ширина и = 76 мм, высота Н = 13 мм, длина
Ь = 40 мм и количество отверстий C = 5.
Литература
1. Шевченко А.П. Обоснование параметров и режимов работы сошниковой группы для посева семян многолетних бобовых трав: дис. ... канд. техн. наук / Омский гос. аграр. ун-т им. П.А. Столыпина. - Омск, 2003.
2. Шевченко А.П., Домрачев В.А. Повышение эффективности функционирования посевных машин путем оптимизации конструктивных параметров рабочих органов. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2005. - 120 с.
3. Шевченко А.П., Бегунов М.А. Повышение эффективности работы машин для посева льна-долгунца путем оптимизации конструктивных параметров рабочих органов. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2016. - 122 с.
4. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей. - М.: Наука, 1969. - 388 с.
5. Домрачев В.А., Шевченко А.П. Разработка научных основ механизации селекционно-
опытного дела // Достижения науки и техники АПК. - 2008. - №12. - С. 51-52.
Literatura
Shevchenko A.P. Obosnovanie parametrov i rezhimov raboty soshnikovoj gruppy dlja poseva semjan mnogoletnih bobovyh trav: dis. ... kand. tehn. nauk / Omskij gos. agrar. un-t im. P.A. Stolypina. - Omsk, 2003. Shevchenko A.P., Domrachev V.A. Povyshenie jeffektivnosti funkcionirovanija posevnyh mashin putem optimizacii konstruktivnyh parametrov rabochih organov. - Omsk: Izd-vo OmGAU, 2005. -120 s.
Shevchenko A.P., Begunov M.A. Povyshenie jeffektivnosti raboty mashin dlja poseva l'na-dolgunca putem optimizacii konstruktivnyh parametrov rabochih organov. - Omsk: Izd-vo OmGAU, 2016. - 122 s.
Ventce' E.S., Ovcharov L.A. Teorija verojatnostej. -M.: Nauka, 1969. -388 s.
Domrachev V.A., Shevchenko A.P. Razrabotka nauchnyh osnov mehanizacii selekcionno-opytnogo dela // Dostizhenija nauki i tehniki APK. -2008. - №12. - S. 51-52.
УДК 629.114.2
Н.И. Селиванов, И.А. Васильев
УДЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЧВООБРАБОТКИ
N.I. Selivanov, I.A. Vasilyev SPECIFIC PARAMETERS OF HIGH POWER WHEELED TRACTORS FOR TILLAGE TECHNOLOGIES
Селиванов Н.И. - д-р техн. наук, проф., зав. каф. тракторов и автомобилей Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск. E-mail: [email protected]
Васильев И.А. - асп. каф. тракторов и автомобилей Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск. E-mail: [email protected]
Цель исследования - обоснование тягово-скоростных диапазонов и удельной массы колесных 4к4б тракторов высокой мощности для зональных технологий почвообработки. Задачи исследования: 1) обосновать рациональные тягово-скоростные диапазоны использования тракторов в составе почвообрабатывающих агрегатов; 2) определить оптимальные значения удельной массы тракторов
Selivanov N.I. - Dr. Techn. Sci., Prof., Head, Chair of Tractors and Cars, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk. E-mail: [email protected]
Vasilyev I.A. - Post-Graduate Student, Chair of Tractors and Cars, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk. E-mail: [email protected]
разной комплектации для установленных групп родственных операций почвообработки; 3) установить эффективность использования тракторов с разной удельной массой в технологиях почвообработки. По результатам полевых испытаний тракторов «Кировец» серии К-744Р разных типоразмеров и комплектаций определены рациональные тяговые диапазоны, ограниченные режимом
допустимого буксования ёд = 0,15 при максимальном значении коэффициента использования веса pKPmxi = 0,475 - 0,485 и режимом минимального буксования = 0,07 при
Ркртт = 0,330 - 0,340 соответственно на одинарных и сдвоенных колесах. Установлены номинальные тяговые режимы для первой
(ркрн\ = 0,450), наиболее энергоемкой, группы операций в скоростном интервале V*HX = 2,20 ± 0,25м / с и наименее энергоемкой
третьей группы операций (рКРНЪ = 0,370) при
V*3 = 3,33 ± 0,5м / с. Обоснованы оптимальные значения удельной массы тракторов на одинарных и сдвоенных колесах для операций почвооб-работки разных групп в соответствующих интервалах рабочих скоростей при V*3 / V* = 1,51,
соотношение которых туд1 / туд3 = 1,22 не превышает допустимое по условиям балластирования. Установленные по результатам моделирования зависимости коэффициента адаптации тракторов разной комплектации к технологиям почво-обработки от удельной массы показали повышение энергетической эффективности и соответственно тягового КПД в среднем на 5,7 % при оснащении сдвоенными колесами. С учетом занятости в зональных технологиях почвообработки базовые значения удельной массы тракторов 4к4б на одинарных и сдвоенных колесах должны составлять 60-64 и 65-68 кг/кВт соответственно при рациональном распределении ее по осям передних и задних колес.
