DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_140 УДК 343
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПОНЯТИЕ, ДОКТРИНАЛЬНЫЕ
ПОДХОДЫ
Асмандияров Валерий Мухаматшинович,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, России, [email protected]
Петрова Ирина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), petrova_ vologda @mail. ru
Самохвалов Игорь Юрьевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории, обществознания и права историко-филологического факультета, Арзамасский филиал Нижнегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Арзамас, Россия, [email protected]
В статье рассматриваются теоретико-прикладные проблемы уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Авторы полагают, что в современной жизни должна осуществляться комплексная борьба с преступностью с использованием возможностей уголовно-правовой, процессуальной, пенитенциарной, криминологической, административно-правовой политики, выступающих составными частями единой уголовной политики. Современное состояние отечественной уголовной политики в юридической литературе оценивается весьма неоднозначно. Российское законодательство в настоящий период, несмотря на принятие многих систематизированных и кодифицированных актов, остается нестабильным, а по ряду проблем правового регулирования общественных отношений даже противоречивым.
Ключевые слова: уголовная политика; несовершеннолетние; осужденные; ответственность; наказание.
UDC 343
CRIMINAL POLICY IN RELATION TO MINORS: CONCEPT, DOCTRINAL APPROACHES
Asmandiyarov Valery M.,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, [email protected]
Petrova Irina A.,
Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Director for Academic Affairs, North-Western Institute (branch) Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MSLA), [email protected]
Samokhvalov Igor Yu.,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of History, Social Studies and Law of the Faculty of History and Philology, Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas, Russia, [email protected]
The article deals with theoretical and applied problems of criminal policy in relation to minors. The authors believe that in modern life, a comprehensive fight against crime should be carried out using the possibilities of criminal law, procedural, penitentiary, criminological, administrative and legal policy, which are integral parts of a unified criminal policy. The current state of domestic criminal policy in the legal literature is assessed very ambiguously. Russian legislation at the present time, despite the adoption of many systematized and codified acts, remains unstable, and even contradictory on a number of problems of legal regulation of public relations.
Keywords: criminal policy; minors; convicts; responsibility; punishment.
В условиях советского времени уголовное право преимущественно создавалось, изменялось и дополнялось под влиянием уголовной политики КПСС, разрабатывавшейся и закреплявшейся в ее программных документах, решениях и резолюциях съездов, пленумов ЦК и постановлений ЦК КПСС [1; 2]. Ее определяли как составную часть общей политики государства, которая направляла деятельность государственных и общественных органов на борьбу с преступлениями и иными общественно опасными проступками в рамках социалистической законности. Уголовная политика включала в себя меры как уголовно-правового характера, так и социального, экономического, культурного и иного значения, если они влияли на процесс борьбы с преступностью [3-5].
Как справедливо по этому поводу отмечал М. И. Ковалев, уголовная политика призвана решать в том числе вопросы профилактики правонарушений, поскольку советской правоприменительной практике и юридической науке присуще профилактическое направление в борьбе с преступностью, которое предполагает идеологические, социальные, правовые, организационные, а также иные мероприятия [6].
В связи с этим не следует сводить уголовную политику, особенно в отношении несовершеннолетних, к применению наказания или иных мер, используемых вместо наказания. В таком узком смысле, например, Н. И. Загородников и Н. А. Стручков к уголовной политике относили только лишь средства, регламентируемые нормами советского уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства, а также результаты криминологических и криминалистических исследований, кото-
рые формировали предложения по предупреждению совершения преступлений [7; 8]. Н. А. Беляев из содержания уголовной политики в отношении несовершеннолетних исключал меры, которые применяются к тем из них, чье поведение отклоняется от общепринятых норм и свидетельствует о потенциальной возможности перерастания этого поведения в преступное, а также меры, направленные на борьбу с другими видами отклоняющегося поведения, не признанного законом преступным [9].
Соглашаясь с представителями данного подхода, А. И. Коробеев в своих научных исследованиях уточняет, что профилактические мероприятия общесоциального характера, могущие в конечном счете влиять и на преступность, лежат за рамками уголовной политики [10].
В современной уголовно-правовой доктрине также имеются сторонники широкого и узкого подходов в понимании уголовной политики.
