УДК 343.211.4 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10076
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ГРАЖДАН
ПЕРЕД ЗАКОНОМ
Владимир Георгиевич СМИРНОВ, адъюнкт кафедры уголовной политики Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации принципа равенства граждан перед законом при совершении умышленных преступлений сотрудниками органов внутренних дел и сотрудниками иных правоохранительных органов. Анализируются подходы различных авторов к отнесению органов исполнительной власти Российской Федерации к правоохранительным.
Ключевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, принцип равенства граждан перед законом, пункт «о» часть 1 статьи 63 УК РФ, сотрудник органа внутренних дел, правоохранительные органы.
Annotation. The article deals with the problem of realization of the principle of equality under the criminal legislation of Russia in the commission of intentional crimes by employees of internal affairs bodies and other law enforcement agencies. Approaches of various authors on reference of Executive authorities of the Russian Federation to law enforcement are analyzed.
Keywords: Criminal Code of the Russian Federation, principle of equality, point the «о» part 1 article 63 of the Criminal code of the Russian Federation, employee of body of internal affairs, law enforcement bodies.
Научный руководитель — Е.Ю. Титушкина, доцент кафедры уголовной политики Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ1 ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом «о» следующего содержания: «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». Таким образом, принадлежность россиян к службе в органах внутренних дел при совершении ими умышленных преступлений с 6 августа 2010 г. является обстоятельством, отягчающим наказание, за исключением тех случаев, когда совершение преступления сотрудником органа внутренних дел как должностным лицом предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака состава преступления.
Проблема равенства граждан перед законом в истории современной России неоднократно являлись предметом изучения научными работ-никами2 и дискуссий в кругу народных избранников.
Так, при обсуждении проекта федерального закона № 331365-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (по вопросу об ответственности сотрудников органов внутренних дел за совершенные преступления) среди депутатов Государственной Думы Российской Федерации 5-го созыва развернулась дискуссия о целесообразности его принятия. Некоторыми из них высказы-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
вались мнения о необходимости установления повышенной уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений не только сотрудников органов внутренних дел, но и сотрудников иных правоохранительных органов.
Выступая в прениях по данному законопроекту, депутат Т.В. Москалькова сказала следующее: «...мы считаем, выделение одной профессии из числа других субъектов правоохранительной деятельности является дискриминацией. И здесь мы видим, насколько нам не хватает закона о правоохранительной службе, который мог бы упорядочить решение этих вопросов. Действительно, есть категория граждан, которые выделяются в этом обществе, они приносят присягу, они воспринимаются обществом как концентрат правды и справедливости, их отличает особо высокая планка нравственных устоев, и общество вправе предъявлять к ним повышенные требования. Но выделение сотрудников органов внутренних дел, милиционеров в условиях развернувшейся вокруг нас истерии, попыток принизить роль и значение службы в органах внутренних дел является неоправданным и несправедливым»3.
В.И. Илюхин, бывший заместитель генерального прокурора, депутат Государственной Думы Российской Федерации 5-го созыва, в своем выступлении отметил популистский характер указанного законопроекта и информировал, что фракция КПРФ в Государственной Думе Российской Федерации против его принятия4.
Основной же проблемой в ходе обсуждения предлагаемого законопроекта стало отсутствие подробного анализа проблемы преступности правоохранительных органов. По словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе 5-го созыва Г.В. Минха, вопрос о повышенной уголовной ответственности сотрудников иных правоохранительных органов, а не только сотрудников органов внутренних дел, будет рассматриваться после того, «как у нас будет подведена соответствующая аналитическая база»5.
Принятие данного закона, по мнению многих ученых6, нарушает один из основополагающих конституционных принципов — принцип равенства, провозглашенный ст. 19 Конституции Российской Федерации.
После принятия Закона и вступления его в силу норма Уголовного кодекса, устанавливающая повышенную уголовную ответственность сотрудников органов внутренних дел, подверглась критике.
Например, Т.В. Кленова писала: «Такое законодательное решение не только означает изъятие из ст. 4 УК РФ, где предусмотрено, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от должностного положения. Оно также влечет неравенство должностных лиц как субъектов уголовной ответственности в зависимости от их ведомственной принадлежности. Представляется, что исходя из принципа равенства должностное положение лица само по себе, вне связи с характеристиками совершенного преступления, не может служить основанием ни усиления, ни смягчения уголовной ответствен-ности»7.
Такого же мнения придерживается Т.Г. По-нятовская8.
Е.Ю. Титушкина отмечает, что с начала действия Уголовного кодекса Российской Федерации не вносились изменения только в статьи главы 1, но изменения, вносимые в другие статьи УК РФ, конфликтуют с принципами уголовного закона. Дополнение же ст. 63 УК РФ пунктом «о», по ее мнению, является одним из самых нежелательных внесений изменений в УК РФ9.
