Научная статья на тему 'Углеродный рынок Китая глазами зарубежных экспертов'

Углеродный рынок Китая глазами зарубежных экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УГЛЕРОДНАЯ КВОТА / РОДНЫЙ СТОК / СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ / УГЛЕРОДНЫЙ КРЕДИТ / МЕХАНИЗМ ЧИСТОГО РАЗВИТИЯ МЧС / MOE CLEAN DEVELOPMENT MECHANISM (CDM) / CARBON ALLOWANCES / CERTIFIED EMISSION REDUCTIONS / CARBON CREDIT / CARBON SINK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашенко Инна Владимировна, Сайфетдинова Аурика Фархатовна

Целью статьи является изучение нового быстрорастущего сегмента финансового рынка, каким является углеродный рынок. Перспективность его развития доказывает тот факт, что такая страна, как Китай, не имеющая международных юридических обязательств, связанных с сокращениями выбросов СО2, в своем очередном пятилетнем плане развития поставила задачу инвентаризации выбросов СО2 и создания пилотных систем углеродной торговли в 7 развитых регионах. В статье проанализированы причины создания углеродных рынков в целом и пилотных региональных систем торговли Китая в частности, последовательность практических шагов по их запуску. Дан сравнительный анализ их инфраструктуры. На этой основе сделаны выводы о последовательности и методичности политики внедрения углеродной торговли, о слабых местах и проблемах, на которые нужно обратить внимание. Несмотря на сложности, с которыми сталкивается международный углеродный рынок, создание пилотных углеродных проектов в Китае и их объединение в национальный углеродный рынок решает ряд практических народнохозяйственных задач. Китайский опыт может быть полезен нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARBON MARKET IN CHINA AS VIEWED BY FOREIGN EXPERTS

This paper studies the carbon market representing a new fast-growing segment of the financial market. Prospects of its development proves the fact that a country like China which has no international legal obligations related to reduction of CO2 emissions has set as a goal in its next five-year development plan to make an inventory of CO2 emissions and to establish pilot carbon trading systems in 7 developed regions. The article analyzes the reasons underlying the creation of carbon markets and, in particular, examines the pilot regional trading systems in China and outlines all the necessary steps to take for their launching. Also, it provides a comparative analysis of their infrastructure. Based on the research, the authors draw conclusions about the strategy to implement carbon trading and stress the importance of consistent, methodical approach. The article identifies the weaknesses and problems that need attention. Despite the difficulties faced by the international carbon market, the establishment of pilot carbon projects in China with their further incorporation into national carbon market would solve a number of practical national economic tasks. In authors’ opinion Chinese experience may also be useful to our country.

Текст научной работы на тему «Углеродный рынок Китая глазами зарубежных экспертов»

УДК 336.6-7

УГЛЕРОДНЫЙ РЫНОК КИТАЯ ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ

ЛУКАШЕНКО ИННА ВЛАДИМИРОВНА

заведующая Международной финансовой лабораторией, Финансовый университет, Москва, россия САЙФЕТДИНОВА АУРИКА ФАРХАТОВНА

студентка Международного финансового факультета, Финансовый университет, Москва, россия

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является изучение нового быстрорастущего сегмента финансового рынка, каким является углеродный рынок. Перспективность его развития доказывает тот факт, что такая страна, как Китай, не имеющая международных юридических обязательств, связанных с сокращениями выбросов СО2, в своем очередном пятилетнем плане развития поставила задачу инвентаризации выбросов СО2 и создания пилотных систем углеродной торговли в 7 развитых регионах. В статье проанализированы причины создания углеродных рынков в целом и пилотных региональных систем торговли Китая в частности, последовательность практических шагов по их запуску. Дан сравнительный анализ их инфраструктуры. На этой основе сделаны выводы о последовательности и методичности политики внедрения углеродной торговли, о слабых местах и проблемах, на которые нужно обратить внимание. Несмотря на сложности, с которыми сталкивается международный углеродный рынок, создание пилотных углеродных проектов в Китае и их объединение в национальный углеродный рынок решает ряд практических народнохозяйственных задач. Китайский опыт может быть полезен нашей стране.

