АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ
УДК 343
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Бровкин А.В., кандидат юридических наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author analyzes the structuring of criminal policy in Russia and its implementation in the legal system. The article addresses the increasing activity of organized crime and its merger with international criminal structures. The author also examines the legislative activity on the national level to issue anti-corruption instruments.
Рассматривается практика формирования уголовной политики в нашей стране и её реализация в уголовном и ином законодательстве. Особое внимание уделено риску возрастания активности организованной преступности, её сращиванию с международным криминалитетом. Анализируется законодательная деятельность государства, направленная на борьбу с коррупцией.
Key Words: crime, policy, law, corruption, crime community, criminal organizationsy.
Ключевые слова: преступления, политика, законность, коррупция, преступные сообщества, преступные организации.
Общественный и исторический процессы имеют двойственную природу, когда, с одной стороны, идёт эволюция, развитие с одновременным отрицанием некоторых деталей старого, а с другой стороны, происходит сохранение и перенос из прошлого в настоящее и будущее всего жизнеспособного, непреходящего [1. С. 247]. Любая из существующих и существовавших общественно-политических систем способна трансформироваться во многих и самых разных своих аспектах, но при этом с сохранением преемственности в отношении предшествовавших систем. Только при существовании самого тесного взаимодействия и переплетения двух факторов — развития и творения нового, с сохранением преемственности с прошлым — можно обоснованно говорить об общественно-историческом процессе [1].
Определяя приоритеты и основные направления уголовной политики, необходимо учитывать оба эти начала. В этой связи Г.М. Миньковский писал: «В последние годы стали распространяться, правда, в основном на публицистическом уровне или в диссертационных авторефератах и без сколько-нибудь
серьёзного анализа, утверждение о непригодности в новых условиях чуть ли не всех наработок прошлых лет как идеологизированных и искажающих действительность. С такими огульными подходами соглашаться нельзя. Конечно, многое требует коррекции в свете новых подходов, новых материалов, как и в связи с естественным старением ряда положений. Но несомненна и преемственность ряда базовых положений, в частности о задачах, месте, структуре, принципах (за исключением принципа партийности), субъектах, приоритетах уголовной политики для современной ситуации» [2. С. 25-37].
Анализ современной теории уголовной политики, действующего уголовного законодательства и правоприменительной практики позволяет выделить ряд приоритетов уголовной политики, рассчитанных как на нынешний период времени, так и на будущее. Рассмотрим их более подробно.
Одним из приоритетов является достаточное обеспечение безопасности личности, прав и свобод человека и гражданина от общественно опасных посягательств. Этот приоритет на-
69
актуальные вопросы уголовной политики
шёл определённое воплощение в Уголовном кодексе РФ (УК РФ), в котором иерархия правоохраняемых интересов и благ основана на общецивилизационной иерархии ценностей: личность—семья—общество—государство, провозглашённой в Конституции Российской Федерации. Прежняя иерархия ценностей (государство—общество—личность) оказалась как бы перевёрнутой. Исследователи данного вопроса утверждают, что после «Русской правды» это первая последовательная попытка утверждения в сознании россиян при помощи норм уголовного права нетоталитарной системы ценностей [3. С. 25].
К сожалению, подлинное значение прав человека ещё не всеми и не в полной мере осознаётся. Наиболее грубые и частые нарушения законности допускаются в правоохранительной деятельности. По-прежнему значительное количество преступлений скрывается от учёта. Не регистрируются те заявления о преступлениях, в которых отсутствуют прямые указания на лиц, их совершивших. По значительной части принятых заявлений необоснованно отказывается в возбуждении уголовных дел, что нарушает ст. 2 и 52 Конституции, гарантирующие гражданам, потерпевшим от преступлений, государственную защиту, доступ к правосудию, компенсацию причинённого ущерба.
Почти четверть жалоб граждан в прокуратуру о непринятии мер органами внутренних дел по преступлениям являются обоснованными. Растёт число жалоб на применение незаконных методов расследования.
Не лучше обстоит дело с соблюдением законности, обеспечением прав личности и на стадии уголовного судопроизводства, когда большое число приговоров отменено или изменено по делам о преступлениях против личности, о посягательствах на собственность.
