ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2024, Том 4, № 4 (65). С. 224-236.
Научная статья. Исторические науки
УДК 323+327(9)
DOI: 10.31696/2072-8271-2024-4-4-65-224-236
«УДОБНОЕ» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО «РАЙСКИХ ОСТРОВОВ» ОКЕАНИИ: ПОЛЬЗА И ВРЕД ДЛЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
София Евгеньевна ПАЛЕ 1, Самир Азимович МАНСУРОВ 2
1 Институт востоковедения РАН, Москва, Россия
2 Независимый исследователь, Москва, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4641-974X
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3739-773X
Аннотация: В статье рассмотрены причины и последствия создания «удобного» законодательства странами Океании с момента получения ими независимости, а также польза и вред от подобных практик для мирового сообщества.
Ключевые слова: страны Океании, выгодное законодательство, «золотые паспорта», офшоры, «удобные» флаги
Для цитирования: Пале С.Е., Мансуров С.А. «Удобное» законодательство «райских островов» Океании: польза и вред для мирового сообщества // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2024, Том 4, № 4 (65). С. 224-236. DOI: 10.31696/2072-8271-2024-4-4-65-224-236
Original article. Historical science
"CONVENIENT" LEGISLATION OF THE "PARADISE ISLANDS" OF OCEANIA: BENEFITS AND HARM FOR THE WORLD COMMUNITY
Sophia E. PALE 1, Samir A. MANSUROV 2
1 Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russia
2 Independent researcher, Moscow, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4641-974X
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3739-773X Abstract: This article examines the reasons why New Zealand is striving to switch to green energy as quickly as possible and is ready to invest huge amounts of money in environmental protection measures. This article, using the example of New Zealand, identifies the relationships between environmental issues and world politics.
Keywords: Oceania countries, "convenient" legislation, "golden passports", offshore companies, "flags of convenience"
© Пале С.Е., Мансуров С.А., 2024
For citation: Pale S.E., Mansurov S.A. "Convenient" Legislation of the "Paradise Islands" of Oceania: Benefits and Harm for the World Community. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2024, T. 4, № 4 (65). Pp. 224-236. DOI: 10.31696/2072-8271-2024-4-4-65-224-236
Около десятка малых островных государств Океании с населением от 10 тыс. до 900 тыс. человек, расположенные в южной части Тихого океана между Австралией и Южной Америкой, привлекают состоятельных инвесторов по всему миру не только своими лазурными берегами и живописной природой, из-за чего их исторически окрестили «райскими», но и своим выгодным законодательством, позволяющим платить низкие налоги за ведение бизнеса и регистрацию судов, получать паспорта, благодаря которым появляется возможность без визы путешествовать и жить по всему миру, и пользоваться услугами банкиров и юристов, которые не интересуются источником происхождения денежных средств.
Подобная политика стран Океании продиктована постоянной необходимостью искать дополнительные финансы для обеспечения поступлений в национальный бюджет.
Островные экономики держатся на плаву, в основном, благодаря дотациям, регулярно поступающим от региональных доноров - Австралии, Новой Зеландии, США, Франции, Великобритании, Японии, в некоторой степени от Китая и др. Что же касается финансового самообеспечения, которое в материковом мире в немалой степени строится на промышленном производстве, то в условиях океанийской действительности развитие производственного сектора порой не представляется возможным. Хрупкая экология атолловых островов, на которых расположена большая часть южно-тихоокеанских государств, позволяет осуществлять лишь вылов (но не обработку) рыбы и морепродуктов в окружающих их 200-мильных исключительных экономических зонах, а также принимать у себя туристов для пополнения оказывающейся время от времени дефицитной казны.
Экономическому развитию стран Океании изрядно мешает т.н. «тирания расстояний»: острова внутри каждого государства удалены друг от друга порой на тысячи километров, и расходы на транспортные коммуникации требуют соответствующих высоких трат бюджета, на котором особенно негативно сказываются постоянно растущие мировые цены на топливо. Удаленность южно-тихоокеанских государств не только друг от друга, но и от ведущих мировых держав совершенно не
способствует росту финансовых показателей. В итоге у малых стран Океании наблюдается стабильно низкий уровень ВВП1 при постоянном приросте населения, и это вынуждает океанийских политиков неустанно искать дополнительные инвестиции извне.
