСН - подсистема стабилизации и навигации.
Элементами интегрированного комплекса являются ПМН и блоки МБРЛК: вычислитель с цифровым приёмником (БЦВМ), СВЧ модули (синтезатор частот и синхросигналов - СЧС, СВЧ-приёмник, усилитель промежуточной частоты), двухосный (по азимуту и наклону) привод антенны (ПА), волноводно-щелевая антенная решётка (ВЩАР), БИНС. При этом ПМН и БЦВМ располагаются на основании, прикрепляемом к корпусу БЛА, двигатель ПА по каналу азимута жёстко закрепляется на основании МБРЛК, а на оси наклона ПА по каналу угла места закрепляется ВЩАР.
БИНС ПМН типа ГЛ-100 установлена на общем основании с МБРЛК и комплексирована с приёмником глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС). При этом по данным, получаемым от
БИНС, в МБРЛК в реальном масштабе времени осуществляется управление лучом антенны, периодом повторения зондирующих импульсов, положением зоны приёма и параметрами опорных функций.
В состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) БЛА, с которым взаимодействует комплекс, входят:
- бортовой регистратор-сервер данных (БРСД),
- аппаратура радиоканала связи с наземным пунктом управления (НПУ) БЛА,
- навигационная система БЛА, в общем случае включающая в себя БИНС, баровысотомер, радиовысотомер и приёмник глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Центральным элементом СВЧ части МБРЛК является СЧС, который формирует все виды излучаемых и контрольных сигналов с возможностью перестройки несущей частоты от импульса к импульсу и обеспечивает аппаратную синхронизацию элементов комплекса по тактовым импульсам (ТИ).
Управление интегрированным комплексом (формирование временной диаграммы, выбор оптимальных параметров зондирующего сигнала, организация информационного обмена) и взаимодействие с БРЭО БЛА осуществляются БЦВМ по интерфейсам:
- RS485-1 для информационного обмена внутри комплекса (с ПМН, ПА и СВЧ модулями);
- RS485-2 для приёма данных от навигационной системы (НС)
БЛА;
- Ethernet для приёма команд управления МБРЛК с НПУ и выдачи целевой информации из МБРЛК на НПУ;
- RS232 для приёма данных с приёмника ГНСС.
Такая архитектура обеспечивает решение всех задач многофункционального комплекса, легко адаптируясь для использования не только на БЛА, но и вообще на широком классе ЛА. Лёгкость адаптации заключена в модульности построения и использования стандартных интерфейсов в аппаратной и программной подсистемах.
Наиболее сложная организация взаимодействия БЦВМ с другими элементами комплекса (ПМН, ПА, СВЧ модулями) и БРЭО БЛА присуща режимам картографирования и селекции наземных движущихся целей (СНДЦ) с детальным разрешением, т.к. при этом требуется обеспечить когерентность накопления принимаемых радиолокационных сигналов на интервале времени от 1 до 15 с при постоянно изменяющихся параметрах движения БЛА и углах обзора. Наличие на борту БЛА высокоточной НС становится обязательным требованием. С её помощью в МБРЛК в реальном масштабе времени решаются сразу две задачи:
- обеспечение формирования РЛИ поверхности с требуемым разрешением. Эта задача сводится к высокоточному (до долей длины волны) измерению отклонений ФЦА МБРЛК относительно некоторой прямолинейной (опорной) траектории;
- точное определение координат объекта, выбранного на сформированном РЛИ. Эта задача сводится к измерению положения и ориентации опорной траектории, относительно которой решается микронавигационная задача, в той земной системе координат, в которой решается задача определения координат объекта.
Разумеется, необходимым условием для решения этих задач является наличие в МБРЛК достаточных вычислительных ресурсов и эффективных алгоритмов.
Ниже приведены результаты технического проектирования, конструирования и испытаний интегрированного с ПМН МБРЛК для БЛА СД и МД для обеспечения эффективной радиолокационной разведки объектов в любое время суток и в любых погодных условиях, в условиях дымовых и пылевых завес.
