Научная статья на тему 'Удовлетворенность работодателей как показатель качества образования (на примере студентов 5 курса)'

Удовлетворенность работодателей как показатель качества образования (на примере студентов 5 курса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Олег Леонидович

В статье приведены результаты оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и работой студентов во время производственной практики. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками студентов в 93,2 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой зафиксирована в 93,2 % случаев. Средняя оценка за практикусоставила 4,75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесников Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность работодателей как показатель качества образования (на примере студентов 5 курса)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The satisfaction of employers as an indicator of the quality of education (on the example of students of the 5th course)

Kolesnikov O.

Удовлетворенность работодателей как показатель качества образования (на примере студентов 5 курса) Колесников О. Л.

Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg - доктор медицинских наук, профессор,

кафедра биологии,

Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье приведены результаты оценки удовлетворенности работодателей подготовкой и работой студентов во время производственной практики. Работодатели полностью удовлетворены практическими навыками студентов в 93,2 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой зафиксирована в 93,2 % случаев. Средняя оценка за практику составила 4,75. Abstract: the article presents the results of the evaluation of satisfaction of employers with the preparation and work of students during practical training. Employers are fully satisfied with practical skills of students in 93,2 % of cases. Full satisfaction of theoretical training recorded in 93,2 % of cases. Average rating for the practice amounted to 4,75.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, удовлетворенность работодателей.

Keywords: higher education, quality of education, employer satisfaction.

Актуальность проблемы

Обеспечение качественного высшего образования является необходимым для обеспечения развития страны. Однако в литературе отсутствует единый подход к определению понятия «качество образования». Костина Е. И. и Позднякова И. Р. приводят следующие варианты: «соотношение цели и результата», «отражение состояния и результативности процесса образования в обществе, соответствие потребностям и ожиданиям общества», «отражение меры соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс» [1]. Ильин Г. Л. считает, что не существует общепринятых критериев качества высшего образования. Он также подчеркивает, что качество образования могут и должны оценивать не только преподаватели, но и потребители (обучающиеся, их родители, правительство, работодатели и т.д.) [2]. Таким образом, удовлетворенность потребителей становится одним из важных критериев качества образования. На необходимость учета мнения работодателей о содержании и результатах образовательного процесса указывается в работах различных авторов [3, 4].

Материалы и методы

Удовлетворенность работодателей подготовкой студентов оценивали во время прохождения ими летней производственной практики. В отчетных документах руководители практики со стороны медицинских учреждений указывали удовлетворенность определенными показателями студентов и выставляли общую оценку за практику. Детальное описание этой методики и предварительных результатов её применения было дано нами ранее [5, 6, 7]. В 2015 году производственную практику в качестве помощников врача скорой медицинской помощи проходили 339 студентов 5 курса лечебного факультета ЮУГМУ. При подготовке статьи обработано 190 отчетов по практике.

Полученные результаты

Как видно из таблицы 1, удовлетворенность работодателей в данном случае была весьма высокой. Уровнем практических навыков и теоретических знаний полностью удовлетворены 93,2 % медицинских работников. В случае теоретических знаний в 1 % обработанных отчетов зафиксирован вариант «невозможно оценить точно». Обращает на себя внимание тот факт, что отсутствовали ответы «неудовлетворен(а)», как полностью, так и частично. Если сравнивать с результатами, полученными при обработке отчетов других факультетов, можно указать, что 2 курс педиатрического факультета продемонстрировал несколько более высокие цифры. «Полностью удовлетворен(а)» практическими навыками - в 98,66 % анкет, уровнем теоретической подготовки - в 93,3 % случаев [7].

Таблица 1. Удовлетворенность работодателей подготовкой и деятельностью студентов 5 курса лечебного факультета (количество ответов)

Невозможно Частично Полностью

оценить точно удовлетворен(а) удовлетворен(а)

Уровень практических навыков 0 13 177

Уровень теоретических знаний 2 11 177

Отношение к поручаемой работе 0 4 186

Взаимоотношения с персоналом 0 1 189

учреждения

Интересно отметить, что собственно работа студентов оценивалась еще выше. Полностью удовлетворены отношением к поручаемой работе руководители практики в 97,9 % случаев, а взаимоотношениями с персоналом оценены как «частично удовлетворен(а)» только в одном случае! Эта тенденция касается и других факультетов. При обработке анкет педиатрического факультета удовлетворенность по указанным показателям составила 100 % [7].

Подобные данные значительно превосходят наши ожидания. Не секрет, что некоторая часть студентов во время учебного процесса позволяет себе нарушать трудовую дисциплину и плохо или не совсем качественно готовиться к занятиям. В результате эти обучающиеся не могут вовремя выйти на сессию, получают академические задолженности и т. п. Работа в медицинском учреждении предъявляет студентами иные требования (по сравнению с непосредственно учебой), что, вероятно, стимулирует обучающихся к полному выполнению порученных заданий.

Руководители практики от медицинских учреждений в отчетах должны были отмечать нарушения трудовой дисциплины и замечания по организации и проведению практики. С большим удовлетворением можно констатировать, что трудовую дисциплину во время практики, обучающиеся на 5 курсе лечебного факультета не нарушали. Замечаний по организации и проведению практики высказано не было. Это свидетельствует о качественной работе отдела практики ЮУГМУ.

Средняя оценка за практику была весьма высокой и составила 4,75. Поставлено 178 оценок, из них отлично - 142, хорошо - 27, удовлетворительно - 9. Оценок неудовлетворительно нет.

Мы полагаем, что полученные результаты указывают на адекватность использованной методики и могут быть использованы при планировании дальнейшей работы.

Литература

1. Костина Е. И., Позднякова И. Р. Качество высшего образования: современный этап и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4 - С. 28-29.

2. Ильин Г. Л. Качество современного высшего образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 61-67.

3. Долгушин И. И., Волчегорский И. А., Колесников О. Л. и др. Анкетирование работодателей о качестве подготовки дипломированных специалистов // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. - С. 34-37.

4. Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 5-10.

5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс] // Экономика и социум. -2016. № 2 (21). Режим доступа: URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Kol esnikov%20O.L.(Sovremennye%20nauki%20i%20obrazovanie). pdf (дата обращения 29.03.2016).

6. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. и др. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59 - 61.

7. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч. - практ. конф., (г. Махачкала, 21 февраля, 2016 г.) - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.