Научная статья на тему 'Ульяновский авиационный кластер. Этапы развития'

Ульяновский авиационный кластер. Этапы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО / РАЗВИТИЕ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / HIGH-TECH CLUSTERS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / DEVELOPMENT OF AIRCRAFT MANUFACTURING PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиннуров Вильдан Ханифович

В работе представлен к подход к реализаций государственной политики в сфере развития авиастроения на территории Ульяновской области. Приведена структура, основные направления и результаты деятельности Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа». Особое внимание уделено мерам государственной поддержки проектов, реализуемых кластером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ULYANOVSK AVIATION CLUSTER. STAGES OF DEVELOPMENT

This paper presents an approach to the implementation of the State policy in the development of the aircraft in Ulyanovsk region. The structure, key trends and results are specified in the Consortium "Scientific and educational production cluster "Ulyanovsk-Aviation". Particular attention is paid to the measures of state support to the projects implemented by the cluster.

Текст научной работы на тему «Ульяновский авиационный кластер. Этапы развития»

МЕХАНИКА И МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 334.788.2

УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

© 2012 В.Х. Зиннуров Правительство Ульяновской области Поступила в редакцию 05.10.2012

В работе представлен к подход к реализаций государственной политики в сфере развития авиастроения на территории Ульяновской области. Приведена структура, основные направления и результаты деятельности Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа». Особое внимание уделено мерам государственной поддержки проектов, реализуемых кластером. Ключевые слова: высокотехнологичные кластеры, частно-государственное партнёрство, развитие авиастроительного производства.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

В наследство от Советского Союза Ульяновской области достался колоссальный авиационный потенциал. Это крупнейший и новейший в России авиастроительный завод «Авиастар» с развитой инфраструктурой Заволжской промышленной площадки. Это два аэропорта, один из которых является международным и имеет уникальную взлётно-посадочную полосу. Это старейшее и единственное в России высшее училище гражданской авиации (УВАУ ГА), филиалы научно-исследовательских институтов (ВИАМ, НИАТ), высшие и среднетехнические учебные заведения способные готовить авиастроительные кадры. А, главное, люди - высококвалифицированные специалисты, которые еще в 70-80 годы прошлого века приехали на Ульяновскую землю, чтобы создавать лучшую в мире авиационную технику. Люди, которые остались верны своей профессии, которые и сейчас работают в авиации.

Непростительно было бы утратить этот потенциал и не использовать его для социально-экономического развития нашего региона. Поэтому Правительством Ульяновской области в 2008 году принято решение о приоритетности развития авиационных направлений экономики.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

Кластер - это группа предприятий, организаций расположенных на одной территории и объединенных одной хозяйственной тематикой. В нашем случае - авиационной.

Зиннуров Вильдан Ханифович, Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области. E-mail: [email protected]

В августе 2009 года было подписано Соглашение о создании Ульяновского авиационного кластера в форме Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Улья-новск-Авиа». Для решения организационных вопросов в ноябре 2009 года была создана управляющая компания кластера в лице областного государственного учреждения «Развитие авиационного кластера Ульяновской области».

Высшим управляющим органом Консорциума является Наблюдательный совет (общее собрание), в который входят все участники авиационного кластера. Консорциум не является юридическим лицом. Вход и выход из кластера свободный, достаточно заявления. Вступительных взносов не требуется.

Первоначально в состав Консорциума во главе с Правительством Ульяновской области вошло 19 предприятий и организаций. На сегодняшний день, число участников возросло до 36. Это организации различных форм собственности, различных видов деятельности, но расположенные в Ульяновской области и имеющие отношение к авиации.

3. СТРУКТУРА УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

В зависимости от направлений деятельности, участников Ульяновского авиационного кластера можно разделить на следующие сектора:

- Производственный сектор. Изготовление и ремонт авиационной техники (ЗАО «Авиа-стар-СП», УКБП, ОАО «Утес», ООО ТД «Хал-тек», ОАО «Спектр-Авиа»).

