Doi 10.475776/2712-7516_2020_4_1_74 уДК 343.53:614.27
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ
ДОБАВОК (СТ. 2381 УК РФ)
танцюра Виктор Сергеевич,
преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России, РФ, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: [email protected]
Крылков Дмитрий Игоревич,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России, РФ, г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Реферат. В статье рассматривается юридическое содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации, анализируется законотворческая практика Государственной Думы Российской Федерации по внесению изменений в объективную сторону данного состава преступления, уделяется внимание роли законодательной техники в дальнейшем совершенствовании данного состава преступления, вопросам правоприменения в условиях коронавирусной пандемии, выносятся предложения по внесению изменений в ст. 2381 с учетом сложившейся правоприменительной практики и норм международного права.
Ключевые слова: лекарственные средства; медицинские изделия; биологически активные добавки; квалифицирующие признаки; законодательная техника; правоприменительная практика; имплементация норм права.
udc 343.53:614.27
CRIMINAL LiABiLiTY iN THE SPHERE OF CiROULATiON OF FALSiFiED, SUBSTANDARD AND UNREGiSTERED MEDiCiNES,
medical devices and trafficking of falsified biologically active additives (article 2381
OF THE criminal CODE OF THE RUSSiAN FEDERATiON)
Tantsyura viktor Sergeevich,
Lecturer at the Department of Professional Activities of Employees of Economic Security Units, Nizhny Novgorod Academy Ministry of Internal Affairs of Russia, RF, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: [email protected]
Krylkov Dmitry igorevich,
PhD in Law, Deputy Head of the Department of Professional Activities of Employees of Economic Security Units, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia RF, Nizhny Novgorod, e-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the legal content of the objective side of the crime under Art. 2381 of the Criminal Code of the Russian Federation, the legislative practice of the State Duma of the Russian Federation
on amendments to the objective side of this corpus delicti is considered, the role of legislative technique in the further improvement of this corpus delicti is given, the issues of law enforcement in the context of a coronavirus pandemic are analyzed, proposals are made to amend Art. 2381 taking into account the existing law enforcement practice and norms of international law.
Keywords: medicines; medical devices; biologically active additives; qualifying features; legislative technique; law enforcement practice; implementation of legal norms.
В 2014 г. в содержание Особенной части УК РФ была введена ст. 2381, которая впервые установила уголовную ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (БАД). Законодателем также были введены и смежные со ст. 2381 УК РФ составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (ст. 2351 УК РФ) и под -делку документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий (ст. 3272 УК РФ). Принятие дополнений в УК РФ объясняется объективно назревшей необходимостью преодоления существовавшего пробела в законодательстве, а также трудностями правоприменительной практики по борьбе с преступлениями в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок.
Наряду с нововведениями в уголовном законодательстве гл. 6 КоАП РФ была дополнена ст. 6.33, которая установила административную ответственность за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, когда совершенные действия не содержат состава уголовно наказуемого деяния. Критерием, отграничивающим состав административного правонарушения от преступления за совершенное незаконное обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, а также в качестве основного условия наступления уголовной ответственности законодательно был закреплен обязательный признак - совершение деяния в крупном размере, то есть
в размере, превышающем сто тысяч рублей, что нашло отражение в примечании к ст. 2381 УК РФ.
Анализируя правоприменительную практику, следует отметить, что в 2019 г. за совершение деяний, предусмотренных ст. 2381 УК РФ, в судах Российской Федерации было рассмотрено по существу 37 уголовных дел, в 2018 г. - 39, в 2017 г. - 13. По линии административного законодательства в 2019 г. было рассмотрено 50 материалов по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 6.33 КоАП РФ, в 2018 г. - 61, в 2017 г. - 45 [4; 5]. Приведенные статистические сведения в полной мере не отражают реальный масштаб распространения фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок и свидетельствуют о резонансном характере сложившейся в России ситуации и актуальности разработки соответствующих уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в рассматриваемой сфере. В частности, в результате проведенного правоохранительными органами Российской Федерации мониторинга сети «Интернет», включая социальные сети и бесплатные ресурсы о купле-продаже, было выявлено более 600 интернет-ресурсов о продаже лекарственных средств по рецептам, медицинских изделий и биологически активных добавок, легальность происхождения которых вызывает сомнение.
Безусловно, сложившуюся в российском социуме ситуацию с тотальным распространением фальсификата в фармацевтической сфере нельзя оставлять без внимания со стороны надзорных инстанций и правоохранительных органов. О необходимости усиления деятельности по пресечению фактов преступной деятельности в форме реализации лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок сомнительного происхождения и качества
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИй ЖУРНАЛ
с использованием сети «Интернет» указывают требования ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы «Медикрим» путем включения в национальное уголовное законодательство квалифицирующих составов преступлений, устанавливающих ответственность за совершение преступлений в сфере обращения медицинских препаратов, изделий, биологически активных добавок путем изготовления поддельных или фальсифицированных документов, а также с использованием средств широкого распространения, информационных систем, включая сеть «Интернет» [3].