Далее необходимо активное противодействие организованной преступности. УК РФ позволяет привлекать к уголовной ответственности не только рядовых членов организованных преступных групп или преступных сообществ (организаций), но и их организаторов. Если доказывать руководство такими сообществами крайне сложно, то нужно в полную меру использовать возможности закона для привлечения их к уголовной ответственности и изоляцию от общества за преступления менее тяжкие, чем те, в которых они подозреваются по признакам организации преступного сообще-
ства, например, за незаконное приобретение, хранение или ношение оружия (ст. 222 УК), вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК), организацию занятия проституцией (ст. 241 УК), за вовлечение несовершеннолетних лиц в совершение преступления (ст. 150 УК), а также за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и т.п. Такая практика может принести успехи в профилактическом и психологическом плане, потому что от общества изолируются руководители и особо приближённые к ним участники преступного сообщества (преступной организации), чем в определённой мере реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания. С другой стороны, дезорганизуется деятельность преступного сообщества (организации), что имеет профилактический эффект.
Успех в противодействии организованной преступности возможен только при наличии политической воли высшего руководства страны.
Международное сообщество, глубоко обеспокоенное резким ростом организованной преступности за последние полтора десятилетия и её глобальными масштабами, что представляет угрозу внутренней безопасности и стабильности суверенных государств, на всемирной конференции на уровне министров по организованной транснациональной преступности (Неаполь, 21—23 ноября 1994 года) прямо заявило о своей политической воле и твёрдой решимости, а также о безоговорочном обязательстве обеспечить полное и незамедлительное осуществление принятых на этой конференции Политической декларации и Глобального плана действий против организованной преступности. Ряд положений этой декларации подтверждают серьёзность намерений глав государств и правительств, министров, на которых, как записано в декларации, возлагается ответственность за руководство системами уголовного правосудия, объединить усилия и бороться сообща с организованной транснациональной преступностью.
«1. Мы принимаем твёрдое решение защищать наши страны от организованной преступности во всех её формах путём введения строгих и эффективных законодательных мер и оперативных средств при неуклонном соблюдении международных стандартов в области прав человека и основных свобод. ...
70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Уголовная политика: приоритеты и основные направления
3. Мы обязуемся направлять особые усилия на то, чтобы сокрушить социальноэкономическую мощь преступных организаций и их способность внедряться в легальную экономику, отмывать преступные доходы и прибегать к насилию и террору.
4. Мы торжественно заявляем, что государствам, всем соответствующим всемирным и региональным организациям следует рассматривать борьбу с организованной транснациональной преступностью в качестве первоочередной задачи, мобилизуя необходимую поддержку широкой общественности, средств массовой информации, деловых кругов, институтов исправительных организаций.
6. Мы с обеспокоенностью отмечаем, что организованная транснациональная преступность создаёт угрозу социальному и экономическому росту развивающихся стран, переживающих переходный период, и их институтам».
В глобальном плане противодействия проявлениям организованной транснациональной преступности зафиксировано много конструктивных предложений, в частности, государствам рекомендовано стремиться к созданию адекватных структур и потенциала во всех звеньях правоохранительной системы с тем, чтобы бороться с технически сложными операциями организованной преступной деятельности. В законодательном плане особый интерес представляют рекомендации по преодолению так называемого кодекса молчания и запугивания, принятого в преступном мире. Предлагается рассмотреть целесообразность применения таких средств сбора достоверной информации, как электронное наблюдение, агентурные операции и контролируемые поставки при условиях полного уважения индивидуальных прав граждан и облегчения при необходимости судебного надзора.
Обращается внимание на возможность принятия мер поощрения для членов преступных организаций, согласившихся сотрудничать и давать свидетельские показания, в установленных национальными законами пределах, смягчения для них наказания при их сотрудничестве в уголовном процессе.
Это направление уголовной политики должно вестись на основании двух основных стратегий.
Первая — это подрыв экономического могущества преступных сообществ и организаций, для чего необходимо сделать эффективно «работающими» ст. 174 и 174.1 УК РФ [4], предусматривающие уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств либо иного имущества, приобретённых преступным путём. Здесь следовало бы сказать об активном использовании такого дополнительного вида наказания как конфискация имущества, однако последняя отменена Законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ. Подобная мера вряд ли в состоянии подорвать экономическое могущество преступных сообществ.
Следует решить вопрос и о разработке и принятии профилактических мер, позволяющих соответствующим структурам получать точную информацию о приобретении и передаче собственности и финансовых операциях. В этой связи следует обсудить проблему законодательных и регулятивных мер по определённому ограничению банковской и коммерческой тайны, чтобы содействовать эффективной борьбе с отмыванием незаконных доходов. Такие меры должны включать обязательное применение общепринятого в мировой практике правила «знай своего клиента», а также представление информации о подозрительных финансовых сделках. Правоохранительным и контролирующим органам нужно уделять первостепенное внимание мерам, направленным на воспрепятствование перенесению операций, связанных с отмыванием денег из строго контролируемых банков и финансовых учреждений в неконтролируемые коммерческие и другие организации, оказывающие финансовые услуги.
