pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
УГРОЗА КАРТЕЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СФЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Юлия Викторовна БЫКОВСКАЯ
Угрозы и безопасность
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Российская Федерация zima7327@yandex.ru
История статьи:
Получена 31.07.2017 Получена в доработанном виде 22.08.2017 Одобрена 09.09.2017 Доступна онлайн 28.09.2017
УДК 338.242 JEL: 010
Ключевые слова:
картелизация, антимонопольное законодательство, конкуренция, государственные закупки
Аннотация
Тема. В современных условиях серьезную угрозу для национальной безопасности и дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации представляет картелизация экономики и ее широкое распространение. Картели наносят существенный ущерб бюджету страны, причиняют вред интересам организаций различных организационно-правовых форм собственности и граждан, способствуют разрастанию коррупции, провоцируют усиление социальной напряженности в обществе. Существующая ситуация требует решения и продолжения работы органов государственной власти и гражданского общества в части борьбы с противоправными действиями картелей.
Цели. Исследование существующей ситуации в российской экономике на предмет наличия угрозы картелизации, выделение и систематизация направлений и сфер деятельности, наиболее подверженных процессу картелизации. Методология. В работе проведен анализ научных источников, нормативной правовой базы, касающихся картелизации и антимонопольного регулирования в России.
Результаты работы. Приведен обзор данных статистики в отношении нарушений антимонопольного законодательства. Дана оценка существующей ситуации в российской экономике в части наличия угрозы картелизации, систематизированы негативные проявления картелизации и определена опасность картельных сговоров. Выявлены направления распространения картельного сговора и сферы российской экономики, наиболее подверженные угрозе картелизации.
Область применения. Полученные результаты могут быть использованы заинтересованными органами государственной власти при разработке мер, направленных на борьбу с картелизацией российской экономики. Положения работы могут применяться в научно-исследовательской деятельности.
Выводы. В статье сделан вывод о том, что сегодня проблема картелизации российской экономики является довольно острой. В долгосрочной перспективе важным является продолжение работы по развитию «здоровой» конкуренции в России и совершенствованию нормативной правовой базы в части противодействия картельным сговорам. Предложено внести дополнения в Стратегию экономической безопасности и обозначить в качестве основных вызовов и угроз экономической безопасности картелизацию российской экономики.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Быковская Ю.В. Угроза картелизации российской экономики: сферы и направления развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1761 - 1774. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1761
Введение
В настоящее время серьезную опасность для дальнейшего социально-экономического
развития Российской Федерации представляет картелизация экономики и ее широкое распространение. Проблема связана с тем, что
зачастую деятельность картелей является мощным ограничителем рыночной
конкуренции и одним из наиболее опасных видов нарушений антимонопольного законодательства. Картели, создаваемые в различных сферах деятельности, наносят
1761
существенный ущерб бюджету страны и отдельных организаций различных
организационно-правовых форм
собственности, причиняют вред интересам бизнес-структур и граждан, способствуют разрастанию коррупции, провоцируют усиление социальной напряженности и нестабильности в обществе, и в итоге, подрывая основу рыночной экономики, представляют угрозу национальной, прежде всего экономической безопасности.
Картелизация в России: оценка ситуации
Актуальность вопросов, касающихся деятельности картелей в России и необходимости противодействия
картельным подтверждена авторов. Так, организации
соглашениям и сговорам, в работах ряда российских анализу сущности картелей, их работы, квалификации антиконкурентных соглашений посвящены статьи А.Е. Шаститко [1], С.А. Пузыревского
[2], различные методы, механизмы и инструменты противодействия картелям рассматриваются в работах К.В. Дозмарова
[3], А.Ю. Кинева [4], М.А. Хамукова [5]. Исследование мировой практики борьбы с картелями проводится в публикациях Ф.И. Кониевой1, С.Н. Теплякова [6], А.А. Оводова [7], Т. Леттла [8], правовые аспекты регулирования деятельности картелей раскрываются в работах Н.С. Павловой, А.Е. Шаститко [9], А.Ю. Кинева,
A.П. Тенишева [10]. Проблематика сговоров при осуществлении государственных закупок исследована в публикациях А.П. Тенишева, Н.В. Бандуриной [11], О.П. Франскевич [12], направления развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации предлагаются в статьях И.Ю. Артемьева [13],
B.И. Ерёменко2.
