Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ С КИТАЕМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ'

УКРЕПЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ С КИТАЕМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
товарооборот / стратегическое развитие / инвестиционное партнерство / экономика / экспорт / trade turnover / strategic development / investment partnership / economy / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харахашян Артём Арсенович

В статье рассматриваются ключевые направления экономического сотрудничества РФ и Китая. Анализируются актуальные проблемы в рамках стратегического партнерства двух стран. Особое внимание уделяется наблюдаемым трендам и формирующимся тенденциям в существующей структуре товарооборота между Россией и Китаем. Подчеркивается необходимость укрепления имеющихся экономических связей и формирования новых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харахашян Артём Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF ECONOMIC TIES WITH CHINA AS A STRATEGIC PRIORITY FOR RUSSIA

The article discusses the key areas of economic cooperation between Russia and China. Current problems within the framework of the strategic partnership of the two countries are analyzed. Special attention is paid to the observed and emerging trends in the existing structure of trade turnover between Russia and China. The need to strengthen existing economic ties and form new ones is emphasized.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ С КИТАЕМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ»

УКРЕПЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ С КИТАЕМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Харахашян А.А., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail:

[email protected] Научный руководитель: Балюк И.А, д.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые направления экономического сотрудничества РФ и Китая. Анализируются актуальные проблемы в рамках стратегического партнерства двух стран. Особое внимание уделяется наблюдаемым трендам и формирующимся тенденциям в существующей структуре товарооборота между Россией и Китаем. Подчеркивается необходимость укрепления имеющихся экономических связей и формирования новых.

Ключевые слова: товарооборот, стратегическое развитие, инвестиционное партнерство, экономика, экспорт

STRENGTHENING OF ECONOMIC TIES WITH CHINA AS A STRATEGIC

PRIORITY FOR RUSSIA

A.A. Kharakhashian A.A. student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] Scientific adviser: Balyuk I.A., Dr. Econ. Sciences, associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the key areas of economic cooperation between Russia and China. Current problems within the framework of the strategic partnership of the two countries are analyzed. Special attention is paid to the observed and emerging trends in the existing structure of trade turnover between Russia and China. The need to strengthen existing economic ties and form new ones is emphasized.

Key words: trade turnover, strategic development, investment partnership, economy, export.

ВВЕДЕНИЕ суверенных государств. Такой высокий уровень

Экономическое влияние Китая на мировые обоюдного доверия был достигнут сравнительно

рынки значительно выросло за последние годы. недавно, лишь в начале XXI века. К этому

Страна занимает второе место в мире по размеру времени в Российской Федерации уже были

номинального ВВП и первое по ВВП по паритету сформированы предпосылки для укрепления

покупательной способности. Высокий всестороннего партнерства с Китаем. В 2001 году

производственный потенциал КНР требует был ратифицирован документ об укреплении

постоянного поиска площадок для закупки сырья отношений между странами, ставший отправной

и новых рынков сбыта для поставки готовой точкой для стратегического сотрудничества.

продукции. Всестороннее плодотворное Впоследствии развитие торгово-экономических

сотрудничество РФ и Китая отвечает интересам отношений РФ и КНР шло по нарастающей.

обеих стран. Стоит отметить, что отношения Например, в 2004 году был окончательно решен

между Россией и КНР имеют богатую историю, сложный политический вопрос о приграничных

однако их экономические интересы не всегда территориях. Долгое время эта проблема

были совпадали. Длительные периоды препятствовала гармоничному развитию

плодотворного сотрудничества сменялись отношений между странами и сдерживала

спорадическими этапами нарастания экономическое сотрудничество.

противоречий. Однако в настоящее время ТОРГОВЛЯ РФ И КНР В ТЕКУЩИХ

экономические отношения двух стран основаны УСЛОВИЯХ

на принципах равенства и взаимного уважения, Особое внимание в последнее время уделяется

подчеркивая всестороннее партнерство двух реализации совместных инвестиционных

41

проектов в различных сферах. Этому способствуют договоренности о постепенном переходе на использование национальных валют во взаиморасчетах. В период с 2014 по 2018 годы, несмотря на растущее экономическое и политическое давление со стороны западных стран, торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем стало более обширным. Большой вклад внесли совместные инвестиционные проекты в нефтяной и газовой сферах, что позволило расширить долгосрочные торгово-экономические, политические и социальные связи между странами.