Справедливость введения в УК РФ такого обстоятельства, отягчающего наказание, как совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, подвергает сомнению и А.В. Елинский.
Свое спорное высказывание, что «Федеральный законодатель, действительно, вправе устанавливать в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, совершение преступления отдельными категориями граждан, наделенных специальными полномочиями, усиливающими их криминальную опасность»10, он опровергает следующим доводом: «исходя из конституционного принципа равенства и справедливости, следует признать отягчающим обстоятельством совершение преступления не только сотрудником органов внутренних дел, но и сотрудниками других правоохранительных органов, которые наделены схожим правовым статусом, в частности, имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия, а также выполняют функции борьбы с преступлениями и иными право-нарушениями»11.
Несмотря на сравнение А.В. Елинским сотрудников органов внутренних дел с сотрудниками других правоохранительных органов, поскольку последние наделены схожим правовым статусом, перечень таких органов им не приводится. Мало того, законодателем до сих пор не
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
определено понятие «правоохранительный орган» и не составлен их перечень.
Одновременно с этим отмечается, что ранее в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»12 приводилось понятие «правоохранительная служба», которая понималась как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина».
Но с 13 июля 2015 г. это понятие из данного Закона исключено13, и в настоящее время как таковая правоохранительная служба в Российской Федерации отсутствует. Возник пробел в законодательстве: правоохранительная служба отсутствует, а правоохранительные органы существуют и упоминаются во многих федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации14.
Изучение понятия «правоохранительный орган» показало, что в научной литературе встречаются разные его определения.
Например, Н.А. Петухов и A.C. Мамыкин пишут, что «Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия»15.
К.И. Попов указывает: «Правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств»16.
У А.П. Рыжакова встречается следующее толкование: «Правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства
в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью»17.
В учебнике «Правоохранительные органы России» определение понятия таких органов приводится через призму понятия «правоохранительная деятельность и выглядит так: «Правоохранительные органы — это специальные государственные органы, профессиональные объединения, особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности»18.
Все эти определения содержат некоторые общие для понятия «правоохранительный орган» признаки:
1) это государственные органы;
2) которые созданы в целях обеспечения охраны и защиты прав и свобод граждан и организаций;
3) наделены полномочиями по применению мер правового воздействия.
Под такие признаки подпадает довольно много государственных органов исполнительной власти. Но их перечень опять-таки нигде не приводится. В данной статье мы не будем рассматривать и сравнивать функции всех органов исполнительной власти в целях разработки подобного перечня, ограничимся приказом Генеральной прокуратуры РФ19, в котором такой перечень встречается.
В частности, раздел 7 «Сведения о преступлениях, совершенных лицами, занимающими должности в правоохранительных (правоприменительных) органах» формы 3-ЕГС приведенного приказа содержит сведения о предварительно расследованных преступлениях, совершенных сотрудниками таких государственных органов исполнительной власти (относимых Генеральной прокуратурой Российской Федерации к правоохранительным органам), как органов прокуратуры, следственных органов Следственного комитета, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы войск национальной гвардии, таможенных органов, органов Федеральной службы исполнения наказаний, органов Федеральной службы судебных приставов, органов МЧС.
Исходя из приведенного перечня была составлена таблица 1, содержащая статистические сведения о количестве предварительно расследованных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов в 2017 г.20.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
Таблица 1
Количество предварительно расследованных преступлений, совершенных липами, занимающими должности в правоохранительных (правоприменительных) органах, 2017 г.
Правоохранительные (правоприменительные) органы (всего): 12 009
Из них в: органах прокуратуры 40
следственных органах Следственного комитета 72
органах внутренних дел 3459
органах федеральной службы безопасности 105
органах Федеральной службы войск национальной гвардии 22
таможенных органах 205
органах исполнения наказаний 995
органах Федеральной службы судебных приставов 832
органах МЧС 317
иных правоохранительных органах 5908
судебных органах 54
Изучая таблицу, мы видим, что наибольшее количество расследовано преступлений, совершенных сотрудниками иных правоохранительных органов и сотрудниками органов внутренних дел. Но, как уже говорилось выше, ввиду отсутствия конкретики сотрудники «иных правоохранительных органов» и сотрудники судебных органов, не относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам исполнительной власти, в расчете не учитывались.
Таким образом, в отношении сотрудников органов внутренних дел из общего числа преступлений, оконченных расследованием в 2017 г., расследовано 28,8% преступлений, в отношении сотрудников органов исполнения наказаний — 8,3%, судебных приставов — 6,9%, сотрудников органов МЧС России — 2,6%, сотрудников таможенных органов — 1,7%.
Удельный вес оконченных расследованием преступлений, совершенных сотрудниками органов ФСБ России, СК России, ФСВНГ России и органов прокуратуры России, составил не более 1%. Исходя из этого предполагается, что органы внутренних дел наиболее криминализованы.