Так, С. С. Босхолов к уголовной политике относит не только государственную правоохранительную деятельность (политику), направленную на противодействие преступности, но и самостоятельное направление научного исследования, которое подразумевает симбиоз политологии, социологии и права. Целью данной деятельности является выработка комплексных предложений по изменению криминогенной ситуации в обществе, прежде всего путем предупреждения совершения преступлений [11].
В. П. Малков отмечает, что уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами власти, политическими париями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с
преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяний, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц, совершивших преступления [12].
По мнению же В. Ф. Лапшина, более точными следует признать суждения о включении в содержание уголовной политики только специальных мер воздействия на преступность (Л. Д. Гаухман, Ю. И. Ляпунов, Н. А. Стручков, А. Э. Жалинский и др.), поскольку понимание данного явления в широком значении (А. А. Герцензон, И. М. Гальперин, В. И. Курляндский, Ю. А. Воронин и др.) размывает границы между уголовной и общесоциальной государственной политикой [13].
Нам же более убедительной представляется позиция Э. Ф. Побегайло, который утверждает, что в современной жизни должна осуществляться комплексная борьба с преступностью с использованием возможностей уголовно-правовой, процессуальной, пенитенциарной, криминологической, административно-правовой политики, выступающих составными частями единой уголовной политики [14].
Большинство авторов указывают на ряд факторов, влияющих на содержание уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
1. На формирование и реализацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних определяющее влияние оказывает как состояние преступности в целом, так и непосредственно самой преступности несовершеннолетних, эффективность противодействия данным явлениям.
2. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних и уголовная политика государства в целом зависят от целого ряда и иных обстоятельств:
- факторов социально-экономического характера (уровень благосостояния общества, уровень бедности, уровень безработицы, уровень социальной обеспеченности населения, размеры материальных ресурсов, имеющихся у государства для осуществления соответствующей политики, и т. д.);
- факторов внутриполитического и внеш-
неполитического характера (уровень вмешательства государства в жизнь общества, уровень развития демократических институтов в стране, место государства в мире, отношения государства с международными организациями и другими государствами, требования международных документов, международные обязательства в области осуществления уголовной политики в отношении несовершеннолетних);
- совершенства структуры органов государственной власти, эффективности их работы, в том числе профессионализма, уровня подготовленности сотрудников правоохранительных органов;
- факторов социально-правового характера (уровень правосознания населения, законности в обществе, в том числе законности среди лиц, призванных защищать существующие общественные отношения, совершенство законодательства). Важнейшими правовыми факторами, ограничивающими и стандартизирующими уголовную политику в отношении несовершеннолетних, являются Конституция РФ и требования международного законодательства;
- факторов культурно-исторического характера (уровень развития демократии и культуры общества, институтов гражданского общества и др.).
3. Под воздействием перечисленных факторов, а также с учетом возросшего влияния на российскую пенитенциарную систему международных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями уголовная политика, осуществляемая в России в отношении несовершеннолетних, приобрела ярко выраженную гуманистическую направленность. Одним из направлений гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних является начатое в России создание системы ювенальной юстиции [15]. Позитивные идеи дружественного к несовершеннолетним правосудия уже получили закрепление в различных нормативных актах Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов», от 6 ноября 2013 года № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»). Хотя в настоящее время имеются и противники данного нова-
торства, поскольку не все поддерживают данную идею.
Международно-правовые стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями нацеливают на необходимость особого правосудия, системы наказаний и их исполнения в отношении данных субъектов, поэтому в целом следует поддержать идею развития ювенальной юстиции в России. С учетом мнения опрошенных нами практических работников, в целях обеспечения комплексной дифференциации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, представляется необходимым дополнительно законодательно закрепить:
- специализацию судов (судей) и органов предварительного расследования по делам несовершеннолетних и конфиденциальность рассмотрения всех дел с их участием;
- сокращенные сроки проведения расследования по делам несовершеннолетних;
- привлечение к судебному разбирательству социальных работников, психологов и педагогов, представителей КДНиЗП, ПДН ОВД;
- обязательное изучение судом подготовленной социальными службами социально-психологической характеристики несовершеннолетнего, содержащей сведения в том числе о причинах совершенного им проступка, социально-бытовых условиях проживания, окружающей его социальной среде;
- особые виды мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, в частности исполнение меры пресечения в виде содержания под стражей в специальных социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления;
- обязательность назначения судом программы социально-реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
- обязательное изучение судом (судьей), рассматривающим дела о преступлениях и иных правонарушениях несовершеннолетних, сведений о порядке, условиях и результатах применения к ним назначенного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия с правом пересмотра ранее при -нятого решения в сторону смягчения назначенных мер.
