ДЕБЮТНЫЕ РАБОТЫ
М. Л. Панкратова
Удовлетворённость российских женщин с детьми и без детей работой и жизнью1
ПАНКРАТОВА Маргарита Львовна —
выпускница
факультета социологии (2012) НИУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: p-margo@ yandex.ua
В данной статье представлены результаты исследования, в рамках которого выявляются детерминанты удовлетворённости российских женщин работой и жизнью. После рождения ребёнка женщины перераспределяют своё время в пользу семьи и ребёнка, прерывая занятость на рынке труда или переходя на частичную занятость. Изменение привычного образа жизни женщины в связи с рождением детей влечёт за собой непосредственное изменение удовлетворённости работой и жизнью в целом. Таким образом, факт рождения ребёнка — один из главнейших при анализе социального самочувствия женщин. Автор статьи исходит из предположения, что для матерей и женщин без детей детерминанты удовлетворённости работой и жизнью разные. В статье описываются основные подходы и методы измерения этих показателей. Информационной базой исследования служит «Российский мониторинг экономики и здоровья населения», РМЭЗ (Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE, RLMS)2 за 2000-2009 гг. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что российские женщины с детьми удовлетворены жизнью более, а работой менее по сравнению с женщинами без детей, при этом фактор наличия детей для удовлетворённости работой является незначимым.
Ключевые слова: удовлетворённость; удовлетворённость жизнью; удовлетворённость трудом; занятость; женщины с детьми.
В задачи современного государства входит забота о счастье и субъективном благополучии его граждан, которые, наряду с экономическими и технологическими показателями, являются маркером уровня развития страны в целом [Arthaud-Day, Near 2005]. При всём этом отметим, что концепты
Работа выполнена при поддержке исследовательского проекта «Женщины на российском рынке труда после рождения ребёнка» по конкурсу Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» «Учитель — Ученики» 2011-2012 гг. (№ 11-04-0046). Исполнители: Т. С. Карабчук (руководитель), М. А. Малкова, А. С. Сухова, Е. В. Колотова, М. Л. Панкратова, В. Л. Панкратова.
«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ», или РМЭЗ (Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE, RLMS), — негосударственное лонгитюдное обследование домохозяйств; представляет собой серию ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки, разработанной при участии ведущих мировых экспертов в этой области. Это международный исследовательский проект, осуществляемый НИУ ВШЭ и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, США (University of North Carolina at Chapel Hill, USA) и Института социологии РАН.
1
«субъективное благополучие», «удовлетворённость жизнью» и «счастье» являются достаточно сложными для изучения среди учёных (как социологов, так и психологов), прежде всего потому, что их непросто определить и операционализировать [Blanchflower, Oswald 2004]. Исследователи отмечают, что понятие «счастье» не тождественно понятию удовлетворённости жизнью, хотя они и связаны между собой [Андреенкова 2010].
В России уровень счастья и удовлетворённости жизнью более низкий, чем в других странах [Андреенкова 2010; Inglehart, Welzel 2010]. В связи с этим проблема низких показателей уровня счастья и социального благополучия в российском обществе актуальна как для учёных-исследователей, так и для государства, которое пытается повысить уровень жизни и развития страны.
Одна из категорий населения, для которой проблема счастья и удовлетворённости жизнью стоит наиболее остро, — это женщины с маленькими детьми3. В настоящее время уровень женской занятости, особенно среди женщин с маленькими детьми, растёт, причём такая динамика характерна не только для России. Например, по данным ежегодника «Труд и занятость в России» за 2011 г., уровень занятости населения в трудоспособном возрасте в 2010 г. составил 70% среди женщин и 74,9% среди мужчин [Труд и занятость... 2011]. Можно отметить позитивную динамику роста данного показателя по сравнению с 2000 и 2011 гг. Один из самых высоких уровней женской занятости наблюдается в Скандинавских странах: в Дании он достигает 73%, в Швеции и Финляндии — 70 и 68% соответственно4. При этом для этих стран также характерна и высокая доля матерей среди работающих женщин, в Швеции, Дании и Норвегии она составляет 76, 74 и 73% соответственно; в России этот показатель также очень высок — 71% (по данным на 2008 г.)5.
Однако неудачный выход на рынок труда после рождения ребёнка, сложности с совмещением семейных обязательств и занятости на рынке труда могут привести к неудовлетворённости как работой, так и жизнью в целом [Andrisani 1978; Bender, Donohue, Heywood 2005]. Женщина, решившая стать матерью, уходит на определённый период с рынка труда. Этот перерыв в работе, связанный с рождением ребёнка и его воспитанием, может негативно сказаться на карьере женщины: работодатели неохотно нанимают женщин с маленькими детьми [Andrisani 1978]. Во время ухода за ребёнком женщины теряют часть своих навыков, в большинстве случаев они имеют более низкую производительность труда по сравнению с женщинами без детей [Bender, Donohue, Heywood 2005]. В результате многим женщинам с маленькими детьми приходится менять прежнее место работы, соглашаться на более низкую оплату труда, сокращать рабочее время, кроме того, они нередко сталкиваются с дискриминацией на рынке труда, например, при выплате заработной платы и т. д. [Napari 2007; Petersen, Penner, H0gsnes 2007]. Все эти обстоятельства негативным образом отражаются на удовлетворённости работой и жизнью среди женщин.
В данной работе удовлетворённость жизнью и удовлетворённость работой женщин с маленькими детьми рассматриваются совместно. Мы полагаем, что при изучении удовлетворённости жизнью упомянутой выше категории женщин нельзя не рассматривать такой аспект их жизни, как работа, в силу того, что женщинам с маленькими детьми приходится либо совмещать семейную жизнь и работу, либо выбирать что-то одно, жертвуя другим, если баланса достичь не удаётся.
3 Естественно, эта проблема актуальна и для других групп, но для автора данной статьи наибольший интерес представляет группа женщин с маленькими детьми (в возрасте до 7 лет включительно).
4 См.: [Россия и страны... 2011].
5 См. URL: http://www.nationmaster.com/graph/lab_wor_mot-labor-working-mothers
Если говорить об уровне удовлетворённости работой в России6, то наша страна занимает одно из последних мест среди европейских стран. В России самая высокая доля людей, которые не удовлетворены работой: «Индекс удовлетворённости работой в России на 15% ниже, чем в Дании и на 7% меньше, чем средний индекс удовлетворённости работой в других странах» [Llorente, Macias 2003] (цит. по: [Смирных 2008: 10]). При этом среди женщин с маленькими детьми доля удовлетворённых работой в 2000-2009 гг. не превышала 50% (расчёты автора статьи на данных РМЭЗ).
Приведённые выше данные показателя удовлетворённости работой российских граждан свидетельствуют об актуальности проблемы удовлетворённости работой и жизнью женщин с маленькими детьми в первую очередь для российского общества. Можно также говорить о практической значимости предлагаемой читателям статьи для социальной политики, так как результаты помогут лучше разобраться в текущей ситуации и выработать меры, направленные на ослабление конфликта между материнством и женской занятостью, что является одной из важнейших задач, которые стоят перед государством [Синявская, Захаров, Карцева 2007].
В данном исследовании для нас важно понять, каковы детерминанты, определяющие удовлетворённость женщин жизнью и работой; особенно интересно проследить, как именно наличие детей разного возраста и (или) их отсутствие влияет на удовлетворённость жизнью и работой женщин, различаются ли показатели удовлетворённости у матерей и женщин без детей. Структура данной работы следующая: обзор теоретических концептов и эмпирических работ; гипотезы исследования; описание данных и методики; основные выводы.
Теоретические концепты и обзор эмпирических работ
Существуют различные теоретические подходы, которые применяются исследователями при анализе удовлетворённости работой и жизнью. Ниже приводится обзор основных работ, посвящённых измерению концепта, ключевых теоретических подходов, а также эмпирических работ.