У любой страны с низким уровнем ВВП на душу населения и отсутствием серьезных коммерческих предприятий, за счет налоговых поступлений которых можно было бы повышать доходы бюджета, есть одно специфическое преимущество: руководство подобного государства может создать «удобное» законодательство, с помощью которого появляются шансы привлечь инвестиции со стороны обеспеченных физических лиц и крупных корпораций, не желающих платить высокие налоги на родине. Оффшорный бизнес и продажа паспортов в обмен на щедрые невозвратные инвестиции могут принести небогатым государствам гораздо более весомую прибыль, чем налоги и сборы, взимаемые с коренных жителей и местных предприятий. Именно к этим практикам пришлось обращаться океанийским политикам после обретения их странами независимости в 1960-1980-х гг.
Программа «Гражданство в обмен на инвестиции» (Citizenship by Investment, CBI), более известная как «золотой паспорт», была запущена с середины 1980-х гг. Суть ее состоит в ускоренном (от одного месяца до года) предоставлении гражданства в обмен на невозвратные инвестиции, направляемые либо в специально созданный для этих целей государственный фонд, либо в акции предлагаемых на выбор компаний, либо на открытие собственного бизнеса, либо на покупку недвижимости. Инвестор должен пройти строгую проверку на благонадежность, при этом от него не требуется знание языка и проживание в стране, выдающей «золотой паспорт». Этот документ, действующий пожизненно, позволяет его владельцу посещать без виз принимающие его государства (их число может достигать 180) и находиться в них в течение срока, оговоренного их миграционными законами. Благодаря международным соглашениям об избежание двойного налогообложения обладатель «золотого паспорта» может получать значительную выгоду от ведения бизнеса в выдавшей этот документ стране, которая нередко имеет «удобное» законодательство, значительно снижающее налоговое бремя.
Изначально идея продажи «золотых паспортов» рассматривалась как вспомогательная мера для пополнения бюджетов беднейших государств при взаимодействии с т.н. развитыми странами. В 1984 г. первым государством, запустившим у себя программу «Гражданство в обмен на инвестиции», было Сен-Китс и Невис, представляющее собой
два небольших острова в Карибском море. Затем последовали его малые островные соседи - Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Люсия и Гренада.
Что касается истории продажи паспортов малыми островными странами Океании, то она берет начало в середине 1990-х гг. Первым продавцом данной услуги стало одно из самых слаборазвитых государств региона - Королевство Тонга. Покупателями выступили состоятельные жители находившегося под британским контролем Гонконга, который 1 июля 1997 г. должен был быть возвращен в состав Китая. Гонконгцы заблаговременно хотели стать гражданами Тонга из опасений, что если Гонконг войдет в состав КНР, то они потеряют британское подданство и возможность свободно перемещаться по более чем 50-ти странам Британского Содружества наций (в 2024 г. организация насчитывала 56 стран-участниц). Чтобы избежать подобной ситуации, гонконгцы за 50 тыс. долларов США становились гражданами Тонга2, которое входит в состав Содружества наций с 1970 г.
Республика Кирибати, воодушевившись успешным примером Тонга, в 1996-1997 гг. заработала 2,5 млн долларов США на продаже своих паспортов, и это при том, что власти Кирибати назначили цену за паспорт в размере всего лишь 15 тыс. долларов США3. Покупателями выступили всё те же богатые гонконгцы, желавшие иметь гражданство страны, входящей в Содружество наций.
Вслед за Тонга и Кирибати потянулся целый ряд других южнотихоокеанских государств - в частности, Самоа (до 1997 г. - Западное Самоа), Вануату, Тувалу, с конца 2000-х гг. - Фиджи, и торговля паспортами стала массовым явлением в Океании.
Следует отметить, что в далекие 1990-е гг. активная продажа океанийских паспортов не вызвала беспокойства со стороны Запада, который не был заинтересован в том, чтобы богатые гонконгцы потеряли возможность вести экономические дела со странами Содружества. Западные политики лояльно относились к подобной финансовой практике малых островных государств, поскольку благодаря продажам паспортов у вчерашних колоний появилась «финансовая подушка», в результате чего тяжесть ответственности бывших метрополий за судьбы своих подопечных давила на них уже чуть в меньшей степени.
