повторное совершение судимым лицом независимо от того совершается ли это умышленное преступление небольшой тяжести или неосторожное преступление. Никакой двойной ответственности при квалифицированной неоднократности нет. Есть лишь увеличение степени общественной опасности преступного деяния из-за тенденциозности преступных действий, их направленности. Разумеется, что возрастает и степень общественной опасности личности преступника. Кроме того, это позволило бы объяснить наличие упоминания в УК РФ такой категории, как «систематичность»[3].
Анализ уголовного законодательства позволяет сделать вывод, что множественность преступлений как самостоятельный уголовно-правовой институт представляет собой совокупность взаимосвязанных уголовно--правовых норм, имеющих особый предмет правового регулирования - отношения, возникающие в связи с совершением одним лицом двух и более преступлений. Правовые нормы, образующие институт множественности преступлений, имеют различное содержание и функциональное предназначение.
Список литературы
1. Нефедова Е.Д., Шищенко Е.А. Проблема применения института рецидива в российском уголовном праве // сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год «Научное обеспечение агропромышленного комплекса». Краснодар, 2016. С. 785-788.
2. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А.В. Наумов [и др.] ; отв. ред. А.В. Наумов, А. Г. Кибальник. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 215-220.
3. Якушин В.А. Журнал «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева» // Некоторые проблемы множественности преступлений в уголовном праве России, 2012.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОМЫШЛЕННЫЙ
ШПИОНАЖ Чич Ш.А.1, Пак К.А.2
'Чич Шамиль Асланович — студент;
2Пак Константин Александрович — студент, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются проблемы отнесения различных сведений к коммерческой тайне. В этом труде были подняты вопросы применения различных способов защиты при угрозе посягательства на интеллектуальную собственность. Также в данной статье рассматриваются предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего положения об интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: коммерческий шпионаж, коммерческая тайна, информация, предпринимательская деятельность, интеллектуальная собственность.
Промышленный шпионаж - это преступная деятельность, направленная на разведывание коммерческих тайн конкурентов. Данный вид преступной деятельности регулируется нормой ст. 183 УК РФ и предусматривает наказание в виде штрафа от 500 тысяч до 1 млн. рублей и лишения свободы на срок до 3-х лет.
Интеллектуальная деятельность человека важна не только для духовного развития человечества, но и для экономического состояния государства [1].
В частном секторе экономики многие крупные компании, имеющие грамотный менеджмент, давно осуществляют шпионскую деятельность в отношении своих конкурентов, не жалея на это ни средств, ни сил. Существует различие между экономической разведкой и промышленным шпионажем. Первый тип подразумевает использование открытых общедоступных источников информации, позволяющих свободно следить за действиями своих конкурентов, их продукцией и положением на рынке, не боясь при этом каких-либо неприятных последствий. Второй тип предусматривает ведение разведки специальными тайными методами, которые являются
наиболее эффективными в сборе информации о конкурентах и приносят самые ценные данные, закрытые от посторонних лиц и имеющими особую ценность. Сам термин промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж подразумевает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, ведущиеся негосударственными и частными лицами. С юридической точки зрения наиболее полное определение дает Интерпол, характеризуя промышленный шпионаж как «приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики». Промышленный шпионаж также осуществляется с целью срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных операций.
Немаловажно при принятии решения о применении мер защиты определенной информации и дальнейших мер оветственности за посягательство на нее уточнить следующие вопросы: какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним; сокрытие каких сведений не влечет за собой получение выгоды; какие сведения подлежат охране. К коммерческой тайне относят: организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности); сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства); сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий). Претендовать на ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции: прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом; правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу; налоговые службы (управления); аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца); профсоюзы; государственные предприятия (учреждения); санэпидстанции; экологические организации; предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ним в сделку. Данный перечень не является исчерпывающим. Указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц, но это не исключает их охраны от обще уголовных преступлений.
Также существует группа сведений, которая характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается прежде всего рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение рекламы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов.
И, наконец, есть группа сведений, к которой относится информация, представляющая хозяйственную ценность для предпринимателя, и на нее не распространяется законный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определились. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность информации.
Одной из проблем уголовного права в области защиты коммерческой тайны является установление оптимального режима работы предприятия с таким расчетом, чтобы ограничить распространение сведений, содержащих коммерческую тайну, сделать эти сведения недоступными для посторонних лиц, предотвратить их утечку и создать необходимые условия работы лицам, имеющим к ним законный доступ[2].
Важным вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой
94
стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.
Список литературы
1. Лысак Е.А. Уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности по зарубежному законодательству: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 3.
2. Талалай М.А. Журнал «Таврический научный обозреватель» // Коммерческая тайна как объект правовой охраны, 2016. С. 181-184.
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ ИЛИ
УСЛУГ Мурадян К.А.
Мурадян Каринэ Арутюновна — студент, факультет права, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Нижний Новгород
Аннотация: национальное законодательство о защите конкуренции не раскрывает правовую характеристику запрета на реализацию действий, направленных на приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации, не выявляя существенные признаки недобросовестности в конкретных действиях. В связи с данным пробелом возникают коллизии в действующей практике, которые анализируются в представленной статье.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, товарный знак, конкуренция, регистрация товарного знака, исключительное право на товарный знак.
В условиях современной экономики, одним из важнейших и наиболее мощных рычагов воздействия на совершенствование и улучшение производства, на распределение материальных благ, удовлетворения интересов потребителей является, несомненно, конкуренция. Развитие конкурентной среды между хозяйствующими субъектами способствует борьбе за превосходство на рынке путем повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг, понижению цены, увеличению ассортимента и использованию других способов для прибыльной реализации производимого товара и предоставляемых услуг. Таким образом, посредством конкуренции экономическая сфера приспосабливается к формирующимся потребностям общества.
Конкуренция, являясь одним из средств регулирования основных экономических процессов, создает пространство для формирования многоуровневого, разнородного и нетождественного состава участников этой платформы. Этому содействует укрепление экономической ценности средств индивидуализации хозяйствующих субъектов, основной целью которой является образование отличительного знака, обеспечивающего идентификацию предприятий, производимых товаров.
Однако развитие и приобретение широких масштабов конкурентной среды явилось серьезным основанием для свободного применения приемов недобросовестной конкуренции, в частности в сфере исключительных прав на средства индивидуализации.
Представляется необходимым проследить и обозначить баланс между общественной системой норм, регламентирующих совершенную конкуренцию, и между гарантией охраны объектов средств индивидуализации. Ведь данные образования объединяет достижение их общей цели - защита непосредственно объектов интеллектуальной собственности с учетом интересов и потребностей, как хозяйствующих субъектов, так и