Удовлетворённость жизнью
Удовлетворённость жизнью является центральным концептом при изучении субъективного восприятия жизни. Учёные использовали различные подходы для объяснения и описания удовлетворённости жизнью людей. Например, удовлетворённость жизнью изучалась с точки зрения человеческих ценностей (people values), а также взаимодействия членов семьи друг с другом [Bowen 1988]; субъективное восприятие жизни рассматривалось для разных возрастов людей [Chaonan 2001]; делался вывод о том, что счастье, или удовлетворённость жизнью, служит показателем, с помощью которого можно говорить о степени положительной или отрицательной оценки респондентами качества своей жизни [Rampichini, Schifini 1998].
В свою очередь, факторы удовлетворённости жизнью можно рассматривать с точки зрения объективных и субъективных составляющих [Rampichini, Schifini 1998]. Объективные составляющие — это то, в какой мере условия жизни отвечают наблюдаемым критериям, которые поддаются объективному измерению (в нашем случае объективными характеристиками женщин будут такие, как зарплата молодых мам и условия их труда). Субъективные составляющие определяют то, как люди воспринимают свою жизнь и насколько удовлетворены ею в целом; измеряются учёными включением в анкету вопроса: «Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены Вашей жизнью в целом?» [Rampichini, Schifini 1998].
6 По результатам исследования, основанного на данных Международной программы социального мониторинга (1997, 2007 гг.) [Смирных 2008].
В данной работе мы исходим из того, что концепт «удовлетворённость жизнью» и факторы, оказывающие на него влияние, необходимо измерять как с учётом объективных характеристик женщин, так и не пренебрегая субъективными оценками и суждениями респондентов [Michalos 1985]. Одни только объективные характеристики жизни и работы респондентов являются недостаточными, потому что респонденты с одинаковой зарплатой, например, проживающие в одном городе и имеющие один и тот же уровень образования, могут иметь разную степень удовлетворённости как жизнью, так и работой. Удовлетворённость жизнью и работой — это нечто большее, чем просто сочетание социальных, демографических, экономических, физических характеристик изучаемой совокупности. Вот почему помимо объективных характеристик респондентов важно изучение их субъективного восприятия жизни.
Существует достаточно работ, посвящённых отдельному изучению удовлетворённости жизнью. Например, в Нидерландах исследовалась связь между изменением уровня доходов и удовлетворённостью жизнью на индивидуальном уровне [Groot, Maassen 2000]. Американские учёные пытались дать ответ на вопрос, почему семейный человек испытывает больше удовлетворения от работы, нежели люди, семьи не имеющие [Bowen 1988]. Было также рассмотрено, каким образом влияют на удовлетворённость жизнью такие события, как подрыв здоровья, уход на пенсию, потеря партнёра (спутника жизни) [Chaonan 2001]. Изучалась и удовлетворённость жизнью у подростков в Германии [Goldbeck et al. 2007].
Удовлетворённость работой
Степень удовлетворённости работой женщинами — важный аспект их трудовой деятельности. От этого во многом зависит успешность существования на рынке труда. Проблемы удовлетворённости работой интересуют учёных довольно давно. Одним из основоположников изучения удовлетворённости является учёный-психолог Эдвин Локк. В своём исследовании он пришёл к выводу, что удовлетворённость работой индивида самым тесным образом связана с тем, как он воспринимает жизнь в целом, а также свою семью, самого себя в качестве личности. Удовлетворённость работой корреллирует со здоровьем респондентов. Неудовлетворённость работой может быть фактором большой мобильности индивидов со своих рабочих мест. Было обнаружено, что удовлетворённость трудом также связана с ценностью труда для индивида, помимо этого, значимыми факторами могут быть условия труда на производстве, оплата труда, прозрачность вознаграждения и интерес к работе [Locke 1976].
Изучением удовлетворённости работой и жизнью занимаются также социологи. Основоположниками этого направления в социологии можно считать Каллеберга, Андризани и Акерлофа (см.: [Kalleberg 1977; Andrisani 1978; Akerlof et al. 1988]). Главный акцент в этих исследованиях был сделан на различиях в удовлетворённости работой в терминах воспринимаемых характеристик работы, а также на различиях в трудовых ценностях.
Во многих исследованиях достаточное внимание уделяется тому, каким образом такие факторы, как трудовые ценности, денежные вознаграждения, условия труда, влияют на удовлетворённость женщин работой [Bokemeier, Lacy 1986.]. Удовлетворённость трудом исследовалась также по социально-демографическим группам в зависимости от различного рода объективных и субъективных факторов: способность работать, независимость, ответственность, возможность карьерного роста, заработная плата, количество отработанных часов, политика компании и т. п. влияют на удовлетворённость работой [Kalleberg 1977].
В конце 1970-х появляется работа Хамермеша [Hamermesh 1977], в которой он делает попытку возвести удовлетворённость трудом в ранг экономических категорий. Автор этой работы указывает и на то, что удовлетворённость трудом следует исследовать не с позиции субъективного восприятия индивидом своей работы, а с позиции экономической теории, используя структурные факторы рынка труда.
Достаточное внимание исследователями уделяется конфликту между домашними обязанностями и женской занятостью. В частности, исследователи показывают, что в условиях такого конфликта женщины склонны уменьшать количество часов занятости на работе [Schieman, McBrier, Gundy 2003; Reynolds 2005]. Был выявлен и тот факт, что конфликт «дом — работа» сильнее при условии, когда работа является более автономной (самоуправляемой) и рутинизированной [Schieman, McBrier, Gundy 2003]. Описываемый конфликт совмещения женщиной работы и семьи может приводить к стрессовым ситуациям, негативно влияя на удовлетворённость работой [Crosby 1982; Berardo, Shehan, Leslie 1987].
Существующие на сегодняшний день труды, посвящённые исследованию удовлетворённости работой женщинами с детьми, можно разделить на три группы.
Авторы одних исследований утверждают, что наличие детей негативно влияет на удовлетворённость работой женщинами [Andrisani 1978; Hodson 1989; Napari 2007].
Другая группа исследований показывает существование смешанных эффектов наличия детей на удовлетворённость работой у женщин (и у мужчин). Наличие детей отрицательно влияет на удовлетворённость мужчин работой и жизнью при условии того, что мужчины — кормильцы в семье, и на удовлетворённость женщин работой и жизнью при условии того, что женщины не являются главными кормильцами в семье. Но наличие детей никак не влияет на удовлетворённость работой и жизнью для тех женщин, которые являются главными кормильцами в семье [Hanson, Sloane 1992; Scandura, Lankau 1997].
В третьей группе исследований авторы приходят к выводу, что наличие детей в очень малой степени влияет на удовлетворённость женщинами работой или на их вовлечённость в занятость на рынке труда. Гораздо в большей степени на удовлетворённость женщин работой оказывают субъективное ощущение счастья и другие факторы, нежели наличие детей [Scandura, Lankau 1997; Lorence 1987]. Так, например, гибкость рабочего графика (позволяющая совмещать семейные обязанности и оплачиваемую занятость) — это один из факторов, который в значительной мере определяет удовлетворённость женщины работой, в отличие от мужчин [Scandura, Lankau 1997].
Таким образом, нет однозначного ответа на вопрос, как наличие детей влияет на удовлетворённость работой и жизнью у женщин. Данная статья поэтому нацелена на анализ ситуации в России, мы стремимся дать ответ на вопрос, как влияет наличие маленьких детей разного возраста на удовлетворённость работой у женщин.
Удовлетворённость жизнью — фон для удовлетворённости работой?
