DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-362-367 КАПУСТИНА Анастасия Владимировна,
NIION: 2021-0079-1/23-68 Младший научный сотрудник
MOSURED: 77/27-025-2023-01-68 Института государства и права
Российской академии наук, e-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННЫМ ПРОИЗВОДСТВУ И ОБОРОТУ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
Аннотация. В работе исследуется уголовная политика государства, направленная на борьбу с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции в России в рамках двух масштабных антиалкогольных кампаний второй половины XX в. В указанный период особое внимание уделялось уголовно-правовому противодействию самогоноварению, а также нарушению правил торговли алкогольными напитками. Кроме уголовно-правового противодействия, влияние на уровень преступности оказывали иные правовые, а также экономические и социально-культурные меры. Однако даже комплексное применение таких мер не принесло ожидаемых результатов в связи с установлением большого количества запретов и ограничений, которые способствовали увеличению доли нелегального алкоголя на рынке.
Ключевые слова: незаконный оборот алкогольной продукции, спиртная продукция, алкоголь, самогоноварение, акцизы, антиалкогольная кампания.
KAPUSTINA Anastasia Vladimirovna,
Associate Research Fellow Institute of State and Law Russian Academy of Sciences
CRIMINAL LAW COUNTERING ILLEGAL PRODUCTION AND CIRCULATION OF ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY
Annotation. The work examines the criminal policy of the state aimed at combating the illegal circulation of alcoholic and alcohol-containing products in Russia as part of two large-scale anti-alcohol campaigns of the second half of the 20th century. During this period, special attention was paid to criminal law countering moonshine, as well as violation of the rules for the trade in alcoholic beverages. In addition to criminal law, other legal, as well as economic and socio-cultural measures had an impact on the crime rate. However, even the integrated application of such measures did not bring the expected results due to the establishment of a large number of prohibitions and restrictions that contributed to an increase in the share of illegal alcohol in the market.
Key words: illegal circulation of alcoholic beverages, alcoholic beverages, alcohol, moonshine, excise taxes, anti-alcohol campaign.
После Второй мировой войны во многих странах фиксировался рост потребления алкогольной продукции в 1,5-2 раза. К началу 60-х годов XX в. в СССР потребление алкоголя увеличилось почти на 50% и оказывало негативное воздействие на экономические показатели развития государства, снижало продуктивность труда [1]. Увеличилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьяне-
ния (70 % убийств, нанесения тяжких телесных повреждений и изнасилований, 90 % проявлений хулиганства, более 30 % краж) [2]. Высокий уровень потребления алкоголя советскими гражданами был связан с распространением алкоголя среди военнослужащих и гражданского населения в период Великой Отечественной войны. Этому способствовали государственные решения, связанные с выдачей спиртного на фронте
(«наркомовские сто грамм») и массовое употребление населением самогона. В связи со сложившейся ситуацией в конце 50-х годов XX в. государство активизировало борьбу с пьянством и алкоголизмом. В рамках специальных антиалкогольных кампаний принимались меры, в частности, направленные на борьбу с незаконными производством и оборотом алкогольной продукции.
Отправной точкой первой антиалкогольной кампании стало принятие в 1958 г. Советом Министров СССР постановления «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками», которым устанавливались запреты и ограничения, связанные с продажей алкогольной продукции. За нарушение правил к ответственности привлекались работники торговли и предприятий общественного питания [3].
