УДК 343.2/.7
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
© В.Л. Воротников
В статье анализируется уголовно-правовая политика в отношении преступлений в сфере компьютерной информации. Автором исследуются ее особенности и перспективы оптимизации уголовной ответственности за данные общественно опасные деяния.
Ключевые слова: уголовно-правовые санкции, уголовно-правовая политика, преступления в сфере компьютерной информации, глава 28 УК РФ, судебно-следственная практика, развитие программно-технических средств.
Отечественная судебно-следственная
практика противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации пока весьма непредставительна. Эта ситуация объясняется тем, что лишь в последние годы в результате развития программно-технических средств и повышения «компьютерной грамотности», обеспечивающих возможность взаимодействия с машинными ресурсами широкого круга пользователей, информационные системы внедрены в промышленности, управлении, обороне, научных исследованиях, связи, коммерческой, финансовой сферах человеческой деятельности. Появление электронно-вычислительной техники четвертого и пятого поколений с огромными производительными возможностями привело к полной компьютеризации хозяйственной и управленческой деятельности, систематическом использовании компьютерной техники в космических исследованиях, обороне, атомной энергетике и других областях жизни общества. То есть в тех сферах человеческой жизнедеятельности, где нарушение работы такой техники чревато авариями и даже катастрофами с человеческими жертвами и огромным экономическим ущербом.
Постепенно возникла и успешно развивается целая информационная индустрия, чья самостоятельность и перспектива дальнейшего развития целиком и полностью зависит от наиболее точного регулирования правоотношений, возникающих при формировании, использовании и защите информационных ресурсов. В связи с широким проникновением во все сферы человеческой деятельности современных информационных технологий, назрела необходимость не только в научном осмыслении последствий их создания и
практического использования, но и в содержательном анализе проблем, возникающих в сфере информатизации общества и обеспечении информационной безопасности.
Рассматриваемые преступления имеют свою специфику - высокую латентность, сложности своевременного выявления, трудности сбора и оформления доказательной базы и возможности совершать преступления на большом расстоянии. Высокая степень латентности преступлений в сфере компьютерной информации в Российской Федерации объясняется прежде всего: 1) общей криминогенной обстановкой; 2) специфичностью самой компьютерной сферы, требующей специальных познаний, умений и навыков.
Сегодня проблема борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации приобрела небывалую остроту. Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие компьютерной технологии и международных компьютерных сетей, как неотъемлемой части современной международной финансовой и банковской деятельности, создало предпосылки, в немалой степени облегчающие совершение преступных деяний как внутри страны, так и на международном уровне. Данные злоупотребления вместе со все возрастающим использованием сравнительно недорогих персональных и домашних компьютеров расширили арсенал преступлений в сфере компьютерной информации. Такие преступления при использовании международных спутниковых сетей телесвязи фактически могут совершаться на значительном расстоянии от объекта преступления буквально за доли секунды. Например, в контексте этого примечательно уголовное дело В. Левина и его транснациональной преступ-
ной группировки, ограбивших крупнейшее кредитное учреждение мира - американский «Ситибанк» [1].
По экспертным оценкам за рубежом уже в конце прошлого столетия убытки от компьютерных преступлений достигали 5 млрд долл. в год, и опасность таких посягательств оценивалась как очень высокая. Так, только по официальным статистическим данным правоохранительной практики, в Германии «компьютерная мафия» похищала в год до 4 млрд марок, во Франции потери составляли
1 млрд франков в год, и количество подобных преступлений постоянно увеличивалось на 30-40 % ежегодно [2].
Технологическими аспектами безопасности в СССР занимались очень серьезно. В 1973 г. при Министерстве оборонной промышленности была создана специальная служба защиты информации. Что касается правового аспекта, то данная проблема в Советском Союзе была подвергнута монографическому анализу лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. [3-9]. Первое упоминание об уголовной ответственности за некоторые общественно опасные деяния в сфере компьютерной информации было сделано в Законе РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., хотя соответствующих дополнений в УК РСФСР внесено не было. В связи с этим большинство компьютерных преступлений квалифицировалось в зависимости от наступивших последствий. Так, например, перечисление денежных средств с одного счета кредитного учреждения на другой путем проникновения в банковскую компьютерную сеть квалифицировалось как хищение собственности.