Исследований, посвящённых выявлению взаимосвязи между удовлетворённостью работой и удовлетворённостью жизнью, не так много (см.: [Near, Rice, Hunt 1978; Near 1984; Kiecolt 2003; Rode 2004]). Они показывают, что удовлетворённость работой и удовлетворённость жизнью тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга [Near, Rice, Hunt 1978]. Отметим, что удовлетворённость жизнью в целом может зависеть от разных факторов (например, от рода занятий, престижа занятий, половой принадлежности, зарплаты, здоровья, возраста, семейного положения) [Near 1984], но немаловажным фактором среди других является наличие детей.
Социологические исследования, посвящённые изучению удовлетворённости работой и жизнью в России, не являются многочисленными. Приведём в качестве примера сборник «Человек и его работа» под редакцией А. Здравомыслова, В. Рожина и В. Ядова, включающий материалы одной из первых на-
учных работ, которая была посвящена изучению проблемы субъективных оценок труда на российских предприятиях [Здравомыслов, Рожин, Ядов 1967]. В. С. Магуном также были проведены исследования, изучающие трудовые ценности, жизненные притязания молодёжи, продуктивность труда и удовлетворённость работой [Магун 1983; Магун 2006].
Как отмечалось выше, по результатам сравнительных межстрановых исследований, основанных на данных Международной программы социального мониторинга, Россия занимает очень невысокие позиции по удовлетворённости работой среди европейских стран [Sousa-Poza, Sousa-Poza 2000; Монусо-ва 2008].
Но по результатам другого исследования, которое было проведено в первой половине 2005 г., 50% работающего населения в России очень довольны своей работой, а также занимаемой на момент проведения исследования должностью [Смирных 2008]. По сравнению с другими странами Россия по уровню удовлетворённости работой занимает далеко не последнее место (самыми удовлетворёнными работой оказались жители Скандинавских стран — 68% опрошенных; за ними следуют Франция (61%), Италия и Швейцария (по 53%), Россия и Германия (по 50%), Великобритания (47%), Испания (46%), Нидерланды (45%) и Бельгия (35%)).
Сходные результаты (высокая удовлетворённость работой в России) также показывают исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ): почти две трети россиян удовлетворены своей работой (61%, или 32% по выборке в целом) [Преснякова 2004].
Неоднозначность оценок удовлетворённости можно объяснить следующим [Смирных 2008]:
— сравнительные исследования, которые направлены на изучение степени удовлетворённости работой, хотя и опираются на репрезентативные выборки, не являются панельными и, следовательно, не отслеживают динамики изменения показателя удовлетворённости индивида в течение длительного периода времени;
— выборки достаточно разнородны, вследствие чего трудно отследить, как различаются показатели удовлетворённости жизнью для двух категорий людей — для тех, кто находится в работоспособном возрасте, и для тех, кто находится в нетрудоспособном возрасте, но имеет работу;
— не учитывается эффект «когорты», производится сравнение удовлетворённости работой людей с разным историческим и экономическим прошлым. Таким образом, может не учитываться специфический набор ценностей, который присущ именно российским работникам.
Всё это в результате приводит к смещённым оценкам, что снижает их достоверность. Для России нужны панельные данные, которые позволили бы проводить сравнения на разных подвыборках женщин, чтобы достигнуть наибольшей однородности выборки.
Измерение удовлетворённости трудом и жизнью
Выше были описаны основные теоретические подходы и эмпирические практики, которые применяются при рассмотрении и анализе удовлетворённости жизнью и работой. Далее мы рассмотрим то, как учёными измеряется удовлетворённость жизнью и работой.
Можно выделить четыре группы подходов, применяемых при использовании количественных методов, для измерения удовлетворённости трудом и жизнью [Ильясов 1988]:
1. Прямой вопрос респонденту о его удовлетворённости жизнью и работой. В данном случае используется, как правило, альтернативная шкала. Респонденту задаётся вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены своей жизнью (работой)?» — и предлагаются варианты ответов (обычно по пятибалльной шкале) от «полностью не удовлетворён» до «полностью удовлетворён».
2. Индексы: построение индексов удовлетворённости находится в тесной взаимосвязи, во-первых, с представлением учёного о структуре этого понятия и концепта, во-вторых, с ограничениями массивов данных, которые используются при построении самих индексов.
Ряд исследований посвящены разработке индексов (см., например: [Здравомыслов, Рожин, Ядов 1967; Diener et al. 1985; Barrett, Murk 2006]). Индексы, применяемые для измерения удовлетворённости работой и жизнью, являются разными; мы остановимся на самых распространённых и часто применяемых, рассмотрев отдельно индексы для оценки удовлетворённости жизнью и работой.
Один из наиболее известных является разработанный в 1961 г. Б. Неугартеном, Р. Хевингхар-том и С. Тобиным индекс удовлетворённости жизнью — Life Satisfaction Index (LSI) [Neugarten, Havinghuret, Tobin 1961]. Этот индекс был создан для того, чтобы измерять социальное самочувствие и удовлетворённость среди пожилых людей, определить возраст, в котором человек наиболее счастлив. Концепт удовлетворённости жизнью тесно связан с моральными, психологическими и поведенческими установками человека. Положительное социальное самочувствие определялось как удовольствие и радость от повседневновности, чувство удовлетворения при достижении своих целей, оптимизм и уверенность в себе. В настоящее время существуют модифицированные версии индекса LSI, но их рассмотрение не входит в задачи данного исследования, поэтому останавливаться на них мы не будем (см., например: [Barrett, Murk 2006]).
Поскольку индекс LSI предназначался для измерения удовлетворённости жизнью среди людей пожилого возраста, был создан ещё один индекс — SWLS (Satisfaction With Life Scale), или шкала удовлетворённости жизнью. Это глобальный измерительный индекс счастья, социального самочувствия и удовлетворённости жизнью. Этот индекс разработала в 1985 г. группа учёных, в которую входили Э. Динер (E. Diener), Р. Эммонс (R. Emmons), Р. Ларсен (R. Larsen) и С. Гриффин (S. Griffin) (см.: [Diener et al. 1985]). Этот индекс — пятибалльная шкала по типу Лайкерта — включает суждения об удовлетворённости жизнью.
Помимо упомянутых выше и применяемых для оценки удовлетворённости жизнью, учёными используются и другие индексы, разработанные для оценки удовлетворённости работой. Один из таких индексов был разработан группой отечественных учёных во главе с В. А. Ядо-вым и строится на основе одного прямого и двух непрямых вопросов [Здравомыслов, Рожин, Ядов 1967]:
— «В какой степени в целом Вы удовлетворены работой?» (вербальная пятичлен-ная шкала);
— «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (вербальная трёхчленная шкала);
— «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на своё прежнее место работы?» (вербальная трёхчленная шкала).
3. Семантический дифференциал. Для оценки удовлетворённости жизнью и работой можно также использовать такой измерительный инструмент, как семантический дифференциал. Однако российскими учёными этот способ изучения субъективного благополучия применялся заметно реже, чем зарубежными исследователями.
4. Шкалы на основе наблюдаемого поведения для оценки удовлетворённости работой строится на базе объективного, наблюдаемого поведения. Такая попытка была предпринята российским учёным В. Г. Асеевым, который использовал для этого показатель интенсивности увольнений по собственному желанию [Асеев 1984].
Итак, выше были рассмотрены теоретические и эмпирические работы, посвящённые изучению как самого концепта удовлетворённости, так и факторов, определяющих удовлетворённость, а также основные подходы к измерению удовлетворённости жизнью и работой. Напомним, что цель данного исследования — выявить детерминанты, определяющие удовлетворённость женщин работой и жизнью в целом, а также установить различия этих факторов удовлетворённости у женщин с детьми и без детей.
Гипотезы исследования
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
— описать удовлетворённость жизнью и работой у женщин в зависимости от наличия детей и возраста детей;
— описать динамику изменения удовлетворённости трудом и жизнью в целом для женщин с детьми и без детей;
— выделить и проанализировать факторы удовлетворённости жизнью женщин с детьми и без детей.
