ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
7 (40) - 2009
укреплять законность в сфере экономики, бороться с преступностью, защищать права граждан
25 февраля в Москве прошло расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры РФ. На заседании со вступительным словом выступил Президент России Дмитрий Медведев. Он, в частности, отметил, что главными в работе правоохранительных органов остаются вопросы укрепления правопорядка, законности, борьбы с преступностью и обеспечения законных интересов граждан. Работники прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Важнейшей частью этой работы является надзор за соответствием закону подзаконных актов и актов органов власти субъектов Федерации. По сути, прокуратуре поднадзорна и ею координируется вся правоохранительная деятельность в стране.
Подводя итоги работы за 2008 г., анализируя показатели борьбы с преступностью, следует отметить: год был непростым. Несмотря на то, что общее число зарегистрированных преступлений снизилось, тем не менее, только за прошлый год не раскрыто более двух тысяч убийств, десятки тысяч граждан числятся пропавшими без вести, практически на треть возросло количество преступлений экстремистской направленности.
Безусловно, влияет на криминогенный фон в стране и экономический кризис, причем влияние мирового экономического кризиса на общую ситуацию с преступностью усиливается. Его прямым следствием является рост безработицы и, конечно, к сожалению, снижение уровня жизни. И не секрет, что такого рода процессы зачастую сопровождаются нарушением трудовых прав граждан. В прошлом году прокурорами выявлялись и устранялись нарушения законодательства о труде, социального законодательства, прежде всего по оплате труда и в сфере занятости. Многое было сделано для пресечения злоупотреблений в сфере экономики в целом. В общей сложности в 2008 г. в социальной сфере выявлено 1 млн 461 тыс. нарушений закона.
Очевидно, в создавшихся условиях работа Генеральной прокуратуры РФ как никогда должна иметь
2 -
упреждающий характер. На 1 января текущего года суммарная задолженность по заработной плате у организаций, у юридических лиц составила свыше 4,6 млрд руб., и эта цифра пока продолжает расти. Начался и процесс сокращения штатов, а также перевод ряда работников на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Все эти процессы зачастую сопровождаются нарушениями социального законодательства, именно на них необходимо воздействие органов прокуратуры.
Защита социально-экономических прав граждан — одно из важнейших направлений работы. Сохранность банковских сбережений, поддержка в трудной ситуации, уровень жизни людей в целом должны быть предметом пристального внимания руководителей органов власти всех уровней. Все обязательные выплаты, их размер и регулярность установлены действующим законодательством, и задача прокуроров — следить за их реальным исполнением, используя, конечно, при необходимости свои полномочия, в том числе и обращаясь с соответствующими исками в суды. Для совершенствования процессуального механизма в этой сфере Президент России внес недавно специальный законопроект в Государственную Думу. Его цель заключается в том, чтобы расширить права прокуроров [обращаться в суд] с заявлениями в защиту социальных прав граждан.
Отдельного внимания заслуживает ситуация в сфере борьбы с коррупцией. Конечно, главным сейчас является аккуратное и в то же время настойчивое, оперативное использование всех полномочий, которые вытекают из действующего законодательства. И сосредоточить свои усилия сегодня необходимо именно на реализации мероприятий, установленных Национальным планом противодействия коррупции.
Во-первых, должен быть усилен надзор за соблюдением законов теми органами, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием по коррупционным преступлениям.
Во-вторых, уже в ближайшее время надо организовать проверки законности использования государственного имущества, в том числе денежных средств. Опыт работы в этой сфере у прокуратуры более чем достаточный.
В-третьих, должна быть продолжена экспертиза антикоррупционного законодательства. Следует специально подчеркнуть: такая экспертиза исключительно важна. Уже сейчас установлены акты, в которых содержатся так называемые коррупционные риски. Таких актов более чем 10 тыс. Но к этому процессу нужно относиться здраво, нужно выявлять наиболее существенные риски. Но если все-таки такие позиции определены, эту ситуацию нужно незамедлительно исправлять. Такие акты должны подлежать отмене или отклонению на стадии разработки.
