ЛИТЕРАТУРА
1. Все медали сборной ОАР на Олимпийских играх 2018 в Пхенчхане [Электронный ресурс] // URL : http://vdoh.ru/news/world/oar-medals-2018 (дата обращения: 16.03.2018).
2. Олимпийские игры 2018 — результаты соревнований [Электронный ресурс] // URL : http://vdoh.ru/news/world/olimpiada-2018-raspisanie (дата обращения: 18.03.2018).
3. Россия на Олимпийских играх в Пхенчхане в 2018 году [Электронный ресурс] // URL : http://olympteka.ru/olymp/pyeongchang2018/country/rus.html (дата обращения: 19.03.2018).
4. Состав российской команды на Олимпийские зимние игры 2018 года в Пхенчхане [Электронный ресурс] // URL : http://olympteka.ru/olymp/pyeongchang2018/news/1963.html (дата обращения: 16.03.2018).
5. Athletes - Pyeongchang 2018 Olympic Winter Games [Электронный ресурс] // URL : http://www.olympic-champions.ru/olympic/pyeongchang-2018/sports (дата обращения: 17.03.2018).
6. Planet Today. Олимпийские зимние игры 2018 официально завершены [Электронный ресурс] / URL : http://planet-today.ru/novosti/sport/item/83469-zimnie-olimpijskie-igry-2018-ofitsialno-zaversheny-kakovy-rezultaty-rossii (дата обращения: 18.03.2018).
7. Russia Today. Сборная России догнала США по общему числу медалей на Олимпийских играх в Южной Корее [Электронный ресурс] // URL : https://russian.rt.com/sport/news/482493-rossiya-ssha-medali (дата обращения: 19.03.2018).
REFERENCES
1. All the medals of the athletes from Russia at the Olympic Games of 2018 in PyeongChang, available at: http://vdoh.ru/news/world/oar-medals-2018 (accessed date 16.03.2018).
2. The Olympic Games of 2018 - competitions results, available at: http://vdoh.ru/news/world/olimpiada-2018-raspisanie (accessed date 18.03.2018).
3. Russia at the Olympic Games in PyeongChang of 2018, available at: http://olympteka.ru/olymp/pyeongchang2018/country/rus.html (accessed date 19.03.2018).
4. Members of the Russian team at the Olympic Winter Games of 2018 in PyeongChang, available at: http://olympteka.ru/olymp/pyeongchang2018/news/1963.html (accessed date 16.03.2018).
5. Athletes - PyeongChang 2018 Olympic Winter Games, available at: http://www.olympic-cham-pions.ru/olympic/pyeongchang-2018/sports (accessed date 17.03.2018).
6. Planet Today. The Olympic Winter Games of 2018 are officially finished, available at: http://planet-today.ru/novosti/sport/item/83469-zimnie-olimpijskie-igry-2018-ofitsialno-zaversheny-ka-kovy-rezultaty-rossii (accessed date 18.03.2018).
7. Russia Today. Russia caught up with the United States for total number of medals at the Olympics in South Korea, available at: https://russian.rt.com/sport/news/482493-rossiya-ssha-medali (accessed date 19.03.2018).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.04.2018
УДК 796.011.3
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Сергей Викторович Деменев, доцент, Расима Газизулловна Хуснутдинова, старший преподаватель, Владимир Дмитриевич Кузьмичев, старший преподаватель, Сергей Александрович Блохин, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В данной работе рассматривается решение проблемы повышения удовлетворенности студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, занятиями физической культурой в вузе.
Показано, что важнейшим фактором, влияющих на удовлетворенность процессом физического воспитания у студенток вуза, является личностная значимость занятий физической культурой на субъективном уровне. На основании анализа экспериментальных данных, нами обоснованы перспективные направления по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностная значимость, смыслы, средства мобильного обучения.
SATISFACTION WITH PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIVERSIFICATION OF SPORTS EDUCATION
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, the senior lecturer, Sergey Viktorovich Demenev, the senior lecturer, Rasima Gazizullovna Khusnutdinova, the senior teacher, Vladimir Dmitrievich Kuzmichev, the senior teacher, Sergey Alexandrovich Blokhin, the senior lecturer, Kazan National University of Science and Technology, Kazan
Annotation
In the article, the solution to the problems of the physical culture lessons satisfaction increase among female students who have disabilities in health status is considered. We were showed, that one of the main factors, which influence on physical self-perfection of the female students is low personal significance of physical culture lessons at the mental level. Justification of the main directions on improvement of physical training educational process in higher educational institutions was considered.
Keywords: female students, physical culture, the life-long learning, personal significance, meanings, means of the mobile learning.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование процесса физического воспитания в вузе обусловливает необходимость взглянуть на занятия физической культурой «глазами студентов», оценить степень удовлетворенности их актуальных потребностей в процессе физического воспитания и выявить «узкие места» в образовательном процессе, с целью модернизации занятий физической культурой и повышения заинтересованности в них студентов.