Ключевые слова: адаптация, буксование, диапазон, трактор, удельная масса.
The purpose of the work is the justification of the traction-speed ranges and specific mass of wheeled 4k4 tractors of high power for zonal soil cultivation technologies. The research problems were 1) to prove rational traction and high-speed ranges of use of tractors as a part of soil-cultivating units; 2) to define optimum values of specific mass of tractors of different complete set for established groups of related operations of tillage; 3) to establish the efficiency of using tractors with different specific weight in technologies of tillage. By the results of field tests of Kirovets-744 tractors of K-744R series of different standard sizes and complete sets rational traction ranges limited to the mode of admissible slipping Sd = 0,15 at the maximum value of efficiency of
weight p^pmax = 0,475 - 0,485 and the mode of
minimum slipping Smin = 0,07 under
p^pmin = 0,330 - 0,340 at respectively on unary and dual wheels are determined. Nominal traction modes for the first (pKPHX = 0,450), the most powerintensive, group of operations in high-speed interval V*i = 2,20 ± 0,25м / с and the least powerintensive third group of operations (р^нъ = 0,370)
were set under V*3= 3,33 ± 0,5м / с. Optimum
values of specific mass of tractors on unary and dual wheels for operations of tillage of different groups in corresponding intervals of working speeds
V*Hз / V*Hj = 1,51 were proved at which ratio
туд1 / туд3 = 1,22 did not exceed admissible under
the terms of ballasting. The dependences of coefficient of adaptation of tractors of different complete set to technologies of tillage on specific weight established by the results of modeling showed the increase of power efficiency and according to traction efficiency on average for 5.7 % at the equipment by dual wheels. Taking into account the employment in zone technologies of tillage basic values of specific mass of tractors 4k4b on unary and dual wheels have to make 60-64 and 6568 kg /kW respectively at its rational distribution on the axes of lobbies and back wheels.
Keywords: adaptation, slipping, range, tractor, specific gravity.
Введение. В условиях жесткой конкуренции ведущих мировых производителей совершенствование сельскохозяйственных тракторов идет в направлении улучшения потребительских качеств, которые формируются следующими группами показателей: технико-экономическими, агротехническими, общетехническими, охраны труда, безопасности и защиты окружающей среды.
При этом модельные ряды унифицированных колесных 4к4а и 4к4б мобильных энергосредств разных типоразмеров мощности с регулируемыми в широком диапазоне массоэнергетическими параметрами составляют основу рынка и обновления тракторного парка сельских товаропроизводителей. Одним из главных условий адаптации таких тракторов к зональным ресурсосберегающим технологиям почвообработки являются ступенчатое изменение и рациональное распределение по осям эксплуатационной массы до начала технологического процесса путем установки балластных грузов, сдвоенных колес, использования жидкого балласта в шинах и гидравлических догружающих устройств [1-2].
В работах [2-4] обоснованы оптимальные значения и интервалы изменения показателя технологич-
ности - удельной массы туд колесных тракторов
основных компоновочных схем и разной комплектации для установленных групп родственных операций почвообработки и посева. Однако в практике эксплуатации новых моделей отечественных и иностранных колесных 4к4б тракторов мощностью 240400 кВт отечественного и зарубежного производства оптимальные значения удельной массы для операций почвообработки разных групп, как правило, не достигаются из-за противоречивости рекомендаций изготовителей и высокой трудоемкости изменения количества твердого и жидкого балласта. Кроме этого, применение одинарных и сдвоенных колес с радиальными шинами обеспечивает снижение удельного давления на почву и сопротивления перекатыванию, расширяет допустимый по буксованию тяговый диапазон. Поэтому актуальным является обоснование рациональных тягово-скоростных диапазонов и удельной массы тракторов при использовании в зональных технологиях почвообработки.
