УКРУПНЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ -
ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНА
INTEGRATION OF THE KRASNOYARSK TERRITORY -THE WAY TO INCREASE SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF THE REGION
O.A. Голованова O.A. Golovanova
Укрупнение регионов, региональная политика, управление развитием, типы субъектов, геополитический эффект, инвестиционная привлекательность региона.
Вопрос об укрупнении Красноярского края рассматривается не столько с точки зрения укрепления «вертикали власти», сколько с позиции ускорения автономного функционирования бюджетов отдельных субъектов. Аргументируется мнение, что результатом объединения края должно стать приумножение экономического потенциала региона. Высказывается мнение, что в современной истории России данный проект претендует на первый масштабный экономический прорыв стратегически важного для государства субъекта.
Integration of regions, regional policy, development management, types of subjects, geopolitical effect, the region's investment attractiveness. The issue concerning the integration of the Krasnoyarsk territory is viewed not so much in terms of the strengthening of «vertical of power», but in terms of the acceleration of autonomous operation of the budgets of individual subjects. The author justifies the opinion that the result of the region integration should be the enhancement of the economic potential of the region. The authoralso suggests that in the modern history of Russia this project claims to be the first large-scale economic breakthrough of the subject that is strategically important for the state.
Как известно, «прокатившаяся» в начале XXI в. (2003-2008) «волна» укрупнения субъектов РФ вызвала противоречивые оценки в экспертном сообществе. Наиболее авторитетные российские ученые (в частности, акад. А. Гранберг - председатель Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития и РАН) с самого начала предлагали подойти к проблеме федеративной реформы не с административной, а с социально-экономической точки зрения, полагая, что укрупнение регионов по аналогии с бизнесом можно сравнить с повышением капитализации и инвестиционной привлекательности отдельного предприятия.
«Идея укрупнения субъектов РФ, - отмечал в этой связи один из авторов, - не просто желание Минфина ввести для богатых регионов своеобразный "оброк" в виде "отрицательных трансфертов", то есть заставить их делиться с бедны-
ми. В ее основе лежит, прежде всего, стремление если не оптимизировать, то хотя бы скорректировать крайне несовершенный механизм экономического федерализма в стране, а что же касается укрепления вертикали государственной власти, то такая задача, безусловно, существует, но является вторичной по своей сути» [Гладкий, 2007, с. 18].
Едва ли не главный аргумент противников слияния субъектов Федерации сводился к принципу «дележа доходов с отсталыми регионами». Но, во-первых, не следует забывать о том, что основной производственный потенциал «продвинутым» регионам достался от советской эпохи и был накоплен общими усилиями всех регионов. Во-вторых, в условиях единого экономического пространства территории с высокой бюджетной обеспеченностью в той или иной мере обязаны делиться средствами с федеральным
бюджетом для последующего распределения в пользу бедных для укрепления этого же пространства. (Именно таким образом в течение десятилетий формируется региональная политика ЕС, хотя он и представляет конгломерат государств.)
Одно из знаковых «укрупнений» регионов, юридически задокументированных на референдуме от 17 апреля 2005 г. (фактически же вступившего в силу 1 июля 2007 г.), ассоциируется с Красноярским краем. (Хотя подчеркнем: Красноярский край включал в себя территорию Таймыра и Эвенкии и до этого юридически задокументированного действия, что позволяет трактовать объединение как своего рода восстановление исторической экономической общности.)
Можно привести немало аргументов (экономических, социокультурных, геополитических и др.) в пользу формирования «единого» Красноярского края. Так, современное геополитическое и геоэкономическое положение России обусловливает необходимость создания на неосвоенной восточной территории страны мощного экономического ядра. Вплоть до последнего времени Россия реально не в состоянии выполнить роль геополитического лидера в Азии (в силу редкой заселенности территории, недостаточного уровня экономического развития и слабо развитой инфраструктуры азиатской части страны, ориентации экономики на западные регионы и т. д.). Без создания реальных полюсов экономического роста на востоке страны Россия будет постепенно утрачивать свои геополитические позиции в Азии.