Вступивший в силу пакет антикоррупционных законов содержит и ряд принципиально новых норм, которых в нашем законодательстве просто не существовало, в том числе введение административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Этими нормами еще нужно научиться пользоваться, в то же время, конечно, не допуская злоупотребления этими положениями.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» прокуратура координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. И в этой работе должны быть обеспечены четкость и согласованность, исключающие формализм и другие проблемы, с которыми приходится часто сталкиваться.
Серьезное внимание надлежит уделить надзору за соблюдением государственными и муниципальными служащими требований антикоррупционного законодательства. Это сложная и важная работа. И, разумеется, самые высокие требования Генеральная прокуратура должна предъявлять к собственным сотрудникам. Каждый, кто работает в прокуратуре, должен чувствовать, что он находится в правовом поле.
В сегодняшних условиях есть еще одна тема, на которую мы должны обращать повышенное внимание — проявления экстремизма. Во многих случаях такого рода действия прямо связаны с попытками дестабилизировать ситуацию в нашем обществе. Необходимо пресекать любые действия, направленные на разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной вражды. Виновных в совершении таких действий следует привлекать к ответственности. Кстати сказать, у прокуроров есть также право вносить в суд представления о ликвидации соответствующих общественных объединений или религиозных организаций в случае, если в их
действиях прослеживается экстремизм, а также приостанавливать их деятельность до решения суда.
Особое беспокойство вызывает огромное количество преступлений, совершаемых против детей. Количество таких преступлений выросло, все преступления такого рода должны находиться в прокуратуре на особом контроле.
Как известно, в период мирового экономического кризиса из федерального бюджета выделены весьма внушительные деньги для поддержания финансовой системы и реального сектора экономики. Отдельная тема — как эти деньги используются: это вопрос к тем, кто занимается их расходованием. Но необходимо следить за тем, чтобы такого рода средства не расходовались нецелевым образом, то есть, иными словами необходимо пресекать любые злоупотребления, манипуляции с этими средствами. За этими преступлениями нужно следить и привлекать тех, кто попался, к ответственности. Серьезной поддержкой в этой сфере призвана стать работа межведомственной рабочей группы по противодействию экономическим преступлениям, созданная под эгидой Генеральной прокуратуры.
Эффективность деятельности прокуратуры складывается из компетентной, ответственной работы каждого сотрудника прокуратуры и всех звеньев системы. Гарантией тому—профессионализм прокурорского корпуса, настойчивость в отстаивании интересов государства и защите интересов граждан.
С основным докладом на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка. Он, в частности, подчеркнул, что прошедший год стал для Российской Федерации годом серьезных испытаний на зрелость общества, государства и его институтов, что было обусловлено, во-первых — избирательной кампанией по выборам Президента Российской Федерации, во-вторых — непростой внешнеполитической ситуацией, в-третьих — на социально-экономическом развитии страны сказались последствия глобального финансового кризиса, непосредственно затронув права и законные интересы многих людей. В этих условиях вся деятельность органов прокуратуры была направлена на обеспечение стабильности внутриполитической системы, укрепление законности, защиту охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, законных интересов хозяйствующих субъектов.
В прошедшем году удалось добиться главного — повысить эффективность работы органов прокуратуры по всем направлениям деятельности. За год через руки прокуроров и следователей Следственного
комитета при прокуратуре прошло свыше 20 млн. материалов и дел. Выявлено 4 млн 200тыс. различных нарушений законодательства, в т. ч. 407 тыс. незаконных нормативно-правовых актов органов власти всех уровней. В защиту интересов граждан и государства в суды предъявлено более 900 тыс. исков на сумму 14 млрд. руб. К ответственности привлечено почти 600 тыс. нарушителей закона. Следственным аппаратом завершено расследование 110 тыс. уголовных дел, в т. ч. около 18 тыс. — об умышленных убийствах, почти 7 тыс. — о коррупционных проявлениях и взятках. Проведено немало и другой работы, которая, безусловно, способствовала укреплению законности и правопорядка, повышению уровня защищенности прав и свобод российских граждан.