1 Кониева Ф.И. Практика расследования международных картелей: проблемы и пути решения // Российское конкурентное право и экономика. 2017. № 1. С. 52-56.
2 Ерёменко В.И. Основные положения «четвертого
антимонопольного пакета» // Биржа интеллектуальной
Необходимость и важность работы по борьбе с картелями в современной России получила закрепление на уровне Стратегии развития конкуренции и антимонопольного
регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.3 (далее - Стратегия). Приоритетными направлениями реализации данной Стратегии и основой для разработки и совершенствования мер по противодействию картелизации российской экономики на долгосрочную перспективу стали:
- создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;
- снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
- обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, эффективных тарифообразования;
формирование механизмов
эффективной размещении
- создание условий для конкуренции при
государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Нормативное правовое развития конкуренции и противодействия
российской экономики
регулирование в России монополизации регламентировано
антимонопольным законодательством, и прежде всего федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», а также Кодексом Российской Федерации об административных
собственности. 2016. Т. 15. № 2. С. 1-14; Ерёменко В.И. Основные положения «четвертого антимонопольного пакета» (окончание) // Биржа интеллектуальной собственности. 2016. Т. 15. № 4. С. 1-6.
3 Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013.
1762
правонарушениях4, Уголовным кодексом Российской Федерации5, Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации6, «дорожными картами» развития конкуренции в отраслях российской экономики.
Важно отметить, что в настоящее время определение понятия «картель» закреплено в действующей нормативной правовой базе. Так, согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», картель - это запрещенные действующим законодательством соглашения, в которых одновременно присутствуют два условия:
1) если эти соглашения заключаются между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть:
- между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке;
- между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке;
2) если эти соглашения приводят или могут привести к возникновению одной (нескольких) из ситуаций:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту
реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
6 Об утверждении стандарта развития конкуренции
в субъектах Российской Федерации: расп. Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р.
сокращению или
производства товаров;
прекращению
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Анализ существующей ситуации в российской экономике, направлений совершенствования российского антимонопольного
законодательства, судебной практики и практики об административных правонарушениях7 [14] за последнее десятилетие показывает, что к наиболее существенным негативным проявлениям картелизации экономики относятся:
- установление более высоких, фиксированных или более низких цен на товары и услуги, демпинг цен;
- сокращение объема сделок, ассортимента и количества товаров и услуг, предлагаемых на рынке;
- ухудшение качества производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, установление барьеров для проникновения на рынок новых, более качественных товаров и услуг;
- закрепление отдельных сегментов рынка под контролем картелей;
- дезинформация потребителей о предлагаемой на рынке продукции;
- создание препятствий для входа на рынок новых фирм, не участвующих
7 Кинев А.Ю., Щерба Т.Э. Обзор лучших дел территориальных органов ФАС России по картелям и иным антиконкурентным соглашениям за 2014 год // Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing. 2015. № 3. С. 1; Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Обзор лучших дел Центрального аппарата ФАС России по картелям и иным антиконкурентным соглашениям за 2014 год // Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing. 2015. № 3. С. 2.
1763
в деятельности картелей, вытеснение с рынка отдельных фирм;
- торможение нововведений, в первую очередь касающихся снижения издержек производства и улучшения полезных свойств товаров.
При этом опасность картельных сговоров заключается в том, что они приводят к:
• затруднению рыночной саморегуляции;
• подрыву доверия общества к основам рыночной экономики и деятельности органов государственной власти в части противодействия этому негативному явлению;
• ограничению конкуренции, усилению монополизма на рынке, разделу товарных рынков;
• нарушению законных прав и ущемление законных интересов экономических субъектов;
• торможению или «замораживанию» научно-технического прогресса;
• снижению мотивации фирм к обновлению технической оснащенности своих производственных мощностей, развитию и расширению своего производства;
• неэффективному распределению ресурсов для общества;
• неравенству доходов граждан;
• снижению привлекательности экономики для инвестиций;
• стагнации экономики и снижению темпов развития государства.