В 2018 г. с целью защиты жизни и здоровья населения от оборота медицинского фальсификата, реализуемого посредством сети «Интернет», а также восполнения пробела действующего законодательства Российской Федерации в силу требований Конвенции «Медикрим» инициативной группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации был разработан законопроект по внесению изменений в ст. 2381 УК РФ. Итогом данной законодательной инициативы было принятие Федерального закона от 01.04.2020 № 95-ФЗ [2], посредством которого были внесены поправки в ст. 2381 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Внесенные дополнения в ст. 2381 УК РФ, безусловно, возымели положительный эффект в правоприменительной деятельности правоохранительных органов, в частности, в структуре МВД России стали создаваться подразделения по борьбе с киберпреступ-ностью, что позитивно скажется на эффективности борьбы с распространением медицинского фальсификата [1]. На протяжении многих лет подразделениями МВД России на постоянной основе проводятся беспрецедентные мероприятия с органами Росздрав-надзора России, всероссийские оперативно-профилактические мероприятия (операции) со смежными правоохранительными органами, глобальная международная операция «ПАНГЕЯ».
В повышении эффективности деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в сфере охраны оборота лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок существует немалый потенциал в части совершенствования законодательных характеристик содержания признаков объективной стороны ст. 2381 УК РФ. По прежнему актуальным остается вопрос о конструировании состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, с учетом требований ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы «Медикрим», в силу сложившихся социальных факторов, в том числе обусловленных распространением в Российской Федерации коронавирусной пандемии (COVID-19). В данной ситуации представляется необходимым прибегнуть к использованию средств, приемов и способов законодательной техники с целью совершенствования объективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, для их применения в более эффективном русле в практической деятельности правоохранительных органов. В содержание признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, необходимо внести изменения, которые устанавливали бы уголовную ответственность лица, ранее подвергнутого административной ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ, то есть использовать прием административной преюдиции в уголовном законе, а также ввести квалифицирующий признак - совершение преступления лицом, ранее судимым за совершение аналогичного преступления. Введение таких признаков в рассматриваемый состав преступления объективно обусловлено практикой применения ст. 2381 УК РФ. В соответствии с требованиями ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы «Медикрим», а также под влиянием обстоятельств, связанных с международным распространением пандемии COVID-19, в качестве квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, следует внести следующие признаки: «совершение преступления лицом с использованием служебного положения»; «совершение преступления путем обмана или злоупотребления доверием производителя или поставщика»; «совершение преступления в условиях массового заражения населения, в условиях эпидемии или пандемии».
Внесение указанных изменений в ст. 2381 УК РФ с использованием предлагаемых возможностей законодательной техники позволит в полной мере говорить о соответствии данной нормы уголовного права общественным реалиям, надлежащей имплементации
норм Конвенции Совета Европы «Медикрим» в нормы национального уголовного права России, создаст прочный правовой фундамент для более эффективной правоприменительной деятельности правоохранительных органов.
Список литературы:_
1. Выступление Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России // Информационный портал «МВД МЕДИА». - URL: https://mvdmedia.ru/news/official/sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii/ (дата обращения: 27.05.2020).
2. О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 01.04.2020 № 95-ФЗ // Российская газета. - 2020. - 6 апр.
3. О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения : федеральный закон от 29.12.2017 № 439-Ф3 // Рос -сийская газета. - 2017. - 31 дек.
4. Судебная статистика Российской Федерации. Административные правонарушения // Агентство правовой информации: сайт. - URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения: 27.05.2020).
5. Судебная статистика Российской Федерации. Уголовное судопроизводство // Агентство правовой информации. - URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 27.05.2020).
References:_
1. Vy'stuplenie Vladimira Kolokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii // Informacionny'j portal «MVD MEDIA». - URL: https://mvdmedia.ru/news/official/sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii/ (data obrashhe-niya: 27.05.2020).
2. O vnesenii izmenenij v stat'yu 238.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii : fe-deral'ny'j zakon ot 01.04.2020 № 95-FZ // Rossijskaya gazeta. - 2020. - 6 apr.
3. O ratifikacii Konvencii Soveta Evropy' o borbe s fal'sifikaciej medicinskoj produkcii i sxodny'mi prestupleniyami, ugrozhayushhimi zdorovyu naseleniya : federal'ny'j zakon ot 29.12.2017 № 439-FZ // Rossijskaya gazeta. - 2017. - 31 dek.
4. Sudebnaya statistika Rossijskoj Federacii. Administrativny'e pravonarusheniya // Agentstvo pravovoj informacii: sajt. - URL: http://stat.api-press.rf/stats/adm/t/31/s/1 (data obrashheniya: 27.05.2020).
5. Sudebnaya statistika Rossijskoj Federacii. Ugolovnoe sudoproizvodstvo // Agentstvo pravovoj informacii. - URL: http://stat.api-press.rf/stats/ug/t/14/s/17 (data obrashheniya: 27.05.2020).
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