УДК 004.89
УМНЫЙ ГОРОД - КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
А. Ю. Слюнина Научный руководитель - Д. В. Тихоненко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Стремительный рост городов порождает множество проблем. Технологией, в которой отображены понятие о будущем городов и методах решения их проблем, является концепция «умного» города. Также в статье рассмотрены перспективы развития «умных» городов в России.
Ключевые слова: «умный» город, интеллектуальные системы, инновационные технологии.
SMART CITY - THE CONCEPT AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN RUSSIA
A. Yu. Slyunina Scientific Supervisor - D. V. Tikhonenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Rapid urban growth poses many challenges. Also, the article shows the prospects of development of "smart" cities in Russia. The concept of "smart" city is a Technology which presents the concept of the future of cities and methods of solving their problems.
Keywords: "smart" city, intellectual system, innovative technologies.
Изучая пути развития современного общества, многие аналитики отмечают, что рост городов и их влияние на социально-экономические процессы является одним из основных направлений, которое характеризует будущее.
Уже сейчас в городах проживает около пятидесяти четырех процентов всего населения земли, а в ведущих в экономическом отношении странах данный процент намного выше. Согласно прогнозам ученых к 2050 году доля городского населения на земле составит более семидесяти процентов [1].
Именно в городах сконцентрирована основная часть научных, образовательных, промышленных и других предприятий, также в городах формируется основное количество инноваций социально-экономической направленности. В то же время, быстрый рост городов формирует большое число трудностей, как научно-технической, так и социально-экономической направленности. Несомненно, что рост городов неминуем, поэтому в данных условиях существенно увеличивается внимание к проблемам городского обустройства.
Одной из наиболее известных на сегодняшний день концепций, в которой отображены понятия о будущем городов и методах решения их проблем, является концепция «умного» города.
«Умный» город выступает в роли новаторского подхода к развитию города с применением различных инновационных технологий. Возникновение инновационных городских технологий связано с бурным развитием городов. Нередко из-за огромного размера городов, трудно, а в некоторых случаях, неосуществимо управление большинством городских сфер деятельности. В связи с этим требуется облегчить работу служб города и устранить изъяны в управлении мегаполисами, т. е. перейти к эффективному управлению [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2
«Умные» мегаполисы в экономической и социальной областях исследуют объекты инфраструктуры, например, автомобильных дорог и аэропортов, для наилучшего разделения средств и обеспечения безопасности, увеличивают количество предоставляемых населению услуг.
Концепция внедрения «умных» информационных технологий построена на обмене сведениями между объектами городской инфраструктуры, населением, а также различными отделами и службами городской администрации. Изучение информации, которой делятся городские жители, благодаря автоматизированным системам, дает возможность мгновенно реагировать и исправлять недостатки инфраструктур города, кроме этого гарантировать наличие защищенности городской среды.
Создание единой информационной среды «умного» города является необходимым требованием дальнейшего улучшение безопасной и интеллектуальной инфраструктуры городской среды. Основным компонентом «умного» города является автоматизированная система, базирующаяся на исследовании большого количества данных из различных источников информации, которая позволит производить многофакторный анализ, обработку данных в реальном времени и инициировать оперативное реагирование.
Концепция содержит в себе разнообразные подотрасли области городского хозяйства: интеллектуальные транспортные системы, умные парковки и информационные оповещения жителей, экологически чистые автомобили, умное видеонаблюдение и безопасность, умная утилизация отходов, удаленное управление недвижимостью, энергоэффективное проектирование зданий, инновационные методы очистки воды и другие. Применение упомянутых процессов повышает результативность работы многих городских служб, которые обеспечивают быстрое и качественное обслуживание населения [3].
Существенной информацией для подобной системы могут быть данные с датчиков объектов муниципальной инфраструктуры, обращения жителей, актуальные сведения мониторинга сотрудниками городских служб и т. д. Датчики, установленные на объектах городской инфраструктуры, могут предоставлять такую информацию, как местоположение объекта, давление, температуру, видеосигнал, время фиксации события, уровень освещения и напряжение сети. Необходимо научиться в реальном времени получать полезные сведения из информационного потока и собирать эти сведения для дальнейшего анализа, с целью обеспечения нового качества оказания городских услуг.
