УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Леонтьева Р.О.1, Гимадиев И.Р.2, Толмачёв Д.А.3
1Леонтьева Роза Олеговна - студент, 2Гимадиев Ильмир Радикович - студент, педиатрический факультет, 3Толмачёв Денис Анатольевич - доктор медицинских наук, доцент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ,
г. Ижевск
Аннотация: в данной статье приводятся результаты исследования, посвященного организации медицинской помощи в детских медицинских организациях. Исследование является актуальным, так как именно этот контингент населения наиболее часто посещает медицинские организации в связи с необходимостью постоянного и динамического наблюдения за состоянием их здоровья и развития. Для анализа были взяты результаты специально разработанной нами анкеты, отображающей удовлетворённость родителей качеством оказания медицинской помощи в детских медицинских организациях.
Ключевые слова: детское здравоохранение, поликлиника, амбулаторно-поликлиническая помощь, эффективность, качество медицинской помощи.
Актуальность: в настоящее время ведущее место в системе детского здравоохранения занимает амбулаторно-поликлиническая помощь. Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому и в образовательных учреждениях. Детская поликлиника выполняет следующие функции: динамическое наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры и диспансеризация, профилактические прививки, санитарно-просветительная работа с родителями, направление на лечение в стационары и больницы, реабилитация с использованием санаторного и курортного лечения, лечебно -профилактическая работа в образовательных учреждениях, противоэпидемические мероприятия и прививочная иммунопрофилактика, гигиеническое воспитание детей и родителей, правовая защита детей [1-4]. «Здоровье» является приоритетом государственной политики страны, поэтому участковый врач-педиатр, обслуживающий определенный участок, должен владеть полной информацией о демографической ситуации, уровне заболеваемости, кроме того он должен как можно больше времени уделять проведению профилактические мероприятия [5].
Поэтому для более полной оценки работы поликлиники необходимо определить, насколько эффективна такая форма деятельности, а для этого необходимо узнать, насколько удовлетворено население качеством оказания медицинской помощи.
Цель работы. Изучить удовлетворённость качеством работы детских поликлиник.
Методы проведения работы. Анкетирование населения с помощью специально разработанных анкет.
Результаты работы. Для того чтобы выявить удовлетворенность родителей качеством оказываемых медицинских услуг мы провели специальное анкетирование. В нём приняли участие 152 человека. Анкета, включала следующие вопросы: возраст ребенка, посещаемое учреждение (ясли, детский сад, школа), удовлетворенность родителей ребенка качеством обслуживания, частота обращаемости, причины беспокойства родителей при обращении за медицинской помощью, время ожидания, доверие к врачу.
Однако для начала стоит подробнее рассмотреть то, что, в принципе, требуется от медицинских учреждений в сфере оказания медицинских услуг по отношению к пациентам.
Согласно Федеральному Закону от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016), основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Доступность же и качество медицинской помощи (Статья 10 данного ФЗ) обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
Эти данные мы в дальнейшем используем для того, чтобы оценить качество и удобство медицинской службы в г. Ижевске, а также его соответсвие государственным требованиям.
На данной диаграмме (рис. 1) отображён возраст пациентов посещающих детские поликлиники.
Рис. 1. Дифференцировка анкетируемых по возрасту.
Примечание: авторская разработка
Из 152 детей, принявших участие в анкетировании 44,7% детей до 5 лет. От 5 до 8 лет -8,6% из всех принявших участие. От 9 до 14 лет -28,3% и подростков 15 18 лет 18,4% всех принявших участие детей.
Преобладающее число пациентов в возрасте до 5 лет обусловлено тем, что иммунная система ребёнка только формируется, проходя через четыре критических периода.
Первый период в возрасте до 28 дней жизни, когда формирование нормальной иммунной системы и аллергии (как проявления неадекватного иммунного ответа) идут параллельно. Правильный баланс микрофлоры кишечника ребёнка с преобладанием бифидобактерий является фактором, защищающим от развития аллергических заболеваний.
Второй период протекает с 6 до 8 месяцев жизни, когда Иммунная система приобретает способность самостоятельно продуцировать антитела в ответ на проникновение инфекции, однако она еще не может «запоминать» их.
Третий и четвёртый периоды протекают до 2-летнего возраста и между 4 и 6 годами соответственно. В это время концентрация защитных тел ребёнка достигает уровня взрослого человека.
