Г.А. Русанов
cтарший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск), кандидат юридических наук
Уголовная ответственность за контрабанду (статья 188 Уголовного кодекса Российской Федерации)
В статье автор рассматривает вопросы уголовной ответственности за контрабанду согласно действующему уголовному законодательству. Раскрываются объективные и субъективные признаки состава контрабанды. Также обращается внимание на некоторые проблемы квалификации контрабанды и проблемные вопросы применения уголовно-правовой нормы об ответственности за контрабанду на современном этапе. Ключевые слова: контрабанда, уголовная ответственность, таможенные преступления, момент окончания, квалифицированные виды, объективные признаки, субъективные признаки.
Общественная опасность контрабанды заключается в том, что ею причиняется вред правам и интересам российских и зарубежных товаропроизводителей, а также интересам государства. Относительно основного непосредственного объекта контрабанды в науке уголовного права сложился ряд позиций.
Действующее уголовное законодательство предусматривает два основных состава контрабанды: экономическая контрабанда (ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)) и контрабанда предметов, изъятых или ограниченных в обороте (ч. 2 ст. 188 УК РФ).
Волженкин Б.В. определял непосредственный объект контрабанды как общественные отношения, регулирующие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности1. А.И. Чучаев и С.Ю. Иванова понимают под непосредственным объектом всех таможенных преступлений законодательно урегулированную деятельность таможенных органов, направленную на достижение экономических целей2. Несколько иной позиции придерживается С.В. Максимов, определяющий непосредственный объект контрабанды как общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования его посредством таможенных платежей3. Объект контрабанды имеет сложную природу и вклю-
1 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 386.
2 См.: Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. № 11. С. 43.
3 См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М.,
1998.С. 267.
чает различные по своему содержанию общественные отношения4. Я. Васильева определяет объект контрабанды как общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, прежде всего установленный законом порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов5. Весьма оригинальный взгляд на непосредственный объект контрабанды высказала Н.А. Лопашенко. По ее мнению, им являются общественные экономические отношения, соответствующие принципу запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности6.
Наиболее развернутую трактовку объекта контрабанды дает Ю.И. Сучков: порядок перемещения грузов через государственную границу, установленный для обеспечения законной внешнеэкономической деятельности российского государства, т.е. общественные отношения, которые возникают в процессе перемещения через таможенную границу при осуществлении внешнеэкономических связей7.
Все перечисленные позиции (пожалуй, за исключением позиции А.И. Чучае-ва и С.Ю. Ивановой) называют одну и ту же группу общественных отношений. При этом ряд авторов несколько сужают понятие объекта контрабанды, другие, наоборот, его расширяют. Представляется, что любая из перечисленных точек зрения может быть признана правильной и фактически отражает сущность контрабанды. Единственная позиция, которая, на наш взгляд, выглядит спорной, — это позиция, что объектом контрабанды является деятельность таможенных органов, направленная на достижение экономических целей. Сущность всех таможенных преступлений заключается прежде всего в нарушении установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в том или ином виде. Если мы определим объект контрабанды как деятельность таможенных органов, то фактически придем к тому, что сущностью таможенных преступлений будет являться нарушение их деятельности, а не те интересы государства и его граждан, которые страдают при контрабанде.
Дополнительный непосредственный объект контрабанды будет определяться в зависимости от специфики перемещаемых предметов, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ. В частности, ими будут являться общественные отношения в сфере общественной безопасности (при контрабанде оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации); общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на
4 См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М., 1996. С. 22.
5 См.: Васильева Я. Контрабанда: актуальные проблемы квалификации // Уголовное право. 2005. № 3. С. 15.
6 См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики. М., 2006. С. 508.
7 См.: Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005. С. 104.
осуществление его культурных прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (при контрабанде культурных ценностей).
Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 188 и ст. 189 УК РФ. Согласно ст. 4 Таможенному кодексу Таможенного союза товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Для наступления ответственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ необходимо перемещение данных предметов в крупном размере, т.е. превышающем 1 млн 500 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ).
УК РФ под контрабандой понимает перемещение через таможенную границу различных товаров, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Исходя из этого, С.В. Максимов систематизировал признаки объективной стороны контрабанды:
1) деяние в форме действия, т.е. перемещение товара или иного предмета;
2) место совершения действия — таможенная граница или таможенная территория;
3) альтернативные способы перемещения:
• помимо таможенного контроля;
• с сокрытием от таможенного контроля;
• с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
• сопряженное с недекларированием;
• сопряженное с недостоверным декларированием8.
Норма об ответственности за контрабанду — это норма бланкетная, многие используемые в УК РФ понятия являются легальными и определяются в таможенном законодательстве. В связи с этим в настоящее время появились определенные трудности, связанные с тем, что утратил силу Таможенный кодекс Российской Федерации и действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Возникает целый ряд проблем относительно квалификации контрабанды, связанных, в частности, с различиями уголовного законодательства в сфере ответственности за это преступление. Еще одним важным моментом является вопрос о действии ключевого (с точки зрения практического применения норм УК РФ об ответственности за контрабанду) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»9. Основные понятия постановления определены применительно к Таможенному кодексу Российской Федерации. В связи с этим одной из наиболее острых проблем представляется определение момента окончания контрабанды.
