S.A. KLIPOV
CRIMINAL AND LEGAL REGULATION OF CONTROL OVER PRISONERS RELEASED FROM CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS IN RUSSIA AND IN THE COUNTRIES OF FORMER USSR
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ,
В РОССИИ И ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Освобождение осужденного завершает весь процесс отбывания им наказания, позволяет подвести итог исправительного воздействия на него, решить в необходимых случаях вопрос о возможности его досрочного освобождения (если достигнуты цели наказания либо в силу каких-то вновь возникших обстоятельств лицо перестало быть общественно опасным). Однако практика свидетельствует о том, что лица, освобожденные из мест лишения свободы, нередко вновь совершают преступления или дают иные основания для осуществления за ними контроля со стороны государственных органов.
Уголовная политика любого государства в первую очередь направлена на снижение уже существующегоуровня преступности, которое может быть отчасти достигнуто путем контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Правовую основу уголовной политики России составляет Уголовный кодекс РФ, являющийся в соответствии со ст. 1 УК РФ единственным источником уголовного законодательства.
Исследование действующего Уголовного кодекса РФ показывает, что вопросам контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не уделяется достаточного внимания. Кроме того, его осуществление тесно связано с досрочным освобождением от отбывания наказания. Отдельные аспекты уголовно-правового регулирования контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, состоят в следующем.
В соответствии со ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее лишение свободы на определенный срок
или пожизненное лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи и др. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.
Согласно ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему лишение свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания, например штрафом, обязательными работами, исправительными работами. В этом случае контролировать поведение лица, освобожденного из мест лишения свободы, будет орган, исполняющий более мягкое, чем лишение свободы, наказание.
В ст. 81 УК РФ указано, что лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождает-
С.А. КЛИПОВ
(Ростовскийюридический институт МВД России)
ся от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (этот перечень включает в себя более 40 диагнозов)1, может быть освобождено судом от отбывания наказания. Указанные лица в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности.
В ст. 84 УК РФ предусмотрено, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
В соответствии со ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается: а) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после
отбытия наказания; б) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания; в) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Складывается впечатление, что законодатель, формулируя указанные нормы, в той или иной степени затрагивающие основания осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных из исправительных учреждений, целенаправленно проигнорировал некоторые вопросы. Например, ничего не говорится о том, должны ли контролироваться амнистированные, помилованные или больные лица, освобожденные от наказания по состоянию здоровья (к которым не применены принудительные меры медицинского характера), а также какой орган должен контролировать их поведение и в течение какого срока.
В то же время очевидно, что в Уголовном кодексе РФ наиболее урегулированными являются вопросы контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из исправительных учреждений (по сравнению с иными видами досрочного освобождения). Кроме того, еще жестче контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, если лишение свободы заменено более мягким видом наказания, которое исполняется в соответствии с положениями соответствующих статей гл. 9 УК РФ и конкретных глав УИК РФ.
Очевидно, что в России осуществление контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, законодатель попытался увязать с основанием освобождения из исправительного учреждения.
Международные стандарты ориентируют государства на организацию контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и оказание им соответствующей помощи. Так, в Основных принципах обращения с заключенными, принятых ООН, указывается, что необходимо создавать условия, дающие заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчит их реинтеграцию на рынке рабочей силы и позволит им оказывать финансовую помощь своим семьям (п. 8), а также с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях (п. 10).
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными на различные аспекты контроля за лицами, освобожденными из мест заключения, указывается неоднократно. В целом в них отмечается, что целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений, а этой цели можно добиться, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательствуи обеспечивать свое существование (пр. 58).
Так, правило 80 гласит, что с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, поэтому заключенному нужно помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения. Правило 81 конкретизируетработу в этом направлении. В нем предусматривается, что правительственные и другие органы и учреждения, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили устраивающее их жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для
проезда к месту назначения и жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением; аккредитованные представители таких учреждений должны иметь возможность посещать тюремные заведения и заключенных в них лиц.
