Для цитирования: Савченко А.Н., Ужегов А.О., Данилов А.Р. «Умный транспорт» для жителей мегаполиса: возможности использования цифровых технологий // Управление в современных системах. 2021. № 2 (30). С. 56-65.
сЫ: 10.24412/2311-1313-30-56-65
УДК 332.1 ШЬ: Я41
ББК 65.04
«УМНЫЙ ТРАНСПОРТ» ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Савченко А.Н.1, Челябинский филиал ФГБУН Институт экономики УрО РАН Ужегов А.О.2, Челябинский филиал ФГБУН Институт экономики УрО РАН Данилов А.Р.3, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Аннотация
Целью исследования является определение направлений использования технологии радиочастотной идентификации (ЯРЮ) в качестве инструмента совершенствования системы управления и транспортной безопасности г. Челябинска.
В результате исследования авторами предложена модель обеспечения пассажирских перевозок общественного транспорта в городе с использованием ЯБШ-технологий, в которой выделены блоки управления транспортными потоками с использованием ЯНО-технологий, отмечены ресурсы и планируемый результат.
Ключевые слова: умный город, умный транспорт, управление транспортными потоками, транспортная безопасность города, безопасность общественного транспорта.
Введение
На современном этапе развития отечественной экономики процессы цифровизации городского пространства являются одними из ключевых элементов развития среды жизни человека в условиях цифровой экономики. Такая экономика охватывает цифровые процессы, как в промышленном секторе, так и практически во всех сферах жизнедеятельности социума. Усиление цифровизации экономики и социума имеет целью достижение нового, более высокого качества жизни населения за счет традиционных и современных инновационных факторов экономического развития [Артемова, Ужегов, 2020]. Актуальность данного исследования связана с необходимостью использования современных технологий в управлении и обеспечения безопасности транспортной системы города. Существуют различные подходы к развитию территорий на основе цифровых технологий, которые в общем смысле объединяются понятием «умного города» [Аблязов, Асаул, Вишнивецкая, 2020]. Среди них следует выделить такие как:
- цифровизация городского управления;
- умное ЖКХ;
- инновации для городской среды;
- умный городской транспорт;
1 Савченко Анастасия Николаевна - старший научный сотрудник, Челябинский филиал ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук; Россия, 45400, г. Челябинск, ул. Коммуны, 68; email: [email protected]; SPIN-код: 8723-4468; Author ID: 262533
2 Ужегов Артём Олегович - экономист, Челябинский филиал ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук; Россия, 45400, г. Челябинск, ул. Коммуны, 68; e-mail: [email protected]; SPIN-код: 6739-1270; Author ID: 1023759
3 Данилов Алексей Рудольфович - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»; Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129; e-mail: [email protected]
- интеллектуальные системы общественной безопасности;
- интеллектуальные системы социальных услуг и др.
В таком случае «умный город» можно рассматривать как создание «интегрированного пространства» с целью повышения функциональности территории с более удобной организацией транспортных потоков [Перезолова, 2015]. При анализе данной концепции в рамках исследования, целесообразно выделить два направления - это умный городской транспорт (цифровизация транспортной системы города) и интеллектуальные системы общественной безопасности (транспортная безопасность города).
Среди отечественных ученых, труды которых связаны с изучением транспортной системы города, следует выделить таких авторов, как: В.К. Бирюков, А.В. Власов, К.Н. Демченко [2015], Э.А. Сафронов, К.Э. Сафронов [2018], О.И. Карасев, А.А. Грунин, А.О. Кривцова [2019], Е.С. Семенова [2017].
В контексте изучения транспортной безопасности города следует отметить исследования следующих авторов: С.Н. Дмитриев [2015], Е.С. Долженко [2014], А.В. Скатков, А.А. Брюховецкий, Д.В. Моисеев, Д.Ю. Воронин [2020], С.А. Семенов [2018], Н.С. Рязанов [2017], А.В. Сидоренко, С.Н. Махина [2018].
В целом транспортную безопасность города, как вид экономической безопасности, ученые рассматривают с позиций защищенности транспортного комплекса от внешних и внутренних угроз, которые способны дестабилизировать, как отдельные элементы, включающие субъектов и объекты городской транспортной инфраструктуры, так и систему в целом.