Ключевые слова: углеродная квота; углеродный кредит; механизм чистого развития МЧС; углеродный сток; сертифицированные сокращения выбросов.

CARBON MARKET IN CHINA AS VIEWED BY FOREIGN ExPERTS

INNA V. LUKASHENKO

Head of International Finance Laboratory, Financial university, Moscow, Russia AURICA F.SAIFETDINOVA

student, international finance Department, financial university, Moscow, Russia

ABSTRACT

This paper studies the carbon market representing a new fast-growing segment of the financial market. Prospects of its development proves the fact that a country like China which has no international legal obligations related to reduction of CO2 emissions has set as a goal in its next five-year development plan to make an inventory of CO2 emissions and to establish pilot carbon trading systems in 7 developed regions. The article analyzes the reasons underlying the creation of carbon markets and, in particular, examines the pilot regional trading systems in China and outlines all the necessary steps to take for their launching. Also, it provides a comparative analysis of their infrastructure. Based on the research, the authors draw conclusions about the strategy to implement carbon trading and stress the importance of consistent, methodical approach. The article identifies the weaknesses and problems that need attention. Despite the difficulties faced by the international carbon market, the establishment of pilot carbon projects in China with their further incorporation into national carbon market would solve a number of practical national economic tasks. In authors' opinion Chinese experience may also be useful to our country.

Keywords: Carbon allowances, carbon credit, MoE Clean Development Mechanism (CDM), carbon sink, Certified Emission Reductions.

НОВЫЙ БЫСТРОРАСТУЩИЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Углеродный рынок — это новый быстрорастущий сегмент финансового рынка. Основу его заложили принятые Генеральной ассамблеей ООН и ратифицированные большинством мировых держав документы о необходимости перехода к устойчивому развитию. Существенной характеристикой этого процесса является сочетание экономической, экологической и социальной составляющих. Принятые директивы не получили бы столь широкого распространения и далеко идущих последствий, затрагивающих финансовую сферу, если бы не нашли отклика «снизу».

Ухудшение экологических условий жизни в мегаполисах, рост цен на энергетическое сырье, перспектива исчерпания ископаемых ресурсов заставили задуматься о рациональном использовании имеющихся и нахождении новых энергетических источников и средств финансирования связанных с этим преобразований. Оптимизация затрат перехода на новый энергоэффективный способ хозяйствования привела к появлению новых финансовых индикаторов и инструментов рынка, одним из которых стала углеродная единица, или углеродный актив. Несмотря на неоднозначность отношения к данному инструменту, многие страны развивают платформы для его использования, понимая перспективы его внедрения.

Рассмотрим, почему так происходит, и как физическая величина в одну тонну углекислого газа, получаемого в результате человеческой деятельности, переходит в экономическую категорию — углеродную единицу. Для этого должны быть созданы определенные условия.

Первым условием является введение в хозяйственный оборот права на выброс 1т СО2е. Как следствие — учет и контроль этих выбросов, а также постепенный переход к платности права на них.

Вторым условием является разрешение и создание инфраструктуры торговли правами на выброс. Таким образом, формируется рынок прав на углеродные выбросы, или углеродный рынок, конечной прагматичной целью и назначением функционирования которого является энергоинтенсификация экономики, ее экологичность и безотходность.

Сокращения выбросов в результате перехода на новые виды промышленных технологий, энергетического сырья, способов получения энергии и включение их в торговый оборот повышают потребительскую стоимость одной тонны СО2. А следовательно, являются катализатором углеродной рыночной торговли и еще одним углеродным объектом торговли. Несколько видов сокращений выбросов, которые различаются в зависимости от страны происхождения, механизма уменьшения, системы торговли ими, периода действия соглашений о сокращении и т. д., добавляют многообразия этому сектору рынка [1].

Несмотря на общий интерес к углеродной торговле, разные страны ищут свою собственную выгоду от введения в оборот углеродных активов и развивают свои механизмы и структуру, территориальный охват рынка. Так, Европейский союз директивно ввел общий для всех своих членов углеродный рынок с инвентаризацией выбросов по определенным отраслям промышленности, с правилами торговли, с определенными видами торгуемых углеродных единиц, с основными биржевыми площадками — Международной климатической биржей (International Climate Exchange, ICE), European Energy Exchange (EEX) и др.