В результате сговоры или картельные
соглашения нарушают положения
Конституции Российской Федерации,
в которых провозглашена поддержка
конкуренции, свобода экономической
деятельности, обозначен запрет на ведение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Их следует рассматривать не как мелкие правонарушения, но как опасные экономические преступления с тяжелыми негативными последствиями как для отдельных граждан, так и для государства. Причем такие последствия нередко носят пролонгированный характер, замедляя темпы роста экономики страны и процесс ее долгосрочного социально-экономического развития в целом.
Обзор данных официальной статистики позволяет сделать вывод о том, что проблема картелизации экономики стоит довольно остро, представляя угрозу национальной безопасности не только в современных условиях, но и в перспективе. Негативные тенденции, связанные с совершением преступлений и правонарушений в части ограничения «здоровой» конкуренции, имевшие место в последние годы, сохраняются, масштабы картелизации увеличиваются. Ежегодно в России выявляется все большее количество картелей и иных антиконкурентных соглашений.
Так, по официальной информации Федеральной антимонопольной службы в 2016 г. было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, в том числе 330 дел о картелях, что на 17% превышает показатели 2015 г. (282 дела). При этом в 2016 г. антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, или на 15% (228 дел) больше, чем в 2015 г. Всего в 2016 г. возбуждено 877 дел об административных правонарушениях,
касающихся нарушений антимонопольного законодательства. Вынесено 493
постановления о назначении
административного наказания в виде штрафа на сумму общую 8 414 тыс. руб. Взыскано денежных средств за 2016 г. на общую сумму
1764
6 351,3 тыс. руб. При этом в 2016 г. количество дел об административных правонарушениях по сравнению с 2015 г. возросло на 82%, количество выданных постановлений о наложении административных наказаний -на 105%8.
В начале 2017 г. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был проведен онлайн-опрос «Оценка состояния конкурентной среды - 2017», результаты которого показали, что более 41,3% респондентов - представителей российского сообщества предпринимателей оценивают конкуренцию в России как низкую, в том числе 13,9% опрошенных ответили, что конкуренции нет, а 27,4% сказали, что конкуренция слабая9. При этом, по данным ФАС России, 39% граждан, опрошенных в 2016 г., считали, что отрицательно влияет на развитие конкуренции именно деятельность отдельных органов государственной власти10.
В практике картельных сговоров на территории Российской Федерации все чаще участвуют иностранные компании, которые незаконно и нелегально вторгаясь, в том числе и в стратегически важные отрасли экономики, наносят существенный вред экономике России и ее полноценному развитию.
Более того, в последнее время картельные сговоры все больше стали приобретать признаки, присущие организованным преступным группам. Появляется все большее количество картелей, все большее количество фирм вовлекается в их противоправную деятельность, все большее количество сделок на товарных рынках и в сфере государственных закупок имеют признаки картельных соглашений. Все чаще в деятельности картелей используются
8 Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 г.».
9 Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/proj ects/opros/011542.html
10 Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции
в Российской Федерации за 2016 г.».
информационные технологии, привлекаются высокопрофессиональные кадры и
нелегальная рабочая сила. Участники картелей обладают богатым практическим опытом и высоким уровнем юридических и экономических знаний, позволяющим им относительно легко разрушать
доказательственную базу предъявляемых им обвинений [15]. Картели стали иметь четкую структуру, иерархию целей, задач, направлений деятельности, распределение ролей. В итоге картели становятся все более адаптированными к складывающимся обстоятельствам и устойчивыми к различного рода изменениям, ограничениям и запретам. Они быстро приспосабливаются к новым условиям и правилам и подстраиваются под имеющуюся социально-экономическую
ситуацию.
Также опасность представляет то, что, как правило, деятельность картелей носит латентный характер. Например, по данным ФАС России совокупный ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) ежегодно может достигать до 1,5-2% ВВП [9], ущерб от сговоров на торгах может оцениваться в сотни миллиардов руб. в год11.
Таким образом, очевидно, что в современных условиях уровень и масштабы картелизации российской экономики, нарастание этой проблемы в последние годы требуют принятия ряда мер со стороны государства и общества для адекватного противодействия данному негативному явлению как в настоящее время, так и в перспективе. Очевидно, что комплекс мер по совершенствованию системы противодействия картелям должен учитывать имеющиеся системные проблемы,
накопившиеся за последние годы. К ним
11 Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 г.».
