3. Создание целостного художественного образа, законченной собственной интерпретации произведения.
• Определение логики развития более крупных построений, соотношения развертывания музыкального материала.
• Выявление кульминационного развития частей и произведения в целом. Определение соотношения логических вершин отдельных более крупных построений и кульминации всего произведения.
• Составление исполнительского плана в соответствии с художественно-образным содержанием и предыдущим анализом произведения.
• Достижение целостности и художественной убедительности исполнения, создание собственной интерпретации музыкального произведения.
Ориентация на максимальную включенность студентов в процесс творческого освоения музыкального произведения обусловливает чрезвычайную важность следующих видов деятельности:
• обсуждения и дискуссии;
• краткие эссе по изучаемым произведениям;
• выступления с докладами по стилистическим особенностям изучаемых произведений;
• проигрывание ситуаций аннотирования и иллюстративного исполнения музыкальных произведений для школьных уроков.
Таким образом, художественно-образное мышление учителя музыки имеет огромное значение в практике исполнительской деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе. От уровня понимания и исполнения педагогом музыкальных произведений зависит дальнейшая мотивация восприятия школьниками образцов классической музыки. Формирование художественно -образного мышления позволяет будущим преподавателям музыки самостоятельно и творчески интерпретировать музыкальный текст в рамках школьного урока и дает возможность в дальнейшем успешно сочетать исполнительскую деятельность с педагогической, исследовательской, а также просветительской, значение которой в современных условиях возрастает с каждым годом.
УДК 372.853 ББК 24.54
УМЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ У БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ: УРОВНИ, СОСТАВ, СТРУКТУРА
Е.А. Попкова, старший преподаватель кафедры «Общая и техническая физика» Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева
В статье рассматривается проблема формирования умений продуктивной учебной деятельности у студентов на занятиях по физике в техническом вузе. На основе психолого-педагогического исследования автор определяет понятия «продуктивная учебная деятельность» (ПУД) и «умения продуктивной учебной деятельности» (УПУД); характеризует состав и уровни сформированности УПУД.
Ключевые слова: инженер, продуктивная учебная деятельность, занятия по физике, профессиональные умения.
FORMATION OF STUDENT SKILLS IN PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE COURSE OF PHISICS:
LEVELS AND STRUCTURE
Popkova E.A.
The article deals with the problem of formation of student skills in productive educational activity in the course of physics study in a technical college. On the basis of the psychology-pedagogical research the concepts of "productive educational activity skill" (PEAS) and "productive educational activity" (PEA) are defined, as well as the structure and levels of PEAS.
Keywords: engineer, productive educational activity, course of physics, professional skills.
„ . _ ■„ . _ „ „ _
"т§епшт", что означает способность, изобретатель-'ность. Действительно, настоящим инженером может быть лишь человек, склонный к изобретательской деятельности. Инженерная работа имеет творческий характер, она связана с созданием нового продукта, совершенствованием технологии и организации труда, принятием оперативных решений. Инженерное образование, с одной стороны, является массовым, а не элитарным (где готовят только исследователей и творцов), а с другой - оно не должно носить репродуктивный характер. Инженер должен постоянно обращаться с техническим оборудованием, которое совершенствуется и модернизируется, знакомиться с новыми техническими достижениями, владеть информационными технологиями и т.п. Таким образом, формирование умений продуктивной учебной деятельности - это одно из требований к подготовке инженера.
В ходе исследований проблемы формирования умений продуктивной учебной деятельности на занятиях по физи-
ную деятельность (ПУД) как ведущий тип учебной деятельности, которая направлена не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение студентами образовательного продукта. В процессе такого вида деятельности:
- у студента стимулируется самоанализ, саморегуляция и инициатива;
- результатом деятельности становится не только новый продукт, но и новый (оригинальный) процесс выполнения старого продукта (под продуктом мы понимаем как внутреннее новообразование психики субъекта, так и самой деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование у субъекта знаний и умений самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации);
- у студента формируется способность преобразовы-
вать полученную информацию таким образом, что порождается новая, ранее неизвестная информация.
На занятиях по физике необходимо включить студентов в продуктивную учебную деятельность, которая по своей структуре и решаемым задачам была близка к профессиональной (хотя учебные цели не обязательно должны совпадать с производственными) [2].
Согласно психологическим исследованиям, процесс формирования умений реализуется в ходе выполнения соответствующей деятельности. Поэтому умения, формируемые в результате выполнения продуктивной учебной деятельности, мы будем называть умениями продуктивной учебной деятельности (УПУД). Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данное понятие «умения продуктивной учебной деятельности» (УПУД) четко не определено и сама проблема формирования УПУД на сегодняшний день недостаточно изучена.
