1т^м1жДундродный р опыт_
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ В США НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
CRIMINAL PROSECUTION IN THE UNITED STATES AT THE FEDERAL LEVEL AND SOME PROBLEMS OF THE RUSSIAN CRIMINAL PROCESS (COMPARATIVE ANALYSIS)
УДК 343.1
в.и. ДИДЕНКО,
кaндидaт юридичecких нaук, дoцeнт (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
VASILIY I. DIDENKO,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: российский законодатель в последнее время инкорпорирует в уголовное судопроизводство России элементы англосаксонской системы права, в частности, «сделку о признании вины» (Федеральным законом Российской Федерации от 29.06.2009 № 141-ФЗ введена глава 40.1 УПК РФ «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»), в связи с чем для теории и практики важное значение имеет информация по правовым вопросам законодательства зарубежных государств. Национальное законодательство США относится к англосаксонской правовой системе. В представленной статье раскрывается структура системы федерального правоприменения в США, где ведущую роль в уголовном преследовании играет Департамент юстиции США, возглавляемый Генеральным атторнеем, назначаемым Президентом США. В статье рассматривается порядок уголовного преследования в федеральных судах США (полномочия Большого жюри федерального суда, роль адвоката и помощника атторнея при рассмотрении дела Большим жюри, предъявление обвинительного заключения Большого жюри, предъявление обвинительного акта прокурора, решения федерального судьи). Освещены некоторые проблемы российского уголовного процесса: проблемы реформы предварительного расследования 2007 года и пути оптимизации досудебного производства по уголовным делам, проведен сравнительный анализ.
Ключевые слова: система федерального правоприменения в США, атторнеи, Большое жюри суда, обвинительный акт.
Для цитирования: Диденко В.И. Уголовное преследование в США на федеральном уровне и некоторые проблемы российского уголовного процесса (сравнительный анализ) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 1. С. 74-79.
Abstract: the Russian legislator has recently incorporated elements of the Anglo-Saxon system of law into the criminal proceedings of Russia, in particular, the «plea bargain» (Federal law of the Russian Federation No. 141-FZ of 29.06.2009 introduced Chapter 40.1 of the code of criminal procedure of the Russian Federation «Special procedure for making a judicial decision at the conclusion of a pre-trial agreement on cooperation»), in connection with which information on legal issues of legislation of foreign States is important for theory and practice. U.S. national law refers to the Anglo-Saxon legal system. The article reveals the structure of the Federal system of law enforcement in the United States, where the leading role in criminal prosecutions has the Department of justice headed by the attorney General, appointed by the President of the United States. The article deals with the procedure of criminal prosecution in the Federal courts of the United States (powers of the Grand jury of the Federal court, the role of a lawyer and assistant attorney in the proceedings Of the Grand jury, the indictment Of the Grand jury, the indictment of the Prosecutor, the decision of the Federal judge). We highlight some of the problems in the Russian criminal process: the reform of the preliminary investigation, 2007, and ways of optimizing pre-trial proceedings in criminal matters, a comparative analysis.
Keywords: US federal law enforcement system, attorneys, grand jury, indictment.
For citation: Didenko V.I. Criminal prosecution in the United States at the federal level and some problems of the Russian criminal process (comparative analysis) // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 1. P. 74-79.
В современный период важное значение имеет борьба с организованной и коррупционной преступностью как в рамках национального государства, так и на международном уровне. Государства в этой сфере сотрудничают между собой по различным направлениям, где, безусловно, для правоприменителей важное значение имеет информация по правовым вопросам национального законодательства различных государств.
Национальное законодательство США относится к англосаксонской правовой системе, для которой характерна приоритетность норм неписаного права (прецедентное право). В США в силу исторического федеративного устройства существуют федеральная правовая система и правовые системы штатов.
В сфере уголовного судопроизводства к основным источникам федерального уголовно-процессуального права относятся Конституция США с поправками, именуемыми Биллем о правах, законы, принятые Конгрессом США, а также решения Верховного Суда США, которые на основе прецедентного права имеют юридическую силу закона. Важное значение для правоприменения имеют приказы, решения Генерального атторнея США.