В настоящее время Китай можно рассматривать как стратегического союзника и основного экономического партнера Российской Федерации. Например, за последние несколько лет торговля между странами значительно выросла, что позволило достичь рекордно высоких показателей по объему товарооборота в 2023 году. Помимо этого, Россия и КНР сосредоточены на реализации новых двусторонних соглашений, успешно

сотрудничают как на экономическом, так и на политическом треках.

Как известно, в 2022 отечественная экономика потеряла прямой доступ ко многим товарам и иностранному сырью году вследствие экономических санкций, наложенных на РФ США, Европейским союзом и Великобританией. Помимо этого, указанные страны ограничили российский экспорт и усложнили российским

250 -

200

150

контрагентам проведение трансграничных расчетов. Например, переводы валюты и ценных бумаг были сначала ограничены, а позднее почти полностью блокированы из-за санкций в отношении финансовой системы РФ, включая отключение ведущих российских банков от системы SWIFT. Заморозка иностранных активов была чувствительной для многих российских компаний. Кроме того, американские и европейские власти вынудили большую часть западных поставщиков компаний прекратить отправку товаров в Россию в попытке создать искусственный дефицит. Эти радикальные меры оказали существенное влияние на российскую экономику и стимулировали переход к постепенной локализацию производства с использованием иностранных компонентов, поставляемых по параллельному импорту. Ввиду того, что большинство западных компаний остановили поставки и производство товаров в РФ, стратегическое сотрудничество с Китаем обрело дополнительный смысл для России.

Как было сказано ранее, КНР - главный экономический партнер России в условиях санкционного давления западных стран. Косвенным подтверждением укрепляющимся отношениям между странами может служить уверенный рост товарооборота. Как показано на рисунке 1, годовой объем двусторонней торговли России и Китая в 2023 году достиг рекордно высокого уровня в 240,1 млрд долларов США.

240,1

190,3

146,9

100

50 38,8

88,2 89,2

95,3

107,1 110,8 107,8

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

0

Рис. 1 - Динамика товарооборота между РФ и Китаем, 2009-2023, в млрд долларов. [3]

42

Этот результат превышает предыдущий максимальный показатель, зарегистрированный годом ранее, на 26%. Стоит отметить, что с 2009 по 2023 год увеличение товарооборота превысило 500%. Шестикратный рост годовой торговли между странами за 15 лет стал результатом планомерной работы, проводимой представителями обеих стран. Кроме того, с 2020 года объем товарооборота РФ и Китая удвоился. Стоит отметить, что экономическая активность между странами растет по многим направлениям с начала пандемии. На рассматриваемом интервале можно наблюдать устойчивый восходящий тренд, в рамках которого можно отметить лишь одно значительное снижение на

29 % в годовом выражении в 2015 году. Однако тогда физический объем поставок товаров превысил уровень прошлого года. Таким образом, падение стоимостной оценки экспорта было вызвано существенными колебаниями цен на сырьевых рынках.

Исторически сложилось так, что значительная часть в общей стоимости российского экспорта в Китай приходится на природные ресурсы и сырье. Газ и сырая нефть являются основными составляющими китайского импорта из РФ. Как показано на рисунке 2, российский экспорт нефти в Китай достиг своего локального пика в 2023 году.

Рис. 2 - Динамика российского экспорта

Физический объем поставок вырос почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. Изменения связаны с острой необходимостью перестройки торговых маршрутов РФ после введения экономических санкций. Иными словами, на фоне ограничений со стороны стран Запада азиатский рынок стал критически важным для России, особенно с точки зрения экспорта энергоносителей. Ранее увеличение экспортных объемов нефти в Китай в течение 4 лет подряд было незначительным и составляло в среднем 3,5%.