1765
помимо действия ограничительных санкций и со стороны ряда зарубежных стран, и со стороны России, их усиления и разрастания, прежде всего относятся:
1) несовершенство действующего законодательства, имеющего «узкие места», дающего возможность для совершения огромного количества правонарушений;
2) зачастую неправомерное применение законодательства о концессионных соглашениях;
3) состояние системы распределения имущества, имущественных прав и природных ресурсов;
4) малоэффективное тарифное регулирование;
5) невысокие темпы развития малого предпринимательства;
6) крайне высокая степень картелизации некоторых отраслей российской экономики.
Направления распространения картельного сговора в российской экономике
Особенно остро проблема картелизации стоит при проведении конкурсов на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд. Наиболее
распространенные правонарушения
и преступления в сфере применения законодательства о государственных закупках, носящие системный характер, представлены в табл. 1.
В части применения законодательства о концессиях наиболее распространенными видами нарушений и преступлений являются:
- злоупотребление органов государственной власти правом на софинансирование проектов, реализуемых в рамках концессионных соглашений, и
финансирование данных проектов, в том числе создания, реконструкции или эксплуатации объекта концессионного
соглашения полностью за счет бюджетных ресурсов. Это в итоге приводит к нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств, необоснованному завышению стоимости реализуемых концессионных проектов;
- заключение концессионных соглашений, предусматривающих выполнение работ за счет бюджетных средств, которое по факту осуществляется в обход законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок;
- нарушение порядка и правил проведения конкурсов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере государственных закупок;
- завышение стоимости выполняемых работ по строительству или реконструкции объектов, находящихся в государственной собственности.
Проблемы в системе распределения имущества, имущественных прав
и природных ресурсов во многом связаны с отсутствием системного и
унифицированного подхода к проведению торгов, в том числе в части порядка информационного обеспечения, требований к оформлению заявок, оснований допуска участников к торгам, сроков и порядка заключения контрактов по результатам торгов. Подобная ситуация позволяет организаторам торгов и их участникам трактовать действующее законодательство по
собственному усмотрению и наиболее выгодным для них образом, что отрицательно влияет на развитие конкуренции, эффективность распределения имущества и ресурсов, способствует разрастанию коррупции.
Что касается сферы тарифного регулирования, то в настоящее время его низкая эффективность в отраслях естественных монополий создает серьезную угрозу для конкуренции. Широкое распространение
1766
имеют случаи применения тарифов при наличии условий для конкуренции, или напротив - неприменения тарифного регулирования при отсутствии конкуренции. Более того, действующее тарифное законодательство не ориентировано на анализ рынка при установлении цен. Присутствуют тарифная дискриминация и коррупционные факторы при принятии решений по установлению тарифов. В итоге необоснованно установленные цены и тарифы способны оказать негативное воздействие как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, приводить к потерям для потребителей.
Основные проблемы в части развития сектора малого предпринимательства, способствующие разрастанию картелей, сводятся к слишком неравномерному распределению субъектов малого бизнеса по сферам экономической деятельности. Такая ситуация провоцирует усиление конкуренции в наиболее привлекательных рыночных сегментах и ее снижение в наименее востребованных направлениях экономической деятельности предпринимателей. Также проблемы заключаются в том, что малому бизнесу сложно конкурировать с крупными игроками на рынке, в первую очередь в сфере государственных закупок. Нередко их финансовые возможности, имеющиеся трудовые ресурсы, техническое и технологическое оснащение, объем производимой продукции, ее цена не всегда позволяют полностью соответствовать условиям (нередко завышенным
и необоснованным) заказчика.
Сферы российской экономики, наиболее подверженные угрозе картелизации
Картельные соглашения, как правило, распространяют свое действие в пределах одной отрасли экономики. На сегодняшний день практически во всех сферах деятельности российского государства и товарных рынках существует проблема
наличия картельных сговоров. Это рынки электрической энергии, нефти и нефтепродуктов, услуг связи для целей радио- и телевещания, железнодорожных перевозок, кредитования физических лиц, газовая сфера, ЖКХ, сфера алкогольной продукции, железнодорожного транспорта, информационных технологий,
рыбохозяйственный комплекс, сельское хозяйство. Однако в настоящее время наиболее подвержены картельным сговорам сферы деятельности российского государства, представленные в табл. 2.
