УДК 622.85:678.5:542.8 © Л.В. Рыбак, Г.Ф. Алексеев, С.В. Бурцев, В.И. Ефимов, Т.В. Корчагина, Д.С. Шапранко, 2018
Углеродосодержащие сорбенты из отработанных шин для очистки карьерных вод
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-7-62-67
РЫБАК Лев Владимирович
Доктор экон. наук,
канд. техн. наук, профессор,
председатель Совета директоров
АО ХК «СДС-Уголь»,
119034, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
АЛЕКСЕЕВ Геннадий Федорович
Канд. техн. наук,
генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь», 650066, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
БУРЦЕВ Сергей Викторович
Канд. экон. наук,
первый заместитель генерального директора - технический директор АО ХК «СДС-Уголь», 650066, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
ЕФИМОВ Виктор Иванович
Доктор техн. наук, профессор НИТУ «МИСиС», заместитель директора по перспективному развитию филиала АО ХК «СДС-Уголь» в г. Москве, 119034, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]; [email protected]
КОРЧАГИНА Татьяна Викторовна
Канд. техн. наук, директор
ООО «Сибирский Институт Горного Дела»
(АО ХК «СДС-Уголь»),
653066, г. Кемерово, Россия,
e-mail: [email protected]
ШАПРАНКО Дарья Сергеевна
Инженер отдела экологии и охраны труда ООО «Сибирский Институт Горного Дела» (АО ХК «СДС-Уголь»), 653066, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
Переработка автошин методом пиролиза позволяет решать две масштабные экологические проблемы: утилизацию крупногабаритных шин и получение материалов, пригодных для очистки карьерных вод. В данной работе представлена возможность получения адсорбентов изуглеродосодержащихостатков пиролиза вышедших из эксплуатации крупногабаритных шин для очистки карьерных вод.
Ключевые слова: пиролиз, крупногабаритные шины, адсорбенты, очистка карьерных вод.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед обществом стоит глобальная задача, заключающаяся в том, чтобы освоение и использование природных ресурсов, а также преоб-разова н ие природн ых систем не сопровождались деградацией окружающей среды. В основном негативное воздействие на окружающую природную среду связано с хозяйственной деятельностью человека (антропогенное загрязнение).
Одним из наиболее осязаемых результатов антропогенной деятельности является образование отходов, среди которых вышедшие из употребления резинотехнические изделия (РТИ) - автомобильные шины, транспортные ленты, шланги, занимающие особое место ввиду специфических свойств. РТИ относятся к классу эластомеров, имеющих прочную трехмерную структуру с поперечными связями, поэтому в естественных условиях разлагаются они с очень малой скоростью и не подвергаются гниению. Основную часть таких отходов РТИ составляют отработанные автомобильные шины (85-87%). Эти изделия огнеопасны и в случае возгорания выделяют в окружающую среду такие токсичные вещества, как полициклические ароматические углеводороды, по-лихлорированные дибензофураны и дибензодиок-сины, вследствие чего утилизация такого вида отхода является одной из основных экологических задач мирового масштаба.
По данным Европейской ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТКА) [1], в Европе ежегодно образуется свыше 2 млн т амортизованных автомобильных шин. Крупнейшими регионами образования шинных отходов в настоящее время являются Китай, Индия, Россия.
В России состояние вопроса еще острее. Так, по данным научно-исследовательского института шинной промышленности [1], в России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн т шин. Только в Кузбассе ежегодно образуется более 20 тыс. т изношенных автомобильных шин, а накоплено более 180 тыс. т [2].
Следует отметить, что Кузбасс является ведущим угледобывающим регионом России, в котором добыча угля осуществляется как открытым, так и подземным способами. При открытой разработке месторождения транспортировка полезного ископаемого в основном осуществляется автомобильным транспортом. Для этого используются большегрузные самосвалы (преимущественно марки «БелАЗ»), на которых установлены крупногабаритные шины, причем ежегодно в Кемеровской области около 15 тыс. т таких шин выходит из употребления.
Согласно требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Управления Ростехнадзора по Кемеровской области захоронение отработанных шин в Кемеровской области не разрешается, они подлежат обязательной утилизации. В связи с этим проблема переработки РТИ в нашем регионе является злободневной. Кроме того, автомобильная шина является одним из самых многотоннажных полимерных отходов [2, 3] и представляет собой очень ценное вторичное сырье: резина (65-70%), технический углерод (15-25%), металлический корд (10-15%). Поэтому переработка автошин приобретает не только экологическую, но и экономическую значимость.