- Сектор авиационного транспорта. Обеспечение авиационных перевозок пассажиров и грузов, ТО самолётов (ООО АК «Волга-Днепр», АК «Полёт», ОАО «Аэропорт Ульяновск», Между-

народный аэропорт «Ульяновск-Восточный»).

- Сектор НИОКР. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области авиации, проектирование авиационной техники и объектов инфраструктуры (Филиалы НИАТ, ВИАМ, КБ «Туполев», КБ «Ил», Гипроавиапром).

- Сектор подготовки кадров. Подготовка и переподготовка кадров по системе высшего и среднего специального образования для авиационной отрасли (УлГУ, УлГТУ, УВАУ ГА (И), Технический колледж, Авиационный колледж).

- Сектор экономического развития. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных разработок, реализация проектов по развитию инфраструктуры (ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», ОАО «Ульяновский технопарк», Филиал ОАО «ОЭЗ», Ульяновская торгово-промышленная палата).

- Сектор авиационных видов спорта. Популяризация авиации среди широких слоёв населения, подготовка молодёжи для работы в авиационной отрасли и к службе в армии (РОО ФАСУ, НОУ «Ульяновский аэроклуб ДОСААФ», АНО «УАТСК»).

- Организационный сектор. Координация работы организаций и предприятий кластера, всемерная административная поддержка участников кластера, в том числе, предоставление льгот (Правительство Ульяновской области, ОГКУ «Развитие авиационного кластера Ульяновской области»).

4. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ АВИАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

Проекты некоторых участников кластера развиваются параллельно, как бы независимо от проектов ЗАО «Авиастар-СП»:

- успешно осуществляет свою деятельность международный монополист в сфере перевозок сверхтяжёлых грузов АК «Волга-Днепр».

- неплохие показатели роста объёмов производства имеют наши приборостроители УКБП и Утёс.

- обновляется техническая база УВАУ ГА, производится закупка новых учебных самолётов и тренажёрных комплексов.

- развивается особая портовая экономическая зона на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный», зарегистрировано уже три резидента, ведутся проектные работы инфраструктуры ПОЭЗ.

- дан старт строительству завода «Аэрокомпозит» и т.д.

Но ясно, что без налаживания серийного выпуска самолётов на ЗАО «Авиастар-СП» невозможно получить существенный рост соци-

ально-экономических показателей нашего региона, невозможно полностью задействовать имеющийся потенциал авиационного кластера. Серийное производство самолётов есть основная задача, решить которую пока не удаётся.

Большие надежды в этом плане возлагаются на проекты по созданию новейшего перспективного транспортного самолёта Ил-76МД-90А и возобновлению серийного производства тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан».

Первый полёт ульяновский Ил-76 совершил 22.09.2012. В настоящее время проходят сертификационные испытания этого уникального самолёта.

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ.

Анализ накопленного зарубежного опыта позволяет выявить основные этапы эволюции высокотехнологичных кластеров:

1. Создание (зарождение) высокотехнологичного кластера.

2. Развитие высокотехнологичного кластера.

3. Зрелость высокотехнологичного кластера.

4. Трансформация высокотехнологичного кластера.

За три года своего развития у нас сформировался полноценный высокотехнологический кластер, соответствующий мировым стандартам. Со всеми необходимыми элементами.

13.09.2012, в рамках международного авиасалона ILA BerlinAirShow, Ульяновский авиационный кластер был принят 40-м по счету членом Европейского аэрокосмического партнёрства (EACP). Это первый и единственный представитель России в ЕАСР.

Однако дальнейшее развитие нашего кластера, переход его на следующую стадию эволюции сдерживает отсутствие загрузки имеющихся мощностей. Серийный заказ на изготовление авиационной техники смог бы решить эту проблему.

6. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ КЛАСТЕРА

Для решения поставленных задач в области авиации Правительство Ульяновской области оказывает всемерную поддержку предприятиям авиационного кластера.

Материальная поддержка:

1) Предоставляются льготы по налогу на имущество (ЗАО «Авиастар-СП», УВАУ ГА).

2) Освобождены от уплаты транспортного налога владельцы лёгких и сверхлёгких воздушных судов.

