УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕГО
ЗВЕНА
Михеева М.
сертифицированный тренер Центра бизнес-консультирования и образования Altway e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются угрозы информационно-психологической безопасности личности менеджера высшего звена. Рассмотрена актуальность и значимость проблемы информационно-психологической безопасности личности менеджера высшего звена. Определена специфика взаимодействия менеджеров высшего звена с внешней средой. Выделены источники внешних и внутренних угроз информационно-психологической безопасности личности менеджера высшего звена.
Ключевые слова: угроза, информационно-психологическая безопасность, менеджер высшего звена
THREATS TO THE INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSONALITY OF TOP MANAGERS
Мarina Мikheeva
certified trainer of the Business Consulting Center and education Altway e-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the threats to the information and psychological security of the personality of a top manager. The relevance and significance of the problem of information-psychological security of the personality of a top-level manager is considered. The specifics of the interaction of top managers with the external environment have been determined. The sources of external and internal threats to the information-psychological security of the personality of a top-level manager are identified.
Keywords: threat, information and psychological security, senior manager
Марина Михеева - сертифицированный тренер Центра бизнес-консультирования и образования А11^ау. С 1998 года начала обучение медитационным практикам. Высшее психологическое, экономическое,
управленческое образование, большой опыт работы в крупном бизнесе, многолетнее обучение практикам медитаций. Ведёт тренинги, участвует в обучающих программах Центра А^ау, проводит индивидуальное обучение и консультирование.
Ведёт работу в корпоративных проектах.
Безопасность является одной из базовых потребностей личности, в структуре которой можно выделить информационно-психологическую, социальную, имущественную, гражданскую, физическую безопасность [Писарь, Пугачева 2010: 16]. Наибольшую актуальность в современном обществе приобретает информационно-психологическая безопасность
ввиду влияния многочисленных факторов информационной среды.
Г.В. Грачев рассматривал информационно-психологическую безопасность личность как состояние защищенности ее психики от действия информационных факторов, препятствующих или затрудняющих «формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [Грачев 1998: 19].
По мнению А. В. Манойло, информационно-психологическую безопасность личности следует определять как состояние психического сознания человека, которое позволяет своевременно адаптироваться и полноценно развиваться в обществе и постоянных социально-экономических, политических изменений с учетом личностных интересов и потребностей, а также интересов и деятельности социума в условиях воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на психику как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие [Молокоедов 2018: 65].
Т. С. Кабаченко под информационно-психологической безопасностью понимал такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое способствует сохранению целостности и повышению адаптивности функционирования и развития личности [Ким 2017: 102].
С точки зрения К. В. Титова, информационно-психологическую безопасность личности следует рассматривать как определенную ситуацию, когда информационные воздействия не нарушают условия информационно-психологической свободы личности. По мнению автора, угрозы воздействуют на личность, аккумулируя поведение субъекта, на групповом, массовом уровнях [Донцов, Зинченко 2019: 54].
Т. А. Басанова определяла информационно-психологическую безопасность личности как комплексное образование, на которое оказывают влияние социум, система образования и сама личность [Ким 2017: 102].
Согласно Ю. В. Пую, информационно-психологическую безопасность следует определять как состояние защищенности, которое обеспечивает сохранение целостности личности и возможности ее развития в процессе влияния разнообразных информационных воздействий [Суворова 2020: 48].
Т. И. Колесникова рассматривала данный феномен как психологическую безопасность личности, определяя его как определенную защи-
щенность сознания личности от психологических воздействий, способных повлиять на психику, поведение и изменить траекторию жизненного пути [Кора 2017: URL].
Классификацию основных угроз информационно-психологической безопасности и способов воздействия исследовали Ю. Н. Казаков, А. В. Кириченко, К. В. Титов [Донцов, Зинченко 2019].
В работах И. Н. Панарина, Е. Л. Доценко, И. К. Мельника, Ю. А. Ермакова рассматривались особенности информационных воздействий и возможности противодействия им [Суворова 2020].
