39 (132) - 2009
Приоритеты России
УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА СЕЛЕ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ
РАЗВИТИЯ РОССИИ
В. И. САВКИН, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор Всероссийского научно-исследовательского института
социального развития села Е-mail: [email protected] Л. В. ТАРЕЛИНА, главный специалист отдела социально-экономических проблем развития сельских территорий Всероссийского научно-исследовательского института социального развития села Е-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
В статье показана роль государства в укреплении социально-экономической жизни села. Рассмотрены цели и основные направления реализации пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008—2012 гг., которая охватывает весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны, устойчивого развития сельских территорий, а также приоритетность национальных проектов и демографической политики.
Ключевые слова: сельское хозяйство, экономика, инвестиции, рынок, население, уровень жизни, социальная защищенность.
В условиях мирового экономического кризиса большое значение приобретает способность государства самостоятельно обеспечить удовлетворение потребностей населения. Сельское хозяйство сегодня — одна из основных отраслей национального хозяйства, от уровня развития которой зависит экономическая безопасность страны. Продовольственная безопасность, определяемая уровнем со-
циально-экономического развития села, является одной из главных составляющих национальной безопасности страны.
В России сельское хозяйство выполняет эко-номикообразующую функцию [1], так как:
• во-первых, в сельской местности проживают 38,8 млн чел., или 27 % жителей страны. Постоянно занято в сельскохозяйственном производстве около 8 млн чел. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще 5 чел.;
• во-вторых, в отрасли функционируют 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн личных подсобных хозяйств и 261 тыс крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
• в-третьих, сельское хозяйство является крупным потребителем продукции и услуг других отраслей экономики. На него сориентированы сельскохозяйственное машиностроение, химическая, легкая и текстильная промыш-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
15
ленности, а также предприятия транспорта, строительства и торговли. Ежегодно отрасль предъявляет спрос на 18,5 % дизельного топлива (5 млн т.), поставляемого на внутренний рынок, закупает 1,5 млн т бензина. Эти объемы используются в сельском хозяйстве парком тракторов общей численностью 572,5 тыс. единиц, зерно- и кормоуборочными комбайнами в количестве 197 тыс. единиц.
Более 75 лет функционирует Российская академия сельскохозяйственных наук, научный потенциал которой составляют более 200 научных учреждений. Общая численность ученых — более 30 тыс. чел., в том числе более 1,4 тыс. докторов и 5 тыс. кандидатов наук. В системе высшего сельскохозяйственного образования работают 59 вузов.
С начала 2008 г. в РФ реализуется пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. (далее — Государственная программа), которая охватывает весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий. Целями Государственной программы являются:
I — устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
II — повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе
финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
III — сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Основные направления реализации Государственной программы:
1) устойчивое развитие сельских территорий;
2) создание общих условий функционирования сельского хозяйства;
3) развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
4) достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
5) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25.12.2007 № 25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках Государственной программы определены 8 агрегированных показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства (см. таблицу).
Плановые задания на 2008 г. по увеличению доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) выполнены в полном объеме.
Изменения агрегированных показателей развития сельского хозяйства Российской Федерации в 2008 г. по отношению к 2007 г., % [2]
Показатель Значение
плановое фактическое
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 103,8 109,2
Индекс производства продукции животноводства 104,8 103,9
Индекс производства продукции растениеводства 102,9 113,8
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве 115 102,3
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности в расчете на одного члена хозяйства в месяц, руб. 7 085 8 163,3
Доля отечественного производства в формировании ресурсов: мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники: тракторы комбайны: зерноуборочные кормоуборочные 61,1 78,3 5,2 7,4 11,8 61,1 78,3 5,2 7,6 9
Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий 104,8 104,8
16
региональная экономикА: теория и практика
160 150 140 130 120 110 100
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности в расчете на одного члена хозяйства в месяц в 2008 г. составили 8 163,3 руб., что на 15,2 % больше запланированного годового показателя.
Темп роста заработной платы в сельском хозяйстве, начиная с прошлого года, стал превышать темп роста заработной платы в экономике в целом, однако в абсолютном выражении заработная плата в сельском хозяйстве остается довольно низкой и составляет в среднем 7,7 тыс. руб. (см. рисунок).
Кроме того, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве ниже планового показателя на 12,7 %, Темп вследствие чего плановый коэффициент обновления кормоуборочных комбайнов на 2,8 % выше достигнутого.
Такая ситуация свидетельствует о невысокой эффективности сельскохозяйственного сектора в экономике России. Незначительная инвестиционная привлекательность АПК — это результат, прежде всего, наличия низкорентабельного и высокорискового производства.
Таким образом, для преобразования сельского хозяйства в ведущую отрасль национального хозяйства, способную самостоятельно обеспечить удовлетворение потребностей населения, необходимы:
• модернизация АПК посредством организации и ведения высокоэффективного сельского хозяйства: создание «бережливого» производства посредством упразднения действий, не добавляющих ценности продукции; организация сотрудничества с надежными и эффективными поставщиками, а также многочисленными и платежеспособными покупателями (что позволит снизить зависимость от государственных закупок и приведет к увеличению занятости сельского населения, требований к профессиональному уровню работников;
• создание и восстановление в сельской местности одновременно жилищного фонда, социальной инфраструктуры (детские дома, школы, столовые), а также организаций досугового характера (дома культуры, спортивные залы, кафе);
• развитие транспортной инфраструктуры как основы преобразования жизни на селе;
• организация сельскохозяйственного туризма как одного из потенциальных источников негосударственных инвестиций (в Краснозо-ренском районе Орловской области с помощью этого инструмента внедряется система производственных кооперативов);
2005
2006
2007
2008 Год
- в экономике в целом
в сельском хозяйстве
роста среднемесячной заработной платы, % [2]
• активное привлечение прямых и портфельных инвестиций различных форм собственности. При этом объектами инвестиционных проектов должны стать не только сами сельскохозяйственные предприятия, но и, например, культурное наследие сельских поселений (на территории Орловской области насчитывается несколько десятков населенных пунктов, имеющих историческую ценность). Реализация этих задач позволит сельскому
хозяйству обрести совершенно новый статус — развивающейся и перспективной отрасли
Для принятия эффективных мер поддержки сельского хозяйства необходимы:
• увеличение уставного капитала, который позволит обеспечить устойчивое кредитование сельхозп-роизводства и своевременные поставки скота, техники, оборудования для новых и реконструируемых животноводческих комплексов;
• расширение доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам;
• соблюдение сроков выплаты кредитов по текущим инвестиционным проектам.
Все это дает основание утверждать, что АПК будет работать бесперебойно, а, следовательно, будет стабильная работа и хорошая заработная плата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аграрное будущее России и сельское хозяйство сегодня. // Экономика России: XXI век, № 21. // URL: http://www. agrakuban. ru.
2. Материалы к заседанию Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24.12.2008 «О реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» // URL: http://www. rost. ru.
региональная экономикА: теория и практика
17