Цель исследования: обоснование рациональных тягово-скоростных диапазонов и удельной массы колесных 4к4б тракторов высокой мощности для зональных технологий почвообработки.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) обосновать рациональные тягово-скоростные диапазоны использования тракторов в составе почвообрабатывающих агрегатов;
2) определить оптимальные значения удельной массы тракторов разной комплектации для установленных групп родственных операций почвообработки;
3) установить эффективность использования тракторов с разной удельной массой в технологиях почвообработки.
Условия и методы исследования. Решение поставленных задач проводилось с учетом обоснованных допущений и ограничений [5]:
- рациональный тяговый диапазон трактора ограничен режимом допустимого буксования 5д = 0,15 при максимальном значении коэффициента использования веса ^ с одной стороны и режимом минимального буксования зшп = 0,07 при (pKP mm с другой стороны;
- номинальные значения для выполнения
первой, наиболее энергоемкой, группы операций (отвальная вспашка и глубокое рыхление) с
= 2,20М / с , (РКрн1 <(крmax , и наименее
энергоемкой (поверхностная обработка почвы и посев) третьей группы операций с V*3 = 3,33м / с,
(крнз < (кртin, устанавливаются при вероятности нахождения эксплуатационных допусков на тяговую нагрузку в границах (mn ~(kpmax) не менее 0,90;
- диапазону номинальных значений тяговых усилий ((Ркрнз -Фкрт) при (Крн2 = 0,5((Kphз + (Kphi)
для операции второй группы (безотвальная комбинированная обработка и чизелевание) с V*2 = 2,70 м / с соответствует интервал изменения удельной массы от минимальной туд3 до мак-
симальной
m,.
1уд1, соотношение которых
= (туд1/туд3) не должно превышать допустимое по условиям балластирования.
Тяговые характеристики колесного 4к4б трактора любой комплектации можно выразить функцией тягового КПД от коэффициента использования веса
ЛТ = /(Ркр ). При установленных значениях КПД
трансмиссии Лп> сопротивления передвижению
Vf =9хр / (Фкр + Л и буксования г)5= (1 - 8) указанная функция имеет вид [5]
лт л tp '
(kp
((кр + f).
1 -
a (kp - d)
(e -(KP ) .
, (1)
где S = a((n>- d)/(e -(KP); a, в, d - коэффициенты, определяемые экспериментально.
При любой туд и одинаковой комплектации
трактора зависимость лт = f (() на конкретном почвенном фоне остается неизменной с максимальным Лт™*. при (PKPopt и зоной допустимых по буксованию значений лта ^ Лтшх, соответствующих
(kp mm и (kp max
При вероятностном характере тяговой нагрузки зона эффективного функционирования трактора с разной удельной массой в составе тягового агрегата
определяется из условия (^^ < (р < (Крmax .
Номинальные значения для операций первой и
третьей групп можно выразить как
(крн1 =(крmax -а(кр1; (крн 3 = (kp min + A(кP3,
*
где Лргл- = Ка - контрольный допуск на тяговую нагрузку в установленных границах.
Вероятности нахождения значений фКР1 и ркрз в зоне односторонних допусков при нормальном режиме выразится как законе распределения определятся из выражений
Оптимальное значение удельной массы на каждом из установленных для разных групп операций почвообработки номинальном тягово-скоростном
|>д1 = 0,5 + ф(0; 1лз = 0,5 - ф(t2),
(3)
туд1 = ■
Лн '103
8 -РкРНг 'Унг При этом должно выполняться условие [6]
(5)
где Ч =(^КРшах -(РкРН1)1а(РкГ ^ ^2 = (?КРтт -(РкРН3) / аРк?
- аргументы функции Лапласа.