Вторая стратегия — координация усилий всех ветвей власти, системы правоохранительных органов по противодействию организованной преступности. В этом деле пока не достигнуто сколько-нибудь заметного успеха, в то же время видны опасные изменения деятельности организованных преступных сообществ, консолидация их усилий внутри страны и за рубежом.
Сложившееся положение требует наращивания скоординированных усилий государства и общества, последовательного проведения на законодательном и правоприменительном уровнях комплекса мер борьбы с организованной преступностью.
Активная борьба с коррупцией как направление уголовной политики связана с решением
71
актуальные вопросы уголовной политики
этого самого трудного вопроса нашего времени. В России коррупция приобрела глобальный характер, её масштабы и темпы распространения таковы, что если государство и общество не предпримут решительных действий, если не хватит твёрдой воли и гражданского мужества, то дальнейший демократический путь развития страны будет закрыт. Постоянные скандалы по поводу коррупции в высших эшелонах власти обескураживают общество, говорят о том, что служение обществу заменено личной алчностью, а надежды людей на мудрую, честную и ответственную власть в центре и на местах перед натиском коррупции терпят крах.
Коррупция особенно опасна её тесной связью с организованной преступностью. Западные аналитики делают вывод, что если немедленно не будут приняты самые решительные действия на самом высоком уровне законодательной, исполнительной, а также судебной власти, то Россия, скорее всего превратится в криминально-корпоративное государство, в котором коррумпированные властьимущие правительственные чиновники, а также криминальные дельцы и бандиты не только конкурируют, но нередко и сотрудничают в борьбе за те или иные блага, за ту или иную добычу.
Внешним проявлением коррупции в уголовно-правовой сфере являются должностные преступления, в первую очередь, взяточничество. В 2003 году было выявлено 26,6 тыс. должностных преступлений, посягающих на интересы государственной власти, интересы государственной службы, а также службы в органах местного самоуправления. Удельный же вес взяточничества в структуре указанных преступлений составляет 28,7%. В 2004 году выявлено 30,6 тыс. должностных преступлений, взяточничество же составило 29,2%. В 2008 году зарегистрировано 40 473 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, подавляющее большинство которых совершено должностными лицами. За тот же год выявлено 12 512 фактов взяточничества (30,9% от всех должностных преступлений). Такая же картина наблюдается и в 2009 году: за 9 месяцев зарегистрировано 37 861 «должностное» преступление (13,3% роста ), выявлено 11 766 фактов взяточничества (рост 6,3%).
Вместе с тем следует отметить, что, по данным специалистов в области борьбы с этим яв-
лением, довольно большое количество фактов получения предметов взятки (взяточничества) со стороны должностных лиц (около 90%) остаются латентными.
По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия стоит в десятке самых неблагополучных стран мира. Организованные преступные группы и преступные сообщества давно уже не только поставили перед собой задачу подкупа должностных лиц самых разных уровней государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, а также финансовых и контрольно-ревизионных органов, но и весьма успешно реализуют это. Такое коррумпированное взаимодействие сильно затрудняет, а иногда и делает невозможным выявление и расследование совершённых указанными лицами преступлений.
Повсеместно распространены преступный лоббизм, соединённый с корыстным сговором должностных лиц, финансирование коммерческих структур за счёт бюджетных средств, что причиняет значительный ущерб государственным интересам и интересам граждан. Преступное лоббирование заключается и в необоснованной, а то и убыточной для государства и общества передаче государственного имущества в управление коммерческим структурам; незаконных внешнеторговых операциях и т.п. Всё это составляет главную угрозу жизни как государства, так и общества. Массовый характер приобрели перелив капитала в теневую экономику и зарубежные банки, отмывание преступных денег, что неизбежно сопровождается разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями.
Оказались поражены коррупцией и работники органов, призванных осуществлять борьбу с взяточничеством, корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями и превышением власти.
Политика борьбы с коррупцией включает в себя реформу основных государственных программ, изменение структуры правительства и совершенствование методов контроля над подотчётными органами исполнительной власти, совершенствование моральных и этических аспектов государственной службы, развитие демократических институтов, правовое принуждение.
Каковы меры правового принуждения в борьбе с коррупцией? При реализации мер
72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Уголовная политика: приоритеты и основные направления
правового принуждения существует риск скатиться на путь прямолинейных решений, а это недопустимо, потому что может привести к нарушению фундаментальных прав человека и гражданина. Поэтому противодействие коррупции должно вестись строго на основе и в рамках закона.