Многофункциональный бортовой радиолокационный комплекс с интегрированной подсистемой микронавигации.
Техническая реализация. На рис. 5, 6 приведены ЭБ-модель интегрированного МБРЛК с ПМН и внешний вид БЛА МД с интегрированным МБРЛК с ПМН.
Рис. 5. ЗБ-модель интегрированного МБРЛК с ПМН
Рис. 6. ЗБ-модель БЛА с интегрированным МБРЛК с ПМН с вынесенным антенным блоком под обтекателем
Интегрированный МБРЛК с ПМН конструктивно вписан в габариты двухдиапазонного МБРЛК Ku (2см) + UHF (70 см) диапазонов (рис. 1, 5, 6) и включает (рис. 5):
- ВЩАР с размещёнными на ней элементами высокочастотного тракта - модуль СВЧ-приёмника и циркулятор, что минимизирует волноводные и высокочастотные связи, уменьшает потери в СВЧ-канале и повышает эффективность работы МБРЛК;
- усилитель мощности (УМ), с которым конструктивно на общем основании собраны коммутатор, детекторная секция и нагрузка;
- СВЧ-приёмник, волноводные каналы которого конструктивно напрямую соединяются с выходами ВЩАР;
- синтезатор частот и синхросигналов (СЧС) и усилитель промежуточной частоты (УПЧ), собранные в едином конструктиве;
- СВЧ-тракт, в который входят коммутатор «антенна-эквивалент», нагрузка, детекторная секция, циркулятор, низкочастотные и высокочастотные кабели, коаксиально-волноводные переходники;
- БИНС;
- БЦВМ, общая для МБРЛК и ПМН.
ВЩАР, УМ и СВЧ-приёмник располагаются в подвижной части на приводе антенны, а СЧС, УПЧ и БИНС ПМН устанавливаются непосредственно на платформе МБРЛК.
В целом конструкция интегрированного МБРЛК с ПМН разработана таким образом, чтобы модули, установленные на платформе, располагались внутри фюзеляжа БЛА, а подвижная часть, защищённая радиопрозрачным обтекателем, - под фюзеляжем БЛА для обеспечения условий радиовидимости в пределах «ометаемой» радиолучом поверхности, образованной вращением антенного полотна.
Вызванные траекторными угловыми колебаниями и упругими деформациями носителя случайные колебания ФЦА как точки конструкции БЛА, вынесенной из центра масс на существенное расстояние, могут достигать величин, соизмеримых с длиной волны зондирующего сигнала на частотах от 10 до 20 Гц (а, возможно, и более). Отсюда вытекают дополнительные требования - требования к размещению НС с минимально возможным удалением от ФЦА, т.к. при этом уменьшаются ошибки, связанные с пересчётом измерений в точку ФЦА, и к полосе частот навигационных измерений.
Задача обеспечения формирования РЛИ поверхности с детальным разрешением решается с помощью набора высокоточных инерциальных измерителей - не менее трёх акселерометров и трёх датчиков угловых скоростей (гироскопов), - расположенных вблизи точки ФЦА. Полоса частот этой НС, должна быть не менее 20...50 Гц с охватом всего возможного спектра частот траекторных и упругих колебаний носителя.
Обработка навигационных данных должна обеспечивать формирование виртуальной платформы, и включать алгоритмы, схожие с алгоритмами, используемыми в существующих БИНС, включая коррекцию систематических ошибок по данным от приёмника ГНСС.
320
Достоинством получения требуемого навигационного решения за счет применения дополнительной БИНС с блоком чувствительных элементов является также то, что в этом случае МБРЛК с интегрированной ПМН может выполнять возложенные на него задачи самостоятельно без основной БИНС ЛА.
Синтез интегрированной ПМН. В состав ПМН входят:
- блок чувствительных элементов (БЧЭ), включающий в себя не менее трёх акселерометров и датчиков угловых скоростей;
- контроллер;
- общая с МБРЛК БЦВМ;
- функциональное программное обеспечение, реализованное в
БЦВМ.
