УДК 343.137.5
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Т.А. Ермакова
Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-процессуальной политики государства в отношении несовершеннолетних. Рассматривается национальное и международное законодательство о защите прав несовершеннолетних, а также Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Дальнейшее развитие уголовно-процессуальной политики государства в отношении несовершеннолетних автор связывает с созданием ювенальной юстиции.
ключевые слова: политика, уголовно-процессуальная политика, дружественное к ребенку правосудие, борьба с преступностью, юве-нальная юстиция.
Abstract. The article is devoted to analysis of the criminal procedure policy of the state in respect of minors. The author reviews the national and international law on protection of the rights of minors and the National Strategy of Actions in the Interests of Children for the years 2012 - 2017. Further criminal procedure policy of the state must be connected with the creation of juvenile justice.
Keywords: policy, criminal procedure policy, child-friendly justice, crime control, juvenile justice.
«В переводе с греческого «политика - искусство управления государством» [13, с. 20]. Политика означает деятельность государства внутри страны в отношениях с населением и за ее пределами в отношениях с иностранными государствами. Традиционно выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика подразделяется на экономическую, социальную, духовную, экологическую, правовую и др.
Правовая политика - это деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственно-
сти и высокого уровня правовой культуры. В осуществление правовой политики вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии добиваться социальных, экономических и политических целей.
Политическая деятельность государства отражается в официальных актах правотворческой деятельности. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.
Правовая политика представляет собой совокупность составляющих ее таких частей, как конституционная, уголовная, семейная, финансовая, налоговая, таможенная, банковская и др. При этом уголовная политика рассматривается многими учеными в качестве совокупности составляющих ее элементов, среди которых выступает уголовно-процессуальная политика [3, с. 74; 7, с. 14; 8, с. 25; 9, с. 19]. Представляется правильным определение уголовно-процессуальной политики, предложенное А.В. Малько, а именно: «уголовно-процессуальная политика - это деятельность органов государственной власти и должностных лиц по определению приоритетов в правовом регулировании уголовного судопроизводства, созданию эффективного механизма уголовно-процессуального регулирования и его совершенствованию, обеспечению надлежащего выполнения участниками уголовного судопроизводства возложенных на них функций и реализации назначения уголовного судопроизводства, предусмотренного ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ» [10, с. 254].
Следует отметить то, что уголовная и уголовно-процессуальная политика неотделимы от социальной политики государства, потому что само право является одним из социальных образований. В этой связи справедливо отмечено И.Г. Смирновой: «...ориентация государства на интересы социума закономерно влечет за собой формирование и последовательную реализацию социальной государственной политики, к которой по праву относят политику правовую» [14, с. 61]. А.И. Алексеев, В.С. Овчинский и Э.Ф. Побегайло считают, что уголовная политика как одно из направлений социальной политики - это государственная политика в области борьбы с преступностью [1, с. 13].
Правопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности в государстве - это вопросы социальной и уголовной политики одновременно. Роль социальной политики в борьбе с преступностью является
особенно важной для нашего государства, потому что в ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основой российской уголовной и социальной политики в отношении несовершеннолетних является ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, установившая, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Конституции в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Важнейшие гарантии прав несовершеннолетнего содержатся в ряде международно-правовых актов: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [2], Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [5], Декларация прав ребенка 1959 г. [4], Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [12], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [11], Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. [6].
Международным актом, содержащим стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, являются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - Пекинские правила, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. №40/33.
Важное значение для развития уголовной политики государства в отношении несовершеннолетних имеет принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 гг., которая была утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. [15]. В качестве одного из основных направлений реализации Национальной стратегии предусматривается создание дружественного к ребенку правосудия, под которым подразумеваются система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
В указе в качестве важнейшей задачи поставлено приведение законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и
стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей. В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления.
В связи с переходом российского государства к политике дружественного к ребенку правосудия представляется актуальным создание в РФ ювенальной юстиции - суда по делам несовершеннолетних. Созданные на базе принципов Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых актов Пекинские правила включают в себя общие социально-экономические условия, которые оцениваются как благоприятные для развития несовершеннолетних и молодежи, к которым должны стремиться страны - члены международного сообщества. Пекинские правила включают в эту систему и ювенальную юстицию.
Особое место в развитии уголовно-процессуальной политики государства в отношении несовершеннолетних занимает действующий УПК РФ 2001 г., принятый в ходе проводимой судебной реформы. УПК РФ предусматривает главу 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», которая содержит особенности уголовного производства по делам о несовершеннолетних. Данная глава регулирует процессуальное положение несовершеннолетнего в ходе досудебного и судебного производства. Это вопросы о задержании несовершеннолетнего и заключении его под стражу, о порядке вызова и допроса, об участии законного представителя и педагога в допросе несовершеннолетнего, о прекращении уголовного дела и др.
Наличие самостоятельной главы в УПК РФ, посвященной особенностям уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, свидетельствует о том, что для несовершеннолетних, совершивших преступления, устанавливается повышенная судебная защита, независимо от их процессуального положения (подозреваемый, обвиняемый, осужденный, свидетель, потерпевший), что соответствует международным актам, подписанным Россией. Соответствует концепции ювенальной юстиции и применяемый сугубо индивидуальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, поскольку в центе судебного процесса находится личность несовершеннолетнего.
Создание ювенальной юстиции как самостоятельной ветви правосудия не потребует существенного изменения уголовно-процессуального законодательства, т.к. в действующем Уголовно-процессуальном ко-
дексе РФ имеется достаточный объем норм, соответствующих современным международным стандартам в области ювенальной юстиции. Главное, чтобы в УПК РФ была четко выражена возрастная специфика как главная правовая база ювенальной юстиции.
Важно и то, что созданию такой системы судов, как ювенальная юстиция, должна предшествовать серьезная деятельность государства, направленная на подготовку юристов, которые будут заняты в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних. С этой целью необходимо предусмотреть в учебных планах подготовки юристов в ряде государственных высших учебных заведений дисциплины, в рамках которых будут изучаться вопросы ювенального права и ювенальной юстиции. Правосудие по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должно осуществляться только судьями, имеющими глубокие познания не только в области юриспруденции, но и в области педагогики, психологии, медицины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. - М., 2006.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. 5 апреля.
3. Газетдинов Н.И. Современная уголовная политика и отечественная доктрина о принципах уголовного судопроизводства // Журнал российского права. 2007. №7.
4. Декларация прав ребенка. Принята 20.11.1959 резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11. - М., 1995.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) вместе с «Протоколом [№1]» (подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом №7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ. 1998. №20. Ст. 2143.
6. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
7. Коробеев А.И. Российская уголовно-правовая политика: понятие и содержание // Актуальные вопросы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. - Красноярск. 1999.
8. Малышева О.А. Уголовная политика и уголовно-процессуальный закон // Мировой судья. 2004. №2.
9. Малышева О.А. Уголовно-процессуальная политика - элемент единой уголовной политики // Российский следователь. 2005. №8.
10. Малько А.В. Теория правовой политики. - М., 2012.
11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. №17. Ст. 291.
13. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
14. Смирнова И.Г. Уголовно-процессуальная политика: некоторые суждения о ее сущности, социальной обусловленности и месте в уголовной политике // Криминологический журнал БГУЭП. 2010. №3.
15. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» // СЗ РФ. 2012. №23. Ст. 2994.
Т.А. Ермакова,
канд. юрид. наук, доцент,
Московский государственный университет экономики, статистики
и информатики
E-mail: [email protected]