В настоящее время (2024 г.) граждане нескольких малых островных государств Океании могут без виз прибывать в США, государства Содружества наций и Шенгенской зоны и находиться там от 90 до 180 дней4. Именно поэтому жители стран, с которыми у Запада действует визовый режим (например, Китай, Индия и государства Африки),
стремятся получить океанийский паспорт, а лучше - «золотой паспорт», дающий максимальное количество привилегий. До 2022 г. Вануату, обладающее самым низким ВВП на душу населения в Океании5, было единственным государством в регионе с возможностью выдачи «золотого паспорта».
В 2017 г. Вануату запустило государственную программу по предоставлению гражданства в обмен на невозвратные инвестиции в размере 130 тыс. долларов США для одного человека и 180 тыс. долларов США для семьи из четырех человек. «Золотой паспорт» Вануату выгодно отличался скоростью его получения: гражданином этой страны можно было стать всего за 1-2 месяца, приехав лично всего лишь один раз для снятия биометрии. Паспорт гражданина Вануату открывал возможности для путешествий без виз в США, Великобританию и страны Евросоюза и пребывания там в течение определенного срока, а также предоставлял льготный налоговый режим для ведения бизнеса на территории Вануату на 20 лет. За пять лет действия программы (с 2017 по 2022 гг.) специально созданный в 2018 г. Национальный фонд развития пополнился на 500 млн долларов США6 за счет инвесторов, ставших обладателями вануатянского «золотого паспорта». Это достаточно солидная сумма для страны, ВВП которой составляет всего 1 млрд долларов США7. В 2019-2021 гг. поступления от продажи «золотых паспортов» достигали 30% от общих государственных доходов, а в первые месяцы 2022 г. они резко подскочили до 50%.
Начавшаяся в 2020 г. пандемия СОУГО-19 и последовавший за ней общемировой экономический спад болезненно ударили по экономикам малых островных государств Океании, бюджеты которых в предыдущие годы в немалой степени формировали прибыли от туристической индустрии. Из-за карантинных мер, локдауна и закрытия границ океанийские государства не смогли получить доходы от туризма и из-за этого оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, руководства восьми стран региона - Федеративных Штатов Микронезии, Палау, Самоа, Маршалловых Островов, Тувалу, Тонга и Кирибати решили снизить стоимость выдачи своих паспортов, назначив 100 тыс. долларов США за получение гражданства8.
Начало 2020-х гг., как известно, ознаменовалось резким охлаждением отношений между Китаем и странами Запада. Обе стороны начали наращивать военное производство и чаще проводить военные учения, обыгрывающие глобальный затяжной вооруженный конфликт в Тихом океане. Созданный в 2021 г. оборонный альянс АикиБ, в
состав которого вошли Австралия, США и Великобритания, окончательно поставил точку в вопросе дружбы между Поднебесной и западными державами.
Политическая напряженность сказалась на западной миграционной политике. Великобритания, США, ЕС и Австралия приняли решение ограничить выдачу своих паспортов в обмен на инвестиции гражданам Китая, поскольку у спецслужб этих стран возникли небезосновательные опасения насчет проникновения китайских шпионов, дивер-
9
сантов и агентов влияния .
Важно подчеркнуть, что страны Запада могут позволить себе отказаться от дополнительного источника доходов в виде отмены системы гражданства за инвестиции, поскольку они обладают высокоразвитыми и многовекторными экономиками, а финансовые отчисления со стороны «новых граждан» составляют очень низкий процент от их ВВП10.
Вскоре у западных лидеров возникло желание, чтобы аналогичные решения в сфере миграционной политики были приняты их партнерами из числа малых островных государств Океании, для которых принятие подобных мер затруднительно, поскольку, как упоминалось выше, их бюджеты в значительной степени формируются за счет продажи паспортов11.