Предметом исследования является удовлетворённость работой и жизнью в целом у женщин с детьми и без детей.
Объектом исследования являются женщины в возрасте 15-55 лет.
Сформулируем исследовательские гипотезы.
Гипотеза № 1. Наличие работы влияет положительно на удовлетворённость женщин жизнью независимо от того, есть у неё дети или нет.
Действительно, если женщина развивается профессионально, движется вперёд по карьерной лестнице, «не стоит на месте», то очень вероятно, что она будет ощущать себя счастливее, а её удовлетворённость жизнью будет соответственно выше.
Гипотеза № 2. Чем выше статус профессиональной группы, к которой принадлежит женщина (в соответствии с кодификатором профессий ШСО-88), тем выше удовлетворённость женщин с маленькими детьми работой.
Предполагается, что женщины, имеющие более высокий статус профессиональной группы, в большей степени удовлетворены своей работой, потому что в этом случае уровень их профессиональной подготовки выше, им легче соответствовать запросам своей семьи, в частности, надобностям, связанным с воспитанием ребёнка (например, они могут устроить ребёнка в детский сад, нанять няню и т. д.).
Гипотеза № 3. Если респондент оценивает своё здоровье как хорошее, это будет говорить в пользу большей удовлетворённости жизнью и работой, нежели в случае, если здоровье будет оценено как плохое.
Мы включаем переменную «здоровье» в качестве объяснительной в отношении удовлетворённости женщин (как с маленькими детьми, так и без них) жизнью и работой, потому что если женщина имеет хорошее здоровье, то с большей вероятностью будет удовлетворена и жизнью, и работой по сравнению с женщинами, оценивающими своё здоровье как плохое.
Гипотеза № 4. Наличие мужа положительно влияет на удовлетворённость женщин жизнью.
Если у женщины есть супруг, то, вероятнее всего, она будет чувствовать его поддержку и, следовательно, будет более удовлетворена жизнью. Это верно как для женщин без детей (два работающих человека приносят в семейный бюджет больший доход, нежели один), так и для женщин с маленькими детьми (им просто необходима поддержка супруга).
Данные и методология
Перейдём к описанию информационной базы исследования и применявшихся в нём методов. Основой вторичного анализа данных явилось репрезентативное обследование РМЭЗ (RLMS) за 2000-2009 гг. Данные были объединены в один массив и использовались как одна база для расчётов регрессий, при этом контролировался год проведения опроса. В гипотезах были использованы не все переменные, которые включались в модели, описанные ниже. Отметим, что обследование RLMS содержит как всю необходимую информацию о показателях удовлетворённости, так и главные характеристики генеральной совокупности. Кроме того, это обследование позволяет учесть все важные контрольные наблюдаемые переменные в моделях.
В нашем исследовании удовлетворённость работой анализируется на основе следующего вопроса (из анкеты RLMS):
«Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены Вашей работой в целом?» (пятибалльная шкала, где 1 — полностью не удовлетворён, 5 — полностью удовлетворён).
Удовлетворённость жизнью анализируется на основе следующего вопроса из анкеты RLMS:
«Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом в настоящее время?» (пятибалльная шкала, где 1 — полностью не удовлетворён, 5 — полностью удовлетворён).
Основная модель исследования (порядковая логистическая регрессия)
Для достижения поставленных целей, проверки наших гипотез и оценки параметров модели использовалась порядковая логистическая регрессия (ordered logit regression), так как в регрессионную модель включается зависимая переменная, которая является порядковой и в которой категории упорядочены, но расстояния между ними не известны [Scott, Freese 2006].
В порядковой логистической регрессии подсчёт вероятностей производится следующим образом: рассчитывается, что зависимая переменная Y принимает значения 1, 2, d при определённых значениях предикторов. Оценивается вероятность Y = 1, 2, 3, 4 на определённом уровне X. Сумма этих вероятностей будет равна 1.
т1, 2, 3, 4 — это точки (cut-points), которые необходимо идентифицировать. Они задают дистанцию между категориями. Для порядковой регрессии с пятью категориями таких точек четыре.
Порядковая регрессия с числом категорий d легко представляется в виде d - 1 бинарных логистических регрессий. Интерпретация результатов порядковой регрессии следующая: если изменение независимой переменной на единицу увеличивает шансы быть в категории 1 n раз, то оно также увеличивает шансы быть в категории 2 [Scott, Freese 2006].
Если коэффициент ß является положительным и статистически значимым, это означает, что более высокие значения предиктора статистически значимо связаны с большей вероятностью попадания в категорию Y по сравнению с базовой категорией.
В статье представлены построение и анализ двух моделей методом порядковой логистической регрессии, чтобы оценить отдельно факторы удовлетворённости работой и удовлетворённости жизнью. Мы не ставили целью в данной работе проследить взаимосвязь между удовлетворённостью работой и жизнью, потому что для нас приоритетно выявление факторов, влияющих на удовлетворённость работой и жизнью, в частности, важно увидеть, как фактор наличия детей влияет на то, будет ли женщина удовлетворена как работой, так и жизнью. Изучение того, как взаимосвязаны удовлетворённость работой и удовлётворенность жизнью, — тема отдельного исследования.
Модель 1. Для оценки параметров удовлетворённости работой было использовано следующее уравнение:
YJS = а + ß*(x.) + z(x) + u*,
где YJS — удовлетворённость работой;
а — константа;
ß*(x;) — матрица характеристик работы женщин; z(x) — матрица социально-демографических характеристик; U* — компонента, отражающая влияние факторов, не учтённых в модели; Матрица характеристик работы женщин ß*(x.) включает сведения, приведённые в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы характеристик работы женщин
Переменная
Как измеряется
Специфический трудовой стаж
Смена места работы
Статус профессиональной группы
Логарифм зарплаты
Часы работы
Количество
подчинённых
Количество лет, отработанных на данном рабочем месте
Измеряется следующим образом*:
1 — профессия и место работы остались прежними;
2 — сменила профессию, но не сменила место работы;
3 — сменила место работы, но не сменила профессию;
4 — сменила и место работы, и профессию Всего 10 профессиональных групп**:
0 — военнослужащие;
1 — крупные чиновники, законодатели, корпоративные управляющие;
2 — специалисты с высшим образованием в области физики, математики и прикладных наук, образования;
3 — специалисты со специальным образованием в области физики, математики и машиностроительных наук, образования;
4 — конторские служащие;
5 — работники индивидуальных и защитных служб, продавцы и демонстраторы;
6 — ориентированные на рынок квалифицированные работники сельского, лесного хозяйства и рыболовства, а также работники сельского хозяйства и рыболовства, ведущие натуральное хозяйство;
7 — рабочие металлургических, машиностроительных и родственных отраслей;
8 — операторы и монтажники станков, водители и операторы подвижной техники;
9 — работники простых профессий по распродаже и предоставлению услуг, неквалифицированные рабочие сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства, неквалифицированные рабочие горной промышленности, строительства, обрабатывающей промышленности и транспорта Логарифм зарплаты измеряется математически с учётом дефлирования и корректировки на региональные различия
Измеряется в часах, отработанных женщиной за неделю
Количественная переменная; измеряется в чел.
*Для последующего анализа были построены три дамми-переменные7.
** Профессия членов домохозяйств кодируется по международному классификатору ШС088 в панельном опросе домохо-зяйств RLMS. Здесь приводятся обобщённые и агрегированные категории профессий.
Матрица социально-демографических характеристик ^(х.) включает сведения приведённые в таблице 2.
Фиктивная переменная (dummy variable) — переменная, которая включается в модель путём преобразования информации, содержащей данные и показатели, не поддающиеся числовой оценке. Фиктивная переменная используется для включения подобной информации в регрессионный анализ [Лопатников 2003].