В Соединенных Штатах как органы федерального правительства, так и правительства штатов наделены полномочиями на осуществление уголовного преследования: они имеют собственное законодательство, судебную систему, службу обвинителей и полицию.
В соответствии с законодательством и практикой органы федерального правительства США производят расследование по таможенным преступлениям, незаконному обороту наркотиков, финансовым преступлениям, мошенничеству в крупных размерах, по преступлениям в сфере организованной преступности, федерального налогового законодательства, а также представляющим особый федеральный интерес, по шпионажу и измене.
Правоохранительные органы правительства штатов могут проводить расследование и поддерживать обвинение только по делам о преступлениях, совершенных в пределах их географических границ.
В соответствии с принципами уголовного права и процесса на всей территории Соединенных
Штатов проведение расследования и поддержание обвинения возложено только на исполнительную власть. Обвинители, следователи и полицейские принадлежат к исполнительной власти, а не к судебной и законодательной, в США не существует концепции следственного судьи. Однако только судья может издать ордер на обыск и выемку доказательств преступления, вынести ордер на арест обвиняемого, издать приказ на прослушивание и запись телефонных переговоров.
Сотрудники криминальной полиции (специальные агенты, агенты) в своей деятельности используют различные формы и методы сбора информации о преступлениях и преступниках как с помощью следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий (гласных и негласных), выступая при этом как следователями, так и детективами. Если собранных доказательств достаточно для передачи дела в суд, то материалы докладываются местному атторнею, которому принадлежит право обвинения от имени государства. Последний либо передает материалы в суд, либо возвращает материалы для сбора дополнительных доказательств. Атторней может и вообще отказаться от обвинения.
В связи с этим важную роль в уголовном преследовании играет Департамент юстиции США, возглавляемый главным должностным лицом правоохранительных органов - Генеральным атторнеем, назначаемым Президентом США. В Департамент юстиции входят следователи Федерального бюро расследования (ФБР), Администрации исполнения законодательства о наркотиках (АИЗН), Маршалы Соединенных Штатов и следователи по уголовным делам Службы иммиграции и натурализации (СИН), Федеральные обвинители (атторнеи Соединенных Штатов и их помощники).
В Соединенных Штатах действует 94 районных суда и, следовательно, 94 атторнея Соединенных Штатов, а также их помощники, количество последних весьма различно в зависимости от количества правовых вопросов федерального значения в каждом районе.
Когда сотрудники одного из федеральных следственных агентств (агенты, спецагенты) имеют основания полагать, что обладают достаточными доказательствами нарушения за-
конодательства США, то представляют свои материалы в офис атторнея Соединенных Штатов этого района. Помощник атторнея рассматривает представленные материалы для установления наличия доказательств вероятности совершения преступления. Федеральный обвинитель может отказаться об обвинения по делу, если сочтет, что доказательств недостаточно для поддержания обвинения в федеральном суде. Следователи могут в таком случае представить свои материалы обвинителю штата, если дело может быть рассмотрено судом штата.
В случае, если есть основания полагать, что преступление было совершено и дело может быть рассмотрено в федеральном суде, материалы передаются в суд Большому жюри с предложением проголосовать по предполагаемому обвинению, которое называется обвинительным актом. Если же необходимо срочно произвести арест лица, подозреваемого в совершении преступления, помощник атторнея непосредственно обращается к судье с ходатайством о вынесении ордера на арест на основании заявления, сделанного под Присягой, которое называется жалобой. Если лицо арестовывается в соответствии с данной процедурой, помощник атторнея должен представить материалы Большому жюри суда и получить обвинительный акт.