Масштаб проблемы картелизации российской экономики может быть показан на примере сговора группы лиц в составе ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ОАО «Нурэнерго», ОАО «Каббалкэнерго», ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго», ОАО «Ингушэнерго» и ОАО «Севкавказэнерго». Указанные гарантирующие поставщики электроэнергии существенно завышали плановые объемы потребления
электроэнергии по сравнению с фактическими. В результате таких действий происходил необоснованный рост цены на электрическую энергию для остальных потребителей электрической энергии оптового рынка. ФАС России признала данные компании нарушившими законодательство о защите конкуренции и приняла решение о выдаче предписания о перечислении в доход федерального бюджета средств, полученных вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в суммарном исчислении по всем компаниям - участникам картельного сговора в размере более 1,2 млрд руб.12.
Заключение
Подводя итоги проведенному анализу, следует подчеркнуть, что в современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации проблема
картелизации российской экономики стоит
12 Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 г.».
1767
довольно остро. Картели действуют практически во всех сферах деятельности Российского государства. Они быстро приспосабливаются к новым экономическим условиям и изменяющейся нормативной правовой базе, наносят огромный вред национальной экономике, сдерживая ее развитие и снижая уровень экономической безопасности. В связи с этим важным в долгосрочной перспективе является продолжение работы органов государственной власти и гражданского общества, направленной на развитие здоровой конкуренции в России и совершенствование нормативной правовой базы в части противодействия картельным сговорам.
Очевидно, что комплекс мер по совершенствованию системы противодействия картелизации российской экономики должен включать мероприятия экономического, организационного, административного,
правового, методологического и
методического характера и быть направлен как на выявление картельных сговоров, так и на предупреждение такой деятельности.
Напомним, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указано,
что негативное воздействие на экономическую безопасность и достижение экономического роста оказывает ряд факторов, в числе которых усиление недобросовестной конкуренции. В связи с этим в целях противодействия угрозам экономической безопасности реализация государственной с о ц иа л ь но - э коно ми ч е с кой п ол и ти к и в Российской Федерации должна быть направлена на совершенствование условий д л я р аз в и ти я п р ед п р и ни мате л ь с тв а и конкуренции.
Вместе с этим в Стратегии экономической безопасности13 проблема картелизации российской экономики не выделена. Противоправная деятельность картелей не определена в качестве основной угрозы экономической безопасности, оказывающей существенное негативное воздействие на состояние национальной экономики. Именно поэтому, принимая во внимание сложившуюся ситуацию в данном направлении, тенденции и прогнозы ее развития, целесообразно внести дополнения в Стратегию экономической безопасности и обозначить в качестве основных вызовов и угроз экономической безопасности картелизацию российской экономики.
1768
13 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208.
Таблица 1
Наиболее распространенные правонарушения и преступления в сфере применения законодательства о государственных закупках, носящие системный характер
Table 1
The most frequent offenses and crimes of systemic significance in public procurement laws
Правонарушения и преступления Содержание проблемы
1. Вывод сделок из-под действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Наличие пробелов в действующем законодательстве о контрактной системе позволяет заказчику использовать механизм передачи бюджетных средств в виде субсидий подведомственным государственным (муниципальным) унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика. Такая ситуация позволяет вывести бюджетные средства, выделенные заказчику, из-под действия закона о государственных закупках и приобретать товары, работы, услуги, минуя процедуру обязательного проведения конкурса. Следует отметить, что с 01.01.2017 на государственные и муниципальные унитарные предприятия распространяются правила размещения заказов для своих нужд, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2. Проведение так называемых «бумажных» открытых конкурсов вместо электронных Подобная ситуация дает возможность для применения субъективного подхода к проведению торгов и выбору «нужного» победителя конкурса. Это связано с тем, что порядок подачи заявок на бумажных носителях не всегда обеспечивает объективное и беспристрастное определение победителя конкурса, так как для заказчика имеется возможность ознакомления с текстом заявки в целях изменения ее содержания, воспрепятствованию ее подачи и т.п. В итоге применение «бумажных» конкурсов приводит к коррупционным рискам, ограничению конкуренции, неэффективному использованию бюджетных ресурсов