Однако коэффициент преступной активно-сти21 сотрудников правоохранительных органов
(численность сотрудников некоторых правоохранительных органов указана в таблице 2) показывает несколько иную картину.
Так, в таможенных органах на каждую 1000 сотрудников приходится 13,65 оконченных расследованием преступлений, в органах Федеральной службы судебных приставов этот коэффициент составляет 11,16, в органах исполнения наказаний — 4,42, в системе органов внутренних дел — 3,82, в следственных органах СКР России — 3,05, в органах МЧС — 1,1, в органах прокуратуры — 0,78.
Таким образом, коэффициент преступной активности сотрудников правоохранительных органов показывает, что преступная активность сотрудников органов внутренних дел не является самой высокой среди сотрудников других правоохранительных органов и сопоставима с преступной активностью сотрудников следственных органов Следственного комитета России и органов ФСИН России. Наибольшей криминальной активностью, в соответствии с рассчитанным коэффициентом, обладают сотрудники таможенных органов Российской Федерации. Однако никаких дополнительных условий, отягчающих наказание, для них не предусмотрено. Это подтверждает нарушение принципа равенства граждан перед уголовным законом, определенным в ст. 4 УК РФ.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
Таблица 2
Численность личного состава правоохранительных (правоприменительных) органов
Орган исполнительной власти Штатная численность
Органы прокуратуры22 51 014
Следственные органы Следственного комитета23 23 592
Органы внутренних дел24 904 871
Органы федеральной службы безопасности Достоверные сведения отсутствуют
Органы Федеральной службы войск национальной гвардии Достоверные сведения отсутствуют
Таможенные органы25 15 016
Органы исполнения наказаний26 225 284
Органы Федеральной службы судебных приставов27 74 559
Органы МЧС28 288 565
Исходя из вышеизложенного полагаем, что законодателем не принят во внимание тот факт, что по действующему уголовному закону основанием для криминализации деяния является его общественная опасность, а не общественная опасность личности, под признаки которой подпадает принадлежность граждан к органам внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, постоянно находящиеся в центре общественного внимания, тем не менее, не единственные, преступные деяния которых вызывают наибольшее возмущение социума. Сотрудники иных органов исполнительной власти, обеспечивающие охрану и защиту различных прав граждан и организаций, совершившие преступления, также становятся объектами пристального внимания29.
Информация о совершении преступлений сотрудниками иных правоохранительных органов (или о проверке в отношении сотрудников правоохранительных органах по фактам обращений граждан) в средствах массовой информации появляется значительно реже, но это только подтверждает необходимость изменения нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, создающей возможность усиления наказания за совершение умышленных преступлений сотрудниками не только органов внутренних дел, но и других органов исполнительной власти, относимых к правоохранительным.
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2010 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 3986.
2 См.: Комкова Т.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов. 2003;
Семёнова И.С. Принцип равенства перед законом в уголовном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2004;
Лактаева А.Ю. Принцип равенства перед законом, его реализация при назначении наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010;
Сорокин В.П. Реализация принципа равенства граждан перед уголовным законом независимо от их должностного (служебного) положения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; и др.
3 Стенограммы обсуждения по законопроекту № 331365-5: Система обеспечения законодательной деятельности // Офиц. сайт ГД РФ: URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ bill/331365-5 (Дата обращения: 08.04.2018)
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: Кленова Т.В. О равенстве и неравенстве. Политике не место в уголовном законодательстве // Юрид. газ. 2011. № 17. С. 8—9;
Понятовская Т.Г. Совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание // Общество и право. 2014. № 3(49). С. 89—4;
Плаксина Т.А., Баньковский А.Е. Конституционный принцип равенства и совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание: теоретические и практические аспекты соотношения // Вестник Омской юрид. кадемии. 2017. Т.14. № 2. С. 16—3.
7 Кленова Т.В. Указ. соч. С. 8.
8 Понятовская Т.Г. Указ. соч. С. 89—94.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
9 Титушкина Е.Ю. Уголовно-правовая наука и «реформирование» уголовного законодательства // Вестник КГТУ. Государство и право: вопросы теории и практики. Кострома. 2014. № 1. C. 155, 156—157.
10 Елинский A.B. Конституционное измерение уголовного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 3 (88). С. 174.
11 Там же. С. 174.
12 О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
13 О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
14 См., напр.: О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900;
О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 (ред. от 07.12.2016 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958;
Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите: Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 900 // Рос. газ. 2005. 19 янв.
15 Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: РАП, 2013. С. 26.
16 Попов К.И. Судебные и правоохранительные органы: Учебник: В 2-х т. Т. 1. Судоустройство. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2016. С. 24.