Другие страны, такие как Япония, Канада, США, Китай пошли по пути создания тестовых территорий и апробации на них системы торговли углеродными правами на выбросы (квотами), единицами их сокращения — кредитами или взаимозачетами, единицами поглощения СО2 и другими углеродными единицами. Причем если в Японии большее развитие получают кредиты от повышения энергоэффективности в секторе офисной недвижимости, то в Китае большое значение придают механизму поглощения СО2 бамбуковыми лесами.

На сегодняшний день мы не можем говорить о создании единого мирового углеродного рынка. Хотя существует достаточно большая региональная — Европейская система торговли выбросами. Более того, с 29 октября 2007 г. функционирует международная организация — Международное партнерство по углеродной деятельности, International Carbon Action Partnership (ICAP) [2], членами которого являются как страны, так и отдельные

Рис. 1. Сравнение количества выбросов по странам

Выбросы СО2

•Все стран ы * •Северная Америка

Европа •Азия, Океания

■Л 00 00

1971 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2008 2009 2010

Выбросы СО2

н X

с; £ 14000,00

Q3 О и о 12000,00

CL

Ю

ъ m 10000,00

О m

с; о 8000,00

х

6000,00

¿1000,00

2000,00

0,00

1971 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2008 2009 2010

^^^"Все страны 5181,00 5596,80 6549,30 1366,50 8302,00 8540,50 8832,00 10933,10 12610,10 12258,00 13261,90

Китайская народная республика 6119 831,9 1 125,00 1 435,50 1 409,30 2 528,90 2 433,10 4 169,60 5 431,90 5 689,10 5 988,00

Гонконг 0,1 0,1 0,2 12,8 24,40 24,40 11,10 21,20 228,50 30,80 26,10

Китай 611 838,1 1 105,20 1 448,10 1213,10 2 563,20 2 450,90 4 196,80 5 480,40 5 120,00 6 014,00

Годы

Рис. 2. Мировое количество выбросов и доля Китая

Источник: По данным J0rgen Fenhann UNEP Ris0 Centre

области, провинции или штаты, и даже муниципалитеты. Своей целью 1САР ставит обмен опытом и знаниями, оценку углеродных практик, чтобы в будущем дать рекомендации развивающим углеродный рынок странам к внедрению лучших образцов из существующих моделей.

КИТАЙ - КРУПНЕЙШИЙ ЭМИССИОНЕР

Китай, соседняя с Россией страна, динамично развивающаяся, впитывающая новое и перенимающая лучший международный, в том числе и финансовый, опыт, способствующий

экономическому развитию. Кроме того, это крупнейший на сегодняшний день эмитент парниковых газов (рис. 1-4). Если смотреть на распределение общемирового количества выбросов в 34 млрд тонн СО2 (за 2011 г.) по странам, то на Китай приходится 29 %, на США 16 %, 11 % составляет доля 27 стран Евросоюза, 6 % — у Индии, выбросы России — 5 %, Японии — 4 % [3, с. 10]. За десять лет, начиная с 2002 г., выбросы CO2 в Китае увеличились на 150 % и составили 9,7 млрд т. Для сравнения, в России выбросы увеличились до 1,8 млрд т. [3, с. 11-12].

Процентное изменение количества выбросов за 1990-2010 гг.

80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00% -20,00% -40,00%^

<ьс -60,00%

Процентное изменение количества выбросов за 1990-2010 гг.

Все страны Китайская Гонконг народная республика

Китай

Рис. 3, 4. Изменение выбросов в процентах, начиная с базового года измерений

Источник: По данным J0rgen Fenhann UNEP Ris0 Centre

В настоящее время все страны, подписавшие и ратифицировавшие Киотские соглашения, выделяют в общей сложности не более трети мировых выбросов углекислого газа и его эквивалентов. А на США и Китай приходится около 45 % эмиссии парниковых газов, причем обе эти страны, в отличие от экономически развитых стран (по формулировке Ки-отского протокола) не несут количественных обязательств по их сокращению. США — по причине отказа ратифицировать Киотские соглашения1. А Китай, как развивающаяся страна, на момент принятия Протокола имеет право снижать выбросы на условиях добровольности [4].

