12.3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ
Куличков Алексей Александрович, соискатель
Место учебы: Всероссийский государственный университет юстиции
Аннотация: Цель работы состоит в том, чтобы на основе сравнительного исследования норм об уголовной ответственности за посягательства на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, наметить пути совершенствования механизма специальной уголовно-правовой охраны международно-представительской деятельности на территории Российской Федерации. Подчеркивается, что наиболее близкими к нормам УК РФ в содержательном плане являются нормы уголовных законов стран постсоветского пространства, в частности, государств, входящих в состав СНГ. Отдельные вопросы уголовной ответственности за преступления международного характера и обеспечения международного правопорядка рассмотрены в трудах M.Ch. Bassiouni, K. Kittichaisaree, W.A. Schabas и др. Отмечается, что совершенствование механизма уголовно-правовой охраны лиц и учреждений, обладающих особым статусом по международному праву, предполагает обязательный учет зарубежного опыта борьбы с подобными посягательствами. Делается вывод о том, что уголовные законы стран СНГ имеют много общих черт, что обусловлено принятием Модельного Уголовного кодекса. Полученные в ходе компаративистского исследования результаты могут быть использованы преимущественно в научных исследованиях по проблемам уголовного права в целях создания усиленного режима уголовно-правовой охраны интересов международного общения и сотрудничества в России. Работа адресована студентам высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям и всем тем, кто интересуется проблемами международного уголовного права.
Ключевые слова: зарубежное уголовное законодательство; компаративистский анализ; посягательства на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой; терроризм; акт международного терроризма.
CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR OFFENCES AGAINST INTERNATIONALLY
PROTECTED PERSONS AND INSTITUTIONS ACCORDING TO THE LEGISLATION OF MEMBER NATIONS OF THE COMMONWEALTH
OF INDEPENDENT STATES
Kulichkov Alexey A., PhD Candidate
Study place: The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation
Annotation: The aim of the work is to outline ways of improvement of the mechanism of special criminal legal protection of international representative activity in the Russian Federation on the basis of comparative study of norms about responsibility for offences against internationally protected persons and institutions. It is emphasized that the norms of the criminal laws of the countries of the post-Soviet space, in particular, of member nations of the Commonwealth of Independent States are most similar to the norms of the Criminal Code of the Russian Federation. Separate issues of criminal responsibility for international crimes and ensuring the international law order are examined in the works of M.Ch. Bassiouni, K. Kittichaisaree, W.A. Schabas and others. It is noted that the improvement of the mechanism of criminal legal protection of persons and institutions that have a special status under the international law presupposes the mandatory study of foreign experience of counteraction such offences. It is concluded that the criminal laws of the member nations of the Commonwealth of Independent States have many similarities, which is due to the adoption of the Model Criminal Code. The results obtained during the comparative study can be used mainly in scientific research on the problems of criminal law in order to create an enhanced mode of criminal legal protection of the interests of international communication and cooperation in Russia. The article is addressed to students of higher educational institutions, post-graduate students, teachers and all those interested in problems of international criminal law.
Keywords: foreign criminal legislation; comparative analysis; offences against internationally protected persons and institutions; terrorism; act of international terrorism.
Посягательства на лиц и учреждения, обладающие особым статусом по международному праву, характеризуются высокой степенью общественной опасности, поскольку причиняют вред не только интересам международного общения и сотрудничества, но и государственной власти. Противодействие таким
преступлениям является первостепенной задачей в процессе построения взаимовыгодных международных отношений.
Совершенствование механизма уголовно-правовой борьбы с преступными посягательствами предполагает исследование зарубежного опыта криминализации соответствующих деяний.
Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
В свете сказанного интерес представляет изучение зарубежного опыта противодействия преступлениям против защищаемых в соответствии с международным правом лиц и учреждений.
События последних лет, происходящие на постсоветском пространстве, актуализируют проблему обеспечения безопасности сотрудников посольств, консульств, международных организаций, а также международных организаций. Поэтому целесообразно рассмотреть нормы об уголовной ответственности за посягательства на указанных потерпевших и предметы преступлений по законодательству стран СНГ. Уголовное законодательство данных государств имеет общие черты с УК РФ, чему способствовало принятие Модельного Уголовного кодекса [2].