Ранее нами отмечалось, что совершенствование организации физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса, способствует диверсификации физкультурного образования в вузе [1]. Диверсификация (от лат. diversus - разный, facio - делаю) - разнообразие; предполагает выход за рамки основного содержания деятельности; развитие направлений деятельности [2, С. 73]. Ведущей целью диверсификации является удовлетворение потребностей личности в проектировании индивидуальной образовательной траектории развития. Условием реализации данного подхода является внедрение инновационных технологий обучения в соответствии с ведущими целями образования, например, средств мобильного обучения, преимущества которых подробно описаны в работе [3].
Понятие «удовлетворенность» характеризует обобщенное и устойчивое отношение субъекта к выполняемой деятельности; удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие однократной реализации мотива. Так, например, студент может переживать состояние удовлетворения от проведенного педагогом по физической культуре сегодняшнего занятия, но не испытывать удовлетворенности от процесса физического воспитания в целом, поскольку он не обеспечивает удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей [4]. Между тем, без удовлетворения частных видов, не имеется оснований рассчитывать на общую удовлетворенность занятиями физической культурой.
В связи с этим, целью настоящего исследования являлось выявление отношения студентов к организации физического воспитания в физкультурно-спортивной среде вуза.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) с сентября 2012 по июнь 2015 года. Выборку составили 216 студенток СМГ в возрасте 17-21 лет (средний возраст - 18,7 лет) (экспериментальная группа - ЭГ). В качестве контрольной группы (п=234) нами использованы результаты исследований, проводившихся на кафедре в 2009-2012 гг.
Для диагностики мотивации к занятиям физической культурой мы использовали опросник А. А. Касаткина [4]. Удовлетворенность процессом физического воспитания студенток исследовалась нами на основе анализа данных, полученных с помощью методики Л.В. Лихачева. Изучались частные виды удовлетворенности: условиями, содержанием, результатами, взаимоотношениями с товарищами, взаимоотношения с преподавателем [5].
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «^аЙБЙса 7.0». Для сравнения результатов использовался ^критерий Стью-дента, различия считались значимыми при р <0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Студенты имеют свои потребности и интересы, которые способствуют развитию собственных представлений о «качественной» организации процесса физического воспитания. Поэтому отношение студентов к занятиям физической культурой, формируемое в процессе обучения в вузе, сохраняет устойчивый характер на протяжении всей жизни. Общая удовлетворенность процессом физического воспитания определяется степенью удовлетворения базовых потребностей и стремлений личности.
Согласно Е.П. Ильину, удовлетворенная потребность становится для субъекта лич-ностно значимой ценностью, при этом степень выраженности у человека актуальной потребности в осуществлении какой-либо деятельности напрямую зависит от удовлетворенности этой деятельностью [6].
Соответствие организации занятий физической культурой в вузе ожиданиям студентов, во многом способствует их удовлетворенности процессом физического воспитания. Проведенный анализ удовлетворенности студенток занятиями физической культурой в различных условиях выявил неоднородность в их оценке (Отделение № 1 - в корпусе М, Отделение № 2 - УСК «Мирас» (наследие Универсиады 2013 г.)), что свидетельствует о различных подходах в учебных отделениях к организации процесса физического воспитания и о возможности создания условий, необходимых для удовлетворения потребностей студенток в двигательной активности (Таблица 1).
Таблица 1 - Показатели удовлетворенности процессом физического воспитания студенток, занимающихся в различных условиях__
Виды удовлетворенности Спортзал корпуса «М» УСК «Мирас»
Сент. 2012 г. Май 2014 г. Сент. 2012 г. Май 2014 г.
Условиями занятий 1,59±0,96 2,68±2,49 2,76±2,36 2,54±1,66
Содержанием занятий 2,79±0,51 2,67±0,76 1,54±0,76 2,32±0,89
Результатом занятий 1,68±0,42 1,45±0,27 0,75±0,28 2,63±0,27
Взаимоотношениями с товарищами 2,09±0,91 2,06±0,74 1,49±0,84 1,92±0,72
Взаимоотношениями с преподавателем 1,35±0,62 1,21±0,63 1,94±0,56 1,65±0,55
Примечание: Жирным шрифтом выделена достоверность различий в оценке удовлетворенности студентками в зависимости от материально-технической базы проведения занятий, р <0,05 по ^критерию Стьюдента.
