УДК 342.77:614.3/.4
В.В.Кутырев2, Ю.М.Федоровх, А.В.Топорков2, В.П.Топорков2, И.Г.Карнаухов2, В.А.Старшинов2
УКРЕПЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:
МОДЕРНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ БРИГАД (СПЭБ)
ПРОТИВОЧУМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва;
2Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов
Рассмотрена роль СПЭБ противочумных учреждений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в современных условиях. Анализируются задачи по модернизации СПЭБ противочумных учреждений, которые необходимо решить для укрепления глобальной сети по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществления вклада Российской Федерации в реализацию решений Санкт-Петербургского (2006 г.) саммита «Группы восьми» в части, касающейся повышения эффективности международных мер реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: ЧС, СПЭБ, ВОЗ, глобальная сеть, модульный принцип.
Решениями Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» (2006 г.) по проблемам борьбы с инфекционными болезнями определены базовые элементы стратегии на современном этапе:
- укрепление глобальной сети по мониторингу и контролю инфекционных болезней;
- противодействие гриппу птиц и угрозе пандемии гриппа;
- предотвращение и борьба с эпидемическими последствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф [6].
Необходимо отметить, что в части, касающейся предотвращения и борьбы с эпидемическими последствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф основная инициатива исходила от Российской Федерации, предложившей укрепить сеть по оценке эпидемиологических последствий стихийных бедствий и гуманитарных катастроф и реагированию в чрезвычайных ситуациях, а также поддержать усилия, осуществляемые совместно с соответствующими международными организациями, направленные на повышение эффективности мероприятий по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, включая природные и техногенные катастрофы, путем совершенствования координации совместных действий и наращивания потенциала соответствующих служб.
Современная реальность такова, что риск возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера очень высок для любой точки земного шара, для любой страны.
Это могут быть ЧС природного характера, связанные с разрушительными последствиями таких природных явлений, как землетрясения, наводнения, цунами и пр., которые с большой частотой происходят в мире в последние десятилетия. Природные катастрофы способны уносить десятки тысяч жизней и оказывать негативное влияние на жизнь миллионов человек. За последние 25 лет материальный ущерб от природных катастроф приближается к 1 трлн долларов. Серьезным испытанием для человечества стали цунами, обрушившиеся в
2004 г. на десятки государств Юго-Восточной и Южной Азии, а также Восточной Африки, ураганы 2004 и 2005 гг., пронесшиеся по прибрежным районам США, Мексики, Центральной Америки и стран бассейна Карибского моря, землетрясения в Юго-Восточной Азии в октябре 2005 г. и в Индонезии в мае 2006 г.
Сохраняется высоким риск возникновения био-лого-социальных ЧС, обусловленных широким распространением инфекционных болезней, что связано как с постоянно существующим риском завоза на территорию любого государства особо опасных бактериальных и вирусных инфекционных болезней, так и с распространением в мире вновь возникающих опасных инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.). Не исключена вероятность возникновения ЧС техногенного характера, в том числе обусловленных угрозой совершения биотеррористических актов, а также ЧС, вызванных социальными потрясениями и вооруженными конфликтами.
Последствиями ЧС различного характера часто являются резкое ухудшение среды обитания людей, полное или частичное прекращение действия системы медицинских и противоэпидемических учреждений, возникновение осложнений медико-санитарного и эпидемиологического характера, значительный экономический урон.
Согласно данным ВОЗ [13], следствием природных катастроф и различных ЧС могут быть эпидемиологические осложнения по 192 нозологическим формам инфекционной патологии. При этом возможность возникновения и тяжесть эпидемиологических последствий определяются множеством факторов: вид катастрофы, предшествующий фон заболеваемости, наличие сил и средств для ликвидации последствий, миграция населения из зон бедствий, формирование новых мест проживания для временно перемещаемых лиц и многое другое.
Минимизация последствий ЧС является актуальной задачей здравоохранения не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Про-
блеме охраны здоровья людей при различных ЧС уделяет большое внимание и ВОЗ. В 2004-2007 гг. ВОЗ проводит программу охраны здоровья в кризисных ситуациях (Health Action in Crises), общий бюджет которой около 58 млн долларов. Программа определяет механизм быстрого реагирования для оказания помощи в кризисных ситуациях, в т.ч. при возникновении инфекционных заболеваний. На 59 сессии ВАЗ, состоявшейся 25 мая 2006 г. (п. 11.14. повестки дня), одним из основных вопросов была готовность к чрезвычайным ситуациям и ответным мерам, включающим разработку стратегий и программ, создание партнерств, организацию подготовки кадров и укрепление оперативного и материально-технического потенциала ВОЗ, разработку стандартных оперативных процедур на случай ЧС для обеспечения единообразного подхода [13].
