Научная статья на тему 'Уголовно-правовая характеристика неисполнения приказа'

Уголовно-правовая характеристика неисполнения приказа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приказ / военные действия / боевые действия / мобилизация / военное положение / военное время / order / military actions / combat operations / mobilization / martial law / wartime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куличков Алексей Александрович

Цель исследования. Целью исследования является совершенствование уголовно-правового противодействия неисполнению приказа как одному из наиболее вредоносных преступлений против военной службы. В статье на основе анализа объективных и субъективных признаков неисполнения приказа даются научно обоснованные рекомендации по квалификации преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ. Учтены изменения, внесенные в уголовный закон, в сентябре 2022 г., существенно расширившие сферу действия норм ст. 332 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куличков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal-legal Characteristics of Failure to Comply with an Order

The purpose of the research. The aim of the study is to improve criminal law counteraction to failure to comply with an order as one of the most harmful crimes against military service. The article, based on the analysis of objective and subjective signs of failure to comply with an order, provides scientifically substantiated recommendations on the qualification of the crime provided for in Article 332 of the Criminal Code of the Russian Federation. The amendments made to the criminal law in September 2022, which significantly expanded the scope of the provisions of Article 332 of the Criminal Code of the Russian Federation, are taken into account.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая характеристика неисполнения приказа»

Куличков А.А.

5.1.4 Уголовно-правовые науки

(юридические науки)

Criminal Law Sciences

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-77-83 УДК: 343 ГРНТИ: 10.77 EDN: AROXBF

Уголовно-правовая характеристика неисполнения приказа

А.А. Куличков ©

Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. Целью исследования является совершенствование уголовно-правового противодействия неисполнению приказа как одному из наиболее вредоносных преступлений против военной службы. В статье на основе анализа объективных и субъективных признаков неисполнения приказа даются научно обоснованные рекомендации по квалификации преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ. Учтены изменения, внесенные в уголовный закон, в сентябре 2022 г., существенно расширившие сферу действия норм ст. 332 УК РФ.

Ключевые слова: приказ, военные действия, боевые действия, мобилизация, военное положение, военное время

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Куличков А.А. Уголовно-правовая характеристика неисполнения приказа // Лоббирование в законодательстве. 2024. Т. 3. № 4. С. 77-83. РО!: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-77-83. ЕРЫ: AROXBF

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-77-83

Criminal-legal Characteristics of Failure to Comply with an Order

А.А. Kulichkov ©

All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the research. The aim of the study is to improve criminal law counteraction to failure to comply with an order as one of the most harmful crimes against military service. The article, based on the analysis of objective and subjective signs of failure to comply with an order, provides scientifically substantiated recommendations on the qualification of the crime provided for in Article 332 of the Criminal Code of the Russian Federation. The amendments made to the criminal law in September 2022, which significantly expanded the scope of the provisions of Article 332 of the Criminal Code of the Russian Federation, are taken into account.

Key words: order, military actions, combat operations, mobilization, martial law, wartime

ISSN 2782-7372 (print) Т. 3. № 3. 2024 Лоббирование в законодательстве 77

ISSN 2949-2572 (online)

FOR CITATION: Kulichkov A.A. Criminal-legal Characteristics of Failure to Comply with an Order. Lobbying in the Legislative Process. 2024. Vol. 3. No. 4. Pp. 77-83. (In Rus.). DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-77-83. EDN: AROXBF

V-

Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей.

Эрих Мария Ремарк, «На Западном фронте без перемен»

ВВЕДЕНИЕ

Неисполнение приказа, вне всякого сомнения, является индексным, «базовым» преступлением против военной службы, посягающим на сами ее устои. Неслучайно именно ст. 332 открывает перечень преступлений гл. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Несмотря на обширную судебную практику по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 332 УК РФ, и достаточную разработанность темы в научной литературе (см., напр.: [3; 5]), актуальность данной проблематики не снижается. Более того, очаги напряженности в современном мире и, особенно, события, происходящие в последнее время на постсоветском пространстве, лишь актуализируют вопросы привлечения к уголовной ответственности за неисполнение приказа.