ЗАПУСК РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Китай развивает свой внутренний рынок углеродных выбросов, хотя на добровольной основе. Последовательность шагов в этом направлении приведена в табл. 1. Первым шагом на этом пути стало принятие планов по развитию рыночных углеродных механизмов на 12-ю пятилетку (2011-2015 гг.). В 2011 г. Комиссия по национальному развитию и реформам — National Development and Reform Commission (NDRC) — запустила пилотный проект по

1 После IV Конференции Сторон в Гааге (2000 г.) руководство США в лице Дж. Буша отказалось ратифицировать Киотский протокол.

развитию низкоуглеродных зон и созданию на добровольной основе 7 экспериментальных Систем торговли выбросами (СТВ), или Emission Trading Schemes (ETS).

Этот проект коснулся пяти наиболее крупных и загазованных мегаполисов со значительным количеством высотных зданий и промышленных предприятий — Пекина, Тяньцзиня, Чунциня, Шэньчжэня, Шанхая, а также двух провинций — Гуандуна и Хубэя [5, с. 96]. Под влиянием семи углеродных рынков оказались более 16 000 предприятий. За несколько лет до запуска пилотных углеродных проектов китайские власти уже ввели фиксирование энергопотребления различных фирм и располагали накопленной базой данных для оценки выбросов, но не было разработано унифицированного метода их подсчета. С запуском же пилотного проекта местным властям предписано произвести инвентаризацию выбросов, установить регулярную отчетность предприятий по выбросам парниковых газов, создать инфраструктуру для развития и оценить эффективность таких рыночных механизмов:

1) ограничение выбросов и торговля ими — Cap & Trade;

2) механизм чистого развития (МЧС) — Clean Development Mechanism (CDM).

3) механизм поглощения, или абсорбции [6, с. 51-52].

Таблица 1

Последовательность шагов Китая по введению рыночных углеродных механизмов

Годы Событие

2004 2004 NDRC (Комиссия по национальному развитию и реформам) одобряет введение Механизма чистого развития в Китае

2006 Народный банк Китая и Фонд национального благосостояния Китая разрабатывают предварительную схему торговли квотами на выбросы (ETS)

2008 Пекин, Шанхай, Тяньцзинь основывают эколого-энергетические биржи

2010 Опубликование в 12-м пятилетнем плане намерения создания углеродного рынка

2011 NDRC объявляет о запуске пилотных проектов торговли углеродными квотами в 2 провинциях и 5 городах Китая

2012 Выпущены правила использования кредитов в углеродной торговле

Почему китайцы, в отличие от Евросоюза, не запускают общенациональную систему углеродной торговли? Они считают, что без подготовительной экспериментальной стадии проекта, затрагивающей небольшую территорию, неизбежно возникающие, неучтенные на стадии проектирования проблемы роста подорвут доверие общественности к новым механизмам в целом. Из этих же соображений на данной стадии в китайской системе торгов из всех парниковых газов участвуют только единицы выбросов углекислого газа. Торговля ограничивается спотовым рынком, фьючерсы и другие производные отложены на более поздний срок.

Региональные углеродные рынки строятся с учетом местных потребностей. Так, в Шанхае система прежде всего рассчитана на ограничение и торговлю выбросами в сфере электро- и теплоснабжения офисных зданий, аэропортов, коммунального хозяйства жилого фонда. В провинции Гуандун — крупном промышленном регионе — торгуются углеродные единицы промышленных предприятий. В основном китайские региональные углеродные торговые системы строятся по тем же принципам, что и крупнейшая из действующих торговых систем — Европейская система торговли выбросами. Существенное отличие составляет включение в китайский торговый оборот единиц Механизма поглощения или адсорбции2,

2 Сокращение выбросов в результате улавливания и хранения, либо

поглощения.