ПЕРЕРАБОТКА АВТОШИН
МЕТОДОМ ПИРОЛИЗА
Все известные в настоящее время методы переработки шин можно объединить в две группы: физические и химические, при этом первые объединяют различные способы высоко- и низкотемпературного механического воздействия (измельчения), а химические методы утилизации предполагают использование изношенных автомобильных шин в качестве вторичного энергоресурса. Речь идет о методах, приводящих к глубоким необратимым изменениям структуры полимеров. Как правило, эти методы осуществляются при высоких температурах и заключаются в термическом разложении (деструкции) полимеров в той или иной среде с получением продуктов различной молекулярной массы. К этим методам относятся сжигание, крекинг, пиролиз [4].
В современных условиях наиболее перспективным методом переработки РТИ с получением ценных видов химического сырья является пиролиз. Наибольший интерес из продуктов пиролиза РТИ для вторичного применения вызывает углеродосодержащий твердый остаток пиролиза (УТО).
Согласно [4, 5, 6, 7, 8, 9] УТО применяют в качестве сорбента для очистки сточных вод, при осветлении и очистке технологических растворов, флотации руд полезных ископаемых, очистке воздуха, в качестве исходного материала при получении активированного угля, пироугле-рода, а также в качестве топлива в специальных топочных устройствах.
В последнее время немаловажной проблемой для Кемеровской области является очистка карьерных вод.
Например, в крупнейшем промышленном центре области - городе Новокузнецке - по официальным данным, ежегодно валовые сбросы в водоисточники составляют свыше 70 тыс. т, из которых 45,8% - сбросы от предприятий угольной и металлургической промышленно-стей. В сложившихся условиях сложной экологической ситуации региона и страны в целом особую роль приобретает проблема охраны водных ресурсов от загрязнения неочищенными стоками угольной промышленности, предприятия которой сбрасывают большие объемы шахтных вод [2].
В основном карьерные воды загрязнены взвешенными и органическими веществами. Основная масса взвешенных веществ (до 70-80%) представлена частицами крупностью менее 100 и даже 50 мкм [3]. Источником загрязнения карьерных вод органическими веществами являются поверхностные почвенные слои, а также и некоторые сопутствующие угольным пластам слои.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
УГЛЕРОДОСОДЕРЖАЩИХ
ТВЕРДЫХ ОСТАТКОВ ПИРОЛИЗА
Целью данной работы является исследование физико-химических свойств углеродосодержащих твердых остатков пиролиза для определения его пригодности при использовании в качестве адсорбента для очистки карьерных вод.
Объекты исследования - углеродосодержащие твердые остатки пиролиза (УТО), полученные на предприятии ООО «Кузнецкэкология+» при температуре 350±10°С, двух фракций: образец УТО-1, извлеченный из тиглей после пиролиза (без измельчения), и образец УТО-2, полученный после двухстадийного измельчения на предприятии (сажа).
В работе использованы следующие методы оценки качества исходного сырья:
- технический состав - определяли по следующим показателям: массовая доля влаги (W) - ГОСТ Р 52917-2008; зольность (Ad) - ГОСТ 11022-95; выход летучих веществ (ydaf) - ГОСТ 6382-2001;
- фракционный состав - ГОСТ 2093-82;
- сорбционная активность по йоду - ГОСТ 6217-74;
- адсорбционная активность по индикатору метилено-вому голубому - ГОСТ 4453-74;
- сканирующая электронная микроскопия (микроскоп JEOL JSM - 6390 LV с энергодисперсионным анализатором JED 2300);
- ИК-спектроскопия;
- термический анализ (прибор SТA-49 F3);
- текстурные характеристики определялись методом низкотемпературной адсорбции азота на объемной вакуумной статической установке ASAP-2020 [10].
Все исследования выполнены с использованием оборудования КемЦКП ФИЦ УУХ СО РАН.