Следует заметить, что ранее положения гл. 33 УК РФ распространялись только на мирное время, так как согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определялась законодательством Российской Федерации военного времени. Однако в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 365-Ф31 ч. 3 ст. 331 утратила силу. Таким образом, в настоящее время нормы гл. 33 УК РФ распространяются и на военное время, и применимы в боевой обстановке. Принимать отдельное, так называемое «военно-уголовное» законодательство нет необходимости.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА

Родовым и видовым объектами неисполнения приказа выступают общественные отношения в сфере военной службы, связанные с осуществлением военно-служебной деятельности в Российской Федерации. Данные общественные отношения неоднородны по своей сути. Они включают в себя подчиненность и уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, порядок прохождения ими военной службы, особенности несения специальных служб, сохранность военного имущества, правила эксплуатации военной техники.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный порядок воинской подчинен-

1 См.: Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЭ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

ности, то есть регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными, в соответствии с которыми первые наделены правом отдавать подчиненным приказы и распоряжения по службе, а подчиненные обязаны беспрекословно их выполнять.

Взаимоотношения между начальниками и подчиненными регулируются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ (далее - УВС ВС РФ), а также другими уставами, например, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (далее - ДУ ВС РФ), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, Строевым уставом Вооруженных Сил РФ. По служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 332 УК РФ характеризуют следующие обязательные признаки:

1) деяние в форме бездействия - неисполнения подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке;

2) общественно опасное последствие - существенный вред интересам службы;

3) причинно-следственная связь между деянием и последствием.

В отечественной доктрине под «уголовно-правовым бездействием понимается общественно опасное, волевое и пассивное поведение» [6: 353]. Преступно бездействующее лицо не совершает те действия, которые оно, во-первых, должно было и, во-вторых, могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Среди факторов, порождающих правовую обязанность (долженствование) действовать, обычно называют: требование закона или подзаконного акта, избранную профессию, принятые на себя обязательства, предшествующее поведение лица [4:181; 6: 353-354].

Правовым основанием возникновения обязанности действовать определенным образом (в нашем случае - выполнять приказ) являются требования общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ (ст. 16, 24, 33-36, 39-43 УВС ВС РФ и ст. 1-3,9 ДУ ВС РФ). В целом, данные требования обязывают военнослужащего к организованным действиям независимо от его желания, в том числе по беспрекословному выполнению приказа.

Приказ необходимо понимать как «распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение»2.

2 Статья 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Говоря о необходимости выполнения приказа, УВС ВС РФ подразумевает лишь законный (в широком смысле) приказ. Законность приказа, как будет показано ниже, - понятие более емкое, чем его непротивоправность. Законность приказа подразумевает его соответствие ряду требований, одним из которых является непротивоправность, то есть необходимость строгого соответствия всем нормативным правовым актам, как законам, так и подзаконным.

Для признания приказа законным (в широком смысле), а значит, обязательным для выполнения, необходимо установить, что:

1) лицо, отдавшее приказ, является командиром (начальником) по отношению к военнослужащему (подчиненному). Отношения субординации между ними должны быть основаны на положениях УВС ВС РФ;

2) приказ должен быть отдан исключительно по служебным вопросам;

3) приказ должен содержать максимально конкретное требование совершить определенные действия или отказаться от их совершения, исключая при этом возможность двоякого толкования;

4) приказ не должен быть заведомо для исполнителя противоправным или незаконным (в узком смысле). Под противоправным следует понимать:

• очевидно преступный приказ (к примеру, отданный в ходе боевых действий приказ добить раненого противника);

• внешне непреступный приказ, создающий, однако, условия для наступления преступных последствий (например, приказ организовать сварочные работы в дождливую погоду). Сюда же можно отнести и приказ, содержащий заведомо для командира (начальника) элементы злоупотребления должностными полномочиями (например, настойчивые требования заступить в караул, несмотря на осведомленность о плохом самочувствии подчиненного);

5) соблюдена форма отдачи приказа. По форме приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Если речь идет, в частности, о приказе, отданном в письменном виде, то он должен иметь необходимые реквизиты - визы, подпись, дату, печать, регистрационный номер и т.п. Перечень реквизитов устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.

Высказано мнение о том, что одним из требований к законному приказу является его целесообразность [1: 337]. Необходимо признать эту точку зрения спорной. Во-первых, целесообразность (в отличие от законности) - понятие неюридическое, не имеющее конкретного правового наполнения. Во-вторых, выяснение целесообразности приказа требует его обсуждения и даже критики, что, в свою очередь, прямо запрещено ст. 39 УВС ВС РФ. Целесообразность отданного приказа (в случае соблюдения всех вышеуказанных требований) презюмируется.