17 Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. Подготовлен для системы «Консультант Плюс. 2015» // URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 03.05.2018)
18 Правоохранительные органы России: Учебник для академического бакалавриата / Под общ. ред. В.П. Бо-жьева, Б.Я. Гаврилова. 6 изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. С. 22.
19 Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС, № 2-ЕГС, № 3-ЕГС, № 4-ЕГС: Приказ Генпрокуратуры России от 02.07.2012 г. № 250 (ред. от 20.06.2017 г., с изм. от 28.08.2017 г.) // URL: http:// www.consultant.ru (Дата обращения: 15.01.2018)
20 Сведения о преступлениях, совершенных лицами, занимающими должности в правоохранительных (правоприменительных) органах: Сб. о состоянии преступности за 2017 г. // Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России»: URL: http://10.5.0.16
21 Коэффициент преступной активности рассчитывается на 1000 сотрудников.
22 Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22.12.2016 г. № 701 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7615.
23 Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации (вместе с Положением о Следственном комитете Российской Федерации): Указ Президента РФ от 14.01.2011 г. № 38 (ред. от 22.12.2016 г.) // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.
24 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от
05.05.2014 г. № 300 (ред. от 31.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2396.
25 Вопросы Федеральной таможенной службы: Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 (ред. от
07.08.2017 г.) // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3637.
26 Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы: Указ Президента РФ от 27.11.2015 г. № 577 (ред. от 31.12.2015 г.) // СЗ РФ. 2015. № 48 (ч. II). Ст. 6818.
27 Вопросы Федеральной службы судебных приставов: Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316 (ред. от
29.01.2018 г.) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.
28 Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 (ред. от 26.10.2017 г.) // СХ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
29 См., напр.: Информ. агентство REGNUM: сайт: URL: https://regnum.ru/news/accidents/2407773.html URL: https://regnum.ru/news/accidents/2390726.html URL: https://regnum.ru/news/accidents/2390827.html (Дата обращения: 19.05.2018)
Библиографический список
1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
2. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от
27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2010 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 3986.
4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
5. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 (ред. от 07.12.2016 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
6. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от
11.07.2004 г. № 868 (ред. от 26.10.2017 г.) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
7. Вопросы Федеральной таможенной службы: Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 (ред. от 07.08.2017 г.) // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3637.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
8. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316 (ред. от 29.01.2018 г.) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.
9. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации (вместе с Положением о Следственном комитете Российской Федерации): Указ Президента РФ от 14.01.2011 г. № 38 (ред. от 22.12.2016 г.) // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.
10. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.05.2014 г. № 300 (ред. от 31.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2396.
11. Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы: Указ Президента РФ от 27.11.2015 г. № 577 (ред. от 31.12.2015 г.) // СЗ РФ. 2015. № 48 (ч. II). Ст. 6818.
12. Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22.12.2016 г. № 701 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7615.
13. Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите: Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 900 // Рос. газ. 2005. 19 янв.
14. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС, № 2-ЕГС, № 3-ЕГС, № 4-ЕГС: Приказ Генпрокуратуры России от 02.07.2012 г. № 250 (ред. от 20.06.2017 г., с изм. от 28.08.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»: URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 15.01.2018)
15. Стенограммы обсуждения по законопроекту № 331365-5: Система обеспечения законодательной деятельности // Офиц. сайт ГД РФ: URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/331365-5 (Дата обращения: 08.04.2018)
16. Елинский A.B. Конституционное измерение уголовного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 3 (88). С. 159-176.
17. Кленова T.B. О равенстве и неравенстве. Политике не место в уголовном законодательстве // Юрид. газ. 2011. № 17. С. 8-9.
18. Комкова Т.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов,
2003.
19. Лактаева А.Ю. Принцип равенства перед законом, его реализация при назначении наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010.
20. Плаксина Т.А., Банъковский А.Е. Конституционный принцип равенства и совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание: теоретические и практические аспекты соотношения // Вестник Омской юрид. академии. 2017. Т. 14. № 2. С. 16-23.
21. Понятовская Т.Г. Совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 89-94.
22. Попов К.И. Судебные и правоохранительные органы: Учебник: В 2-х т. Т. 1. Судоустройство. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2016. 288 с.
23. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: РАП, 2013. 676 с.
24. Правоохранительные органы России: Учебник для академического бакалавриата / Под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. 6 изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 296 с.
25. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. Подготовлен для системы «Консультант Плюс. 2015» // URL: http:// www.consultant.ru (Дата обращения: 03.05.2018)
26. Семёнова И.С. Принцип равенства перед законом в уголовном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов,
2004.
27. Сорокин В.П. Реализация принципа равенства граждан перед уголовным законом независимо от их должностного (служебного) положения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
28. Титушкина Е.Ю. Уголовно-правовая наука и «реформирование» уголовного законодательства // Вестник КГТУ. Государство и право: вопросы теории и практики. Кострома. 2014. № 1. С. 155-158.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018