Выходной показатель трактора представляет
среднее значение тягового КПД Лт в условиях вероятностного характера нагрузки:
¿тЩ* = т'т / ш'удз = (¿Лт / Р • ¿V)н ^ ¿мГ, (6)
* , * 'Ьд1/ туд3
где ¿тТ = тЭтах'мЭт1п
_ РКР шах
Лт =| /(Ркр )Р(Ркр МРкр ■
/ ^л, -1,25 - максимально
допустимое увеличение массы трактора при балластировании.
(4)
Ркр ш
Рациональному тяговому диапазону ((р^^ -фКРпшх) соответствует интервал рабочих скоростей
(^тах - )г-, границы и ширина которого зависит от величины удельной массы трактора т
уд/
V . =■
ЛТ81
•103
8 •Ркр
* ?
т
Ш1П уд/
V ■ . =■
ЛТ8 2 -103
8 •Ркр
(V - V . ) =
V шах ш1П / г
*
т
шах уд/
(7)
103
8 • т
уд/
Л ЛТг 2
Рк? т
РКР т
* *
Уменьшение удельной массы от туд1 до туд3
обеспечивает повышение граничных значений и расширение интервала рабочих скоростей в соответствии с условием
V V (V - V ) т ,,
шах3 _ шш3 _ У шах шш/3 _ Уд1 _ ¿^шах (8)
V " V ~ (V - V ) = т * " уд ■
шах1 ш1п1 V шах ш1П уд3
Приведенные принципы согласования тяговых и скоростных режимов обеспечивают минимальное изменение удельной и соответственно эксплуатационной массы трактора для эффективного использования в разных по энергоемкости технологиях поч-вообработки.
Влияние удельной массы на потенциальные энергетические и технико-экономические показатели трактора и агрегата при выполнении операций поч-
вообработки разных групп можно оценить коэффициентом адаптации
¿ЛТ =Лт / Лтшах. (9)
Результаты исследования. По результатам лабо-раторно-полевых испытаний тракторов «Кировец» серии К-744Р разных типоразмеров и комплектаций получены осредненные значения коэффициентов уравнения (1) [6], определяющие характер зависимостей буксования и тягового КПД от коэффициента использования веса, а также границы рационального тягового диапазона использования ), по условиям
минимального и допустимого буксования на стерне колосовых влажностью 18-20 % в интервале рабочих скоростей от 2,2 до 2,8 м/с (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Показатели тягово-сцепных свойств колесных тракторов серии К-744Р (фон - стерня колосовых)
Показатель Одинарные колеса (1к) Сдвоенные колеса (2к)
Рщ = 0,11-0,12 МПа Рщ = 0,09 - 0,10 МПа
f 0,07 0,05
a 0,110 0,110
в 0,813 0,813
d 0 0,04
Л TP 0,905 0,905
ФкРтп 0,330 0,340
ФкР max 0,475 0,485
На основании анализа зависимостей 7,д = fркг) на операциях почвообработки третьей и первой
определен диапазон номинальных тяговых усилий групп при ркр > ркртпп и ркр < (ркртх соответ-
трактора, ограниченный Ркрнз= 0,370 и ственно 0,903 и 0,912.
ркрн\ = 0,450 , с вероятностью функционирования
д 0,2
0,1 О
71т
072
0,70
0,68
0,66
■ * - -РШ1 =0,110 МПа -РШ2 = О.ШШа
1
у/у 1 2 {
£ Sr i
* \ ' м 1 i
фкРчт < ■ I * ^'РКРН
^ 'РкРпш-.
Фкрнъ 1-1
0,25
0,30
0,35
ОАО
3,6
V,
м/с
3,2
2,8
2А
2,0
0А5 050
<Рке
Рис. 1. Зависимости т]Т ,8 = f (pKP) колесного трактора 4к4б: 1 - одинарные колеса; 2 - сдвоенные колеса
Номинальный тяговый режим р^нъ , соответствующий 77Гтах , является основным для выполнения операции почвообработки третьей группы при У*3 = 3,33 м/ с. Для наиболее энергоемких операций первой группы с У*нх = 2,20 м / с служит режим ркрн 1 при 7 < 77ттах. Середина указанного диапазона при рКРН = 0,41 и Лт-Лтт^
предназначена для операций второй группы с У*Н2 = 2,70м/ с. Максимальный интервал изменений удельной массы трактора разной комплекта-
не превышает
допустимый при ЛУН = У;з/ = 1,51 (табл. 2).
