Научная статья на тему 'Улучшение эксплуатационных показателей дизелей применением газовых топлив'

Улучшение эксплуатационных показателей дизелей применением газовых топлив Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
340
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО / ФИЗИКОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТОПЛИВА / ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО / МЕТАНОВОЕ ЧИСЛО / FUEL GAS / PHYSICO-CHEMICAL PROPERTIES OF THE FUEL / THE OCTANE NUMBER OF METHANE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Малышкин П. Ю.

Анализируются газовые топлива которые могут применяться для улучшения эксплуатационных показателей дизелей. Особое внимание уделяется свойствам топлива, приводятся физико-химические свойства, особенности применения и описывается способ применения в современных дизельных двигателях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Малышкин П. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes gaseous fuels, which can be applied for the improvement of diesels operation indicators. We paid special attention to fuel physicalchemical properties and peculiarities of their application and described a method of their application in modern diesel engines.

Текст научной работы на тему «Улучшение эксплуатационных показателей дизелей применением газовых топлив»

Таблица 3 - Эмпирические уравнения зависимости давления /;, в картере двигателя от времени вакуумирования /

Условия измерения давления Полученное уравнение Величина достоверности аппроксимации R2

Наработка 125 мото-чпри температуре масла: 10 °С 90 °С рк= 97,67e~0'005i р = 97,98е~°'0<ж 0,938 0,935

Наработка 2000 мото-ч при температуре масла: 10 °С 90 °С рк= 98,26е~°'0<ж рк= 91,15e-omt 0,930 0,890

Проведенные испытания показали, что с повышение температуры и наработки двигателя значение давления в картере несколько повышается. После работы компрессорно-вакуумной установки в течение одной минуты дальнейшего снижения давления не происходит. Достичь давления в картере, соответствующего возможностям установки, т.е. примерно 20 кПа, не удается из-за подсасывания воздуха через неплотности двигателя. Существенное повышение герметизации двигателя может быть обеспечено при закупоривании выхлопного коллектора или трубы, однако в этом случае становится невозможным использование усовершенствованной авторами выхлопной системы [4]. Тем не менее, даже без закупоривания выхлопной системы в двигателе достаточно легко может быть создано давление менее 80 кПа, что при температуре масла свыше 90 °С обеспечит испарение эмульгированной воды и очистку от нее моторного масла.

Список литературы

1. Мажугин Е.И., Ничипорук С.Н.. Обоснование необходимости очистки моторных масел от

воды. / Актуальные проблемы мелиоративного и водохозяйственного строительства / Материалы респ. научно-практ. конф., - Горки, БГСХА, 2003,-С. 69-74.

2. Мажугин Е.И., Ничипорук С.Н. Анализ способов обезвоживания моторных масел в процессе их эксплуатации. / Гос. учреждение высшего проф. образования "Белорусско-Российский университет", "Новые материалы, оборудование и технологии в промышленности". Матер, респ. научно-технич. конференции аспирантов, магистрантов и студентов. - Могилев, 2005г. - С. 23.

3. Мажугин Е.И., Карташевич А.Н., Ничипорук С.Н.. Обоснование уточненной методики энергетического расчета термического обезвоживания нефтяных масел. /Теория и технология основ упрочнения и восстановления изделий машиностроения. Сб. н.тр. Мн.: Технопринт, - ПГУ. 2001.-С. 80- 87.

4. Мажугин Е.И., Ничипорук С.Н. Выхлопная система. Патент Республики Беларусь на полезную модель № 2401.

УДК 620.91/98.004.14(476)

УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЕМ ГАЗОВЫХ ТОПЛИВ

Малышкин П.Ю., магистр технических наук, ассистент, У О «Белорусская ГСХА»

Анализируются газовые топлива которые могут применяться для улучшения эксплуатационных показателей дизелей. Особое внимание уделяется свойствам топлива, приводятся физико-химические свойства, особенности применения и описывается способ применения в современных дизельных двигателях.

Ключевые слова: газовое топливо, физико-химические свойства топлива, октановое число, метановое число.

The article analyzes gaseous fuels, which can be applied for the improvement of diesels operation indicators. We paid special attention to fuel physical-chemical properties and peculiarities of their application and described a method of their application in modern diesel engines.

Keywords: fuel gas, physico-chemical properties of the fuel, the octane number of methane.

Использование газообразных топлив в двигателях внутреннего сгорания определяется его физико-химическими свойствами. Наиболее важными критериями пригодности газов в качестве топлива в дизельных двигателях являются их детонационная стойкость и склонность к самовоспламенению в камере сгорания (КС) дизеля. теплотворная способность газов, содержание в них вредных веществ и механических примесей. физические свойства газов (плотность, вязкость, давление насыщенных паров, коэффициент объемного расширения) и др. [3, 5].

Важным свойством газообразных топлив является его антидстонационная стойкость, оцениваемая октановым и метановым числами (04 и МЧ). Большая часть компонентов газообразных топлив

имеют более высокие 04. чем автомобильные бензины. поэтому в газовых двигателях, возможно, использовать на 20-25% большую степень сжатия, чем в бензиновых двигателях, и реализовать более высокий термодинамический КПД.

Метановое число (М2) - это параметр характеризует детонационную стойкость газообразного топлива (рисунок 1). Метановое число аналогично октановому числу для бензина, и равно процентному отношению метана в метано-водородной смеси, которая имеет такую же детонационную стойкость в тестовом двигателе, как и испытуемый газ. Например, если природный газ имеет метановое число 90. это означает, что он имеет такую же детонационную стойкость, как и смесь из 90% метана и 10% водорода.