Для органов прокуратуры правозащитная функция — обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина — является одной из ключевых задач. В прошедшем году прокурорами в этой сфере выявлено более 1 млн 146 тыс. нарушений законов. По их требованию за допущенные нарушения прав граждан к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 203 тыс. должностных лиц. В защиту населения в суды подано около 400 тыс. заявлений, по которым возмещен ущерб на сумму почти 4 млрд руб.
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации вне уголовно-правовой сферы получила высокую оценку со стороны Совета Европы в ходе прошедшей в начале июля прошлого года в Санкт-Петербурге Конференции генеральных прокуроров стран Европы. Российский опыт правозащитной деятельности прокуроров был оценен европейскими коллегами как достойный для изучения и распространения.
Отличительной особенностью прошлого года стала концентрация усилий по защите трудовых прав граждан и, прежде всего, решению двух самых острых проблем: оплата труда и трудовая занятость. Резко обострившаяся ситуация в конце 2008 г., связанная с последствиями мирового кризиса, обязала нас незамедлительно и решительно реагировать на все нарушения. После длительного периода стабильности в октябре-ноябре прошлого года резко возросла суммарная задолженность по заработной плате, достигнув к 1 декабря 2008 г. почти 8 млрд руб. В результате оперативно принятых мер к 1 января 2009 г. удалось не только остановить ее рост, но и существенно снизить размер — до 4,5 млрд руб. Кроме того, прокурорами пресекаются многочисленные факты, когда работодатели принуждают работников увольняться, не выплачивают или задерживают выходное пособие.
Всего в 2008 г. выявлено почти 800тыс. нарушений трудовых прав граждан. К административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 44 тыс. должностных лиц, более 21 тыс. руководителей организаций предостережены о недопустимости нарушений закона. К сожалению, в этой ситуации, как показывает практика, органы, призванные защищать права трудящихся (трудовая инспекция, Служба занятости населения), работают неэффективно. В этой связи прокуроры обязаны мерами реагирования добиваться надлежащего исполнения ими своих обязанностей. Нужно создать такую обстановку, чтобы все вопросы, связанные с трудовыми правоотношениями, осуществлялись в строгом соответствии с действующим законодательством.
По инициативе Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Государственной Думой в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса. Данное решение позволит поднять на качественно новый уровень работу прокуратуры по защите прав граждан. Оно принято как нельзя своевременно: сейчас, когда тысячи человек лишаются работы, не получают заработную плату, они просто не имеют возможности оплатить расходы на оказание им юридической помощи для обращения в суд. Поэтому прокуроры в первую очередь должны обратить внимание на защиту их интересов, отстаивание прав малоимущих и социально незащищенных групп населения.
Ни один человек не должен оказаться без защиты закона. В этом и заключается социальное назначение прокурорского надзора. Органы прокуратуры востребованы обществом, пока служат эффективной опорой и защитой населения.
Еще одна проблема была обозначена совсем недавно. Трагический случай в доме ветеранов в Республике Коми высветил множественные нарушения законности, связанные с функционированием объектов компактного проживания социально незащищенных групп населения. Проверка, проведенная по указанию Президента Российской Федерации, показала, что в целом по стране множество подобных социальных учреждений функционируют без определения их правового статуса и без надлежащего финансового обеспечения, а региональные и местные власти фактически самоустранились от выполнения своих непосредственных обязанностей. Из этой трагедии урок должны вынести и прокуроры. Нельзя только констатировать нарушения закона, необходимо добиваться их фактического устранения.