В Российской Федерации на сегодняшний день наиболее распространены способы манипулирования средствами компьютерной техники, связанные с хищением денег, кражей компьютерных программ, баз данных, преднамеренным разрушением, искажением информации, иногда по мотивам мести или для сокрытия других преступлений. Злоупотребления же часто выражаются в несанкционированной бесплатной эксплуатации ЭВМ, их сетей, в незаконном проникновении в информационные системы, использовании программ, разрушающих первоначальную компьютерную информацию.
Фактически с опозданием на целое десятилетие в Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. В Уголовном кодексе 1996 г. нашли отражение реальности нашего современного общества, нормативно были зафиксированы абсолютно новые противоправные деяния, отражена переоценка охраняемых уголовным законом ценностей. Правоприменительная практика этих норм еще только начинает складываться, имеются проблемы в квалификации.
Показательно, что из 23 преступлений в сфере компьютерной информации, зарегистрированных в Российской Федерации в 1997 г., лишь 6 были закончены расследованием и выявлено только 4 лица, совершивших данные преступления. Из 69 фактов общественно опасных деяний, зарегистрированных в 1998 г., уже 54 преступления были закончены расследованием, либо разрешены в отчетном году, выявлено 20 человек, совершивших преступления в сфере компьютерной информации [10].
Развитие правовой базы, создание эффективной системы гражданско-правовых, административных и уголовно-правовых норм является отправной точкой борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, поскольку именно развитая правовая база, система регулирует все возникающие в этой области отношения. Анализ современной отечественной нормативноправовой базы, направленной на урегулирование отношений в сфере информатизации и обеспечении информационной безопасности, позволяет сделать вывод о том, что она еще находится в стадии становления.
Бланкетный характер диспозиций уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, требует при их квалификации применения различных правовых актов, регулирующих информационные правоотношения, и, соответственно, знания терминологии, используемой этими актами. Анализ этих норм показывает, что без знания данного законодательства, регулирующего информационные правоотношения, следствие и дознание не смогут правильно квалифицировать выявленные случаи преступле-
ний, а суд сможет адекватно применять соответствующие нормы уголовного закона.
Существенную помощь в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере компьютерной информации может оказать детальная проработка уголовноправовой характеристики преступлений данного вида. При этом крайне важно точно понимать смысл норм материального права. Учитывая новизну решений отечественного законодателя в области признания уголовно наказуемыми деяний, касающихся преступных посягательств в сфере компьютерной информации, любое описание криминальной деятельности необходимо первоначально начинать с определения сущности абсолютно новых понятий и терминов, введенных законотворцами при конструировании конкретного состава преступления.
Анализ гл. 28 УК РФ показывает, что законодатель ввел также ряд понятий, не содержавшихся ранее не только в уголовноправовой терминологии, но и в отечественном законодательстве, регулирующем информационные отношения. Эти принципиально важные термины нуждаются в существенных пояснениях, основанных на понимании как ряда технических характеристик новых средств обработки информации, так и сущности самой информации, как новой уголовно-правовой категории. Уточнение содержания терминов, использованных при формулировании уголовного закона с учетом нормативного регулирования информационных отношений, также является принципиально важным для представления об элементах преступлений в сфере компьютерной информации, правильной квалификации и назначения оптимального вида наказания за их совершение.
1. Моцкобили И. Хакеры рвутся к мировому господству // Коммерсант - Daily. 1998. № 73.
2 апр. С. 6.
2. Компьютерные технологии в юридической деятельности / под ред. Н. Полевого, В. Крылова. М., 1994. С. 30.
3. Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М., 1987.
4. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
5. Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М., 1991.
6. Безруков Н.Н. Компьютерная вирусология. Справочное руководство. Киев, 1991.
7. Талеубекова Б.Х. Организационно-правовые проблемы контроля над компьютерной преступностью. Караганда, 1994.
8. Федоров В. Компьютерные преступления: выявление, расследование и профилактика // Законность. 1994. № 6.
9. Черных А.В. Преступления компьютерного века // Советская юстиция. 1987. № 11.
10. Единый отчет о преступности по Российской Федерации за 1998 год. Ф. 453 КН. 01-СВ по РОСС. Раздел 13. Преступления в сфере компьютерной информации.
Поступила в редакцию 2.03.2009 г.
Vorotnikov V.L. The criminally-legal policy concerning crimes in the sphere of the computer information. In the article the criminally-legal policy concerning the crimes in the sphere of the computer information is analyzed. The author investigates its features and prospect of optimisation of the criminal liability for the given socially dangerous acts.
Key words: criminally-legal sanctions, the criminally-legal policy, crimes in the sphere of the computer information, chapter 28 of the criminal code of Russian Federation, judicial-investigatory practice, development of program-technical means.