3) Оказывается помощь решения жилищ-

Механика и машиностроение

ной проблемы для работников авиационной отрасли. В конце 2009 года был сдан в эксплуатацию «Дом молодёжи». Жильё получили около 80 семей работников самолётостроительного завода.

В настоящее время ЗАО «Авиастар-СП» разработана жилищная программа, которая предполагает до 2015 года ввод в строй 5 000 квартир для работников предприятия с дальнейшей их передачей в собственность с финансированием первоначального взноса по ипотечному кредиту за счёт средств предприятия. Положительный опыт ЗАО «Авиастар-СП» будет рекомендован к реализации и на других предприятиях авиационного кластера.

4) Производится финансирование мероприятий участников кластера через механизм ОЦП «Ульяновск - авиационная столица» на 2012-2015 годы». Реконструкция аэровокзала «Ульяновск - Центральный, проектирование и строительство инфраструктуры ПОЭЗ, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, и т.д.

5) Выделяются субсидии. Выделены субсидии из областного бюджета на приобретение парашютов в размере 5 млн.руб. Организация АНО «ЦКР» и выделение субсидий на её развитие - 5 млн.руб.

6) Выделяются стипендий и премий в области гражданской авиации. Стипендии Губернатора Ульяновской области «Имени Петра Васильевича Дементьева» в области авиастроения, ежегодные Премии в области гражданской авиации.

7) Выплата единовременного пособия молодым специалистам. Постановление Правительства Ульяновской области о выплате молодым специалистам, проработавшим на авиационном предприятии три года единовременного пособия в размере 80 000 рублей.

Административная и имиджевая поддержка:

1) Организация управляющей компании «Развитие Ульяновского авиационного кластера»

2) Проведение интенсивной PR-компании по позиционированию нашего региона как региона с мощным авиационным потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом. Практически на всех крупных международных авиационных выставках, форумах и конференциях презентовались возможности предприятий Ульяновского авиационного кластера, Ульяновск позиционировался как авиационная столица России.

3) Организация Дирекции проекта «Авиационная столица России».

4) Проведение МАТФ-2011 и МАТФ-2012.

5) Регистрация товарного знака «Авиационная Столица России» в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ)

6) Организована ОАО «Авиастолица».

7. РЕЗУЛЬТАТЫ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В результате проведения активной политики в сфере авиации Правительством Ульяновской области, достигнуты значительные имиджевые успехи.

На федеральном уровне:

- «МАТФ» стал вторым регулярным крупным авиационным событием страны наравне с традиционным Международным авиакосмическим салоном в Жуковском (МАКС).

- Поддержку МАТФ-2012 оказали Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Минтранс России, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Форум включён в «Сводный план участия Минпромторга России в выставочных и конгрессных мероприятиях, проводимых на территории РФ и за рубежом».

- Подписано межрегиональное соглашение о торгово-экономическом и социально-культурном сотрудничестве в области авиации с Татарстаном, Пермским краем, Воронежской, Самарской и Московской областями.

- Ульяновская область выступила с инициативой создания Ассоциации авиационных регионов (ААС). Ассоциация будет координировать усилия регионов по выработке мер государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок. Нашу инициативу уже поддержали восемь субъектов Федерации.

- 26 июня 2012 года, в ходе проведения "круглого стола" на тему "Региональные авиаперевозки и авиатранспортная инфраструктура Российской Федерации" Председатель Совета Федерации РФ Валентина Ивановна Матвиенко дала высокую оценку активности Ульяновского региона в области авиации. По её словам: «Ульяновская область уже давно зарекомендовала себя, как центр российской авиации».

23 августа 2012 года Участников МАТФ-2012 приветствовали заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, советник Президента РФ Игорь Левитин, Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич, сенатор Совета Федерации РФ Константин Титов, Министр транспорта РФ Максим Соколов, Председатель Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс.