Важнейшей задачей всей правоохранительной системы в прошлом году было обеспечение эконо-
мической безопасности государства. Прокурорами выявлено 1 млн 300 тыс. нарушений законов в сфере экономики. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены почти 140 тыс. виновных должностных лиц. В суды подано более 360 тыс. исковых заявлений в защиту государственных интересов, по которым возмещен ущерб на сумму 2,5 млрд руб.
Однако в современных условиях динамично развивающейся ситуации необходима предельная концентрация сил всех правоохранительных органов, координация действий, принятие согласованных мер. Такая работа организована Генеральной прокуратурой в рамках деятельности Межведомственной группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной по поручению Президента Российской Федерации. Определен механизм совместных действий по контролю за сохранностью и целевым использованием средств государственной поддержки отечественной экономики, осуществляются согласованные меры по противодействию их хищениям, злоупотреблениям государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам и рейдерским захватам, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.
Руководители 70 коммерческих банков — получателей средств государственной поддержки официально предупреждены об установлении контроля за их деятельностью со стороны Межведомственной группы. По результатам проверок уже возбужден ряд уголовных дел, связанных со злоупотреблениями и мошенническими действиями в коммерческих банках. Подобные рабочие группы образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Это позволяет оперативно проводить конкретные и результативные мероприятия.
Необходимо обеспечить качественное надзорное сопровождение Плана действий Правительства Российской Федерации по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики.
В 2008 г., как и на протяжении прошедших двух лет, наблюдалась тенденция снижения преступности. По итогам 2008 г. она снизилась на 10,4 %. В целом же за период 2006-2008 гг. количество преступлений уменьшилось почти на 17 %. Во многом снижению преступности способствовало то, что было обращено особое внимание на профилактическую сторону. Она стала проводиться более эффективно. Однако в целом общегосударственная система профилактики пока как таковая не создана. Работа не носит системного и комплексного характера, а имеет скорее направленность на отдельные виды преступлений.
Вместе с тем следует сдержанно относиться к переменам в динамике преступности. Приведенные показатели основаны на официальной отчетной статистике правоохранительных органов, которые во многом отражают только результаты их работы, а не степень криминальной пораженности в обществе и состояние преступности в целом. И для того чтобы эффективно бороться с преступностью, правильно выбирать приоритеты, ориентиры и методы работы, ситуацию следует оценивать трезво и честно.
Сейчас можно выделить три основных направления в этой сфере, на которых следует сконцентрировать усилия всех правоохранительных органов — это учетно-регистрационная дисциплина, раскрываемость преступлений, качество следствия.
МВД России и другими правоохранительными органами проводится большая работа по укреплению учетно-регистрационной дисциплины. Но организационные меры и ведомственный контроль кардинально изменить ситуацию пока не смогли. В течение года в ходе прокурорских проверок поставлено на учет 142 тыс. ранее известных, но незарегистрированных преступлений. Это объем преступности примерно трех-четырех средних областей. Среди укрытых — 319 убийств, свыше 2 тыс. случаев причинения тяжкого вреда здоровью, десятки тысяч краж и других имущественных посягательств. Все сказанное свидетельствует о необходимости усиления прокурорского надзора за законностью на стадии возбуждения уголовного дела. Кроме того, важнейшим эффективным инструментом является утверждение статистической отчетности по регистрации преступлений.
К сожалению, в 2008 г. не удалось добиться перелома в раскрываемости преступлений. На фоне снижения числа зарегистрированных преступлений их раскрыто на 60 тыс. меньше. Почти 1,5 млн остаются нераскрытыми. Основная причина такого положения дел связана с недостаточно эффективной работой оперативно-розыскных служб. В большинстве случаев, если преступление не раскрыто сразу же по «горячим» следам, то розыск идет, как правило, вяло, а по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести оперативные мероприятия почти не проводятся. Поэтому прокурорам в 2009 г. необходимо уделять самое пристальное внимание надзору за оперативно-розыскной деятельностью.