В 2022 г. Европейская комиссия объявила о временной приостановке безвизового режима с Вануату, которое, несмотря на ранее выносимые строгие предупреждения, по-прежнему продолжало продавать свои «золотые паспорта» в обмен на инвестиции, не обращая особого внимания на неблагонадежность просителей гражданства. Еврокомис-сия выразила серьезные опасения по поводу того, что процент отказов в предоставлении вануатянского гражданства был ничтожно мал, в то время как масштабы торговли «золотыми паспортами» стремительно росли. Кроме того, Еврокомиссия была сильно обеспокоена тем, что Вануату предоставляло гражданство лицам, внесенным в базы данных Интерпола, и теперь они могли свободно посещать страны ЕС, паспортный контроль между границами которых внутри Шенгенской зоны отсутствует.
В феврале 2023 г. безвизовый режим Вануату и ЕС был окончательно отменен, и граждане Вануату потеряли возможность свободно пересекать границы 27-ми государств Европейского союза. В том же 2023 г. Великобритания и Австралия также отменили безвизовый режим для вануатянских граждан, сославшись на то, что они должны обеспечивать свою национальную безопасность путем доскональных
проверок въезжающих на их территорию, тем самым исключая проник-
12
новение потенциальных «преступников и шпионов»12.
Отмена безвизового режима с ЕС, Великобританией и Австралией болезненно ударила по экономике Вануату, так как количество инвесторов, желающих стать вануатянскими гражданами, ощутимо снизилось. В 2023 г. бюджет Вануату недополучил около 50% от запланированной суммы. Страна стала вновь более зависимой от финансо-
13
вой помощи со стороны своих материковых партнеров13.
Пока что западные санкции за массовую выдачу «золотых паспортов» настигли только Вануату. Возможно, это послужит уроком для остальных государств, нередко склонных выдавать свои паспорта без надлежащей проверки инвесторов на благонадежность. Кроме того, Запад не хочет, чтобы обладателями «золотых паспортов» становились лица из недружественных стран.
Тем временем, состоятельные инвесторы из дружественных по отношению к Западу стран, с которыми при этом у него имеются визовые режимы (например, упомянутые Индия или государства Африки), по-прежнему могут приобретать океанийские гражданства, однако их не настолько много, чтобы страны Океании могли так эффективно пополнять свой бюджет, как это было раньше за счет выходцев из Китая. К тому же, благополучным и чистым перед законом гражданам проще получить визу в ту или иную страну напрямую, чем использовать для въезда в качестве посредника океанийский паспорт. Неудивительно, что «новыми гражданами» малых островных стран Океании все чаще становились представители различных преступных группировок, что не могло не вызывать беспокойства у государств, куда эти лица начали приезжать без визы14. В 2010-х гг. в заголовках мировых СМИ все чаще встречались сообщения о подозрительных, хоть и обеспеченных, «новых гражданах» стран Океании, которые нашли легкий способ решения своих проблем с благонадежностью при помощи дорогостоящих юристов-международников, услуги которых они были в состоянии себе позволить оплатить, или же путем дачи обычной взятки океанийским чиновникам.
В завершение этой темы хотелось бы отметить, что в 2020-е г. для стран Запада система «золотых паспортов» перестала быть выгодной, так как она позволяет лицам с сомнительными (по мнению западных правоохранительных органов) намерениями беспрепятственно въезжать на их территорию и пребывать там без каких-либо ограничений относительно длительное время. Тщательно все обдумав, западные политики пришли к выводу, что им выгоднее предоставлять малым
островным государствам Океании дотации напрямую, чем давать им возможность получать инвестиции из ненадежных источников, угрожающих международной безопасности.
Итак, эпоха «золотых паспортов» «райских островов» Океании близится к своему логическому завершению. Страны, благодаря которым океанийские паспорта стали высоко цениться по всему миру, начали тщательно следить за новоявленными подозрительными гражданами малых островных государств и пересматривать визовую политику с теми из них, кто продает свои паспорта наиболее активно. Внедрение новых современных технологий упрощает западным правоохранительным органам задачу по отслеживанию историй перемещения денежных средств, - следовательно, скрывать от закона неучтенные суммы становится все труднее. Западные политики действуют решительно, и поэтому, скорее всего, индустрия по продаже паспортов в Океании в ближайшее время либо ощутимо сократит свои обороты, либо вовсе прекратит свое существование.