Другим направлением антиалкогольной кампании являлась борьба с самогоноварением, которое рассматривалось в качестве источника нетрудовых доходов граждан и причины распространения пьянства. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. закреплялась уголовная ответственность за незаконное изготовление, сбыт и хранение спиртных напитков (ст. 158). Как отмечалось в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР «самогоноварение не только приводит к уничтожению значительного количества ценных продуктов, но и способствует пьянству, отрицательно сказывается на семейном быте, причиняет большой вред производству, приводит к нарушениям правил социалистического общежития, а иногда к совершению преступлений» [4]. В качестве предмета преступления в первой редакции статьи выступали самогон и другие крепкие спиртные напитки, в отношении которых имелось специальное запрещение, а также аппараты для их выработки. В 1962 г. в статью дополнительно были включены чача, арака, тутовая водка и брага. Предметом преступления являлись крепкие спиртные напитки только домашней выработки. Обязательным признаком состава указывалась цель сбыта (не только их продажа, но и другие способы реализации, например, обмен, расчет за выполненную работу, передача в счет долга и т.д.) [5]. Если лицо незаконно изготавливало спиртные напитки без цели сбыта, деяния квалифицировались по ч. 1 ст. 158 УК РСФСР, но к уголовной ответственности лицо привлекалось только в случае, если ранее за такие же действия к нему уже применялись меры общественного или административного воздействия. Если цель сбыта была установлена, то действия виновного квалифицировались по ч. 2 ст. 158 УК РСФСР.
В 1972 г. установлены новые правила и ограничения, связанные с оборотом алкогольной про-
дукции [6]: запрещалось осуществлять продажу алкогольной продукции крепостью свыше 30 % в районе расположения производственных предприятий и строек, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев и домов отдыха, вокзалов, пристаней и аэропортов, культурных и зрелищных предприятий, в местах массовых гуляний и отдыха. Также запрещалась продажа алкоголя в период времени с 19:00 до 11:00. Осуществлять продажу алкогольных напитков могли только предприятия торговли и общественного питания, имеющие специальное разрешение.
В связи с принятыми положениями в этом же году получило развитие уголовное законодательство о незаконных производстве и обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» предусматривалось включение в УК РСФСР нового состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил торговли спиртными напитками (ст. 1561 УК РСФСР) [7]. Преступлением признавалось умышленное нарушение любого предусмотренного ограничения на продажу спиртных напитков, совершенное повторно в течение года после применения к виновному за подобное нарушение мер административного взыскания или общественного воздействия. В Указе также отмечалось, что скупка и перепродажа гражданами спиртных напитков по повышенной цене должна квалифицироваться как спекуляция по ст. 154 УК РСФСР. Уголовно наказуемой являлась только неоднократная скупка и перепродажа спиртных напитков с общей суммой дохода от таких действий свыше тридцати рублей, если эти действия охватывались единым умыслом виновного и составили в совокупности единое преступление. В иных случаях указанное деяние являлось правонарушением и влекло применение мер административного взыскания [8].
Этим же Указном ст. 158 УК РСФСР была дополнена ч. 2 и ч. 4, предусматривающими ответственность за повторное изготовление или хранение самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки без или с целью сбыта соответственно.
Как отмечает Трухин П.П., в судебной практике возникали сложности с квалификацией повторного самогоноварения [9]. Позже Верховный Суд СССР разъяснил, что признак повторно-сти не образуют изготовление или хранение крепких спиртных напитков домашней выработки и аппаратов для их выработки без цели сбыта и те же действия с целью сбыта, а равно их сбыт (в любой последовательности). В таких случаях дей-
ствия виновных надлежало квалифицировать по совокупности совершенных преступлений [10]. В этом же постановлении Пленума Верховного Суда СССР отмечалось, что скупка и дальнейшая перепродажа крепких спиртных напитков домашнего приготовления и аппаратов для их выработки должны рассматриваться как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 154 и ст. 158 УК РСФСР.
Несмотря на принятые законодателем меры, в практике применения судами соответствующих статей УК РСФСР выявлялись существенные недостатки, на которые обращал внимание Верховный Суд СССР. В ряде случаев суды рассматривали поверхностно расследованные дела, не выявляли всех участников преступления и не устанавливали действительную цель изготовления спиртных напитков домашней выработки, не выявляли источники получения сырья. В результате действия виновных квалифицировались неправильно, и они не несли заслуженного наказания, а соучастники вовсе могли не привлекаться к уголовной ответственности [11].
Первая антиалкогольная кампания не привела к желаемым результатам. К 80-м годам XX в. СССР вышел в мировые лидеры по показателям потребления как легальной, так и нелегальной алкогольной продукции. Это повлекло снижение продолжительности жизни населения, рост бытового, производственного травматизма и другие социально-экономические проблемы [12].