Второй составляющей преступного бездействия лица, не исполняющего приказ, является выполнимость самого приказа. Уместно полагать, что выполнимость приказа характеризуется объективным и субъективным критериями. Объективный критерий означает,

что приказ может быть в принципе выполнен кем-либо в данных условиях места, времени и обстановки. Субъективный критерий заключается в возможности выполнить приказ конкретным военнослужащим.

Нельзя признать выполнимыми приказы, пусть даже внешне и соответствующие указанным критериям, но выполнение которых имеет вероятностный характер или требует исключительно творческого подхода (например, приказ занять на спартакиаде призовое место; успешно пройти курсы повышения квалификации; написать и защитить диссертацию).

Изучение материалов судебной практики показывает, что выполнимыми признаются, как правило, приказы, имеющие во многом «механистический» характер и требующие в этой связи от исполнителя не столько специальной подготовки или особых когнитивных способностей, сколько дисциплинированности и исполнительности. Так, из 70 изученных автором статьи актов военных судов, вынесенных за период с 2011 по 2018 г., следует, что приказы, неисполнение которых послужило основанием для привлечения военнослужащих к уголовной ответственности, касались:

1) заступления в суточный наряд (27 случаев или 38,5%);

2) наведения порядка на закрепленной территории, уборки помещений (22 случая или 31,4%);

3) перевода к новому месту службы (9 случаев или 12,9%);

4) выполнения специальных задач, например, уничтожения боеприпасов с истекшим сроком хранения (9 случаев или 12,9%);

5) устранения нарушений формы одежды (2 случая или 2,9%);

6) постановки в строй для проверки личного состава подразделения (1 случай или 1,4%).

По каждому такому делу в целях выяснения возможности выполнения приказа суду надлежит оценивать все обстоятельства содеянного, в особенности, предшествующее преступлению поведение командира (начальника) и подчиненного, их взаимоотношения, а также морально-психологическое состояние подчиненного, служебную нагрузку на него и т.п. Например, отказ заступить в суточный наряд в условиях чрезмерной нагрузки на военнослужащего, вызванной неравномерным распределением обязанностей в подразделении, не образует состава исследуемого посягательства и может оцениваться по правилам ч. 2 ст. 14 или ст. 39 УК РФ.

Неисполнение приказа может выражаться в активной и пассивной формах. При активной форме виновный открыто высказывает или демонстрирует отказ от выполнения приказа. Виновные чаще всего открыто заявляют начальнику о своем намерении не исполнять приказ3. Поведение подчиненных может характеризоваться дерзостью и сопровождаться нецензурной бранью4.

Пассивная форма выражается во внешней готовности виновного выполнить приказ, однако приказ фактически не исполняется.

3 См., напр.: Приговор Тверского гарнизонного военного суда от 22 мая 2018 г. № 1-13/2018.Я.

4 См., напр.: Приговор Владикавказского гарнизонного военного суда от 17 октября 2013 г. № 1-110/2013.

Приказ должен быть отдан в установленном порядке: в связи со службой, с соблюдением установленной формы, условий или порядка (процедуры) его отдания, соответствовать законам, другим нормативным правовым актам и приказам вышестоящих командиров (начальников) по содержанию, цели и средствам выполнения. Согласно ст. 42 УК РФ неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Состав преступления материальный. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить наступление в результате неисполнения подчиненным приказа, отданного в установленном порядке, существенного вреда интересам службы. Означенное преступное последствие может носить характер материального (физического и имущественного) и нематериального вреда (организационного, морального и т.п.). Существенным вредом интересам службы является причинение ущерба военному имуществу в крупном размере, а также причинение физического вреда военнослужащим (вплоть до умышленного причинения легкого вреда здоровью).

В качестве нематериального проявления существенного вреда интересам службы могут признаваться: серьезные нарушения распорядка дня в подразделении (воинской части), в том числе срыв плановых мероприятий по обучению личного состава, обслуживанию боевой техники; затруднение выполнения конкретных задач; нарушение законных прав военнослужащих, в том числе увеличение нагрузки на личный состав.