Метановое число

Метан (СН4) Этан (С2Н6) Пропан Пропилен Изобутан Н-бутан Бутилен (СЗН8)

Рисунок 1 - Метановые числа газов

При использовании газовых топлив с высокими ОЧ и МЧ в дизельных двигателях высокие мощностные показатели, топливная экономичность и показатели токсичности отработавших газов (ОГ) мог\т быть достигнуты при сохранении неизменной степени сжатия и воспламенении

от дизельного топлива (рисунок 2). Природные газы, имеющие МЧ от 70 до 100. используются только в газодизельных двигателях с подачей дизельного топлива. Применимы в качестве топлива для таких двигателей нефтяные газы с МЧ от 60 до 90.

30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 2 - Оптимальные соотношения МЧ. ОЧ и степени сжатия для наиболее эффективно сгорания горючей смеси

Октановое и метановое числа газообразных топлив в большей степени характеризуют возможность их использования в двигателях с искровым зажиганием, чем в дизельных двигателях. Одним из важнейших критериев пригодности газов в качестве топлива в дизельных двигателях является их цетановое число (ЦЧ).

Цетановое число легких углеводородных газов (метан, этан) равно 3-8 единицам, а температура их самовоспламенения - 500...750 °С [7, 8, 9]. Поэтому сжигание природного газа в дизельных двигателях без дополнительного источника воспламенения (свеча зажигания, запальная доза дизельного топлива) трудноосуществимо. Более предпочтительны сжиженные пропан-бутановые смеси, имеющие ЦЧ = 16-25 и температуру самовоспламенения 430-550 °С [3, 7, 9]. Их сжигание по дизельному циклу с воспламенением от сжатия возможно при степенях сжатия 15...22 и выше или при использовании других методов повышения температурного уровня воздушного заряда и деталей КС [10]. Однако ЦЧ пропан-бутановых смесей недостаточно высокое для нормальной работы дизельного двигателя.

Одним из путей улучшения самовоспламеняемости пропан-бутановой смеси в дизеле является введение в ее состав некоторого количества дизельного топлива или присадок, интенсифицирующих горение. Так, добавление в бутан-пропановую смесь 15% дизельного топлива повышает ее ЦЧ на 8 единиц, а дополнительное введение 1... 1,5% присадки (бутилнитрата) еще на 6-8 единиц [5, 6].

Проведенный обзор [1] различных газовых топлив и краткий анализ их физико-химических свойств показывают, что наиболее перспективными являются газовые топлива, получаемые из природного и попутного нефтяного газов (основными компонентами которых являются - метан, этан, пропан, бутан и другие предельные углеводороды с одинарной связью). Это объясняется рядом преимуществ этих топлив по сравнению с традиционными моторными топливами. Хорошие антидетонационные качества газовых топлив, благоприятные условия смесеобразования, широкие пределы воспламенения в смесях с воздухом (1,8...9,5 %) [1] и другие положительные свойства газовых топлив при сжигании совместно с дизельным топливом в двигателях обеспечивают высокие технико-экономические показатели работы дизелей.

По удельной мощности, топливной экономичности, токсичности ОГ и износу деталей двигателя имеют значительные преимущества [5, 11]. Целесообразность применения этих топлив обусловлена необходимостью расширения энергетической базы автотранспорта и снижения его вредного воздействия на окружающую среду (ОС).

Исходя из вышесказанного для дизельного двигателя предлагается использовать газовое топливо как добавку (до 45 %), на номинальном и (или) близких к номинальному режимах. Такое решение позволит значительно улучшить экологические показатели дизеля и незначительно увеличит массу транспортного средства. При этом по сравнению с газодизелем, у которого 70...85 % топлива составляет газ, масса и размеры газовой аппаратуры значительно меньше.

Кроме улучшения экологических показателей, данное решение способствует снижению расхода дизельного топлива, повышению моторесурса дизеля (из-за уменьшения отложений на деталях цилиндропоршневой группы) и увеличению срока работы моторного масла [2]. А в дизелях оборудованных сажевым фильтром, еще и очисткой последнего за счет поддержания более высокой температуры отработанных газов, что не требует включения активного режима регенерации сажевого фильтра [4].

Список литературы

1. Альтернативные виды топлива для двигателей / А. Н. Карташевич [и др.]. - Горки : БГСХА, 2012.-376 с. :ил.

2. Кленников Е.В., Мартиров O.A., Крылов М.Ф., Газобаллонные автомобили. - М.: Транспорт, 1986. - 175 с.

3. Мамедова М.Д., Васильев Ю.Н. Транспортные двигатели на газе. — М.: Машиностроение, 1994.— 224 с.

4. Трубочист для дизеля. Емелькин Г. За рулем №9 (963) сентябрь 2011.

5. Марков В.А., Козлов С.И. Топлива и топ-ливоподача многотопливных и газодизельных двигателей. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. — 296 с.

6. Марков В.А. Метод снижения токсичности отработавших газов дизелей транспортного назначения // Известия ВУЗов. Машиностроение. — 1993. — № 10-12. — С. 74-83.

7. Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. — Л.: Машиностроение, 1990. — 352 с.

8. Шкаликова В.Н., Патрахальцев К К Применение нетрадиционных топлив в дизелях. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1993. — 64 с.

9. Song Y., Acker G., Schaetzle i Air Mixtures in a Turbocharged D Paper Series. — 1987. — N 870794.-P 10.

10. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей / СИ. Ефимов, H.A. Иващенко, В.И. Ивин и др. Под ред. А.С Орлина, М.Г. Круглова. — М.: Машиностроение, 1985. — 456 с.

11. Генкин К.И. Газовые двигатели. — М.: Машиностроение, 1977.—196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.