Вторая широкомасштабная антиалкогольная кампания в РСФСР связана с принятием в 1985 г. постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» [13]. Постановление предусматривало комплекс правовых, экономических, социально-культурных и организационных мер, направленных на борьбу с алкоголизмом. В сфере уголовно-правого противодействия ужесточался контроль за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, в особенности домашней выработки. Отмечалось, что необходимо обеспечить своевременное выявление лиц, осуществляющих самогоноварение, сбыт, приобретение и хранение спиртных напитков домашнего производства, а также занимающихся спекуляцией спиртными напитками.
Вслед за указанным постановлением вышло постановление Пленума Верховного Суда СССР о практике применения судами антиалкогольного законодательства, которым охватывались вопросы рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления и иные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, лиц, обвиняемых в спекуляции спиртными напитками, самогоноварении [14]. Особое внимание Верховный Суд СССР обратил на преступления, связан-
ные с нарушениями правил торговли спиртными напитками и вовлечении несовершеннолетних в пьянство. Так отмечалось, что продажа спиртных напитков со складов, баз, из подсобных помещений предприятий торговли или общественного питания, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности работниками торговых предприятий должна квалифицироваться ст. 1563 УК РСФСР (нарушение правил торговли). В случаях, когда реализация спиртных напитков работником торгового предприятия осуществлялась за незаконное вознаграждение, полученное путем вымогательства от гражданина, судам следовало квалифицировать такое деяние как по ст. 1562 УК РСФСР (получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения), а если эти действия были сопряжены с нарушением правил торговли спиртными напитками, то дополнительно и по ст. 1561 УК РСФСР (нарушение правил торговли спиртными напитками). Работники торговых предприятий, виновные в продаже спиртных напитков, заведомо предназначенных для спекуляции, подлежали ответственности за соучастие в спекуляции.
Результатом принятых мер стало сокращение в 1989 г. объемов реализованной водки на 37 млрд. руб. по сравнению с 1985 г. [15] Наряду с положительными результатами антиалкогольная кампания имела и негативные последствия. После 1985 г. в стране резко увеличилось количество случаев самогоноварения. По оценочным данным, самогон составлял более 2/5 потребляемого в стране алкоголя [16]. За нарушение антиалкогольного законодательства к ответственности в 1980 г. привлекли 7 571 496 чел., в 1985 г. - 9 646 627 чел., в 1990 г. - 6 705 937 чел [17].
Как отмечает Лебедева Е.С., вторая антиалкогольная кампания привела к росту незаконного изготовления спиртных напитков в следствие резкого сокращения их государственного производства [18]. Насильственные действия, запреты и ограничения, устанавливаемые в целях борьбы с пьянством, неизбежно вызвали обратный эффект и только ухудшили ситуацию в связи с объективно обусловленным среди населения высоким спросом на алкогольную продукцию [19]. Фиксировался рост смертности от отравлений непищевой спиртосодержащей продукцией, рост теневых доходов от спекуляции алкогольной продукции и, как следствие, снижение государственных доходов от винной монополии. К концу 80-х годов XX в. государство стало ослаблять антиалкогольные меры: декриминализовано преступление, предусматривающее уголовную ответственность за изготовление спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта, начинаются незначительные послабления в розничной тор-
говле винно-водочной продукцией. По мнению А.В. Шеслера, декриминализация изготовления и хранения крепких спиртных напитков без цели сбыта была связана с дефицитом таких напитков, который был вызван решением советской власти о сокращении их государственного производства [20].
Распад СССР и существенные политические и экономические преобразования способствовали отмене государственной алкогольной монополии. В июне 1992 г. был подписан Указ об отмене государственной алкогольной монополии в сфере производства, оборота и реализации алкогольной продукции. В процессе реформ 1992-1994 гг. производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции полностью перешли в частные руки, что сформировало бизнес, часто переплетающийся с криминалом. В 1993 г. государство предприняло попытку вернуть алкогольную монополию путем издания Указа «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» [21]. Однако, уже в 1996 г. данный Указ был отменен [22]. С 1995 г. и по настоящее время основой регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральный закон от 22.11.1995 №
171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [23].