ПМН обеспечивает:
- поддержание фактических погрешностей оценок текущего положения ФЦА МБРЛК в нормальной системе координат на уровне не более 9 мм (предельное отклонение) по отношению к погрешностям позиционирования на момент начала когерентного накопления сигналов в течение 15 с через 1 час после начала полёта;
- определение углов ориентации строительных осей БЛА в нормальной системе координат с точностью не хуже 0,1° через 1 час после начала полёта.
- определение компонент скорости, линейных ускорений ФЦА МБРЛК, а также углов ориентации и угловых скоростей строительных осей БЛА в нормальной системе координат с частотой обновления 200 Гц.
Для обеспечения когерентности обработки принимаемых радиосигналов и требуемой точности определения координат объектов необходимо, чтобы на протяжении всего интервала синтезирования антенны ошибка позиционирования ФЦА радиолокатора не превышала У длины волны в радиальном направлении. Применительно к режимам картографирования с детальным разрешением в МБРЛК Ки-диапазона это означает, что на протяжении всего полёта БЛА (в качестве типового значения можно принять через 1 час после взлёта) на каждом из отрезков траектории, где осуществляется картографирование (когерентное накопление сигналов в течение 15 с):
- СКО вычисления составляющих линейной скорости ЛА должна быть не больше 6-10-4 м/с;
- СКО вычисления ускорения должна быть не больше 3-10-4 м/с2.
При этом в интересах решения навигационной задачи ЛА должна
осуществляться интеграция данных, поступающих от средств бортового навигационного комплекса ЛА: приёмника ГНСС, радиовысотомера, баро-высотомера и др.
Для решения задачи высокоточной «привязки» (позиционирования) ФЦА предложена архитектура ПМН, обеспечивающей решение перечисленных выше задач (рис.7).
Рис. 7. Функциональная схема интегрированного МБРЛК с ПМН
Существо реализованного решения состоит в использовании двух навигационных алгоритмов, первый из которых осуществляет решение навигационной задачи ЛА посредством использования схемы глубокой интеграции данных БЧЭ, многоканального ГНСС-приемника радиовысотомера и баровысотомера (в дальнейшем - основной алгоритм), а второй, использующий традиционный алгоритм инерциальной навигации в проекции на оси горизонтированной земной системы координат (ГЗСК), непосредственно обеспечивает реализацию высокоточного позиционирования ФЦА.
Как видно из приведенной функциональной схемы, аппаратная часть навигационной системы включает ПМН, интегрированную в МБРЛК, многоканальный ГНСС-приёмник, радиовысотомер, баровысото-мер. Вектор измерений У^), сформированный аппаратной частью системы, является входом алгоритма навигации. Алгоритмическую часть системы, как уже указывалось выше, образуют два алгоритма: «основной» алгоритм навигации, поставляющий вектор навигационных оценок ЛА в ЗССК Х^) и алгоритм навигации, непосредственно реализующий высокоточную «привязку» ФЦА.
Основной проблемой при формировании навигационного решения является необходимость обеспечения высокой точности определения компонент вектора скорости на момент начала процесса картографирования (не более 6 х 10-4 м/с). Предварительный анализ показывает, что указанная точность недостижима при использовании любого традиционного автономного или внешнего источника навигационной информации (БИНС, ГНСС приёмник и т.п.). В связи с этим в качестве дополнительного источника данных используются высокоточные измерения, осуществляемые самим МБРЛК. В частности, было показано, что использование дополнительного разностного канала по азимуту при синтезировании апертуры ан-
тенны и соответствующей обработке принятых сигналов позволяет оценить скорость БЛА в направлении центра картографируемого участка потенциально с очень высокой точностью (СКО порядка 10-4.. ,10-3 м/с).
Результаты испытаний интегрированного МБРЛК с ПМН. На рис. 8, 9 приведены результаты испытаний интегрированного МБРЛК с ПМН в режимах картографирования и селекции наземных движущихся целей (СНДЦ).