На первом этапе исследований определяли гранулометрический состав образцов УТО-1 и УТО-2, который показал, что образец УТО-1, извлеченный из тиглей после пиролиза, преимущественно состоит из фракции 3-5 мм, а образец УТО-2 - 0,05-0,1 мм (рис. 1). Полученные раз-
Таблица 1
Технический и элементный состав сырья
Образцы 1 Технический состав, % 1 Элементный соста! ï, масс. %
1 Wa 1 Ad 1 Vdaf 1 с 1 1 о 1 1 Zn 1 1 Si 1 1 S 1 1 Mo 1 1 Al 1 1 Ca 1 K
УТО-1 0,69 12,32 7,23 84,13 8,02 3,84 1,41 1,28 0,84 0,29 0,11 0,08
УТО-2 1,01 12,55 9,01 83,82 9,77 2,52 1,59 1,21 0,68 0,21 0,12 0,08
Размеры отверстий сит, мм
<0.025 0,05 0,1 0,2 0,5 Размеры отверстий СиТ, мм
Рис. 1. Диаграмма гранулометрического состава в линейной системе координат для образцов: а - УТО-1, б - УТО-2
Fig. 1. Diagram
of granulometric
composition
in the linear coordinate
system for samples:
a - UTO-1, b - UTO-2
Рис. 2. Зольные остатки образцов: а - УТО-1 фракции 0,5-1 мм, б - УТО-2 фракции 0,05-0,1 мм Fig. 2. Ash residues of samples: a - UTO-1 fractions of 0.5 to 1 mm, b - UTO-2 fractions of 0.05 to 0.1 mm
Рис. 3. Электронные микрофотографии образца УТО-1 Fig. 3. Electronic microphotographies of sample UTO-1
меры частиц образца УТО-2 соответствуют данным, приведенным в техническом паспорте образца (100 мкм).
На следующем этапе проводили исследование технического и элементного составов сырья, результаты которого представлены в табл. 1.
Из табл. 1 следует, что размер частиц влияет на содержание влаги в образцах, но не влияет на зольность материала. Выход летучих веществ составляет порядка 7-9%. В составе образцов УТО-1 и УТО-2 следует отметить высокое содержание углерода. Содержание кислорода у образца УТО-2 выше, чем у образца УТО-1, что может быть обусловлено тем, что измельченный образец УТО-2 поглощает кислород из воздуха. Относительно высокое содержание цинка, по сравнению с содержанием серы, в образцах свидетельствует о том, что в роли активатора вулканизации при производстве шины выступал оксид цинка.
Зольный остаток образца УТО-1 представляет собой частицы белого, зеленого и черного цвета, а зольный остаток образца УТО-2 после прокаливания превратился в белую сажу (рис. 2).
На третьем этапе исследовали морфологию поверхности образцов. Полученные электронные микрофотографии образцов УТО-1 и УТО-2 представлены на рис. 3,4.
Таблица 2
Результаты термического анализа исследуемых образцов УТО-1 и УТО-2
Температура выхода Температура Потеря массы, %
Образец смолсодержащих соединений, °С разложения оставшейся органики, °С 75-350 °С 350-525 °С 525-800 °С образца, %
УТО-1 277,7 426 2,2 1,94 2,65 91,02
УТО-2 305,3 424,4 2,62 2,68 2,58 89,8
Таблица 3
Характеристики пористой структуры образца УТО-1
Образец SMT, м2/г V, м3/г V , м3/г мезо D , А pores
УТО-1 40 0,22 - 0,22 183
100
98
96
94
92
90
100
200
Следует отметить, что в образце УТО-1 наблюдаются крупные углубления и поры большого диаметра (более 10 мкм).
Для изучения особенностей термического разложения углеродо-содержащих твердых остатков проводился термогравиметрический анализ. Для исследования образцов УТО использовали методы ДТА, ТГ и ДТГ.
Термический анализ образцов проводился на приборе SТA-49 Р3. Масса образцов УТО-1 и УТО-2 составляет 35,609 и 35,584 мг соответственно. Нагревание происходило со скоростью 10 К/мин в потоке газовой смеси N2 (20 мл/мин). На рис. 5 представлены термогравиметрические кривые образцов УТО-1 и УТО-2.
В табл. 2 представлены основные результаты термического анализа образцов.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что УТО-2 испытывает большую потерю массы в течение нагрева, нежели УТО-1. У обоих образцов не наблюдается пика до 200 °С, характерного для выхода воды, что свидетельствует о том, что образцы не поглощают воду из воздуха. В интервале температур 424,4-426 °С происходит доразложение органических соединений.