Причем из-за повышенных значений тягового КПД удельная масса трактора на сдвоенных колесах пре-
ции 1т™;х = myóJ тудЪ =1,22
вышает ее на одинарных для каждой группы опера- ственно шире технологического (У*т ±Д^ )*, что
ций в соответствии с условием Лт л = Ллт = 1,057. . у
уд т определяет размеры оптимального (Утях - ) *
Максимальный интервал рабочих скоростей по ^ тах тт г
скоростного интервала для операций почвообработки
условиям буксования (^^п - Кд), при т^ суще- соответствующей группы (см. табл. 2).
Таблица 2
Тягово-скоростные диапазоны использования и удельная масса колесных 4к4б тракторов для технологий почвообработки
Группа операций м/с Компл. у Фкрн 8н Лги у туд , кг/кВт V - К ) , V 8 тах 8% ' ' м/с (V -V. )у, V тах тт / ' м /с
1 2,20±0,25 1к 0,45 0,136 0,676 69,61 3,01-2,05 2,45-2,05
2к 0,45 0,124 0,714 73,56 3,02-2,00 2,45-2,00
2 2,70±0,35 1к 0,41 0,110 0,687 63,26 3,31-2,27 3,05-2,45
2к 0,41 0,101 0,726 66,85 3,32-2,22 3,05-2,45
3 3,33±0,50 1к 0,37 0,091 0,692 57,25 3,66-2,51 3,66-3,05
2к 0,37 0,082 0,732 60,56 3,66-2,46 3,66-3,05
Зависимость тягового КПД от скоростного режима показала возможность энергетически эффективного использования трактора с удельной массой т* в интервале рабочих скоростей до
V = 2,88 м/с (рис. 2), характерном для опера-
ций почвообработки второй группы. При т*д3 трактор наиболее эффективен в интервале от 3,20 до 3,66 м/с. Для т*уд2 указанный интервал находится в пределах от 2,88 до 3,20 м/с.
Пт
0,73
0,72
071
0,70.. 2.0
1гр 2 гр 3 гр
т'у61 ~~ т'уиз
7/ РШ2 = 0,0 9МПа
2,5
3,0
3,5 4,0
I \ м / с
Рис. 2. Зависимость тягового КПД трактора 4к4б на сдвоенных колесах от рабочей скорости: т*уд1 =73,51 кг/кВт;т*уд2 =66,85кг/кВт; т*дЪ =60,56кг/кВт
Указанное подтвердило целесообразность дифференцирования удельной массы колесного 4к4б трактора на различных по энергоемкости операциях с учетом характера изменения тягового КПД от скоростного режима при фиксированном значении т*й. Это повысит энергетическую эффективность
его использования и уменьшит уплотнение почвы колесами.
Установленные по результатам моделирования зависимости коэффициента адаптации трактора 4к4б разной комплектации к технологиям почвооб-работки от удельной массы показали следующее (рис. 3):
- на операциях 1, 2 групп в интервале рабочих скоростей от 2,00 до 3,05 м/с наиболее эффективен
трактор с т*д1 при коэффициенте адаптации
хщ = 0,983 - 0,987;
- в интервале рабочих скоростей от 2,00 до 3,66 м/с, характерном для операций 1-3 групп, при равномерной занятости максимальную энергетическую эффективность имеет трактор с туд2 при
х?1т = 0,982-0,985 и пониженным на 10,0 %, по
*
сравнению с туд1 , давлением колес на почву;
- при равномерной занятости на операциях 2, 3 групп в интервале рабочих скоростей от 2,45 до 3,66 м/с максимальное значение коэффициента адапта-
ци и ХлТ = 0,993 - 0,996 достигнуто при туд 2 .
С учетом занятости в зональных технологиях почвообработки базовое (основное) значение массы
тракторов 4к4б должно соответствовать т* и
находиться в пределах 61-64 и 65-67 кг/кВт на одинарных и сдвоенных колесах соответственно.
