Ермолаевские чтения - 2019
УДК 902.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-113-114
УЛУГ-ХЕМСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ТУВЕ
Леус П.М.
Аннотация: в конце 1 тысячелетия до н.э. на Саяно-Алтае происходит смена археологических культур, свидетельствующая о приходе сюда нового населения. Уюкско-саглынская культура скифского времени, для которой характерны коллективные захоронения в деревянных срубах, сменяется улуг-хемской культурой, с её индивидуальными погребениями в грунтовых могильниках.
Ключевые слова: Тува, хунну, сюнну, грунтовые могильники
ULUG-KHEM ARCHAEOLOGICAL CULTURE IN TUVA
Leus P.M.
Annotation: In the end the 1st millennium BC archaeological cultures in the Altai-Sayan region were replaced indicating the arrival of the new population. The Uyuk-Saglyn culture of Scythian times characterized by burials in wooden chamber tombs was replaced by the Ulug-Khem culture with its individual ground burials.
Keywords: Tuva, Xiongnu, ground graves cemeteries
Во II в. до н.э. территория Тувы оказывается в составе государства хунну - первой кочевой империи Евразии. В результате этих событий, здесь появляются новые группы населения, принесшие с собой собственные культурные традиции, археологически выраженные в погребальном обряде и материальной культуре. Местная культура скифского облика в это время исчезает, её представители уничтожены или изгнаны, их остатки, вероятно, ассимилируются.
В ходе масштабных археологических раскопок в Центральной Туве, в зоне затопления строившейся Саяно-Шушенской ГЭС, Саяно-Тувинской экспедицией ЛОИА АН СССР были исследованы некоторые захоронения, которые позволили её руководителю, А.Д.Грачу, отнести их к отдельной, «улуг-хемской» археологической культуре (Грач, 1971: с.99). Эта культура занимала хронологическую нишу между памятниками скифского и гунно-сарматского времени. Количество раскопанных погребений этой культуры было невелико, полученный материал, за некоторыми исключениями, довольно невыразительный, что вызывало критические замечания со стороны некоторых специалистов.
В последние годы, в ходе раскопок Тувинской археологической экспедицией ИИМК РАН (Санкт-Петербург) разрушающихся могильников Ала-Тей I и Терезин в Чаа-Хольском кожууне Республики Тыва, были получены новые уникальные находки эпохи хунну II-I вв. до н.э. Это позволило не только расширить наши знания об этом времени в Туве, но и подтвердить правомерность выделения самостоятельной улуг-хемской культуры, а также дополнить её отличительные признаки (Килуновская, Леус, 2018: с. 125-127).
Выделенная культура отличается специфическим погребальным обрядом и материальной культурой, отличающимися от предшествующих и последующих культур (уюкско-саглынской и кокэльской). В тоже время, иногда прослеживаются некоторые черты погребального обряда позднескифского времени (захоронения с подогнутыми ногами), что может говорить о некоторой преемственности культур. При единстве инвентаря, в захоронениях Ала-Тея преобладает вытянутая поза погребённых, на Терезине наоборот, скорченная. Сами захоронения совершены в массивных каменных
113
Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва
ящиках. деревянных гробах или рамах с каменной обкладкой, простых грунтовых ямах. Глубина могил обычно небольшая 1-1,5 м. Какие-либо наземные сооружения отсутствуют.
Предметы погребального инвентаря соответствуют материальной культуре хунну и находят аналогии в соответствующих памятниках Забайкалья, Алтая, Монголии, Минусинской котловины и Северного Китая. Это ажурные бронзовые украшения пояса, в том числе большие пластины-пряжки, украшенные в зооморфном или геометрическом стиле, китайские колокольчики, монеты «у-шу», бронзовые зеркала периода династии Западная Хань, бусы, бисер, украшения, предметы вооружения и пр. Керамический комплекс составляют типично хуннские вазовидные сосуды, а также лепные баночные горшки и, иногда, уникальные небольшие светильники или курильницы.
Улуг-хемская культура отражает на археологическом материале переходную эпоху от скифского к гунно-сарматскому (хунно-сяньбийскому) времени и датируется II-I вв. до н.э., что подтверждается и радиоуглеродными датировками. Носители улуг-хемской культуры оказались в Туве в ходе завоевательных походов хунну и являлись, вероятно, представителями одного из народов, входивших в их государство. Впоследствии, они могли стать одним из компонентов сложения здесь кокэльской культуры, а также сыграть свою роль в этногенезе местного населения древнетюрского и позднейшего времени.
Список литературы:
1. Грач А.Д. Новые данные о древней истории Тувы // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Выпуск XV. Кызыл, 1971. С.93-106.
2. Килуновская М.Е., Леус П.М. Новые материалы улуг-хемской культуры в Туве // Археологические вести. СПб., 2018. С.125-152.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Леус Павел Михайлович, научный сотрудник Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН, Санкт-Петербург. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Leus Pavel Mihailovich - researcher of Institute of History of Material Culture of Russian Academy of Sciences, St. Petersburg. Email: [email protected]
УДК 398.332.19 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-114-118
КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ ХАКАСОВ
Иптышева В.И.
Аннотация: В работе рассматриваются элементы издревле существовавшего на территории Хакасии культа плодородия. Статья является результатом исследования автором темы культа плодородия. Новизну и актуальность данной работы добавляет накопленный автором практический материал за более чем пятнадцать лет работы в музее «Хуртуях тас».
Ключевые слова: Культ плодородия, хакасы, хакасская традиционная культура, Улуг Хуртуях тас, Иней тас, богиня Умай, нематериальное наследие.