Как следует из таблицы 1, для студенток, занимающихся в УСК «Мирас», в большей степени характерны взаимопонимание и удовлетворенность межсубъектными отношениями с преподавателем, условиями занятий по остальным же показателям, данные были выше в спортзале корпуса «М», что обуславливает необходимость модернизации содержательной составляющей занятий физической культурой в вузе. Данные результаты были
учтены административным советом кафедры «Физического воспитания и спорта» КНИТУ при принятии решения о переводе части студенток Отделения № 3 (Специальной медицинской группы и лечебной физической культуры) из Спортзала корпуса Б в УСК «Мирас».
Итак, проведенные исследования показали снижение удовлетворенности студентками занятиями физической культурой в процессе обучения в вузе, которая является для большинства из них единственной формой двигательной активности. Существенно изменило данное положение улучшение условий проведения занятий физической культурой, использование средств мобильного обучения, омоложение профессорско-преподавательского состава, предоставление автономности студенткам и возможности выбора индивидуальной траектории развития в рамках «Элективных курсов по физической культуре» (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика показателей удовлетворенности процессом физического воспитания студенток контрольной и экспериментальной групп__
Виды удовлетворенности Экспериментальная группа Контрольная группа
В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента
Условиями занятий 1,79±0,87 2,27±0,93 3,06±0,63 2,46±0,95
Содержанием занятий 1,74±0,93 2,32±0,94 2,97±0,66 2,59±0,91
Результатом занятий 1,05±0,45 1,54±0,32 2,41±1,44 1,43±0,37
Взаимоотношениями с товарищами 1,27±0,91 1,56±0,98 1,84±0,66 1,49±0,92
Взаимоотношениями с преподавателем 1,14±0,65 1,79±0,61 1,62±0,42 1,65±0,62
Примечание: Жирным шрифтом выделена достоверность различий в оценке удовлетворенности в начале и в конце эксперимента, р <0,05 по ^критерию Стьюдента
Студентки ЭГ занимались в группах в соответствии с интересами, что способствует повышению удовлетворенности процессом физического воспитания, причем девушки использовали мобильные приложения для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Кроме того, студентки ЭГ принимали непосредственное участие в проектировании содержания образования по физической культуре, совместно с преподавателем, а студентки КГ занимались в группах оздоровительной направленности по традиционной системе, без учета их интересов и потребностей.
В ходе исследования нами установлено, что:
- студентки, имеющие отклонения в состоянии здоровья не удовлетворены организацией физического воспитания в вузе;
- использование средств мобильного обучения в системе физического воспитания студенток оказывает положительное влияние на динамику отношения студенток к занятиям физической культурой, увеличение суточной двигательной активности с учётом мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности, что способствует повышению эффективности процесса физического воспитания в вузе.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости усиления как содержания составляющей занятий физической культурой, так и формирование приверженности студенток ценностям здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью. Использование средств мобильного обучения оптимально сочетает личностно ориентированное содержание учебного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура», не требует существенных дополнительных затрат, способствует не только качественному изменению занятий физической культурой, сохранению и укреплению здоровья студенток, но и приобщению их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова, А.С. Модернизация занятий физической культурой в вузе на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2 (30). - С. 51-54.
2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 448 с.
3. Лифанов, А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.
4. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
5. Львова, Ю. М. Физическое воспитание в высшей школе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса / Ю.М. Львова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - С. 53-58.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 452 с.
REFERENCES
1. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D., and Zenukov, I.A. (2014), "Modernization of the lessons by physical culture in high school based on personally oriented content of education process", Vestnik spor-tivnoi nauki, No. 2, pp.51-54.
2. Kodjaspirova, G.M. and Kodjaspirov, A.Yu. (2005), The pedagogical dictionary (interdisciplinary), Mart, Moscow, Rostov-on-Don.
3. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "To the question of using the mobile learning resources at physical culture lessons in the lifelong learning system", Vestnik sportivnoi nauki, No. 3, pp. 43-48.
4. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.
5. Lvova, Yu.M. (2010), "Collegiate physical training based on personally oriented content of education process", Vestnik sportivnoi nauki, No. 3, pp. 53-58.
6. Ilin, E.P., (2010), Motivation and motives, Piter, Sent-Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2018
УДК 796.01
МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье разрабатывается концепция личностно-направленной физической культуры в вузах, основанная на поддержании паритетного баланса интересов личности и принятой системы образования посредством активации социокультурного механизма содействия физическому совершенствованию индивида. Разработаны направления реализации концепции, главенствующим из которых является поэтапная реализация содержания обучения с выделением в образовательном процессе качественно определенных этапов овладения программным материалом. Представлены результаты обобщения оценочных отзывов о прохождении производственной практики студентами, характеризующих уровень развития их общепрофессиональных компетенций при целенаправленном воздействии физического воспитания на базе личностно-направленной физической культуры.
Ключевые слова: концепция личностно-направленной физической культуры в вузах, дифференцирование этапов обучения, содержательные компоненты педагогического процесса.