К сожалению, соответствующий федеральный закон весьма продолжительное время не действовал, поскольку его проекты, принятые палатами Федерального Собрания, наталкивались на вето Президента РФ. Ещё 14 ноября 1997 года Государственной думой был принят проект указанного закона, который 3 декабря 1997 года одобрен Советом Федерации, однако 19 декабря 1997 года он был отклонён Президентом РФ.
7 мая 1998 года Президент РФ внёс собственный проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией». Недостатком законопроекта было то, что в предмет законодательного регулирования не введено в оборот само понятие «коррупция», т.е. не определён объект борьбы. В проекте дано лишь определение: «правонарушение, связанное с коррупцией». Такая неопределённость, безусловно, создаёт серьёзные трудности для правоохранительных органов. В сравнении с «думским» вариантом в «президентском» проекте неоправданно сужен круг субъектов коррупционных правонарушений, что помогло бы избегать ответственности таким должностным лицам, как помощники выборных лиц, занимающих должности категории «А», присяжные заседатели в судах, лица, занимающие руководящие должности в Вооружённых Силах. Согласно указанному проекту ответственность за коррупционные правонарушения была распространена лишь на лиц, обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов, т.е. занимающих государственные должности категорий «Б» и «В». Таким образом, самым серьёзным образом нарушался принцип равенства всех перед законом и судом, что прямо входило в противоречие со ст. 19 Конституции РФ.
Не был решён вопрос организационного обеспечения борьбы с коррупцией. В ст. 4 лишь перечислены органы, которые должны вести такую борьбу, а содержательная сторона её организационного обеспечения отсутствует, отсутствует и упоминание, что этот закон является законом прямого действия. Не содержит «президентский» законопроект и антикорруп-
ционных мер, а лишь определяет принципы формирования органов, которые должны вести борьбу с коррупцией.
Лишь 25 декабря 2008 года был принят долгожданный Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым в основном устранены перечисленные недостатки и упущения. В статье 1 приведены основные понятия, используемые в законе, хотя и здесь имеются некоторые затруднения. Так, в пункте «а» статьи 1 сказано о видах правонарушений, подпадающих под термин «коррупция». В то же время словосочетание «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» [5] говорит лишь о должностных лицах как субъектах коррупции, хотя перед этим сказано о коммерческом подкупе (то есть о получении предмета подкупа), который совершается лицом, не являющимся должностным. Если считать, что коррупционные преступления могут совершать и не должностные лица, тогда в пункте «а» следовало бы написать «иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения».
Обеспечение экономической безопасности государства не ограничивается борьбой с преступлениями в сфере экономики, содержащимися в разделе VIII УК. Данное понятие намного объёмнее и содержательнее. Достижение цели её эффективного обеспечения связано с усилением уголовно-правовой защиты, поскольку многие институты гражданского, финансового, налогового, таможенного, валютного законодательства в нынешних условиях не могут достаточно эффективно «работать» без помощи уголовно-правовых запретов. Именно уголовный закон создаёт необходимые предпосылки для того, чтобы побудить недобросовестного получателя кредита вернуть деньги кредитору, заставить обанкротившееся акционерное общество рассчитаться с инвесторами даже в случаях, когда нет признаков мошенничества. Уголовный закон в определённой степени стоит преградой на пути легализации доходов, приобретённых незаконным путём; он способствует пополнению государственной казны, устанавливает уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, за уклонение от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и т.д.
Экономическая преступность тесно связана с коррупцией и организованной преступ-
73
актуальные вопросы уголовной политики
ностью. Поэтому изменения, происходящие в структуре и динамике экономической преступности, прямо влияют на организованную преступность и коррупцию. Учитывая это, нужно выделить наиболее опасные проявления экономической преступности, представляющие повышенную угрозу экономической безопасности государства: в сфере приватизации, а также управления государственной собственностью; особенно в области деятельности естественных монополий; в кредитнофинансовой сфере. На этих направлениях надо сосредоточить дальнейшее правовое регулирование экономических реформ и потенциал правоохранительных органов.
Нужна обязательная криминологическая экспертиза проектов законов, указов, иных правовых актов, относящихся к экономической реформе.
Защита основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовная политика призвана играть активную роль в защите национальной безопасности страны, под которой понимается такое состояние национальных интересов, когда они защищены от внутренних и внешних угроз, когда обеспечивается прогрессивное развитие личности, общества, государства.
