Научная статья на тему 'Учреждения образования в закрытых административно-территориальных образованиях Сибири в 1950-1980-е гг'

Учреждения образования в закрытых административно-территориальных образованиях Сибири в 1950-1980-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ / ЖЕЛЕЗНОГОРСК / КРАСНОЯРСК-26 / СЕВЕРСК / ТОМСК-7 / ЗЕЛЕНОГОРСК / КРАСНОЯРСК-45 / CLOSED CITY / EDUCATIONAL INSTITUTION / MINISTRY OF MEDIUM MECHANICAL ENGINEERING INDUSTRY / ZHELEZNOGORSK / KRASNOYARSK-26 / SEVERSK / TOMSK-7 / ZELENOGORSK / KRASNOYARSK-45

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реут Г. А.

Статья посвящена проблемам развития учреждений образования в закрытых городах Министерства среднего машиностроения Сибири. Исследование архивных документы и изучение опубликованных источников позволяет автору сделать выводы о том, что в закрытых городах региона была создана развитая структура образовательных учреждений, которые имели необходимую материальную базу и квалифицированный коллектив педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN SIBERIAN CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNITS IN 1950-1980

The article is devoted to the issues of educational institution development in the closed cities of the Siberian Ministry of middle mechanical engineering industry. The archival document research and the published source study allow the author to draw the conclusions that the developed structure of educational institutions which had the necessary material resources and the qualified group of teachers was established in the regional closed cities.

Текст научной работы на тему «Учреждения образования в закрытых административно-территориальных образованиях Сибири в 1950-1980-е гг»

УДК 947:314.7/9 Г.А. Реут

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ СИБИРИ В 1950-1980-е гг.

Статья посвящена проблемам развития учреждений образования в закрытых городах Министерства среднего машиностроения Сибири. Исследование архивных документы и изучение опубликованных источников позволяет автору сделать выводы о том, что в закрытых городах региона была создана развитая структура образовательных учреждений, которые имели необходимую материальную базу и квалифицированный коллектив педагогов.

Ключевые слова: закрытый город, учреждение образования, Министерство среднего машиностроения, Железногорск, Красноярск-26, Северск, Томск-7, Зеленогорск, Красноярск-45.

G.A. Reut

EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN SIBERIAN CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL

UNITS IN 1950-1980

The article is devoted to the issues of educational institution development in the closed cities of the Siberian Ministry of middle mechanical engineering industry. The archival document research and the published source study allow the author to draw the conclusions that the developed structure of educational institutions which had the necessary material resources and the qualified group of teachers was established in the regional closed cities.

Key words: closed city, educational institution, Ministry of medium mechanical engineering industry, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk-26, Seversk, Tomsk-7, Zelenogorsk, Krasnoyarsk-45.

В формировании всесторонне и гармонически развитой личности важную роль играют учреждения образования, являющиеся важными институтами социализации. В данной статье рассматриваются проблемы развития учреждений образования в закрытых территориально-административных образованиях (ЗАТО) Министерства среднего машиностроения Сибири - Железногорске (Красноярск-26), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7). Исследование основано на архивных документах и публикациях.

Учреждения народного просвещения начали функционировать в первые годы строительства ЗАТО. В Железногорске уже в феврале 1952 г. при административном отделе Горно-химического комбината (ГКХ) была создана группа народного образования. В октябре 1952 г. было построено первое капитальное здание средней школы1. К середине 1950-х гг. учреждения образования располагали всеми необходимыми возможностями для проведения внеклассной воспитательной работы с детьми разного возраста. В 1958 г. начал работу Дворец пионеров, в 1960 г. открылась школа-интернат для 1-8 классов, рассчитанная на 210 учащихся, в 1964 г. - школа для умственно отсталых детей на 95 чел. Со школьниками также работали Дворец культуры, музыкальная школа, детская спортивная школа, клубы, в домоуправлениях были выделены помещения для работы с детьми2.