В минувшем году следственным аппаратам правоохранительных органов удалось добиться определенных позитивных результатов: из общего числа дел, находившихся в производстве, стало больше направляться в суд (на 4 %), снизилось количество
прекращенных и приостановленных уголовных дел. Вместе с тем, как свидетельствует практика прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека на досудебной стадии уголовного судопроизводства, качеством расследования уголовных дел, нам есть еще над чем работать.
Счет допускаемым нарушениям идет на сотни тысяч. В течение года по требованию прокуроров отменено более 66 тыс. необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел, свыше 1 млн 800тыс. об отказе в их возбуждении (практически каждое пятое). Почти по 350тыс. уголовных дел отменены постановления о приостановлении, а по 24 тыс. — о прекращении дознания и следствия. Выявлено около 600тыс. нарушений закона. Если же к этому добавить почти 5 тыс. случаев, когда людей оправдывали суды либо в отношении них уголовные дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, то картина с соблюдением прав и конституционных гарантий граждан на этой стадии уголовного процесса вырисовывается не самая благополучная.
Решить эту проблему можно одним путем — перенеся надзор на более ранние этапы, упреждая нарушения закона, а в случаях необходимости — помогая принимать обоснованные решения. Кроме того, необходимо более взвешенно подходить к выбору меры пресечения. Особенно это касается заключения под стражу обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести. В прошлом году более 12 тыс. были освобождены из-под стражи на стадии следствия. Подход к избранию меры пресечения нужно коренным образом изменить, использовать весь арсенал других предусмотренных законом мер, аресты должны применяться только в качестве исключительной меры.
При утверждении обвинительных заключений необходимо критично относиться к доказательствам, прежде всего полученным с помощью технических средств. Уже неоднократно фиксируются случаи несовпадения информации, содержащейся в уголовном деле, и той, которая находится на техническом носителе, в результате такие дела в суде просто разваливаются. Конечно, 10 суток на изучение многотомного дела мало, времени для полноценной работы не хватает. Тем более, что теперь прокурор непосредственного участия при производстве следственных действий не принимает. И тем не менее, работу нужно выстроить таким образом, чтобы не допускать таких случаев.
К вопросу о работе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Удалось добиться определенных позитивных результатов. В 2008 г. значительно сократилось общее число пре-
кращенных уголовных дел. Снизился их удельный вес от общего количества оконченных. Существенно уменьшились количество дел, прекращенных на судебной стадии по реабилитирующим основаниям и число оправданных лиц. Более чем в 2 раза уменьшилось количество незаконных постановлений о приостановлении предварительного следствия. Таким образом, этап становления Следственного комитета завершен. Прокурорами оказывалась всемерная помощь следователям. Достаточно сказать, что в течение этого времени они более 18 тыс. раз выезжали на место преступления для оказания помощи и координации действий, почти тысячу — когда следователь комитета в силу разных причин не мог прибыть — вместе с дознавателями МВД для осмотра места происшествия и закрепления доказательств по преступлениям прокурорской подследственности.
В 2009 г. усилия следственных работников должны быть направлены на решение следующих задач. Снижение количества зарегистрированных преступлений, уменьшение почти на 21 % числа дел в производстве следователей, значительное увеличение штатной численности объективно должны были положительно отразиться на качестве следствия. Но, к сожалению, этого не произошло.
Прокурорами выявлено почти 30 тыс. нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел, выявлено и поставлено на учет 1764 преступления прокурорской подследственности, в т. ч. 227 убийств. Почти в 2 раза увеличилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования. На 87 % увеличилось число лиц, срок содержания под стражей которых продлен свыше 12 месяцев. Незаконно привлекался к ответственности 1891 человек. Каждый третий из них содержался под стражей.