Есть веские основания считать, что Красноярский край в силу уникальности географического положения может выполнить эту задачу федерального уровня. Ведь природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало-, материало-
емкости, освоения новых ресурсов. Для Российский Федерации принципиально важным является сдвиг основных ресурсных баз в слабоосво-енные районы востока, севера, северо-востока страны. Слабая геологическая изученность большей части районов Восточной Сибири и Красноярского края в частности позволяет рассчитывать на выявление новых месторождений различных ископаемых и на усиление ресурсной базы востока страны как фактора развития производительных сил. Беря во внимание незначительный отрезок существования объединенного края со всеми его «приобретенными» богатствами, можно сделать вывод о недостаточной научной проработанности проблемы использования богатейших природных ресурсов.
После объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра, последний остается территорией с особым статусом, определяемым Уставом Красноярского края. «Регалии» Таймыра основаны на преобладающем владении Северным морским путем, его использовании и содержании. Весомую роль вносит разработка медно-никелевых месторождений в лице монополиста ГМК «Норильский никель»; перспективно новым считается импульс в развитии добычи углеводородного сырья (проект «Ванкор»),
Таким образом, целью объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским АО является создание крупного региона с эффективной системой административного управления и сильной экономикой, основанной на реализации стратегических преимуществ, входящих в регион территорий. Задача состояла в том, чтобы вместо одного региона-донора (Красноярский край) и двух реципиентов (Таймыр и Эвенкия) сформировать единый мощный донорский субъект федерации. (Заметим, что при объединении автономных округов и Красноярского края федеральным законом, регулирующим межбюджетные отношения, предусмотрена передача ряда функций по госуправлению от автономных округов Красноярскому краю, следовательно, федеральные трансферты стали поступать в бюджет края.) Кроме того, была достигнута договоренность о сохранении федеральной доли трансфертов в пол-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ном объеме для автономных округов на четырехлетний период с момента задокументированного объединения.
Подытожим преимущества, свидетельствующие о целесообразности укрупнения Красноярского края.
1. Геополитический эффект: усиление позиций России на Азиатском континенте. Создание в центре Сибири экономически сильного региона позволит России реально выполнять функции связующего звена во все более активизирующемся процессе экономической и геополитической интеграции ЕС, стран Центральной Азии и АТР. Развитие международного судоходства по СМП, организация регулярных трансполярных авиаперевозок между Южной, Юго-Восточной Азией и Северной Америкой, строительство меридиональных нефте- и газопроводов до Диксона, Находки и Дацина также неизбежно усиливают роль Красноярского края не только как региона-локомотива Восточной части России, но и как полюса роста экономики восточного полушария.
2. Субъект стал мощнее. Красноярский край сегодня - второй по площади субъект Российской Федерации, по занимаемой площади (2 366 797 км2) уступает лишь Республике Саха (Якутия), и самый крупный субъект Федерации
в составе Сибирского Федерального округа, причем не только по занимаемой площади, но и по таким важнейшим экономическим показателям, как численность населения, объем валового регионального продукта (ВРП), промышленное производство, строительство и объем инвестиций в основной капитал (табл. 1). Среднедушевые показатели по объему ВРП в Красноярском крае стабильно превышают среднероссийские и, например, в 2010 г. превышение составило более 40 %. Соответственно, еще большее превышение этого показателя наблюдается над субъектами, входящими в состав Сибирского Федерального округа, - в среднем на 49,2 % [Стратегия социально-экономического развития Красноярского края ..., 2012].