не реализованного в Европе. Успешно идет развитие бамбуковых углеродных стоков3 под названиями Панда стандарт — Panda Standard (с 2009 г.) и Китайский зеленый углеродный фонд — China Green Carbon Foundation (CGCF) (с 2010 г.) [5, с. 96]. В Китае углеродные единицы, полученные в результате механизма абсорбции, называются Китайскими сертифицированными сокращениями выбросов — Chinese Certified Emission Reductions (CCERs). Приведем пример только двух двусторонних сделок по CCERs, проведенных до внедрения биржевых механизмов торгов. В марте 2011 г. государственная компания Sinochem Group приобрела 16 800 кредитов Panda Standard по 9,14 долл. США за 1 т СО2, в ноябре того же года 148 000 кредитов CGCF было продано консорциуму из 10 компаний. Сумма сделки не раскрывается [5, с. 97].

Китай, наученный горьким опытом массовых компаний времен Мао Цзэдуна по истреблению воробьев, например, тщательно и последовательно проводит политику внедрения углеродной торговли. Об этом говорят и подбор территорий для пилотной стадии, и даже разделение этих экспериментальных территорий. Шэньчжэнь, город на границе с Гонконгом, административно принадлежит провинции Гуандун, но город и провинция создают свои независимые СТВ, поскольку имеют разные задачи в деле сокращения, а следовательно и специфику торгуемых углеродных единиц.

3 Природные поглотители СО,

Проекты Механизма чистого развития

25000

20000

(N

О

и

15000

о о.

ю

•О

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10000

5000

10000

9000

8000 ■ Общее количество

7000 проектов МЧС

6000 .о

5000 *

4000 . с ■ Общее число

3000 выбросов

2000 парниковых газов

1000 Мт С02 экв.

0

Китай

Азия&Океания Всего (110 стран)

Рис. 5. Проекты МЧС и объем вовлеченных кредитов СО2

Рис. 6. Проекты МЧС и объем вовлеченных кредитов СО2

Источник: По данным J0rgen Fenhann UNEP Ris0 Centre

Только после доказательства жизнеспособности и эффективности региональных углеродных рынков механизм торгов будет развернут в национальном масштабе и далее интегрирован в международные схемы. Хотя

уже сейчас китаиские компании активно участвуют в международной двусторонней торговле углеродными кредитами. Примером может служить покупка финской компанией Green Stream 1,2 млн т кредитов, полученных от

0

Таблица 2

Инфраструктура СТВ

Пекин Шанхай Тяньцзинь Шэньчжэнь Чунцинь Гуандун Хубэй

Статус СТВ Обязательный Обязательный Обязательный Обязательный Обязательный Обязательный Обязательный

Количество фирм / Процент выбросов 600 / 50 % 200 / 50 % 100 / 60 % 635 / 38 % Нет данных 830 / Нет данных 107 / 35 %

Мониторинг/ отчетность/ подтверждение Инвентаризация Выбросов по предпри -ятиям; мониторинг и подтверждение 3-й стороной (Национальный климатический центр) Разработаны руководства по мониторингу и отчетности о выбросах углерода по 9 секторам промышленности от 11.12.12 Разработаны руководства по измерениям, инвентаризации выбросов, предписано подтверждение 3-й стороной Внедрены мониторинг, отчетность и подтверждение 3-й стороной, разработаны соответствующие руководства Завершается инвентаризация выбросов; разрабатывается методика мониторинга и подтверждения 3-й стороной, анализ, прогнозирование Завершается инвентаризация выбросов; Разрабатывается методика мониторинга и подтверждения 3-й стороной Завершается инвентаризация выбросов; Разрабатывается методика мониторинга и подтверждения 3-й стороной

Надзорные органы Комиссия Пекина по развитию и реформам, Национальный климатический центр Комиссия Шанхая по развитию и реформам, Шанхайский центр по бухгалтерскому учету эмиссий СО2 и др. Комиссия Тяньцзиня по развитию и реформам, Исследовательский центр по низкоуглеродно-му развитию Комиссия Шэньчжэня по развитию и реформам, академия экологических наук Шэньчжэня и др. Комиссия Чунциня по развитию и реформам, Бюро Чунциня по финансам, бюро Чунциня по ценам и др. Комиссия Чунциня по развитию и реформам, Гуандунский институт энергосбережения и др. Комиссия Хубэя по развитию и реформам, Уханьская ассоциация по снижению выбросов и др.