Таблица 2
Индикаторы социально-демографических характеристик женщин
Переменная Как измеряется
Наличие детей в разных возрастах Бинарная переменная, есть (нет) дети определён-
ного возраста
Возраст женщины Количество полных лет
Уровень образования Дамми-переменная, начальное — контрольная
группа
Уровень безработицы в регионе Количественный показатель, измеряется в про-
центах
Год проведения опроса Дамми-переменная, контрольная группа —
2000 г.
Модель 2. Для оценки параметров удовлетворённости жизнью была построена следующая модель:
УЬ5 = а + В*(х.) + z(x) + и*,
где У — удовлетворённость жизнью;
а — константа;
В*(х.) — матрица характеристик работы женщин; z(X) — матрица социально-демографических характеристик; и* — компонента, отражающая влияние факторов, неучтённых в модели. Характеристики женщин В*(х.) приведены в таблице 3.
Статус женщины на рынке труда
Таблица 3
Переменная
Как измеряется
Наличие работы
Бинарная переменная, есть/нет работа
Социально-демографические характеристики z(X.) приведены в таблице 4.
Социально-демографические характеристики женщин
Таблица 4
Переменная
Как измеряется
Количество детей в разных возрастах
Возраст женщины Уровень образования Год проведения опроса Состояние здоровья женщины
Подушевой доход домохозяйства, скорректированный на региональные отличия Наличие постоянного партнёра
Пять дамми-переменных: в возрасте до 1,5 года; в возрасте 1,5-3 лет; в возрасте 3-6 лет; в возрасте 7-13 лет; в возрасте 14-17 лет Количество полных лет
Дамми-переменная, начальное —контрольная группа Дамми-переменная, контрольная группа — 2000 г. Измеряется по субъективной оценке женщин (хорошее, плохое, среднее)
Преобразованная переменная в массиве Я^МБ
Сконструированная переменная на основе вопросов о семейном положении женщины из анкеты RLMS
Обсуждение результатов
Динамика удовлетворённости женщин жизнью и работой
Приведём динамику удовлетворённости женщин 15-55 лет с детьми до 7 лет и без детей жизнью и работой (2000-2009 гг.) и сравним описанные выше показатели.
Обратимся к удовлетворённости жизнью и посмотрим, как она различается в зависимости от того, есть у женщины дети или их нет. Рассмотрим показатель удовлетворённости жизнью женщин. Как показано на рисунке 1, доля женщин, удовлетворённых работой8, в 2000-2007 гг. растёт. Причём женщины с маленькими детьми удовлетворены жизнью больше, чем женщины без детей. Но доля удовлетворённых работой выше среди женщин без детей, чем среди женщин с детьми.
50
не удовлетворены (без детей) не удовлетворены (с детьми до 7 лет) и да, и нет (без детей) и да, и нет (с детьми до 7 лет) удовлетворены (без детей) удовлетворены (с детьми до 7 лет)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Источник: расчёты автора статьи по данным RLMS-HSE, 2000-2009 гг.
Рис. 1. Динамика удовлетворённости жизнью женщин в возрасте 15-55 лет в зависимости от наличия ребёнка
На рисунке 2 видно, что в целом доля женщин, удовлетворённых работой, увеличивается, а доля женщин, неудовлетворённых работой, сокращается. Причём для женщин без детей этот показатель выше, чем для женщин с маленькими детьми.
80 %
-не удовлетворены (женщины без детей)
-не удовлетворены (женщины с детьми до 7 лет)
-и да, и нет (женщины без детей)
и да, и нет (женщины с детьми до 7 лет) -удовлетворены (женщины без детей) -удовлетворены (женщины с детьми до 7 лет)
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Источник: расчёты автора статьи по данным RLMS-HSE, 2000-2009 гг.
Рис. 2. Динамика удовлетворённости женщин в возрасте 15-55 лет работой, в зависимости от наличия ребёнка
Удовлетворённость жизнью и работой измеряется с помощью вопроса из анкеты RLMS: «Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены Вашей работой в целом?» — по пятибалльной шкале, где 1 — полностью не удовлетворён, 5 — полностью удовлетворён.
%
60 ™
40
30
20
10
70
60
50
40
30
20
10
Как видно на рисунках 1 и 2, доля женщин, удовлетворенных жизнью и работой, в 2009 г. выше, чем в 2000 г. Можно предположить, что одной из причин такой динамики является улучшение социальной политики государства [Синявская, Захаров, Карцева 2007]. Отметим, что перераспределение в пользу удовлетворённости работой (рассматривались данные за 2002-2006 гг.) происходило преимущественно за счёт мобильных работников. В 2002-2006 гг. среди них наблюдался больший «приток» лиц, удовлетворённых работой, чем среди стабильных работников [Смирных 2008: 24]. Естественно, полученный результат требует более тщательного изучения и обоснования.
Приведённая динамика указывает на то, что удовлетворённость жизнью выше у женщин с детьми (по сравнению с женщинами без детей), а удовлетворённость работой, напротив, выше у женщин без детей (по сравнению с женщинами с детьми).
Факторы удовлетворённости жизнью и работой женщин
В этом разделе приводится анализ и описание факторов удовлетворённости жизнью для женщин 15-55 лет за 2000-2009 гг.
Для оценки значимости различных факторов была построена порядковая логистическая регрессия, более подробное описание которой приведено выше.
Факторы удовлетворённости жизнью
В таблице 5 приведена оценка параметров модели удовлетворённости жизнью женщин. Описание переменных, включённых в модель, приводится в разделе «Данные и методология». Отметим, что количество детей в определённом возрасте включено в качестве дамми-переменных по причине небольшого числа градаций признака «количество детей».
Таблица 5
Удовлетворённость женщин жизнью
Переменные Коэффициент Стандартная ошибка Р
Количество детей в возрасте до 1,5 года (0 — контрольная группа)
1 ребёнок 0,25 0,04 0,000
2 ребёнка 0,59 0,43 0,170
Количество детей в возрасте 1,5-3 лет (0 - — контрольная группа)
1 ребёнок - 0,12 0,004 0,004
2 ребёнка и более - 0,03 0,38 0,942
Количество детей в возрасте 3-6 лет (0 - контрольная группа)
1 ребёнок - 0,04 0,03 0,182
2 ребёнка 0,16 0,12 0,180
3 детей и более 0,25 0,45 0,581
Количество детей в возрасте 7-13 лет (0 - — контрольная группа)
1 ребёнок 0,07 0,03 0,013
2 ребёнка 0,26 0,06 0,000
3 детей и более - 0,015 0,21 0,944
Количество детей в возрасте 14-17 лет (0 — контрольная группа)
1 ребёнок 0,1 0,03 0,001
2 ребёнка 0,17 0,08 0,034
Таблица 5. Продолжение
Переменные Коэффициент Стандартная ошибка Р
Возраст женщины - 0,19 0,007 0,000
Возраст женщины в квадрате 0,002 0,0001 0,000
Уровень образования (начальное образование — контрольная группа)
Неполное среднее - 0,48 0,16 0,003
Полное среднее - 0,41 0,16 0,011
Неоконченное высшее - 0,35 0,16 0,030
Высшее - 0,004 0,16 0,981
Наличие супруга 0,49 0,002 0,000
Субъективная оценка здоровья (плохое — контрольная группа)
Среднее 0,73 0,04 0,000
Хорошее 1,27 0,04 0,000
Наличие работы у женщины 0,016 0,02 0,000
Логарифм подушевого семейного дохода, скорректированный на региональные различия
0,45 0,001 0,000
Год опроса (контрольная группа — 2000 г.)
