УДК 343.8 ББК 67.409.01 К31
U.A. KASHUBA, A.P. SKIBA
CRIMINAL AND PENAL BASES OF A LEGAL STATUS OF SICK CONDEMNED PERSONS
Abstract: the article deals with the bases of a legal status of sick condemned persons fixed in Criminal and Penal codes of the Russian Federation, the conclusion about insufficiency of regulation of a legal status of sick condemned persons, about some collisions and absence of the system approach in this area is contained. Keywords: penal legislation, criminal legislation, imprisonment, sick condemned persons, a legal status of condemned persons, the rights of condemned persons, exemption from punishment.
ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КАШУБА, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права (Ростовский юридический институт МВД России),
E-mail: [email protected]; АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ СКИБА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры процессуального права (Ростовский государственный экономический университет)
E-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БОЛЬНЫХ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: в статье рассматриваются основы правового положения больных осужденных, закрепленные в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации, содержится вывод о недостаточности регламентации правового положения больных осужденных, о наличии ряда коллизий
и отсутствии системного подхода в этой области.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательстве, уголовное законодательстве, исполнение лишения свободы, больные осужденные, правовое положение осужденных, права осужденных, освобождение
от наказания.
Правовое положение осужденных обычно характеризуется наличием определенного перечня прав, законных интересов и обязанностей. Этот перечень должен варьироваться в зависимости от возрастных и иных особенностей осужденных. Наличие у осужденного заболевания также должно соответствующим образом отражаться на его правовом положении. Однако положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства не всегда учитывают состояние здоровья осужденных при определении их правового положения.
Основы ограничения прав граждан заложены в Конституции РФ. В ст. 41 предусмотрено,
что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Никаких ограничений на реализацию осужденными права на получение медицинской помощи ст. 41 Конституции РФ не содержит.
Вместе с тем в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2G12. № 1
52
обороны страны и безопасности государства. Получается, что право осужденных на охрану здоровья и получение медицинской помощи также может быть ограничено федеральным законом.
Подобным нормативно-правовым актом в отношении осужденных выступает УИК РФ, в ч. 2 ст. 10 которого говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Таким образом, в первую очередь на уровне УК РФ и УИК РФ могут содержаться ограничения прав и свобод осужденных, в том числе на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
Однако в УК РФ отсутствуют конкретные положения, касающиеся ограничения прав осужденных, имеющих заболевания, или особенностей их реализации. В этом нормативно-правовом акте наблюдаются отдельные отсылки к уголовно-исполнительному законодательству при применении того или иного правового института.
В то же время многие институты, изначально указанные в УК РФ, в дальнейшем регулируются в УИК РФ и других нормативно-правовых актах, но в УК РФ подобного рода отсылки прописаны достаточно редко и лишь в отдельных нормах, непонятно по какому признаку выделенных законодателем Так, в ч. 4 ст. 53 УК РФ говорится, что надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством РФ, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; в ч. 4 ст. 58 УК РФ предусмотрено, что изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательствомРФ; в ч. 3 ст. 97 УК РФ указано, что порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами.
Отсутствие подобной привязки в УК РФ к уголовно-исполнительному законодательству при регламентации других уголовно-правовых институтов (хотя они регламентированы в УИК РФ и других актах) свидетельствует о непоследовательности законодателя. Подобная ситуа-
ция характерна и для регулирования правового положения осужденных, в том числе имеющих заболевания.
Так, в ст. 81 УК РФ предусмотрена возможность (то есть условное право) освобождения от отбывания наказания осужденных, имеющих тяжелые заболевания: психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; иную тяжелую болезнь, препятствующую отбыванию наказания; заболевание, делающее осужденных военнослужащих, отбывающих арест или содержание в дисциплинарной воинской части, негодными к военной службе. При этом никакой отсылки правоприменителя к уголовно-исполнительному законодательству не происходит.
УК РФ отчасти закрепляет и основы правового положения осужденных, имеющих психические расстройства: так, в ч. 3 ст. 97 предусмотрено, что порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 99 УК РФ суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. При этом лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Таким образом, при исполнении уголовных наказаний осужденные могут подвергаться амбулаторному принудительному наблюдению и лечению у психиатра, что фактически образует соответствующую обязанность таких лиц (ее конкретизация в какой-то мере осуществляется в уголовно-исполнительном законодательстве).
В ст. 104 УК РФ также предусмотрены вопросы, касающиеся правового положениятаких осужденных:
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1
■ принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний - в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь. Таким образом, эта норма фактически обязывает таких осужденных соблюдать требования администрации исправительного учреждения (при отбывании лишения свободы) и соответствующих учреждений органов здравоохранения - при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы;
■ при изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение его в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены за-конодательствомРФ о здравоохранении. В этом случае такие лица фактически обязаны соблюдать условия стационарного лечения, срок проведения котороговпоследствии будетзасчитываться в срок отбывания наказания;
■ прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судомпо представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В этом случае осужденные приобретают условное право на прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания.