А. П. Курило, Т. С. Кабаченко изучали вопросы повышения роли информационно-психологической безопасности в социальных конфликтах и механизмы обеспечения защиты [Ким 2017].
Для понимания современных угроз информационно-психологической безопасности личности можно выделить 3 условных этапа развития социума. Каждый этап характеризуется скоростью изменений. Для понимания таких скоростей удобно сравнить время жизни человека и время жизни технологии.
В первом этапе развития социума время жизни человека было мало по сравнению с временем жизни технологий. Это означает, что проходит несколько поколений прежде, чем одна технология сменяется другой. Например, технология обработки металла могла передаваться от поколения к поколению без каких-либо изменений. В такой ситуации каждому человеку жилось относительно легко. К 15-17 годам он осваивал практически все знания, что были в социуме. Дальше информационные потоки отсутствовали, потому что все оставалось прежним, таким как было на момент завершения обучения. Этот этап длился веками.
Затем наступил второй период, где время жизни человека стало сравнимо со временем жизни технологии. На протяжении жизни человека технологии менялись 1-2 раза. В конце XIX и начале XX столетий происходило интенсивное развитие интеллекта и науки, это время научного мышления, что способствовало рождению новых технологий. Этот период длился примерно 150 лет.
Последние десятилетия ситуация изменилась коренным образом. Основной источник проблем современной жизни - резкое возрастание количества и масштаба проектов, в которые вовлечен человек. Это сопровождается постоянной сменой технологий, а также изменением жизненных позиций и стереотипов мышления и поведения. Такая ситуация характерна для современного этапа эволюции человечества. Наступил третий этап этой эволюции.
На этом этапе время жизни технологии становится намного меньше человеческой жизни. За среднее время человеческой жизни сменяется много технологий. Они сменяются с такой скоростью, что человек с трудом успевает за ними. Рост информационных потоков, переучивание становится сложным и осознанным занятием. В связи с этим угрозы информационно-психологической безопасности личности лидера возрастают.
Наибольшие риски в профессиональной среде для информационно-психологической безопасности представляет бизнес-среда, в которой социально-экономические, политические изменения отражаются на всех уровнях ее развития (уровне личности отдельного сотрудника / отдела / подразделения / организации / сферы деятельности).
Соответственно, основной целью деятельности менеджеров высшего звена (собственников бизнеса, генерального директора, совета директоров, управляющего директора и т.д.) являются обеспечение оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, в которой организация может успешно функционировать, развиваться и конкурировать. К важным задачам менеджеров высшего звена целесообразно отнести:
- решение управленческих, производственных вопросов, направленных на развитие организации;
- построение системы коммуникаций как внутри организации, так с внешней средой, донесение своего видения на процесс развития, формирование корпоративной культуры;
- предоставление сотрудникам возможностей реализовать свои способности и навыки, применить знания на благо организации посредством конструктивной обратной связи, эффективной кадровой политики.
Специфика взаимодействия менеджеров высшего звена с внешней средой, построение коммуникативных взаимосвязей внутри организационной структуры, увеличение количества одновременно выполняемых проектов, обязательств перед партнерами, государственными структурами, сотрудниками воздействует на информационно-психологическое поле личности, что могут приводить к угрозам информационно-психологической безопасности и оказывать негативное влияние на качество бизнеса, успешность принимаемых стратегий и решений. При этом принимаемые менеджером высшего звена решения будут зависеть от специфики и степени переживания данной угрозы.
Анализ научно-методических источников по изучению современных угроз информационно-психологической безопасности личности позволил определить следующие аспекты данного феномена:
- огромное влияние на личность менеджера высшего звена оказывают взаимодействие с внешним миром через информационный поток, масштаб деятельности, количество выполняемых проектов и внешних контактов;
- возрастание информационных потоков и снижение психологической уверенности в настоящем и будущем проекта / дела / решения: чем сильнее угроза, переживаемая современным топ-менеджером, тем ниже психологическая безопасность;
- снижение уровня психологической безопасности побуждает в каждой новой информации находить оттенки угрозы (субъективное восприятие угрозы);
- увеличение информационных потоков, необходимость владения новыми технологиями, особенно в ситуации с пандемией, переучивание становится сложным и осознанным занятием;
- целесообразно разделять внешние и внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности.