Таким образом, опыт борьбы с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции в России во второй половине XX в. связан с проведением двух широкомасштабных антиалкогольных кампаний. В части уголовно-правового противодействия незаконным производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции стоит отметить, что УК РСФСР 1960 г. предусматривал соответствующие составы преступлений. Однако сделать однозначный вывод о влиянии уголовной политики на уровень преступности не представляется возможным, так как для решения проблемы незаконного оборота алкогольной продукции необходимо применение комплекса правовых, экономических и социально-культурных мер. Как показывает практика второй половины двадцатого столетия, даже антиалкогольные кампании не принесли ожидаемых результатов. Связано это с установлением большого количества запретов и ограничений, которые лишь способствовали увеличению процент нелегального алкоголя на рынке.
Список литературы:
[1] Гончарова С. Г. Антиалкогольные кампании в СССР (60-е-80-е гг.) // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015. № 1. С. 51-56.
[2] Фокин А. А. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Обусилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» и антиалкогольная кампания 1960-х годов // Вестник ЧелГУ. 2014. № 12 (341) С. 109-115.
[3] Постановление Совета Министров РСФСР от 30.12.1958 № 1433 «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 10.06.1961 № 3 «О судебной практике по делам о самогоноварении» // СПС «КонсультантПлюс».
[5] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 № 15 «О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом» // СПС «КонсультантПлюс».
[6] Постановление Совета Министров СССР от 16.05.1972 № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.06.1972 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» // СПС «КонсультантПлюс».
[8] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 № 15 «О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом» // СПС «КонсультантПлюс».
[9] Трухин П. П. Ответственность за изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки // Советская юстиция. 1978. № 7. С. 19.
[10] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 12.01.1973 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении, сбыте, хранении крепких спиртных напитков домашней выработки» // СПС «КонсультантПлюс».
•чшшшшштжжжжжжшшшшштжжжжжжжшшшшштжж!^^
[11] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26.09.1975 № 6 «О практике применения судами законодательства и постановлений Пленума Верховного Суда СССР, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом» // СПС «КонсультантПлюс».
[12] Соколова Т. Л. Правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в СССР в 1985-1991 гг. // Образование и право. 2020. № 1. С. 353-359.
[13] Постановление Совета Министров РСФСР от 28 июня 1985 г. № 273 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» // СПС «КонсультантПлюс».
[14] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 № 15 «О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом» // СПС «КонсультантПлюс».
[15] Ребриков В. А. О влиянии законодательства на потребление алкоголя в России // Алкоголь и здоровье населения России, 1900-2000 гг.: материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. М., 1998. С. 146.
[16] Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. М., 1990. С. 16.
[17] Ващук А. С., Крушанова Л. А. Антиалкогольная политика в СССР в годы перестройки и ее последствия в Дальневосточном регионе // Россия и АТР. 2014. № 4 (86). С. 32-44.
[18] Лебедева Е. С. Государственно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в СССР: 1917-1985 гг.: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
[19] Заиграев Г. Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 112.
[20] Шеслер А. В. Криминализация и декриминализация как направления правотворческой политики // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 136-141.
[21] Указ Президента РФ от 11.06.1993 № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» // СПС «Консультант-Плюс».
[22] Указ Президента РФ от 13.02.1996 № 192 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» // СПС «Консультант-Плюс».
Spisok literatury:
[1] Goncharova S. G. Antialkogol'nye kampanii v SSSR (60-e-80-e gg.) // Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2015. № 1. S. 51-56.
[2] Fokin A. A. Postanovlenie CK KPSS i Soveta Ministrov SSSR «Ob usilenii bor'by s p'yanstvom i o navedenii poryadka v torgovle krepkimi spirtnymi napitkami» i antialkogol'naya kampaniya 1960-h godov // Vestnik CHelGU. 2014. № 12 (341) S. 109-115.