Представляется возможным выделить следующие общие черты норм об ответственности за рассматриваемые преступления, содержащиеся в уголовных законах стран СНГ:
1. изучаемые нормы расположены в главах о посягательствах против мира и безопасности человечества;
2. уголовные кодексы Азербайджана и Киргизии содержат формальные составы преступлений. Уголовные законы Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины содержат не только формальные, но и материальные составы преступлений;
3. согласно уголовным кодексам большинства государств ответственность за совершение преступлений наступает при достижении субъектом 16-летнего возраста. Законодатель Казахстана и Украины установил минимальный возраст уголовной ответственности - 14 лет;
4. субъективная сторона преступлений характеризуется умышленной формой вины и, как правило, целью провокации международных осложнений либо взаимосвязью преступления с официальным статусом потерпевшего, его представительской деятельностью;
5. анализируемые посягательства в большинстве уголовных законов отнесены к категории тяжких и особо тяжких.
Сравнительный анализ уголовных законов стран СНГ позволяет выделить основные подходы к конструированию рассматриваемых норм:
1. использование термина «нападение», который подразумевает применение насилия к потерпевшему, но не охватывает при этом причинение ему тяжкого вреда здоровью или смерти;
2. дифференциация ответственности посредством создания специальных норм, устанавливающих составы угрозы, похищения потерпевшего, причинения вреда здоровью, убийства и т. п.
Первый подход реализован в УК Кыргызской Республики, в статье 376 которого части не выделяются, а в перечень потерпевших включаются проживающие совместно с представителем зарубежного государства или сотрудника международной организации члены его семьи [4].
Более удачным является второй подход, в рамках которого существуют различные варианты дифференциации ответственности за исследуемые преступления. В зарубежных уголовных кодексах ряда государств в одной статье выделены части, которые содержат квалифицированные и особо квалифицированные составы. К примеру, статья 170 УК Туркменистана содержит две части. Часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а также на служеб-
ные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если названные действия совершены в целях провокации войны или осложнения международных отношений. В части 2 предусматривается усиление уголовной ответственности за нападение, которое повлекло причинение смерти человеку или иные тяжкие последствия (крупный материальный ущерб, тяжкий вред здоровью и т. п.) [12].
Пункт «в» части 3 статьи 402 УК Республики Таджикистан содержит указание на такой квалифицирующий признак, как смерть человека или иные тяжкие последствия нападения [9]. Для применения данной статьи необходимо установить преднамеренность действий преступника и их взаимосвязь с официальным статусом предмета преступления или потерпевшего.
Уголовный кодекс Республики Узбекистан не предусматривает специальных норм об ответственности за изучаемые преступления. Следовательно, действия посягателя квалифицируются по статье 155 «Терроризм»[10].
Статья 142 УК Республики Молдова именуется «Нападение на лицо, пользующееся международной защитой» и состоит из пяти частей, каждая из которых содержит самостоятельный состав преступления:
- насильственное нападение на официальное, жилое помещение или транспортное средство, если нападение может угрожать жизни, здоровью или свободе потерпевшего (часть 1);
- похищение или другое нападение, направленное против свободы (часть 2);
- убийство (часть 3);
- действия, предусмотренные частями 1 или 2, совершенные с целью провоцирования войны или международного конфликта (часть 4);
- угроза совершения перечисленных действий, если имелись основания опасаться ее осуществления (часть 5) [8].
Отдельные зарубежные уголовные законы содержат различные статьи об ответственности за анализируемые преступления. Так, УК Азербайджанской Республики содержит статью 102 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» и статью 112 «Лишение свободы в нарушение норм международного права». Действие нормы, закрепленной в статье 112, распространяется на совершенное в нарушение пункта 1а статьи 2 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 года похищение или другое нападение, направленное против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой [1]. Диспозиция статьи 112 предусматривает альтернативные действия: арест или иное лишение свободы лиц, которые совершены в нарушение норм международного права [3].