Транспортный комплекс города состоит из различных видов транспорта: в том числе внутригородской пассажирский транспорт, к которому относятся автобусы, трамваи, троллейбусы и маршрутные такси.
Система общественного транспорта г. Челябинска далека от совершенства и эффективного использования. Анализируя информацию о разработке комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) г. Челябинска на период 2018-2032 гг.1, следует сделать вывод, что многие из запланированных мер по благоустройству и развитию дорожно-транспортной сети до 2021 года так и не были реализованы, в том числе:
- поэтапный запуск линий челябинского метро;
- использование в городе современных скоростных видов транспорта;
- удовлетворение потребностей населения в транспортных перевозках и повышение качества обслуживания;
- создание специализированных магистралей для грузового транспорта, вне жилых территорий.
В 2019 г. руководство региона раскритиковало план мэрии по развитию транспорта Челябинска, отметив, что концепция развития общественного транспорта города должна была быть системной, комплексной, учитывать множество факторов2. В 2020 г. появился новый проект комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации, поскольку стала очевидной необходимость разработки концепции развития городского общественного транспорта в рамках концепции «Умного города».
1 Разработка комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) г. Челябинск на период 2018-2032 гг. Этап 2. Характеристика существующей транспортной ситуации на территории г. Челябинска. [Электронный ресурс]. URL: cheladmin.ru/sites/default/files/ksodd/%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF_2_-_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B 8%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 07.05.2021).
2 Интернет-газета Znak «Сомнительная история». Текслер раскритиковал план мэрии по развитию транспорта Челябинска. [Электронный ресурс]. URL: www.znak.com/2019-05-14/somnitelnaya_istoriya_teksler_plany_merii_po_razvitiyu_transporta_v_chelyabinske (дата обращения: 07.05.2021 г.).
Основная часть
По данным статистики в Челябинске наблюдается существенное увеличение транспортного потока, в значительной степени за счет увеличения количества легковых автомобилей, которое в настоящее время составляет 350 тысяч. В списке российских городов с наибольшим количеством автомобилей столица Южного Урала занимает 6 место1.
В январе-сентябре 2019 г. в Челябинске объем перевозок автомобильным транспортом общего пользования составил 69,6 млн человек. Большую часть общественного транспорта занимают маршрутные такси, значительное количество которых имеет проблемы с лицензированием. Они действуют в интересах организаций, направленных на получение прибыли от осуществления перевозок пассажиров.
Оплата проезда пассажиров в основном осуществляется в наличной форме, что затрудняет учет доходов транспортных организаций и налоговых отчислений со стороны налоговых органов, в результате региональный бюджет недополучает часть налоговых доходов. Кроме того, в период часа пик маршрутные такси зачастую создают аварийные ситуации на дорогах г. Челябинска, что связано с концентрацией большого количества частных перевозчиков, конкурирующих между собой (не всегда добросовестно) за пассажиров.
Так, например, за 2020 г. в Челябинской области зарегистрировано 3647 ДТП, что на 1028 больше, чем в соседней Свердловской области2. Это ведёт к нарушению Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом3.
В то же время состояние общественного транспорта в Челябинске имеет признаки упадка, такая ситуация наблюдается с троллейбусами (табл. 1).
Таблица 1
Состояние общественного транспорта г. Челябинска (троллейбус) в разные годы
Показатель 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2012 г. 2014 г. 2018 г. 2019 г.
Пассажиропоток, млн чел. 154,2 83,5 54,2 30,1 29,1 20,8 21,6
Длина сети, км. 82,6 82,9 88,2 88,2 85,9 84,6 -
Кол-во троллейбусов, шт. 410 411 427 313 264 228 199
Источник: Комплексный доклад «Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2019 год». [Электронный ресурс]. URL: https://cheladmin.ru/ru/administraciya-goroda/struktura-upravleniya/upravlenie-po-strategicheskomu-planirovaniyu/socialno-
ekonomicheskoe-razvitie-goroda (дата обращения: 07.05.2021); Перевозки пассажиров троллейбусами по городам РФ URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.05.2021)
За последние 17 лет количество перевезённых троллейбусами людей неуклонно снижается. В 2019 г. пассажиропоток, обслуживаемый челябинскими троллейбусами, составил 21,6 млн человек (пассажиропоток в день - 59 тыс. человек), что на 132,6 млн чел. меньше, чем в 2000 г. При этом средний возраст троллейбусов в Челябинске составлял 18 лет в 2014 году, а уже к 2017 г. превысил 20 лет4. Количество троллейбусов за это время
1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: chelstat.gks.ru/transport_communications. (дата обращения: 07.05.2021).