8 См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 269-270.
9 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 8.
Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией10.
Понятие «перемещение через таможенную границу Россиской Федерации» также является легальным и дается в п. 22 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, где говорится, что под ним понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Понятие ввоза и вывоза товаров дается в п. 3—4 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза. Под ввозом понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Под вывозом понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Таким образом, законодатель связывает перемещение через таможенную границу с совокупностью ряда действий, т.е. определяет перемещение не как единичное действие, а как определенный процесс, растянутый во времени.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» указано, что «таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ, а также включает в себя пределы, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории РФ»11.
В теории уголовного права, как уже было отмечено, остро стоит вопрос о моменте, начиная с которого контрабанда считается оконченным преступлением. С.В. Максимов указывает, что при контрабанде будет фактически два вида перемещения товаров и иных предметов12:
1) фактическое пересечение таможенной границы;
2) подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти предмет контрабанды.
Вследствие этого, моментом окончания контрабанды в первом случае будет фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации, а во втором — момент подачи декларации или, например, момент начала отгрузки товара зарубежному потребителю.
10 СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
11 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 8.
12 См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.С. 270.
Подобной позиции придерживаются еще ряд ученых, в частности Н.А. Лопа-шенко, Я. Васильева13.
Существует и иная позиция, согласно которой моментом окончания контрабанды признается фактическое перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В частности, это подчеркивает Ю.И. Сучков: «...поскольку ст. 188 УК РФ указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на ее другую сторону, пересечение границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным составом. Действия, совершенные до пересечения грузом линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эти стадии лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца.»14. Схожей позиции придерживаются Б.В. Волженкин и Л.Ф. Рогатых15.
Волженкин Б.В., обосновывая свою позицию, указывает, что таможенный контроль не всегда осуществляется на таможенной границе в месте ее пересечения, но также и в других местах (аэропортах, речных портах). В данных случаях при ввозе товара пересечение таможенной границы по воздуху или воде еще не образует оконченного состава контрабанды, что произойдет при прохождении зоны таможенного контроля с сокрытием контрабандного товара и использованием иных способов ее совершения, указанных в законе. При контрабандном вывозе для признания преступления оконченным недостаточно прохождения зоны таможенного контроля в аэропорту и ином порту, а требуется фактическое перемещение товара через границу16.
Представляется, что при решении вопроса о моменте окончания контрабанды при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации необходимо исходить из следующего: в литературе не вызывает сомнения то, что контрабанда является формальным составом преступления17. Соответственно, элементы объективной стороны — это деяние в форме действия и два факультативных признака: место и способ совершения контрабанды. По общему правилу, добровольный отказ от совершения преступления возможен всегда на стадии приготовления к преступлению и на стадии неоконченного покушения на преступление. На стадии оконченного покушения добровольный отказ возможен лишь в том случае, когда лицо продолжает контролировать развитие причинной связи, т.е. способно не допустить наступление преступного результата18.
13 Более подробно об этом см.: Васильева Я. Контрабанда: актуальные проблемы квалификации // Уголовное право. 2005. № 3. С.14; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики. М., 2006.С. 510.
14 Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005.
15 Более подробно о позиции Л.Ф. Рогатых см.: Рогатых Л.Ф. Уголовно наказуемая контрабанда и Таможенный кодекс 2003 г. // Уголовное право. 2005. № 2. С. 57.
16 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 391.
17 См., напр.: Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. СПб, 1999. С. 50; Фоми-чев С.А. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2005. С. 130; Рогатых Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 72.
18 См., напр.: Уголовное право. Часть общая / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2006. С. 239—241; Уголовное право. Часть общая / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005. С. 249.
Представляется, что исходя из формальности состава контрабанды, добровольный отказ от ее совершения возможен лишь на стадии неоконченного покушения на преступление. Собственные действия лица при незаконном вывозе товаров завершаются в момент заполнения этим лицом таможенной декларации, а затем принятия ее таможенным органом. Уже на этой стадии лицо осознает, что совершило все необходимые (зависящие от него) действия для вывоза товаров или предметов с территории страны, т.е. деяние перешло на стадию оконченного покушения. На данной стадии в силу формальности состава добровольный отказ невозможен, так как действие уже было совершено, а преступные последствия данным составом не предусмотрены. Следовательно, контроль над причинной связью потерян. Необходимо отметить, что состав этого преступления в силу все той же формальности будет окончен с момента совершения лицом всех необходимых действий, т.е. с момента заполнения таможенной декларации и передачи ее соответствующим таможенным органам (соответственно, и принятия этими органами). В этот момент лицо полностью совершает действия, необходимые для признания преступления оконченным.
Таким образом, на наш взгляд, логичным было бы определение момента окончания контрабанды при ввозе товаров на территорию как фактическое пересечение таможенной границы; при вывозе моментом окончания контрабанды должны быть подача таможенной декларации и принятие ее таможенным органом.
По иному пути пошел Верховный Суд Российской Федерации, который в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 связал момент окончания контрабанды со способом перемещения. В частности, пленум указал, что при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных.