В Северске ситуация была аналогичной. Приказом №1 от 3 января 1953 г. на основании Постановления Совета министров СССР от 18 сентября 1952 г. №24 и приказа директора СХК от 23 декабря 1952 г. были зачислены на работу с 1 января 1953 г. коллективы северских школ3. В октябре 1954 г. Постановлением Совета Министров СССР Министерству среднего машиностроения и ЦК профсоюзов министерства было разрешено безвозмездно передать горсоветам школы всеобуча, школы рабочей молодежи и внешкольные детские учреждения 4. В 1961 г. были построены детская музыкальная школа и Дом пионеров. В 1960-х гг. в городе началось строительство типовых школ на 960 учащихся. По мере заселения новых кварталов вводилось по 2-3 школы ежегодно. Это позволило в 1963 г. перевести школы на работу в одну смену5.

9 сентября 1959 г. исполком районного Совета депутатов трудящихся Зеленогорска обратился в Совет Министров РСФСР с просьбой о передаче с 1 октября 1959 г. под руководство методического отдела Министерства просвещения РСФСР средней школы №1, неполной средней школы №5, неполной средней школы №89, школы рабочей молодежи, Ильинской №164 и Орловской №165, начальных школ с последую-

1 Наш календарь // Город и горожане. 1997. № 30. 25 июля.

2 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 935. Л. 47-49; Д. 486. Л. 14.

3 Мы все из XX века. История образования в Северске в лицах, цифрах, фактах и воспоминаниях. Северск, 2009. С. 6.

4 История Северска. Томск, 1999. С. 96.

5 Там же. С. 1о6.

щей передачей их из Рыбинского района Красноярского края в ведение исполкома Зеленогорска. 28 декабря 1960 г. Ильинская школа была также передана в распоряжение районо Зеленогорска6.

В 1950-1960-е гг. в Железногорске и в Северске имел место дефицит учебных мест. В результате быстрого прироста населения дошкольного и школьного возраста численность учащихся существенно опережала темпы ввода общеобразовательных школ.

Так, например, в школах Железногорска, рассчитанных на 960 мест, в конце 1960/61 учебного года занималось по 1300-1400 человек. В 1962/63 учебном году в городе насчитывалось 13 школ, в семи из них 1516 школьников обучались во вторую смену. Рост общей численности детей школьного возраста привел к быстрому увеличению количества учащихся, занимавшихся во вторую смену. Если в 1963/64 учебном году во вторую смену занималось 1873 ученика, то в 1964/65 учебном году их насчитывалось уже 2350 (табл. 1)7.

Таблица 1

Динамика наполняемости общеобразовательных школ г. Железногорска на 1 января*

Показатель Год

1965 1970 1975 1980 1985 1990

Вместимость по норме, мест 7700 9044 12676 12552 13992 15680

Посещало фактически, чел. 7179 10551 12348 11931 11565 12535

Наполняемость по норме, % 93,2 116,6 97,4 95,0 82,7 79,9

*Паспорта города Железногорска за 1965-1990 гг.

Такое же положение наблюдалось и в Северске. В 1960/61 учебном году в городских школах всеобуча обучалось 6325 чел., из них во вторую смену 1870 чел. В 1962/63 учебном году в школах города из 8320 учащихся во вторую смену обучалось 1808 чел. (21,7 %). В 1965/66 учебном году в школах всеобуча из 11,2 тыс. учащихся во вторую смену обучалось 1397 чел. (12,5 %). В 1970/71 учебном году в 15 школах всеобуча обучалось 14,5 тыс. учащихся, из них во вторую смену - 3000 чел. (20,7 %). В 1972/73 учебном году во вторую смену обучалось 2300 школьников, в 1975/76 учебном году - 1700 учащихся. В 1982 г. число школ, где имелась вторая смена, уменьшилось с 8 до 2. Число обучавшихся во вторую смену снизилось с 926 до 300 чел. В 1983 г. обучавшихся во вторую смену было 440 чел., в 1984 г. - 850, в 1985 г. - 950 чел. Рост произошел за счет школ, расположенных в быстроразвивающемся районе города. Рост количества учеников, обучавшихся во вторую смену, продолжался и дальше. В 1987/88 учебном году во вторую смену обучалось уже 1690 школьников8. В то же время наполняемость общеобразовательных школ в среднем была близка к нормативной (табл. 2).