Суды по смыслу ст. 332 УК РФ признают существенным вредом интересам службы и такие последствия, как подрыв (снижение) авторитета командования конкретного подразделения (воинской части), а также снижение уровня дисциплины в подразделении (воинской части). Очевидно, что авторитет командиров и уровень воинской дисциплины являются сугубо умозрительными конструкциями. Установление их на практике может вызвать серьезные трудности. Поскольку урегулированные общевоинскими уставами взаимоотношения между начальниками и подчиненными не предполагают возможность отказа последних от выполнения законного приказа, то возникает проблема разграничения неисполнения приказа как грубого дисциплинарного проступка и преступления. Отказ подчиненного от исполнения приказа сам по себе не свидетельствует о наличии в его действиях признаков исследуемого преступления и, в случае если существенный вред интересам службы не был причинен, является грубым дисциплинарным проступком.

Думается, что неисполнение приказа, повлекшее подрыв (снижение) авторитета начальника и (или) снижение уровня дисциплины военнослужащих, может квалифицироваться по ст. 332 УК РФ только в том случае, когда факт неисполнения приказа становится известен другим военнослужащим, создавая тем самым предпосылки к подобного рода нарушениям в будущем. О создании такого преступного прецедента могут свидетельствовать различные обстоятельства, в частности: место (плац воинской части, казарменное помещение и т.д.), время (к примеру, время построения личного состава), обстановка (нахождение в составе подразделения во время приема пищи или подготовки

к торжественному мероприятию и т.п.). Так, признавая Бекова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 332 УК РФ, суд отметил, что тот дважды отказывался выполнять приказы командиров за короткий промежуток времени. Тем самым подсудимый проявил определенную линию устойчивого антиуставного поведения, подал отрицательный пример другим военнослужащим, которые были возмущены возможностью одних солдат не исполнять служебные обязанности в полном объеме, в отличие от других5.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА

Субъект преступления специальный - военнослужащий (в том числе проходящий военную службу по мобилизации), который является подчиненным по отношению к командиру (начальнику), отдавшему приказ.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Цели и мотивы виновного не влияют на квалификацию, но должны учитываться судом при назначении наказания. Наиболее распространенными целями (мотивами) является желание облегчить себе «льготные» условия прохождения военной службы, уклониться от исполнения обязанностей военной службы, противопоставить свою волю воле начальника и т.д.

В отдельных случаях мотивом выступает стремление следовать «традициям» (национальным, региональным и проч.). Так, допрошенный в судебном заседании рядовой Юсупгаджиев показал, что он не выполнил отданный ему дежурным по роте устный приказ об уборке закрепленной за ним территории, так как в местности, где он проживает, не принято, чтобы мужчина наводил порядок в помещении6. В другом примере рядовые Калибатов и Мазукабзов, исполнявшие обязанности рабочих по столовой, категорически отказались устранить нарушение формы одежды и надеть фартуки, поскольку, по их мнению, «в фартуках ходят только женщины»7.

Квалифицируя деяния виновных, суды не учитывают упомянутые «традиции», поскольку они нормативно не закреплены и представляют собой скорее предрассудки. Так, не принимая во внимание доводы защиты о том, что «существующие в Кавказском регионе неписаные правила, что мытьем полов в жилище занимаются женщины, а не мужчины, что является оскорблением мужского достоинства», Судебная коллегия по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда указала: «Утверждения в апелляционных жалобах о необходимости учета «особенностей национального менталитета, условий воспитания в семье и распределения домашних обязанностей, когда уборкой в помещении занимаются только женщины», противоречат

5 См.: Приговор Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 17 марта 2016 г. № 1-34/2016.

6 См.: Приговор Калужского гарнизонного военного суда от 5 октября 2011 г.№ 1-23/2011.

7 См.: Приговор Сочинского гарнизонного районного суда от 25 марта 2011 г.

требованиям Уставов ВС РФ и военному законодательству, а поэтомуявляются беспредметными»8.

В любом случае, какими бы ни были цели (мотивы) виновного, они являются абсолютно недопустимыми с точки зрения военной безопасности государства.

КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА

Вч. 2 ст. 332 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления: то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия. Понятие группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы раскрывается в ст. 35 УК РФ.

Понятие тяжких последствий в законе не раскрыто. К тяжким последствиям могут быть отнесены: срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля; причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей; вывод из строя боевой техники; причинение особо крупного материального ущерба и т.п.

Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЭ ст. 332 УК РФ была существенно изменена. В частности, появился новый «нематериальный» вид неисполнения приказа, не требующий в качестве обязательного признака состава наступления каких-либо последствий. Данный вид содержится в ч. 2.1 рассматриваемой статьи и охватывает две самостоятельные формы преступления:

1) неисполнение приказа в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий;

2) отказ от участия в военных или боевых действиях. Первая из указанных форм в качестве альтернативно-обязательных признаков объективной стороны содержит время совершения преступления и обстановку его совершения.

Временем совершения преступления признаются так называемые «особые периоды»:

• период военного положения;

• военное время9.

Вопросы военного положения регулируются Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение может вводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

8 См.: Апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 16 мая 2013 г. № 22А-184/2013.

9 См.: п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел

о преступлениях против военной службы» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. № 11).

Указ Президента РФ о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Если соответствующий указ не был утвержден Советом Федерации, данный документ прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Термин «военное время» нормативно не определен. В теории военное время понимается как период фактического нахождения воюющих сторон в состоянии войны [2: 305]. Данное положение согласуется с правовой позицией, отраженной в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФот 18 мая 2023 г. №11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военная доктрина РФ различает три вида войн: крупномасштабную, региональную и локальную10. Однако, несмотря на имеющиеся различия по масштабам и целям ведения, любая война в классическом варианте трактуется через призму вооруженного насилия как социально-политическое противоборство государств (коалиций государств), народов, национальных, социальных либо религиозных групп, основное содержание которого составляет широкое применение вооруженных сил. В международно-правовой доктрине считается, что война наряду с сотрудничеством и миром - это особое состояние межгосударственных отношений. Отсюда вытекает, что формы борьбы, которые не основаны на силовом вооруженном разрешении конфликта (гонка вооружений, экономическая блокада, демонстрация силы и т.п.) представляют собой особую разновидность конкуренции в международных отношениях. Они не связаны ни с термином «война», ни с термином «военное время», содержащимся в диспозиции ч. 2.1 ст. 332 УК РФ.

Началом военного времени считается объявление войны одной воюющей стороной другой стороне или фактическое начало военных действий между ними. Фактическое прекращение военных действий между воюющими сторонами или подписание соответствующих соглашений означает окончание военного времени. Военное время влечет за собой ряд международно-правовых и внутригосударственных политических, экономических, социальных и юридических последствий - разрыв дипломатических отношений, прекращение действия политических, экономических и иных договоров [2: 305].

Обстановка совершения преступления означает:

• условия вооруженного конфликта;

• условия ведения боевых действий.

Военная доктрина РФ понимает под вооруженным конфликтом «вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)» (п. 8).

Термин «вооруженный конфликт» необходимо отграничивать от «войны». Считается, что вооруженный конфликт (международного или немеждународного характера) протекает в условиях юридического мира,

10 См.: Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).

а противоборствующие стороны в нем далеко не всегда очевидны. Могут сохраняться консульские и дипломатические отношения и продолжать действовать договоры. При этом случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, в частности, беспорядки, не являются вооруженными конфликтами. Следовательно, для признания боевых действий вооруженным конфликтом они должны быть весьма значительными по масштабу, однако при этом, согласно Военной доктрине РФ, любой вооруженный конфликт имеет более ограниченный масштаб, чем война.

Разграничивая термины «военное время» («война») и «вооруженный конфликт», необходимо иметь ввиду, что, как это ни парадоксально, война (а значит, и военное время), возможны и в тех случаях, когда происходит качественное ухудшение международных отношений, но при этом ни одного (!) выстрела не производится. По крайне мере, истории известны такие примеры. Отсюда закономерно возникает вопрос, следует ли дифференцировать уголовную ответственность за неисполнение приказа путем закрепления военного времени и обстановки вооруженного конфликта в разных частях ст. 332 УК РФ в качестве самостоятельных квалифицирующих признаков. Такой подход к конструированию норм представляется автору настоящей работы не вполне удачным по следующим соображениям. Объединение в одной части статьи различных по своим проявлениям признаков времени и обстановки совершения преступления означает стремление законодателя учесть все возможные нарушения военной безопасности государства, причем как внешнего, так и внутреннего характера. Думается, что под термином «военное время» законодатель подразумевает войну в классическом виде (с применением вооружений и т.п.) как особое негативное состояние именно межгосударственных отношений. Что касается «вооруженного конфликта», то данный термин, по замыслу законодателя, охватывает различные необъявленные формы боестолкновений, но далеко не всегда между государствами. В этом смысле, например, пресловутая гражданская война представляет собой как раз вооруженный конфликт немеждународного характера.