Директивы 12-й общенациональный пятилетний план

Пилотный план развертывания. Схемы торговли выбросами Пекина 10.04.2012 Пилотный план развертывания. Схемы торговли выбросами Шанхая 07.2012 Пилотный план развертывания. Схемы торговли выбросами Тяньцзиня 03.2013 Законодательный акт Шэньчжэня о СТВ Пилотный план развертывания Схемы торговли выбросами Чуньциня от 11.2012 до сих пор не утвержден NDRC Пилотный план развертывания Схемы торговли выбросами Гуандуна от 07.09.2012 Пробный план внедрения Схемы торговли выбросами Хубэя

Источник: по данным ICAP.

реализации восьми проектов по возобновляемым источникам энергии в Китае [7].

Ведутся переговоры по углеродному сотрудничеству с США [8]. Китай является страной, реализовавшей самое большое количество (3 981) проектов Механизма чистого развития с более чем 8 190 000 т. зарегистрированных и выданных кредитов (рис. 5, 6). Для сравнения, в мире реализовано 8 814 проектов

приблизительно на 19 546 углеродных кредитов [9]. Знаменателен факт, что из 2 097 фирм, консультантов по разработке и развитию проектов МЧР (Project Design & Development (PDD) consultant), 316 фирм имеют штаб-квартиры в Китае4.

4 По информации из предыдущего источника, в России нет штаб-квартир подобных консультантов.

* Банкирование или депонирование - возможность накопления сертификатов на выбросы в связи с переносом использования квот или кредитов на более поздний период. Источник: по данным 1САР.

Таблица 3

Квоты, кредиты, банкирование и штрафы

Пекин Шанхай Тяньцзинь Шэньчжэнь Чунцинь Гуандун Хубэй

Распределе- Бесплатное на Бесплатное Бесплатное Бесплатное, Нет данных Бесплатное 80 % бесплат-

ние 2013 г. в пределах на основа- с постепен- на основа- ного распре-

квот на вы- Нормирован- норм на нии истори- ным пере- нии исто- деления квот

бросы ное на 2014- 2014- ческих вы- ходом рических на основании

2015 гг., 2015 гг., бросов, нор- к полному выбросов исторических

Свыше нормы - Свыше нор- мированное аукциони- на2013- выбросов

аукциониро- мы разра- для вновь рованию 2015 гг. нор- на2013-

вание батывается вступающих мированное 2015 гг.

порядок предприятий, для вновь

аукциониро- аукциониро- вступающих

вания вание рас- предприятий,

сматривается аукциониро-

вание рас-

сматривается

Виды кре- ССЕ^ ССЕ^ ССЕ^ Кредиты Основа CCER, CCER, с опо- CCER, с опо-

дитов нет количест- нет коли- до 10 % от проектов но также рой на мест- рой

и взаимоза- венных ограни- чественных от выделен- по возоб- кредиты ные проекты, на местные

четов, огра- чений ограничений ных квот новляемой от тепло нет данных проекты,

ничение по энергетике, и электро- по количес- до 15 %

их использо- нет коли- энергетике- твенным ог- от выделен-

ванию чественных Нет данных раничениям ных квот,

ограни- по ограни- для вновь

чений чению их ис- вступивших

пользования предприятий

до 10 % от

выделенных

квот

Банкиро- Банкирование Банкирова- Нет данных Нет данных Нет данных Банкирова- Нет данных

вание* квот возможно, за- ние возмож- ние возмож-

и кредитов имствование но, заимс- но, заимс-

не разрешено твование не твование не

разрешено разрешено

Штрафы Не определены Не опреде- Не Трехкрат- Не Не Не

за превыше- лены определены ное увели- определены определены определены

ние чение цены

за кредиты

на следую -

щий год

(ст. 8 з/акта)