Важнейшим направлением совершенствования уголовной политики в отношении несовершеннолетних следует считать развитие примирительных процедур и механизмов решения конфликтов с участием несовершеннолетних (медиации). В этой связи с учетом мнения опрошенных нами практических работников представляется необходимым предусмотреть в законодательстве:
- создание специальных примирительных комиссий, рассматривающих с согласия сторон на досудебных и судебных стадиях вопрос о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетних;
- устранение правовых препятствий для применения примирительных процедур, в частности предусмотреть их обязательность в случае примирения несовершеннолетнего виновного с потерпевшим.
Одновременно считаем целесообразным закрепление в уголовном законодательстве положения, согласно которому несовершеннолетний обвиняемый в случае возмещения причиненного ущерба, но не достигший примирения с потерпевшей стороной, вправе ходатайствовать о прекращении уголовного преследования с применением в отношении него судебного штрафа.
При характеристике целей и задач рассма -триваемой политики в отношении несовершеннолетних многие авторы признают таковыми противодействие или предупреждение (сокращение, уменьшение количественных показателей и т. д.) преступности данной категории лиц [16]. Уголовная политика реализуется в рамках общесоциальной государственной политики и направлена на обеспечение безопасности личности, защиту ее прав и свобод, равно как и охрану интересов общества и государства от угроз, порождаемых преступностью; снижение социальной напряженности, возникающей вследствие совершения преступления; предупреждение совершения новых преступлений путем применения к осужденным разносторонних мер социального воздействия и защиты.
В свою очередь данные цели достигаются путем решения таких задач, как нормативное закрепление недопустимости расширительного толкования положений уголовного законодательства, определяющих преступность и наказуемость деяния; обеспечение эффективного противодействия преступности
средствами уголовного законодательства и др.
Анализ признаков уголовной политики позволяет утверждать, что она является частью общегосударственной политики; свое выражение находит в нормах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства; реализуется в процессе деятельности государственных органов власти и общественных организаций, направленной на противодействие преступности.
В российской юридической науке также предприняты попытки выделения следующих моделей уголовной политики: суверенной, основанной на доктрине сильного государства; реформистской, построенной на подверженности уголовной политики глобальным влияниям; экспериментальной, связанной с апробацией таких технологий управления социумом, которые противоречат конструктивному общечеловеческому опыту борьбы с преступностью [17].
Современное состояние отечественной уголовной политики в юридической литературе оценивается весьма неоднозначно. Российское законодательство в настоящий период, несмотря на принятие многих систематизированных и кодифицированных актов, остается нестабильным, а по ряду проблем правового регулирования общественных отношений даже противоречивым. Вместе с тем сохраняются попытки под предлогом политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и т. д. вносить хаотичные изменения в законодательство, которые могут привести к дальнейшей дестабилизации системы законодательства и правовой системы в целом. Чрезвычайно актуально объективное и всестороннее исследование вопросов уголовной политики, систематизации и модернизации законодательства России в данной сфере [18].
Неадекватность современной российской уголовной политики криминальной ситуации, в которой оказалось российское общество, отмечают многие современные ученые [19]. В значительной степени это связано с несовершенством законодательства, составляющего основу уголовной политики в отношении несовершеннолетних, практики его применения, бессистемными изменениями и
дополнениями УК, УИК и УПК, низким качеством законодательной техники в отраслях криминального цикла, отсутствием единой «сквозной» линии дифференциации уголовной ответственности, чрезмерной либерализацией уголовного наказания в отношении несовершеннолетних и т. д.
Если не сводить уголовную политику в отношении несовершеннолетних к проблемам чисто уголовного права, а использовать комплексный подход, то под ней следует понимать меры уголовно-правового, процессуального и уголовно-исполнительного характера с учетом особого правового статуса несовершеннолетнего.