Таблица 2

Динамика наполняемости общеобразовательных школ г. Северска на 1 января*

Показатель Год

1965 1970 1975 1980 1985 1990

Вместимость по норме, мест 10780 12700 14136 13376 14072 13392

Посещало фактически, чел. 9116 13840 14789 14312 14079 14133

Наполняемость по норме, % 84,5 108,9 104,6 106,9 100,0 105,5

*Паспорта города Северска за 1965-1990 гг.

Как видно из табл. 1-2, к середине 1970-х гг. учащиеся средних школ были почти полностью обеспечены учебными местами. Кроме того, в 1980-е годы в Железногорске наметилась устойчивая тенденция к снижению загруженности учебных заведений. Несмотря на то что в 1988 г. обеспеченность школьными учреждениями к норме составляла 123,9 %, проблема занятий в две смены сохранилась. Из-за миграции населения в новые микрорайоны во вторую смену обучались 1200 школьников, что составляло 10,8 % от общей численности учащихся9.

Таким образом, в ЗАТО Сибири наблюдались те же демографические особенности, которые были при-

6 Савельев В.Р. Секреты зеленых гор. Красноярск: Буква, 2001. С. 502.

7 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 938. Л. 64, 65; Д. 882. Л. 95; Д. 889. Л. 63; Д. 1335. Л. 51-53; Д. 303. Л. 161; Д. 912. Л. 22; Д. 371. Л. 17; Д. 1350. Л. 113; Д. 938. Л. 21.

8 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 23. Л. 57; Д. 35. Л. 162; Д. 45. Л. 118; Д. 45. Л. 135; Д. 64. Л. 77; Д. 70. Л. 200; Д. 79. Л. 68; Д. 95. Л. 35; Д. 95. Л. 94; Д. 99. Л. 13; Д. 109. Л. 189.

9 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1062. Л. 36.

сущи на первом этапе всем молодым городам, в которых в первые годы строительства преобладало население молодых возрастов. Число дошкольников и школьников в связи с высоким уровнем рождаемости первоначально быстро увеличивалось, затем происходила постепенная стабилизация, после чего обозначилась тенденция к снижению численности этой возрастной группы. К середине 1970-х гг. численность школьников в Железногорске стабилизировалось в пределах 13000 чел., в Северске - в пределах 14500 чел. (рис. 1).

1966 1971 1976 1981 1986 1991

—О— дошкольники Сев-ск — •— дошкольники Жел-ск —□— школьники Сев-ск —□— школьники Жел-ск

Рис. 1. Динамка изменения структуры населения Железногорска и Северска в 1966-1991 гг. на 1 января (по данным паспортов городов за 1966-1991 гг.)

Вместимость имевшихся учебных заведений стала удовлетворять существовавшим нормам. Мы видим, что с середины 1970-х гг. Железногорск был обеспечен учебными местами несколько выше нормы. В Северске ситуация также была близка к нормативной. Нехватка учебных мест в Железногорске и Северске объяснятся не столько медленными темпами строительства школ, сколько естественными демографическими колебаниями численности населения школьного возраста. Причиной сохранения второй смены в 1980-х гг. являлось неравномерное распределение населения по районам города.

Школы Зеленогорска в 1960-х гг. тоже были «сильно перегружены учащимися», занятия проводились в две смены. Однако по мере ввода новых учебных заведений положение улучшилось. С 1 сентября 1976 г. все школы работали в одну смену. Однако позже снова наблюдался рост количества обучающихся во вторую смену: в 1984 г. - 6,8 %, 1985 г. - 7,9 %, в 1988 г. во вторую смену обучалось 1244 школьника, что составляло 9 %, в 1989 г. обучающихся во вторую смену было 837 чел.10.

