УДК 373.291+ 373.31
А. С. Москвина, А. Л. Третьяков
Умственное воспитание дошкольников и младших школьников:
постановка проблемы
Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия
Аннотация. В данной статье исследователи раскрывают теоретико-методологические основы умственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях. Особое внимание уделяется обучению и воспитанию умственного развития обучающихся в дошкольной и образовательной организации и общеобразовательной организации. Раскрываются основные задачи подготовки детей к обучению школе в инновационном пространстве современной дошкольной образовательной организации. Акцентируется внимание на научно-практическом анализе ФГОС ДО и ФГОС НОО по рассматриваемой проблематике. Раскрывается инновационный научно-педагогический и исследовательский потенциал изучаемой в статье проблематики.
Ключевые слова: умственное воспитание, дети дошкольного и младшего школьного возраста, теоре-тизация, методология, преемственность дошкольного и начального общего образования, анализ, инновации в образовании.
A. S. Moskvina, A. L. Tretyakov
Mental Education of Preschoolers and Younger Students:
Posing the Problem
Moscow State Regional University, Moscow, Russia
Abstract. In this article, the researchers reveal the theoretical and methodological foundations of the mental education of children of preschool and primary school age in modern conditions. An extensive theoretical analysis of domestic and foreign educational theory and educational practice is presented. Particular attention is paid to training and education of mental development of students in preschool and educational organizations and educational organizations. The main tasks of preparing children for school in the innovative space of a modern pre-school educational organization are revealed. The attention is focused on the scientific and practical analysis of the Federal State Educational Standards of the Secondary Educational Organization and the Federal State Educational Standards of the IEO on the subject matter. The innovative scientific, pedagogical and research potential of the problems studied in the article is revealed.
Keywords: mental education, children of pre-school and primary school age, theorization, methodology, continuity of pre-school and primary general education, analysis, innovations in education.
МОСКВИНА Анна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заместитель декана по учебной работе, Факультет психологии, Московский государственный областной университет, г Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
MOSKVINA Anna Sergeyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education, Deputy Dean for Academic Affairs, Faculty of Psychology, Moscow State Regional University, Moscow, Russia.
ТРЕТЬЯКОВ Андрей Леонидович - магистр библиотечно-информационной деятельности, магистр педагогического образования, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Факультет психологии, Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
TRETYAKOVAndrey Leonidovich - Master of Library and Information Activities, Master of Education, Senior Lecturer of the Department of Preschool Education, Faculty of Psychology, Moscow State Regional University, Moscow, Russia.
Введение
В современной действительности перед образовательным пространством инновационного типа среди задач воспитания важную роль играет феномен «умственного воспитания обучающихся». Наиболее важными задачами которого являются: организация интеллектуального труда, содержание учебного материала, взаимодействия между различными видами учебной деятельности, от которого зависит успешность умственного воспитания.
В настоящее время ведётся активный поиск и разработка новых программ для развития умственных способностей обучающихся. Этот вопрос привлекает пристальное внимание педагогов, социологов, психологов, философов [1, с. 165].
Основная часть
В современных условиях актуализируется необходимость создания преемственности психического и умственного развития детей на стыке дошкольного и начального этапа обучения в образовательных организациях. Подобная система обеспечивает преемственные связи между дошкольной образовательной организацией и начальной школой и определяет плавное вхождение ребёнка в учебно-воспитательный процесс. Создание преемственности имеет особое значение для современных инновационных образовательных организаций, предъявляющих ряд новых требований к уровню развития обучающихся. Реализация взаимосвязи умственного развития детей на смежных ступенях образования требует соблюдения поступательного и непрерывного характера обучения, а также учёта особенностей дошкольной и школьной образовательных сред, индивидуального, персонифицированного и дифференцированного подходов к ребёнку [2-5].
С инновационной стороны подошёл к проблеме интеллектуального развития в своих исследованиях Ж. Пиаже, который считал, что не внутренние процессы и не внешнее обучение управляют развитием, а дети должны взаимодействовать с окружающей средой и развиваться. Это процесс активного конструирования, в котором дети посредством собственной деятельности, активности выстраивают все более дифференцированные и всеобъемлющие когнитивные структуры. Как показали исследования Ж. Пиаже, интеллектуальная деятельность представляет собой устойчивые и гибкие умственные структуры - систему внутренних действий. Они проходят определенные стадии возрастного развития: сенсомоторная и более рациональным сменяется операционной, через стадию конкретных операций (в младшем школьном возрасте), мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающаяся в подростковом возрасте [6, с. 49].