По данным ИК-спектров образцы УТО-1 и УТО-2 имеют следующие полосы поглощения (V, см -1): валентные колебания алифатических СН2, СН3-групп (2921,2851), SiO (1100-1000), SiCH3 (872). Данные полосы поглощения характерны для силоксановых каучуков (СКТ).
Следующий этап определения физико-химических свойств углеродосодержащих твердых остатков пиролиза автошин - исследование текстурных характеристик образцов. Величину удельной поверхности образца получали из анализа изотерм адсорбции-десорбции N2 при -196 °С (77К). Измерения изотерм адсорбции-десорбции азота проводили в области равновесных относительных давлений паров от 10-3 до 0,995 Р/Рп.
ДТГ /(%/мин)
0.00
-0.05
-0.10
-0.15
-0.20
300 400 500 600 Температура /°С
700
800
900
Рис. 5. Термогравиметрические кривые образцов УТО-1 и УТО-2 (черная кривая - образец УТО-1, синяя кривая - образец УТО-2) Fig. 5. Thermogravimetric curves of samples UTO-1 and UTO-2 (black curve is UTO-1, blue curve is UTO-2)
На рис. 6 представлена изотерма адсорбции-десорбции азота исследуемого углеродного материала, а значения удельной поверхности $БЕТ), суммарного объема пор (Ух), объема микро- и мезопор (Ушккро, Vмao), среднего диаметра пор Ю ) приведены в табл. 3.
Анализируя полученные экспериментальные данные, можно сказать, что исследуемый образец УТО-1 обладает сравнительно низкой удельной поверхностью (~ 40 м2/г), формирование пористой структуры при низкотемпературном пиролизе (350 ± 10 °С) происходит за счет образования мезопор, что подтверждается внешним видом изотермы адсорбции-десорбции азота, которая по классификации 1иРАС относится к IV типу. Анализ изотермы, полученной с применением метода BJH (рис. 7), показывает, что формирование мезопористого пространства происходит за счет пор диаметром 200-500 А с максимумом на кривой распределения пор по размерам 250 А.
Шестым этапом работы стало исследование адсорбционных характеристик (адсорбционная активность по йоду и индикатору метиленовому голубому). Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты определения адсорбционной активности по йоду и индикатору метиленовому голубому образцов УТО-1 и УТО-2
Образец А1 , (г/г) Амг , (г/г)
УТО-1 0,05 0,31
УТО-2 0,035 0,35
160
140 •
120 ■
п * 100
и 80 ■ S
ß О 60'
40 ■
20 ■
0 •
} 0,2 0,4 0,6 0,8 1 P/Po
Рис. 6. Изотерма адсорбции-десорбции азота образцом УТО-1
Fig. 6. Isotherm of nitrogen adsorption-desorption by sample UTO-1
0,0005 I
0,00045 ■
ats 0,0004 ■ < от 0,00035 ■
§ 0,0003 ■
a" 0,00025 ■ <
> 0,0002 ■ <
0,00015 ■
0,0001 ■
0,00005 ■
о
) 200 400 600 800 Pore Diameter, (A) 1000
Рис. 7. Кривая распределения мезопор (методом BJH)
по размерам для образца УТО-1
Fig. 7. Mesopore distribution curve (by BJH method) in size for sample UTO-1
Проведенные исследования показали, что образцы УТО-1 и УТО-2 обладают адсорбционной активностью по йоду порядка 3,5-5%, а по индикатору метиленовому голубому - 31-35%.
Заключительный этап работы - анализ и сравнение полученных результатов с литературными данными [4, 5, 6, 7, 8, 9], которые показали, что исследуемые об-
разцы обладают сравнительно низкими показателями адсорбционной активности по йоду, и высокими по индикатору метиленовому голубому. Образец УТО-1 имеет мезопоры. Содержание влаги и зольности не противоречит литературным данным.
ВЫВОДЫ
Исследуемый образец УТО-1 может быть использован как в качестве углеродного сорбента, например для очистки сточных вод от органических веществ, при условии дополнительной его доработки, а именно проведения процессов карбонизации и активации.
Список литературы
1. Валуев Д.В. Перспективы переработки автомобильных покрышек // Вестник науки Сибири. 2011. № 1.