3. Существенная ресурсная обеспеченность присоединенных дотационных регионов - импульс к новой индустриализации региона, заключающийся в запуске инфраструктурных и промышленных проектов и послуживший маяком для привлечения федеральных и иностранных инвестиций. Отдача от запущенных проектов в виде налоговых поступлений должна не только превысить дотации федерального бюджета, но и создать рабочие места, а также существенно улучшить уровень жизни населения объединенного региона.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал Красноярского края (КК) по видам экономической деятельности, млн. руб. [Федеральная служба государственной статистики]
Год Регион Всего % от РФ В том числе по видам экономической деятельности
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Транспорт и связь Финансовая деятельность
2007 РФ 6626770,2 100 1004440,4 1020681,6 490859,8 229011,8 1451282,2 79266,6
КК 100300,4 1,5 9577,0 26287,5 11385,6 4631,5 7884,7 78,2
2008 РФ 8764864,0 100 1234032,0 1372143,0 670814,0 298086,0 2174589,0 85947,0
КК 169524,0 1,9 9914,0 36426,0 18362,0 12619,0 18068,0 875,0
2009 РФ 7930255,0 100 1111363,3 1141768,2 673141,2 281225,0 2128851,6 97063,3
КК 209990,1 2,6 95910,5 28540,8 28269,3 12450,9 15454,9 966,8
2010 РФ 9151410,5 100 1384670,0 1297513,6 903489,7 360306,6 2440799,3 116958,7
КК 214680,7 2,3 70108,8 42391,8 41626,2 1360,4 19664,6 1266,3
2011 РФ 10776838,7 100 1573124,8 1384600,0 1015656,2 337012,8 2987609,0 174079,1
КК 251440,0 2,3 78372,5 57561,5 36981,3 4101,7 27072,1 2115,9
4. Правомерно, что укрупнение повлекло за собой повышение инвестиционной привлекательности региона, ведь в рамках единого субъекта и, как следствие, единого правового поля для привлечения бизнеса инвестиционная привлекательность в разы возрастает. Кроме того, реализация крупных инвестиционных проектов породит мультипликативные эффекты: развитие промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, кооперацию предприятий, развитие малого и среднего бизнеса. Данные табл. 1 позволяют сделать вы-
вод о значительном росте инвестиций в основной капитал по всем предложенным видам экономической деятельности, что, соответственно, повышает и роль Красноярского края на российской арене.
5. Важно отметить увеличение числа рабочих и развитие трудовых ресурсов, в том числе и за счет упразднения барьера в виде административных границ. После укрупнения в крае наметилась тенденция к снижению уровня безработицы, что хорошо отражает рис. 1 [Федеральная служба государственной статистики].
Уровень безработицы, %
12 10 6 6 4 2 0
2005 20Q6 2007 200S 2009 2Ö10 2011
-ф-Уровень безработицы, %
Рис. 1. Динамика уровня безработицы в Красноярском крае
Укрупнение особенно целесообразно с точ- ритории масштабных инвестиционных проек-ки зрения развития местной экономики. Вме- тов федерального уровня, объекты которых ста-сте с началом нового тысячелетия в крае начал- ли в юрисдикции Красноярского края в большей ся заметный экономический подъем, связан- степени после его укрупнения (табл. 2) [Кононо-ный большей частью с реализацией на его тер- ва, 2013, с. 275].
Таблица 2
Масштабные инвестиционные проекты федерального уровня объединенного субъекта РФ
в первом десятилетии XX в. [Федюкин, 20Q5]
С
CQ
Щ
3 %
4 tí и
8 * W
н
т
о
Си
И
X
к w m н
о
Рч < ^
о **
SS
о u
le
С ^ щ «
w w
т с «
2 Ж
н и
W PQ
Наименование проекта Период освоения, гг.*
1 2
Освоение Ванкорской группы нефтяных месторождений 2005-2008
Освоение нефтяных месторождений Юрубчено-Тохомской зоны 2005-2010
Достройка Богучанской ГЭС, включая ЛЭП для потребителей электроэнергии 2005-2007
Строительство железных дорог и автомобильных трасс для освоения месторождений Ангаро-Енисейской зоны 2005-2008
Окончание табл. 2
1
Освоение Чадобецкого месторождения бокситов и строительство алюминиевого завода 2005- -2007
Освоение Горевского свинцово-цинкового месторождения и строительство металлургического завода 2005- -2008
Освоение месторождений золота 2005- -2009
Строительство лесовозных дорог технологического назначения 2005- -2007
Развитие мощностей лесного комплекса, включая строительство ЦБК 2005- -2009
Развитие красноярского международного авиаузла (хаба) 2005- -2007
*До начала опытно-промышленной эксплуатации.