Однако геополитические риски и нарастающее санкционное давление продолжают действовать в качестве сдерживающих факторов и создают угрозу для развития китайско-российских экономических отношений. Таким

нефти в Китай, 2019 - 2023, в млн тонн. [3]

образом, для привлечения и удержания иностранных инвесторов в условиях неопределённости необходима стабильная правовая база и экономические гарантии. Правовой режим содержит набор правил для защиты интересов граждан и инвесторов, регламентирует нормы и предписания, обязательные для всех рыночных участников. Высокий уровень бюрократизации и наличие административных барьеров в законодательстве РФ может отпугнуть зарубежного инвестора. Эти факторы не являются определяющими, но они могут повлиять на инвесторов и помешать им эффективно работать в России. Тем не менее, в последние годы были предприняты значительные усилия по совершенствованию инвестиционной инфраструктуры и нормативно-правовой базы

РФ. Основная цель таких реформ - сделать страну экономически более привлекательной, увеличить приток иностранного капитала для для финансирования перспективных проектов и развития отечественной экономики. Для достижения этой цели правительством были упрощены и упорядочены процессы, направленные на защиту прав инвесторов. Например, было введено Соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Этот документ был представлен Министерством

экономического развития и направлен на поддержку проектов в ключевых секторах, включая энергетику. Для получения льгот компании должны инвестировать не менее 250 млн рублей и соблюдать нормативные требования. Взамен власти гарантируют не ухудшать налоговый режим в течение 6 лет и компенсировать затраты на инфраструктуру. Ожидается, что к 2030 году рост инвестиций в перспективные отрасли составит 70%. Долгосрочные инициативы необходимы для стимулирования инвестиционного

сотрудничества между странами. Однако оценить их эффективность довольно сложно, поскольку инвестиционные проекты выходят на установленную норму прибыльности не сразу, планомерно достигая установленных

показателей. Для достижения устойчивого роста инвестиций из-за рубежа требуются и иные меры, направленные на достижение быстрого результата.

В связи с этим, следует также учитывать, что инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем, остается несбалансированным. Подтверждением тому служит анализ статистических данных о движении прямых иностранных инвестиций между странами. В качестве точек роста инвестиционной привлекательности РФ можно отметить неравномерное региональное распределение проектов и слабо выраженные принципы отраслевого структурирования. Отдельно следует рассмотреть стратегические российско-китайские проекты, в том реализуемые в рамках инициативы "Один пояс, один путь". На данный момент региональное распределение проектов,

находящихся под контролем

Межправительственной комиссии по

инвестиционному сотрудничеству, не выглядит оптимальным. По состоянию на начало 2024 года подавляющее большинство регионов России и Китая никак не вовлечены в совместные инвестиционные проекты. Этот факт подтверждает важность повышения

инвестиционной привлекательности

экономически развитых и развивающихся регионов РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из точек роста стратегического партнерства РФ и Китая является увеличение числа совместных инвестиционных проектов. Долгосрочные инициативы создают

синергетический эффект для обеих стран, поскольку помимо отложенного экономического эффекта от инвестиций, формируются устойчивые горизонтальные связи, необходимые для развития экономики. Однако стоит учитывать, что сдерживающим фактором при реализации подобной инициативы могут служить высокие первоначальные затраты, что повышает риск для инвестора. В стандартных условиях китайские инвесторы, как правило, достаточно скрупулезно изучают инвестиционные проекты за рубежом. В целом, зачастую невысокий уровень риск-аппетита среди иностранных инвесторов служит сдерживающим фактором на ранних этапах оценки проекта. Помимо этого, значительный уровень неопределенности и затянувшийся период турбулентности в российской экономике заставляют владельцев капитала, в том числе и в Китае, проявлять еще большую осторожность при осуществлении инвестиций зарубежом. Например, в свете потенциальной угрозы вторичных санкций со стороны США и их союзников, китайские банки нередко отказываются от участия в переговорах и замораживают обсуждение инвестиционных проектов на территории РФ. Таким образом, западные санкции в отношении

капиталовложений в предприятия на территории России серьезно ограничили приток иностранных инвестиций. Учитывая это, китайско-российское партнерство в этой сфере еще предстоит

расширить, поскольку многие перспективные проекты не могут получить необходимое финансирование.

Список используемых источников

[1] Федеральный закон от 09.07.1999 №°160-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс;

[2] Закон об иностранных инвестициях в КНР (Принят на второй сессии 13-го национального съезда 15.03.2019).

[3] Официальный сайт Российско-китайского энергетического бизнес-форума, 2021. URL: https://invest.economy.gov.ru/ (дата обращения 21.04.2024).

[4] Официальный сайт Межправительственной Российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству. URL: https://mpk-cn.ru/ (дата обращения: 25.04.2024).

[5] Официальный сайт Российского информационного агентства РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ (дата обращения: 13.04.2024).

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.