А7]1
0,99
098
0,97
0,96
095
а%
у , '2-3 „---у*/
У2 / и"
/ и-7' И V м-3 / / / ' 1-2 ' / 1
!. / / / / > = 2.08 - 2.45.М/С ^ У3 = 2.45 -3,05.м/с 1% = 3.05-3.66. м/с
/ / =2.08-3,05 м/с з = 2,08- 3.66л//с Г-'2_3 =2.4 5-3.66м/ с
--*
0.8
Рис. 3. Зависимость коэффициента адаптации трактора 4к4б к интервалам технологической скорости от удельной массы
Выводы
1. Установлены рациональные тяговые диапазоны колесных 4к4б тракторов высокой мощности разной комплектации, ограниченные режимами минимального (7 %) и максимально допустимого (15 %) буксования и соответствующие им номинальные тяговые режимы использования в технологиях поч-вообработки третьей = 0,37), второй
(Ркрн 2 = 0,41) и первой (Фкрн 1 = 0,45) групп.
2. Определены оптимальные значения удельной массы тракторов на одинарных и сдвоенных колесах для выполнения операций почвообработки разных групп в обоснованных интервалах номинальных ра-
бочих скоростей при ХУ^ = 1,51, соотношение
которых хттх = 1,22 не превышает допустимое
по условиям балластирования.
3. С учетом занятости в зональных технологиях почвообработки базовая величина удельной массы тракторов 4к4б на одинарных и сдвоенных колесах должна находиться в пределах 60-64 и 6568 кг/кВт соответственно.
Литература
1. Парфенов А.П. Тенденции развития конструкций сельскохозяйственных тракторов // Тракторы и сельхозмашины. - 2015. - № 5. - С. 42-47.
2. Селиванов, Н.И., Запрудский В.Н., Макеева Ю.Н. Моделирование скоростных режимов агрегатов
и удельных показателей колесных тракторов на 1. основной обработке почвы // Вестн. КрасГАУ. -2015. - № 1. - С. 81-89.
3. Селиванов Н.И., Макеева Ю.Н. Эксплуатацион- 2. ные параметры колесных тракторов для зональных технологий почвообработки // Вестн. КрасГАУ. - 2015. - № 2. - С. 56-63.
4. Селиванов Н.И., Запрудский В.Н., Матюшев В.В.
и др. Рациональные типоразмеры колесных 3. тракторов и агрегатов для зональных технологий почвообработки // Вестн. ОмГАУ. - 2015. -№ 4. - С. 84-89.
5. Селиванов Н.И., Макеева Ю.Н. Удельная мате- 4. риалоемкость колесных тракторов при балластировании для технологий почвообработки // Вестн. КрасГАУ. - 2015. - № 10. - С. 65-70.
6. Селиванов Н.И. Технологическая адаптация колесных тракторов / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - 5. Красноярск, 2017. - 216 с.
6.
Literatura
Parfenov A.P. Tendencii razvitija konstrukcij sel'skohozjajstvennyh traktorov // Traktory i sel'hozmashiny. - 2015. - № 5. - S. 42-47. Selivanov, N.I., Zaprudskij V.N., Makeeva Ju.N. Modelirovanie skorostnyh rezhimov agregatov i udel'nyh pokazatelej kolesnyh traktorov na osnovnoj obrabotke pochvy // Vestn. KrasGAU. -2015. - № 1. - S. 81-89.
Selivanov N.I., Makeeva Ju.N. Jekspluatacionnye parametry kolesnyh traktorov dlja zonal'nyh tehnologij pochvoobrabotki // Vestn. KrasGAU. -2015. - № 2. - S. 56-63.
Selivanov N.I., Zaprudskij V.N., Matjushev V.V. i dr. Racional'nye tiporazmery kolesnyh traktorov i agregatov dlja zonal'nyh tehnologij pochvoobrabotki // Vestn. OmGAU. - 2015. -№ 4. - S. 84-89.
Selivanov N.I., Makeeva Ju.N. Udel'naja materi-aloemkost' kolesnyh traktorov pri ballastirovanii dlja tehnologij pochvoobrabotki // Vestn. KrasGAU. - 2015. - № 10. - S. 65-70. Selivanov N.I. Tehnologicheskaja adaptacija kole-snyh traktorov / Krasnojar. gos. agrar. un-t. -Krasnojarsk, 2017. - 216 s.