Качество следствия и законность при его проведении — главная задача для следователей прокуратуры. Очевидно, что ее решение требует серьезных дополнительных мероприятий в организации работы комитета, методах осуществления процессуального контроля за работой следователей. Кроме того, обеспечить качество и законность следствия можно только через установление конструктивного взаимодействия между следователем и прокурором уже на ранней стадии расследования уголовных дел. Это дает возможность максимально использовать профессиональный потенциал прокуроров на всех этапах следствия.
Необходимо учитывать, что в 2009 г. придется работать в еще более сложных условиях. На криминогенную обстановку будут влиять негативные факторы, вызванные последствиями кризиса в экономике. Задолженность по выплате заработной платы, массовое высвобождение работников, в т. ч. иностранных, повлечет уменьшение трудовых доходов населения. Кроме того, сейчас идет процесс освобождения из мест лишения свободы лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в 1990-е годы. А правовой институт постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, отсутствует, нет и программы их ресоциализации. Все это может способствовать росту экономической преступности, преступных деяний против собственности, в том числе с применением насилия, других тяжких преступлений. Необходимо сделать все, чтобы не допустить всплеска преступности, а для этого необходимы совместные скоординированные усилия всех правоохранительных органов.
Политические решения, принятые в прошлом году руководством страны по вопросам борьбы с коррупцией, придали новый импульс работе по противодействию этому опаснейшему явлению. Прокурорские проверки повсеместно стали носить постоянный и системный характер. Выявлено более 208 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, что почти в два раза больше, чем в 2007 г. В целях их устранения в суды направлено 10 тыс. заявлений, внесено около 40 тыс. представлений, почти 30 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. По материалам органов прокуратуры в 2008 г. следственными органами возбуждено более 3 тыс. 300 уголовных дел коррупционной направленности, что почти в 3 раза больше, чем в 2007 г.
Критическая оценка складывающейся ситуации при рассмотрении вопросов противодействия коррупции на координационных совещаниях, а также разработка последовательных мероприятий позволили правоохранительным органам добиться положительной динамики в пресечении преступлений этой категории. Вместе с тем в этой работе все еще много формализма и недостатков. Доследс-твенных проверок у нас проводятся десятки, если не сотни тысяч, уголовных же дел возбуждается в разы меньше и до суда практически треть из них не доходит. Но главный и единственный критерий эффективности деятельности — вступивший в законную силу приговор суда в отношении коррупционера.
Серьезный антикоррупционный потенциал будет иметь деятельность по надзору за соблюдением прав хозяйствующих субъектов. Прокуратура провела ряд организационных мер для обеспечения выполнения новых функций по формированию ежегодного плана проведения проверок, а также обеспечению согласования проведения внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Но окончательно они еще не завершены, и необходимо приложить максимальные усилия для того, чтобы в сжатые сроки создать полноценную систему этой работы.
Большое значение имеет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов на предмет выявления факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения. Вмешательство прокуроров уже позволило исключить из нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления почти 14 тыс. таких положений. Как показывает практика, особое внимание необходимо уделять нормативной правовой базе муниципального уровня. Именно в правовых актах исполнительных и представительных органов местного самоуправления выявлено наибольшее количество коррупциогенных норм — 88 %.
Кроме того, коррупция, как таковая, очень сложное социально-юридическое явление, и борьбу с ней необходимо организовывать на научной основе. Сейчас при Координационном совещании образуется Совет руководителей научных и образовательных учреждений правоохранительных органов по изучению проблем противодействия коррупции. Нужно учить прокуроров и сотрудников правоохранительных органов особенностям применения и специфике нового антикоррупционного законодательства. Для этого в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации создается специализированный Центр обучения. Предварительный прогноз развития ситуации не исключает возможности нарастания социальной напряженности в обществе. Задача прокурорских работников — не допустить ее крайних форм: экстремистских проявлений, возникновения межэтнических и религиозных конфликтов. Органами прокуратуры повсеместно налажено конструктивное взаимодействие по этим проблемам с региональными органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.