2001 0,27 0,04 0,000
2002 0,56 0,04 0,000
2003 0,37 0,04 0,000
2004 0,54 0,04 0,000
2005 0,49 0,05 0,000
2006 0,40 0,05 0,000
2007 0,48 0,05 0,000
2008 0,44 0,05 0,000
2009 0,40 0,05 0,000
Федеральный округ (контрольная группа — Центральный федеральный округ)
Северо-Западный 0,06 0,03 0,066
Южный -0,25 0,03 0,000
Приволжский -0,18 0,03 0,000
Уральский -0,17 0,04 0,000
Сибирский -0,26 0,03 0,000
Дальневосточный -0,29 0,05 0,000
Тип поселения (город и не город) 0,09 Cut-points 0,02 0,000
т1 - 0,87 0,22
т2 0,97 0,22
т3 2,19 0,22
т4 4,5 0,22
N 41 407
Pseudo R2 0,065*
* Качество модели составляет 6,5%. Естественно, это не слишком большая цифра, в то же время отметим, что низкое качество модели говорит о статистической значимости, но не о содержательной.
Как показано в таблице 5, для женщин значимым оказалось наличие детей в определённом возрасте (а именно наличие одного ребёнка в возрасте до 1,5 года и 1,5-3 лет, а также наличие одного, двух, трёх детей и более в возрасте 7-17 лет). Очень интересно то, что влияние наличия детей в разных возрастах на жизнь женщин в целом оказалось разнонаправленным. Например, если у женщины есть ребёнок в возрасте до 1,5 года, то это положительно влияет на её удовлетворённость жизнью. Но если у неё есть ребёнок в возрасте 1,5-3 лет, то данное обстоятельство вносит негативный вклад в степень её удовлетворённости жизнью в целом. Такую оценку можно объяснить тем, что женщина может по-разному оценивать степень удовлетворённости жизнью, и это зависит от возраста её детей (ребёнка). Если ребёнок маленький, это означает, что она реализовала функцию женщины, родив ребёнка; удовлетворённость в этом случае растёт.
Наличие детей в возрасте 3-6 лет оказалось статистически незначимым для рассматриваемого показателя удовлетворённости жизнью женщин. Напротив, наличие детей в возрасте 7-17 лет имеет статистическую значимость: наличие одного и двух детей является значимым фактором и вносит положительный вклад в удовлетворённость женщин.
Наши данные показывают, что наличие детей является очень важным и значимым фактором, который в значительной мере определяет то, насколько женщина чувствует себя счастливой и удовлетворённой жизнью. Требует отдельного изучения тот факт, что наличие детей в разных возрастах имеет разнонаправленный характер влияния на удовлетворённость жизнью. Необходимо проведение отдельного исследования, направленного на изучение факторов удовлетворённости для женщин, имеющих детей в разных возрастах (мы предполагаем, что эти факторы различаются, во-первых, для женщин разных возрастов и, во-вторых, для женщин с детьми разных возрастов).
Результаты построения моделей показывают, что возраст женщины также немаловажный фактор для её социального самочувствия. Построение регрессионной модели показало, что возраст негативно влияет на степень удовлетворённости женщин жизнью, а возраст в квадрате — положительно. Это означает, что возраст нелинейно влияет на удовлетворённость, то есть имеет и-образную зависимость9. На содержательном уровне это означает, что при рождении ребёнка удовлетворённость жизнью сначала падает (женщине приходится привыкать к изменениям), а потом возрастает.
В отношении уровня образования отметим, что это также значимый и важный фактор для удовлетворённости женщин жизнью. При низких уровнях образования, при отсутствии высшего образования у женщины вероятность того, что она будет удовлетворена жизнью, ниже (в качестве контрольной группы использовалось начальное образование). Эти результаты говорят в пользу того, что образовательный процесс в стране необходимо развивать, повышая грамотность населения. Это вносит положительный вклад в социальное самочувствие, что, в свою очередь, способствует улучшению социально-экономического положения страны в целом и каждого её гражданина в отдельности.
Фактор здоровья является значимым для удовлетворённости жизнью женщин и положительно влияет на их жизнь: женщины с хорошим и средним здоровьем удовлетворены жизнью больше тех, которые имеют плохое здоровье. Наша гипотеза № 3 подтвердилась данными РМЭЗ.
Теперь перейдём к фактору наличия мужа или партнёра. Судя по построенным нами регрессионным моделям, этот фактор вносит положительный вклад в удовлетворённость женщин жизнью. Иными словами, если женщина имеет постоянного партнёра или мужа, то вероятность её удовлетворённости жизнью будет выше по сравнению с теми, у кого его нет. Результат ожидаемый: женщине необходима
9 Наши результаты подтверждают исследования иностранных учёных, которые получали схожие зависимости [Shek et а1. 1987].
поддержка мужа (как моральная, так и материальная), тем более женщине, имеющей маленького ребёнка, которого необходимо воспитывать, с чем одной справиться очень сложно. Итак, гипотеза № 4 не отвергнута.
В нашей модели мы контролировали год проведения опроса. Оказалось, что по сравнению с 2000 г. все годы (2001-2009) оказались значимыми (2000 г. — контрольная группа).
Следующими рассмотренными характеристиками будут федеральный округ и тип поселения. Мы сравнивали все федеральные округа с Центральным. Этот фактор оказался значимым. Удовлетворённость de facto различается в разных округах10.
В селе удовлетворённость женщин жизнью оказалась выше, чем в городе (город — контрольная группа). Это весьма необычный вывод, тем более, что уровень жизни в селе намного ниже, чем в городе. Это также нетривиальный результат, который, на наш взгляд, требует отдельной проработки.
Факторы удовлетворённости работой
Рассмотрим, как различные факторы влияют на удовлетворённость работой женщин. В таблице 6 приводится оценка значимости факторов, влияющих на удовлетворённость женщин работой.
Таблица 6
Удовлетворённость женщин работой
Переменные Коэффициент Стандартная ошибка Р
Специфический трудовой стаж - 0,003 0,002 0,158
Смена места работы и профессии по сравнению с прошлым годом (професс ия и место работы оста-
лись прежними — контрольная группа)
Смена профессии, место работы осталось прежним - 0,05 0,1 0,613
Смена места работы, профессия осталась прежней - 0,10 0,07 0,121
Смена места работы и профессии 0,04 0,06 0,476
Не работала в прошлом периоде - 0,01 0,07 0,871
Продолжительность рабочего дня - 0,01 0,001 0,000
Логарифм заработной платы, скорректированной на ре- 0,65 0,02 0,000
гиональные различия
Количество детей в возрасте до 1,5 года (0 — контрольная группа)
1 ребёнок 0,05 0,08 0,542
2 ребёнка и более 0,78 0,86 0,366
Количество детей в возрасте 1,5-3 лет (0 - — контрольная группа)
1 ребёнок - 0,10 0,08 0,177
2 ребёнка и более 0,53 0,85 0,530
Количество детей в возрасте 3-6 лет (0 — контрольная группа)
1 ребёнок - 0,09 0,05 0,040
2 ребёнка - 0,06 0,21 0,789
3 детей и более - 0,64 1,09 0,558
10 Мы не ставили себе целью изучение того, насколько сильно различается удовлетворённость по различным федеральным округам. Для этого необходимо провести отдельное социологическое исследование, в котором будут более подробно рассмотрены удовлетворённость в разных регионах и то, как она различается, что на это влияет.