3. Проведение конкурса с ограниченным участием, содержащего коррупционные риски При проведении конкурса с ограниченным участием нередки случаи искусственного признания процедуры определения поставщика, подрядчика или исполнителя несостоявшейся, проведения конкурса с малым количеством подаваемых заявок, а также случаи, в которых ради ограничения количества подаваемых заявок заказчиком выдвигаются завышенные дополнительные требования к предмету закупок, или требования, не имеющие отношения к приобретаемым товарам, работам, услугам. Такая ситуация приводит к ограничению конкуренции, так как фактически к конкурсу допускаются «нужные» участники, а также к неэкономному расходованию бюджетных ресурсов, так как победитель выбирается из небольшого количества участников, даже в том случае, если все участники завысили цены
4. Проведение электронных аукционов, содержащих коррупционные риски и способствующих выбору «нужного» исполнителя При проведении электронных аукционов нередко возникают ситуации, в которых заказчики, нарушая действующее законодательство, выдвигают дополнительные требования к участникам аукционов, связанные с необходимостью отражения в предоставляемой документации описаний свойств товаров, конкретных показателей технологических процессов изготовления продукции и т.п. Данные требования, влекущие за собой формальное отклонение ряда заявок и создающие необоснованные искусственные препятствия для участия в закупках, снижают количество фирм, желающих участвовать в аукционе
5. Одностороннее расторжение контрактов по инициативе заказчика, в том числе на основании экспертного заключения Исполнение контракта может сопровождаться угрозами со стороны заказчика об одностороннем расторжении контракта, так как в этом случае сведения о поставщиках, подрядчиках и исполнителях подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с действующим законодательством заказчики имеют право самостоятельно определить основания для одностороннего расторжения контракта, а также расторгнуть контракт на основании результатов проведенной экспертизы. В результате имеется коррупционный риск на этапе исполнения контракта, который выражается в наличии возможности у заказчика оказывать давление на исполнителя по контракту
1769
6. Применение ценового Право на заключение государственных контрактов,нередко получают
демпинга компании, которые формально соответствуют предъявляемым требованиям,
но фактически не имеют профессиональных кадров, необходимых ресурсов и оборудования для их исполнения. В результате в ходе исполнения государственного контракта существенно снижается качество проводимых _работ и оказываемых услуг_
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Таблица 2
Сферы деятельности российского государства, наиболее подверженные процессу картелизации
Table 2
Russia's areas of activities that are mostly exposed to cartelization
Сфера деятельности Основные проблемы
1. Оборона и безопасность Особую проблему представляет деятельность картелей, осуществляемая в рамках гособоронзаказа, в том числе необоснованное завышение цен на продукцию данного направления, наделение экономических субъектов статусом единственного поставщика продукции в сферах, которые на самом деле являются конкурентными, победа одного из участников конкурса, участвующих в сговоре, при неучастии остальных фирм
2. Строительство Деятельность картелей, как правило, связана с завышением цен при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, строительстве и обслуживании дорог. В результате происходит удорожание объектов строительства, заключение с единственным поставщиком контрактов на выполнение строительных работ, которые по факту могли выполнить другие экономические субъекты, причем по более низкой цене
3. Медицина и фармацевтика Противоправная деятельность картелей в первую очередь связана с завышением цен закупки высокотехнологичного медицинского оборудования, лекарственных средств и медицинских изделий, причем нередко приобретаемые лекарственные препараты предназначены для лечения заболеваний, угрожающих жизни пациентов, то есть для лечения онкологических, ВИЧ-инфицированных больных и больных гепатитом В и С. Также распространенными злоупотреблениями со стороны заказчиков являются необоснованные дополнительные и нередко «блокирующие» требования к участникам закупок в части детализации свойств и характеристик лекарственных препаратов, препятствование выходу на рынок отечественных аналогов дорогостоящих зарубежных лекарственных препаратов путем непризнания результатов клинических исследований, проведенных полностью за пределами Российской Федерации, распространение рекламы рецептурных лекарственных средств (запрещенных к широкому рекламированию) под видом рекламирования биологически активных добавок, завышение цен на сырье и материалы для производства жизненно необходимых лекарственных препаратов. Важной является проблема, основанная на массовом переходе производителей медицинских изделий к использованию специальных программно-технических