Контрабанду, совершенную при ввозе товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, Верховный Суд Российской Федерации указал считать оконченной с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда деяние произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации.
Контрабанду, совершенную при вывозе, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов.
На наш взгляд, в постановлении неточно определяется момент окончания состава контрабанды при вывозе товаров. Вызывает сомнение связывание момента окончания состава преступления и «обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пре-
сечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов». Представляется, что момент окончания состава должен определяться действиями субъекта преступления, а не иных лиц.
В постановлении также указано, что, помимо подачи таможенной декларации, к действиям, непосредственно направленным на вывоз предметов с территории Российской Федерации, относятся иные действия с товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия с таможенной территории Российской Федерации и т.д.).
Под перемещением товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля в литературе понимают их перемещение через таможенную границу вне определенных таможенными органами мест и вне установленного времени таможенного оформления, а также путем прорыва таможенной границы19.
В постановлении под перемещением товаров или иных предметов помимо таможенного контроля понимается совершение любых действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов либо вне времени их работы или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение через таможенную границу без таможенного контроля20.
Под перемещением предметов с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации в теории уголовного права понимается предоставление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов; документов, полученных незаконным путем; документов, содержащих недостоверные сведения; документов, относящихся к другим предметам; использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам21.
В постановлении указано, что под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров или иных предметов заведомо поддельных документов; документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам; иных документов, не имеющих юридической силы; использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам22.
Под недекларированием товаров в литературе понимается незаявление в установленной форме достоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других
19 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 394.
20 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 8.
21 См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 395.
22 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 8.
сведений, необходимых для таможенных целей. Под недостоверным декларированием в литературе понимается заявление недостоверных сведений, необходимых для таможенного оформления23.
Несколько иначе данное понятие объясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде», согласно которому недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, об исчислении и взимании таможенных платежей. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей24.
Часть 1 ст. 188 УК РФ не содержит каких-либо особенных признаков, относящихся к субъекту контрабанды, а ч. 2 ст. 20 УК РФ, определяющая возраст уголовной ответственности, не относит контрабанду к составам преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет. Следовательно, субъектом контрабанды является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.
Конструкция ст. 188 УК РФ указывает только на один обязательный элемент субъективной стороны состава преступления — вину. В литературе не оспаривается позиция, согласно которой для контрабанды характерна вина в форме прямого умысла и при этом невозможна в форме косвенного умысла25, т.е. лицо при совершении контрабанды осознает общественную опасность своих действий, т.е. понимает, что незаконно перемещает предмет через границу и желает этого.
В части 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, перечисленных в ч. 2
23 См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.С. 273.
24 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 8.
25 Данная проблема весьма точно и полно исследована в работах: Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность. СПб., 2002. С. 171—174; Рогатых Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. С.120-124.
ст. 188 УК РФ, совершает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 188 УК РФ и соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, по ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ) (п. 11 постановления).
Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. (ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»26).
При контрабанде наркотических средств и психотропных веществ содеянное подлежит квалификации по ч. 2 ст. 188 УК РФ независимо от количества указанных средств и веществ, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием. Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не является обязательным признаком этого состава преступления (п. 11 постановления).
Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. (ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Сильнодействующие вещества — вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни человека действие при приеме их в значительных дозах или при наличии медицинских противопоказаний27.
Отравляющие вещества — разновидность оружия массового поражения, представляющего собой высокотоксичные соединения химических элементов, предназначенных для поражения живой силы противника28.
26 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
27 См.: Уголовный закон в практике районного суда / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2007 (автор — Максимов С.В.). С. 376.
28 См.: Там же.
Взрывчатые вещества — химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха.
Радиоактивные вещества — это вещества, содержащие неустойчивые химические элементы, ядра которых самопроизвольно распадаются, являясь источником ионизирующего излучения29.
Радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергетики»)30.
Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 Федерального закона «Об оружии»)31.
Взрывчатые устройства — промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).
Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (ст. 1 Федерального закона «Об оружии»).
Оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»)32.
Средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения; контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»).
Иное вооружение — любые иные средства, специально предназначенные для ведения боевых действий. Иная военная техника — любые иные средства, специально предназначенные для обслуживания вооружения.
Материалы и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, — любые объекты, которые специально предназначены для указанных целей.
Стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Фе-
29 См.: Уголовный закон в практике районного суда / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2007. С. 377.
30 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.
31 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
32 СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.
дерации, — товары, в отношении которых могут быть введены ограничения в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»33.
Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, указанные в Законе Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен ст. 9 этого закона (п. 14 постановления)
Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей.
В части 3 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение контрабанды:
• должностным лицом с использованием своего служебного положения;
• с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Под должностным лицом в п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ следует понимать должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.
Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 188 УК РФ (п. 16 постановления).
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ (п. 17 постановления).
По пункту «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов,
33 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.
Если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями гл. 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья (п. 18 постановления).
В части 4 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение того же деяния организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, объединившейся для совершения одного или нескольких преступлений. Если контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза) (п. 19 постановления).