2 Показатели состояния безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс]. URL: stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 07.05.2021 г.).
3 Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru/hotlaw/federal/1466061/ (дата обращения: 07.05.2021 г.).
4 Интервью директора МУП «ЧелябГЭТ» / Эхо Москвы в Челябинске. [Электронный ресурс]. URL: www.youtube.com/watch?v=GVDAyh_L4Qc&t=433s&ab_channel=%D0%AD%D0%A5%D0%9E%D0%9C%D0%B
уменьшилось на 211 ед. Такая картина свидетельствует о значительном уменьшении доли перевозок населения троллейбусами, старении троллейбусного парка, снижении его технических характеристик, безопасности и комфортности данных услуг. Аналогичная ситуация наблюдается и с Челябинскими трамваями (табл. 2).
Таблица 2
Состояние общественного транспорта г. Челябинска (трамвай) в разные годы
Показатель 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г.
Длина контактных сетей, км 68,5 68,1 68,7 68,7 - -
Кол-во вагонов в подвижном составе 367 359 358 314 293 293
Источник: Сайт Челябинского транспорта URL: http://tr74.xyz/history/tram/ (дата обращения: 07.05.2021); Протяженность эксплуатационных трамвайных путей и наличие трамваев по городам РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.05.2021)
Данные таблицы свидетельствуют о стагнации состояния контактных сетей, их протяженность с 2000 г. практически не увеличилась. В то же время подвижной состав значительно уменьшился. Специалисты отмечают, что, начиная с 1990-х гг., динамика пассажиропотока имеет понижательный тренд, и в 2011 г. трамвайная система заняла 8-е место по годовому пассажиропотоку среди других трамвайных систем России1.
В условиях растущих нагрузок на транспортную систему города и реализации характерных угроз в транспортной сфере, можно сделать вывод о том, что современное состояние транспортной безопасности г. Челябинска требует существенных изменений. Нововведения должны сопровождаться нормативно-правовым регулированием транспортной безопасности на различных уровнях, предусматривать применение новейших научно-технических разработок по контролю за осуществлением безопасного и бесперебойного функционирования транспортного комплекса. В этом заключается основная задача, связанная с инновационным развитием системы обеспечения транспортной безопасности города.
Актуальность изменения политики и системы управления в отношении общественного транспорта и переход на инновационное развитие системы обеспечения городского транспорта указывают данные Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, составленные компанией БГМБТКЛ. Данный рейтинг включает пять оценочных групп (в общей сложности 40 качественных параметров), по которым анализировалось и оценивалось состояние общественного транспорта в российских городах. Для примера приведем результаты оценки общественного транспорта в г. Екатеринбурге (лидере рейтинга) и г. Челябинске (табл. 3).
Таблица 3
Оценка качества общественного транспорта в Екатеринбурге и Челябинске, 2019 г.
Место в рейтинге Город Итоговый рейтинг Физическая доступность Ценовая доступность Эффективность транспортной сети Комфорт и удобство Безопасность и устойчивое развитие
1 Екатеринбург 73,5 16,1 14,4 15,9 19,5 7,6
11 Челябинск 62,3 13,2 11,7 15,7 15,5 6,2
Источник: Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://publictransport.simetragroup.ru/rating (дата обращения: 07.05.2021)
E%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B 1%D0%B8%D0%BD%D 1 %81%D0%BA (дата обращения: 07.05.2021 г.).
1 Перевозки пассажиров трамваями по городам Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.05.2021 г.).