2. Шапранко Д.С., Базанов М.М. Экологически безопасные ресурсосберегающие технологии переработки резинотехнических изделий, применяемые в Кузбассе / Материалы II региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Экология Кузбасса». Кемерово: КузГ-ТУ, 2015.
3. Бобович Б.Б. Утилизация автомобилей и автокомпонентов: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2014. 168 с.
4. Углеродные сорбенты из отходов утилизации шин / М.А. Пе-редерий, М.В. Цодиков, И.Н. Маликов, Ю.И. Кураков // Химия твердого топлива. 2011. № 2. С. 37-44.
5. Патент РФ № 2142357. Способ переработки изношенных шин /
Соколов Э.М., Оладов Б.Н., Иванов С.Р., Тимофеев В.А., Володин Н.И., Залыгин Л.Л., Качурин Н.М., Мирошина В.В. Патентообладатели: Тульский государственный университет, ОАО НИИ «Техуглерод». № 98112378/12; Заявл. 03.07.1998; Опубл. 10.12.1999, Бюл. № 34.
6. Мухутдинов А.А., Минхайдарова Г.В., Мухутдинов Э.А. Применение твердого остатка пиролиза для очистки
сточных вод // Экология и промышленность России. 2006. № 7. С. 37-41.
7. Адсорбент из твердого остатка пиролиза изношенных шин / А.А. Мухутдинов, Г.В. Минхайдарова, Э.А. Мухутдинов, А.А. Акмаева // Экология и промышленность России. 2005. № 2. С. 37-39.
8. Углеродные сорбенты из крупногабаритных шин / Ч.Н. Барнаков, Г.П. Хохлова, С.Н. Вершинин, А.В. Самаров // Кокс и химия. 2015. № 4. С. 47-50.
9. Новичков Ю.А., Петренко Т.В., Братчун В.И. Исследование процесса бескислородного пиролиза изношенных автомобильных шин // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2005. № 29. С. 68-70.
10. Методические аспекты определения параметров пористой структуры углеродных сорбентов на основе ископаемых углей / А.П. Козлов, Ю.Н. Дудникова, И.Ю Зыков и др. // Вестник КузГТУ. 2017. № 6. С. 197-203.
ECOLOGY
UDC 622.85:678.5:542.8 © L.V. Rybak, G.F. Alekseev, S.V. Burtsev, V.I. Efimov, T.V. Korchagina, D.S. Shapranko, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 7, pp. 62-67
Title
worn-out tire carbon-containing sorbents for quarry water treatment
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-7-62-67 Authors
Rybak L.V.12, Alekseev G.F.2, Burtsev S.V.2, Efimov V.I.3, 4, Korchagina T.V.5, Shapranko D.S.5
1 "Siberian Business Union" holding company JSC, Moscow, 119034, Russian Federation
2 "SBU-Coal" holding company JSC, Kemerovo, 650066, Russian Federation
3 "SBU-Coal" Holding Company JSC, Moscow Branch, Moscow, 119034, Russian Federation
4 National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS"), Moscow, 119049, Russian Federation
5 "Mining Engineering Institute of Siberia" LLC, Kemerovo, 653066, Russian Federation
Authors' Information
Rybak L.V., Doctor of Economics Sciences, PhD (Engineering), Professor, Chair of the Board of Directors, e-mail: [email protected] Alekseev G.F., PhD (Engineering), General Director, e-mail: [email protected] Burtsev S.V., PhD (Economic), First Deputy General Director, Technical Director, e-mail: [email protected]
Efimov V.I., Doctor of Engineering Sciences, Professor, Deputy Director for Future Development, e-mail: [email protected]; [email protected] Korchagina T.V., PhD (Engineering), Director, e-mail: [email protected] Shapranko D.S., Engineer of Department of Ecology and Labor protection, e-mail: [email protected]
Abstract
Recycling tires using pyrolysis method allows to solve two large-scale environmental problems: disposal of large-size tires and obtaining the materials suitable for quarry water treatment. This paper presents the possibility of obtaining adsorbents from carbon-containing pyrolysis residues of out-of-service large-size tires for quarry water treatment. Figures:
Fig. 1. Diagram of granulometric composition in the linear coordinate system for samples: a - UTO-1, b - UTO-2
Fig. 2. Ash residues of samples: a - UTO-1 fractions of 0.5 to 1 mm, b - UTO-2 fractions of 0.05 to 0.1 mm
Fig. 3. Electronic microphotographies of sample UTO-1
Fig. 4. Electronic microphotographies of sample UTO-2
Fig. 5. Thermogravimetric curves of samples UTO-1 and UTO-2 (black curve is
UTO-1, blue curve is UTO-2)
Fig. 6. Isotherm of nitrogen adsorption-desorption by sample UTO-1
Fig. 7. Mesopore distribution curve (by BJH method) in size for sample UTO-1
Keywords
Pyrolysis, Large-size tyres, Adsorbents, Quarry water treatment. References
1. Valuev D.V. Perspektivy pererabotki avtomobil'nykh pokryshek [Prospects of processing of autotyres]. Vestnik nauki Sibiri - Bulletin of science of Siberia, 2011, No. 1.