Впрочем, лидеры океанийских государств, помимо торговли своими паспортами, решили попробовать нарастить прибыли за счет создания офшорных зон, которые должны были представлять собой «налоговый рай». По задумке, большие международные компании могли бы регистрировать свои юридические лица на территории малых островных государств Океании и практически не платить налоги, экономя таким образом десятки миллиардов долларов ежегодно. Эти идеи были предложены океанийскими лидерами в конце 1990-х гг. на фоне стремительного развития интернет-технологий.
Но планы океанийских правительств не увенчались успехом. Свою роль в этом сыграл ряд факторов. Во-первых, слаборазвитая инфраструктура и большая отдаленность от континентов делают очень дорогой, нестабильной и трудоемкой связь островного океанийского офшорного офиса с компанией, ведущей деятельность на материке (в частности, из-за постоянно прерывающегося интернет-сообщения). Во-вторых, исторически сложилось так, что крупные корпорации еще с середины 1980-х гг. предпочитают пользоваться офшорными услугами островных государств Карибского бассейна и Центральной Америки, таких как Сейшельские Острова и Панама, которые справляются с потоком документации и прочими техническими вопросами гораздо более умело и быстро, чем океанийские специалисты.
Более того, со временем развитие независимых СМИ, научившихся добывать секретную информацию посредством хакерских взломов баз данных не только частных лиц и компаний, но и
государственных структур, усложнили процесс ухода от налогов и сокрытия информации через офшоры. Также законодатели разных стран постоянно совершенствуют правовую базу, чтобы не позволить своим компаниям избежать обязанности надлежащим образом платить налоги. Так, в 2013 и в 2016 гг. мировое сообщество потрясли скандалы, связанные с утечкой офшорных документов в публичный до-ступ15. Многие политики и бизнесмены были дискредитированы и из-за этого потеряли некоторую часть своих капиталов.
Тем не менее, на международном уровне существует законодательная «лазейка», благодаря которой крупные корпорации при помощи малых островных океанийских государств все же способны экономить большие деньги. Ряд стран Океании после обретения независимости приняли очень либеральное законодательство в сфере морских перевозок, позволяющее транспортным компаниям регистрировать свои суда под «удобными» океанийскими флагами. Помимо скорости и дешевизны регистрации кораблей под «удобным» флагом, судовладельцы получают возможность выплачивать своим работникам очень низкие заработные платы, уделять мало внимания вопросам санитарии, не поддерживать должный уровень качества питания, а также принуждать своих моряков находиться в длительных и изнурительных плаваниях без отпуска. Компании берут «удобные» флаги, чтобы не выполнять необходимые ремонтные работы, как этого требует судоходное законодательство других стран, а в некоторых случаях и вовсе используют корабли, находящиеся в аварийном состоянии и фактически непригодные к использованию. Одним из основных преимуществ наличия «удобного» флага является возможность не выплачивать страховые выплаты морякам, которые погибли или получили увечья во время плавания16.
По последним данным ООН за 2022 г., около 44% всех мировых морских грузоперевозок осуществлялись кораблями с «удобными» флагами. В частности, приблизительно 13% транспортных кораблей во всем мире ходят под флагом Маршалловых Островов17.
К сожалению, международные организации - даже такие крупные как ООН ничего не могут предпринять в сложившейся ситуации. Прежде всего, это связано с тем, что международное право не предусматривает общемировых стандартов в сфере морских грузоперевозок, а лимита кораблей для стран, регистрирующих суда под «удобным» флагом, не существует. Более того, предлагать свой «удобный» флаг могут даже государства, не имеющие выхода к морю, например,
Боливия, Молдова, Монголия и др. Ведь главная цель «удобного» флага - позволить беднейшим странам мира увеличить свой ВВП.
Со своей стороны, ведущие экономические державы - США, Китай и страны Европейского союза не планируют менять свое законодательство: например, запретить судам с «удобными» флагами заходить в свои порты или не позволять своим компаниям регистрировать корабли в странах с «выгодным» морским законодательством.