средств, которые ограничивают или делают невозможными использование альтернативных расходных материалов других производителей. Более того, существуют проблемы конкуренции в сфере оказания медицинской помощи, которые связаны с отсутствием прозрачных механизмов распределения объемов медицинской помощи и объемов финансового обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования среди медицинских организаций. Также проблемы связаны со смешением платных и бесплатных медицинских услуг в государственных (муниципальных) медицинских организациях, когда врачи государственных (муниципальных) медицинских учреждений могут осуществлять лечение пациентов за наличный расчет, а потраченные лекарственные средства, материалы, использование высокотехнологичного медицинского оборудования списывать на пациентов, проходящих лечение в рамках обязательного медицинского страхования. В результате подобная ситуация приводит к занижению цены платных медицинских услуг в государственных (муниципальных) медицинских
1770
организациях, так как имеется возможность снизить себестоимость платной медицинской услуги за счет невключения ряда затрат на используемые при оказании платных медицинских услуг оборудование, расходные материалы, время и трудовые ресурсы, и их финансирование за счет средств, предназначенных на оказание бесплатной медицинской помощи. Такие платные услуги становятся более привлекательными для населения и ограничивают деятельность медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность только на платной основе
4. Промышленность Деятельность картелей в большей степени связана с установлением и поддержанием определенных цен, разделом товарного рынка по объему продаж товаров, ассортименту реализуемых товаров, составу продавцов
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Список литературы
1. Шаститко А.Е. Картель: организация, стимулы, политика противодействия // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 4. С. 31-56.
2. Пузыревский С. Антиконкурентные соглашения: особенности квалификации, выявления и предупреждения // Хозяйство и право. 2014. № 8. С. 77-91.
3. Дозмаров К.В. Экономические методы в борьбе с картелями // Экономический журнал. 2016. Т. 42. № 42. С. 15-31.
4. Кинев А.Ю. Развитие административно-правовых и уголовно-правовых инструментов борьбы с картелями // Научный портал МВД России. 2014. № 1. С. 104-107.
5. Хамуков М.А. Методы выявления картелей на электронных аукционах // Вестник АКСОР. 2014. № 3. С. 222-225.
6. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза
и Российской Федерации в области картельных соглашений // Современная конкуренция. 2014. № 3. С. 51-63.
7. Оводов А.А. Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции в Федеративной республике Германии и в Англии: актуальные вопросы // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 29-32.
8. Леттл Т. Система правил добросовестной конкуренции в Евросоюзе // Lex Russica. 2015. № 2. С. 47-56.
9. Павлова Н.С., Шаститко А.Е. Программа ослабления наказания за участие в картеле: проблемное поле, структурные альтернативы и эффекты: монография. М.: Дело, 2015. 198 с.
10. Кинев А.Ю., Тенишев А.П. Об уголовной ответственности за картели // Юрист. 2017. № 1. С. 7-13.
11. Тенишев А.П., Бандурина Н.В. Картелизация как фактор снижения эффективности государственных расходов в сфере закупок // Вестник АКСОР. 2016. № 4. С. 57-62.
12. Франскевич О.П. Классификация антиконкурентных соглашений при проведении торгов (на примере закупок для нужд здравоохранения) // Юрист. 2017. № 1. С. 18-22.
1771
13. Артемьев И.Ю. Совершенствование антимонопольного законодательства как инструмент модернизации экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 2. С. 4-9.
14. КиневА.Ю., ТимошенкоА.С. Обзор судебной практики по делам о картелях и других антиконкурентных соглашениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 3. С. 10-21.
15. Баркатунов В.Ф., Дремова Л.А., БардычеваМ.Л. Административная и судебная практика в сфере государственных и муниципальных закупок // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 1.
С. 78-86.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1772
pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Threats and Security
THE CARTELIZING THREAT TO THE RUSSIAN ECONOMY: AREAS AND DIRECTIONS Yuliya V. BYKOVSKAYA
Moscow University of Ministry of Interior Affairs of Russian Federation named after V.Y. Kikot,
Moscow, Russian Federation
zima7327@yandex.ru
Article history:
Received 31 July 2017 Received in revised form 22 August 2017 Accepted 9 September 2017 Available online 28 September 2017
JEL classification: 010
Keywords: cartelization, antitrust law, competition, public procurement
Abstract
Importance The cartleization of the economy and its dissemination pose a significant threat to the national security and future socio-economic development of the Russian Federation. This situation should be tackled, requiring governmental authorities and the public to continue countering unlawful activities of cartels.