Характерной чертой общеобразовательных школ ЗАТО Сибири был высокий уровень подготовки учащихся. Большое значение для повышения качества образования имели опыт и уровень квалификации педагогов. К 1958 г. школы Железногорска полностью были обеспечены квалифицированными кадрами, в 8-10 классах работали преподаватели только с законченным высшим образованием. В 1958 г. почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР были вручены четверым учителям, значки «Отличник народного просвещения РСФСР» - шестерым. Тридцать преподавателей прошли курсы повышения квалификации в Красноярском институте усовершенствования учителей. К июлю 1961 г. большинство учителей имели педагогический стаж свыше 5 лет. К маю 1962 г. в школах Железногорска работали четыреста учителей, из них высшее образование имели 57 % педагогов, а педагогический стаж более 10 лет - 45 %. К августу 1964 г. в школах работало около 500 учителей, в том числе пять заслуженных учителей республики, 14 были награждены знаком «Отличник народного просвещения», 4 - грамотами Министерства просвещения РСФСР. В 1965 г. еще восемь учителей были награждены значком «Отличник народного просвещения», один - грамотой Министерства просвещения РСФСР11.

В школах Северска в 1959 г. работало 335 учителей. Из них с высшим образованием - 161 чел., с незаконченным высшим - 67, со средним педагогическим - 92, с общим средним - 15 чел. В 1968/69 учебном году все школы были обеспечены педагогическими кадрами по всем специальностям. Около 60 % учителей имели высшее образование, 6,3 - незаконченное высшее, 31,1 % - среднее специальное. Из числа учителей 5-10 классов высшее образование имели 98,5 %. Значком «Отличник народного просвещения» было награ-

10 ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 9. Л. 169; Д. 34. Л. 83; Д. 22-1. Л. 48; Д. 375. Л. 39; Д. 413. Л. 51; Д. 477. Л. 34.

11 ЦХИДНИ КК. Ф. 3919. Оп. 1. Д. 638. Л. 70; ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 988. Л. 33; Д. 1024. Л. 16, 26.

ждено 66 педагогов, 106 чел. получили почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР, трем педагогам было присвоено почетное звание заслуженного учителя РСФСР12.

В школах Зеленогорска в 1964 г. работало 140 учителей с высшим образованием, с незаконченным высшим - 30, со средним педагогическим - 58 чел. В 1970 г. количество учителей насчитывало 361 чел. Из них с высшим образованием - 233 чел., с незаконченным высшим образованием - 22, со специальным средним образованием - 106 чел. В 1975 г. 80 % учителей 4-10 классов имели высшее образование. В 1984 г. из 500 учителей около 99 % имели высшее образование, двое были удостоены почетного звания «Заслуженный учитель РСФСР», около 100 - звания «Отличник народного образования»13.

По мере профессионального роста педагогов повышался уровень преподавания, улучшалась успеваемость учащихся. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с одновременным улучшением материальной базы позволили обеспечить высокий уровень образования школьников. Число отличников в школах Железногорска увеличилось со 146 чел. в 1961 г. до 260 чел. в 1962 г. В 1963/64 учебном году более 40 % учащихся завершили год с оценками «4» и «5». В 1970/71 учебном году на второй год осталось 145 чел., в 1973/74 - 92 чел., в 1974/75 - 60 чел. Успеваемость в 1974/75 учебном году увеличилась до 95 %. К началу 1975/76 учебного года охват средним образованием составил 98,5 %. Успеваемость в 1979/80 учебном году составила уже 99,7 %, а на оценки «4» и «5» училось около 45 % учащихся. Отсев из 1-10 классов сократился с 38 учеников в 1976/77 до 18 в 1979/80 учебном году14.