Таким образом, УК РФ образует некую фрагментарную основу правового положения осужденных, имеющих психические и иные заболевания, при отбывании наказания.
Отсылая правоприменителей только в отдельных случаях к уголовно-исполнительному и иному законодательству, законодатель в других случаях как бы не разрешает использовать иные нормативно-правовые акты при применении многих правовых институтов. Часть 1 ст. 1 УК РФ, которая гласит, что уголовное законодательство РФ состоит из самого УК РФ (и только!), как бы «отрывает» его от УИК РФ и иных нормативно-правовых актов (особенно когда отсутствуют соответствующие упоминания об уголовно-исполнительном и ином законодательстве при применении уголовно-правовых институтов).
Так, в ч. 2 ст. 81 УК РФ говорится о том, что лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятству-
ющей отбыванию наказания, может быть освобождено судом от отбывания наказания. Однако перечня таких заболеваний в УК РФ нет. Их нет и в УИК РФ. Предусмотрены они в Постановлении Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», которое к уголовному законодательству отношения не имеет (исходя из положения ч. 1 ст. 1 УК РФ), но постоянно применяется на практике при реализации института, предусмотренного в ст. 81 УК РФ. Осужденные, отбывающие наказания и имеющие тяжелые заболевания, безусловно, также ссылаются на указанное Постановление для реализации своего права на освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью.
Возможно, в УК РФ следуетлибо предусмотреть в общем порядке, что при исполнении уголовных наказаний, реализации различных видов освобождения от наказания и других правовых институтов может применяться уголовно-испо л-нительное и иное законодательство, либо в каждой конкретной норме закона определять, что порядок исполнения этого правового института определяется уголовно-исполнительным и иным законодательством.
Дальнейшая регламентация правового положения осужденных, имеющих заболевания, осуществляется в уголовно-исполнительном законодательстве (в первую очередь в ч. 2 ст. 10 УИК РФ). И если с уголовным законодательством вопросов не возникает (это только сам УК РФ согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ), то уголовноисполнительное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ состоит из самого УИК РФ и других федеральных законов. Исходя из дословного понимания ч. 1 ст. 2 УИК РФ подзаконные документы и другие акты к этой отрасли законодательства отношения не имеют. Получается, что и правовое положение осужденных, в том числе имеющих заболевания, регулироваться в этих нормативно-правовых актах не может.
Вместе с тем объективно к уголовно-исполнительному законодательствуотносятся и иные нормативно-правовые акты (кроме федеральных законов):
■ постановления Правительства РФ (от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», от 6 февраля 2004 г.
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1
54
№ 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и др.);
■ совместные приказы различных ведомств (в частности, Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный приказом от 17 октября 2005 г. Минздравсоцразвития России № 640 и Минюста России № 190);
■ приказы Минюста России (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205);
■ приказы Минобороны России (в частности, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные приказом Минобороны России от 29 июля 1997 г. № 302) и другие акты.
Таким образом, к уголовно-исполнительному законодательству относится целый ряд нормативно-правовых актов различного уровня, в которых регламентируется и правовое положение осужденных, в том числе имеющих различные заболевания.
Осужденным к лишению свободы медицинская помощь оказывается в медсанчастях исправительных учреждений, а также лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, что закреплено в ч. 2 ст. 101 УИК РФ. Однако в ч. 1 этой же статьи установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно -профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ, то есть различными под-
законными актами. В Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений имеются, в частности, разделы XIX «Организация и предоставление лечебно-профилактической и санитарно -профилактической помощи осужденным», ХХ «Особенности размещения и условия содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях» и др., где регламентируется порядок оказания медицинской помощи и реализации права осужденных к лишению свободы на охрану здоровья.
Получается, что Конституция РФ как бы разрешает ограничивать права осужденных на уровне федерального закона, а последний (в данном случае УИК РФ) - уже на уровне неограниченного числа подзаконных актов.
Представляется, что лицо, не имеющее тяжелых заболеваний, будет более полезно для общества, особенно после освобождения, чем больной человек. Ведь здоровому лицу гораздо легче найти работу, решить вопросы бытового характера и иным образом адаптироваться к жизни после освобождения из мест лишения свободы, поэтому подзаконные ограничения права осужденных на охрану здоровья и получение медицинской помощи, вероятно, несколько необоснованны и не соответствуют ни целям уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ), ни конституционным условиям ограничения прав и свобод человека (ст. 55 Конституции РФ).
Тем не менее в настоящее время при регламентации основ правового положения осужденных, в том числе имеющих заболевания, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд коллизий, а сам законодатель далек от системного подхода в этой области.
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1