Большое жюри состоит из простых граждан (16-23 человека) и заслушивает только доказательства со стороны правительства. Большое жюри определяет только вероятность совершения подозреваемым преступления, в котором его обвиняют, для того чтобы подозреваемому было предъявлено обвинение, не менее 12 членов жюри должны установить, что существует возможность того, что подозреваемый действительно совершил преступление, указанное в обвинительном акте. Действительная вина или невиновность лица устанавливается только судом при рассмотрении дела по существу. Свидетели вызываются по повесткам Большого жюри по запросу помощника атторнея, который и допрашивает свидетелей на Большом жюри. Ход заседания оформляется протоколом, который является секретным. Публичное обсуждение слушаний на Большом жюри обвинителем или кем-либо из членов жюри признается преступлением. Присутствие адвокатов при рассмотрении дела Большим жюри не допускается, однако подзащитный имеет право ходатайствовать об объявлении перерыва для консультации с адвокатом (без ограничения их количества). Информация, собранная Большим жюри, может быть раскрыта только по приказу судьи.
Впоследствии доказательства, полученные Большим жюри, могут быть использованы при рассмотрении дела по существу.
По имеющейся практике обвиняемый обычно арестовывается после предъявления ему обвинения Большим жюри в совершении преступления. Судья определяет, должен ли арестованный оставаться в тюрьме или может быть освобожден под залог. Судья должен проинформировать обвиняемого о предъявленном ему обвинении, разъяснить его права (включая право на бесплатную помощь адвоката) и выяснить, признает ли он себя виновным.
Обвиняемый в США имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, кроме малозначительных проступков. В суде обвинение должно доказать, что именно подсудимый совершил преступление, в котором обвиняется. Обвинитель не может делать замечаний по поводу отказа подсудимого от дачи показаний, а присяжные не должны рассматривать его молчание как доказательство вины.
Подсудимый может отказаться от своего права на суд присяжных. В этом случае судья сам решает, достаточно ли представленных доказательств для признания подсудимого виновным «вне разумных сомнений».
Осужденный имеет право апеллировать в Апелляционный суд Соединенных Штатов как по фактическим, так и по процессуальным ошибкам при признании его виновным.
Система федерального правоприменения и порядок уголовного судопроизводства в федеральных судах США представлены в приложениях 1 и 2 к данной статье.
На наш взгляд, уголовное преследование в США рационально и менее материально затратно (с точки зрения финансовой и кадровой составляющих, трудозатрат субъектов, осущевляющих уголовное преследование). Прокурор в США является основным субъектом в уголовном судопроизводстве и наделен широкими полномочиями в сфере уголовного преследования.
Отечественный законодатель с момента введения с 1 июля 2002 года УПК РФ по настоящее время внес в УПК РФ более 220 дополнений и изменений, причем не только отдельных норм, но и целых глав. Эти изменения и дополнения, на наш взгляд, не всегда целесообразны в оптимизации борьбы с преступностью. Так, например, неудачно регламентированы полномочия прокурора в досудебном производстве (2007 г.).
Как отметили А.А. Леви и Д.А. Антонов, «совершенно необъяснимым является лишение
прокурора права самостоятельного возбуждения уголовного дела, что может теперь сделать лишь представитель исполнительной власти. Не может теперь прокурор осуществлять расследование в полном объеме либо осуществлять отдельные следственные действия или участвовать в их осуществлении» [2].
Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, на наш взгляд, в досудебном правоприменении очень затратен по времени (например, резонансное уголовное дело по хулиганским действиям известных футболистов Кокорина и Мамаева), по материальным и кадровым ресурсам.
Ряд известных ученых (профессор А.С. Александров, профессор Л.В. Головко и др.) аргументированно предлагают: «всю досудебную деятельность следует вывести за рамки собственно „судопроизводства", т.е. процессуальной деятельности. Любыми способами, не запрещенными законом, собирать информацию о событии преступления и лице, его совершившем... Лишь после того, как бу-
дут получены основания для предъявления обвинения (уголовного иска) в суде, должен начинаться собственно „процесс". Уголовным иском прокурор переводит отношения обвинительной власти и обвиняемого в публично-правовую, судебную плоскость» [1].
На наш взгляд, концепция «полицейское дознание (без возбуждения уголовного дела и предварительного следствия) и прокурор как основной субъект уголовного преследования на всех стадиях процесса» позволит эффективно оптимизировать борьбу с преступностью.
Необходимо отметить, что элементы «полицейского дознания» уже привнесены в УПК РФ Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»: это регламентация дознания в сокращенной форме (гл. 32.1 УПК РФ); расширение объема процессуальных средств, используемых в ходе доследственной проверки (ст. 144 УПК РФ).
Приложение 2
П-гдача ад г^ннд о
ТТ-.ДГГ-.-П ДНИН Н ТТ.ГТТО
ардзра н=
Литература
1. Александров А.С., Власова С.А. Правовое положение прокурора в досудебном производстве по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 66-75.
2. Леви А.А., Антонов Д.А. К вопросу об изменениях и дополнениях, внесенных в УПК РФ // Вестник криминалистики. 2008. Вып. 1 (25). С. 16-17.
3. Материалы для занятий с российскими прокурорами и следователями. Департамент юстиции США: Управление по уголовным делам. - Москва, 1998. 226 с.
4. Смирнов М.П. Полиция зарубежных стран и ее оперативно-розыскная деятельность. - Москва: Академия управления МВД России, 1995. 128 с.
5. Основы борьбы с организованной преступностью: монография / под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Ябло-кова. - Москва: ИНФРА-М, 1996. 400 с.
6. ИльницкаяЛ.И., Брантова Е.Г. Сравнительный анализ уголовного процесса в Российской Федерации и США / Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. - Омск, 2006. С. 101-103.
7. Федулов А.В. Актуальные проблемы уголовного преследования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 195-200.
8. Стойко Н.Г., Семухина О.Б. Уголовный процесс в США. - Красноярск, 2000. 315 с.
9. Петров А.В. Преследование по уголовному праву США // Законность. 2014. № 6. С. 56-61.
10. Арзуманян А.А. Уголовное законодательство Англии и США: об особенностях субъекта преступления [Электронный ресурс] / Вопросы современной юриспруденции: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2011. URL: https://sibac.info/conf/law/ii/54278
References
1. Aleksandrov A.S., Vlasova S.A. Pravovoe polozhenie prokurora v dosudebnom proizvodstve po ugolovnomu delu // Sudebnaya vlast' i ugolovnyi protsess. 2012. № 1. S. 66-75.
2. Levi A.A., Antonov D.A. K voprosu ob izmeneniyakh i dopolneniyakh, vnesennykh v UPK RF // Vestnik kriminalistiki. 2008. Vyp. 1 (25). S. 16-17.
3. Materialy dlya zanyatii s rossiiskimi prokurorami i sledovatelyami. Departament yustitsii SShA: Upravlenie po ugolovnym delam. -Moskva, 1998. 226 s.
4. Smirnov M.P. Politsiya zarubezhnykh stran i ee operativno-rozysknaya deyatel'nost'. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 1995. 128 s.
5. Osnovy bor'by s organizovannoi prestupnost'yu: monografiya / pod red. V.S. Ovchinskogo, V.E. Eminova, N.P. Yablokova. - Moskva: INFRA-M, 1996. 400 s.
6. Il'nitskaya L.I., Brantova E.G. Sravnitel'nyi analiz ugolovnogo protsessa v Rossiiskoi Federatsii i SShA / Aktual'nye problemy yurisprudentsii i puti resheniya: sbornik trudov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Omsk, 2006. S. 101-103.
7. Fedulov A.V. Aktual'nye problemy ugolovnogo presledovaniya // Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2015. № 4 (32). S. 195-200.
8. Stoiko N.G., Semukhina O.B. Ugolovnyi protsess v SShA. - Krasnoyarsk, 2000. 315 s.
9. PetrovA.V. Presledovanie po ugolovnomu pravu SShA // Zakonnost'. 2014. № 6. S. 56-61.
10. Arzumanyan A.A. Ugolovnoe zakonodatel'stvo Anglii i SShA: ob osobennostyakh sub»ekta prestupleniya [Elektronnyi resurs] / Voprosy sovremennoi yurisprudentsii: sbornik statei po materialam II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Novosibirsk, 2011. URL: https://sibac.info/conf/law/ii/54278
(статья сдана в редакцию 28.01.2019)