Скачко Анна Владиленовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Уголовная политика в сфере противодействия таможенным преступлениям в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО): детерминистические факторы
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования уголовной политики противодействия таможенным преступлениям в условиях присоединения России к ВТО, обусловленные обострением политических и экономических отношений, введением многочисленных экономических и политических санкций стран ЕС и США против России.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Таможенный союз, контрафактная продукция, контрабанда, демпинг, антидемпинговая пошлина, экспорт, импорт.
A.V. Skachko, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Criminal policy in the sphere of counteraction to customs to crimes in the conditions of accession of Russia to World Trade Organization (WTO): deterministic factors
The article deals with the problems of legal regulation of the criminal policy against the fumes, customs offenses in the conditions of Russia's accession to the WTO, due to the aggravation of political and economic relations , the introduction of numerous economic and political sanctions the EU and the United States against Russia.
Key words: World Trade Organization, the Customs Union, counterfeiting, smuggling, dumping, antidumping duties, export, import.
Современная Россия переживает сложные внешнеэкономические и внешнеполитические процессы интеграционного характера, принципиально меняющие суть ее взаимоотношений с другими странами мира. Первая сторона процесса интеграции экономики России, вступающей в международные организации после длительного периода осторожных, достаточно холодных отношений с западными странами, а равно со специфическими внутренними постперестроечными экономическими взаимоотношениями, встречается с серьезными вопросами обеспечения экономической безопасности и иных государственных интересов.
Одной из болевых точек современной международной ситуации в рассматриваемой сфере можно назвать рассогласованность политических и экономических мотиваций во взаимоотношениях России с западными государствами. Названная рассогласованность в 2014 г. получила окраску враждебности, реали-
зованной в форме введения многочисленных экономических санкций стран ЕС и США против России, а также в провокационных выступлениях представителей зарубежных государств с использованием СМИ. Секретарь Совета безопасности России Н. Патрушев на совещании, посвященном вопросам укрепления государственных границ, отметил, что «на фоне роста антироссийской риторики со стороны Запада заметно активизировались националистические и реваншистские общественные организации». Это обстоятельство, наряду с другими, требует внимательного отношения к обустройству государственных границ [1].
К сожалению, сложившаяся ситуация обострения политических и экономических отношений совпала с завершением процесса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входит большинство стран, присоединившихся к провозглашенным санкциям. Особую актуальность эти
160
тенденции приобретают в настоящее время, когда уже законодательно решен вопрос о присоединении России к ВТО. Приходится констатировать, что политическая составляющая во взаимодействии государств (надстройка) подавила экономический базис. Введение странами Европейского союза экономических санкций против России и последовавшие ответные меры, несомненно, значительно увеличат контрабандный, несанкционированный ввоз товаров на территорию Российской Федерации. Пограничная и таможенная службы отмечают существенное увеличение количества ложного транзита европейских продуктов через территорию России, поставщики ряда стран прибегают к различным мошенническим уловкам, направленным на нарушение установленных ограничений, нелегальный провоз в страну запрещенных товаров.
Поэтому необходимо принимать упреждающие меры, усиливать пограничный и таможенный контроль. В связи с этим мы полагаем вполне обоснованным вывод Ф. Лукьянова о том, что «России и Евросоюзу понадобится новая концепция отношений после кризиса» [2].