Правильная организация умственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевает изучение таких аспектов, как закономерности развития ощущений, восприятие, разработка новы методик умственного воспитания на основе опытов и проч., которые позволяют определить особенности способностей к познанию у детей, таких как наглядно-образного, понятийного, наглядно-действенного и логического.
С точки зрения учебной деятельности обучения в детском саду является важной предпосылкой для успешного дальнейшего обучения в школе. Адресное значение имеет использование совершенно иных методов приравненную к школьному обучению.
Очень важную роль играет умственное воспитание при подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Для успешного обучения детям необходимо освоить и развить самостоятельность, активность, приобрести навыки и умения.
Умственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста является основополагающим звеном на этапе обучения ребёнка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым. Современная система образования позволяет это реализовать в образовательных организациях инновационного типа [7].
Готовность к школе предполагает определённый уровень умственного развития и, соответственно, ребёнку необходим запас знаний. Но само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Образовательная организация ожидает не столько
образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Подготовка детей к школе в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) включает в себя две основные задачи:
1) всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, психологическое);
2) специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе [8, 9].
Общеобразовательные организации достаточно тесно сотрудничают с ДОО с целью установления единства взглядов на воспитательно-образовательный прогресс [10].
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости. Важно, чтобы проводилась методическая работа с родителями, которая осуществляется через проведение мастер-классов, консультаций, семинаров и проч.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [11] и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [12] отражает важность духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В современной общеобразовательной школе воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы.
В ФГОС НОО и ФГОС ДО содержания образования чётко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, умение прилагать усилия в достижении цели, самостоятельности, наблюдательности, инициативе и проч.);
- метапредметные (умение учиться);
- формирование познавательного интереса;
- предметные умения (умение пользоваться) [13-15].
Обучение в начальной школе - это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Поэтому физическое состояние ребёнка также влияет на успешность обучения в школе. Часто болеющий ребенок не успевает в усвоении знаний и требует индивидуального подхода.
Заключение
Дошкольное образование является первым звеном единой системы общего образования с недавнего времени. Поступление выпускников ДОО в начальную школу происходит в процессе адаптации детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации детей в школе включает приспособление к режиму работы начальной школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.
Преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированной готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка. Комфортности его пребывания в классе. Обучение, в школе начиная с шести лет, еще более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием.
Следовательно, преемственность ДОО и начальной школы в части умственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматривает следующие задачи:
- подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения;
- развивать знания и умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками;
- активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития обучающихся и проч.
Таким образом, описанные выше теоретико-методологические основы умственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях лишь только начинают актуализировать данную проблематику, и требует дальнейшей профессиональной дискуссии среди педагогического сообщества, а также иных заинтересованных акторов сферы образования.
Литература
1. Демидов А. А. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи: некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности / А. А. Демидов, А. Л. Третьяков // Управленческое консультирование. - 2016. - № 5. - С. 164-172.
2. Москвина А. С. Изобразительное искусство и литературное медиатворчество в организации трудового воспитания детей дошкольного и школьного возрастов / А. С. Москвина, О. И. Радомская, О. В. Юдушкина // Педагогика искусства. - 2016. - № 3. - С. 66-73.
3. Москвина А. С. Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы / А. С. Москвина // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. - С. 286-290.
4. Плужникова Е. А. Проектирование развивающей среды одарённых детей в системе «школа-вуз» / Е. А. Плужникова, Н. И. Рослякова // Педагогика и психология XXI века: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Армавир, 2016. - С. 77-80.
5. Плужникова Е. А. Социальное проектирование в современном образовательном пространстве / Е. А. Плужникова // Развитие молодёжного добровольчества: современное состояние, проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Армавир, 2016. - С. 20-27.
6. Костенко А. А. Современные технологии сопровождения особенных (одарённых) детей в условиях стандартизации общего образования / А. А. Костенко // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. - 2017. - № 1. - С. 48-52.
7. Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. - Москва: Наука, 2014. - 168 с.
8. Терсакова А. А. Взаимодействие педагога с семьёй в полиэтнической социокультурной среде / А. А. Костенко, А. А. Терсакова // Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - № 3. - С. 116-119.
9. Терсакова А. А. Программа социально-психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте / А. В. Качалова, А. А. Костенко, А. А. Терсакова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 3. - С. 37-42.