По решению Санкт-Петербургского саммита страны-члены «Восьмерки» намерены совместно с международными организациями повысить эффективность международных мер реагирования в чрезвычайных ситуациях и усилий по снижению воздействия последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на здоровье населения, включая использование для этих целей команд быстрого реагирования. Одним из компонентов реализации данной инициативы является необходимость обеспечения своевременного направления в зоны стихийных бедствий мобильных противоэпидемических формирований для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях коллапса систем здравоохранения [11].
Для реализации указанных решений Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработан план, один из разделов которого связан с вопросом по укреплению глобальной сети по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный Руководителем Роспотребнадзора 2 августа 2006 г., включающий ряд организационных мероприятий:
- укрепление материально-технической базы специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) противочумных учреждений Роспотребнадзора;
- разработку плана мероприятий по реализации российского вклада в международные усилия по предупреждению, реагированию и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая совместные действия с ВОЗ и Глобальной сетью по оповещению и реагированию на вспышки инфекционных болезней (GOARN) путем привлечения российских СПЭБ для укрепления глобальной сети по предупреждению, реагированию и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Необходимо отметить, что у некоторых зарубежных государств, имеется опыт создания специализированных мобильных групп и отдельных мобильных автолабораторий. Например, созданные в 2004 г. в Министерстве внутренней безопасности США бригады оперативного реагирования, предназначенные для проведения мероприятий на месте предполагаемого химического (биологического) заражения, а также специальные группы реагирования
DMORT (Disaster Mortuary Operational Response Team), предназначенные для обеспечения режимноограничительных и карантинных мероприятий. В Министерстве обороны (МО) США сформированы специальные группы быстрого реагирования (Civil Support Team). Группы призваны обеспечить обнаружение фактов применения оружия массового поражения и действуют в условиях РХБ заражения местности совместно с бригадами оперативного реагирования МВБ. Подобные специализированные формирования существуют и в других зарубежных странах, например, в Германии. Такие формирования оснащаются автономными автолабораториями. При этом используются как универсальные автолаборатории РХБ-разведки (радиационной, химической, биологической), так и специализированные машины биологической разведки. Зарубежные автолаборатории биологической разведки используют два основных метода индикации патогенных биологических агентов (ПБА) - ПЦР и ИФА. Применяются также устройства для измерения концентрации и размеров аэрозольных частиц в атмосфере, универсальные комплекты аппаратуры для обнаружения и идентификации ПБА [21, 22].
Российская Федерация, имея большой опыт работы по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС различного характера, располагает особыми формированиями. В настоящее время специализированные мобильные формирования различного профиля имеются у Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Специализированные формирования повышенной готовности имеются у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), создаваемые на базе противочумных учреждений и санитарно-эпидемиологические отряды, создаваемые на базе Федеральных государственных учреждений «Центр гигиены и эпидемиологии» [6, 10].
Для ликвидации ЧС эпидемиологического характера и для устранения эпидемиологических и медико-санитарных последствий различных ЧС на территории России и на территории бывших союзных республик наиболее часто привлекались специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) противочумных учреждений.
Впервые СПЭБ были созданы на базе 9 противочумных учреждений (в РСФСР, Армении, Грузии, Украины и Таджикистане) в 1963 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР (№ 466 от 30.09.1963 г.). Их функции первоначально ограничивались специфической индикацией бактериальных средств поражения и лабораторным контролем за зараженностью объектов внешней среды в системе мер гражданской обороны. Штатная численность СПЭБ составляла всего 8 человек. С 1968 г. СПЭБ организованы уже на базе 21 противочумного учреждения, расширилась их география (Республики Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения).
За прошедшие 43 года изменялся и расширялся круг задач, стоящих перед СПЭБ. Соответственно
неоднократно изменялась и штатно-организационная структура бригады, табель оснащения. В настоящее время деятельность СПЭБ регламентируется приказом Минздрава России от 12.08.2003 г. № 400 «О совершенствовании организации работы СПЭБ противочумных учреждений» [17]. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» и от 27.05.2005 г. № 335 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794», а также Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденным Руководителем Роспотребнадзора 05.10.2005 г., СПЭБ противочумных учреждений относятся к функциональной подсистеме надзора за санитарноэпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС [14, 15, 16].