Очевидно, что международные стандарты предусматривают необходимость контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В связи с этим следует обратить внимание на уголовное законодательство некоторых зарубежных государств.
Уголовное законодательство стран постсоветского пространства в целом схоже с российским, в том числе относительно видов досрочного освобождения и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако имеется ряд концептуальных положений, наличие которых в УК РФ повысило бы эффективность уголовно-правового регулирования в изучаемой области.
В УК Республики Казахстан отсутствуют статьи, непосредственно посвященные контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Основные особенности норм УК Республики Казахстан, касающихся видов досрочного освобождения от наказания, заключаются в следующем:
- условно-досрочное освобождение не применяется к лицу, которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования;
- замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания не осуществляется в случае совершения лицом особо тяжких преступлений;
- при освобождении от наказания в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, лицо может быть освобождено судом от отбывания наказания или это наказание может быть заменено более мягким видом наказания, при этом учитываются тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, характер заболевания и другие обстоятельства.
Кроме того, в отличие от УК РФ, согласно ст. 77 Республики Казахстан, если осужденный до истечения срока погашения судимости вновь совершил преступление, течение срока, погашающего судимость, прерывается, срок погашения судимости по первому преступлению исчисляется заново после фактического отбытия ос-
новного и дополнительного наказания за последнее преступление.
Некоторые отличия от УК РФ имеет и Уголовный кодекс Республики Армении:
- применяя условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, суд учитывает также факт заглаживания осужденным вреда, причиненного потерпевшему (ч. 1 ст. 76 УК Республики Армении);
- если лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, совершило новое умышленное преступление, за которое назначается лишение свободы, то течение срока условно-досрочного освобождения - 25 лет - приостанавливается до истечения срока нового наказания (ч. 5, 7 ст. 76 Республики Армении);
- замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания возможна лишь за преступление небольшой или средней тяжести, а суд учитывает не только поведение осужденного в период отбывания наказания, но и факт заглаживания причиненного вреда (ст. 77 УК Республики Армении);
- при освобождении от наказания вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания, суд учитывает тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, характер болезни и иные обстоятельства (ст. 79 УК Республики Армении);
- согласно ч. 7 ст. 84 УК Республики Армении, если лицо до погашения судимости совершит новое преступление, то срок погашения судимости прерывается и исчисляется заново после фактического отбытия наказания (основного и дополнительного) за последнее преступление. В этом случае лицо считается судимым за оба преступления до истечения срока погашения судимости за наиболее тяжкое из них.
В Уголовном кодексе Украины также отсутствуют статьи, непосредственно посвященные контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Особенности положений УК Украины, касающихся видов досрочного освобождения от наказания, влекущих за собой организационно-правовые изменения осуществления контроля за освобожденными лицами, состоят в следующем
- после замены неотбытой части наказания более мягким, если лицо совершит новое преступление в период отбывания более мягкого наказания, суд за вновь совершенное преступле-
ние присоединяет неотбытую часть более мягкого наказания по совокупности приговоров;
- при освобождении от наказания в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, лицо может быть освобождено от наказания, при этом учитываются тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, характер заболевания и иные обстоятельства дела;
- в случае выздоровления лиц, освобожденных от наказания в связи с психической болезнью, лишающей их возможности осознавать свои действия или руководить ими, или иным заболеванием, они должны быть направлены для отбывания наказания, если не истекли сроки давности;
- амнистия объявляется законом Украины;
- если лицо, отбывшее наказание, до истечения срока погашения судимости вновь совершило преступление, течение срока погашения судимости прерывается и исчисляется заново. В этих случаях сроки погашения судимости исчисляются отдельно по каждому преступлению после фактического отбытия наказания (основного и дополнительного) за последнее преступление.