Укрупнение способно обеспечить экономическую конкурентоспособность региона. По мнению экспертов, чтобы территория объединенного края стала конкурентоспособной площадкой для размещения производств, участвующих в инвестиционных проектах России и Азиатского региона, необходимо сложение потенциалов роста трех регионов и снижение финансовых и политических рисков. Объединение округов и Красноярского края позволит организовать более конкурентное по сравнению с другими регионами пространство для инвестирования.
Несмотря на тот факт, что объём производимого в крае ВРП на душу населения значителен (4 195 070 руб., 5 место среди всех субъектов Федерации, 2011 г.), уровень заработных плат и среднедушевых доходов в крае пока невысок и занимает 13 и 16 места соответственно [Социальный атлас российских регионов, 2000]. Неоднозначна ситуация и в демографической картине региона: в период с 2005 по 2010 г. население края сократилось на 1,2 %. Однако с 2010 г. в крае наметилась тенденция к росту численности населения (рис. 2).
Население Красноярского края на 1 января, тыс. чел.
2940 2920 2900 2880 2860 2840 2820 2800 2780 2760
-Численность населения
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 2. Динамика численности населения объединенного Красноярского края
Особняком стоит вопрос о сокращении бой сокращение госструктур, следовательно,
административно-управленческого аппарата, хоть и не в корне, претерпела изменение систе-
Приоритетен факт сокращения издержек на его ма управления. В ведомственном подчинении
содержание. Но в то же время регион стал зна- чиновников появились новые, более обширные
чительно больше и усложнился его управлен- территории, требующие знания тонкостей управ-
ческий механизм. Укрупнение повлекло за со- ления ими. Это, в свою очередь, влияет на объек-
тивное формирование предпосылок экономического развития региона, выстраивание его производственной структуры и размещение хозяйства, а также управление социальной сферой.
Таймыр и Эвенкия, прежде всего в силу своего географического положения, - регионы, не обеспеченные инфраструктурно. Поэтому необходимость налаживания транспортно-логистической системы укрупненного региона - вопрос номер один как в управлении регионом, так и в обеспечении населения северных территорий продуктами питания, товарами первой необходимости и продовольственными товарами в целом. Здесь подчеркнем, что до «вливания» Таймыра и Эвенкии в состав Красноярского края данная ответственность была в юрисдикции федерального бюджета. С образованием альянса Таймыр - Эвенкия - Красноярский край данное обязательство легло на плечи последнего.
Нельзя не отметить, что объединение территорий, повлекло за собой обострение проблемы равноправия граждан в едином конституционном пространстве. Речь идет о коренных малочисленных народах Севера (КМНС) и небольших национальных образованиях. Очевидно, что политика укрупнения, проводимая на территории России, ликвидирует существующие институциональные формы закрепления территориальных прав КМНС, не обеспечивая альтернативы в виде законодательно закрепленной культурной автономии и гарантий финансовой помощи. Муниципальная реформа предполагает создание только муниципальных районов и городских округов. Ни одна из этих форм организации террито-
рии не учитывает специфику национальных образований, необходимость поддержки этнокультурного разнообразия и финансирования расходов на эти цели.
Таким образом, результатом объединения края должно стать приумножение экономического потенциала региона, которое в среднесрочной перспективе (через 4-6 лет) обеспечит стабильно высокие темпы роста валового регионального продукта. В современной истории России данный проект претендует на первый масштабный экономический прорыв стратегически важного для государства субъекта.
Библиографический список
1.
2.
4.
5.
Гладкий Ю.Н. Территориальное укрупнение регионов России и экономический федерализм // Известия Русского географического общества. 2007. Т. 139, вып. 5. С. 17-24. Кононова Е.С. Основные направления государственного регулирования экономики при переходе региона к устойчивому развитию (на примере Красноярского края) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1. С. 273-277. Социальный атлас российских регионов, 2000. URL: http://atlas.socpol.ru/overviews/ social_sphere/ukr.shtml
Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. Красноярск, 2012. 139 с. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru Федюкин И. Три в одном // Эксперт. 2005. № 13 (460). 4апр.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н
U