Всего по России регламентируется формирование 15 СПЭБ на базе противочумных научно-исследовательских институтов и противочумных станций общей численностью личного состава до 660 человек. За период, прошедший с момента организации СПЭБ, эти формирования как в полном составе, так и в виде оперативных групп специалистов различного профиля многократно привлекались для проведения противохолерных мероприятий, для локализации и ликвидации эпидемических очагов чумы, сибирской язвы, брюшного тифа, Крымской геморрагической лихорадки как на территории Российской Федерации, так и бывших республик СССР и других государств. И это далеко не полный перечень инфекционных болезней, в ликвидации эпидемических последствий которых принимали участие СПЭБ.
СПЭБ также были задействованы при ликвидации последствий землетрясения в Армении в 19881989 гг., в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в Чеченской Республике в 1995, 1999-2000 гг., в Республике Ингушетия в 1995 г. При этом основными направлениями деятельности СПЭБ были экстренные противоэпидемические (санитарно-профилактические) мероприятия по локализации и ликвидации эпидемических очагов особо опасных инфекционных болезней; лабораторная диагностика инфекционных болезней и санитарно-микробиологический контроль внешней среды; временное кадровое замещение в условиях кризиса здравоохранения. Роли СПЭБ в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в современных условиях, оптимизации работы СПЭБ в зонах ЧС посвящен целый ряд публикаций [1-5, 7-10, 12, 18-20].
Исходя из современных условий, определена концепция СПЭБ. Современные СПЭБ - мобильные формирования экстренного реагирования, автономного функционирования, использующие передовые диагностические и информационные технологии, современное оборудование, укомплектованные по модульному принципу, имеющие высококвалифицированный кадровый состав, способные решать задачи по проведению комплекса мероприя-
тий по противоэпидемическому и санитарно-гигиеническому обеспечению населения при ликвидации последствий разного рода чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Основными принципами функционирования СПЭБ на современном этапе являются мобильность, автономность, многопрофильность, высокая технологичность, биобезопасность и универсальность подготовки специалистов.
Для реализации вышеуказанных принципов и осуществления вклада Российской Федерации в реализацию решения Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» в части, касающейся повышения эффективности международных мер реагирования в ЧС и усилий по снижению воздействия последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на здоровье населения, необходимо обеспечить в течение 2007-2010 гг. решение пяти задач:
Первая - модернизация технологической базы СПЭБ, реализация модульного принципа укомплектования, заключающаяся в переводе всей инфраструктуры СПЭБ на шасси автотранспорта повышенной проходимости.
Предполагается создание принципиально новых мобильных противоэпидемических формирований, органично встраивающихся в глобальную систему предупреждения и борьбы с последствиями стихийных бедствий. Модульный принцип подразумевает наличие 10 функциональных подвижных модулей (рис. 1) при штате бригады 38 человек:
- универсальный модуль (командный) на базе автомобиля повышенной проходимости (типа КАМАЗ) со штатом 6 человек: начальник СПЭБ (врач-эпидемиолог), помощник начальника СПЭБ, врач-инфекционист, врач-эпидемиолог, инженер и водитель-дезинфектор;
- мобильный блок поддержки бактериологических исследований (блок стерилизации, автоклави-рования, подготовки питательных сред и материалов) на базе спецавтоприцепа. Обеспечивает работу баклаборатории для выполнения 300 анализов в сут-
Рис. 1. Функциональные модули СПЭБ
ки, штатный состав 5 человек: 2 врача-бактериоло-га, лаборант и 2 дезинфектора-автоклавщика;
- мобильная лаборатория эпидразведки на базе автомобиля повышенной проходимости (типа УАЗ или Газель). Предназначена для проведения эпид-разведки, отбора проб биологического материала на исследование и доставки проб в индикационную и бактериологическую лаборатории. Штат состоит из 3 человек: врача-эпидемиолога, помощника эпидемиолога и водителя-дезинфектора;