Таблица 6. Продолжение
Переменные
Коэффициент
Стандартная ошибка
Р
Количество детей в возрасте 7-13 лет (0 — контрольная группа)
1 ребёнок - 0,05 0,04 0,165
2 ребёнка 0,02 0,1 0,867
3 детей и более 0,12 0,43 0,773
Количество детей в возрасте 14-17 лет (0 — контрольная группа)
1 ребёнок - 0,05 0,04 0,222
2 ребёнка и более - 0,14 0,13 0,278
Возраст женщины - 0,08 0,01 0,000
Возраст женщины в квадрате 0,0009 0,0001 0,000
Уровень образования (начальное образование — контрольная группа)
Неполное среднее 0,26 1,08 0,811
Полное среднее 0,27 1,08 0,804
Неоконченное высшее 0,26 1,08 0,807
Высшее 0,27 1,08 0,804
Наличие супруга 0,09 0,03 0,007
Год проведения опроса (2009 г. — контрольная группа)
2003 - 0,02 0,06 0,776
2004 - 0,05 0,06 0,375
2005 - 0,12 0,06 0,033
2006 0,08 0,05 0,153
2007 0,04 0,05 0,500
2008 0,007 0,05 0,897
Статус профессиональной группы
1-я группа - 0,05 0,39 0,894
2-я группа - 0,25 0,38 0,519
3-я группа - 0,42 0,38 0,274
4-я группа - 0,52 0,38 0,173
5-я группа* - 0,71 0,38 0,065
6-я группа - 0,54 0,53 0,306
7-я группа - 0,89 0,39 0,021
8-я группа - 0,97 0,39 0,012
9-я группа - 1,26 0,38 0,001
Тип поселения (город, не город) - 0,08 0,03 0,015
Уровень безработицы в регионе Cut-points - 0,001 0,006 0,745
т1 0,21 1,19
т2 2,03 1,19
т3 3,09 1,19
т4 5,42 1,19
N 16 789
Pseudo R2 0,048
: Значимо на 10%-ном уровне.
При построении регрессионной модели для удовлетворённости работой специфический стаж оказался незначимым. А вот продолжительность рабочего дня и логарифм заработной платы, дефлированной на региональные различия, оказались значимыми. Чем выше продолжительность рабочего дня, тем ниже удовлетворённость женщин работой. Но чем выше заработная плата, тем удовлетворённость выше.
В отличие от удовлетворённости женщин жизнью, фактор наличия детей для удовлетворённости работой является незначимым (только наличие одного ребёнка в возрасте 3-6 лет статистически значимо влияет на удовлетворённость женщин работой). Наши данные подтвердили на статистическом уровне, что если у женщины есть маленькие и взрослые дети, то это никак не влияет на удовлетворённость работой. Это весьма сомнительный вывод, он требует дальнейшей проработки, потому что, как показывает практика, женщины с маленькими детьми в большей степени должны быть не удовлетворены работой: им сложнее совмещать работу и материнство, маленькие дети чаще болеют, и это ограничивает женщин в возможности выйти на работу, если она того хочет.
Фактор возраста женщины в качестве показателя, влияющего на удовлетворённость работой, имеет и-образную зависимость, сходную с той, которая была описана выше для удовлетворённости женщин жизнью. После рождения детей женщина может быть менее удовлетворена работой (если она всё же продолжает работать), но при увеличении показателя «возраст женщины» удовлетворённость женщины работой растёт, потому что у неё появляется больше возможностей для соблюдения режима работы (ребёнок меньше болеет, становится более самостоятельным).
По статистическим данным, фактор образования совсем незначим для удовлетворённости работой. Этот факт также требует отдельной проработки. Интересно, что наличие партнёра или мужа положительно влияет на удовлетворённость работой, хотя это не совсем очевидный результат. Для многих женщин очень важно реализоваться в карьере, работа важна также как один из источников дохода семьи. Как показывают результаты нашего исследования, если муж работает, это в большей степени позволяет и женщине реализовать себя в работе.
Теперь перейдём к статусу профессиональной группы. Мы сравнивали все профессиональные группы с группой «военнослужащие» (см. таблицу 5). По сравнению с этой категорией представители других категорий (работники индивидуальных и защитных служб, продавцы и демонстраторы, работники металлургических и машиностроительных отраслей, операторы подвижной техники, а также работники простых профессий по распространению и предоставлению услуг, неквалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства) удовлетворены работой меньше. Таким образом, гипотеза № 2 подтвердилась отчасти. Это свидетельствует о значимости статуса профессиональной группы. Иначе говоря, более удовлетворены работой представители групп с более высоким профессиональным статусом.
В модель по изучению удовлетворённости работой мы включили уровень безработицы в регионе, которая, к нашему удивлению, оказалась статистически незначимым фактором.
Заключение
Итак, мы описали удовлетворённость жизнью и работой у женщин в зависимости от наличия детей и их возраста, динамику удовлетворённости работой и жизнью у женщин в возрасте 15-55 лет, посмотрели на те факторы, которые влияют на такую удовлетворённость. В ходе построения моделей и описания динамики были решены главные задачи, которые ставились перед исследованием изначально.
Наше исследование касается очень важного аспекта жизни женщин — их удовлетворённости работой и жизнью в целом. Для женщины очень важен факт рождения ребёнка: если есть дети, это способствует большей удовлетворённости жизнью, но может оказывать обратное влияние на удовлетворённость работой. Таким образом, наше исследование подтверждает важность государственных мер социальной политики, направленных на поддержание женщин, особенно женщин с маленькими детьми. Кроме того, необходима поддержка женщин, стремящихся получить образование, потому что образование — один из важнейших аспектов социального самочувствия женщин, их положения в обществе, удовлетворённости жизнью. Хорошее образование поможет женщинам найти хорошую высокооплачиваемую работу, что позволит реализоваться в карьере и повысить уровень удовлетворённости работой и жизнью.
Мы пришли к выводу о том, что удовлетворённость жизнью у женщин, имеющих детей, выше по сравнению с теми, кто детей не имеет. В то же время удовлетворённость работой выше у женщин без детей по сравнению с женщинами с детьми. Мы выяснили, что фактор наличия детей является очень важным и значимым для удовлетворённости жизнью у женщин как с детьми, так и без детей, он в значительной мере определяет то, насколько женщина чувствует себя счастливой и удовлетворённой жизнью. Требует отдельного изучения тот факт, что наличие детей в разных возрастах имеет разнонаправленный характер влияния. Ещё раз подчеркнём: необходимо отдельное изучение факторов удовлетворённости для женщин, имеющих детей в разных возрастах. Примечательно и то, что фактор наличия детей для удовлетворённости работой оказался незначимым. Такой результат представляется сомнительным и требует отдельной проработки. Также женщина удовлетворена жизнью больше, если у неё хорошее здоровье, есть муж и она проживает в сельской местности. Помимо этого, женщина удовлетворена работой больше, если выше статус той профессиональной группы, к которой она принадлежит. Возраст женщины оказывает нелинейное, U-образное влияние на удовлетворённость как жизнью, так и работой.
В данной статье мы затронули только основные и наиболее значимые для данного исследования моменты из жизни женщин. Резюмируя всё вышесказанное, следует отметить, что ограничения применимости результатов статьи логически вытекают из неполного соответствия набора индикаторов для измерения параметра удовлетворённости в базе RLMS. В качестве тем для будущих исследований можно указать изучение взаимосвязи удовлетворённости женщин как с детьми, так и без них работой и жизнью, а также построение структурно-ковариационных моделей удовлетворённости жизнью и работой.
Литература
Андреенкова Н. В. 2010. Сравнительный анализ удовлетворённости жизнью и определяющих её факторов. Мониторинг общественного мнения. 5 (99). Сентябрь-октябрь. URL: http://wciom.ru/fileadmin/ Monitoring/99/2010_5%2899%29_13_Andreenkova.pdf
Асеев В. Г. 1984. Опыт построения объективированной шкалы удовлетворённости. Социологические исследования. 1: 123-127.
Здравомыслов А. Г., Рожин В. П., Ядов В. А. (отв. ред.). 1967. Человек и его работа: Социологическое исследование. М.: Мысль.
Карабчук Т. С. et al. 2012. Женщины на российском рынке труда после рождения ребёнка. В сб.: Козырева П. М. (научн. ред.). Вестник Российского мониторинга экономики и здоровья населения НИУВШЭ (RLMS-HSE). М.: Изд. дом ВШЭ. 2: 66-94.