10. Крамаренко Н. С. Онтогенетический аспект проблемы самоосуществления человека с позиции субъектного подхода / Н. С. Крамаренко // Вестник Московского государственного областного университета. - 2015. - № 1. - С. 11.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, свободный. - (Дата обращения: 08.12.2018).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. - (Дата обращения: 08.12.2018).
13. Дынник Л. Г. Подготовка дошкольника к школьному обучению / Л. Г. Дынник // Завуч начальной школы. - 2011. - № 5. - С. 91-93.
14. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен / А. Л. Третьяков // Язык и актуальные проблемы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2018. - С. 389-392.
15. Крамаренко Н. С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Н. С. Крамаренко. - Москва, 2014. - 40 с.
References
1. Demidov A. A. Peterburgskaya model' etiko-pravovogo obrazovaniya detey i molodezhi: nekotoryye podkhody k protsessu formirovaniya pravovoy kul'tury lichnosti / A. A. Demidov, A. L. Tret'yakov // Uprav-lencheskoye konsul'tirovaniye. - 2016. - № 5. - S. 164-172.
2. Moskvina A. S. Izobrazitel'noye iskusstvo i literaturnoye mediatvorchestvo v organizatsii trudovogo vospitaniya detey doshkol'nogo i shkol'nogo vozrastov / A. S. Moskvina, O. I. Radomskaya, O. V. Yudushkina // Pedagogika iskusstva. - 2016. - № 3. - S. 66-73.
CepHfl «BECTHHKA CBW» № 4 (12) 2018
3. Moskvina A. S. Prichiny i profilaktika shkol'noy neuspevayemosti uchashchikhsya nachal'noy shkoly / A. S. Moskvina // Pedagogika iskusstva. - 2015. - № 1. - S. 286-290.
4. Pluzhnikova Ye. A. Proyektirovaniye razvivayushchey sredy odaronnykh detey v sisteme «shkola-vuz» / Ye. A. Pluzhnikova, N. I. Roslyakova // Pedagogika i psikhologiya XXI veka: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Armavir, 2016. - S. 77-80.
5. Pluzhnikova Ye. A. Sotsial'noye proyektirovaniye v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve / Ye. A. Pluzhnikova // Razvitiye molodozhnogo dobrovol'chestva: sovremennoye sostoyaniye, problemy i pers-pektivy: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Armavir, 2016. - S. 20-27.
6. Kostenko A. A. Sovremennyye tekhnologii soprovozhdeniya osobennykh (odaronnykh) detey v uslovi-yakh standartizatsii obshchego obrazovaniya / A. A. Kostenko // Obrazovaniye v Rossii: istoriya, opyt, problemy, perspektivy. - 2017. - № 1. - S. 48-52.
7. D'yui Dzh. Shkola i obshchestvo / Dzh. D'yui. - Moskva: Nauka, 2014. - 168 s.
8. Tersakova A. A. Vzaimodeystviye pedagoga s sem'yoy v polietnicheskoy sotsiokul'turnoy srede / A. A. Kostenko, A. A. Tersakova // Kul'tura. Nauka. Integratsiya. - 2010. - № 3. - S. 116-119.
9. Tersakova A. A. Programma sotsial'no-psikhologicheskogo soprovozhdeniya razvitiya zhiznennogo resursa lichnosti v yunosheskom vozraste / A. V. Kachalova, A. A. Kostenko, A. A. Tersakova // Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. - 2016. - № 3. - S. 37-42.
10. Kramarenko N. S. Ontogeneticheskiy aspekt problemy samoosushchestvleniya cheloveka s pozitsii sub»yektnogo podkhoda / N. S. Kramarenko // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo univer-siteta. - 2015. - № 1. - S. 11.
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektron-nyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, svobodnyy. - (Data obrashcheni-ya: 08.12.2018).
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, svobodnyy. - (Data obrashcheni-ya: 08.12.2018).
13. Dynnik L. G. Podgotovka doshkol'nika k shkol'nomu obucheniyu / L. G. Dynnik // Zavuch nachal'noy shkoly. - 2011. - № 5. - S. 91-93.
14. Tret'yakov A. L. Informatsionnaya kompetentnost' kak obrazovatel'nyy fenomen / A. L. Tret'yakov // Yazyk i aktual'nyye problemy obrazovaniya: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Moskva, 2018. -S. 389-392.
15. Kramarenko N. S. Samoosushchestvleniye cheloveka v usloviyakh real'nogo i virtual'nogo mira: sub»yektnyy podkhod: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.01 / N. S. Kramarenko. - Moskva, 2014. - 40 s.
iririr