«То, что мы собрались в Ульяновске это знаменательно. Мы стоим на пороге больших положительных для страны и промышлености изменений. Такая страна как Российская Федерация не может существовать без собственных самолётов. Здесь на ульяновском ЗАО «Авиа-

стар-СП» произведён первый Ил-476, который вскоре совершит свой первый полёт. Мы последовательно будем решать задачу замены западной техники, на современную качественную российскую», - заявил Дмитрий Рогозин.

Михаил Бабич отметил, что обсуждаемые на форуме вопросы имеют очень важное значение для всей авиастроительной отрасли. «Ульяновск заслуженно претендует на звание авиационной столицы России. Здесь сосредоточены прикладная наука, промышленные предприятия, создана особая экономическая зона портового типа», - подчеркнул полпред Президента в ПФО.

На международном уровне:

- МАТФ-2012 вошёл в официальную программу Министерства иностранных дел Российской Федерации в рамках проекта "перекрёстных" годов России и Германии 2012/2013. Страной - партнёром МАТФ-2012 стала ФРГ.

- Международная составляющая МАТФ-2012 была более значимой, чем на МАТФ-2011. Неподдельный интерес к «Авиационной столице» на Волге проявляют авиационные специалисты Испании, Франции, Германии, Китая и т.д. В Международном конгрессе приняли участие делегации из 16 стран мира, количество участников 1200 чел, включая 99 чел. иностранных представителей.

- 13 сентября 2012 года Авиационный кластер «Ульяновск Авиа» стал официальным членом Европейского партнерства аэрокосмических кластеров (ЕАСР). Вступление Ульяновского авиационного кластера в Европейское партнёрство аэрокосмических кластеров (ЕАСР) означает его международное признание. Тесное сотрудничество с европейскими авиационными кластерами позволит нашим предприятиям быть в курсе реализации новейших международных авиационных проектов. Вступление Ульяновского авиационного кластера в ЕАСР даст возможность интенсивнее развивать кооперацию с европейскими аэрокосмическими предприятиями, что позволит ускорить процесс интеграции отечественной авиационной промышленности в международную

авиационную промышленность в условиях ВТО.

В результате активной работы на федеральном и международном уровне по позиционированию Ульяновска, как крупнейшего российского центра авиации, существенно увеличилась инвестиционная привлекательность нашего региона.

Анализ инвестиционного потенциала проекта «Авиационная столица России» показывает, что до 2025 года в авиационную отрасль Ульяновской области может быть привлечено порядка 220 млрд. рублей.

8. НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА «АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ»

Перечисленное выше подтверждает, что курс на поддержку и развитие авиационного сектора экономики региона был выбран в 2008 году правильно. Однако, сложившаяся в настоящее время ситуация требует переформатирования работы Правительства Ульяновской области в направлении авиации. Для привлечения инвестиционного капитала должны быть созданы условия в виде кооперационных и коммуникационных связей в авиастроении. Необходимо сделать своевременный шаг по созданию эффективной формулы материализации отраслевых возможностей на основании государственно-частного партнёрства.

С целью успешной реализации наработок Ульяновского региона в области авиации, а также дальнейшего продвижения проекта «Авиационная столица России», организовано ОАО «Авиастолица». Создание этого акционерного общества должно обеспечить:

- эффективное управление проектом «Авиационная столица России»;

- максимальную коммерциализацию проекта «Авиационная столица России»;

- концентрациюадминистративного, интеллектуального и финансового ресурса для выполнения задач проекта «Авиационная столица России»;

- снижение бюджетной зависимости проекта «Авиационная столица России».

ULYANOVSK AVIATION CLUSTER. STAGES OF DEVELOPMENT

© 2012 V.Kh. Zinnurov

Ulyanovsk Region Government

This paper presents an approach to the implementation of the State policy in the development of the aircraft in Ulyanovsk region. The structure, key trends and results are specified in the Consortium "Scientific and educational production cluster "Ulyanovsk-Aviation". Particular attention is paid to the measures of state support to the projects implemented by the cluster.

Key words: High-tech clusters, public-private partnership, development of aircraft manufacturing production

Vildan Zinnurov, the Deputy Chairman of Ulyanovsk Region Government. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.