В Северске общая успеваемость в 1960/61 учебном году составляла 93,7 %. Увеличилось число отличников с 310 чел. в 1959/60 учебном году до 375 в 1960/61 учебном году. Успевающих на «4» и «5» в 1959/60 учебном году было 1500 учеников, в 1960/61 учебном году уже 1830 учащихся. 56 классов не имели второгодников. По итогам 1962/63 учебного года успеваемость составила 97,6 %. Из 150 классов полную успеваемость имели 77 классов. На «4» и «5» закончили год 2576 учащихся, только на «5» - 586 чел. В 1970-х гг. в городе была решена проблема массового второгодничества. Если в 1960-х гг. на второй год оставалось от 200 до 400 учеников, то в 1975/76 г. на второй год было оставлено только 62 чел., а в 1976/77 г. количество второгодников снизилось до 39. Успеваемость по итогам 1975/76 г. составила 99,7 %, при этом более 51 % школьников закончили учебный год только на «4» и «5». Более чем в 5 раз сократился отсев учащихся из школ города. Успеваемость на рубеже 1970-1980 гг. составляла 99,6-99,8 % (рис. 2)15.

390 414

Рис. 2. Количество второгодников в общеобразовательных школах Северска в 1970-1976 гг.16

В Зеленогорске в 1959/60 учебном году на конец учебного года не успевало 164 ученика, средняя успеваемость составляла 89 %. В 1960/61 учебном году не успевало 160 учеников, успеваемость составляла 92 %. Если в 1965/66 учебном году успеваемость учащихся составляла 94,4 %, то в 1974/75 учебном году она выросла до 98,8 %, при этом 40 % школьников учились на «4» и «5», а 97,7 % выпускников 8 классов продолжали обучение. Успеваемость к началу 1980-х гг. стала стабильной - 997 школьников из 1000 своевременно переходили из класса в класс. По итогам 1980/81 учебного года успеваемость составила 99,7 %, оценки «4» и «5» имели 41 % школьников (рис. 3)17.

12 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 16. Л. 222; Д. 56. Л. 210; Д. 56. Л. 212.

13 ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 12. Л. 80; ЦХИДНИ КК. Ф. П-560. Оп. 1. Д. 82. Л. 81; Д. 116. Л. 49; Д. 274. Л. 57.

14 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 99. Л. 29; Д. 371. Л. 18; Д. 948. Л. 35-36; ЦХИДНИ КК. Ф. 3919. Оп. 1. Д. 638. Л. 69.

15 СГА. Ф. 1. Оп. 3, 11. Л. 25; Д. 26. Л. 244; Д. 35. Л. 169; Д. 99. Л. 29; Д. 86. Л. 55; Д. 87. Л. 170; Д. 92. Л. 32.

16 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 16. Л. 227; Д. 22. Л. 80; Д. 31. Л. 26; Д. 35. Л. 169; Д. 45. Л. 300; Д. 60. Л. 157; Д. 64. Л. 77; Д. 77. Л. 14-15; Д. 69. Л. 298; Д. 86. Л. 55.

17 ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 25. Л. 205; Д. 31. Л. 140; Д. 22. Л. 48; Д. 325. Л. 53; ЦХИДНИ КК. Ф. П-560. Оп. 1. Д. 15. Л. 14; Д. 14. Л. 141; Д. 76. Л. 135; Д. 124. Л. 99; Д. 173. Л. 43.

Рис. 3. Динамика роста успеваемости в общеобразовательных школах Зеленогорска в 1965-1975 гг.

В 1961/62 учебном году из 2464 чел. на второй год было оставлено 116 учащихся, 130 учащихся получили задания на осень. В 1965/66 учебном году из 4898 учащихся было оставлено на второй год 273 (5,6 %) человек. Число классов и учителей, закончивших учебный год без второгодников, увеличивалось. Если в 1962/63 учебном году закончили год без второгодников 22 учителя, то в 1961/62 без второгодников закончили год 35 классов дневных школ, в 1965/66 - соответственно 43 класса и 60 учителей, в 1967/68 -31 класс и 56 учителей, 1968/69 - 54 класса и 87 учителей, в 1969/70 - 124 учителя, в 1970/71 учебном году -138 учителей и 79 классов. В 1970/71 учебном году из 6439 учащихся было оставлено на второй год 158 учеников (2,5 %), выпущено со справками за 10 класс - 13 чел.18. Таким образом, в Зеленогорске проблема массового второгодничества также решалась успешно.