Следует отметить, что решение о присоединении России к ВТО было встречено в обществе неоднозначно. И это вполне понятно, т.к. вступление страны в эту организацию повлечет не только позитивные, но и серьезные негативные последствия. Некоторые специалисты полагают, что реальной угрозы внезапного роста ввоза контрафактной и опасной для здоровья продукции со вступлением Российской Федерации во ВТО нет. Однако они не исключают (и мы с ними согласны), что риск все-таки существует реальный, прежде всего в потребительской сфере. Например, согласно выводам экспертов свою продовольственную безопасность Россия утратила еще в 1990-е гг. Потребности в еде наша страна покрывает только наполовину. Вторую половину прочно занимает импорт. Заграница поставляет нам до 35% свинины и говядины, а также до 40% птицы [3]. По мнению бывшего министра сельского хозяйства Н. Федорова, Россия гордится своими успехами в сфере производства зерна. Однако, по сути, продолжает «гнать» за границу сырье вместо более перспективного направления - продажи продуктов переработки [4]. Торговля России с Китаем также развивается асимметрично. Эксперты отмечают, что 99% всего экспорта приходится на лес-кругляк, нефть, газ и другие ресурсы, а на экспорт продуктов машинострое-
ния - 0,7%. В то же время в китайском экспорте почти 40% - машинно-техническая продукция [5]. Стремление российских предпринимателей, бизнесменов получить как можно быстрее выгоду отодвигает на второй план интересы государства. Возможность существенных потерь для России, трудностей в отдельных отраслях производства при присоединении к ВТО не исключает и глава государства. Об этом Президент РФ В.В. Путин говорил на встрече с председателем Федерации независимых профсоюзов [6]. Поэтому государство должно волевым порядком разрешать эти проблемы.
Вместе с тем, опасения специалистов по поводу ввоза в Россию контрафактной и опасной для здоровья продукции в условиях присоединения России к ВТО еще не самые актуальные. Наибольшие проблемы может породить «демпинговая интервенция». Демпинг, введенный впервые в законодательство зарубежных стран, определяется как продажа товаров на внешних рынках, т.е. на рынках импортируемых стран, по ценам ниже действующих на внутреннем рынке в стране экспорта. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г. под демпингом понимает распространение продуктов одной страны на рынке другой по цене ниже «нормальной». В результате причиняется вред или создается угроза причинения значительного вреда производству, основанному одной из стран-участниц, либо существенно замедляется создание национальной продукции в стране-импортере [7].
Вторая сторона процесса интеграции экономики России нашла воплощение в образовании Таможенного союза. Естественно, все это порождает необходимость создания комплекса правовых норм, по-новому регламентирующих порядок таможенных отношений на международном уровне. Причем в первом и во втором случаях должны иметь место принципиальные отличия в правовом регулировании торговых взаимоотношений и организации таможенного дела. Создание Таможенного союза завершилось правовым соглашением между членами Таможенного союза (Россией, Белоруссией и Казахстаном), принятием Таможенного кодекса Таможенного союза. Государственная Дума РФ приняла фундаментальный Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № З06-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон). Однако концепция, заложенная в этом нормативно-правовом акте, вызывает определенные вопросы. Во-первых,
161
необходимо обратить внимание на несогласованность между пределами предполагаемого правового регулирования деятельности государства и его целями, установленными в преамбуле Закона. Согласно формулировке названия Закона речь в нем должна идти о таможенной деятельности государства в международном масштабе, т.е. со всеми странами мира, а не только Таможенного союза.
Во-вторых, вызывает некоторое недоумение подход к определению «дерева целей» такого важнейшего направления деятельности государственных органов, как таможенное дело. Цели правового регулирования, определенные в ст. 1 Закона, сфокусированы на деятельность в рамках Таможенного союза. Так, основной целью данного нормативно-правового акта является «обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее -Таможенный союз), решений органов Таможенного союза в сфере таможенного союза и таможенного дела» (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона). Однако вполне естественно, что «таможенное дело» в России не может быть ограничено рамками взаимоотношений с Белоруссией и Казахстаном. Большинство других государств -бывших союзных республик, граничащих с Россией, в состав Таможенного союза пока не вступили. Таможенные проблемы возникают и со многими государствами, граничащими с Россией. Например, только по акватории Каспийского моря проходит государственная граница с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном, что порождает серьезные трансграничные проблемы. На Дальнем Востоке тысячекилометровые границы с Китаем и Монголией, морские границы с Японией также создают благоприятные условия для нарушения таможенных правил, контрабандных перемещений товаров.
Поэтому вполне закономерно, что основной, первейшей целью в данном случае является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона). Однако законодатель почему-то назвал обеспечение экономической безопасности лишь в качестве второй цели, с чем трудно согласиться. Несомненно, что на первом месте должна стоять экономическая безопасность России, а все иные цели - производные от нее. При этом мы полагаем, что обеспечение выполне-
ния Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, это не цель правового регулирования, а средство достижения цели в правоприменительной практике.