В нашем исследовании в состав умений продуктивной учебной деятельности мы включаем умения: самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации, находить нетривиальные решения, анализировать свою деятельность, производить личностную самооценку, само-
контроль, самостоятельно организовывать свою деятельность; сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать; выделять главное, доказывать; получать знания, учиться всю жизнь, соотносить новые знания с имеющимся опытом и др. Мы также полагаем, что в процессе обучения физике умения продуктивной учебной деятельности - важнейший вид предметных умений, формируемых у учащихся.
Таким образом, мы считаем, что УПУД - это умения, необходимые будущему профессионалу, так как, во-первых, УПУД являются базой для формирования квалификационных умений инженера, во-вторых, сформированные УПУД - это основа для дальнейшего непрерывного обучения (обучения «через всю жизнь»!), и профессионального самосовершенствования.
При определении уровня сформированности УПУД мы будем придерживаться классификаций, предложенных в [1, 3], разделяя их подходы в том, что формирование умений - это процесс, требующий некоторого времени и предусматривающий прохождение индивидом последовательности уровней усвоения. Итак, в своем исследовании мы выделяем два уровня УПУД: аналитический и творческий (рис. 1.).
Рис. 1. Состав уровней умений п] При анализе состава УПУД, определяемых различными авторами (Г.А. Андриановой, В.И. Вагановой, В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистровой, др.), можно говорить о том, что выделяемые УПУД имеют структуру учебных умений, т.е. могут определяться через умения воспринимать и осмысливать знания, умения закреплять и применять знания
дуктивной учебной деятельности
(В. А. Кулько и Т. Д. Цехмистрова), основные организационные умения (В.И. Ваганова), учебно-интеллектуальные, коммуникативно-творческие (Г.А. Андрианова).
С учетом специфики технического вуза мы не выделяем в специальную группу интеллектуальные и познавательные умения, для нас актуальнее их объединить в груп-
пу теоретических умений, то есть тех умений, основой которых является теоретическое мышление студентов, а компонентами - содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Далее выделим еще
две группы умений: организационно-коммуникативных и практических (профессионально-значимых). Предложенная нами структура УПУД имеет вид, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика структуры УПУД
УМЕНИЯ ПРОДУКТИВНОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретические
Практические (профессионально-значимые)
Организационно-коммуникативные
1) самостоятельно (частично-самостоятельно) увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения;
2) обобщать и систематизировать знания, выделять особенности предметов и явлений;
3) делать индуктивные и дедуктивные умозаключения для объяснения процессов, явлений, свойств вещества и физических полей;
3) устанавливать причинно -следственные связи, доказывать, обосновывать, аргументировать;
4) теоретически и практически подтверждать гипотезу, находить решение проблемы, создавать оригинальный продукт.
1) выполнять лабораторные работы, решать задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов;
2) самостоятельно (частично-самостоятельно) разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т. п.);
3) творчески применять и разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях.
4) применять теоретические положения к решению практических задач, оперировать идеальными моделями, устанавливать аналогии между явлениями;
5) объяснять физические явления и свойства тел, понимать практическую значимость приборов, механизмов и машин;
6) владеть технологическими умениями;
7) конструировать приборы;
8) обрабатывать данные: вычислять с помощью прикладных программ (Excel, STATISTICA, MATHCAD, MATLAB и др.)._
1) самостоятельно (или частично-самостоятельно) поставить в новой ситуации отдельные цели и задачи учебной и самообразовательной деятельности, разработать к ним планы, создать необходимые условия для их реализации и выполнить эти планы;
2) критически оценивать (частично-самостоятельно) достижение поставленных целей и корректировать свою деятельность, руководить в условиях коллективной деятельности;
3) участвовать в конференциях, делать содержательные выступления; задавать содержательные вопросы.
Именно такое представление структуры умений является наиболее удобным с нашей точки зрения при рассмотрении психолого-педагогических основ разработки требований к методике формирования УПУД на занятиях по физике в техническом вузе.
Таким образом, мы приходим к выводу, что занятия по физике в техническом вузе должны способствовать формированию умений продуктивной учебной деятельности, необходимых будущему инженеру. Для этого в процессе обучения физике студенты должны быть включены в ПУД, результатом которой, как отмечалось выше (продукт ПУД) является не только создание определенного материального продукта, но и положительная динамика личности студента.
Литература
1. Иродова И.А. Дидактические основы профессионально-педагогической подготовки учителей физики / И.А. Иродова, И.М. Агибова, Я. Д. Лебедев, Л.Н. Мазаева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2005.
2. Иродова И.А. Реализация принципа профессиональной направленности при формировании экспериментальных умений у учащихся средних ПТУ в процессе обучения физики: дисс.. .канд. пед. наук. - М., 1990.
3. КулькоВА. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение, 1983.
4. Романова Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г.В. Романова, В.Н. Романенко. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992.