Одним из свидетельств качества образования являлось количество выпускников-медалистов (рис. 4).

1950 1960 1970 1980

□ золотые Псеребряные

Рис. 4. Количество медалей, врученных выпускникам школ Железногорска в 1950-1980-е гг.19

Хорошая подготовка в средней школе облегчала выпускникам поступление в вузы. Например, в Железногорске в 1980 г. из 780 учащихся 10 классов 51 % выпускников поступили в дневные и вечерние вузы, 26,2 % - в техникумы и ПТУ. В 1986 г. 75 % выпускников школ получили квалификационные разряды, более 50 % успешно сдали конкурсные экзамены при поступлении в высшие учебные заведения20.

В Северске в 1965 г. в вузы поступили 61 % выпускников, в техникумы - 11 %, в 1970 г. соответственно 47 и 12 %, в 1978 г. - 41,8 и 18,2 %21. Количество выпускников 10 классов Зеленогорска, поступивших в вузы, также держалось на высоком уровне. В 1975 г. успешно сдали вступительные экзамены 25 % выпускников, в 1980 г. - 36,8, 1981 г. - 38, 1982 г. - 44, в 1983/84 учебном году - 46 %. В 1985 г. поступили в вузы 51,9 % учащихся, в средние специальные учебные заведения - 17,8 %. В 1989 г. поступили в вузы 43,7 %, в техникумы - 26,6 %22.

В 1950-1960-е гг. в ЗАТО Сибири было сосредоточено большое количество молодежи, не имевшей полного среднего образования. Повышение уровня образования возлагалось на школы рабочей молодежи (далее - ШРМ). ШРМ позволяла получить необходимое общее образование без отрыва от производства. Не в последнюю очередь ее популярность была связана с тем, что за обучение в старших классах этих школ не

18 ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 9. Л. 169; Д. 15. Л. 90; Д. 13. Л. 38; Д. 14. Л. 131; Д. 24. Л. 4; Д. 25. Л. 204.

19 Реут Г.А., Савин А.П. Становление и развитие г. Железногорска (Красноярск-26) как закрытого административно-

территориального образования атомной промышленности (1950-1991) / КГПУ. Красноярск, 2007. С. 160-161.

20 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1025. Л. 74; Д. 1049. Л. 36-37.

21 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 45. Л. 119; Д. 62. Л. 40; Д. 87. Л. 114.

22 ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 325. Л. 53; ЦХИДНИ КК. Ф. П-560. Оп. 1. Д. 254. Л. 72; ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 376. Л. 92, 22; Д. 375. Л. 38;

Д. 479. Л. 38.

взималась плата, как в детских школах. Если в 1955/56 учебном году в Железногорске была только одна школа рабочей молодежи, в которой обучалось 424 чел., то к концу 1960/61 учебного года - 3 ШРМ с общим количеством учащихся 1288 чел., а в 1963/64 г. было уже 5 ШРМ, в которых обучалось 2200 чел. (табл. 3)23.

Несмотря на усилия, предпринимавшиеся ГК ВЛКСМ и ГК КПСС, на 30 октября 1964 г. из 3148 чел. в возрасте до 30 лет, не имевших среднего образования, нигде не обучались 2252 чел., на 7 января 1974 г. -4100 чел. того же возраста не имели среднего образования, в том числе у 2550 не было даже 8-летнего образования. Полностью решить проблему всеобщего среднего образования так и не удалось. В 1980 г. не имели среднего образования 2170 чел., из них обучалось только 38 %24.

Таблица 3

Динамика наполняемости школ рабочей молодежи г. Железногорска на 1 января*

Показатель Год

1965 1970 1975 1980 1985 1990

Вместимость по норме, мест 2200 1200 960 960 960 960

Посещало фактически, чел. 2202 564 571 518 252 113

*Паспорта города Железногорска за 1965-1990 гг.