Мировые СМИ, роль которых - выступать катализатором социальных явлений, тоже мало обеспокоены вопросами тяжелых условий труда членов экипажей, несоблюдением техники безопасности и ненадлежащей эксплуатацией судов под «удобными» флагами. Возможно, слабая заинтересованность в освещении этих тем связана с пониманием, что если международные транспортные компании будут ответственнее относиться к перечисленным проблемам, их логистические издержки возрастут. Около 80% всех мировых грузоперевозок осуществляется по морю18, поэтому в случае роста издержек транспортных компаний цены на товары и услуги по всему миру тоже значительно увеличатся. Как следствие, в наши дни любое государство может принять очень лояльное по отношению к транспортным корпорациям законодательство, чтобы делить с ними прибыли, не заботясь о судьбе работников этой отрасли.
Поскольку правила, которые применимы к ситуации на борту, это правила государства регистрации, большинство моряков, которые ходят на судах под «удобными» флагами, не являются членами профсоюзов.
Тем не менее, кампания по борьбе моряков за свои права началась еще в 1896 г. в Лондоне19, а в 1948 г. она получила официальное название «Международная федерация транспортников» (МФТ)20, — это международная федерация профсоюзов работников транспорта, участниками которой могут стать любые независимые профсоюзы, члены которых работают на транспорте. МФТ является одной из крупнейших профсоюзных федераций, входящих в Международную конфедерацию профсоюзов (МКП).
В 2024 г. в МФТ насчитывалось 708 профсоюзов, представляющих 80% работников транспорта из 154 стран21. Главной целью организации является ликвидация «удобных» флагов, но, так как эта задача вряд ли выполнима, основные усилия МФТ сосредоточились на том, чтобы моряки, работающие на судах под «удобными» флагами, независимо от их гражданства или подданства, были защищены от эксплуатации со стороны судовладельцев22. Для этого были сформированы
Коллективные договоры МФТ, которые устанавливают для судовладельцев минимально допустимые стандарты заработной платы и условий труда работников судов под «удобными» флагами. К середине 2020-х гг. около трети всех таких кораблей были охвачены договорами МФТ, обеспечивающими прямую защиту более чем 150 тыс. морякам. Свыше 130 инспекторов в портах по всему миру следят за соблюдением договоров МФТ23.
В Океании контролировать сферу бизнеса на государственном уровне приходится не только международным организациям, выступающим за соблюдение прав человека, прозрачность потоков капитала и надлежащее исполнение прочих международных обязательств, но и непосредственно главному региональному игроку - Австралии. Будучи представителем западного мира в Южно-Тихоокеанском регионе (ЮТР), Австралия активно участвует в судьбе малых островных государств. Чтобы обеспечить лояльность как со стороны океанийских политических элит, так и со стороны местного населения, а заодно ограничить рост китайского влияния в регионе, Канберра с каждым годом наращивает свое экономическое присутствие в ЮТР.
В рамках деятельности австралийского МИД существует специальная Программа развития Тихоокеанского региона, направленная на предоставление финансовой помощи странам Океании. В 2024-2025 гг. руководство Австралии планирует выделить на эти цели 703,9 млн долларов США. Эти средства пойдут на совершенствование инфраструктуры, борьбу с изменением климата, образование и рыболовную промышленность. Важно отметить, что материальная помощь Австралии с каждым годом увеличивается. Например, в бюджетной программе 2023-2024 гг. на развитие ЮТР было выделено 613,2 млн долларов США, а в 2022-2023 гг. - всего 489,5 млн долларов США24.
По состоянию на 2024 г., большая часть стран Океании находились в середине-конце списка стран по индексу восприятия коррупции, в то время как правительство Австралии стабильно является одним из наиболее свободных от коррупции в мире25. Следовательно, невозвратные инвестиции, которые страны Океании получают от продажи своих паспортов, с высокой долей вероятности могут быть распределены между представителями политических элит, в то время как уровень жизни большинства населения остается относительно низким. Чтобы обеспечить благополучие и развитие региона, Австралия инвестирует в конкретные секторы государств Океании, зная, что распределение денежных средств находится под контролем специализированных
органов, отвечающих за соблюдение антикоррупционного законодательства.