В связи с уменьшением органов иммунной системы и подавления клеточная звена иммунитета вследствие гормональной перестройки во время подросткового возраста, число заболеваний девочек в возрасте от 12-13 и мальчиков от 14-15 резко превалирует над детьми в возрасте от 5 до 8, что и наблюдается на нашей диаграмме.
Упоминание данных особенностей иммунитета ребёнка является доказательством того, что проведённое нами анкетирование соответствует действительности.
На рис. 2 видно какой контингент детей чаще посещают детские поликлиники.
Ясли Детский сад ■ Школа Не посещают 4,6%
28,3%
Рис. 2. посещаемое учреждение. Примечание: авторская разработка
Большинство детей, принявших участие в опросе составляют школьники, их 53,3%. Треть 28,3% из всех опрошенных детей приходится на детей посещающих ясли. Детский сад посещают 13,8% опрошенных. А 4,6%
детей еще не посещают ни детское дошкольное учреждение, ни школу.
Ссылаясь на исследования Асадовы Э.М., важно выделить, что основу школьных заболеваний в Ижевске составляют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (47.60% обследованных учеников 1х и 2х классов школы №100).
Среди факторов развития заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани у детей можно выделить: низкая инсоляция, недостаточное потребление пищи, содержащей витамины и микроэлементы, необходимые для моделирования костной ткани, генетические факторы, недостаточная физическая активность (или же гиподинамия, которая особенно часто встречается среди учащихся старших классов), а также избыточная масса тела.
Быстрое увеличивающееся в размерах тело ребенка очень часто сопровождается абсолютным или относительным дефицитом фосфора и кальция в организме, нарушениями метаболических процессов, различными нарушениями кальциево-фосфорного обмена, которые являются важным звеном в патогенезе формирования костно-мышечной системы.
Отсутствие физической активности, охватывающей большую группу мышц, ведет к ослаблению трофической функции, прилежащих тканей, что в дальнейшем ведет к гипоксии и окислительным процессам в тканях. При монотонной или же статичной работе используется лишь часть мышц, что в дальнейшем приводит к непропорциональности и не симметричности костно- мышечной системы. В совокупности все это в дальнейшем снижает процессы трофики тканей, а также возможность нарушения иннервации, прилежащих тканей.
Для того чтобы наглядно увидеть количество удовлетворенных и неудовлетворенных посетителей мы провели опрос и создали диаграмму (рис. 3).
■ Удовлетворены ■ Неудовлетворены
Рис. 3. Удовлетворенность родителей ребенка качеством обслуживания. Примечание: авторская разработка.
Большинство (78,8%) родителей пациентов удовлетворены качеством медицинского обслуживания. 21,2%- не удовлетворены.
Как часто пациенты обращаются за медицинской помощью можно увидеть на диаграмме (рис. 4).
■ 1 раз в месяц ■ 1 раз в 3 месяца
■ 1 раз в полгода ■ 1 раз в год
Рис. 4. Степень частоты обращаемости за медицинской помощью в г. Ижевске по результатам анкетирования.
Примечание: авторская разработка.
Чуть больше половины (52,0%) всех опрошенных регулярно 1 раз в месяц посещают медицинские учреждения. 38,8% пациентов посещают 1 раз в год.
Данные сведения можно сравнить со среднестатистическими данными посещения медицинских учреждений
в Российской Федерации в целом (рис. 5).
■ 1 раз в месяц ■ 1 раз в полгода ■ 1 раз в год
Рис. 5. Среднестатистическая степень частоты обращаемости за медицинской помощью в Российской Федерации.
Примечание: авторская разработка.
Обычно, судя по данным исследований, ежемесячно за медицинской помощью в государственные медучреждения обращаются не более 10% граждан; порядка 30% - один раз в полгода. Четвертая часть граждан хотя бы один раз в год посещает ЛПУ, практически сколько же обращаются за медицинской помощью не каждый год. Не обращаются в государственные медицинские учреждения около 7% населения.
Эти данные невозможно проверить с абсолютной точностью, но даже с такими цифрами заметно то, что в Ижевске медицинские заведения посещают с большей частотой, чем в остальных городах России, из чего также следует востребованность данных услуг среди населения и повышенные требования к качеству работы медицинских работников.
Какие вопросы больше всего волнуют родителей при обращении за медицинской помощью наглядно видно на рис. 6.
■ беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов
■ беспокит увеличение объема платных услуг
беспокит снижение качества оказываемой медицинской помощи
■ беспокит недостаточная квалификация медицинского персонала
■ другая причина
6,5% 1,9%
Рис. 6. Причины беспокойства родителей при обращении за медицинской помощью.
Примечание: авторская разработка.
Чуть меньше половины (42,9%) родителей пациентов беспокоятся об увеличении объема платных услуг. 38,3% родителей пациентов беспокоятся о высокой стоимости назначаемых препаратов. Оставшиеся 1,9% родителей пациентов беспокоятся о низком качестве оказания медицинской помощи. Из них 10,4 % волнуются о снижении качества оказываемой медицинской помощи, 6,5% родителей беспокоит недостаточная квалификация медицинского персонала.
Такое количество человек, возмущённых увеличением объёма платных услуг и цен, в принципе, не безосновательно.
Мы провели исследование и сравнили цены Буз УР городской поликлиники № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в 2020 и 2023 году (Таблица 1).
Оказываемая услуга Цена в 2020 г. (руб.) Цена в 2023 г. (руб.)
Приём (осмотр, консультация) врача- 150,00 800,00
оториноларинголога первичный
Общий (клинический) анализ крови 80,00 150,00
Эхокардиография 600,00 1000,00
Общий массаж 240,00 900,00
Удаление постоянного зуба 320,00 520,00 - 910,00
По данной таблице видно, что цены на медицинские услуги действительно имеют тенденцию к увеличению, в особенности в сфере лечебно-диагностических услуг (цена в среднем выросла на 400%). Как долго длится ожидание приема врача отображено на рис. 7
до 5 мин 5-10 минут 15 минут ■ более 30 минут
Рис. 7. Время ожидания приема. Примечание: авторская разработка.
Одним из факторов способствующих неудовлетворению пациентов качеством оказываемых медицинских услуг является длительное ожидание в очереди. Так, из 152 опрошенных, 42,8% посетителей МО ожидают прием врача более получаса. 32,2% пациентов находятся в очереди около 15 минут. 15,8% посетителей сидят в очереди 5-10 минут. И лишь 9,2% опрошенных попадают к врачу в течении первых 5 минут.
Вывод. Таким образом, учитывая результаты проведенных исследований можно сделать следующие выводы: Доступность и качество оказание медицинской помощи в г. Ижевске соответствует всем требованиям, предъявляемым в соответствующем ФЗ.
Большинство (79,0%) родителей пациентов удовлетворены качеством оказания медицинской помощи, что связано с высокой квалификацией обслуживающего медицинского персона, достаточно хорошим оснащением МО медикаментами и оборудованием, внимательным и вежливым отношением.
Неудовлетворенность посетителей детских поликлиник связана с продолжительными очередями, высокой стоимостью оказываемых услуг и прописываемых врачами препаратов.
В целом проведенное исследование в поликлинике г. Ижевск выявило удовлетворительную социальную эффективность, что связано с грамотной организацией работы поликлиники, высокой квалификацией и высоким потенциалом участковых педиатров. Однако необходимо обратить внимание медицинских работников на профилактические мероприятия, т.к. большинство посетителей обращаются именно в связи с начавшимися или уже переходящими в хронические формы заболеваниями. Так же необходимо более тщательно организовать время приемов, чтобы снизить время, проведенное пациентами в очередях.
Список литературы
1. Асадова Э.М. Анализ распространенности различных групп заболеваний среди учеников школы первых и вторых классов в Удмуртской Республике города Ижевска / Э.М. Асадова, Д.Ю. Чеснокова, Д.А. Толмачев // Дневник науки. - 2023. - № 4(76). - DOI 10.51691/2541-8327_2023_4_17. - EDN GESWPI.
2. Леонов С.А., Вайсман Д.Ш., Моранская С.В., Мирсков Ю.А. Статистические методы анализа в здравоохранения. Краткий курс лекций. М.: Менеджер здравоохранения; 2011.
3. Толмачев Д.А. Нормативное обеспечение деятельности врачей функциональной диагностики: специальность 14.02.03 "Общественное здоровье и здравоохранение": диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Толмачев Денис Анатольевич, 2021. - 450 с. - EDN AXIEKV.
4. Тарифы на оказываемые платные медицинские услуги в БУЗ УР "ГП №5 МЗ УР". Официальный сайт БУЗ УР "ГП №5 МЗ УР".
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).