В Северске в 1957/58 учебном году в ШРМ обучалось 823 ученика, в 1958/59 учебном году выросло до 1651 чел., в 1959/60 учебном году количество обучавшихся составляло уже 2643 чел. Отсев из ШРМ в 19641966 гг. составил 426 чел., процент успеваемости - 70 %. В 1967/68 учебном году в ШРМ было уже 2238 учеников. Отсев учащихся составлял 34 % (выбыло 758 чел.). В 1973 г. из 4 школ, существовавших в городе, осталось всего 2. Вместо 625 чел., которые могли обучаться, в ШРМ набиралось 400-500 чел., а заканчивало ее и того меньше. Контингент для школ рабочей молодежи в городе был довольно велик: более 5000 рабочих не имело среднего образования. На 1 апреля 1973 г. из 425 работников Сибхимкомбината, начавших учиться 1 сентября 1972 г., в школе рабочей молодежи осталось только 175 чел., или 41 %; из 125 работников «Химстроя» осталось только 40 чел., или 32,8 %; из 70 работников УРСа осталось всего 17 чел., или 24 %. При этом свыше 3700 чел. в возрасте до 30 лет не имели среднего образования. Отсев учащихся из ШРМ каждый год составлял 27-30 %. По итогам 1979/80 учебного года отсев учащихся снизился до 10 %,25 но при этом и общая наполняемость школ рабочей молодежи упала до минимума (табл. 4).

Таблица 4

Динамика наполняемости школ рабочей молодежи г. Северска на 1 января*

Показатель Год

1965 1970 1975 1980 1985 1990

Вместимость по норме, мест 1440 1740 1020 1440 720 720

Посещало фактически, чел. 2264 1132 958 740 213 147

*Паспорта города Северска за 1965-1990 гг.

Количество учащихся в течение учебного года постоянно варьировалось. В Зеленогорске в конце 1960/61 учебного года в ШРМ обучалось 426 чел., а в 1961/62 учебном году - 591 чел. В 1962/63 учебном году 5-7-х классов было на начало учебного года 14, а 8-10-х классов было 5-7 (331 чел.), 8-10 (260 чел.). Для школ рабочей молодежи был характерен большой отсев в течение года. Например, в 1962/63 учебном году на начало года насчитывалось 591 чел., на конец учебного года из них осталось 370 чел. На 1 июля 1976 г. из числа работающих в возрасте 16-29 лет не имели среднего образования 2283 чел., из них 8-летнего образования - 264 чел. В 1975/76 учебном году не имели среднего образования 2283 чел. в возрасте 16-29 лет, у 243 из них не было 8-летнего образования. При этом из 131 молодого рабочего ЭХЗ, направленного в шРМ, прекратили учиться 41 чел., в УС-604 из 220 - 110, в МСУ-20 из 49 чел. - 17, ГРЭС-2 из 27 - 10, МСУ-75 из 13 чел. - 9, в Управлении коммунального хозяйства и бытового обслуживания из 50 осталось 17 чел. В 1978 г. 1800 молодых людей еще не имели среднего образования, из них 180 чел. -8-летнего. В 1980 г. свыше 1000 молодых рабочих предприятий города все еще не имели среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 889. Л. 62; Д. 912. Л. 5; Д. 938. Л. 21

24 ЦХИДНИ КК. Ф. 3919. Оп. 1. Д. 638. Л. 70; ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 988. Л. 33; Д. 1024. Л. 16, 26.

25 СГА. Ф. 1. Оп. 3. Д. 15. Л. 88. Д. 23. Л. 57; Д. 45. Л. 143; Д. 52. Л. 60; Д. 56. Л. 217; Д. 70. Л. 130; Д. 70. Л. 156; Д. 82. Л. 58; Д. 92. Л. 33.