Из таблицы видно, что Челябинск значительно уступает Екатеринбургу как по итоговому рейтингу, так и по всем 5 группам показателей. Это касается физической доступности, которая характеризует близость остановок общественного транспорта относительно общественных пространств, пользующихся спросом; ценовой доступности как характеристики качества обслуживания в общественном транспорте с учетом финансовых возможностей пассажиров; эффективности транспортной сети, комфорта и удобства по поводу информации о движении транспортных средств, тарифной системы, технического состояния общественного транспорта; безопасности и устойчивости развития, снижающих потенциальные угрозы, которые могут возникнуть в ходе использования общественного транспорта1. Причем в г. Челябинске значительно хуже обстоит дело с физической и ценовой доступностью транспорта, а также его комфортностью и удобством. Результаты приведенного рейтинга подтверждают неблагоприятную ситуацию в транспортной системе города.
Решение вопроса о совершенствовании и модернизации транспортной системы города может реализоваться только с учетом комплексного подхода. В то же время есть прорывные направления, реализация которых в рамках комплексных программ развития городского транспорта может существенно улучшить ситуацию. Речь идет о применении цифровых технологий в рамках концепции «Умный транспорт».
Мировая практика, ориентированная на повышение уровня безопасности методами автоматизации контроля в сфере транспорта, демонстрирует активное использование технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency IDentification).
В настоящее время RFID-системы активно используются в странах Европы, в большей степени во Франции (Париж, Марсель). В Италии, Бельгии и Португалии RFID проходит утверждение на международный стандарт Calypso (RFID) и применяется в системах общественного транспорта. Уже сейчас они внедрены в Канаде (Монреаль), Мексике (Мехико), Израиле, Колумбии (Перейра), Норвегии (Ставангер) и других странах [Гудин, Зайцев, 2003].
Уровень цифровизации российских регионов позволяет использовать RFID-технология на транспорте, в частности для учета времени въезда и выезда транспортных средств (автотранспорта, троллейбусов, трамваев) с территории предприятий. Автоматизация подразумевает присвоение каждому транспортному средству радиочастотной метки с уникальным идентификационным номером. При выезде из парка или во время проезда мимо контрольных учетных точек происходит регистрация этих событий в единой базе данных предприятий для дальнейшего анализа. Учет автобусов, трамваев, троллейбусов на промежуточных участках может помочь в формировании схемы движения общественного транспорта в течение дня. В таких случаях к используемым меткам предъявляются определенные требования:
- работа при отрицательных температурах;
- вандалоустойчивость;
- водонепроницаемость;
- считывание данных на большом расстоянии [Еркин, 2011].
RFID является довольно универсальным инструментом и предполагает интеграцию с разными системами учёта заказчика (на уровне Баз Данных, также используя API библиотеки): SAP, 1С, MicrosoftNavision и пр. Данная практика успешно реализована в Екатеринбурге в виде пластиковой RFID-карты, которая используется в Екатеринбургском трамвае, троллейбусе и автобусе (все муниципальные и большинство коммерческих маршрутов)2.
1 Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: publictransport.simetragroup.ru/rating (дата обращения: 07.05.2021 г.).
2 Екарта - система электронной оплаты проезда в общественном транспорте города Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. URL: amp.ru.google-info.cn/3507458/1/ekarta.html (дата обращения: 07.05.2021 г.).
Таким образом, уже во многих городах России, присутствуют данные решения, они отличаются разными вариантами автоматизированной системой оплаты (оплата производится через терминал с помощью специальной карты), для каждого пассажира установлен свой тариф в зависимости от статуса (пенсионер, студент, человек с инвалидностью и т.д.), присутствует возможность единого проездного билета (вне зависимости от маршрута). Данные системы уже сегодня позволяют собирать и анализировать большой объем информации об эффективности транспортных маршрутов, загруженности транспорта.
ЯБШ-решения - это шаг к освоению единого городского пространства, дружелюбной городской среде. Экономическую эффективность ЯРЮ-проектов, которые в основном предлагают снижение уровня ошибок, а также повышение эффективности логистической цепи весьма сложно оценить.
Как правило, чтобы говорить об эффективности данной системы, требуется оценить потери, возникающие при использовании альтернативных технологий, только тогда можно точно понять, насколько эффективно ЯРЮ может сократить эти издержки. Однако, преимущества ЯБШ-системы, значимые для непосредственных участников и организаторов работы рынка транспортных услуг, вполне очевидны (рис. 1).