В тенденциях современного бизнеса можно выделить следующие источники внешних угроз информационно-психологической безопасности:
1. Стрессовые ситуации в изменении законодательства, введение новых правил и стандартов, ограниченные сроки введения / внедрения.
2. Переживание стресса в связи с появлением новых проектов и возрастанием объема старых.
3. Появление разного видения одного и того же бизнес-процесса, например, системы мотивации, ключевых показателей эффективности, стратегий развития направления / бизнеса в целом.
4. Разобщенность и несогласованность информации. К таким источникам угроза можно отнести разные стандарты, правила, инструкции в разных подразделениях компании, наличие противоречивости и отсутствие преемственности бизнес-процессов, низкая скорость передачи и получения информации.
5. Изолированность топ-менеджера от реальной ситуации бизнеса. При этом управление осуществляется на основе информации только ближайшего окружения, каналы передачи информации от одного сотрудника к другому сильно ограничены по сравнению с ее объемом.
К источникам внутренних угроз информационно-психологической безопасности целесообразно отнести:
1. Сильная эмоциональная вовлеченность.
2. Склонность поддаваться эмоциональным решениям, субъектив-
ность в принятии решения.
3. Отсутствие способности выделить главное в потоке информации.
4. Страх сложных ситуаций, сильная подвластность стрессу [Тылец, Краснянская 2016: 277].
5. Вынужденная зависимость: отсутствие собственного видения ситуации и связанная с этим потребность опираться на сотрудников в принятии решений. Во многих ситуациях данное обстоятельство обусловлено недостаточной компетентностью менеджера в некоторых сферах бизнеса (например, продажи, бухгалтерия, маркетинг...).
6. Неуверенность руководителя, нерешительность в определении сроков выполнения задачи, боязнь взять на себя ответственность.
7. Страх принимать новых сотрудников, увольнять, наказывать и поощрять сотрудников.
8. Внутренняя мотивация менеджера высшего звена (мотивы интереса, мотивы собственной значимости). В каждом из мотивов присутствует искаженное видение решения / проекта.
Таким образом, рассматривая угрозы информационно-психологической безопасности в контексте бизнес-среды, целесообразно отметить, что на менеджера высшего звена в высокой степени воздействуют как внешние факторы, так и внутренние сложности. К внешним угрозам относятся бизнес-процессы в компании, отрасли, экономике, в мире; объем и масштаб информационных процессов. При этом каждая новая информация оказывает влияние на ощущение безопасности личности топ-менеджера, чем она неблагоприятнее, тем сильнее ее влияние.
К внутренним источникам относятся особенности переживания угроз на эмоционально-чувственном, интеллектуальном, мотивацион-ном уровне, что определяет направленность восприятия информации и усиливает угрозы социально-психологической безопасности личности.
Оба направления должны изучаться во взаимосвязи неразрывно друг от друга.
Литература
1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Под общ. ред. С.А. Анисимова, А.А. Деркача; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС. 120 с.
2. Ким Б.М. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека / Б.М. Ким // Наука, образование и культура. -2017. - № 4(19). - С. 101-104.
3. Молокоедов А.В. Психологическая безопасность личности: основы комплексного анализа / АВ. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С.В. Франц. - М.: ООО Левъ, 2018. - 176 с.
4. Психологическая безопасность личности: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.И. Донцов, Ю.П. Зин-ченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 222 с.
5. Психология безопасности: сб. учеб.-метод. материалов для напр. подг. 37.03.01 Психология [Электронный ресурс]/ АмГУ, ФСН; сост. Н.А. Кора. - Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2017. - URL: http:// irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/8709.pdf (дата обращения: 23.03.2021).
6. Суворова Г. М. Психологические основы безопасности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 183 с.
7. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде / В.Г. Тылец, Т.М. Краснян-ская // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: материалы Международного форума, Ставрополь, 21-22 апреля 2016 г. Ставрополь: ТЭСЭРА. - 2016. - С. 277-279.