Присутствие Австралии в жизни малых островных государств Океании выражается также в активном участии Канберры в многочисленных международных организациях, созданных для развития региона. Разумеется, несмотря на то, что Австралия формально делит с другими странами ЮТР статус равноправного члена, фактически именно австралийская сторона играет ведущую роль в этих объединениях. Прежде всего, это связано с тем, что именно Австралия финансирует данные организации, поэтому без ее материальной помощи жизнеспособность международных структур, отвечающих за процветание ЮТР, окажется под большой угрозой. Политики малых островных океанийских государств, понимая это, готовы идти на целый ряд политических и экономических уступок. В частности, они готовы пересматривать свое «удобное» законодательство для того, чтобы соответствовать все более высоким и строгим требованиям, предъявляемым странами, обладающими ресурсами значительно более крупными, чем может предложить океанийским политикам временный спрос на их сомнительные услуги со стороны неблагонадежных инвесторов26.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
ПАЛЕ София Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН, Москва, Россия
МАНСУРОВ Самир Азимович, независимый исследователь, Москва, Россия
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 25.10.2024; одобрена после рецензирования 31.10.2024; принята к публикации 27.11.2024.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sofia E. PALE, PhD (Hist.), Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia, and Oceania Studies, IOS RAS, Moscow, Russia
Samir A. MANSUROV, Independent Researcher, Moscow, Russia
Contributions of the authors: the authors contributed equality to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 25.10.2024;
approved 31.10.2024;
accepted to publication 27.11.2024.
1 List of Oceanian countries by GDP. 2024. URL: https://statisticstimes.com/economy/ocean-ian-countries-by-gdp.php
2 Selling Passports for Fun and Profit // The Social Contract, Volume 9, Number 2 (Winter 19981999). URL: https://www.thesocialcontract.com/artman2/publish/tsc0902/article_1005.shtml
3 Selling Passports for Fun and Profit...
4 Global Passport Power Rank 2024 - Oceania. URL: https://www.passport-index.org/byRank.php?f=oce
5 International Monetary Fund, Pacific Islands, GPD data 2024. URL: https://www.imf.org/exter-nal/datamapper/NGDPD@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD/PIQ
6 Vanuatu National Development Fund. URL: https://imin-caribbean.com/ndf-vanuatu/
7 Vanuatu GDP. URL: https://tradingeconomics.com/vanuatu/gdp
8 8 countries in Oceania can launch citizenship programs for investment. 14 Aug 2020 // Immigrant Invest. URL: https://immigrantinvest.com/insider/prospect-launching-oceania-citizen-ship-en/
9 Golden passports and visas: Two sides of the coin. 31 Jan 2024 // Lowy Institute. URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/golden-passports-visas-two-sides-coin
10 Golden passports and visas...
11 Golden passports and visas.
12 Golden passports and visas.
13 EU cooks Vanuatu's 'golden goose' passport. 2024. 06. 04 // Benar News. URL: https://www.benarnews.org/english/commentaries/eu-cooks-vanuatu-passport-scheme-06042024201133.html
14 EU cooks.
15 The fight against offshore crime will be a long campaign. April 3, 2021 // ICIJ. URL: https://www.icij.org/investigations/panama-pa pers/the-fight-against-offshore-crime-will-be-a-long-campaign/
16 What do FOCs mean to seafarers? // ITF Seafarers. URL: https://www.itfseafar-ers.org/en/focs/what-do-focs-mean-to-seafarers
17 Flags of Convenience Dominate Maritime Freight. 11 Jan 2023 // Statista. URL: https://www.statista.com/chart/29086/flags-of-convenience/
18 Более 80 процентов всего объема мировой торговли осуществляется по морю. 23 ноября 2018 // Новости ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2018/11/1343431
19 Что такое МФТ? // ITF Seafarers. URL: https://www.itfseafarers.org/ru/about-us/Что-такое-МФТ-
20 О кампании против удобных флагов // ITF Seafarers. URL: https://www.itfseafar-ers.org/ru/focs/0-кампании-против-удобных-флагов
21 О нас // ITF Seafarers. URL: https://www.itfseafarers.org/ru/focs/О-кампании-против-удобных-флагов
22 О кампании против удобных флагов.
23 О кампании против удобных флагов.
24 Australia's Pacific Regional development program. URL: https://www.dfat.gov.au/geo/pa-cific/development-assistance-in-the-pacific
25 Corruption Index // Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/country-list/cor-ruption-index
26 Pacific Regional Support // UN. URL: https://www.un.org/ohrlls/pacific-regional-support