2. Shapranko D.S. & Bazanov M.M. Ekologicheski bezopasnyye resursosberegay-ushchiye tekhnologii pererabotki rezinotekhnicheskikh izdeliy, primenyayemyye v Kuzbasse Materialy II regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i shkol'nikov «Jekologija Kuzbassa» [Ecologically safe resource-saving technologies for processing of rubber products used in Kuzbass. Materials of the 2nd regional scientific and practical conference of students and schoolchildren]. Kemerovo, KuzSTU Publ., 2015.
3. Bobovich B.B. Utilizacija avtomobilej i avtokomponentov: Uchebnoe posobie [Disposal of vehicles and auto components. A tutorial]. Moscow, FORUM Publ., 2014, 168 p.
4. Perderiy M.A., Tsodikov M.V., Malikov I.N. & Kurakov Yu.I. Uglerodnyye sorb-enty iz otkhodov utilizatsii shin [Tyre recycling waste carbon sorbents]. Khimiya tverdogo topliva - Solid Fuel Chemistry, 2011, No. 2, pp. 37-44.
5. Sokolov E.M., Oladov B.N., Ivanov S.R., Timofeyev V.A., Volodin N.I., Zalygin L.L., Kachurin N.M. & Miroshina V.V. Sposob pererabotki iznoshennykh shin [Method of worn-out tyre processing]. Patent of the Russian Federation No. 2142357. Patent owners: Tula State University, Scientific Research Institute"Tekhuglerod" JSC, No. 8112378/12; Appl. 03.07.1998; Published 10.12.1999, Bul. No. 34.
6. Mukhutdinov A.A., Minkhaydarova G.V. & Mukhutdinov E.A. Primeneniye tverdogo ostatka piroliza dlya ochistki stochnykh vod [Solid pyrolysis residue use for wastewater treatment]. Ekologiya ipromyshlennost' Rossii - Ecology and industry of Russia, 2006, No. 7, pp. 37-41.
7. Mukhutdinov A.A., Minkhaydarova G.B., Mukhutdinov E.A. & Akmaeva A.A. Adsorbent iz tverdogo ostatka piroliza iznoshennykh shin [Worn-out tyre solid pyrolysis residue adsorbent]. Ekologiya ipromyshlennost' Rossii - Ecology and Industry of Russia, 2005, No. 2, pp. 37-39.
8. Barnakov Ch.N., Khokhlova G.P., Vershinin S.N. & Samarov A.V. Uglerodnyye sorbenty iz krupnogabaritnykh shin [Large-size tyre carbon sorbents]. Koks i khimiya - Coke and Chemistry, 2015, No. 4, pp. 47-50.
9. Novichkov Yu.A., Petrenko T.V. & Bratchun V.I. Issledovaniye protsessa besk-islorodnogo piroliza iznoshennykh avtomobil'nykh shin [Study of worn-out automobile tyre anoxic pyrolysis process]. Vestnik Khar'kovskogo natsional'nogo avtomobile-dorozhnogo universiteta - Bulletin of the Kharkov National Automobile Road University, 2005, No. 29, pp. 68-70.
10. Kozlov A.P., Dudnikova Yu.N., Zykov I.Yu et al. Metodicheskiye aspekty opre-deleniya parametrov poristoy struktury uglerodnykh sorbentov na osnove iskopayemykh ugley [Methodical aspects of determining the parameters of the porous structure of carbon sorbents based on fossil coals]. Vestnik KuzGTU -Bulletin of the KuzSTU, 2017, No. 6, pp. 197-203.