По нашему мнению, есть основания для вывода о том, что Федеральный закон « О таможенном регулировании в Российской Федерации», ориентированный на страны Таможенного союза, вряд ли полностью обеспечит правовое регулирование экономических, торговых отношений России и стран остального мира. Несколько статей, посвященных решению отдельных вопросов взаимоотношений России и стран, не являющихся членами Таможенного союза, проблему не решат. А это сейчас особо актуально, т.к. процесс присоединения Российской Федерации к ВТО завершен. Президентом подписан соответствующий Федеральный закон [8], при Совете Федерации создана временная комиссия по мониторингу участия России в ВТО. «Задача комиссии - мониторить ситуацию на региональном уровне по последствиям присоединения России к ВТО, - сообщила глава верхней палаты В. Матвиенко, -Россия примет меры селективной защиты в случае возникновения серьезного ущерба отечественным производителям. Речь идет об антидемпинговых, компенсационных и других мерах специальной защиты по поддержке наших товаропроизводителей. Необходимо минимизировать возможные отрицательные последствия от присоединения к ВТО» [9].
Антидемпинговые меры предусмотрены отмеченным выше Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), Антидемпинговым кодексом (1994 г.), а также Регламентом о защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества (Базовый антидемпинговый регламент). Базовый антидемпинговый регламент устанавливает порядок определения демпинга, проведения антидемпингового расследования и введения антидемпинговых пошлин. При этом все государства дифференцированы на две группы: с рыночной экономикой и с нерыночной экономикой. Для второй группы стран, в которую до 1998 г. включали Россию и Китай, установлены дискриминационные правила осуществления международной торговли. Регламентом № 905/98 были внесены изменения в Базовый антидемпинговый регламент. Россия и Китай были исключены из списка стран с нерыноч-
162
ной экономикой. Но в действительности это решение носило формальный характер, и российские экспортеры не получили равных прав при торговле. Только в 2002 г. в ходе Саммита Россия - Европейский союз была достигнута договоренность о предоставлении России рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур [10]. Однако законодательное закрепление этого положения было возможно только при присоединении России к ВТО. В настоящее время, отмечает Президент РФ, «предстоит работа над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским союзом о стратегическом партнерстве, отстаивая принципы равноправия и взаимной выгоды. При этом необходимо продолжать целенаправленную работу по надлежащему международно-правовому оформлению внешних границ Российской Федерации, включая внешние границы континентального шельфа, и разграничению прилегающих морских пространств при безусловном обеспечении национальных интересов России, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из задачи укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами» [11].
Следует отметить, что демпинг чреват серьезными последствиями для обеих сторон. Так, в стране-экспортере вывоз товаров по явно заниженным ценам (так называемый сброс перепроизводства) позволяет сохранять в стране высокие цены на этот же товар. Повышенные внутренние цены и, соответственно, налоги понижают жизненный уровень трудящихся. Но особенно опасен демпинг для стран с недостаточным уровнем развития соответствующей отрасли производства. Политика санкций, осуществляемая странами ЕС и США, отчетливо высветила эту проблему в России и заставила Правительство РФ принимать экстренные меры по выводу из состояния стагнации основных отраслей промышленности.
При этом необходимо иметь в виду, что низкие цены на импортируемый товар не являются благом для страны-импортера, проявлением гуманизма, бескорыстия и доброжелательности монополистов. Просто таким способом они подавляют конкурентов в странах, являющихся объектом демпинга. Крупные монополии посредством демпинга захватывают новые рынки сбыта, расширяя сферу своего господства на рынках сбыта. В результате «демпинговой интервенции» в странах-импортерах замедляется рост производства, возрастает безра-
ботица. Базовый антидемпинговый регламент при установлении причиненного значительного вреда либо угрозы его причинения производству, основанному одной из стран-участниц, либо существенного замедления создания национальной продукции в стране-импортере предусматривает возможность проведения демпингового расследования.