- индикационная лаборатория на базе автомобиля повышенной проходимости (типа КАМАЗ) с уровнем биологической защиты Б8Ь-3. Предназначена для проведения индикации возбудителей бактериальной и вирусной природы и биологических токсинов (ботулотоксин, рицин) в полевых условиях. Мощность - до 100 анализов в сутки. Штат - 6 человек, включает 2 врача-бактериолога, 2 врача-вирусолога, лаборанта и водителя-дезинфектора-электрика;
- лаборатория особо опасных инфекций на базе спецавтоприцепа с уровнем защиты Б8Ь-3. Предназначена для проведения диагностических исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней. Мощность - до 30 анализов в сутки. Штат состоит из 5 человек: 2 врача-бакте-риолога, 2 лаборанта и дезинфектор;
- бактериологическая лаборатория для диагностики возбудителей инфекционных болезней на базе автомобиля повышенной проходимости (типа КАМАЗ) с уровнем защиты Б8Ь-2. Предназначена для проведения исследований материала от больных, носителей на наличие возбудителей холеры, ОКИ, раневых и других инфекций. Рассчитана на 300 анализов в сутки, штатный состав 5 человек - 2 врача-бактериолога, 2 лаборанта и водитель-дезин-фектор-электрик;
- санитарно-гигиеническая лаборатория для проведения санитарно-гигиенических исследований на базе спецавтоприцепа с уровнем защиты Б8Ь-2. Предназначена для проведения бактериологических исследований воды, воздуха, почвы, смывов, пищевых продуктов и пр., согласно действующим ГОСТ и СанПиН. Мощность - до 300 анализов в сутки. Штат 5 человек, включает санитарного врача по общей гигиене, врача-бактериолога, химика-экспер-та, 2 лаборантов и дезинфектора;
- автомобиль для связи и решения оперативных вопросов на базе легкового автотранспорта повышенной проходимости;
- автобус для доставки личного состава бригады на 40 сидячих мест;
- пневмокаркасный модуль, включающий необходимое хозяйственное имущество и четыре пнев -мокаркасные системы со сменной инфраструктурой (лабораторной или жилой) в зависимости от конкретной ситуации, объема и характера оказываемой помощи. Предназначен для обеспечения жилой инфраструктуры СПЭБ при работе бригады в полном составе (помещения для жилья, кухни-столовой, хозяйственного склада) и для расширения лабораторной базы СПЭБ при необходимости выполнения большого количества анализов, превышающего мощность мобильных лабораторий.
Рис. 2. Информационное обеспечение СПЭБ
Информационное обеспечение бригады включает современное оборудование и технологии, которые позволяют обеспечить связь между отдельными модулями СПЭБ и обмен информацией (текстовой и графической), между точкой дислокации СПЭБ, противочумным институтом, оперативным центром и ВОЗ (рис. 2).
Дислокация мобильных СПЭБ на территории РФ предполагает оснащение каждого из пяти противочумных институтов двумя комплектами функциональных модулей при наличии двух составов специалистов. Противочумные станции (Астраханская, Дагестанская, Причерноморская, Хабаровская, Читинская) участвуют в доукомплектовании личного состава СПЭБ, выделяя для этих целей подготовленных специалистов.
Вторая - создание и поддержание необходимого резерва диагностических, профилактических, лечебных препаратов и других расходных материалов (тест-системы для ПЦР, ИФА; питательные среды и реактивы, серологические диагностикумы, лечебные средства, обеззараживающие средства, лабораторные животные и пр.).
Третья - разработка и совершенствование национальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность СПЭБ, а также гармонизация с нормативной базой других ведомств РФ (МЧС, Центра медицина катастроф и др.), работающих в условиях ЧС за рубежом.
Четвертая - обеспечение мероприятий, необходимых для функционирования СПЭБ на международном уровне под эгидой ВОЗ, по оценке эпидемиологических последствий стихийных бедствий и гуманитарных катастроф и реагированию в чрезвычайных ситуациях для стран Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии, а также гармонизация с нормами ВОЗ и регламентом деятельности глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (ООАК№).
Пятая - кадровое обеспечение функционирования СПЭБ.
Реализация принципа непрерывного последипломного образования (первичная специализация и повышение квалификации) на протяжении всей профессиональной деятельности специалистов СПЭБ на действующих курсах на базе противочумных институтов и других учреждений в области предупреждения и ликвидации эпидемиологических последствий стихийных бедствий. Организация на базе ряда противочумных институтов учебнометодических центров для подготовки специалистов СПЭБ по вопросам организации работы СПЭБ и действиям в ЧС.