Интересен опыт регламентации уголовной ответственности за рассматриваемые посягательства в УК Республики Казахстан (далее - УК РК). Лица, пользующиеся международной защитой, включены в перечень потерпевших от преступления, предусмотренного в статье 164 УК РК «Нарушение законов и обычаев войны». Кроме того, в УК РК содержится статья 173 «Нападение на лиц или организации, пользующихся международной защитой». Состав части 1 этой статьи является формальным. Само посягательство будет оконченным с момента совершения следующих альтернативных деяний:
- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, или проживающих совместно с ним членов его семьи;
- нападение на их служебные или жилые помещения либо транспортные средства;
- похищение или насильственное лишение свободы указанных лиц;
- угроза совершения названных действий.
Часть 2 статьи 173 УК РК содержит ряд квалифицирующих признаков:
- неоднократность;
- применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
- совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;
- совершение преступления с целью провокации войны или осложнения международных отношений;
- сопряженность с причинением тяжкого вреда здоровью.
Особо квалифицированный состав предусматривает ответственность за нападение, которое повлекло по неосторожности смерть человека или которое совершено преступной группой (часть 3 статьи 173 УК РК).
Посягательства на лиц и учреждения, пользующиеся особым статусом по международному праву, являются террористическими. Исходя из этого, обоснованным является закрепление в части 4 статьи 255 УК РК «Акт терроризма» ответственности за посягательство на жизнь человека, которое сопряжено с нападением на лиц или организации, пользующиеся международной защитой [7].
Статья 444 УК Украины предусматривает ответственность за преступления против лиц и учреждений, имеющих международную защиту. Под действие данной статьи попадают следующие деяния:
- нападение на служебные или жилые помещения лиц, имеющих международную защиту;
- похищение или лишение свободы указанных лиц (часть 1);
- угроза совершения упомянутых действий (часть 2).
При этом лицо пытается достичь цель, которая заключается в оказании влияния на характер деятельности потерпевших или на деятельность государств либо организаций, которые они представляют, или в стремлении спровоцировать войну либо международные осложнения.
Следует сказать, что УК Украины содержит специальную норму, предусматривающую ответственность за посягательство на жизнь представителя иностранного государства, совершенное в целях провокации войны либо международных осложнений (статья 443) [11].
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК РБ ) карает за совершение акта терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации (статья 124). Объективная сторона этого преступления заключается в совершении следующих альтернативных деяний:
- насилие в отношении зарубежного представителя иностранного государства или международной организации;
- захват и (или) удержание его в качестве заложника;
- похищение и (или) лишение его свободы.
Совершая указанные деяния, лицо должно преследовать цель провокации международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве. Часть 2 статьи 124 УК РБ предусматривает ответственность за убийство лица, пользующегося международной защитой, совершенное в упомянутых выше целях.
В соответствии со статьей 125 УК РБ наказывается нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой. Предметом данного преступления являются служебные, жилые помещения и транспортные средства защищаемых учреждений. Часть 2 статьи 125 УК РБ содержит следующие квалифицирующие признаки:
- наступление по неосторожности смерти человека или причинение тяжкого телесного повреждения;
- сопряженность с умышленным уничтожением имущества или важных документов.
Статья 126 УК РБ предусматривает ответственность за акт международного терроризма. Объективная сторона преступления, закрепленного в части 1 статьи 126 УК РБ, характеризуется совершением ряда альтернативных деяний: взрыва, поджога, затопления, иных деяний, которые совершены общеопасным способом либо создают опасность гибели людей, причинении им телесных повреждений или наступлении иных тяжких последствий. В качестве обязательных признаков состава рассматриваемого посягательства выступают место совершения преступления (территория иностранного государства, зарубежного дипломатического представительства, консульского учреждения, которое находится на территории Республики Беларусь) и цель преступления (провокация международных осложнений или войны либо дестабилизация общественного порядка в иностранном государстве). Формой акта международного терроризма является также убийство государственного или общественного деятеля иностранного государства, которое совершено ради достижения указанной выше цели [6].
Весьма похожими на УК РБ в содержательном смысле являются нормы об ответственности за исследуемые посягательства, содержащиеся в УК Республики Армения [5].