Но есть еще вопросы, которые не получили достаточной разработки в пилотных проектах. Среди первостепенных — правовые основы внедрения ограничений и торговли квотами: каким образом будет обеспечиваться наказание предприятиям за превышение количества выбросов или отказ от оплаты квот. Не все китайские компании готовы раскрывать данные о своих выбросах

[10]. Несмотря на трудности, ЫБЯС планирует ввести обязательные для исполнения, предельные уровни выбросов для предприятий Китая в течение следующей пятилетки (2016-2020 гг.). Общенациональная Система углеродной торговли тоже планируется к запуску после 2016 г. Остается надеяться, что Китай, проанализировав опыт ЕС, избежит, по возможности, ущерба от мошенничеств

с налогом на добавленную стоимость, кражами со счетов углеродных реестров, приписками квот, которых не смог предусмотреть в свое время европейский углеродный рынок.

Таким образом, помимо декларируемых целей по снижению парникового эффекта, создание углеродного рынка в Китае решает несколько практических задач.

Повышает энергоэффективность экономики — стремление заработать на сокращении выбросов создает хорошие предпосылки для внедрения энергосберегающих технологий.

Увеличивает приток инвестиций — страны или их экономические агенты, заинтересованные в покупке углеродных кредитов, охотней вкладываются в проекты, закладывая в оценку их рентабельности прибыль от приобретения углеродных единиц.

Снижает топливную ресурсозависимость от внешних поставщиков — торговля углеродными единицами стимулирует развитие возобновляемых источников энергии.

Укрепляет торговый баланс Китая — страна имеет большой потенциал технологического перевооружения, особенно в химической и энергетических отраслях. Тем самым, при условии модернизации своими силами, она может получить выгоду, являясь продавцом потенциально избыточных углеродных квот и кредитов. А это весомый дополнительный финансовый поток. Важно только соблюсти интересы развивающейся промышленности Китая, которой, при вводимом после 2016 г. верхнем пределе выбросов, необходим запас квот для своего развития. Следует учесть, что укрепляющийся юань может снизить выручку от углеродного экспорта при валютных контрактах.

Сегодня Китай переживает стремительный промышленный рост, и его углеродные эмиссии значительны. По существующим положениям Киотского протокола об общей, но дифференцированной ответственности

[11, с. 10] развитых и развивающихся стран, он не несет юридической ответственности за количество своих ежегодных выбросов. Ясно, что подобные неравные условия для экономического развития индустриальных, но переживающих кризис стран (приложения B Киотского протокола) и формально развивающихся государств BASIC5 в силу своей несправедливости сегодня не устраивают многие страны. В большой степени этот факт послужил причиной приостановления участия, но не выхода нашей страны из третьей фазы Киотского протокола. Китай понимает, что корректировка и пересмотр ранее принятых соглашений неизбежны. В Копенгагене в 2009 г. это не удалось. Дело завершилось лишь декларацией намерений, но не подписанием конкретных обязательств из-за недостаточной предварительной проработки взаимоприемлемых договоренностей и формулировок. Есть надежда, что юридически обязывающие соглашения, где будут учтены интересы всех стран, будут подписаны на конференции сторон в 2015 г., а вступят в полную силу к 2020 г. Китай к тому времени будет располагать развитым национальным углеродным рынком и выйдет на международную торговую площадку опытным игроком, способным отстаивать национальные интересы, вооруженный, по Максу Полани (британский философ, крупнейший специалист в области философии и методологии науки), неявным знанием домашней практики углеродной торговли. К 2014 г. эта страна может стать второй по величине углеродного рынка в мире с общим объемом регулируемых выбросов в 700 млн т. Для сравнения: объемы углеродных рынков Западной климатической инициативы США, Австралии и Евросоюза составят соответственно 165 млн т, 382 млн т и 2,1 млрд т [12, с. 3].

5 Бразилия, Южная Африка, Индия, Китай.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь климатических терминов. — 2013. United Nations Framework Convention on Climate Change. URL: http://unfccc.int/2860.php.

2. Официальный сайт организации International Carbon Action Partnership. URL: http:// icapcarbonaction.com.