В 2008 г. прокурорами выявлено около 89 тыс. нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. За последние два года
количество внесенных актов реагирования увеличилось в три раза. В то же время в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что почти на треть больше, чем в 2007 г. Конечно, это серьезный рост, но следует учитывать, что в подавляющем большинстве правоохранительными органами возбуждались уголовные дела по фактам призывов к совершению экстремистских действий.
Вместе с тем на местах отмечается отсутствие единого механизма построения работы правоохранительных органов по пресечению деятельности незарегистрированных объединений экстремистской направленности. Вне поля зрения оперативных служб остается проблема устранения непосредственно источника общественной опасности. Мероприятия, направленные на запрет деятельности самого экстремистского объединения, реализуются слабо.
В связи с этим с целью координации усилий правоохранительных органов в данной сфере в 2008 г. было издано совместно с МВД России и ФСБ России распоряжение «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма». Важно, чтобы разработанные меры и принятые решения легли в русло практических, а главное, — результативных действий.
Предметом постоянного внимания прокуроров должны оставаться вопросы, связанные с предотвращением террористической угрозы. Это чрезвычайно важный аспект совместной работы прокуратуры, правоохранительных органов и специальных служб. Конечно, на этом направлении проделан большой объем работы. Значительное количество лидеров и активных членов преступных формирований привлечены к уголовной ответственности. Продолжается уменьшение количества террористических актов. На этом фоне отмечается снижение активности в деятельности региональных антитеррористических комиссий. Хотя уровень террористической угрозы в стране остается высоким. Для всех правоохранительных органов актуальной задачей остается ликвидация каналов финансирования терроризма как из-за границы, так и внутри страны.
Руководством страны определен ряд ключевых направлений по повышению качественных параметров военной организации государства. Для решения этих важнейших задач выделяются значительные бюджетные ассигнования, и обязанность органов военной прокуратуры совместно с руководством военного ведомства — сделать все, чтобы эти средства были потрачены по целевому
назначению. Военная реформа предполагает дальнейшее сокращение численности войск. Поэтому защитить военнослужащих от административного произвола, обеспечить соблюдение прав и законных интересов увольняемых с военной службы, а также членов их семей — долг военных прокуроров.
Важным фактором успешного выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач является правильная организация работы с кадрами, отбор, расстановка и воспитание прокурорских работников. Сейчас кадровый потенциал прокуратуры укомплектован на хорошем профессиональном уровне. Люди ценят службу в органах прокуратуры. Руководители много занимаются решением социальных вопросов, жилищных проблем, созданием благоприятных условий работы. Все это позволило стабилизировать коллективы.
За последние годы произошло значительное омоложение прокурорских кадров, в Следственный комитет при прокуратуре пришли много молодых следователей и сотрудников из других ведомств, которые не имеют опыта расследования уголовных дел прокурорской подследственности. В этой связи необходимо принять меры к укреплению института наставничества, целенаправленно заниматься повышением квалификации.
В 2008 г. в образовательных учреждениях Академии Генеральной прокуратуры прошли обучение по программам повышения квалификации 2400 прокурорских работников, треть которых составили работники Следственного комитета. И для расширения этой работы есть все возможности. Действует трехуровневая система подготовки и переподготовки кадров, включающая межрегиональные центры, институты и Академию, в которых на постоянной основе проходят повышение квалификации прокурорские работники. По оценкам зарубежных коллег она признается одной из наиболее эффективных в Европе.
...Все правоохранительные органы, несмотря на разницу функций или полномочий, защищая права граждан и общественный порядок, делают одно дело. Гражданину, ставшему жертвой преступления или административного произвола, все равно, кто не принял всех необходимых мер для защиты его права. Для него закон нарушен властью, его не смогло защитить государство, не обеспечены конституционные гарантии. И поэтому задача прокуроров — защищая права и интересы граждан, укреплять авторитет власти. Через соблюдение права, чести, достоинства гражданина заботиться об укреплении и силе государства.
Подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