Таким образом, компаративистский анализ норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, позволяет сделать вывод о том, что изучаемые преступления предусмотрены в уголовных законах подавляющего большинства государств - участников СНГ. Криминализация таких деяний является обоснованной, поскольку они характеризуются высокой степенью общественной опасности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 56,6%. Снижение процента оригинальности вызвано тем, что система делает ссылки на диссертацию и статьи автора.
Список литературы:
1. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г. // Действующее международное право: в 3 т. Т. 3. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. С. 18-23.
2. Модельный Уголовный кодекс (принят на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление № 7-5 от 17 февраля 1996 г.) (ред. от 16.11.2006) // Кодекс: сайт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901781490 (дата обращения: 01.08.2015).
3. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г. № 787-IQ (ред. от 31.05.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=30420353#sub_id=100000 0 (дата обращения: 11.02.2017).
4. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. № 68 (ред. от 24.11.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30222833 (дата обращения: 11.02.2017).
5. Уголовный кодекс Республики Армения / науч. ред. Е.Р. Азаряна, Н.И. Мацнева; пер. с арм. Р.З. Авакяна. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 450 с.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (ред. от 19.07.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL:
Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
http://online.zakon.kz/Doajment/?docJd=30414984#pos=0;0 (дата обращения: 11.02.2017).
7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V (ред. от 22.12.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/m/doajment/?docjd=31575252#pos=1995;-35&sel_link=1005469350 (дата обращения: 11.02.2017).
8. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. № 985-XV (ред. от 26.06.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/Doajment/?docJd=30394923#pos=0;0 (дата обращения: 11.02.2017).
9. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. № 574 (ред. от 14.11.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/Doajment/?docJd=30397325#pos=3883;-134 (дата обращения: 11.02.2017).
10. Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. № 2012-XII (ред. от 25.04.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 11.02.2017).
11. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г. № 2341-III (ред. от 06.10.2016) // ИС Параграф WWW: сайт. URL: http://online.zakon.kz/ doajment/?docjd=30418109#pos=0;0 (дата обращения: 11.02.2017).
12. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовному кодексу Туркменистана. Постатейный / под общ. ред. А.В. Смирнова. 2013 // Центр ОБСЕ в Ашхабаде: сайт. URL: http://www.osce.org/ ru/ashgabat/117369?download=true (дата обращения: 01.08.2015).
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Куличкова Алексея Александровича на тему «Уголовная ответственность за посягательства на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, по законодательству стран СНГ» Представленная на рецензирование работа посвящена компаративистскому анализу норм, предусматривающих уголовную ответственность за различные посягательства на лиц и учреждения, обладающие особым статусом по международному праву.
Известно, что нападения на дипломатов, консулов, сотрудников международных организаций являются крайне общественно опасными и во все времена рассматривались в качестве тягчайших преступлений, поскольку подрывали нормальные, взаимовыгодные, «доверительные» отношения между державами.
Куличков А.А. рассматривает в научной статье особенности конструирования соответствующих уголовно-правовых норм государств, входящих в состав СНГ, и делает обоснованный вывод о том, что уголовное законодательство этих государству имеет весьма много общих черт с Уголовным кодексом РФ, чему, несомненно, способствовало принятие Модельного Уголовного кодекса.
Научная статья имеет преимущественно теоретическую значимость, расширяет границы научного знания об уголовно-правовой охране международно-представительской деятельности. Работа написана понятным языком, легко читается. Сказанное позволяет заключить, что научная статья Куличкова Алексея Александровича на тему «Уголовная ответственность за посягательства на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, по законодательству стран СНГ» отвечает требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Эта работа ранее нигде не публиковалась и может быть размещена в открытой печати.
Полагаю возможным рекомендовать представленную статью к опубликованию в рецензируемом журнале «Проблемы экономики и юридической практики», указанном в перечне Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Начальник кафедры
правовой подготовки сотрудников
органов внутренних дел
ФГКУ ДПО «ТИПК МВД России»,
кандидат юридических наук, доцент
С.Н. Шатилович