Таким образом, вышеуказанные мероприятия обеспечат функционирование СПЭБ на принципиально новом уровне: мобильность, автономность функционирования, комфортные условия для работы и быта личного состава, внедрение современных технологий мониторинга, индикации, лабораторной диагностики, профилактики и информационноаналитического обеспечения, средств обеспечения биологической безопасности, системы профессиональной подготовки кадров. При этом СПЭБ приобретет качества, необходимые для функционирования и оказания высокоэффективной противоэпидемической помощи в России, в странах СНГ и дальнего зарубежья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безсмертный В.Е., Кюрегян А.А., Шестопа-лова И.М. // Матер. VIII Всероссийск. съезда эпидемиол., микробиол. и паразитол. - М., 2002. - Т. 2. - С. 90-92. - 2. Еф-ременко В.И., Федоров Ю.М., Грижебовский Г.М., Евченко Ю.М. // Матер. VIII Всероссийск. съезда эпидемиол., микробиол. и паразитол. - М., 2002. - Т. 2. - С. 8990. - 3. Карбышев Г.Л., Баташев В.В., Кругликов
B. Д. и др. // ЖМЭИ. - 1996. - № 3. - Приложение. - С. 31-35. -4. Куклев Е.В., Старшинов В.А., Топорков В.П., Дроздов И.Г. // Матер. VI Межгос. науч.-практ. конф. госу-дарств-участников СНГ. - Волгоград, 2005. - С. 44-46. - 5. Ломов Ю.М., Мишанькин Б.Н., Москвитина Э.А., Кругликов В.Д., Баташев В.В. // Эпидемиол. и инф. бол. - 1998. - № 6. - С. 11-16. - 6. Онищенко Г.Г., Куты-рев В.В., Федоров Ю.М. и др. // Матер. VII Межгос. науч.-практ. конф. государств-участников СНГ. - Оболенск, 2006. -
C. 7-9. -7. Онищенко Г.Г., Шапошников А.А., Субботин В.Г. и др. Обеспечение биологической, химической и токсико-радиационной безопасности при террористических актах / Под ред. академика РАМН, проф. Г.Г. Онищенко - М.: «МП Гигиена», 2005. - 431 с. - 8. Онищенко Г.Г., Грижебовский Г.М., Ефременко В.И. Проблемы эпидемиологической безопасности в регионе Южного федерального округа России. - М., 2003. - 448 с. - 9. Онищенко Г. Г., Грижебовский Г.М., Ефременко В.И. и др. // ЖМЭИ. - 1996. -№ 3. - Приложение. - С. 27-31. - 10. Онищенко Г.Г., Ефременко В.И., Грижебовский Г.М. Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике. - Ставрополь, 1996. - 256 с. -11. Онищенко Г.Г. Пресс-конференция «Роль решений саммита «Группы восьми» в борьбе с инфекционными заболеваниями в Российской Федерации» / Сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
24.07.2006 г. - 12. Организация ликвидации медико-санитарных последствий биологических, химических и радиационных террористических актов: Практическое руководство / Под ред. Г.Г.Онищенко. - М., 2005. - 328 с. - 13. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). - http://www. who.int. - 14. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». - 15. Постановление Правительства РФ от
27.05.2005 г. № 335 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794». - 16. Положение о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (утверждено Г.Г. Онищенко
05.10.2005 г.). - 17. Приказ Минздрава России от 12.08.2003 г. № 400 «О совершенствовании организации работы СПЭБ противочумных учреждений». - 18. Старшинов В.А., Карнаухов И.Г. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2003. -Вып. 86. - С. 42-48. - 19. Старшинов В.А., Васенин А.С., Кологоров А.И., Донская Т.Н. // Матер. юбил. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2002. - С. 257-259. -
20. Федоров Ю.М., Дроздов И.Г., Старшинов В. А., Куклев Е.В. // Здравоохранение. - 2004. - № 4. - С. 17-24. -
21. http://oep-ndms.dhhs. gov/dmort.html. - 22. http://www. glo-balsecurity.org/military/agency/army/wmd-cst.htm.
V.V.Kutyrev, Yu.M.Feodorov, A.V.Toporkov, V.P.Toporkov, I.G.Karnaukhov, V.A.Starshinov
Fortifying the Global Network for the Prevention and Liquidation of Emergency Situations Aftermaths: Upgrading of the Specialized Anti-Epidemic Teams (SAET) Attached to Plague-Control Institutions
Federal Service of Consumers' Rights and Human Welfare Protection;
Russian Anti-Plague Research Institute "Microbe", Saratov
The role of the plague-control institutions’ SAETs is considered from the point of view of their usefulness for ensuring sanitary and epidemiologic well-being of the population under the contemporary situation. Analyzed are the most essential problems of modernization of the plague-control institutions’ SAETs that are to be solved to the effect of strengthening the global network for the prevention and dissolution of emergency events aftermaths, as well as some issues of the contribution of the Russian Federation into the implementation of the decisions of the St. Petersburg “Group of Eight” Summit (2006) with regard to increasing the efficacy of international response measures in emergency situations.
Key words: emergency situation (ES), Specialized Anti-Epidemic Teams (SAET), WHO, global network, modular principle.
Поступила 25.09.06.