В настоящее время укрепляются экономические и политические позиции многих государств. Наряду с военно-силовыми факторами в межгосударственных отношениях всё большую роль играют не только экономические, политические и научно-технические факторы, но и информационные, и правовые факторы. Однако при этом обостряется международная борьба (и не только на дипломатическом уровне) за обладание природными ископаемыми (особенно углеводородными), технологическими, информационными ресурсами, а также за рынками сбыта.
Несмотря на то, что в нынешний период развития международных отношений для России открываются новые возможности для обеспечения своей безопасности, необходимо отметить, что это сопряжено с угрозами для нашей страны, связанными с её положением в мире и со сложностями в проведении экономических, политических и других реформ. В настоящее время значительно снизилось влияние России на решение важнейших вопросов международной жизни, которые напрямую затрагивают интересы российского государства.
Новая для Российской Федерации геополитическая и международная ситуация, утрата государством важных рычагов обеспечения единой законности и конституционного правопорядка, отрицательные процессы в отечественной экономике, обострение на территории России межнациональных отношений, усугубление центробежных устремлений некоторых субъектов Федерации, нарастание угрозы нарушения территориальной целостности страны создают прямую угрозу основам конституционного строя и безопасности государства.
В этих условиях обоснованным является включение рассматриваемого направления в число приоритетов и основных направлений уголовной политики. Смена в иерархии приоритетов правоохраняемых ценностей, зафиксированная в Конституции РФ и УК РФ, поставившая во главу угла права человека, не означает, что тем самым умаляется роль и значение государства. Права человека и гражданина могут быть надлежащим образом обеспечены только сильной дееспособной государственной властью при наличии развитых демократических институтов и эффективной системы гражданского контроля.
Борьба с государственной изменой, шпионажем, терроризмом, диверсиями, возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды, коррупцией, должностными преступлениями и другими преступлениями против государственной власти является важнейшей неотъемлемой частью обеспечения национальной безопасности России, и её необходимо осуществлять с использованием возможностей всех ветвей власти. Одним из основных факторов усиленного противодействия этим крайне опасным видам преступности является эффективное использование уголовноправовых мер воздействия.
Анализ правоприменительной практики в рассматриваемой сфере показывает, что уголовно-правовые нормы, содержащиеся в гл. 29 УК и предусматривающие ответственность за совершение преступлений против основ существующего конституционного строя и против безопасности государства, используются крайне редко, несмотря на очевидную необходимость их применения. Одной из причин этого является коллизия интересов законности и целесообразности. Нередко во главу угла ставятся интересы политической целесообраз-
74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Принцип справедливости в уголовном законодательстве
ности, а не законности. Например, не возбуждались и не расследовались уголовные дела по фактам насильственного захвата власти в ряде регионов Северного Кавказа.
Подтверждение этого — события в Республике Дагестан, где в сёлах Карамахи и Ча-банмахи в одно время были по существу ликвидированы законные органы власти и вся жизнь начала регулироваться законами шариата. Несмотря на публичные призывы к насильственному, вооружённому изменению существующего в Российской Федерации конституционного строя, а также на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды, республиканские правоохранительные органы
либо не реагировали, либо реагировали чисто формально. И это далеко не единичные факты. Исключением же являются случаи, когда к уголовной ответственности привлекаются несформировавшиеся молодые люди, в основном подростки из окружения Лимонова либо из иных групп молодёжи, в то время как более опасная для конституционного строя деятельность отдельных лиц остаётся вне реагирования закона.
Выход из создавшегося положения видится в строгом и неуклонном соблюдении законности, решительной защите интересов национальной безопасности России.
Литература
1. ГаджиевК.С. Политическая наука. Пособие. М., 1996.
2. Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы. М., 1995.
3. Уголовный кодекс РФ: Общий комментарий. Сравнительная таблица. М., 1996.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
6. МоховЕ.А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М., 2006.
7. Скобликов П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. М., 2007.
УДК 343.575
I ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Суденко В.Е., кандидат юридических наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article discusses the principles of justice in the criminal law and the legal system, including the concept, compliance with provisions of criminal law, the relation of social justice and the principle of equity in the criminal law.
Рассматривается принцип справедливости в уголовном праве и уголовном законодательстве: понятие; соответствие принципу справедливости отдельных положений уголовного закона; соотношение социальной справедливости, уголовно-правового принципа справедливости и принципа справедливости уголовного закона.
Key Words: law, justice, principle, criminal law, legal judgment.
Ключевые слова: право, справедливость, принципы, уголовный закон, правопонимание.
75