В официальных отчетах правоохранительных органов указывалось, что позитивным итогом реализации комплекса профилактических мероприятий последних лет явилось уменьшение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии [20]. В юридической литературе также высказываются претендующие на научную обоснованность мнения о том, что ситуация в части противодействия преступности подростков стала более менее стабильной приблизительно с 2006 г. [21]
В последнее время наблюдается снижение количества регистрируемых преступлений данных субъектов [22], однако изменение количественных и качественных показателей преступности несовершеннолетних, прежде всего, вызвано неблагоприятными тенденциями в социально-демографической сфере:
- численность несовершеннолетнего населения в России сократилась с 9 712 563 человек в 2000 г. до 5 267 535 в 2015 г. (то есть на 45,8%);
- число детей, живущих в государственных учреждениях, не сокращается: около 156 тыс. детей воспитываются в детских домах и интернатах, в социально опасных условиях живут 760 тыс. детей;
- наблюдается увеличение количества детей, самовольно покидающих дома и со-циозащитные учреждения (ежегодно свыше 25 000 детей уходят из дома и социозащит-ных учреждений);
- 30 % детей рождаются вне брака;
- в 23 % семей дети воспитываются без одного родителя;
- 70 % отцов полностью или частично уклоняются от уплаты алиментов;
- 79 % детей имеют проблемы со здоровьем по итогам диспансеризации;
- в 5 раз смертность подростков в России превышает аналогичные показатели большинства стран Европы;
- на 160 % за последние 10 лет выросло число детей, состоящих на учете в связи с алкоголизмом;
- 4 место занимает Россия по распространению табакокурения среди подростков;
- 3 место в мире Россия занимает по уровню подросткового суицида [23; 24].
Демографические потери, которые испытывает сейчас на себе страна после периода
падения рождаемости, сравнимы с потерями при рождаемости в результате Великой Отечественной войны [25]. Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся на середину 90-х гг. ХХ в., но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономиче -ским, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х гг. оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.
Список источников _
1. Владимиров В. А., Ляпунов Ю. И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. М., 1979. С. 7-9.
2. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов / отв. ред. Л. Л. Кругликов. М., 2005. С. 12.
3. Герцензон А. А. Уголовное право и социология. Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики. М., 1970. С. 178-179.
4. Карпец И. И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973.
5. Гальперин И. М., Курляндский В. И. Предмет уголовной политики и основные направления её изучения // Основные проблемы борьбы с преступностью. М., 1975. С. 12.
6. Ковалев М. И. Соотношение уголовной политики и уголовного права // Советское государство и право. 1979. № 12. С. 70.
7. Загородников Н. И., Стручков Н. А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1981. №7. С. 4.
8. Жалинский А. Э. Содержание уголовной политики // Уголовная политика в борьбе с преступностью. Сверд -ловск, 1986. С. 12-17.
9. Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 16, 19.
10. Коробеев А. И. Советская уголовно-правовая политика. Проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987. С. 47-48.
11. Босхолов С. С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32.
12. Малков В. П. Понятие, предмет, задачи и система уголовного права России // Уголовное право России. Часть Общая: Учебник для вузов / Отв. ред. Л. Л. Кругликов. М., 2005. С. 12.
13. Лапшин В.Ф. Теоретические основы установления и дифференциации ответственности за совершение финансовых преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2016. С. 25-26.
14. Побегайло Э.Ф. Концептуальные основы современной российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. 2015. № 1. С. 279-284.
15. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие. М., 2001.
16. Энциклопедия уголовного права. Т. 1. Понятие уголовного права. СПб., 2005. С. 20.
17. Шеслер А. В. Отзыв о диссертации И. М. Клейменова «Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации», представленной на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.08 - «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 851.
18. Общественной палатой РФ разработаны соответствующие программные документы в данной сфере. URL: http://www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889 (дата обращения: 15.01.2023).
19. Бойко А. И. УК РФ: 20 лет терзаний и недоумений // 20 лет Уголовному кодексу Российской Федерации: de lege lata et de lege ferenda: мат-лы межд. науч.-практ. конф. / под ред. Л. Л. Кругликова. Ярославль, 2016. С. 29-85.
20. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2003-2012 гг. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 07.01. 2023).
21. Аносов А. В. Соучастие несовершеннолетних в преступлениях: особенности уголовной ответственности и предупреждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 3.
22. Форма 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» за 2006-2017 гг. // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http:// crimestat.ru/indicator_passport (дата обращения: 07.01. 2023).
23. Материалы пресс-конференции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахова. URL: http://www.rfdeti.ru/files/32 (дата обращения: 07.01.2023).
24. Ережипалиев Д. И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 1. С. 98-108.
25. Обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина по пенсионной реформе 29 августа 2018 года // Московский комсомолец. URL: https://www.mk.ru/politics/2018/08/29/opublikovan-polnyy-tekst-obrashheniya-putina-po-pensionnoy-reforme.html (дата обращения: 29.08.2023).
References _
1. Vladimirov V. A., Lyapunov Yu. I. Soviet criminal policy and its reflection in the current legislation. M., 1979. Pp. 7-9.
2. Criminal law of Russia. General part: textbook for universities /ed. L. L. Kruglikov. M., 2005. P. 12.
3. Herzenzon A. A. Criminal Law and Sociology. Problems of sociology of criminal law and criminal policy. M., 1970. Pp. 178-179.
4. Karpets I. I. Punishment. Social, legal and criminological problems. M., 1973.
5. Galperin I. M., Kurlandsky V. I. The subject of criminal policy and the main directions ofits study. The main problems of combating crime. M., 1975. P. 12.
6. Kovalev M. I. Correlation of criminal policy and criminal law. The Soviet state and law. 1979. No. 12.P. 70.
7. Zagorodnikov N. I., Struchkov N. A. Directions of the study of Soviet criminal law. The Soviet state and law. 1981. No. 7. P. 4.
8. Zhalinsky A. E. The content of criminal policy. Criminal policy in the fight against crime. Sverdlovsk, 1986. Pp. 12-17.
9. Belyaev N. A. Criminal law policy and ways of its implementation. L., 1986. Pp. 16, 19.
10. Korobeev A. I. Soviet criminal law policy. Problems of criminalization and penalization. Vladivostok, 1987. Pp. 4748.
11. Bosholov S. S. Fundamentals of criminal policy. Constitutional, criminological, criminal-legal and informational aspects. M., 1999. p. 32.
12. Malkov V. P. Concept, subject, tasks and system of criminal law of Russia. Criminal law of Russia. Part General: Textbook for universities /Ed. L. L. Kruglikov. M., 2005. P. 12.
13. Lapshin V.F. Theoretical foundations of the establishment and differentiation of responsibility for the commission of financial crimes: dis. ...Dr. yurid. sciences'. Ryazan, 2016. Pp. 25-26.
14. Pobegailo E.F. Conceptual foundations of modern Russian criminal policy. Russian criminological view. 2015. No. 1. Pp. 279-284.
15. Melnikova E. B. Juvenile justice: problems of criminal law, criminal procedure and criminology: textbook. M., 2001.
16. Encyclopedia of Criminal Law. Vol. 1. The concept of criminal law. St. Petersburg., 2005. P. 20.
17. Shesler A.V. Review of I. M. Kleimenov's dissertation «Comparative criminology: criminalization, crime, criminal policy in the context of globalization», submitted for the degree of Doctor of Law in the specialty 12.00.08 - «Criminal law and Criminology; penal law». All-Russian Journal of Criminology. 2016. Vol. 10. No. 4. p. 851.
18. The Public Chamber of the Russian Federation has developed relevant policy documents in this area. URL: http:// www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889 (accessed: 15.01.2023).
19. Boyko A. I. of the Criminal Code of the Russian Federation: 20 years of torment and perplexity. 20 years of the Criminal Code of the Russian Federation: de lege lata et de lege ferenda: materials of the international scientific and practical conference /edited by L. L. Kruglikov. Yaroslavl, 2016. pp. 29-85.
20. Reports on the results and main activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2003-2012. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/results/annual_reports (accessed: 07.01.2023).
21. Anosov A.V. Complicity of minors in crimes: features of criminal responsibility and prevention: abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2016. P. 3.
22. Form 4-USS «Information on the state of crime and the results of the investigation of crimes» for 2006-2017. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: http://crimestat.ru/indicator_ passport (accessed: 07.01.2023).
23. Materials of the press conference of the Commissioner for the Rights of the Child under the President of the Russian Federation P. A. Astakhov. URL: http://www.rfdeti.ru/files/32 (date of address: 07.01.2023).
24. Yerezhipaliev D. I. Juvenile delinquency at the present stage of development of Russian society. All-Russian Criminological Journal. 2017. vol. 11, No. 1. Pp. 98-108.
25. Address of the President of the Russian Federation V. V. Putin on pension reform on August 29, 2018. Moskovsky Komsomolets. URL: https://www.mk.ru/politics/2018/08/29/opublikovan-polnyy-tekst-obrashheniya-putina-po-pensionnoy-reforme.html (accessed: 08/29/2023).