образования. Из 708 человек, получивших среднее образование в школах Зеленогорска в 1981 г., 217 окончили школу рабочей молодежи26.

Получение среднего образования открывало перед выпускниками и молодым рабочим путь для продолжения обучения в профтехучилищах, техникумах и в высших учебных заведениях.

Как следует из вышесказанного, к середине 1950-х гг. учреждения образования Железногорска и Северска располагали всеми необходимыми материальными и кадровыми возможностями для проведения учебной и внеклассной воспитательной работы с детьми разного возраста и способностей. В Зеленогорске процесс формирования образовательных учреждений происходил в аналогичных условиях.

В 1954 г. школы всеобуча, школы рабочей молодежи и внешкольные детские учреждения из ведения градообразующих предприятий были безвозмездно переданы в ведение местных органов власти. В Зеленогорске сельские учреждения образования были переподчинены районо в 1959-1960 гг.

В период «демографической волны» длительное время ощущался дефицит учебных мест, так как прирост учащихся существенно опережал темпы ввода школ. К середине 1970-х гг. учащиеся средних школ были почти полностью обеспечены учебными местами. Кроме того, в 1980-е годы наметилась устойчивая тенденция к снижению загруженности учебных заведений. Однако из-за миграции населения в новые микрорайоны проблема занятий в две смены сохранилась.

Нехватка учебных мест в Железногорске и Северске объяснятся не столько медленными темпами строительства школ, сколько естественными демографическими колебаниями численности населения школьного возраста в 1960-1970-х гг., а в 1980-х гг. сказывалось неравномерное распределение населения по районам города. В Зеленогорске имела место задержка с вводом школ по вине созастройщиков.

Характерной чертой общеобразовательных школ ЗАТО Сибири был высокий уровень подготовки учащихся. В 1960-е гг. высшее образование имели более 50 % педагогов, в 1980-е гг. - около 100 % учителей 5-10 классов. По мере профессионального роста педагогов повышался уровень преподавания, улучшалась успеваемость учащихся. На рубеже 1970-1980 гг. успеваемость превышала 99 %, более 50 % учащихся заканчивали учебный год только на «4» и «5».

Развитая материальная база учреждений образования и профессиональная подготовка педагогов позволяли обеспечивать высокое качество обучения. Подтверждением его уровня является количество выпускников-медалистов, а также поступление более 50 % выпускников в вузы и около 20 % в техникумы.

В 1950-1960-е гг. в ЗАТО Сибири было сосредоточено значительное количество молодых рабочих, не имевших полного среднего образования. Школы рабочей молодежи позволяли получить необходимое общее образование без отрыва от производства. Для ШРМ был характерен большой отсев в течение года. Полностью решить проблему всеобщего среднего образования так и не удалось.

При этом вклад школ рабочей молодежи в повышение образовательного уровня молодежи ЗАТО Сибири был достаточно весом.

Например, в Зеленогорске в 1981 г. выпускники ШРМ составляли 30 % от общего количества учеников, получивших среднее образование в школах.

Развитие промышленных предприятий увеличивало спрос на квалифицированных специалистов. Стремление снизить текучесть кадров требовало организации подготовки нужных работников непосредственно в городе и за счет привлечения местного населения. С этой целью во всех трех ЗАТО были созданы профессионально-технические училища, техникумы, учебно-консультационные пункты технических вузов. На базе УКП позже были образованы филиалы краевых/областных вузов.

Таким образом, исследование архивных документы и изучение опубликованных источников позволяет сделать выводы о том, что в ЗАТО Министерства среднего машиностроения в Сибири была создана развитая структура образовательных учреждений, которые имели необходимую материальную базу и квалифицированный коллектив педагогов. Опора на выпускников местных учебных заведений повышала закрепляемость кадров, что снижало утечку сведений о секретных объектах.

26 ЗГА. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 9. Л. 165; Д. 34. Л. 41; Д. 34. Л. 100; Д. 22-1. Л. 51; Д. 162. Л. 66; Д. 321. Л. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.