Ильясов Ф. Н. 1988. Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука); 1-100.
Лопатников Л. И. 2003. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело.
Магун В. С. 1983. Два типа соотношения продуктивности труда и удовлетворённости работой. Социологические исследования. 4: 64-71.
Магун В. С. 2006. Динамика трудовых ценностей российских работников, 1991-2004 гг. Российский журнал менеджмента. 4: 45-74.
Монусова Г. А. 2008. Удовлетворены ли трудом российские рабочие? Доклад на семинаре ЛИРТ ГУ ВШЭ. URL: http://lirt.hse.ru/news/1165727.html
Преснякова Л. А. 2004. Довольны ли россияне своей работой? URL: http://bd.fom.ru/report/map/ of040407
Россия и страны — члены Европейского союза. 2011. М.: Росстат. URL: http://www.nationmaster.com/ graph/lab_wor_mot-labor-working-mothers
Синявская О. В., Захаров С. В., Карцева М. А. 2007. Поведение женщин на рынке труда и деторождение в современной России. В сб.: Малеева Т. М., Синявская О. В. (научн. ред.). Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. М.: НИСП; 421-476.
Смирных Л. И. 2008. Удовлетворённость работой. Кто выигрывает: стабильные или мобильные работники? Препринт WP15/2008/02. М.: Изд. дом ВШЭ.
Труд и занятость в России, 2011. Статистический сборник. М.: Росстат.
Akerlof G. et al. 1988. Job Switching and Job Satisfaction in the U.S. Labor Market. Brookings Papers on Economic Activity. 2: 495-594.
Andrisani P. J. 1978. Job Satisfaction among Working Women. Signs. 3 (3): 588-607.
Arthaud-Day M. L., Near J. P. 2005. The Wealth of Nations and the Happiness of Nations: Why «Accounting» Matters. Social Indicators Research. 74 (3): 511-548.
Barrett A. J., Murk P. J. 2006. Life Satisfaction Index for the Third Age (LSITA): A Measurement of Successful Aging. In: Isaac E. P. (ed.). Proceedings of the 2006 Midwest Research-to-Practice Conference in Adult, Continuing, and Community Education. St. Louis: University of Missouri-St. Louis; 7-12.
Bender K. A., Donohue S. M., Heywood J. S. 2005. Job Satisfaction and Gender Segregation. Oxford Economic Papers, New Series. 57 (3): 479-496.
Berardo D., Shehan C., Leslie G. 1987. A Residue of Tradition: Jobs, Careers, and Spouses' Time in Housework. Journal of Marriage and the Family. 49: 381-390.
Blanchflower D. G., Oswald A. J. 2004. Money, Sex and Happiness: An Empirical Study. The Scandinavian Journal of Economics. Behavioral Economics. 106 (3): 393-415.
Bokemeier J. L., Lacy W. B. 1986. Job Values, Rewards, and Work Conditions as Factors in Job Satisfaction among Men and Women. Sociological Quarterly. 28: 189-204.
Bowen G. 1988. Family Life Satisfaction: A Value-Based Approach Family Relations. The Contemporary Family: Consequences of Change. 37 (4): 458-462.
Chaonan C. 2001. Aging and Life Satisfaction. Social Indicators Research. 54 (1): 57-79.
Crosby F. 1982. Relative Deprivation of Working Women. New York: Oxford University Press.
Diener E. et al. 1985. The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment. 49: 71-75.
Goldbeck L. et al. 2007. Life Satisfaction Decreases during Adolescence. Quality of Life Research. 16 (6): 969-979.
Groot W., Maassen H. 2000. Life-Satisfaction and Preference Drift. Social Indicators Research. 50 (3): 315328.
Hamermesh D. 1977. Economic Aspects of Job Satisfaction. The Journal of Human Resources. 34 (1): 1-30.
Hamermesh D. 2001. The Changing Distribution of Job Satisfaction. The Journal of Human Resources. 36 (1): 1-30.
Hanson S. L., Sloane D. 1992. Young Children and Job Satisfaction. Journal of Marriage and the Family. 54 (4): 799-811.
Hodson R. 1989. Gender Differences in Job Satisfaction: Why aren't Women More Dissatisfied? The Sociological Quarterly. 30: 385-399.
Inglehart R., Welzel C. 2010. Values, Agency, and Well-Being: A Human Development Model. Social Indicators Research. 97 (1): 43-63.
Kalleberg A. 1977. Work Values and Job Rewards: A Theory of Job Satisfaction. American Sociological Review. 42 (1): 124-143.
Kiecolt K. 2003. Satisfaction with Work and Family Life: No Evidence of a Cultural Reversal. Journal of Marriage and Family. 65 (1): 23-35.
Llorente R. M. B., Macias E. F. 2003. Job Satisfaction as an Indicator of the Quality of Work. Department of Applied Economics. University of Salamanca, Spain. URL: http://web.usal.es/efm/jse.pdf
Locke E. 1976. The Nature and Causes of Job Satisfaction. In: Dunnette M. D. (ed.). Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago, IL: Rand McNally; 1297-1349.
Lorence J. 1987. A Test of «Gender» and «Job» Models of Sex Differences in Job Involvement. Social Forces. 66:121-142.
Michalos A. C. 1985. Multiple Discrepancies Theory (MDT). Social Indicators Research. 16: 347-413.
Napari S. 2007. Is There a Motherhood Wage Penalty in the Finnish Private Sector? The Research Institute of the Finnish Economy. Helsinki: ETLA, Elinkeinoelaman Tutkimuslaitos
Near J. 1984. Relationships between Job Satisfaction and Life Satisfaction: Test of a Causal Model. Social Indicators Research. 15 (4): 351-367.
Near J., Rice R., Hunt R. 1978. Work and Extra-Work Correlates of Life and Job Satisfaction. The Academy of Management Journal. 21 (2): 248-264.
Neugarten B. L., Havinghuret R. J., Tobin S. S. 1961. The Measurement of Life Satisfaction. Journal of Gerontology. 16: 134-143.
Petersen T., Penner A., H0gsnes G. 2007. The Motherhood Wage Penalty: Sorting Versus Differential Pay. University of California, Berkeley and University of Oslo. 64 (2): 283-304.
Rampichini C., Schifini D. S. 1998. A Hierarchical Ordinal Probit Model for the Analysis of Life Satisfaction in Italy. Social Indicators Research. Studies on the Quality of Life in Italy. 44 (1): 41-69.
Reynolds J. 2005. In the Face of Conflict: Work-Life Conflict and Desired Work Hour. Journal of Marriage and Family. 67 (5): 1313-1331.
Rode J. C. 2004. Job Satisfaction and Life Satisfaction Revisited: A Longitudinal Test of an Integrated Model. Human Relations. 57 (9): 1205-1230.
Scandura T. A., Lankau M. J. 1997. Relationships of Gender, Family Responsibility and Flexible Work Hours to Organizational Commitment and Job Satisfaction. Journal of Organizational Behavior. 18 (4): 377391.
Schieman D., McBrier D., Gundy K. 2003. Home-to-Work Conflict, Work Qualities, and Emotional Distress. Sociological Forum. 18 (1): 137-164.
Scott J., Freese J. (eds). 2006. Regression Models for Categorical Dependent Variables Using Stata. 2nd ed. Lakeway, TX: Stata Press.
Shek D. et al. 1987. The Purpose in Life Questionaire in a Chinese Context. The Journal of Psichology. 121 (1): 77-83.
Sousa-Poza A., Sousa-Poza A. A. 2000. Well-being at Work: a Cross-national Analysis of the Levels and Determinants of Job Satisfaction. Journal of Socio-Economics. 29: 517-538.