Рис. 9. РЛИ в режиме СНДЦ (красные точки-движущийся транспорт)
Введение системы микронавигации позволяет получить сверхвысокое разрешение в Ки диапазоне (вплоть до 0,1 м), т.е. практически реализовать режим радиовидения - получение детального РЛИ в реальном масштабе времени на борту БЛА.
Применение при обработке сигналов алгоритмов автофокусировки РЛИ позволяет достичь более высокой разрешающей способности путём измерения и компенсации искажений параметров траектории, обусловлен-
Рис. 8. РЛИ с разрешением 0,25 м
ных составляющими второго и более высоких порядков. В настоящее время известно множество таких алгоритмов, но наилучшие характеристики достигаются при непараметрической итерационной автофокусировке на основе критерия по максимуму среднего квадрата ошибки в результирующем РЛИ.
Заключение. Интегрированный МБРЛК с ПМН обеспечивает путем высокоточного позиционирования ФЦА МБРЛК высокие потенциальные характеристики БЛА типа «Корсар», «Форпост», «Дозор» в различных режимах функционирования в сложной фоно-целевой и помеховой обстановке, а именно:
- режим радиовидения, близкий к режиму оптического наблюдения;
- повышение точности радиолокационных измерений, в сложной фоно-целевой и помеховой обстановке в 1,5...2 раза;
- увеличение надёжности за счет интеграции аппаратных и программных средств МБРЛК с ПМН в 1,5.2 раза.
Решение задач БЛА СД и МД с интегрированным МБРЛК с ПМН возможно в любое время года, в ночных условиях, в условиях дождя и снегопада, при наличии пылевых и дымовых завес, в условиях пожара и т.п.
Список литературы
1. Абшаев М.Т., Абшаев А.М., Анаев М.А., Соловьев В.В., Ша-гин С.И. Многоцелевой авиационный комплекс мониторинга, предупреждения и защиты от стихийных бедствий на базе беспилотного летательного аппарата «Нарт» // Известия ЮФУ. Технические науки. № 3. 2011. С.229 - 238.
2. Полтавский А.В. Беспилотные летательные аппараты в системе вооружения // Научный вестник МГТУ ГА. № 163. 2011. С. 163 - 170.
3. Нейвинский В. Перспективы производства за рубежом беспилотных летательных аппаратов // Зарубежное обозрение. № 11. 2009. С. 52-55.
4. Фомин П.М., Захаров А.В., Поздеев А.Г., Белый Ю.М. Интеллектуальные системы обеспечения безопасности с использованием беспилотных летательных аппаратов // Вестник НЦ БЖД. 2012. Т. 15. С. 124-131.
5. Патент на изобретение: ФГБОУ ВО МГТУ им. Н. Э. Баумана, АО «НПФ «Микран». Ильин Е. М., Самарин О. Ф., Савостьянов В. Ю., Куда-шев В. С., Ровкин М. Е., Алексеев А. С., Руссков Д. А., Киселев С. В., Бор-зов А. Б. Многофункциональная интегрированная двухдиапазонная радиолокационная система для летательных аппаратов // Свидетельство № 2621714 от 01.06.2016.
6. Guskov Y., Samarin O., Savostyanov V. Decimetr/Centimetr DoubleBand Integrated Small Radars // Radio Electronic Technology. Information & Analysis magazine. № 4. 2016. P. 34-35.
7. Ильин Е.М., Полубехин А.И., Савостьянов В.Ю., Самарин О.Ф., Черевко А.Г. Малогабаритный многофункциональный бортовой РЛК для беспилотных летательных аппаратов малой дальности // Вестник СибГУТИ. № 4. 2017. С. 104 - 109.
8. Чернодаров А.В., Патрикеев В.Н., Билек В.В., Коврегин В.В. Пространственно-распределенная система микронавигации для радиолокатора с синтезированной апертурой // Материалы 18-й Международной конференции по интегрированным навигационным системам. СПб. 2011.