общественного транспорта Источник: составлено на основе информации группы компаний Micron. [Электронный ресурс]. URL: https://mikron.ru/capabilities/solutions/rfid-resheniya-obshchestvennyy-transport/ (дата обращения: 07.05.2021)
На рисунке 1 отмечены положительные эффекты, возникающие при использовании RFID-системы, применительно к общественному транспорту. Положительные эффекты от использования данной системы возникают для всех участников, задействованных в транспортной системе.
Необходимо признать, что применение RFID-технологий в сфере городского общественного транспорта не лишено определенных недостатков, поэтому подготовка к внедрению RFID-систем должна включать развёрнутый анализ следующих угроз.
Во-первых, использование транспортных карт с RFID-чипом связано с опасностью несанкционированного доступа к конфиденциальной информации её обладателя. Дистанционное считывание информации может быть осуществлено злоумышленниками с использованием аппаратуры бесконтактного доступа к незашифрованным данным владельца, что приведёт к списанию средств с карты.
При этом введение дополнительных степеней защиты в виде авторизации пользователя, например, в формате введение уникального пин-кода, нивелирует достоинства карты с RFID-чипом в контексте удобства, скорости и универсальности её использования в транспортной системе.
Во-вторых, существует необходимость преодоления оппортунистической позиции определённой части общества, которая расценивает использование транспортных RFID-устройств как угрозу конфиденциальности передвижения, анализ которого может быть доступен заинтересованным лицам или организациям.
В-третьих, внедрение RFID-технологий в системе городского общественного транспорта требует значительных вложений в специализированное оборудование, обеспечивающее функционирование систем контроля и управления движением, как пассажиров, так и транспортных средств, что повышает уровень требований к качеству оценки инвестиционных решений в данной сфере.
Впрочем, технические и технологические решения, нацеленные на предотвращение перечисленных угроз, разрабатываются параллельно с их развитием. Они включают создание специальных материалов и тканей, экранирующих RFID-метки, профессионального оборудования, предотвращающего перехват радиоканала и другие способы защиты от несанкционированного сканирования. Преимущества использования RFID-технологий, связанные с повышением качества и эффективности городских пассажироперевозок, перевешивают существующие риски.
Авторами разработана модель организации пассажирских перевозок общественным транспортом в городе с использованием RFID-решений, интегрированных в транспортную систему города (рис. 2), отмечены возможности ее влияния на транспортную безопасность. Предлагается использовать RFID-систему, базирующуюся на стандарте CIPURSE, который представляет собой открытый стандарт безопасности для транспортных приложений, таких как системы оплаты проезда.
Распространение этого открытого стандарта поддерживает международная ассоциация OSPT-альянс, которая объединяет ведущих мировых разработчиков чипов для транспортных приложений.
Среди основных преимуществ открытого стандарта - обеспечение корректной совместной работы различных транспортных систем и приложений, основанных, в том числе, на чипах различных производителей.
Модель организации пассажирских перевозок общественным транспортом в городе с использованием RFID-технологий представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Модель организации пассажирских перевозок общественным транспортом в городе с использованием ЯЛО-технологий Источник: авторская разработка
В модели выделены блоки управления транспортными потоками с использованием ЯЛО-технологий, отмечены ресурсы и планируемый результат. Модель базируется на следующих механизмах управления транспортными потоками: ЯБШ-системы для остановок; ЯЛО-чипы для управления движением общественного транспорта в части учета транспортных средств на промежуточных участках; ЯРЮ-карты для организации оплаты проезда.
Таким образом, внедрение ЯРШ-технологии в транспортную систему города позволит решить ряд вопросов, связанных с физической доступностью (централизованное управления системой общественного транспорта города с оптимизацией маршрутов); ценовой доступностью (индивидуализация тарифов и предоставление льгот по оплате отдельным категориям граждан); эффективностью транспортной сети (прозрачность доходов
транспортных компаний и налоговых отчислений); комфортом и удобством, а также безопасностью пассажиров.
Заключение
Отметим основные выводы в рамках проведенного исследования: растущая нагрузка на транспортную инфраструктуру г. Челябинска, диспропорциональность развития общественного транспорта, существенное влияние, зачастую негативное, маршрутных такси, снижение доступности и комфортности услуг транспорта для населения. В этом контексте остро стоит вопрос о стратегическом развитии транспортной системы города с использованием преимуществ ЯБШ-технологии, что позволяет рассчитывать на позитивный социальный и экономический эффект от внедрения ЯБШ-систем.