Важнейшим средством борьбы с демпингом, которое выработала мировая практика, является введение антидемпинговой пошлины на импорт соответствующих товаров. Эта пошлина начисляется дополнительно к обычной пошлине. Чтобы избежать выплаты дополнительной пошлины, экспортеры нередко прибегают к контрабандным способам ввоза продукции в страну-импортер. Для решения названных задач законодателю придется принимать новые законы, регулирующие таможенное дело, но уже с учетом подчинения России международным нормативно-правовым актам. Следует иметь в виду, что торговые отношения России и Европейского союза были урегулированы Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенным 24 мая 1994 г. Оно вступило в силу с 1 декабря после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств - членов Союза и сообществ. Принципы товарооборота между Россией и Европейским союзом были закреплены в разд. 3 СПС «Торговля товарами».
Стороны установили в торговых отношениях между собой принцип свободы транзита. Это означало, что каждая сторона обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, перемещаемых с таможенной территории или предназначенных для таможенной территории страны. Однако Соглашение не исключает и запретов или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров по закрытому перечню оснований. До завершения всех процедур законодательного оформления присоединения России к ВТО все торговые взаимоотношения регулируются пятью двусторонними соглашениями, заключенными на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
В предстоящий период перед отечественным законодателем стоит важнейшая проблема имплементации «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» и права ВТО в целом в правовую систему России. Актуальность и серьезность правотворчества в этой сфере подчеркнута в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях со-
163
вершенствования системы государственного управления». Указ предписывает: «установить требования к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства» [12].
1. Егоров И. На границе торг уместен: интервью секретаря Совета безопасности России // Рос. газ. 2015. 20 марта.
2. Лукьянов Ф. Китайский год? // Рос. газ. 2015. 18 марта.
3. Егоршева Н. Заколбасило // Рос. газ. 2008. 16 июля.
4. Министерство еды: интервью министра сельского хозяйства Н. Федорова // Рос. газ. 2012. 17 июля.
5. Фомченков Т. Китайское предупреждение // Рос. газ. 2012. 26 июля.
6. Латухина К. Сколько надо // Рос. газ. 2012. 16 июля.
7. Топорнин Б.Н. Европейское право: учеб. М, 1998.
8. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: федер. закон от 21 июля 20012 г. № 126-ФЗ // Рос. газ. 2012. 23 июля.
9. Новиков К. ВТО ? Нет, не слышал // Рос. газ. 2012. 17 июля.
10. Россия и Европейский союз: документы и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.
11. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 // Рос. газ. 2012. 9 мая.
12. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // Рос. газ. 2012. 9 мая.
Но, прежде всего, в настоящее время на повестке дня с неизбежностью будет стоять проблема разработки новой концепция отношений после серьезного политического и экономического кризиса, возникшего между Российской Федерацией и странами Европейского союза и США.
1. Egorov I. On the boundary of the bargain: interview with the Secretary of security Council of Russia // Rus. newsp. 2015. March 20.
2. Lukyanov F. Chinese year? // Rus. newsp. 2015. March 18.
3. Egorsheva N. Zakolbasilo // Rus. newsp. 2008. July 16.
4. The Ministry of food: interview of the Minister of agriculture N. Fedorov // Rus. newsp. 2012. July 17.
5. Fomchenkov T. Chinese warning // Rus. newsp. 2012. July 26.
6. Latukhina K. How much //Rus. newsp. 2012. July 16.
7. Topornin B.N. European law: textbook. Moscow, 1998.
8. On Ratification of the Protocol on the accession of the Russian Federation to the Marrakesh agreement-the agreement establishing the world trade organization d.d. 15 April 1994: fed. law d.d. July 21, 2012 № 126-FL // Rus. newsp. 2012. July 23.
9. Novikov K. The WTO? No, not heard // Rus. newsp. 2012. July 17.
10. Russia and the European Union: documents and materials / ed. by S. Yu. Kashkin. Moscow, 2003.
11. On measures of re-implementation of the foreign policy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 7, 2012 № 605 // Rus. newsp. 2012. May 9.
12. On main directions of improvement of system of government: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 7, 2012 № 601 // Rus. newsp. 2012. May 9.
164