3. Jos G. J. Olivier, Greet Janssens-Maenhout, Jeroen A. H.W. Peters «Trends in global CO2 emissions». PBL Netherlands Environmental Assessment Agency report, July 2012. 40 p. URL: http://edgar.jrc. ec.europa.eu/CO2REPORT2012.pdf.

4. Бедрицкий А. И. Дурбанская пресс-конференция // Экология и жизнь. — 27.12.2011. URL: http://www.ecolife.ru/intervju/4380/.

5. Kossoy A., Guigon P. «The State and Trends of the Carbon Market 2012». World Bank report. Washington, May 2012. — 128 р.

6. Лукашенко И. В. Риски использования углеродной единицы как инструмента финансового рынка // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 4. — С. 50-55. http://www.fa.ru/projects/ enp/Documents/ / %D0 %AD %D0 %9D %D0 %9F %20 %E2 %84 %964_2013.pdf.

7. Информагентство Thомsоn Reuters. 15.03.2013. URL: http://www.pointcarbon.com/ news/1.2222899.

8. Информагентство Reuters. 10.07.2013. URL: http://www.reuters.com/article/2013/07/10/us-climate-usa-china-idUSBRE9690VM20130710.

9. Fenhann J. UNEP Ris0 Centre report. 01.10.2013. URL: http:// www/cdmpipeline.org/.

10. SynTao China ESG Monitor. April 2013. URL: http://www.syntao.com/Uploads/ %7B6DD3CB4E-FBA4-4640-85B0-1BA262BFF94F %7D_SynTao %20ESG %20Monitor %20April %202013.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. URL: http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf.

12. Scotney R., Chapman S., Hepburn C., Cui Jie. Carbon Markets and Climate Policy in China. October 2012. Report of Sydney Climate Institute. —16 p. URL: http://www.climateinstitute.org. au/verve/_resources/ClimateBridge_CarbonMarketsandClimatePolicyinChina_0ctober2012.pdf.

REFERENCES

1. Climate Dictionary. — 2013. United Nations Framework Convention on Climate Change. URL: http://unfccc.int/2860.php.

2. Official website of the organization «International Carbon Action Partnership». URL: http://icap-carbonaction.com.

3. Jos G. J. Olivier, Greet Janssens-Maenhout, Jeroen A. H.W. Peters «Trends in global CO2 emissions». PBL Netherlands Environmental Assessment Agency report, July 2012. 40 p. URL: http:// edgar.jrc.ec.europa.eu/CO2REPORT2012.pdf.

4. Bedritskiy A. I. Durban press conference / / Ecology and Life. — 27.12.2011. URL: http://www. ecolife.ru/intervju/4380/ (in Russian).

5. Kossoy A., Guigon P. The State and Trends of the Carbon Market 2012. World Bank report. Washington, May 2012. — 128 рages.

6. Lukashenko I. V. Risks of using carbon units as a tool of financial market / / Economy. Taxes. Law. — 2013. — № 4. — pp. 50-55. URL: http://www.fa.ru/projects/enp/Docu-ments/ %D0 %AD %D0 %9D %D0 %9F %20 %E2 %84 %964_2013.pdf (in Russian).

7. Thомsоn Reuters. 15.03.2013. URL: http://www.pointcarbon.com/news/L2222899.

8. Reuters. 10.07.2013. URL: http://www.reuters.com/article/2013/07/10/us-climate-usa-china-idUSBRE9690VM20130710.

9. Fenhann J. UNEP Ris0 Centre report. 01.10.2013. URL: http:// www/cdmpipeline.org/.

10. SynTao China ESG Monitor. April 2013. URL: http://www.syntao.com/Uploads/ %7B6DD-3CB4E-FBA4-4640-85B0-1BA262BFF94F %7D_SynTao %20ESG %20Monitor %20April %20 2013.pdf.

11. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change. URL: http:// unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf (in Russian).

12. Scotney R., Chapman S., Hepburn C., Cui Jie. Carbon Markets and Climate Policy in China. October 2012. Report of Sydney Climate Institute. —16 p. URL: http://www.climateinstitute.org.au/ verve/_resources/ClimateBridge_CarbonMarketsandClimatePolicyinChina_October2012.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.