Результатом исследования явилось предложение использования ЯБШ-систем для управления движением общественного транспорта, модернизации системы оплаты проезда, оптимизации пассажиропотоков и построение модели управления транспортными потоками и безопасностью города на базе ЯБШ- технологии.
Для крупнейших городов России задача повышения транспортной безопасности неизменно остается актуальной, и внедрение ЯБШ-технологии может послужить эффективным инструментом повышения защищенности сферы транспортного комплекса, средством реализации стратегических целей пространственного развития и формирования комфортной городской среды.
Благодарность
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР ФГБУНИнститута экономики УрО РАН на 2021 г.
Список источников
1. Аблязов Т.Х., Асаул В.В., Вишнивецкая А.И. Формирование комфортной среды жизни человека на основе концепции "программируемого" города // Московский экономический журнал. 2020. №8. С. 149-159.
2. Артемова О.В., Ужегов А.О. Цифровые компетенции населения в социуме и профессиональной деятельности (на примере Челябинской области) / Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии - 2020: материалы II международной научно-практической конференции / [отв. ред. В.В. Акбердина]. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2020. С. 13-27.
3. Бирюков В.К., Власов А.В., Демченко К.Н. Проблемы транспортных систем городов и возможные пути их решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №2-1 (33). С. 27-29.
4. Гудин М., Зайцев В. Технология ЯБШ: реалии и перспективы // Компоненты и Технологии. 2003. №30. С. 42-44.
5. Дмитриев С.Н. Транспортная безопасность: цель и средства // Транспорт Российской Федерации. Транспорт Российской федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2015. Спецвыпуск. С. 22-24.
6. Долженко Е.С. Концептуальная модель транспортной безопасности города // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. №4. С. 28-31.
7. Еркин А. «Идентификация потоков грузов ЯБШ-метками на основе беспроводных сетей 21§Бее» // Беспроводные технологии. 2011. №2. С. 34-37.
8. Карасев О.И., Грунин А.А., Кривцова А.О. Оценка уровня развития транспортного комплекса крупнейших городов России // Инновации и инвестиции. 2019. №6. С. 381-386.
9. Перезолова А.С. О проблеме публичного управления в концепции умных городов. Политическая экспертиза: Политэкс. 2015. 11 (2). С. 131-143.
10. Рязанов Н.С. К вопросу о соотношении понятий «Безопасность» и «Транспортная безопасность» // Сибирское юридическое обозрение. 2017. №3. С. 96-106.
11. Сафронов Э.А., Сафронов К.Э. Совершенствование транспортной инфраструктуры российских городов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2018. №5 (63). С. 698-707.
12. Сафронов Э.А., Сафронов К.Э., Семенова Е.С. Модель управления транспортными потоками в современных условиях // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2017. №1 (53). С. 77-83.
13. Семенов С.А. Транспортная безопасность: проблемы становления // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. №3 (76). С. 19-23.
14. Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. №4. С. 70-73.
15. Скатков А.В., Брюховецкий А. А., Моисеев Д.В., Воронин Д.Ю. Обеспечение безопасности интеллектуальных транспортных средств в инфраструктуре умного города // International Journal of Open Information Technologies. 2020. №11. С. 122-127.
"SMART TRANSPORT" FOR RESIDENTS OF MEGAPOLIS: OPPORTUNITIES OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES
Savchenko A.N., Chelyabinsk Branch of the Institute of Economics of the
Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Uzhegov A.O., Chelyabinsk Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Danilov A.R., Chelyabinsk State University
Abstract
The relevance of this study is associated with the need to use modern technologies in the management and security of the city's transport system. The aim of the study is to determine the directions of using radio frequency identification (RFID) technology as a tool for improving the management system and transport security in Chelyabinsk. In this case, it is necessary to solve the following tasks:
- to analyze the current state of the transport system in Chelyabinsk;
- to substantiate the possibility of using RFID technology in the transport system of Chelyabinsk as a way to improve transport security, on the basis of which to develop a model for the implementation of an RFID system in the transport system of the city.
Keywords: smart city, smart transport, traffic management, public transport safety.