Objectives The research examines whether the Russian economy is exposed to the cartelization threat. I also identify and systematize directions and areas that are mostly exposed to cartelizing.
Methods The article analyzes scholarly sources, regulatory documents on cartels and antitrust regulations in Russia.
Results I overview statistical data on violation of antitrust law and evaluate the existing situation in the Russian economy from perspectives of the possible cartelization threat. I also systematize adverse effects of cartels and identify how they may disseminate. Conclusions and Relevance Currently, the Russian economy is significantly exposed to the cartelization threat. In the long run, it is very important to continue bringing up the sound competition in Russia and improve the regulatory framework in terms of cartel counteraction. I suggest supplementing the Strategy for Economic Security and qualify the cartelization as one of the main challenges and threats to the economic security. The findings can be useful for relevant governmental authorities to outline cartelization counteraction measures. The conclusions can be used for R&D purposes.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Bykovskaya Yu.V. The Cartelizing Threat to the Russian Economy: Areas and Directions.
National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 9, pp. 1761-1774. https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1761
References
1. Shastitko A.E. [The cartel: Organization, motives, counteraction policy]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal, 2013, vol. 11, no. 4, pp. 31-56. (In Russ.)
2. Puzyrevskii S. [Non-competition agreements: the specifics of qualification, identification and prevention]. Khozyaistvo i pravo = Business and Law, 2014, no. 8, pp. 77-91. (In Russ.)
3. Dozmarov K.V. [Economic methods for counteraction to cartels]. Ekonomicheskii zhurnal = Economic Journal, 2016, vol. 42, no. 42, pp. 15-31. (In Russ.)
4. Kinev A.Yu. [The development of administrative-and-legal and criminal legal instruments for combating cartels]. Nauchnyi portal MVD Rossii = Scientific Portal of the Russia MI, 2014, no. 1, pp. 104-107. (In Russ.)
5. Khamukov M.A. [Methods for identifying cartels in electronic bids]. VestnikAKSOR = AKSOR Bulletin, 2014, no. 3, pp. 222-225. (In Russ.)
1773
6. Teplyakov S.N. [Comparative analysis of antitrust policy of the European Union and the Russian Federation in the field of cartel agreements]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of Modern Competition, 2014, no. 3, pp. 51-63. (In Russ.)
7. Ovodov A.A. [Legal regulation in the sphere of protection of competition in the Federative Republic of Germany and England: topical issues]. Konkurentnoeparvo = Competition Law, 2014, no. 4, pp. 29-32. (In Russ.)
8. Lettl T. [System of rules for the fair competition in the European Union]. Lex Russica, 2015, no. 2, pp. 47-56. (In Russ.)
9. Pavlova N.S., Shastitko A.E. Programma oslableniya nakazaniya za uchastie v kartele: problemnoe pole, strukturnye al'ternativy i effekty: monografiya [The program for mitigating
a punishment for participation in cartels: The scope of issues, structural alternatives and effects: a monograph]. Moscow, Delo Publ., 2015, 108 p.
10. Kinev A.Yu., Tenishev A.P. [Criminal liability for cartels]. Yurist = Jurist, 2017, no. 1, pp. 7-13. (In Russ.)
11. Tenishev A.P., Bandurina N.V. [Cartelization as a factor for reducing the effectiveness of public procurement spending]. VestnikAKSOR = AKSORBulletin, 2016, no. 4, pp. 57-62. (In Russ.)
12. Franskevich O.P. [Classification of anti-competitive agreements under competitive bidding
(as exemplified by health care procurement)]. Yurist = Jurist, 2017, no. 1, pp. 18-22. (In Russ.)
13. Artem'ev I.Yu. [The improvement of the anti-monopoly legislation as the tool of the economy modernization]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2011, no. 2, pp. 4-9. (In Russ.)
14. Kinev A.Yu., Timoshenko A.S. [Analysis of jurisprudence on cartels and other anti-trust agreements]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice, 2016, no. 3, pp. 10-21. (In Russ.)
15. Barkatunov V.F., Dremova L.A., Bardycheva M.L. [Administrative and judicial practice
in the sphere of State and municipal procurement]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of South-West State University. Series Economics. Sociology. Management, 2016, no. 1, pp. 78-86. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1774