Брайткрайц Сергей Гарриевич, д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник, hraitkrait eamail.ru, Россия, Москва, «46 ЦНИИ» МО РФ,
Ильин Евгений Михайлович, д-р физ.-мат. наук, ведущий аналитик инновационного технологического центра, evgil45amail.ru, Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Мартышин Андрей Владимирович, канд. техн. наук, ведущий аналитик, ishinadrayandex.ru, Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Полубехин Александр Иванович, канд. техн. наук, руководитель инновационного технологического центра, poluh1980@,mail. ru, Россия, Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана,
Савостьянов Владимир Юрьевич, канд. техн. наук, ведущий аналитик, v-savostyanovayandex.ru, Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Самарин Олег Федорович, канд. техн. наук, ведущий аналитик, nio6.fazatron@yandex. ru, Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Юрин Александр Дмитриевич, канд. техн. наук, ведущий аналитик, yurin.mailayandex.ru, Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Хомяков Кирилл Александрович, ведущий инженер, rts a cdhae.ru, Россия, Тула, АО Центральное конструкторское бюро аппаратостроения
UNIFIED INTEGRA TED WITH MICRO NA VIGA TION SUBSYSTEM SMALL-SIZE MULTIFUNCTION RADAR FOR UNMANNED AERIAL VEHICLES OF MIDDLE AND SMALL RANGE
S.G. Braytkrayts, E.M. Il'yin, A.V. Martyshin, A.I. Poluhekhin, V.Y. Savostyanov, O.F. Samarin, A.D. Yurin, K.A. Khomiakov
The problems of development and creation of radar systems for unmanned aerial vehicles (UAVs) of small and medium range with micro navigation subsystem are considered in the article. Possible ways of creating such systems are shown taking into account modern trends in the field of integration of on-hoard radio electronic equipment.
Key words: UA V, radar system, micro navigation suhsystem, radar armament, integrated airhorne complex, non-traditional radar methods, scientific and methodical system.
Braytkrayts Sergey Garrievich, doctor of technical sciences, leading researcher, hraitkrait e a mail. ru, Russia, Moscow, «46 CRI» Russian Ministry of Defence,
Il 'yin Evgene Mikhailovich, doctor of physico-mathematical sciences, leading analyst, evgil45amail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Martyshin Andrey Vladimirovich, candidate of technical sciences, leading analyst, ishinadr@yandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Polubekhin Aleksandr Ivanovich, candidate of technical sciences, head of Innovation Technology Center, polub 1980 a mail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Savostyanov Vladimir Yurievich, candidate of technical sciences, leading analyst, v-savostyanovayandex.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Samarin Oleg Fedorovich, candidate of technical sciences, leading analyst, nio6.fazatronayandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Yurin Aleksandr Dmitrievich, candidate of technical sciences, leading analyst, yu-rin. mailayandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Khomiakov Kirill Aleksandrovich, leading engineer, rts a cdhae.ru, Russia, Tula, JSC CDBAE
УДК 62.001.4; 62-501.72
РАЗРАБОТКА ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА ДЛЯ СИЛОВОЙ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА
А.К. Ломакин
Рассматривается задача проектирования физической модели для лаборатор-но-стендовых испытаний силовой системы электрического привода с поступательным движением выходного вала, выполненной на базе трехфазного бесконтактного двигателя постоянного тока.
Ключевые слова: силовая система, подобие, физическая модель, стенд.
Современные тенденции в развитии техники требуют системного подхода ко всему циклу создания изделия - от его замысла и составления задания на разработку до отладки серийного образца и его промышленной эксплуатации. Поэтому при испытании технических систем желательно воспроизводить эксплуатационные и аварийные режимы работы в установках, оснащенных информационными системами сбора и обработки данных.
Наибольшей достоверностью обладают результаты натурных испытаний, но возможности их проведения и получения необходимого объема информации весьма ограничены. Однако проведение таких испытаний для объектов, функционирующих в составе сложных систем, требует полной готовности не только объекта испытания (ОИ), но и всех взаимодействующих с ним в технологическом процессе подсистем и устройств. Поэтому натурные испытания, как правило, не могут быть организованы при разра-
326