Уголовно-исполнительный кодекс Украины, в свою очередь, прямо устанавливает ряд норм, посвященных правовому статусу лиц, отбывших наказание (ст. 155 УИК Украины), надзору за лицами, освобожденными от отбывания наказания (гл. 25 УИК Украины), а также осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания (гл. 26 УИК Украины).
У головный кодексРеспублики Беларусь имеет еще более существенные отличия от российских норм относительно досрочного освобождения осужденных из мест лишения свободы и контроля за такими лицами. Считаем необходимым выделить некоторые положения, небезынтересные для российского законодателя.
В ч. 3 ст. 45 УК Республики Беларусь прямо предусмотрено, что в течение срока судимости за осужденным может осуществляться профилактическое наблюдение или превентивный надзор. Порядок и условия их осуществления определяются Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь.
В ст. 80 УК Республики Беларусь приводятся основы осуществления превентивного надзора за осужденным. Так, за лицом, допустившим особо опасный рецидив, после освобож-
дения из мест лишения свободы устанавливается судом превентивный надзор до снятия судимости.
В ст. 91 УК Республики Беларусь перечислены условия освобождения от наказания или замены наказания более мягким в связи с болезнью осужденного. Его основные отличия от российского института заключаются в следующем:
- при освобождении от наказания в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, лицо может быть освобождено судом от отбывания наказания или это наказание может быть заменено более мягким видом наказания, и при этом учитываются тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, характер заболевания и другие обстоятельства;
- лицо, заболевшее после вынесения приговора психической болезнью, лишающей его возможности сознавать фактический характер и значение своих действий или руководить ими, освобождается от отбывания наказания с возможным назначением принудительных мер безопасности и лечения. Но лицо, освобожденное от наказания по болезни, к которомубыли применены принудительные меры безопасности и лечения, в случае его выздоровления подлежит наказанию, если не истекли сроки давности исполнения приговора (как и в России), но при этом время, в течение которого к нему применялись принудительные меры безопасности и лечения, засчитывается в срок наказания (что в УК РФ не определено).
Существенно отличается от российского институт амнистии, которомупосвящена ст. 95 УК Республики Беларусь. Так, амнистия применяется на основании закона Республики Беларусь, а если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление или преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров.
Аналогичным образом отличается от российского институт помилования (ст. 96 УК Республики Беларусь): если лицо, условно освобожденное актом помилования, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров.
Особый интерес представляет институт судимости в УК Республики Беларусь (гл. 13), который также существенно отличается от российского:
- судимость лица, допустившего особо опасный рецидив, не погашается (ч. 3 ст. 97 УК Республики Беларусь);
- при условно-досрочном освобождении от наказания или замене наказания более мягким сроки погашения судимости исчисляются соответственно со дня истечения неотбытой части наказания или отбытия более мягкого наказания за совершенное умышленное преступление (ч. 4 ст. 97 УК Республики Беларусь);
- если лицо, осужденное за неосторожное преступление, было освобождено от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, то данное лицо признается не имеющим судимости соответственно со дня принятия судом решения об освобождении от отбывания наказания. При освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью лица, осужденного за умышленное преступление, сроки погашения судимости исчисляются со дня принятия судом решения об освобождении от отбывания наказания (ч. 5 ст. 97 УК Республики Беларусь);
- если лицо, отбывшее наказание за совершение умышленного преступления, до истечения срока судимости совершит новое преступление, течение срока, погашающего судимость, прерывается и срок судимости за предыдущее преступление начинает течь заново после отбытия наказания за новое преступление. При этом лицо считается судимым за оба преступления в течение срока, определяемого более тяжким преступлением, если новое преступление также было умышленным (ч. 6 ст. 97 УК Республики Беларусь).
Таким образом, очевидно, что уголовное законодательство стран постсоветского пространства, регламентирующее вопросы досрочного освобождения от наказания и контроля за освобожденными лицами, имеет ряд положений, интересных для российского законодателя. Это обстоятельство обусловливает необходимость дальнейшего развития в России уголовно-правового регулирования института контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
1 См. подробнее: О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54.