Немаловажным элементом функционирования «умных» городов считается стремительное внедрение современных технологий, а именно автоматизированных интеллектуальных систем управления различными сторонами жизни города, например: жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, общественная безопасность, образование, здравоохранение, энергоснабжение, экологическая ситуация и другие. Внедрение и инновационное применение интеллектуальных систем «умного» города способствует увеличению своевременности управления, уменьшению управленческих издержек и повышению уровня и качества жизни населения.
В России также растет интерес к «умным» городам, но примеров реализации проектов в этом направлении пока относительно немного. В настоящее время самым современным городом с точки зрения реализации концепции «умного» города является Москва, которая переходит от экспериментальных проектов к комплексному развитию на базе вовлечения более обширного диапазона данных.
Инициативы внедрения отдельных «умных решений» существуют и в других городах России. Опыт использования данных технологий был применен при подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. В Санкт-Петербурге и Томске утверждены проекты по внедрению «умных систем» в сфере обеспечения безопасности и рационального управления городскими коммунальными службами. В некоторых городах планируется реализация пилотных проектов по развитию «умной энергетики» [4].
Какие способы стимулирования развития «умных» городов существуют в России? Для реализации концепции «умного города» следует выполнить ряд условий. В первую очередь требуется наличие развитой инфраструктуры, в том числе 1Т-инфраструктуры и ее готовность к принятию инноваций, технологий мониторинга, сбора данных, обработки и контроля; во-вторых, наличие четко выстроенных систем управления на основе единых стандартов и присутствие пользователей, которые обеспечат потребление услуг и будут стимулировать развитие системы [4].
В российских городах проблемы нередко присутствуют во всех указанных областях. Основными трудностями являются: слабая заинтересованность государства к технологиям «умных решений», отсутствие явных стимулов для снижения издержек внедрения инноваций, отсутствие выгод при высоких начальных затратах и издержках, недостаточный опыт применения концепции «умных» городов в России.
Преодолению данных трудностей могли бы способствовать большие комплексные проекты по созданию «умных» городов, но на текущий момент таких инициатив в России практически не существует.
В России для преодоления названных выше барьеров именно органы власти должны формулировать долгосрочные цели и создавать условия их достижения. Развитие необходимой инфраструктуры при этом может быть обеспечено на основе применения различных моделей государственно-частного партнерства, а финансирование ключевых проектов может осуществляться за счет предоставления преференций, бюджетных средств.
Разработка и внедрение интеллектуальных систем должны сопровождаться вовлечением всех сторон, заинтересованных в устойчивом развитии города. Государство должно выступать координатором подобных взаимодействий, обеспечивая выявление мнений и интересов всех указанных сторон, а также открывая доступ к процессу управления и использования данных, сервисов и инфраструктуры.
Таким образом, в России внедрение технологий, стимулирующих экономику, повышающих эффективность управления городскими системами и качество жизни населения, должно являться одной из наиболее актуальных задач. Вместе с модернизацией инфраструктуры новые технологии решают важнейшую задачу ликвидации технологической отсталости городов России, а применение концепции умных городов создает задел на будущее устойчивое развитие.
Библиографические ссылки
1. Уровень урбанизации мира [Электронный ресурс]. URL: https://theworldonly.org/uroven-urbanizatsii-mira (дата обращения: 18.04.2018).
2. Умный город: Эффективное управление развитием [Электронный ресурс]. URL: http://savepearlharbor.com/?p=266948 (дата обращения: 18.04.2018).
3. Умный город: фантастика или уже реальность? [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/smart-future (дата обращения: 18.04.2018).
4. Smart City в России [Электронный ресурс]. URL: http://strategyjournal.ru/articles/smart-city-v-rossii-byt-li-umnym-gorodam (дата обращения: 18.04.2018).
© Слюнина А. Ю., 2018