В свете сказанного законодательный подход к формулированию квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков ряда составов преступлений гл. 33 УК РФ является обоснованным. В то же время масштабы и продолжительность вооруженного конфликта, вовлеченность в него большого количества государств или их коалиций, жертвы среди мирного населения, обстановка на фронте и т.д., разумеется, должны учитываться судом при назначении наказания военнослужащему, отказавшемуся выполнить приказ.

Термин «боевые действия» законодательно не закреплен. Военная наука под боевыми действиями понимает организованные действия частей, соединений, объединений всех видов вооруженных сил при выполнении поставленных боевых (оперативных) задач. Основными видами боевых действий являются оборона и наступление.

Оборона представляет собой вид боевых действий подразделений, имеющий целью отразить атаку противника, нанести ему максимальные потери и удер-

жать опорный пункт (боевую позицию, важный район или объект) и создать условия для последующих действий11.

Наступление - вид боевых действий подразделений, который ведется в целях разгрома противника всеми имеющимися в распоряжении командира средствами, решительной атаке, стремительном продвижении подразделений в глубину его боевого порядка, уничтожения и пленения живой силы, захвате вооружения и военной техники, различных объектов и намеченных районов (рубежей) местности12.

Боевые действия ведутся в форме операций, сражений, боев и ударов на земле, в воздухе (космосе) и на море как с применением обычных средств поражения, так и оружия массового поражения [2: 203]. Иными словами, боевые действия означают выполнение различных задач во время войны (в военное время) либо вооруженного конфликта в условиях непосредственного соприкосновения с противником. В свою очередь, под «противником» по смыслу примечания 1 к ст. 275 УК РФ понимаются силы (войска) иностранного государства, международной либо иностранной организации, непосредственно противостоящие Российской Федерации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники. В свете сказанного к противникам России не относятся, к примеру, террористические организации (ИГИЛ и проч.) несмотря на то, что деятельность этих структур может являться довольно масштабной и такие организации в состоянии противостоять российским вооруженным силам.

Вторая форма преступления - отказ от участия в военных или боевых действиях - также как и ранее рассмотренное «классическое» неисполнение приказа, может быть выражен в активной и пассивной формах. Виновный может открыто, в том числе вызывающе, дерзко, противопоставляя себя воинскому коллективу, отказаться от поставленной задачи либо, наоборот, продемонстрировать готовность к участию в боевых действиях, однако фактического участия в них не принимать. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 мая 2023 г. № 11 разъяснил, что «отказ от участия в военных или боевых действиях может заключаться, в частности, в отказе использовать оружие во время боя, а также в самовольном оставлении во время боя поля сражения или боевых позиций (боевых порядков)».

Сложнее обстоит дело с толкованием термина «военные действия». В теории этот термин понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле военные действия представляют собой противоборство сторон в войне. В узком смысле военные действия означают организованное применение сил и средств видов вооруженных сил, стратегических и оперативных группировок на театре военных действий для достижения политических и военных целей. Военные действия ведутся на суше, в воздухе, на море в форме операций, сражений, боевых действий, в том числе боев и ударов, и могут быть наступательными и оборонительными [2: 322].

11 См.: п. 33 ч. 2и п. 30 ч. 3 Боевого устава Сухопутных войск.

12 См.: п. 149 ч. 2ип. 153 ч. 3 Боевогоустава Сухопутных войск.

Важно учитывать, что понятия «военные действия» и «боевые действия» являются не юридическими, а оперативно-тактическими. Грань между ними весьма тонкая, нормативно не определенная. Сопоставляя данные понятия, можно заключить, что военные действия являются более масштабными, преследующими стратегические цели и далеко не всегда означают непосредственный, в том числе огневой, контакт с противником. В отдельных случаях военные действия лишь предшествуют такому соприкосновению, призваны подготовить подразделения к успешному выполнению поставленных задач, способствуют более качественному выполнению их выполнению.