[3] Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 30.12.1958 № 1433 «Ob usilenii bor'by s p'yanstvom i o navedenii poryadka v torgovle krepkimi spirtnymi napitkami» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[4] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RSFSR ot 10.06.1961 № 3 «O sudebnojpraktike po delam o samogonovarenii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[5] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 01.11.1985 № 15 «O praktike primeneniya sudamizakonodatel'stva, napravlennogo na usilenie bor'by s p'yanstvom ialkogolizmom» //SPS «Konsul'tant-Plyus».
[6] Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 16.05.1972 № 361 «O merah po usileniyu bor'by protiv p'yanstva i alkogolizma» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[7] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 19.06.1972 «O merah po usileniyu bor'by protiv p'yanstva i alkogolizma» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[8] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 01.11.1985 № 15 «O praktike primeneniya sudami zakonodatel'stva, napravlennogo na usilenie bor'by s p'yanstvom i alkogolizmom» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^
366 ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ - № 1 - 2023
[9] Truhin P. P. Otvetstvennost' za izgotovlenie, sbyt, hranenie krepkih spirtnyh napitkov domashnej vyrabotki// Sovetskaya yusticiya. 1978. № 7. S. 19.
[10]Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 12.01.1973 № 2 «O sudebnojpraktikepo delam ob izgotovlenii, sbyte, hranenii krepkih spirtnyh napitkov domashnej vyrabotki» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[11] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 26.09.1975 № 6 «O praktike primeneniya sudami zakonodatel'stva i postanovlenij Plenuma Verhovnogo Suda SSSR, napravlennyh na usilenie bor'by s p'yanstvom i alkogolizmom» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[12] Sokolova T. L. Pravovoe regulirovanie proizvodstva i oborota alkogol'noj produkcii v SSSR v 19851991 gg. // Obrazovanie i pravo. 2020. № 1. S. 353-359.
[13] Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 28 iyunya 1985 g. № 273 «O merah po preodoleniyu p'yanstva i alkogolizma, iskoreneniyu samogonovareniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[14] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 01.11.1985 № 15 «O praktike primeneniya sudami zakonodatel'stva, napravlennogo na usilenie bor'by s p'yanstvom i alkogolizmom» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[15] Rebrikov V. A. O vliyanii zakonodatel'stva na potreblenie alkogolya v Rossii // Alkogol' i zdorov'e naseleniya Rossii, 1900-2000 gg.: materialy Vserossijskogo foruma po politike v oblasti obshchestvennogo zdorov'ya. M., 1998. S. 146.
[16] Min'kovskij G. M., Pobegajlo E. F., Revin V. P. Ugolovno-pravovye sredstva bor'by s p'yanstvom, alkogolizmom, narkomaniej i toksikomaniej. M., 1990. S. 16.
[17] Vashchuk A. S., Krushanova L. A. Antialkogol'naya politika v SSSR v gody perestrojki i ee posled-stviya v Dal'nevostochnom regione // Rossiya i ATR. 2014. № 4 (86). S. 32-44.
[18] Lebedeva E. S. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie proizvodstva i oborota alkogol'noj produkcii v SSSR: 1917-1985 gg.: Dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2009.
[19] Zaigraev G. G. Gosudarstvennaya politika kak faktor alkogolizacii naseleniya // Sociologicheskie issledovaniya. 1997. № 4. S. 112.
[20] SHesler A. V. Kriminalizaciya i dekriminalizaciya kak napravleniya pravotvorcheskoj politiki // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 2 (46). S. 136-141.
[21] Ukaz Prezidenta RF ot 11.06.1993 № 918 «O vosstanovlenii gosudarstvennoj monopolii na proiz-vodstvo, hranenie, optovuyu i roznichnuyu prodazhu alkogol'noj produkcii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[22] Ukaz Prezidenta RF ot 13.02.1996 № 192 «O priznanii utrativshim silu Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 11 iyunya 1993 g. № 918 «O vosstanovlenii gosudarstvennoj monopolii na proizvodstvo, hranenie, optovuyu i roznichnuyu prodazhu alkogol'noj produkcii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
vsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm.