2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). //http://www.pravo.gov.ru.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //http://www.pravo.gov.ru.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //http://www.pravo.gov.ru.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //Парламентская газета. 2006. - N 209. - 14.12.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. - .2003. - N 40. - Ст. 382.
7. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О газоснабжении в Российской Федерации». //
http://www.pravo.gov.ru.
8. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ ((ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». //http://www.pravo.gov.ru.
9. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015)
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». //http://www.pravo.gov.ru.
10. Приказ МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848). //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. -Ы 33.
11. Крассов О.И. Земельное право современной России.// Издательство Дело, 2003г., с.13.
12. Кудрявцева Л.В. Проблемы правового регулирования государственной и муниципальной собственности на территории федерального курорта. //Инновационная наука. - 2015. - Т.1. - №3. - С.217-220.
13. Чубуков Г.В. Земельное право России. Учебник для юридических вузов.-5-е издание - М. 2001г., с.27.
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Магомадов Магомед Резванович
Студент 3 курса
ФГБОУВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова FUNCTIONS OF CRIMINAL PROCEDURE AND THE LEGAL STATUS OF THE PROSECUTOR IN PRE-TRIAL PROCEEDINGS
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются уголовно-процессуальные функции и полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, с учетом неоднократных изменений уголовно-процессуального законодательства, раскрываются механизмы и процессуальные формы их реализации.
ABSTRACT
The article deals with procedure of criminal procedure, the functions and powers of the Prosecutor in pre-trial stages of criminal process, subject to repeated revisions of the criminal procedure law, reveals the mechanisms and the procedural form of implementation.
Ключевые слова: прокурор, функции, процессуальные полномочия, уголовное преследование, надзор. Keywords: Prosecutor, functions, procedure, powers, criminal prosecution, supervision.
Правовой статус прокурора как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения имеет ряд специфических особенностей. К таким особенностям следует отнести то, что прокурор является единственным должностным лицом, который реализует свои полномочия на всех стадиях уголовного процесса, а его деятельность осуществляется в публичных интересах, направленных на защиту интересов государства, а также на охрану прав и свобод всех участни-
ков уголовного судопроизводства.
На досудебных стадиях уголовного судопроизводства правовой статус прокурора определяют уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, нормы которого имеют приоритетное действие при регулировании правоотношений в сфере уголовного судопроизводства, и Закон о прокуратуре.
Так, в ч. 1 ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор яв-
1 Горюнов В.В., Макаров К.А. Прокурор как субъект уголовного преследования // Законность. 2013. № 4; Ережипалиев Д.И. Правовые механизмы уголовного преследования, осуществляемого прокурором Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 6-20. С. 53-58, Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. и др.
2 См.: Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997. С. 197.
3 Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 59.
ляется должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Рассматривая уголовное преследование как деятельность специально уполномоченных законом должностных лиц, заключающаяся в обязанности в каждом случае обнаружения признаков преступления принять в пределах своей компетенции меры к возбуждению уголовного дела, установлению и изобличению лица виновного в его совершении, направлению уголовного дела в суд для отправления правосудия, следует отметить, что в настоящее время деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве носит весьма специфичный характер. Об особенностях деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве указывается во многих современных исследованиях1.
Реализация следующих процессуальных полномочий прокурора направлена на осуществление уголовного преследования в отношении конкретного лица: вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в орган дознания или в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); дача дознавателю согласия на возбуждение уголовного дела о преступлении частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу своего беспомощного или зависимого состояния либо по иным причинам сам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ); утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления) по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Перечисленные в ч. 2 ст. 37 УПК РФ процессуальные полномочия прокурора не имеют исчерпывающего характера. Так, согласно ч. 5 ст. 21 УПК РФ прокурор уполномочен после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве, что побуждает последнего к активному сотрудничеству с органами предварительного расследования в целях изобличения других участников преступления и розыска имущества, добытого преступным путем.
Посредством реализации указанных полномочий, на наш взгляд, прокурор и осуществляет уголовное преследование в ходе досудебного производства по уголовному делу, т.е. процессуальную деятельность, целью которой является изобличение лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, применение в отношении этого лица мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, проверка и оценка доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении преступления, а также других обстоятельств,
имеющих значение для уголовного дела.
Функция надзора, осуществляемая прокурором, является побудительной для реализации функции уголовного преследования следователем, дознавателем. Это происходит в случаях: 1) вынесения прокурором мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; 2) предъявления требований органам дознания и следственным органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 3) отмены незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего прокурора, а также незаконных или необоснованных постановлений дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; 4) отмены незаконных решений органов предварительного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и приостановлении предварительного следствия.
При утверждении прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительное постановление) реализация функции надзора за процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия по конкретному уголовному делу оканчивается. Утвердив итоговое процессуальное решение и направив уголовное дело в суд, прокурор становится единственным должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование2.
Анализ норм УПК РФ позволяет выделить функцию процессуального руководства дознанием посредством таких процессуальных полномочий как продление срока проверки сообщения о преступлении и сроков дознания, отстранение дознавателя от производства расследования и др.
Таким образом, следует согласиться с мнением ученых о том, что функция процессуального руководства дознанием производна от функции надзора, поскольку её реализация подчинена достижению единой цели - соблюдению законности в досудебном производстве по уголовным делам3.
Список литературы:
1. Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. С. 27.
2. Горюнов В.В., Макаров К.А. Прокурор как субъект уголовного преследования // Законность. 2013. № 4.
3. Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 65.
4. Ережипалиев Д.И. Правовые механизмы уголовного преследования, осуществляемого прокурором Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 6-20. С. 53-58.
5. Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997. С. 197.