Общим признаком военных и боевых действий является то, что они в принципе невозможны в мирное время (то есть не в период военного положения, военного времени и не в условиях вооруженного конфликта).

Для квалификации содеянного по ч. 2.1 ст. 332 УК РФ не имеет значения то обстоятельство, что местность, в которой введено военное положение, может не совпадать с местом службы виновного. Это связано с тем, что военнослужащий проходит военную службу не в административно-территориальных единицах (краях, областях и проч.), то есть в той местности, в которой может быть введено военное положение, а в военно-территориальных единицах (гарнизонах, военных округах, флотах).

Интересно отметить, что, начиная с 2023 г. кардинальным образом изменилась «структура» судебной практики по квалификации деяния как неисполнение приказа. Все 25 приговоров, вынесенных гарнизонными военными судами в 2023 г., касались неисполнения

приказа в форме отказа от участия в военных или боевых действиях (ч. 2.1 ст. 332 УК РФ).

Часть 2.2 ст. 332 УК РФ содержит в качестве квалифицирующего признака указание на тяжкие последствия. Содержание данного признака было рассмотрено выше применительно к ч. 2 изучаемой статьи. При оценке тяжести последствий необходимо учитывать все обстоятельства содеянного, способность соответствующего последствия оказать влияние на достижение целей военных или боевых действий. С учетом специфики «немирного времени» в качестве таких последствий можно рассматривать: срыв обороны или наступления, массовая гибель личного состава подразделений, вывод из строя боевой техники и т.п.

Часть 3 ст. 332 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективная сторона этого преступления предполагает неосторожную форму вины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующий вывод: уголовно-правовое противодействие неисполнению приказа предполагает уточнение отдельных признаков состава рассматриваемых преступлений в целях повышения эффективности правоприменительной практики. Адекватное толкование признаков состава рассматриваемого посягательства в состоянии способствовать достижению целей уголовно-правового регулирования в области обеспечения военной безопасности государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов П.В. и др. Актуальные проблемы уголовного права: курс лекций/под ред. О.С. Капинус. М., 2017.488 с.

2. Военный энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1 / ред. кол.: А.П. Горкин, В.А. Золотарев, В.М. Карев и др. М., 2002.848 с.

3. Ермолович Я.Н., Честное Н.Е. Проблемные вопросы квалификации неисполнения приказа (статья 332 УК РФ) // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2022. № 1 (294). С. 44-53.

4. Иванов Н.Г. Уголовное право. Общая часть: учебник. М., 2014.559 с.

5. Киселев A.B. Уголовно-правовые аспекты отдания и неисполнения приказа // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 1 (40). С. 673-677.

6. Наумов A.B. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. М., 2021. 784 с.

REFERENCES

1. Agapov P.V. et al. Current problems of criminal law: A course of lectures. O.S. Capinus (ed.). Moscow, 2017.488 p.

2. Military Encyclopedic Dictionary. In 2 vols. Vol. 1. A.P. Gorkin, V.A. Zolotarev, V.M. Karev et al. (Edit. Board). Moscow, 2002.848 p.

3. Ermolovich Ya.N., Chestnov N.E. Problematic issues of qualification of non-execution of an order (Article 332 of the Criminal Code of the Russian Federation). Law in the Armed Forces. Military Legal Review. 2022. No. 1 (294). Pp. 44-53. (In Rus.)

4. Ivanov N.G. Criminal law. General part. Textbook. Moscow, 2014.559 p.

5. Kiselev A.V. Criminal law aspects of giving and failing to execute an order. Alley of Science. 2020. Vol. 2. No. 1 (40). Pp. 673677. (InRus.)

6. Naumov A.V. Russian criminal law. General part. Lecture course. Moscow, 2021. 784 p.

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Иванов Н.Г., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ; профессор, кафедра уголовного права и криминологии; Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России)

Статья поступила в редакцию 26.08.2024, принята к публикации 30.09.2024 The article was received on 26.08.2024, accepted for publication 30.09.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Куличков Алексей Александрович, кандидат юридических наук; доцент, кафедра уголовного права и криминологии; Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России); г. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 1463-5185; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

AlexeyA. Kulichkov, Cand. Sei. (Law); associate professor, Department of Criminal Law and Criminology; All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia); Moscow, Russian Federation. SPIN-code: 14635185; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.